что такое распределительный способ
Что такое распределительный способ
Распределительный и разделительный способы расчета рецепта
Все существующие способы прописывания дозированных лекарственных форм преследуют всегда одну и ту же цель: построить рецепт так, чтобы больной получил на один прием одну разовую дозу лекарственного вещества.
Отсюда ясно, что построение рецепта на дозированные лекарственные формы должно подчиняться определенным, точно сформулированным правилам.
Так как окончательный эффект взаимодействия медикамента с организмом во многом зависит от его дозы, нетрудно понять, что значение величины разового приема (среднетерапевтической лекарственной дозы) является первым и совершенно необходимым элементом для построения рецептурной прописи на любую дозированную лекарственную форму.
Величина разовой дозы лекарства определена в результате длительных экспериментальных и клинических наблюдений; для данного вещества она является величиной постоянной и общепринятой. Количество же приемов зависит от конкретных особенностей данного случая и определяется врачом не трафаретно, а применительно к каждому больному в отдельности.
Диспензационный (распределительный) способ более прост и потому более распространен. Он предполагает выписывание разовых доз с указанием того, сколько таких доз следует выдать больному на руки. Поэтому при диспензационном способе прописывания рецепта в designatio materiarum после названия медикамента обозначается его разовая доза, а в subscriptio после слов «дай таких доз» (da tales doses) указывается количество приемов.
Принцип построения рецепта при дивизионном способе прописывания может быть изложен и более кратко. При разделительном способе прописывания рецептов в designatio materiarum после названия медикамента обозначается его суммарная доза, а в subscriptio после слов «раздели на равные части числом» указывается количество приемов. Как видно, дивизионный способ прописывания более сложен и поэтому менее употребителен, хотя некоторые дозированные лекарственные формы (например, настои) выписываются исключительно только этим способом.
Несмотря на отличия, кажущиеся значительными и, диспензационный, и дивизионный способы прописывания и расчета рецепта принципиально одинаковы, так как имеют своей целью дать больному одну разовую дозу на один прием.
Следовательно, врачебная рецептура рассматривает оба способа как равноценные и использует их параллельно. Интересно, однако, отметить, что фармацевтическая рецептура в силу ряда условий чисто технического порядка принимает диспензационный способ только теоретически: как бы ни выписал врач рецепт, фармацевт превратит его обязательно в дивизионную форму и только после этого приступает к изготовлению лекарства.
Эта своеобразная особенность способствует еще большему размежеванию врачебной и фармацевтической рецептур.
Краткое описание
Используемый в школе распределительный закон умножения позволяет ученикам максимально быстро выполнить все необходимые вычисления. Знание определенных нюансов поможет решить сложные уравнения и различные задачи. Процесс умножения представляет собой сокращенный процесс сложения. А это означает, что первый множитель выступает в роли числа, которое складывается само с собой определенное количество раз, соответствующее второму множителю. Пример: 4 * 8 = 4+4+4+4+4+4+4+4 = 32.
Элементарное математическое умножение было изобретено в то время, когда у человечества возникла необходимость выполнять большие вычисления, которые просто неудобно записывать в виде элементарного сложения. Всем хорошо известно, что можно 8 раз сложить число 4, а можно 4 раза сложить число 8, но итоговый результат от этого не поменяется. Именно в этом и состоит смысл переместительного умножения всех задействованных элементов. Умножение позволило человеку решить довольно много проблем, но вместе с этим в алгебру пришло и деление, но уже как противоположная математическая операция.
Ключевые особенности
Чтобы даже на начальном этапе ученик мог выполнить умножение суммы некоторых чисел, необходимо просто умножить каждое слагаемое по отдельности и сложить полученный результат. К примеру: (j + d) * s = sj + sd либо s * (j + d) = sj + sd. Чтобы немного упростить способ решения задачи, описанное правило можно использовать в обратном порядке: s * j + s * d = s * (j + d). В этом случае общий множитель выносится за пределы скобок.
Если попробовать задействовать многофункциональное распределительное свойство сложения, то в итоге можно будет решить следующие математические примеры:
Умелое применение распределительного свойства умножения поможет избежать распространенных ошибок. Так, основное правило актуально не только по отношению к сумме, но и к разности двух и более выражений. Для укрепления полученных навыков можно попробовать самостоятельно придумать задачу.
