что такое ранжированные списки при поступлении в вуз
Конкурс при поступлении в вузы – ранжированные списки
Конкурс при поступлении в вуз – это отбор абитуриентов для зачисления на бюджетные или платные места. Он проводится на основании учебных достижений поступающих и с учетом социальных льгот, которые могут быть у некоторых категорий абитуриентов. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Что учитывается в конкурсе
Главный критерий отбора будущих студентов любой формы обучения на бесплатных и контрактных отделениях – это результаты ЕГЭ, которые засчитываются вместо вступительных экзаменов. Чтобы участвовать в конкурсе на поступление в вуз, на Едином госэкзамене надо набрать проходные баллы – то есть достичь результатов, достаточных для того, чтобы высшее учебное заведение приняло документы. Но это далеко не всё, на что смотрят вузы при проведении конкурса. Итак, по порядку.
Для поступления на каждую специальность вузы в своих правилах приема устанавливают определенный набор предметов, чаще всего их три, иногда учебное заведение считает нужным увидеть результаты испытаний по четырем учебным дисциплинам. Для абитуриентов творческих, спортивных, военных направлений университеты, институты и академии могут проводить еще и дополнительные экзамены творческой или профессиональной направленности (ДВИ). Их результаты оцениваются, как правило, тоже по стобалльной шкале. В конкурсе абитуриент участвует с суммой баллов, набранных на ЕГЭ, а на «непростые» специальности к ним прибавляется оценка за ДВИ.
Внутренние экзамены вузов
Абитуриенты, не сдававшие ЕГЭ (те, кто получил аттестат по итогам ГВЭ*; поступает после колледжа или на второе высшее), вместо «единого» сдают нужные предметы прямо в вузе. Учебное заведение само проверяет и оценивает работы по стобалльной системе. С этими результатами абитуриенты, не имеющие баллов за ЕГЭ, участвуют в конкурсе наравне с остальными поступающими. Конечно, если в вузе есть ДВИ, и абитуриент их сдавал, эти результаты тоже идут в общую копилку.
*В 2021 году выпускники, сдававшие ГВЭ-аттестат, не могут поступать в вузы, даже по внутренним экзаменам. Эта норма касается только одиннадцатиклассников, традиционно имеющих право сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ.
Олимпиады
Есть и абитуриенты, которые могут поступить в вуз «вне конкурса» – без экзаменов. Они имеют право не сдавать ни ЕГЭ, ни внутренние испытания. Такие привилегии эта особая категория поступающих получает за победы в предметных и спортивных олимпиадах высшего ранга. «Вне конкурса» – определение условное, так как олимпиадников все равно вносят в общий ранжированный список абитуриентов.
Льготы и квоты
Еще у одной категории абитуриентов есть другие преимущества: эти кандидаты на статус студента могут пользоваться преимущественным правом на зачисление или поступать по целевой и особой квотам на специально выделенные для каждой группы места.
Абсолютно все абитуриенты: и сдававшие ЕГЭ, и проходившие вступительные испытания в вузах, и победившие в олимпиадах, и получившие целевое направление, и социально незащищенные – могут добавить к своим результатов 10 дополнительных баллов за личные достижения.
С этим багажом академических достижений и социальных льгот такие разные абитуриенты и участвуют в конкурсе при поступлении в вузы. Как же высшие учебные заведения составляют списки поступающих и отбирают лучших из лучших?
Условия поступления
Для начала вуз распределяет абитуриентов по группам, согласно условиям поступления, которые они указали в своих заявлениях. Условий приема на учебу может быть 7:
Вузы могут устанавливать разный уровень минимальных баллов для подачи заявлений в головной вуз и его филиалы, на бюджет и на договор.
Дальше – среди подавших заявления на определенное направление подготовки самое значимое деление: на поступающих на бюджет и на платную учебу. Внутри этих двух групп абитуриентов распределяют по комплексу других условий:
С учетом всех этих условий составляют ранжированные списки абитуриентов, раздельные для определенных условий поступления.
На примере. Семь абитуриентов пришли поступать в один вуз на журналистику:
Первые четыре абитуриента попадут в один общий для них конкурсный список (с учетом предварительных результатов раздельного отбора среди льготников и квотников); пятый, шестой и седьмой – в три отдельных: для поступающих в филиал; на заочную учебу; на платное обучение. После этого начинается самое интересное – ранжирование абитуриентов в списках.
Как ранжируются конкурсные списки
Все претенденты на очные бюджетные места попадают в один список, независимо от того, поступают они по льготам (особым правам) или на общих основаниях.
