что такое ран рейт
Гид по VC терминам, которые помогут наладить контакт с инвестором
Однажды на звонке с одной из компаний я спросил основателей о том, какой у них Run Rate. Ответ основателя был эпичным: “Антон, мы обязательно скажем тебе, какой у нас Run Rate, но для начала скажи нам, что это вообще такое?”.
В венчурной индустрии, как и во многих других, существует свой жаргон, свои определения. Для человека, не связанного с темой венчурного капитала, всегда возникают сложности с пониманием некоторых терминов. Поэтому в этой статье я решил привести основные венчурные “словечки”, которые легко перепутать между собой или которые СМИ не всегда корректно употребляют.
Venture firm VS Venture fund — Венчурная фирма vs Венчурный фонд
Венчурная фирма — фирма, которая занимается управлением венчурными фондами. У венчурной фирмы может быть несколько фондов под управлением. Например, у нас в Leta Capital в 2020 году под управлением находится два фонда.
Limited Partners VS General Partners
General Partner (GP) — партнер фирмы, который обычно является управляющим партнером и активно участвует в повседневной деятельности фирмы. Задача управляющих партнёров — убедить Limited Partners инвестировать свои деньги в фонд, а затем грамотно принимать решения по инвестициям в компании без участия LP.
Limited Partners (LPs) — инвесторы, которые вкладывают свои деньги в фонд и не принимают при этом участия в его операционной деятельности.
Burn rate VS Revenue Run rate
Burn rate — показатель, который используется компаниями и инвесторами для отслеживания суммы ежемесячных денежных средств, которые компания расходует до того, как начинает получать прибыль.
Valuation Cap VS Valuation
Часто в голове у основателя кэп (Valuation Cap) и оценка (Valuation) приравниваются, но это не так. Скорее всего, путаница берется из-за похожего названия. Valuation Cap используется только тогда, когда инвестор выдает компании конвертируемый займ, а по факту оценка определяется только уже в Equity раунде — лид инвестором.
Valuation (оценка компании) — это определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой продажи компании. Есть много различных способов оценки компании.
Post-money VS Pre-money valuation
Pre-money valuation — стоимость компании до инвестиции. Эта оценка не только дает инвесторам представление о текущей стоимости бизнеса, но также дает понять, сколько стоит каждая выпущенная акция.
Post-money valuation — сколько стоит компания после того, как получила инвестиции. Обычно равна сумме pre-money оценки и объему инвестиций. Post-money оценка включает в себя внешнее финансирование или последние вливания капитала.
Оценка, Опционы, Лик Префы, Размытие. Просто о сложных пунктах Term Sheet
Это первая статья из цикла, где я рассказываю о базовых понятиях Term Sheet.
Net Revenue VS Revenue
Revenue (выручка) — все доходы от продажи. Расходы из любого источника не учитываются.
Net revenue (чистая выручка) — выручка за созданную добавленную ценность. В этой выручке учитываются расходы на получение выручки, такие как скидки, возвраты и т.д.
Net Revenue Formula = Gross Revenue — Directly Related Selling Expenses.
Также ниже вы можете найти больше определений различных терминов:
ARR (annual recurring revenue) — это метрика SaaS бизнеса, которая показывает, какой регулярный доход может ожидать компания, исходя из годовых подписок.
Bootstrapping — способ ведения бизнеса, когда компания развивается только на деньги клиентов и/или деньги основателей.
Capital Call — требование к инвестору (LP) от фонда на вложение денег по заключенному ранее соглашению. Когда фонд инвестирует в компанию, он должен отправить такие сообщения своим LPs, чтобы они перевели средства на счет фонда.
Cap Table — таблица, содержащая структуру акционерного капитала (кто и каким количеством акций компании владеет), историю ее изменений, а также все параметры влияющие на ее изменение в будущем (convertible loans, новые раунды и т.д.). В одной из следующих статей я подробнее опишу, как сделать Cap Table.
Convertible loan (конвертируемый заём) — один из самых распространенных инструментов для инвестирования на ранних стадиях развития компании.
Что такое конвертируемый заём?
Конвертируемый заём — один из самых распространенных инструментов для инвестирования на ранних стадиях развития…
Due diligence — процедура составления объективного представления о компании, включающая в себя оценку инвестиционных рисков, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку её юридического и финансового состояния, а также положения на рынке.
