что такое раскадровка мультфильма
Главные тонкости, этапы, термины, правила раскадровки фильмов и видеороликов
Основой планирования при создании рекламы, короткометражки, мультфильма или полноценной киноленты является раскадровка. Несмотря на популярное мнение, чтобы стать профессиональным художником-раскадровщиком, вовсе не обязательно шикарно рисовать. Главное в процессе планирования любого видео – понимать базовые техники и принципы искусства раскадровки. Целью художников-раскадровщиков является максимально точное и запоминающееся донесение видения и идеи. Предлагаем подробно рассмотреть, как рисовать раскадровку и какие нюансы нужно при этом соблюдать.
Что такое раскадровка, история создания
Раскадровка видео – это уникальный метод создания эскиза на основе сценария или идеи. Данный этап является важной частью черновой обработки любых анимаций. Раскадровка представляет собой ряд нарисованных от руки эскизов или визуальных картинок. Каждый в отдельности кадр предусматривает указание конкретного снимка, ракурса, движения или спецэффекта, которые обеспечивали бы эффективный рассказ истории.
Важно! Несмотря на внешнее сходство с комиксами, в основе раскадровки лежат мультфильмы.
Первым данную методику начал применять Уолт Дисней. Изначально художник-мультипликатор создавал свои мультфильмы без раскадровки, но при планировании историй совершалось множество ошибок, из-за которых во время перерисовки с нуля приходилось тратить крупные суммы для их устранения. Однажды Уэбб Смит, который был членом команды Walt Disney, предложил идею заранее продумывать сцены и делать наброски ключевых моментов, а затем развешивать их на одной доске по принципу «диафильма». Благодаря этому решению специалисты сразу понимали, как будут выглядеть завершённые сцены, а художники начали работать без отвлечения своих коллег.
Важно! Идею разложения сюжета на несколько отдельных кадров назвали «раскадровка», а применять её стали в 1928 г. Впервые с её помощью был создан мультфильм «Бумажный самолёт». При этом первый полностью зарисованный мультфильм – «Три поросёнка» 1933 г.
Идею раскадровки тут же подхватили и другие мультипликационные компании, а затем методику начали использовать и в киноиндустрии. Первым крупнейшим проектом с применением идеи стал фильм «Унесённые ветром» 1939 г. Также методику начали активно внедрять в рекламе – с её помощью существенно облегчилось представление заказчикам общей картины будущих рекламных роликов.
Зачем нужна раскадровка, кто её делает
Раскадровка предоставляет возможность производственным группам визуализировать и развивать идею, проявлять и тестировать концепцию, выявлять возможные препятствия, ошибки в структуре истории, прежде чем она отправится в обработку. Раскадровка предоставляет следующие возможности:
Также раскадровка фильма позволяет выгодно презентовать и продать идею заказчикам, чтобы получить хорошее финансирование проекта. Разложением и визуализацией кадров занимаются художники-раскадровщики, которыми руководят директора проекта (продюсеры, режиссёры).
Специфические термины в раскадровке
Чтобы понять, как делать раскадровку видео, необходимо ознакомиться и освоить важные термины, использующиеся в этом аспекте киноиндустрии.
Формат телевизионного изображения
Раскадровка предусматривает создание серии эскизов событий, которые зрители будут видеть на экране. Их показывают в форматах, которые называют панелью либо рамкой. Формат подразумевает определённый размер и форму панели наподобие габаритов изображений (соотношение ширины и высоты кадра). Наиболее распространёнными считаются следующие форматы:
Типы снимков
Существуют различные типы снимков, названия которых связаны с объектами в рамке:
Базовые съёмочные ракурсы
Ракурс – направление, от которого снимают камеры. При рисовании раскадровки следует представить, что именно вы являетесь оператором и держите камеру. В этот момент нужно понять, каким образом лучше отображать действия или объекты в сценах. Среди наиболее эффективных ракурсов можно выделить:
Движения камерой
Чтобы знать, как нарисовать раскадровку, следует изучить, какие существуют движения камерой во время съёмочного процесса:
Важно! При создании раскадровки следует указывать движение камеры специальными стрелками, которые могут отличаться видом и направлением.