В итоге может получиться так, что все бюджетные места займут победители олимпиад и поступающие по квотам. Тогда у абитуриентов, претендовавших на поступление по ЕГЭ, остается вариант участия в конкурсе на платную или заочную учебу. Поэтому стоит подстраховаться и, если конкурсная ситуация напряженная, подать заявления еще и на альтернативные варианты обучения – заочно на бюджете (если заочка есть на специальности) или очно, но платно. Формы учебы не считаются отдельной позицией при подсчете количества поданных заявлений в одном университете или институте по обновленной формуле «5 вузов, от двух направлений в каждом».
Шансы на поступление можно оценить сразу после того, как 27 июля вузы публикуют конкурсные списки. Если на специальности всего 10 бюджетных мест, а первые шесть-семь позиций занимают поступающие без экзаменов, еще по одной у целевиков и абитуриентов-льготников, и все они подали согласие на зачисление, то лучше сразу подыскать другой вариант, не дожидаясь приказа о зачислении поступивших на приоритетном этапе приема.
Что такое ранжированные списки абитуриентов
Пояснение термина и правила ранжирования
Ранжирование – распределение объекта в порядке их первенства.
Слово “Ранжирование” происходит от слова “Ранг” то есть первенство, старшинство, преобладающее значение.
Синоним к слову ранжирование – рейтинг (от англ. – оценивать) – числовой показатель, характеризующий преимущество одного оцениваемого объекта перед другим.
Рейтинг является и есть ранжирование, в своем роде расположение в определенной последовательности. Зачастую рейтинг/ранжирование имеет математическую модель, зафиксированных в ходе исследований показателей.
Для изучения объектов в определенном ряду ( номер в списке и т.д.). Обычно рейтинг используют для определения места. Также с математической точки зрения с помощью рейтинга (ранжирования) можно определить балл (иногда вывести средний).
Ранжирование данных, то есть приписывание рангов субъектам списка, происходит по определенным правилам:
Самый элементарный пример ранжирования – построение обучающихся школы по росту на линейке, на уроке физической культуры ( учеников выстраивают от самого высокого и, в продолжении, в порядке сокращения), в социальных сетях зачастую можно встретить ранжирование по популярности (сначала показывают “ТОП”, далее в зависимости от сокращения популярности).
Безусловно, существуют ВУЗы, прием в которые течет без вступительных испытаний. Тогда ранжирование абитуриентов осуществляется по следующим пунктам:
Теперь поговорим о том, как же слово “Ранжирование” может распространяться на списки абитуриентов (студентов), поступающих в ВУЗы.
Представим, что на факультет психологии есть 200 мест. А документы подали 300 человек. Здесь и начинается ранжирование. Изначально всех претендентов проверяют на наличие льгот и пособий. Это также является своего рода ранжированием. К примеру существуют ВУЗы, которые выделяют 10% из 100% на места, предназначенные специально для льготников (инвалиды, сироты и т.д.).
Именно эти абитуриенты и становятся в первых номерах списка на зачисление факультета психологии. Но количество бесплатных мест также условно. Следовательно, здесь тоже проводится ранжирование. В данном случае первенство исчисляется по результатам ЕГЭ (в некоторых ВУЗах плюсом является хорошая или отличная сдача норм ГТО).
Следом за ними попадают абитуриенты, прибывшие на общем основании (в основном – платные места). Здесь применяется другой способ ранжирования. В данном случае в пользу идут не только результаты ЕГЭ, но и всевозможные дипломы, похвальные листы, заслуги и т.д.
Таким образом, ВУЗ набирает 200 абитуриентов, начиная со льготников и заканчивая крайними по сокращающей шкале баллов.
Но также бывают случаи, когда студенты по той или иной причине отказываются от своего места. Тогда вновь начинается ранжировка. Снова открывается набор. Список двух сотен дополняют те, кто был, к примеру, 201 – 210. В последующем до конца списка поступающих в ВУЗ. Места для абитуриентов могут изменяться не один раз. До полной укомплектованности этого отделения в ВУЗ.
Для абитуриентов существует ранжированный список на поступление в ВУЗ. Как правило он находится на стойке (стенде) информации. Для чего это делается? Их делают для того, чтобы поступающий видел свое место в рейтинге. В основном во время набора этот список обновляется каждый день ( или по мере движений поступающих).
Укомплектованный список абитуриентов тоже может ранжироваться. К примеру, по алфавиту.
В современном мире люди не обходятся без математики. Это точная наука, которая требует упорядоченности. Это и есть одно из главных преимуществ ранжирования.
Это своего рода математическая ветвь, требующая внимания, точности и не принимающая никаких отступлений. В противном случае может возникнуть достаточное количество потрясений.
К примеру, если расчет произведен не верно, то абитуриент с низким количеством баллов сможет попасть на факультет (бюджет), а абитуриент с высшим показателем вынужден будет поступать на тот же факультет, но на платной основе.
Другими словами ранжирование позволяет: