что такое расист кратко
Что такое «расизм» в современном понимании
Приветствую Вас, друзья!
Много тысячелетий назад наши предки – первобытные люди – расселились по планете. Поскольку условия существования везде были разными, им приходилось приспосабливаться к окружающей среде. В течение многих поколений менялись очертания их лиц, цвет кожи, разрез глаз и прочие внешние признаки.
Эти перемены происходили под влиянием эволюции, которая, как известно, никогда не останавливается и всегда преследует лишь одну цель – максимально приспособить живой организм к условиям существования. За десятки тысяч лет отдельные популяции людей, живущие в разных климатических зонах, приобрели определенные внешние признаки, заметно отличающие их от обитателей других материков.
Популяции, выделяющиеся характерным набором внешних особенностей, называют расами. Но современные генетические исследования показывают, что различия внешности не подразумевают большой разницы в ДНК. Более того, можно найти двух представителей разных раз, в геномах которых будет гораздо меньше различий, чем у двух людей, относящихся к одной расе.
С учетом этих знаний можно говорить о том, что различия между расами скорее фенотипические (внешние), чем генетические. Некоторые ученые предлагают и вовсе отказаться от понятия «человеческая раса», поскольку оно не имеет научной или практической ценности, но служит причиной одной из главных проблем человечества – расизма. В этой статья мы подробно разберемся с тем, что такое расизм, как он проявляется, и в чем основные причины расизма. Начнем.
Что такое расизм?
Расизм – это совокупность взглядов, подразумевающая предвзятое (как правило, негативное) отношение к представителям других рас. Характерной, но не обязательной особенностью расизма является уверенность в интеллектуальном, нравственном или каком-либо ином превосходстве собственной расы. Кроме того, людям свойственно относиться к чужакам предвзято – с недоверием и опаской. А если человек внешне сильно отличается, мы интуитивно воспринимаем его как чужака.
На протяжении нескольких веков расизм оставался причиной серьезного поражения в правах целых народов. Одни люди ставили себя выше других, считая, что таким правом их наделяет цвет кожи и прочие особенности внешности. В наше время до таких крайностей не доходит, и всё же расизм продолжает существовать в большинстве стран. Многие люди уверены в «несовместимости» разных рас, поэтому очень негативно относятся иностранцам, которые переезжают в их города, поселяются по соседству, заводят семьи, рожают детей и отводят их в тот же детский сад или школу.
Как проявляется расизм?
Суть расизма сводится к тому, что люди негативно относятся к представителям других человеческих рас, превознося при этом собственную. Негативное отношение может варьироваться в широком диапазоне: от незначительного пренебрежения до настоящей ненависти, страха и презрения. История знает немало страшных геноцидов, единственный причиной которых послужил расизм.
Для полного понимания, что такое расизм и насколько страшными могут быть его последствия, можно в качестве примера рассмотреть Холокост. Это преступление, совершённое нацистами против евреев (в более широком смысле под Холокостом понимают все геноциды, которые нацисты совершили за время Второй мировой войны). При изучении данного исторического события слово расизм практически не употребляется, однако важно понимать, что именно расизм стал основной причиной Холокоста.
Нацисты называли себя представителями вымышленной арийской расы, которую считали высшей. В то же время многие другие расы они считали низшими и не достойными существования. Именно благодаря подобной пропаганде Гитлеру удалось воспитать у населения Германии ненависть ко многим народам и начать войну. А если учесть, что и японский милитаризм во многом был построен на расовых предубеждениях, можно сделать вывод, что именно расизм послужил основным поводом для развязывания Второй мировой войны.
Сегодня во всём мире ведётся активная борьба с расовыми предрассудками, поэтому практически невозможно встретить многие проявления расизма, которые были актуально ещё полвека назад. Независимо от цвета кожи, наличия акцента и прочих признаков, люди могут заниматься любой деятельностью, становиться политиками и получать престижные должности в крупных компаниях. Однако на бытовом уровне расизм сохраняется, поскольку ксенофобия – это один из базовых инстинктов, подавить который удаётся не каждому.
Проблема заключается ещё и в том, что представители различных рас действительно имеют определенные отличия в выносливости, устойчивости к низким или высоким температурам и других физических способностях. И всегда находится огромное количество людей, которые вместо того, чтобы просто признать отличия, ищут в этом причину для негативного отношения.
Причины расизма
Расизм – это явление, которое формировалось и укреплялось на протяжении многих веков. Когда европейцы начали активно колонизировать земли на других материках, они увидели, что уровень технического развития, которого достигли коренные жители, значительно ниже. Они пришли к выводу, что европеоидная раса самая совершенная, раз сумела создать такую продвинутую цивилизацию.
«Несовершенство» других рас позволило колонизаторам с чистой совестью присваивать их земли и забирать людей в рабство. В те времена было достаточно много авторов, писавших псевдонаучные труды о происхождении и особенностях различных рас. Важно понимать, что эти вопросы даже сегодня остаются открытыми, и ученые, имея возможность подробно исследовать человеческий геном, не могут дать точных ответов. Что уж говорить о средневековых авторах.
В начале 18 века во Франции была сформулирована теория, получившая известность как «Нордизм». В её основе лежит утверждение о том, что северная (нордическая) раса является самой древней и самой мудрой из всех рас, существующих на планете. Сторонники данной теории утверждали, что именно «нордидам» человечество обязано всеми достижениями научного прогресса и вообще всем своим развитием.