Для съёмки хороших видеороликов или фильмов нужно использовать профессиональное операторское оборудование. В случае с небольшими видео покупка камер является невыгодным вложением, поэтому лучше взять оборудование в аренду. На сайте компании tvtok.ru можно арендовать камеры и другое съёмочное оборудование по наиболее привлекательным ценам.
Как правильно делать раскадровку. Основные этапы
Предлагаем рассмотреть пошаговую инструкцию, как сделать раскадровку фильма или рекламного ролика:
Используемые программы
Для разработки 2D-раскадровок используются различные программы, которые имеют множество уже готовых шаблонов с рисованными персонажами и объектами, что позволяет просто помещать их в кадр, поворачивать и перемещать, как угодно. Среди наиболее популярных приложений стоит выделить бесплатный софт Celtx Shots. Многие профессионалы отдают предпочтение сложным программам ToonBoon StoryBoard, StoryBoard, Springboars, ArtRage. Чтобы создавать 3D-раскадровку, можно использовать софт Maya, Poser либо Frame Forge 3D.
Что такое аниматик
Пример раскадровки в готовом виде часто используют производственные группы для создания аниматика – анимационного ролика, который представляет собой раскадровку с добавлением озвучки, звуковых эффектов и демо-музыки, размещённые по определённому таймингу. Аниматик – последовательность собранных воедино картинок, которые являются черновым вариантом будущего фильма или другого видео.
Рекомендации специалиста, сделать раскадровку лучше
Для создания качественной и полезной раскадровки рекомендуется прислушаться к следующим советам:
Следует помнить, что раскадровка является не просто покадровой разбивкой, а отображением истории с развитием событий сцена за сценой, где каждый снимок несёт определённый посыл. Научившись тонкостям раскадровки, вы сможете стать настоящим профессионалом, которого будут всегда привлекать к созданию крупных полнометражных кинолент.
Чем занимаются раскадровщики?
Что такое раскадровка, как она возникла и как ее используют известные режиссеры? Рассказываем об этом вместе с документалками Pixar, Disney и интервью с режиссерами. Делимся полезными материалами по теме.
Художники-раскадровщики, они же сторибордисты — одни из самых искусных иллюстраторов, работающих в Голливуде. Они должны уметь быстро выдумывать «из головы» множество объектов, они же часто выступают в роли концепт-художников и кинематографистов. Раскадровщики с их точностью и восприимчивостью очень сильно влияют на то, какую форму в итоге обретает фильм.
Раскадровки используются повсеместно, особенно в высокобюджетных фильмах со спецэффектами, чтобы получить четкое представление о сцене до того, как ее начнут снимать. Это экономит время и деньги. Но такая практика не всегда была широко распространена.
Раскадровка — это последовательность кадров, которые в конечном счете станут фильмом. На примере ниже одна из раскадровок к фильму «Мулен Руж» База Лурмана. Показана сцена Diamonds are a girl’s best friend.
У истоков раскадровки стоял режиссер Уолт Дисней.
Раскадровщик не обязан быть мастером уровня Микеланджело. Ему не нужно быть выдающимся живописцем или аниматором, но он обязательно должен разбираться в коммуникации.
У истоков раскадровки в 1920-х гг. стоял Уолт Дисней, создавший таким образом Микки Мауса. Впоследствии он использовал раскадровку при создании всех своих работ. Раскадровка считается относительно недорогим и эффективным инструментом тестирования и развития визуальной истории. Оказалось, что намного дешевле добавить еще один этап простой визуализации между сценарием и съемками или анимацией, чем тратить финансы на переделку готового видеоряда.
В нашей студии мы не пишем истории. Мы рисуем их.
Кинематограф быстро сообразил, что раскадровка — один из ключевых методов, которые помогают Диснею выпускать выдающиеся произведения, и тоже начал пользоваться ею как простой первичной формой визуализации истории.