Exit — продажа всей компании или доли в ней одним из акционеров.
Elevator pitch — краткая презентация от предпринимателя потенциальному инвестору об инвестиционной возможности. Презентация должна быть достаточно краткой, чтобы её можно было рассказать во время поездки на лифте.
Fund of funds (фонд фондов) — крупный институциональный инвестор, который инвестирует в различные фонды. Часто инвестирует в VC и PE фонды.
Investment Syndicate — группа инвесторов, которые соглашаются участвовать в инвестиционном раунде финансирования компании.
Liquidation event — это событие, при котором акционеры получают деньги за то, что реализуют свои права от владения акциями. Под этим событием подразумевается не только закрытие компании, но продажа самой компании, продажа каких-то важных активов, как например интеллектуальная собственность, а также выход на публичный рынок (IPO).
Management Fee — процент от фонда, который берут управляющие фонда со своих LPs в плату за управление фондом. Обычно он составляет 2%.
Non-disclosure agreement (NDA) — юридический договор, заключенный сторонами с целью взаимного обмена материалами, знаниями или другой информацией с ограничением к ней доступа третьим лицам. Хочу заметить, что венчурные фонды не любят NDA, как минимум до момента подписания term sheet.
Term Sheet — соглашение об основных условиях, в котором отражаются договоренности сторон относительно правовых и финансовых параметров предстоящей сделки.
8 простых шагов, которые помогут спрогнозировать продажи и увеличить спрос
В списке маркетинговых целей на год часто фигурируют такие пункты как увеличение спроса и рост продаж. Чтобы достичь этих целей, для начала необходимо понять, как обстоят дела с продажами в вашей компании, а затем построить прогноз на будущее. Но именно прогнозирование может вызывать сложности у владельцев бизнеса и маркетологов. На самом деле составить план и прогноз продаж независимо от специфики вашего бизнеса не так сложно.
Рассмотрим 8 простых шагов, которые помогут вам
Показатель Run-rate
Чтобы обеспечить стабильность бизнеса, необходимо выполнять план по продажам. Понять, насколько хорошо этот план выполняется и составить прогноз дальнейших продаж, поможет такой показатель как Run-rate (прогноз выполнения плана при текущих показателях). Рассчитывается Run-rate просто:
Любой выполненный показатель делится на количество прошедших рабочих дней с начала года и умножается на общее количество рабочих дней в году. Чтобы составить прогноз до конца года, к получившемуся значению прибавляем выполненный показатель.
Например, чтобы составить прогноз продаж на год, считать будем следующим образом:
1000 проданных товарных единиц / 35 прошедших рабочих дней X 247 рабочих дней в году = 7057 товарных единиц будет продано к концу году при текущих показателях
7057 + 1000 = 8057 всего товарных единиц будет продано за этот год при текущих показателях
Прогноз можно составлять для самых разных показателей: количество подписанных договоров, выручка, число проданных товаров по определенной группе, категории, бренду и т.д. Также можно составлять прогноз не на год, а на месяц или квартал, подставляя соответствующие значения в количество рабочих дней.
Построенный таким образом прогноз будет не самым точным, но он позволит задать реалистичные цели для планирования деятельности компании. Чтобы строить более точные прогнозы, необходимо принять во внимание ряд дополнительных факторов.
Прошлый опыт
Прогноз дохода и спроса можно строить исходя из прошлого опыта работы. Оцените, как меняется бизнес в зависимости от сезонности, изменений рынка. Скорректируйте прогноз продаж в соответствии с учетом этих тенденций.
Сколько клиентов у вас появилось? Сколько времени требуется потребителю от первого визита до совершения первой покупки?
Ваши клиенты покупают более одного раза?
Можете ли вы превратить покупателей, совершивших одну покупку, в постоянных клиентов?
На какие сегменты можно разделить совершенные покупки? Как эти сегменты можно продвигать в будущем?
Как ваша аудитория ведет себя в социальных сетях?
Изменился ли ассортимент товаров / услуг в вашей компании?
Были ли добавлены в ассортимент сопутствующие товары / услуги?
Влияют ли внешние факторы, например, конкуренция, на ваше предложение?
Какие продукты продаются лучше всего, в какой комбинации?
Какова цена вашего продукта по сравнению с аналогичными товарами?
Использовали ли вы какие-то стимулы для увеличения продаж? Как это повлияло на ценообразование?