Основные математические возможности
Чтобы можно было выполнить определенные арифметические действия по отношению к числу, необходимо поочередно умножить его на каждое слагаемое и в итоге сложить полученные произведения. А это значит, что для любых частных чисел l, r, w верным будет следующее равенство: w * (l + r) = w * l + w * r. Этот пример отлично выражает распределительный закон сложения и последующего умножения. Так как число и сумма являются множителями, то после смены их места расположения, задействовав для этого переместительное свойство, можно будет сформировать наиболее подходящее свойство.
Всего специалисты выделяют три свойства распределительного умножения:
Все перечисленные направления имеют свои особенности и правила использования на практике, которые обязательно нужно учесть для лучшего усвоения этой темы.
Правила вычитания
Умножение и последующее вычитание натуральных чисел обязательно связывается распределительным свойством. Учащимся обязательно нужно запомнить формулировку этого правила: умножить определенную разность двух рациональных чисел на конкретное число — это вычитание из произведения уменьшаемого числа произведения данного или неизвестного вычитаемого числа. Все математические примеры записываются при помощи обычных букв: (s — r)* n = s * n — r * n. Задействованными символами могут называться определенные рациональные целые и дробные числа.
Элементарные примеры распределительного свойства умножения позволяют ученикам освоить технику решения распространенных математических задач. Если необходимо убедиться в равенстве уравнения 5 * (8 — 3) = 5 * 8 — 5 * 3, тогда нужно выполнить несколько арифметических действий. Так как пример 8 − 3 всегда равен 5, то произведение 5 * (8 — 3) всегда будет иметь следующий результат: 5 * 5 = 5+5+5+5+5=25. Теперь нужно вычислить разность между 5 * 8 и 5 * 3. Решение выглядит следующим образом: 5 * 8 − 5 * 3 = (5+5+5+5+5+5+5+5) — (5+5+5) = 40 — 15 = 25. Это значит, что равенство 5 * (8 − 3) = 5 * 8 − 5 * 3.
Использование двух и более слагаемых
Распространенное в алгебре распределительное свойство элементарного умножения активно применяется не только по отношению к двум слагаемым, но и для неограниченного количества арифметических элементов. Этот подход можно применить для всех форм дробей, что очень удобно. Стандартная формула имеет следующий вид:
В качестве примера следует рассмотреть следующее уравнение: 678 * 4. Чтобы понять все нюансы, надо представить число 678 как сумму трех чисел: 600, 70 и 8. Если это сделать, то в итоге можно получить следующее решение: (600 + 70 + 8) * 4 = 600 * 4 + 70 * 4 + 8 * 4 = 2400 + 280 + 32 = 2712. Для более быстрого решения задачи нужно упростить несколько выражений, используя для этого упомянутое ранее свойство.
Если в качестве примера взять уравнение 8 * (4х + 3у), тогда первым делом раскрывают имеющиеся скобки, применяя для этого распределительный закон умножения: 8 * 4х + 8 * 3у = 32х + 24у. Конечно, полученный результат сложить просто невозможно, так как заявленные слагаемые не являются подобными, к тому же они имеют разную буквенную часть. Именно поэтому ответ будет выглядеть следующим образом: 32х + 24у.
Если ученик научится использовать при решении различных примеров универсальное распределительное свойство сложения и умножения, то в итоге он сможет легко решать даже самые сложные математические примеры, так как многие ситуации можно свести к устному счету. Также будет существенно экономиться время при решении многоуровневых задач. Благодаря полученным знаниям, можно будет с легкостью упростить выражения. Эксперты рекомендуют дважды проверять выполненную работу, так как только в этом случае можно будет избежать ошибок.
Умножение нуля
Несмотря на то что ноль не относится к категории естественных чисел, этому направлению тоже нужно уделить повышенное внимание. Это связано с тем, что такое свойство используется во время умножения натуральных чисел столбиком. Если строго соблюдать смысл умножения, тогда произведение 0 * х, где х выступает в роли произвольного естественного числа больше единицы, представляет собой сумму х слагаемых. В такой ситуации актуальной является следующая формула: 0 * х = 0+0+0+0+….+0. Свойства математического сложения позволяют специалистам утверждать, что последняя сумма неизбежно будет равна нулю.
Чтобы иметь возможность сохранить справедливость элементарного умножения используемого числа на единицу, можно считать верным следующее равенство: 0 * 1 = 0. Это значит, что для любого естественного числа х выполняется равенство 0 * х = 0. Чтобы оставалось актуальным переместительное свойство умножения, нужно помнить о справедливости равенства х * 0 = 0 для всех натуральных чисел х.