В кино раскадровка решает практические задачи: с ее помощью съемочная команда понимает, как установить камеры, какие выставить декорации, как расставить актеров, какие спецэффекты использовать и т. д. В мультипликации раскадровка используется больше как инструмент повествования и развития характеров. Обычно в раскадровку помещают минимально необходимую информацию. Ее должно быть достаточно, чтобы быстро считать события в сцене и эмоциональное настроение.
Ещё Альфред Хичкок говорил, что раскадровщик — всегда хороший рассказчик. Очень часто раскадровщики умеют мастерски презентовать свои проекты, используя элементы актерской игры и разговаривая на разные голоса. Сам Уолт Дисней прекрасно отыгрывал сцены такие сцены: читал по ролям, говорил голосом старика.
Некоторые раскадровки Диснея были сделаны за много лет до выпуска соответствующих мультфильмов, на ранней стадии созревания идеи.
В этом видео директор Pixar Джон Лассетер делится закулисным пониманием того, что делает для студии современный художник-раскадровщик:
Как поясняет Лассетер, раскадровщик рисует отдельные кадры и выстраивает их в определённой последовательности на доске, неоднократно все меняя и переделывая. Хорошая раскадровка подразумевает баланс между композицией, актерским и писательским мастерством, съёмочным процессом и т.д.
Готовую раскадровку художник презентует режиссеру. Очень часто именно во время этой презентации режиссеру приходят в голову ключевые идеи фильма. Затем раскадровщик возвращается к себе и всё переделывает заново, а потом ещё раз, и еще, и так пока повествование не сложится окончательно. В конце видео показан пример артистичной презентации раскадровки.
У Спилберга спрашивают, сам ли он делает раскадровки, и отклоняется ли от них компанда в процессе создания фильма. Спилберг признается, что сам рисовать не умеет, поэтому обычно сотрудничает с художником-раскадровщиком, которому подробно объясняет, какие объекты и где именно следует расположить в кадре, какого цвета они должны быть и т.д. Сначала делается чёрно-белый вариант, потом цветной, хоть это и требует времени.
Время у Спилберга есть — он работает над каждым фильмом около двух с половиной лет, из них полгода тратит на создание раскадровки. Как такового окончательного варианта раскадровки, которому он педантично следовал бы в ходе съемок, у режиссёра нет.
Художник-раскадровщик присутствует с ним на съемочной площадке и воплощает в новых кадрах все идеи, которые приходят в голову Спилбергу уже на месте.
Ридли Скотт, лауреат многочисленных премий, также рассказал о том, какую роль раскадровки играют в творческом процессе и на съемочной площадке.
По мнению Скотта, раскадровка — это первый взгляд на фильм. Режиссер любит созерцать красивые места, в том числе индустриальный пейзаж, и отмечать игру света, чтобы потом отразить это в раскадровке. При взгляде на локацию Скотту часто приходит в голову идея какой-нибудь сцены для фильма. Режиссер получил основательное художественное образование, которое обеспечило ему понимание работы декораторов, художников по костюмам, раскадровщиков и т.д.
Благодаря привычке постоянно делать наброски по мере появления новых идей на площадку Скотт приходит, уже точно зная, что будет делать. Из режиссеров, много внимания уделявших раскадровке, он упоминает Хичкока. Скотт подчеркивает, что от финальной раскадровки можно отклоняться. Режиссер часто возвращается к уже отрисованным кадрам и вносит в них изменения. Он считает, что раскадровка похожа на комикс, а в раскадровщике есть что-то от писателя. Скотт не любит и не использует раскадровки, созданные с помощью компьютера.
Тогда советуем видео «Введение в раскадровку». Оно хорошо раскрывает все основы.
Нет жестких правил, как делать раскадровку, но она должна рассказывать историю, и сюжет должен быть понятным. Раскадровка — это что-то вроде технической документации к фильму. Даже если у вас проблемы с перспективой или с рисованием вообще, вы всё равно сможете выразить в раскадровке, каким хотите видеть соответствующий фрагмент фильма.