Расизм в современном мире
Многие люди и сегодня видят предпосылки для пренебрежительного отношения к представителям некоторых народов. К примеру, глядя на низкий уровень технического развития африканских стран, они делают вывод, что их жителям не хватает интеллектуальных способностей, чтобы построить нормальную экономику, развить образование и науку. При этом они не задумываются, что жители африканских стран изначально находятся в условиях, в которых они не могут получить хорошее образование, позволяющее развивать, строить и создавать.
Чтобы лучше понять, что такое расизм и как он проявляется в современном мире, важно учитывать, что сегодня он практически полностью построен на ксенофобии, а не на псевдонаучных теориях и концепциях, как это было вплоть до середины 20-го века. Научно доказано, что на генетическом уровне различия весьма незначительны и связаны лишь с тем, что в разных регионах люди вынуждены были приспосабливаться к разным условиям жизни. Поэтому сегодня рассуждения о том, что некоторые расы являются «менее совершенными», потеряли всякий смысл.
Если говорить о России, то здесь расизм носит весьма специфический характер. К примеру, нет выраженного негативного отношения к чернокожим студентам. Скорее наоборот, они воспринимаются как достаточно волевые люди, сумевшие перебраться в другую страну, чтобы получить хорошее образование. В то же время наблюдается пренебрежительное и даже негативное отношение к представителям национальных меньшинств. Причина такой разницы заключается в том, что чернокожий студент не воспринимается как угроза. А вот ксенофобия по отношения к национальным меньшинствам культивируется на бытовом уровне, и полностью искоренить её получится ещё не скоро.
Заключение
Расизм – это пережиток прошлого, следствие примитивных инстинктов, заставляющих человека верить в собственную безупречность и видеть угрозу в чужаках. Во всех цивилизованных странах на сегодняшний день исключены законодательные ограничения, как-либо связанные с расовой или национальной принадлежностью. Однако на бытовом уровне расизм сохраняется, и это глобальная проблема всего мира. Впрочем, сейчас развитие человечества ускорилось многократно, и вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия проблема расизма потеряет актуальность.
Значение слова «расист»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РАСИ’СТ, а, м. (нов.). Сторонник расизма.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова халдей (существительное):
Ассоциации к слову «расист»
Синонимы к слову «расист»
Предложения со словом «расист»
Сочетаемость слова «расист»
Понятия, связанные со словом «расист»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «расист»
Афроцентристы объявили автора ренегатом, предавшим историческую родину в угоду белым расистам.
По стадиону пошёл слух, будто бы тренер американской команды, ярый расист, запер чёрного атлета в раздевалке, чтобы олимпийским чемпионом смог стать белый.
Я задавал вопросы откровенным расистам и самым богатым людям мира.
Синонимы к слову «расист»
Ассоциации к слову «расист»
Сочетаемость слова «расист»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Значение слова «расизм»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в энциклопедии Britannica указывается, что расизм — это идеология, заявляющая о разделении людей на строго дифференцированные группы, называемые расами, о связи между унаследованными физическими чертами и чертами характера, интеллектом, моралью, культурой, а также о врожденном превосходстве одних рас над другими. Осуществление расистских теорий на практике находит своё выражение в политике расовой дискриминации от ограничения каких-либо прав до физического уничтожения.
РАСИ’ЗМ, а, мн. нет, м. (нов.). Реакционная антинаучная человеконенавистническая фашистская теория о неравноценности человеческих рас и, гл. обр., особом историческом предназначении т. наз. арийцев, служащая прикрытием эксплоататорской, каннибальской политики фашизма.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
раси́зм
1. концепция и построенная на её основе идеология о разделении человечества на неравноценные по умственным и духовным способностям расы и о превосходстве одной расы над другими ◆ Расизм был нормой жизни: белые и черные даже танцевали в разных клуба. Дмитрий Соколов-Митрич, «Куба капут» // «Русский репортёр», 2012 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: критический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Немного о расмизме
Проявление политики превосходства одних рас над другими прекрасно прослеживается на протяжении истории человечества. Однако почему-то мы не придерживаемся старых привычек в других сферах, однако расизм все еще среди нас.
Нелюбовь к людям другого оттенка кожи вполне распространена на сегодняшний день. Черные, желтые, белые, коричневые, красные и прочие цвета найдут того самого расиста который ненавидит именно данный оттенок кожи. Вот только раса не всегда завязана на оттенке кожи.
Начать рассмотрение расизма стоит с заокеанских жителей – а точнее с американцев, поскольку на их долю выпали самые яркие события связанные с расизмом. Начало этих кровавых отношений было положено прибывшими из-за океана европейцами по отношению к коренному населению. Однако самыми громкими сейчас являются отголоски расизма по отношению к афроамериканцам. Рабство, дискриминация, сегрегация, деятельность куклус клана и прочие прелести существования отнюдь не были счастливыми мгновениями их жизней. И в основе всего был расизм. Неравенство заложенное в основе государство и крохотные шажочки в сторону равенства представляют из себя историю этой страны. Однако что мы имеем теперь – тонны стереотипов о черном населении, и страх посещения их районов. И все это лишь потому, что они другого цвета кожи.
Если рассматривать Россию, то тут стоит упомянуть лишь про ограничение евреев. Хоть они и являются представителями европеоидной расы, но во времена царстования Николая второго «еврейство» стало определяться не столько по религиозным, сколько по расовым критериям.