Влияют ли внешние факторы на ценообразование?
Используете ли вы для привлечения покупателей акции, которые уже хорошо себя зарекомендовали? Если да, нужно ли эти акции тестировать и обновлять? У вас есть на это выделенный бюджет?
У вас запланирован бюджет на тестирование новых акций и каналов продвижения?
У вас есть лэндинги, email-рассылка для основных рекламных кампаний? Если нет, то сколько будет стоить их создание?
У вас есть бюджет на развитие групп в социальных сетях и рекламу в соцсетях?
Какие каналы продвижения лучше всего работают для вашего бизнеса? Планируете ли вы подключение новых маркетинговых каналов?
Планирует ли компания в течение года смену поставщиков?
Планируется ли открытие новых торговых точек, смена местоположения офисов или точек продаж?
Сезонность
Количество продаж может сильно зависеть от сезонности. Поэтому при планировании и прогнозировании важно учитывать этот фактор.
Сезонность может быть обусловлена:
внешними факторами: праздники, всплески продаж (например, к 1 сентября, 8 марта) и т.п.;
внутренними факторами: маркетинговые акции, те или иные изменения продукта, распродажи.
Определите, какой контент и каналы распространения являются наилучшими с учетом сезонности, чтобы обеспечить стабильный уровень продаж для компании.
Важные события
Регулярно происходят различные события, которые влияют на спрос и продажи, и находятся вне контроля маркетологов и владельцев бизнеса. Эти события могут быть публичными, например, выборы, или отраслевыми, например, презентация нововведений Apple.
Отслеживайте эти события. Подсчитайте их влияние на ваши продажи.
Составьте прогноз, какие события в течение года могут повлиять на увеличение или снижение продаж.
Подготовьте рекламные акции специально для этих событий, чтобы увеличить число продаж и узнаваемость бренда или предотвратить падение спроса. Полезные лайфхаки, как подготовить свои рекламные кампании к праздникам, ищите в нашей статье « Событийный маркетинг: как не упустить аудиторию в праздники ».
Тренды
Для составления прогноза продаж важно учитывать тренды и изменения рынка, так как эти факторы оказывают влияние на бизнес и спрос. В первую очередь оцените:
Изменился ли в целом спрос на ваш продукт? Где и как был куплен продукт?
Изменилось ли поведение потребителей в отношении вашего продукта в связи с изменениями рынка?
Есть ли тренды, которые могут повлиять на ваших потребителей и продажи в будущем?
Конкуренты
Деятельность конкурентов необходимо анализировать постоянно. Это поможет понять, что нового они предлагают, как развиваются, и что делать вашей компании, чтобы быть лучше.
Присмотритесь к товарам конкурентов, приобретите что-нибудь, чтобы понять, какой опыт получают клиенты, как устроен процесс покупки.
Сравните свои продукты и услуги с предложениями конкурентов. Существуют ли возможности, которые вы упускаете из виду?
Оцените вероятность появления новых игроков на вашем рынке.
Проанализируйте деятельность основных игроков. Компании, которые сумели отвоевать долю рынка, знают и понимают, что нужно клиентам.
Маркетинговая стратегия
Чтобы прогноз спроса и продаж был более точным, необходимо учесть ряд внутренних факторов, связанных с маркетингом. Оцените:
Запланированы ли изменения товарного предложения? Ребрендинг?
Запланирована ли ликвидация товарных запасов или распродажа?
Есть ли категория клиентов с высоким потенциалом роста? Для их привлечения требуется ли задействовать новые каналы или методы маркетинга?
Существуют ли области роста, позволяющие расширить клиентскую базу с помощью маркетинга?
Есть ли у вас клиенты, привлечение которых обходится вам дороже, чем вы на них зарабатываете?
Планируется ли изменение цен? Оцените рынок, конкурентов, свои затраты и инфляцию.
Планируете ли вы использовать новые каналы продвижения и акции?
Существуют ли у вас специальные акции для новых клиентов? А для постоянных?
У вас есть стратегия для возврата бывших клиентов?
Есть ли в маркетинговой стратегии простые в реализации акции в случае снижения или невыполнения плана продаж? Если нет, придумайте такие акции прямо сейчас.
Бюджет на маркетинг
Какие затраты на маркетинг необходимы, чтобы достичь заявленного плана продаж? Достаточно ли у вас бюджета для этого? Если нет, что можно сделать, чтобы достичь желаемых целей?