Раскадровщики работают в тесной связке с режиссером, операторами и художниками- постановщиками. Скетчи выполняются сначала примитивно, потом детализируются. Каждый рисунок показывает, что видит камера с таким же соотношением сторон.
Очень важно выгодно разместить в кадре героя. Это может показаться очевидным, но именно этот фактор оказывает огромное влияние на процесс съемок, так как дешевле подготовить с десяток раскадровок, чем переснять сцену. Раскадровкой можно передать ракурс, освещение, глубину резкости, даже то, как будет выглядеть окружение.
Движения персонажей, перемещения объектов и камеры, а также зум в раскадровке показывают стрелками.
Подробная раскадровка экшен-сцен помогает понять, какими средствами его лучше воплотить в фильме. Для фильмов с выразительным визуальным рядом, вроде «Безумный Макс: Дорога ярости», раскадровка — это уже готовый сценарий.
В качестве альтернативы раскадровкам можно использовать фотографии, как это делал Стэнли Кубрик, или комиксы, по которым снимается фильм. Также часто для предварительной визуализации используют другие видео. Например, для превизуализации некоторых сцен из «Звёздных войн» Джордж Лукас использовал видеозаписи реальных воздушных боёв времён Второй мировой войны. На этом список возможных референсов для экшена не заканчивается: часто обращаются к мультипликации, технике захвата движения и т.п.
Конечная цель всех этих активностей — это создать четкий план будущего фильма и понятно донести его до всех участников. И раскадровка с этим очень помогает.
Очень советуем книгу Framed Ink. Она пригодится всем, кто хочет изучать визуальное повествование.
Здесь можно изучить, как выглядят раскадровки к разным фильмам, и как их реализовали потом при съемках.
Также предлагаем вам подписаться на этих художников:
Текст написан специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Связаться с нами можно на сайте. Скажите, что пришли с DTF, и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.
В рекламной индустрии, кстати, при подготовке к съемкам рекламных роликов практически всегда рисуется две раскадровки.
Бывает, что ролик необходимо протестировать на фокус-группах, в таких случаях делается аниматик: анимированная версия бордоматика, где уже приводятся в движение камера, персонажи, применяются какие-то монтажные склейки и прочее. В таком случае может возникнуть необходимость в более детальной прорисовке раскадровки, «огурцы» тут не прокатят. И в зависимости от скилла арт-директора, раскадровку для аниматика он может нарисовать сам, либо передать задачу иллюстратору.
Когда же сториборд утверждён и выбран режиссер для съемок, рисуется вторая более подробная раскадровка уже командой режиссера. Во время съемок режиссерская раскадровка вешается на специальные стенды в двух видах: в классическом, где все кадры идут друг за другом в правильном порядке; и в том порядке, в котором эти кадры будут сниматься. Помогает проследить за статусом съемок, а также гарантирует, что весь материал будет отснят.
Все о создании раскадровки
Раскадровка – это визуализация будущих сцен в виде серии эскизов. Разработка раскадровки помогает заранее представить, как сцены будут выглядеть на экране. Если вы хотите узнать о всех нюансах ее создания, эта статья – именно то, что вам нужно. Если же вы хотите заказать раскадровку, обращайтесь в студию Kinesko! Мы знаем, как нарисовать ее качественно и быстро.
Раскадровка, разработанная Мартином Эсбери для «Завтра не умрет никогда» (1997)
Почему вам нужно заказать раскадровку
Услуга раскадровки на заказ поможет вам:
Звучит достаточно убедительно? Тогда закажите раскадровку прямо сейчас!
Сделанная Сильвэном Депретцем раскадровка фильма «Гладиатор» (2000)
Где нарисовать раскадровку
Чтобы вы смогли с удобством пользоваться раскадровкой на съемочной площадке, лучше рисовать ее на обычном А4 листе. Его нужно согнуть вдвое, и набросав на каждой из сторон по 8 прямоугольников 16:9, под которыми лучше оставить свободное место для подписей и замечаний. Если делать это вручную вам лень, в интернете есть шаблоны, которые нужно просто загуглить и распечатать.