Чем выше уровень развития и качество жизни в стране, тем меньше расизм проявляется, если не учитывать некоторые особенности истории региона. (про африку и пр.) Если в Америке ограничения представителей различных рас вызывают осуждение в обществе, то например в Йемене расовое меньшинство ахмады находясь в самом низу социальной иерархии стали обыденностью и никто не стремится улучшить их жизнь.
По своей сути расизм отвратителен – определение места человека в мире относительно его расы (цвета кожи) звучит безнадежно. Аналогично мы могли бы ограничивать людей по цвету глаз, но это звучит глупо и нелогично.
Интересной практикой исправления ситуации с дискриминацией по расовым признаком можно считать положительную дискриминацию. Это создание преимуществ для ранее дискриминировавшихся расовых, половых или религиозных меньшинств с целью выравнивания их положения в обществе. Т.е. например в США это представляет из себя увеличение мест для африканской расы в гос-учереждениях и частных компаниях. Звучит неплохо, но это проявление того же расизма хоть и попытках исправления прежней дискриминации.
А теперь сложим всю предыдущую информацию, подытожим и выбросим в мусорку. А почему – а потому что ученые не обнаружили в генах представителей различных рас каких-нибудь специфичных различий. Т.е. стереотипы и характерные черты рас, если даже есть таковые, являются лишь приобретенными качествами. Данное открытие могло остановить расизм, как нечто нелогичное, но в корне проблемы лежат не различия генов, а ненависть к людям которые отличаются. Для ненависти человеку нет нужды искать достойные аргументы, а потому цвет кожи в данном случае уже является причиной для оной.
Мы не равны с рождения, но это неравенство не завязано на цвете кожи. Даже отличаясь внешне – внутри мы все одинаковые, это касается скорей не строения тела, а наших стремлений и желаний. Так зачем разводить ненависть на пустом месте?
Расизм не «отвратителен», а естественен, отвратительна положительная дискриминация, тех же негров (которых автор называет афроамериканцами) в Америке
Не хочу высказывать своё мнение насчет расизма, но 1 вопрос.
«Если рассматривать Россию, то тут стоит упомянуть лишь про ограничение евреев»
Что. ну. эм. как бы.
Цыгане, которых ненавидят 99% страны.
Или так называемые «хачи».
Я бы понял если бы было сказано про тех же армян. но евреи.
Wokeism: идеология (статья о философской основе вокизма) + определение терминов woke и SJW
Вступление и определение терминов (от тс)
Те, кто следит за западной политикой и некоторыми тенденциями оттуда, уже хотя бы раз встречали термин «woke». Сегодня он используется всё чаще уже и в наших интернетах.
Woke переводится с английского как «пробуждённый», «проснувшийся». Пришел он из афроамериканского сленга, где использовался еще во второй половине прошлого века. В значении вроде «проснуться и не мириться с дискриминацией».
Иначе говоря, он стал описательным термином для всего этого движа за социальную справедливость, которую мы наблюдаем в политике, бизнесе, культуре и даже в науке. Феминизм, гендерная идеология, разнообразие, радикальный антирасизм и прочее.
У нас его пока не переводят, а пишут просто «воук«.
Особо «воукнутых» неравнодушных граждан клеймят social justice warriors или SJW. Что в переводе значит «борцы за социальную справедливость», а коротко у нас их называют СЖВ (правильно произносить SJW надо как эс джей даблъю, но это сложна, так что. ).
Забавно, кстати, что изначально сжв имело положительную коннотацию. Борцы сами себя так называли. Изменение произошло после того, как слово стало ассоциироваться с крайней неадекватностью. Как идеологической, так и в плане поведения. Аналогичная история происходит сейчас и с воук.
Кстати, противники всех этих тенденций иногда называют себя анти-сжв. Но чаще всего unwoke (непробужденные).
Сами же сжв и другие проснувшиеся называют себя просто «прогрессистами». Так же их называют буквально все крупные и «авторитетные» издания, а также западные институции и образовательная система.
Аналогично и с их идеологией. Свои неомарсксистские воззрения они называют просто прогрессизмом. Более того, даже отрицают, что это идеология.
Это, кстати, интересная вещь. Когда идеологию просто не считают таковой. Определенное мировоззрение выставляют просто нормой (стандартом). Вот уж их идеологи мыслили в верном направлении: воистину слова творят нашу реальность!
Тем не менее, противники называют её: сжв-идеология, воук-идеология, иногда воук-культура, а также регрессивное левачество и вокизм (wokeism). Всё это, конечно же, пейоративы.
У нас продвижение «социально справедливой» повестки обычно называют просто «повесточка«.
Подо всем этим движем есть очень четкая философская база.
В наших интернетах не так много инфы. Однако есть эта небольшая статья, которая коротко это всё описывает. В том числе со ссылками на литературу.
Материал уже публиковался на пикабу, но под другим заголовком и с другими тегами. Однако, нет ничего лучше, чем повтор хорошего материала.
Идеология wokeism’а или социальной справедливости (СС) еще ждет своего исследователя. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные корни и положения этого интеллектуально-философского активистского течения.
Ее представитель Макс Хоркхаймер в 1934 сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как критическую теорию. Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму.