Проверка
Проанализируйте всю полученную информацию. Скорректируйте свой прогноз в соответствии с полученными данными.
Имея на руках все данные для анализа, вы можете оценить текущее состояние дел в компании и наметить пути для роста. Помните о том, что прогноз может немного отличаться от фактических показателей. Но, если расхождение между прогнозом и фактом в любую из сторон довольно большое, это является показателем неточного прогнозирования. Чтобы добиться максимальной точности в прогнозировании и планировании, необходимы инструменты продвинутой аналитики и большие бюджеты. Поэтому есть вероятность, что придется научиться справляться самостоятельно.
Аналогичным образом необходимо планировать бюджеты на маркетинг и рекламу. Самостоятельно это можно сделать с помощью сервиса Rookee. Прямо сейчас у нас проходит бета-тестирование нового рекомендательного модуля « Календарь услуг ». Система собирает в едином календаре результаты проверок ресурса и рекомендации по доработкам. Благодаря этому продвижение в поисковых системах происходит быстрее, а следовательно, у сайта растет посещаемость и продажи.
Первичный план рекомендаций «Календаря услуг» можно получить даже при нулевом балансе. Модуль запускает проверку сайта сразу после добавления проекта в сервис. После запуска поискового продвижения план рекомендаций дополняется результатами глубинных проверок технических и контентных параметров сайта.
Продажи под рентгеном
+7 923 464 9303
Run Rate: что такое и почему важно знать «скорость бега» в продажах?
Сегодня я расскажу, что такое Run Rate, ранрейт или ранрейд (правильней первый вариант, на мой взгляд). В разных компаниях – разные подходы к работе, разные методы контроля продаж. Различные варианты повышения выполнения плана.
И порой, оказываясь в новой организации, я наблюдал, как сотрудники неумело пытаются выяснить, словно девственники во время первого секса – а много ли я продаю, сколько мне надо продавать, чтобы выполнить план?
Ну что, как вам начало? И вы верите в то, что я написал?
Думаю, каждый менеджер отдела продаж или торговый представитель уже смеётся:
Продажники – это, в основном, авантюристы, всегда надеющиеся на «авось»: мол, в последний день привалит счастье и добрые люди купят аккурат всё до последней упаковки-коробки-бутылки.
Посмотрим на проблему с другой стороны.
Вам интересно, как поднять продажи?
Согласен: и торговый представитель, и менеджер по продажам вряд ли задумываются о таких тонкостях. Вряд ли рядовой продажник рассматривает свою зону ответственности с трёх сторон: территория, товарные категории, сегменты рынка. Но – но! – каждый супервайзер, руководитель отдела продаж в одной из тех самых «девственных» компаний ломает голову: с какой стороны подступиться к зверю под названием «повышение продаж»? Просто «брать больше, кидать дальше»? Да, считается, что только административные мероприятия позволяют увеличить объём продаж на 10%. Но экстенсивный путь повышения объёма продаж не даёт бесконечной отдачи. Рано или поздно приходится менять подход.
Итак, перейдём от затянувшегося вступления к сути дела. Буду обращаться к руководителям продаж – а рядовые продавцы, читающие этот пост, уверен, тоже смогут почерпнуть для себя кое-что полезное.
— Ну и скажи, сколько твоей команде нужно продавать каждый день, чтобы выполнить план?
. Повинуясь приказу босса, супервайзер судорожно тыкает в кнопки калькулятора, чтобы подсчитать ежедневный план продаж всего объёма продукции. Да, через пару секунд, если не ошибётся, он сможет назвать цифру.
Во-первых, её нет в документах, она не мозолит взор утром и вечером, глядя немым укором со стены или со страницы ежедневника. Во-вторых – эта цифра отражает, сколько нужно продавать каждый день ВСЕЙ продукции. А если в этом объёме спрятался существенный перекос? Например, в силу специфики территории или предпочтений продавцов хорошо идёт пара «дохлых» категорий товаров, а товар-«паровоз» стоит на вашем складе в ожидании чуда!
Или, возможно, не охвачен целый сегмент рынка? – ну, например, антипатия у вашего торгового-лидера к «хореке», ну не любит он (она) ходить по клубам и барам, предлагать ваш продукт…
Как это всё держать под контролем?