Конечно, рисовать раскадровку можно и в специальных блокнотах или записных книжках, но на практике пользоваться ими довольно неудобно, так как они весьма громоздкие и нужный кадр труднее найти.
Раскадровка, созданная Дэвидом Лоуэри для «Парка Юрского Периода» (1993)
Программы, которые помогут сделать раскадровку
Для того, чтобы нарисовать раскадровку, вам не обязательно иметь с собой лист с карандашом, сделать это можно и с помощью специальных компьютерных программ. Разрабатывая 2D-раскадровки, вы можете пользоваться встроенными шаблонами с уже нарисованными персонажами и объектами, помещая их внутрь кадра, поворачивая и перемещая, как вздумается.
Наибольшим спросом пользуется Celtx, в которой вы можете разрабатывать сценарии, добавлять локации, прорабатывать характеры героев, музыку и, собственно, рисовать раскадровку. Есть и более сложный софт, например: Toon Boon Storyboard, ArtRage, StoryBoard Quick или Springboars. А для создания 3D-раскадровок можно пользоваться Maya, Poser или FrameForge 3D. Эти программы помогают выставить точные положения людей и объектов в кадре, свет и ракурс камеры, чтобы с максимальной правдоподобностью смоделировать предстоящий фильм.
Раскадровка, нарисованная Джейн Ву для «Мстителей» (2012)
Как сделать раскадровку
Итак, вы нарисовали прямоугольники, напечатали шаблон из интернета или скачали нужную программу. Теперь пришла очередь добавить в прямоугольники саму сцену.
1. Сперва надо разбить сценарий на отдельные кадры и пронумеровать их номерами эпизодов и сцен. Впрочем, под ними пишут не только номер, но и:
2. Движение героев в кадре, жесты, взрывы и прочие эффекты изображают с помощью стрелок. Передвижение камеры тоже обозначают с помощью стрелок, расположенных под прямоугольником, где также можно указать дополнительную информацию об этом передвижении. Чтобы изобразить панораму, нужно нарисовать в двух прямоугольниках начало и конец кадра, соединив их стрелкой.
Раскадровка рекламы, созданная для Coca-Cola
3. Наезды и отъезды камеры тоже показывают стрелками, выходящими из рамки кадра. Еще один способ – нарисовать в центре прямоугольника его уменьшенную копию и провести к нему или от него стрелки (это зависит от того, нужно показать наезд или отъезд).
4. Также при разработке раскадровки нужно учитывать основные правила монтажа, помня о том, что похожие по крупности кадры не должны находиться рядом (лучше их тасовать).
Раскадровка, созданная Джейн Ву для «Мстителей» (2012)
Создание анимации: что, где, когда
В этой статье мы расскажем вам о том, какая бывает анимация и кто стоит за кулисами волшебного мира мультфильмов
В каких программах рисуют популярные мультсериалы
История создания раскадровки
Хотя внешним видом раскадровка напоминает комиксы, в ее основе лежат не они, а мультфильмы. Пионером в этой области стал знаменитый Уолт Дисней. Свои ранние мультфильмы он рисовал без помощи раскадровок, но вскоре понял, что в планировании историй совершает ряд ошибок, которые при перерисовке с нуля влетают ему в копеечку. До конца 1920-ых Дисней, как и все остальные аниматоры, использовал простые эскизы-наброски. Но у этого способа, испробованного авторами немых мультфильмов, был один большой недостаток: он не создавал ощущения погружения в историю.
Уолт Дисней при разработке раскадровки мультфильма «Пиноккио» (1940)
Как-то раз сотрудник команды Диснея Уэбб Смит выступил с креативной идеей, заключающейся в том, чтобы заранее продумать сцену и набросать ее ключевые моменты, а потом развесить их на доске, как «диафильм». Дисней идею одобрил – теперь вся его команда сможет понять, как будет выглядеть завершенная сцена, и художники смогут работать, не отвлекая друг друга. Также эта идея позволяла проводить «брейнштормы» с коллективным обсуждением, какая поочередность кадров будет лучше работать, куда уместней добавлять флэшбеки и когда лучше переключать внимание аудитории с одной линии на другую. Набросанные эскизы чередовались и менялись местами до тех пор, пока результат не выходил идеальным.