8. Вот мы и подошли к текущим событиям. Идеология wokeism’а или социальной справедливости в настоящее время считает, что:
— общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;
— весь дискурс создан и поддерживается белыми гетеросексуальными мужчинами с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;
— традиционные инструменты белого человека, такие как научный метод или либерально демократическое государство являются инструментами угнетения, не подходят для маргинализированных групп и должны быть деконструированы;
— наиболее полным знанием о реальности обладают наиболее угнетенные представители меньшинств, особенно нескольких сразу;
— если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не Black так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;
— цель переустройства общества определяется как equity, diversity и inclusion.
В дополнение к описанным мною основным положениям идеологии, я забыл добавить главное: что это, в представлении носителей, за система, которую надлежит деконструировать? Называется она фаллологоцентрическая гетеронормативная патриархия или whiteness (в отличие от Blackness, обязательно с маленькой буквы).
Diversity – цель и процесс достижения такой композиции населения страны или сотрудников организации, в результате которой представлен весь ассортимент реального опыта, т.е. опыта угнетения и всевозможных пересечений разных аспектов такового. Начинается с требования нанять/пустить одного трансгендера, женщину или представителя BAME, а заканчивается требованием полного паритета (см. equity).
Если у вас остались вопросы и вы живете и работаете в США, Великобритании, Австралии или Новой Зеландии, можете спросить члена Diversity and Inclusion Committee, который несомненно присутствует в вашей организации, будь она государственная или частная.
1. James Lindsay – Cynical Theories
2. Herbert Marcuse – One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society
3. Herbert Marcuse – A Critique of Pure Tolerance (1965), Essay «Repressive Tolerance»
4. Kimberlé Williams Crenshaw – Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence Against Women of Color
5. Peggy McIntosh – White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack
6. Robin DiAngelo – White Fragility
7. Ibram X. Kendi – How to Be an Antiracist
Изначально опубликовано в комментах в жж, а позже собрано там же в статью.
Глава 02. Расизм и другие теории о расах (видах)
Расизм – это научная доктрина, объясняющая превосходство одной расы над другой[1]. Исторически первой появилась теория, объясняющая превосходство белой расы над черной, что вполне закономерно. Расцветом ее явился 19 век – век, когда в Европе расплодилось великое множество индивидов, которые не хотели и не умели работать на благо общества, но имели массу времени для теоретических изысканий.
Как считает Цветан Тодоров[2], расизм[3] покоится на следующих утверждениях:
«1. В мире существуют различные расы….. Раса здесь уподобляется зоологическому виду, причем представители двух разных рас отличаются друг от друга примерно так же, как лошадь от осла: не настолько, чтобы невозможно было взаимное оплодотворение, но достаточно для того, чтобы разница между двумя особями бросалась в глаза. Расисты, как правило, не только констатируют подобное положение вещей, но и настаивают на необходимости его сохранения. Поэтому они против скрещивания рас.
2. Духовные качества вытекают из физических…. Разделению человечества на расы соответствует столь же четкое разделение на культуры. Конечно, внутри одной и той же расы может существовать и несколько культур; но важно то, что расовое различие всегда есть одновременно и различие культурное. Неразрывность расы и культуры помогает понять, почему расы склонны воевать между собой.
3. Группа воздействует на индивида. Поведение индивида в очень большой степени зависит от расово-культурной (или «этнической») группы, к которой он принадлежит. Расизм, тем самым, есть учение о коллективной психологии, по природе своей враждебное идеологии индивидуализма.
4. Расист не ограничивается утверждением о том, что расы различны; он делит их на высшие и низшие.
5. Расист считает, что должна быть осуществлена некоторая политика, которая поможет привести мир в гармоническое соответствие с вышеизложенными обстоятельствами. Установив «факты», расист извлекает из них моральное суждение и некий политический идеал. Так, подчинение или даже уничтожение низших рас мотивируется накопленными знаниями в сфере расовых проблем. В этом пункте теоретический и бытовой расизм смыкаются: «теория уступает место практике».
Совокупность всех перечисленных моментов и составляет расистскую доктрину».
История расизма – это история человечества, а история теоретического расизма насчитывает чуть более двух столетий. Более подробно о развитии доктрины расизма можно прочесть в книге российского расиста Владимира Авдеева «Расология»[4]. Чтение не самое занимательное, но для всех, интересующихся антропологией – необходимое. Автор подробно перечисляет всех «величайших ученых», которые внесли свой вклад в развитие расизма. Их было так много, что даже удивительно, что они достигли так мало.
Вкратце назову основные вехи теоретического расизма 19 века:
— немец Густав Клемм издал в 1845 году книгу «Распространение активных человеческих рас по земному шару», в которой он обосновал тезис о существовании «активных» и «пассивных» рас и том, что отношения между ними определяют прогресс и упадок народов;
— «отец современного расизма»[5] француз Жозеф Артур де Гобино (1816-1882) написал книгу «О неравенстве человеческих рас» (1855): «он сделал различия человеческих рас предметом исторического исследования»[6];
— англичанин Фрэнсис Гальтон (1822-1911), двоюродный брат Чарлза Дарвина, создал евгенику – «науку» об облагораживании расы;
— немец Альфред Плетц (1860-1940) в 1891 году ввел термин «расовая гигиена» (эквивалент евгеники);
— Отто Аммон (1942-1916) «обосновал с естественнонаучной точки зрения те же истины, которые Гобино обосновал исторически»[7].
В 1902 году немец Людвиг Вольтман (1871-1907) написал книгу «Политическая антропология. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов». Он считал, что «биологическая история человеческих рас есть естественная и основная история государств». Короче говоря, ключ к пониманию истории – в развитии и взаимодействии (борьбе) человеческих рас. Могу сказать, что идеи Вольтмана, безусловно, заслуживают внимания. Мыслил он в правильном направлении.