Произведение естественного числа и нуля равно нулю 0 * х = 0, а также х * 0 = 0. Используемый x представляет собой произвольное натуральное число. Экспертами было доказано, что последнее утверждение играет важную роль формулировки свойства умножения ранее полученного числа и нуля. К примеру, произведение чисел 87 и 0 равно нулю. Если попробовать умножить 0 на 897689, то в итоге тоже получим ноль.
Распределительное свойство относительно разности
Понять все нюансы помогут следующие три примера:
Решать такие задачи элементарно и быстро, но для этого нужно хорошо усвоить все правила, а также рекомендации специалистов, так как только в этом случае можно будет избежать грубых ошибок.
Манипуляции с натуральным числом
Этот раздел связан с умножением единицы на конкретное число. Если следовать смыслу умножения, то в итоге произведение изучаемого арифметического выражения х будет равно сумме х слагаемых, каждое из которых тоже равно единице. Действует элементарная формула: 1 * х = 1+1+1+….+1 = х. Пример: произведение чисел 1 и 78 равно 78, а результатом умножения 1 и 456 есть число 456.
Произведение х * 1 лишено какого-либо смысла, так как это арифметическое выражение представляет собой сумму одного слагаемого, которое равно число х, но сложение определяют для двух и более слагаемых. Чтобы сохранить справедливое переместительное свойство поэтапного умножения, нужно считать верным равенство х * 1 = х.
Опытные математики утверждают, что произведение двух разных чисел, одно из которых приравнивается к нулю, равно другому числу. Это утверждение выступает в качестве официальной формулировки умножения единицы и определенного числа. При помощи букв это свойство записывается так: 1 * х = х * 1 = х. За основу могут использоваться любые натуральные числа.
Многим может показаться, что сегодня нет необходимости разбираться во всех свойствах распределительного умножения, так как под рукой всегда есть калькулятор. Но даже у программ существуют свои ограничения, что просто недопустимо в банковской отрасли и правительственных отраслях. Именно поэтому бухгалтеры в обязательном порядке изучают все особенности применения распределительного закона умножения.
Транспортная задача линейного программирования
Транспортная задача линейного программирования
Транспортная задача линейного программирования относится к перечню классических задач, решаемых в практике деятельности людей. Эта задача методами классической математики не решается. В задаче необходимо отыскивать экстремум целевой функции. В задаче целевая функция – линейная. Ограничения на переменные (их может быть очень много) описываются также линейными зависимостями. Казалось бы чего проще. Но как раз ограничения и порождают трудности, связанные не просто с поиском max и min при отсутствии ограничений, а с необходимостью учета таких ограничений. Искать требуется не просто экстремум, а условный экстремум. Методы решения задачи позволяют учитывать особенности структуры задачи и даже отказаться от симплексного метода решения в чистом виде.
I. Основные параметры, термины и обозначения
Для ощущения масштаба задачи приведу парочку изображений того, что рассматривается в транспортной задаче линейного программирования.
Все суда на одной карте в режиме онлайн
Все самолеты мира в режиме онлайн
В теории в тексте задачи Хичкока ничего не говорится о равенстве имеющегося общего запаса судов в портах отправления и общей потребности в судах в портах прибытия (назначения). Если такого равенства нет, то система ограничений несовместна. В случае равенства
транспортная задача называется «сбалансированной». Задачи, в которых условие баланса не задано, должны быть приведены к «сбалансированному» виду. Это можно выполнить использованием «фиктивных» перевозок. Рассматриваем два случая:
Метод содержит три последовательных этапа:
Формирование опорного плана;
Проверка опорного плана на оптимальность;
Переход к новому опорному плану, если предыдущий не оптимален.
II. Формирование опорного плана перевозок
Рассмотрим способ получения начального опорного плана транспортной задачи, названный способом северо-западного (С-З) угла. Способ заключается в заполнении ячеек таблицы m×n значениями переменной xij, таким образом, чтобы удовлетворялись условия задачи. При этом план решения Х[m, n] может быть и не оптимальным, но обязательно должен быть допустимым.
В этом способе формируют опорный план, двигаясь по таблице: сверху вниз по строкам и слева направо вдоль строки. Начинают с левого верхнего угла (ячейки), куда вписывают значение x11 =min<a1, b1>.Первые строка и столбец из рассмотрения далее исключаются.