Раскадровка, нарисованная Уильямом Кэмероном Мэнзи для «Унесенных ветром» (1939)
Это разложение сюжета на отдельные кадры назвали «раскадровкой» и, как принято считать, впервые использовали в 1928 году при создании мультфильма «Бумажный самолет». Начав с раскадровки нескольких сцен, которые казались ему самыми сложными, Дисней понял, что превизуализировать всю историю целиком еще лучше, так как это не только ускорит работу над мультфильмом, но и улучшит его качество. Первым полностью зарисованным мультфильмом стали «Три поросенка» 1933 года, а затем раскадровка стала обязательной практикой как на студии Диснея, так и среди его конкурентов. В конце десятилетия без нее не обходилась ни одна анимационная студия, даже авторы игровых фильмов поняли, что раскадровка может оказаться довольно полезной и, опробовав ее при создании «Унесенных ветром», стали использовать на постоянной основе.
Раскадровка мультфильма «Ветер Крепчает» (2013)
Раскадровками начали пользоваться и в рекламе, представляя заказчикам общую картину будущего рекламного ролика. Зарисовывать сюжеты из своих книг стали даже писатели: тасуя сцены и целые главы, они могли сделать книгу интересней и эффектней, да и описывать любые события было куда проще, сперва их визуально представив.
Но по-настоящему незаменимой раскадровка стала все-таки в кинематографе – хотя бы из-за того, что помогала уже на этапе препродакшна увидеть все потенциальные ошибки и технические трудности. Художник создавал раскадровку под наблюдением режиссера. Дальше в процесс вмешивался оператор, высказывая замечания по тем моментам, которые, по его мнению, было невозможно реализовать (к примеру, громоздкость камер порой не позволяла разместить их в том или ином месте). Художник перерисовывал сцену, пока она не начинала устраивать всех.
Раскадровка, созданная Солом Бассом для «Психо» (1960)
Как создать раскадровку: советы
1. Проанализируйте ваш сценарий.
Пробегитесь по сценарию и найдите сцены, которые наиболее важны для вас и для истории. Сосредоточьтесь сначала именно на них, используя их в качестве отправных точек будущей раскадровки. Сделайте заметки прямо в сценарии (или в другом подходящем вам месте), отмечая выбранные сцены и номера страниц.
2. Представьте будущие кадры.
Прежде, чем совершать дальнейшие действия, нужно убедиться в том, что у вас есть четкое понимание того, как должен выглядеть каждый кадр. Подумайте, как бы вы могли описать этот кадр кому-то другому, как он будет выглядеть для камеры, как он будет выглядеть для зрителей и как он будет выглядеть для вас.
Раскадровка, сделанная Эдриеном Ван Вирсеном для «Людей-Икс: Последней битвы» (2006)
3. Определитесь с инструментами.
Кто-то делает небольшие наброски в молескине, а кто-то – огромные рисунки на большой белой доске. Кто-то рисует раскадровку на планшете, а кто-то создает аниматик в сложных компьютерных программах. Какой бы способ вы не выбрали, правила всегда остаются такими же.
4. Создайте раскадровку.
Самое главное – убедиться, что ваша раскадровка не требуют дополнительных объяснений. Хотя это займет некоторое время, вы должны научиться рассказывать историю только с помощью раскадровки, используя базовые принципы комиксов: пузыри с диалогами и обозначения движения.
5. Покажите раскадровку другим.
Фильм, рекламный ролик или клип – это совместная работа многих людей, и раскадровка – один из лучших способов убедиться, что все участники съемок понимают и разделяют ваше видение. Если это не так, прислушайтесь к замечаниям и, прежде, чем начать снимать, внесите в раскадровку необходимые корректировки.
Раскадровка, сделанная Крисом Бачински для «Человека-паука 2» (2004)