В 20 веке Гитлер не только осуществил на практике расистские идеи, но и внес свой вклад в теорию. Наиболее четко характеризует его взгляды по расовому вопросу следующая речь, произнесенная Гитлером перед Германом Раушнингом: «Еврей — создание другого Бога. Нужно, чтобы он происходил от другой человеческой ветви. Я противопоставляю арийца и еврея, и, если я даю одному имя человека, я обязан дать другому иное имя. Они так же далеки друг от друга, как животные виды от рода человеческого. Это не значит, что я называю еврея животным. Он гораздо дальше от животных, чем мы, арийцы. Это существо, чуждое естественному порядку, существо вне природы.»[8] Научная аргументация такого представления у Гитлера отсутствовала, но интуитивно Гитлер был прав – сам Гитлер и любой еврей – это действительно представители разных видов. Гитлер это чувствовал, но объяснить не мог.
В расизме есть рациональное зерно, от которого ни в коем случае нельзя отмахиваться. И не нужно этого бояться. Признание того факта, что есть разные расы (виды) отнюдь не означает, что есть «чистые» и «нечистые» расы. Если мы согласимся с расистами в том, что есть разные расы (виды) – в этом нет ничего страшного, если это действительно так. Мы всего лишь констатируем факты. А вот выводы, которые делаются из одних и тех же фактов, уже зависят от тех, кто их делает. Совсем не обязательно повторять вслед за Гитлером: «Евреи держат за горло все народы мира, и только силой меча можно заставить эту руку убраться от горла»[9]. Если кому-то кажется, что евреи поработили австралийских аборигенов и надо их срочно защищать от обнаглевших сионистов, тут уж ничего не поделаешь – это однозначный диагноз расизма и болезнь эта не лечится. Но и заразится ей нельзя. Все дело в генах. С другой стороны, как же не согласится с таким высказыванием Гитлера: «люди совершенно не замечают, что все живущее на земле строго разделено на отдельные замкнутые в себе группы, из которых каждая представляет собой отдельный род или вид»[10]. Я полностью поддерживаю данную точку зрения. Лично я совершенно точно веду свою родословную от представителей иных человеческих видов, чем Чингисхан, Гитлер, Сталин или Игорь Иванович Сечин.
Учения о расах
Исследованиями в области человеческих рас занимались не только расисты, но и ученые-антропологи. Расисты и антропологи-нерасисты выделяли расы по различным признакам – по цвету кожи, по форме черепа, по другим физическим особенностям человеческого тела. Какие бы признаки рас не назывались, общее было одно: раса – это вид в биологическом смысле! Тот, кто первый завел речь о расах и является основоположником современных представлений о видовом различии человечества. Первым таким ученым был, по всей видимости, Карл Линней, который разделил человечество на четыре расы в своей работе «Система природы» (1738) и который расистом никогда не был даже в теории. Англичанин Генри Хоум в 1774 году опубликовал книгу «Очерки по истории человека», в которой писал, что «существуют различные виды людей, точно также как существуют различные породы собак». В 1829 году англичанин У.Ф.Эдвардс разделил расы по размерам и форме черепа (рост, цвет волос и лингвистические особенности играли у него второстепенную роль).
Чарльз Дарвин в книге «Происхождение видов»(1859г.) сформулировал 2 главных закона живой природы: естественного отбора и борьбы за существование. Из теории рас и дарвинизма получился «расистский дарвинизм»: среди человечества есть высший вид – белая раса, которая, чтобы выжить, неизбежно должна вести борьбу за существование с другими расами. Ряд «исследователей» на основе изучения происхождения языков из белой расы выделил еще одну – саму высшую расу – арийцев, которая «выделяется красотой своей крови и интеллекта» (Адольф Пише).
Фашист Юлиус Эвола отмечал, что сущность расы надо искать в манере поведения, в том, как проявляет себя ее самобытность. По его мнению, такие выражения как «белая раса», «германская раса» и даже «еврейская раса» с научной точки зрения некорректны: «в нашу эпоху никакой народ не может претендовать на звание единой, чистой и однородной расы». При этом, он говорил, что «внутри нации всегда существовала и существует высшая раса». В белом мире Юлиус Эвола различал 6 рас: нордическую (светловолосую), западную (средиземноморскую), фалическую (более тяжеловесную, плотную и высокую, чем нордическая), динамическую, альпийскую и восточно-балтийскую.
Антропологи (расисты и нерасисты) в 20 веке работали весьма активно, но ни одна из существующих ныне расовых классификаций не является общепризнанной и любой исследователь, пытающийся соотнести выводы антропологов с историческими и археологическими данными, рано или поздно заходит в тупик. И.Деникер, Ж.Монтадон, Е.Эйкштед, К.Кун, Г.Гюнтер, У.К.Грегори, Э.Хутон работали над проблемой классификации рас. При этом, каждый из них классифицировал людей по-своему, и ни одна из классификаций не является бесспорной. В России антропологическими исследованиями занимались А.Ивановский, В.Бунак, Л.Ошанин, В.Алексеев – и тоже без особого результата. Научных данных (а не мнений), которые можно было бы использовать, антропология дает очень мало.