Затем, если a1 > b1, то определяется остаток (a1 – b1) продукта на первом пункте отправления и его запас реализуется на 2-м пункте назначения. Остаток потребностей 2-го пункта назначения удовлетворяется за счет 2-го пункта отправления, остатки которого направляются в 3-й пункт назначения и т.д. Ниже метод будет иллюстрирован числовым примером.
Пример 1. Построение опорного плана методом Северо-Западного угла
Требуется найти план Х [m,n] перевозок, удовлетворяющий условиям на целевую функцию Q и переменные хij задачи Q.
РЕШЕНИЕ Построить исходный опорный план способом северо-западного угла. Строим симплексную таблицу: Таблица 3. Опорный план задачи
В таблице способом северо-западного угла получен опорный план. Базисные переменные (их число = 6): x11 = 40, x12= 20, x22= 40, x23= 40, x33= 40, x34= 60. Свободные переменные: x13= x14= x21= x24= x31= x32= 0 (их число равно 6).
Ячейки таблицы, соответствующие базисным переменным, называют базисными, остальные – свободными. Далее в алгоритме будем следовать идее симплекс метода. Суммарная стоимость перевозок Q, соответствующая плану Х[m,n], получает представление
Q = d11∙x11 + d12∙x12 + d22∙x22 + d23 ∙x23+ d33 ∙x33+ d34 ∙x34 = = 5∙40 + 2∙20 + 10∙40 + 2∙40 + 8∙40 + 5∙60 = 200+40+400 + 80 + 320+ 300 = 1340 ед
Каждому из таких уравнений соответствует какая-либо базисная переменная хij Система уравнений с потенциалами содержит m+n неизвестных потенциалов, число же уравнений равняется числу базисных ячеек таблицы, т.е. (m + n – 1). Следовательно, один из потенциалов можно задать произвольно, положив его равным, например, нулю.
Решая далее систему уравнений для потенциалов, находим значения потенциалов строк и столбцов, все фиктивные стоимости dij и коэффициенты γij. Если для всех свободных клеток γrs ≤ 0, то перевод в базис любой свободной переменной не уменьшит значения целевой функции и, следовательно, выбранный опорный план не является оптимальным. Если же некоторые γrs >0, то данный план можно улучшить путем перевода в базис свободной переменной, соответствующей max γrs, а также путем исключения из базиса, принадлежащей ему переменной, первой обращающейся в нуль. Переход к новому опорному плану и поиск оптимального плана рассмотрим на примере. Другой способ формирования опорного плана предложен Фогелем. Этот способ при первом чтении можно пропустить, так как дальше он в тексте не используется.
Пример 2. Способ аппроксимации Фогеля
В большинстве случаев этот способ дает опорный план наиболее близкий к оптимальному. Удобен для матриц большой размерности. Используется концепция штрафов, взимаемых за выбор не самого оптимального с точки зрения транспортных издержек маршрута. Штраф по каждой строке и каждому столбцу определяется из анализа маршрутов с различными показателями издержек (как разность двух различных уровней транспортных издержек). Первой заполняется клетка матрицы (таблицы), в которой фиксируется самый крупный штраф. После заполнения клетки штрафы пересчитываются и так до тех пор, пока все ресурсы не будут распределены. Исходные данные для этого примера заполняют таблицу слева вверху.
Этапы алгоритма: 1. Вычисление разностей в каждой строке и в каждом столбце между наименьшей стоимостью и ближайшей к ней по величине. Разности по строкам записываются справа в столбце разностей, разности по столбцам – внизу в строке разностей. Например, для строк А1 разность равна А1В2 – А1В3 = 38 – 24 = 14 и т. д.
2. Поиск из всех разностей, как по строкам, так и по столбцам максимальный. В нашем примере максимальная разность равна 38 и находится в строке А2. Обведем максимальную разность рамкой.
3. Размещение в клетку, где находится наименьшая стоимость (А2В2 = 18) (строка с наибольшей разностью), максимально возможного количества ресурсов. Оно равно 20, т.е. всему ресурсу отправителя А2. Поскольку все ресурсы отправителя А2 исчерпаны, строку А2 исключаем из дальнейших расчетов, для чего отметим все клетки этой строки точками.
4. Вычисление разностей столбцам и строкам, не принимая во внимание стоимость в клетках, имеющих ресурсы и клетках с точкой (исключенную строку или столбец) и определение максимальной разности в строке или столбце (В3 = 76).