Нам поможет «Ранрейт» — Run Rate, что в переводе с английского значит «скорость выполнения», «набранный темп», «текущий уровень». Это экстраполяция (простите за птичий язык)) результатов текущих продаж на определённый период времени (чаще месяц). Ну, как если бы мы задали вопрос: сколько я продам, если буду «бежать» (run), с такой же скоростью?
Выглядеть Ранрейт может по-разному, но для простоты восприятия рядовыми продажниками можно выдавать его как в виде процента выполнения плана (отношения фактического выполнения к плановому на данный момент), так и в виде цифры объёма продаж (кг, шт или мест), которые нужно продавать ежедневно, чтобы выполнить план.
Например, супервайзер говорит торговому представителю:
— Твой процент выполнения плана на сегодняшний день — 25%, Ранрейт – 85%.
Если ты будешь продавать так же, как сейчас, то выполнишь план всего на 85%. Тебе это надо? Соответственно, продавать тебе нужно 1250 упаковок ежедневно, хотя если бы ты шёл со стопроцентным Ранрейтом, то продавать нужно было бы всего по 1000 упаковок, на 250 в день меньше.
Можем определить дни недели, в которые ты сможешь продавать 1500 упаковок, а в другие – по 1000 штук. В среднем будет 1250.
Далее – пара-тройка вопросов:
Короче, сеанс коучинга.
Впрочем, мы отвлеклись.
Главная фишка Ранрейта – что он должен давать информацию по ежедневной ситуации не по всему скопу продаваемой продукции, а по товарным группам. То есть менеджер отдела продаж или торговый представитель в идеале каждое утро получает цифры, отвечающие на вопрос — каков Ранрейт по каждой товарной категории (группе, бренду).
Его руководитель – супервайзер или начальник отдела продаж – обязан знать больше: по каким сегментам рынка происходит отставание, а какие, наоборот, продают больше обычного. Какие варианты повышения выполнения плана для разных ассортиментных групп?
Да либо с прошлым периодом (месяцем), либо с аналогичным периодом прошлого года! Составьте табличку в Екселе с одной-двумя формулами, разбейте клиентов на группы, и сравнивайте продажи, определяйте Ранрейт групп.
Это позволит вам корректировать работу ваших продавцов, не загружая их лишними отчётами, выезжать на совместные визиты именно в «горячие точки», и, в конце концов, выглядеть (и быть) информированнее вашего продавца!
Вы ещё спрашиваете, что делать?
Используйте эти два отчёта, как карту в «морском бое»: например, нашли слабое место по оси абсцисс (товары), потом – по оси ординат (клиенты). Поняли – надо бить на «Е 4»! И выявляете, почему именно по такой группе клиентов продажи именно данной товарной категории слабые!
— используете (либо создаёте) программу, позволяющую продавцам ЕЖЕДНЕВНО видеть Ранрейт ПО ТОВАРНЫМ ГРУППАМ), выдаёте цифры вашим людям, обеспечиваете их обратной связью;
— уже без ваших продавцов контролируете Ранрейт по сегментам рынка (группам клиентов) сопоставляете эти два отчёта и выявляете «узкие места» — что и где продаётся меньше, чем положено;
— действуете, чёрт возьми – прорабатывайте различные варианты повышения выполнения плана своими усилиями и руками вашего сотрудника!
Ведь теперь вы знаете, что такое Run Rate, ранрейт или ранрейд, как вам больше нравится!
Напишите мне, и я отправлю вам образец расчёта Run Rate (в Excel) с краткой инструкцией, как пользоваться этим расчётом. Если вам необходимо, обсудим условия, на которых проработаем формулу ранрейта по отдельным группам товаров и клиентов (момент в статье, где я говорю про «надо бить в Е4»).
Свяжитесь со мной через любой мессенджер (Вайбер, WhatsApp, Телеграм) по номеру +7 929 464 9303 или напишите на почту ndr20042@gmail.com.
P.S. Нравится статья?
Подписывайтесь на обновления , я обещаю постоянно радовать вас полезными и интересными постами.
Ваш Андрей Шишлянников.
Вы вложились в стартап. На какие метрики смотреть?