В 19 веке, когда теоретический расизм расцвел пышным цветом, итальянский криминалист Чезаре Ломброзо подошел к разделению человечества на виды с другой стороны: он провозгласил, что среди людей живут прирожденные преступники. А что это значит? По сути, он утверждал, что существует два вида говорящих приматов: люди, которые не рождаются преступниками и люди-преступники[12], которые генетически предрасположены к преступлениям. Правда, Ломброзо сделал одну ошибку – он объявил, что прирожденные преступники отличаются от «непреступников» своей внешностью. Часто это действительно так, но отличия эти больше субъективного свойства. При этом невозможно сформулировать общее правило вроде: те, у кого узко посаженные глаза и покатый лоб – это представители определенного преступного вида. Ломброзо попытался и загубил всю теорию – из-за его утверждения, что прирожденного преступника можно определить, измерив некоторые части лица и головы, вся его теория постепенно превратилась лишь в объект для критики.
Такие ученые-криминалисты как Франц фон Лист и Энрико Ферри использовали «прирожденного преступника» Ломброзо в своих социологических теориях уголовного права, но ни один из них не пытался делать глобальных выводов о том, что «прирожденный преступник» – это существо иного вида, чем большинство людей. Он им был нужен, чтобы обосновать применение различных видов мер принуждения к различным категориям преступников: к случайным преступникам – достаточно мягкие меры, к прирожденным преступникам (которые неисправимы в силу генетических причин) – самые жесткие.
Ницше и расизм
Примерно в то же время, в которое творил Ломброзо, больной мозг Фридриха Ницше извергал свои полубезумные идеи о «сверхчеловеке». Чего только не понаписали по поводу его теории, но определенно можно сказать только одно – он и сам не понимал, о каком «сверхчеловеке» пишет. Ему был противен его сосед – убогий невзрачный европеец с его гнилой христианской моралью. И в качестве противовеса этому соседу у Ницше появились идеи о некоей высшей расе господ. Подобно чукче (что вижу – о том и пою), Ницше записывал то, что приходило ему в голову в данный момент и раз написанное уже так и оставалось на бумаге. Ясность мысли сопровождается ясностью изложения, но никакой ясности в этом вопросе у Ницше не было. Возьмем его знаменитое произведение «Так говорил Заратустра» (1884). Там представителя этой высшей расы Ницше называет «сверхчеловеком». Что он собой представляет понять довольно трудно, ведь «Заратустра» – это настоящая песнь, крик души. Заратустра-Ницше призывает превзойти этих маленьких людей – его соседей. Но каков должен быть этот «сверхчеловек» – непонятно. Он не должен быть таким, как современный Ницше человек – вот единственное, что очевидно.
В другом произведении Ницше «По ту сторону добра и зла» (1886) о «сверхчеловеке» ни слова. Там встречаются общие рассуждения о «людях сильных, независимых, подготовленных и предназначенных к повелеванию, воплощающих в себе разум и искусство господствующей расы» и «людей обыкновенных, существующих для служения». При этом человечество он называл одним животным видом. Чуть далее следует рассуждение о «хищном человеке» (о Чезаре Борджа[13]) и «человеке моральном». Первый сравнивался со здоровейшим тропическим чудовищем. А человек моральный – это стадный человек: таких Ницше просто не переваривал. Чуть далее терминология снова меняется: появляются господа и рабы, но совсем не в том смысле, что господа – это те, кто занимает привилегированное положение, а рабы – служат им. «Высший человек» совсем не обязательно господствует: если ему повезет, он будет править, но, по мнению Ницше, такого почти не случается. Такое впечатление, что говорит он о себе и таких, как он.
В «Генеалогии морали» (которая была пояснением к «По ту сторону добра и зла») речь дошла и до «хищного зверя, роскошной, похотливо блуждающей в поисках добычи и победы белокурой бестии», от которой пошли благородные расы: римская, арабская, германская, японская знать, гомеровские герои, скандинавские викинги. Эти потомки «белокурой бестии» явно симпатичны Ницше в отличие от «человека морального», несмотря на то, что «благородные расы, где только не ступала их нога, оставили за собой следы понятия «варвар». Не нужно думать, что, перечисляя в качестве благородных рас германскую знать, Ницше имел в виду современных немцев. Он говорил о «белокурой германской бестии» и замечает, что вряд ли существует какое-либо идейное родство между древними германцами и современными ему немцами, «не говоря уже о кровном».
Все средства для Ницше были хороши ради победы над его личным врагом – христианством. Ницше не нравился его современник-европеец («домашнее животное»), испорченный христианством, и в своем неприятии этого человека он был готов вознести на пьедестал любого «хищного зверя». Тем более, что хищные звери от природы такие. И нельзя их упрекать за то, что они имеют инстинкт свободы (т.е. имеют «волю к власти»). Мораль господ тем хороша, что диктуется самой жизнью. Опасность для человека представляют не эти хищники, а слабейшие. «Больные представляют величайшую опасность для здоровых». Любопытно, что в качестве примера этих больных Ницше называет антисемита Евгения Дюринга («который в нынешней Германии непреличнейшим и мерзким образом изводит на потребу моральную шумиху»). Несмотря на это, долгое время имя Ницше было связано с немецким фашизмом – благодаря его сестре – по его определению «антисемитской дуре».