5. Поиск минимального элемента в строке или в столбце с максимальной разностью (А1В3 = 24) и размещения в данную клетку максимально возможного количества ресурса, возвращение к этапу №4 и т.д. Окончательно
ЦФ Q=23∙19 + 7∙3 + 20∙18 + 2∙10 + 14∙24 + 1∙100 +3∙48 = = 437 + 21 + 360 + 20 +3 36 + 100 + 272 =1546 ед. Это значение соответствует опорному плану Фогеля.
III. Транспортная задача линейного программирования
Как основной метод решения транспортной задачи – используется метод потенциалов. Ни симплексный метод, ни распределительный метод здесь не рассматриваются. У них имеются свои плюсы и минусы, но объем изложения достаточно велик. Возможно этому позднее я уделю внимание и время, но пока отвечаю на пожелание читателя Хабра.
Исходные данные задачи удобно представить двумя матрицами.
Требуется найти план Х [m,n] перевозок, удовлетворяющий условиям на целевую функцию Q и переменные хij задачи
Решение задачи:
1. Формирование начального опорного плана способом Северо-Западного угла.
2. Проверка опорного плана на оптимальность
Является ли найденный опорный план оптимальным? Ответ может быть получен после составления и решения системы уравнений для потенциалов. Определим систему уравнений для потенциалов и вычислим их значения:
α1 + β1 = d11 = 2;
α1 + β2 = d12 = 3;
α2 + β2 = d22 = 3;
α2 + β3 = d23 = 1;
α2 + β4 = d24 = 2;
α3 + β4 = d34 = 2.
Каждое из этих значений соответствует одной базисной ячейке. Одну из неизвестных в системе можно задавать произвольно. Пусть β1 = 0. Тогда после решения системы получены значения потенциалов: α1= 2, α2= 2, α3= 2, β1 =0, β2=1, β3 =–1, β4 =0,
Формируем матрицу фиктивных стоимостей D'[m, n] и матрицу Г [m, n].
Выделяем в Г [m, n] свободные ячейки, содержащие γrs. Проверяем наличие положительных переменных γi,j > 0. Так как в матрице (в свободных ячейках) имеем γ32 = 2 > 0, то исходный опорный план может быть улучшен, он не является оптимальным.
3. Переход к новому (улучшенному) опорному плану
Переменную x32 =x следует ввести в базис. Обозначим ее предварительно через x без индексов. С учетом того, что х должна быть положительна х > 0. Найдем значение max x при условии сохранения баланса перевозок. Для этого воспользуемся начальным опорным планом. Будем добавлять переменную х в ячейки таблицы так, чтобы сохранялись условия баланса перевозок
Модификация начального опорного плана
Обозначим ее предварительно через x без индексов. С учетом того, что х должна быть положительна х > 0. Найдем значение max x при условии сохранения баланса перевозок. Для этого воспользуемся начальным опорным планом. Будем добавлять переменную х в ячейки таблицы так, чтобы сохранялись условия баланса перевозок Очевидно, что наибольшее x определяется теми xij в базисных клетках, из которых этот х вычитается. Следовательно, x11 = min<х22, х34> = <10, 40>= 10. При x >10 перевозка х22 становится отрицательной. Переменную х22 исключаем из базиса и переводим ее в разряд свободных переменных. Далее повторяются рекурсивно три пункта алгоритма.
Получаем из модифицированного плана новый опорный план
В нем объемы перевозок распределены иначе чем в начальном опорном плане.
Новый опорный план
Суммарная стоимость перевозок для этого опорного плана получает представление:
Q = d11 ∙x11 + d12∙x12 + d23∙x23 + d32∙x32 + d24∙x24+ d34∙x34 =
=2∙70 + 3∙20 + 2∙10 + 1∙20 + 1∙10 + 2∙30 = 140 + 60 + 20 + 20 + 10 + 60 = 310 ед. Затраты на перевозки при этом плане уменьшились на 330 – 310 = 20 ед.
Является ли найденный опорный план оптимальным? Ответ может быть получен после составления и решения системы уравнений для потенциалов.
2. Проверка опорного плана на оптимальность
Определим систему уравнений для потенциалов и вычислим их значения:
α1 + β1 = d11 = 2;
α1 + β2 = d12 = 3;
α2 + β3 = d23 = 1;
α2 + β4 = d24 = 2;
α3 + β2 = d32 = 1;
α3 + β4 = d34 = 2.
Каждое из этих значений соответствует одной базисной ячейке. Одну из неизвестных в системе можно задавать произвольно. Пустьα1 = 0. Тогда после решения системы получены значения потенциалов: α1= 0, α2= – 2, α3= –2, β1 =2, β2=3, β3 = 3, β4 =4.