Работы Бориса Диденко
В России до недавнего времени теоретических исследований, посвященных разделению человечества на виды, просто не было (были только работы по антропологии, в которых единое человечество делилось на различные типы, исходя из своей внешности и измерений черепа). Но вот в 1974 году появилась работа Б.Ф.Поршнева «Начало человеческой истории», которая дала толчок к появлению концепции Бориса Диденко. В конце 20 века Диденко опубликовал 4 произведения, в которых обосновал разделение человечества на 4 вида («Цивилизация каннибалов», 1996, «Хищная власть», 1997, «Хищная любовь», 1998, «Хищное творчество», 2000). В своих работах Диденко пришел к выводу, что на планете Земля сосуществуют 4 вида, из которых формируется современное человечество. Из них 2 вида хищных гоминид: суперанималы (по-другому: палеонтропы, неотроглодиты, сверхживотные) и суггесторы (псевдолюди), а также 2 вида нехищных: собственно Человек разумный (диффузный вид) и неантропы.
В наблюдательности и умении делать правильные выводы из увиденного Диденко не откажешь. Но в его концепции есть два слабых момента, которые из научной теории превращают ее в публицистическо-политический манифест.
Во-первых, отталкиваясь от выводов Б.Ф.Поршнева, Диденко начал с происхождения видов. Он очень подробно рассказывает, как появилось несколько видов, хотя никаких доказательств своих утверждений не приводит. Понятно, что к выводу о существовании нескольких видов его привели обстоятельства собственной жизни и общеизвестные исторические факты. Он же вместо того, чтобы констатировать существующее положение вещей, приводя доказательства существования разных видов в историческое время, ушел в глубь веков. Диденко попытался доказать существование нескольких видов на основе того, что они существовали и в древности, и даже выдвинул гипотезу их эволюционного развития. Но поскольку нескольких скелетов неизвестно кого, наскальных рисунков и объедков, найденных в местах стоянок, для таких выводов явно маловато, даже верные выводы Диденко сразу же ставятся под сомнение. Ряд его утверждений по эволюции различных видов тем более сомнителен, что существует множество фактов, которые противоречат эволюционной теории происхождения человека (хоть одного вида, хоть нескольких человекообразных видов). А Борис Диденко их даже не рассматривает!
Во-вторых, у Диденко очень немного доказательств своих утверждений. А без фактов – это не научная работа, а философский трактат.
Несмотря на это, некоторые из выводов Диденко, базирующиеся на наблюдении за поведением окружающих, очень интересны, и, скорее всего, правильны.
Он сравнивает человечество с псовыми: волками, шакалами и собаками разных пород. Волки соответствуют его суперанималам, шакалы – суггесторам, а собаки нехищным видам. Диденко считает, что «к хищным видам не применимы основные человеческие качества: нравственность, совесть, сострадание. Это жестокие и коварные животные, хотя и весьма умные». «Палеонтроп принес в мир гоминид страх перед ближним своим» и Диденко полагает, что этот страх стал врожденным. У детей он проявляется в форме «боязни посторонних». И эта реакция наблюдается у всех народов мира[14].
Неантропы по Диденко находятся в состоянии интеллектуального отстранения от окружающей их мировой грызни. Это ученые и философы. Познание мира и себя стало для них путеводной звездой. Нравственный прогресс осуществляется именно посредством неброской деятельности таких людей.
Борис Диденко считает, что кардинальное различие людей связано с хищностью (ее наличием или отсутствием), а не с расовыми или национальными различиями. Причем расхождение видов не в каком-то «гене агрессивности». У нехищных видов есть третья сигнальная система (разум – совесть, сострадание, учет интересов окружающих людей), которая располагается в лобных долях головного мозга. А у хищников этот отдел мозга якобы просто отсутствует. Момент принципиальнейший, но почему-то подтверждения медицинскими данными данного обстоятельства у Диденко нет.
Б.Диденко пишет, что люди могут охищниваться в результате соответствующего научения. Такие еще могут раскаяться, а хищник – никогда. Тюрьмы их делают еще более жестокими и учат большей предусмотрительности при совершении очередных преступлений. А для нехищных людей жестокие наказания ни к чему.
Диденко выделил в человечестве виды, но не объяснил что такое вид! А это крупнейшая научная небрежность, которая ставит под сомнение и всю теорию. Помимо этого, совершенно непонятны критерии, по которым суггесторы отделены от суперанималов или внушаемый вид от неантропов. По сути, отличие суперанималов от суггесторов такое же, как отличие вожака собачей стаи от рядовых членов стаи. А неантроп отличается от внушаемого вида своим интеллектом (способностью к самокритичному мышлению») – и все! Диффузные люди, считает Диденко, ленятся думать. А как показывает жизнь у родителей, которые ленятся думать, иногда рождаются так называемые неантропы. И вся видовая классификация Диденко из-за одного такого факта (чему я лично свидетель, да и вы такие семьи наверняка встречали) летит ко всем чертям. Кроме того, общая культура автора негативно отразилась на теории Диденко. Крайне категоричные выводы, вроде «все актеры и певцы – суггесторы или межвидовые гибриды» – просто раздражают. При этом даже в книге «Хищное творчество» крайне мало примеров из окружающей нас действительности, подтверждающие его выводы. Такое впечатление, что помимо Иосифа Кобзона и Филиппа Киркорова он никого больше из представителей шоу-бизнеса и не знает.
Несмотря на свою аргументацию, которая связана с происхождением человека, Диденко выделил виды в соответствии с теми типами, которые он нашел среди окружающих его людей. А откуда же они взялись? – Убедительного ответа у него нет.