Формируем матрицу фиктивных стоимостей D'[m, n] и матрицу Г [m, n].
Свободные ячейки матрицы Г [m, n] содержат γi,j > 0 (γ14 = 1>0). План не оптимален.
3. Переход к новому (улучшенному) опорному плану
Из свободных переменных с xij > 0, выбираем одну x14 для введения ее в базис. Обозначим ее как и ранее через x без индексов. С учетом того, что х должна быть положительна х > 0. Найдем значение max x при условии сохранения баланса перевозок. Для этого воспользуемся очередным опорным планом. Будем добавлять переменную х в ячейки таблицы так, чтобы сохранялись условия баланса перевозок
модифицированный план
Очевидно, что наибольшее x определяется теми xij в базисных клетках, из которых этот х вычитается. Следовательно, x11 = min<х12, х34> = <20, 30>= 20. При х12 >20 перевозка х12 становится отрицательной. Переменную х12 исключаем из базиса и переводим ее в разряд свободных переменных. Переходим к новой итерации
1. Получаем из модифицированного плана новый опорный план.
В нем объемы перевозок распределены иначе чем в предшествующем опорном плане.
Суммарная стоимость перевозок для этого опорного плана получает представление:
Q = d11 ∙x11 + d14∙x14 + d23∙x23 + d32∙x32 + d24∙x24+ d34∙x34 =
=2∙70 + 3∙20 + 1∙20 + 2∙10 + 1∙30 + 2∙10 = 140 + 60 + 20 + 20 + 30 + 20 = 290 ед. Затраты на перевозки при этом плане уменьшились на 310 – 290 = 20 ед. Является ли найденный опорный план оптимальным? Ответ может быть получен после составления и решения системы уравнений для потенциалов.
2. Проверка опорного плана на оптимальность
Определим систему уравнений для потенциалов и вычислим их значения:
α1 + β1 = d11 = 2;
α1 + β4 = d14 = 3;
α2 + β3 = d23 = 1;
α2 + β4 = d24 = 2;
α3 + β2 = d32 = 1;
α3 + β4 = d34 = 2. Каждое из этих значений соответствует одной базисной ячейке. Одну из неизвестных в системе можно задавать произвольно. Пусть β1 = 0. Тогда после решения системы получены значения потенциалов: α1= 2, α2= 2, α3= 2, β1 =0, β2=1, β3 =–1, β4 =0.
Формируем матрицу фиктивных стоимостей D'[m, n] и матрицу Г [m, n].
При переходе к новому опорному плану проверяем наличие положительных свободных переменных γi,j >0. Но таких переменных не оказалось. Отсюда следует вывод, что полученный последним модифицированный план является оптимальным и ему соответствует значение линейной формы
Q’= 2∙70 + 3∙20 + 1∙20 + 2∙10 + 1∙30 + 2∙10 = 290.
Заключение
Вся теория исследования операций с позиций математики решает неклассические задачи оптимизации целевых функций. Отличие от классики в том, что те ограничения на переменные, которые исследователи вынуждены накладывать в рамках моделей, созданы и вызваны реальностью. Отыскивать требуется экстремумы функций при многих ограничениях, так называемые условные экстремумы. Классика не позволяет этого делать. Взятие производных и приравнивание их нулю «не видит» ограничений. Лучшее, что там имеется это функция Лагранжа, но ее использование также весьма ограничено. Транспортные задачи – частный, но важный случай в исследовании операций. Надеюсь, что читатель разобравшись в приведенных примерах, лучше стал понимать логику задачи и сумеет самостоятельно постигать интересующие его вопросы по другим публикациям в учебниках и журнальных статьях.
Ваулин А. Е. Методы цифровой обработки данных.– СПб.: ВИККИ им. А. Ф. Можайского, 1993.– 106 с.
Гэри М., Джонсон Д. Вычислительные машины и трудно решаемые задачи. М.: Мир, 1982.
Корбут А.А., Финкельштейн Ю. Ю. Дискретное программирование М. Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1969.
Макаров И. М. и др. Теория выбора и принятия решений.– М.: Наука, 1982.– 328 с.
Пфанцагль И. Теория измерений. – М.: Наука, 1988.–384 с.
Таха Х. А. Введение в исследование операций. 7-е изд. М.: Изд. дом «Вильямс», 2005.
Фишберн П. С. Теория полезности для принятия решений. – М.: Наука,1978. –352 с.