Аргументы против разделения людей на расы (виды)
Те ученые и философы, кто заикнулся о существовании разных рас (видов), включая и расистов, все-таки составляют подавляющее меньшинство по сравнению с десятками, а то и сотнями тысяч своих коллег, верящих в эволюцию и существование человека как единого вида. Что же смущает противников разделения человечества на расы (виды)? Их аргументы обобщил уже известный нам Цветан Тодоров[17]:
1. «С незапамятных времен различные группы смешивались между собой; тем самым, их физические характеристики далеко не так различны, как это кажется расистам».
3. «Между представителями одной и той же группы мы обнаружим различия ничуть не меньшие, чем между самими группами. Именно поэтому современная биология, постоянно изучая физические различия между людьми, населяющими земной шар, не прибегает к понятию расы».
Я полагаю, что выделять в человечестве виды исключительно по каким-либо внешним признакам (цвету кожи, форме черепа и т.п.), что уже и происходит более двухсот лет – с научной точки зрения совершенно бессмысленно. По этому пути пытались пойти расисты и ничего приемлемого в научном смысле не добились.
Как поделить человечество на виды
Проведя сравнительный анализ поведения животных видов и поведения человекообразных особей, мы придем к выводу, что человечество живет по тем же самым законам, что и другие живые существа на нашей планете, прежде всего млекопитающие. Если вы обучались в школе, то вы слышали о журавлях, которые живут семьями и волках, которые живут стаями. Обычно человек не сильно задумывается об этой информации: семья, стая – ну и что с того? А ведь это важнейшая информация применительно к любому животному, поскольку разновидностей совместного проживания в животном мире не так уж и много.
И что самое интересное – среди людей можно выделить не одну, а как минимум две (а то и все три) формы сосуществования особей! Это не имело бы никакого значения для вопроса о видовом разнообразии человечества, если бы по разному жили люди внешне похожие друг на друга и исторически живущие рядом (члены какого-либо древнего племени или народа). Но ведь все по другому – люди, живущие вместе и именуемые в истории племенами (народами, объединениями племен и т.п.) вели себя одинаково. А вот представители различных племен зачастую отличались друг от друга весьма значительно. Это в настоящее время в современных мегаполисах все перемешались, и стало трудно понять, что различия в поведении вызваны не разным воспитанием особей, а разными генами. Тысячу, а тем более две-три тысячи лет назад все было значительно проще. Проблема только в том, что сведений о таком далеком прошлом не так уж и много. Конечно, мое утверждение о существовании среди людей различных форм совместного проживания требует доказательств, но оно, безусловно, стоит того, чтобы его хотя бы проверить. Ведь эта вполне очевидная гипотеза никогда никем не проверялась! Сторонники единого человечества боролись с расистами, которые измеряли голову и анализировали цвет кожи говорящих приматов, а действительно научные аспекты проблемы не рассматривались ни теми, ни другими.
Я полагаю, что не существует никаких препятствий, чтобы распространить деление на стайные и семейные особи, существующее в животном мире, на говорящих приматов. Имеется много фактов, что такое разделение людей соответствует действительности. Именно это я и постараюсь доказать в дальнейшем. Я пришел к выводу, что одни люди относятся к семейному типу, а другие – к стайному (стадному) типу. А вот живут ли люди по одиночке – вопрос крайне сложный. Прежде всего, потому что наличие множества особей в наше время, которые по настоящему одиноки, имеет отношение скорее не к врожденным инстинктам, а к социальным условиям, в которых оказываются люди. Но это не означает, что среди людей нет видов (или не было в более ранние времена), которые, как орангутанги, предпочитают жить в одиночку.
[1] Слово «расизм» еще употребляется для оценки поведения, характеризуемого ненавистью к непохожим на расиста индивидам, но это значение слова «расизм» мы рассматривать не будем.. А в принципе, расизм на практике существует с тех времен как существуют расы.
[2] Цветан Тодоров «РАСА И РАСИЗМ» (Из книги «Мы и другие: французская мысль о разнообразии человечества»).
[3] Правда для расизма он придумал новый термин «расиализм», чтобы не путать его с расизмом как поведением, но суть от этого не меняется.
[4] Авдеев называет себя расологом, но на самом деле он осторожный расист.
[5] Юлиус Эвола «Указания по расовому воспитанию».
[6] Х.Лихтзин «Отто Аммон и социалантропология», 1987.
[7] Х.Лихтзин «Отто Аммон и социалантропология», 1987.
[8] Herrmann Rauschning. Hitler m’a dit. Paris, «Cooperation», 1939, p.269 цит по А.Безансон.
[9] Адольф Гитлер. «Моя борьба».
[10] Адольф Гитлер. «Моя борьба».
[12] Книга его так и называлась: «Человек-преступник» (1878 г.)
[13] Редкий пример, когда Ницше приводит в качестве примера реальную историческую фигуру. Кроме Боржда он относил к великим людям еще и Наполеона.
[14] От себя отмечу, что эта боязнь не проходит и в более зрелом возрасте.
[15] Если бы Диденко приводил конкретные примеры своих утверждений, то в качестве таких жизнелюбов он обязательно бы упомянул Пал Палыча Бородина.
[16] «На умное дело диффузных людей уговорить труднее, чем подбить на дурость, она им ближе и роднее». (Б.Диденко).
[17] Цветан Тодоров «РАСА И РАСИЗМ» (Из книги «Мы и другие: французская мысль о разнообразии человечества»).