Исполнительный директор Дирекции развития цифрового бизнеса Сбербанка
Предположим, инвестор оценил стартап, рискнул деньгами и вложился. Теперь, чтобы спокойно спать по ночам, он должен быть уверен в хорошем «самочувствии» компании. Здоровье крупного бизнеса можно анализировать на основании выручки, валовой и чистой прибыли, EBITDA. А по каким показателям отслеживать здоровье стартапа? Екатерина Гулак, исполнительный директор Дирекции развития цифрового бизнеса Сбербанка, в колонке рассказывает, как это делать.
Все потому, что для венчурных инвесторов «прибыль – ничто, аудитория – все». Именно эти убыточные стартапы имели достаточно большую клиентскую аудиторию, привлекательную бизнес-модель и потенциал взрывного роста. И именно такие показатели, как клиентская база, ценность клиента и его срок жизни, лежат в основе оценки стартапа.
Я разделю «стартаперские» метрики на финансовые и нефинансовые.
Финансовые метрики стартапа
В первую очередь нужно определиться, на какой стадии у нас находится компания. В западной литературе выделяют следующие показатели, на которые нужно смотреть инвестору, в зависимости от стадии:
Burn rate – сколько компания тратит за период времени – дословно «уровень сжигания» средств. Период можно установить любой – месяц, квартал, год. Расходы, как и в классическом бизнесе, нужно делить на постоянные (не зависят от объема производства – аренда офиса, зарплата административному персоналу, проценты по кредиту) и переменные (зависят от объема производства – себестоимость, зарплата сэйлзов, комиссии партнерам).
Выделяют Gross Burn Rate (все затраты компании) и Net Burn Rate (все затраты компании минус выручка). Отрицательный Net Burn Rate говорит о том, что компания является прибыльной, поскольку зарабатывает больше, чем тратит.
Инвесторам важно понимать, сколько стартап протянет на инвестициях при таком уровне трат. Четких рекомендуемых границ для этого показателя нет. Все зависит от размера бизнеса, наличия клиентской базы и рациональности самой компании. На практике часто случается такое, что основная доля (больше половины) Burn Rate приходится на зарплату разработчикам и маркетинговые расходы, ведь главное – «запилить» продукт и потом продвигать его. Перед компанией стоит задача показать инвесторам график сжигания средств и убедить их в том, что они будут потрачены эффективно.
Run Rate – показатель, который анализирует, на какую выручку в год выйдет компания, двигаясь текущими темпами. То есть недельный/месячный/квартальный итог конвертируется в годовые результаты. Формула у него такая:
Run Rate = Выручка за период/ # Дней в периоде x 365
При помощи этого показателя инвестор может понять, на какой уровень выручки компания выйдет, сохраняя текущие темпы. Однако он не учитывает, например, сезонность бизнеса. В качестве альтернативы можно рассчитать дополнительный показатель – постоянный ежемесячный доход (Monthly Recurring Revenue, MRR) по формуле:
MRR = Количество клиентов x Средний доход с клиента
Тогда инвестор понимает, на какую выручку в год он может рассчитывать с учетом сезонности бизнеса и без учета нетипичных разовых доходов.
Еще одним важным показателем является денежный поток компании (cash flow), то есть все доходы и расходы компании. Как и в классическом бизнесе, он делится на операционный (текущая деятельность), инвестиционный (новые направления) и финансовый (заемные средства).
С помощью этой метрики инвесторы оценивают платежеспособность компании, в которую они вложились, и могут спрогнозировать возникновение кассового разрыва.
Теперь поговорим о более специфичных метриках, таких как CLTV (Customer Life Time Value). CLTV – это приведенная стоимость денежных потоков, которые генерирует один клиент в течение времени использования продукта/услуги. Особенно часто эта метрика применяется в e-commerce.
Для расчета этого показателя нужно из всех доходов, которые принесет клиент, вычесть затраты на его привлечение, себестоимость продукта, операционные расходы на одного клиента.
Эта универсальная метрика показывает инвестору, сколько денег в среднем принесет один пользователь за все время использования продукта. Чем больше показатель, тем перспективнее компания для инвестора.
Мой опыт доказывает, что этот показатель – один из важнейших, независимо от отрасли. Компания может делать хорошую выручку, иметь много клиентов, но когда CLTV отрицательный, то вложенные деньги вернутся очень нескоро.
С показателем CLTV также принято связывать термин «юнит-экономика» – по сути, расчет доходов и расходов продукта за период времени (lifetime продукта). Эта метрика показывает, прибылен ли продукт или услуга в расчете на одну единицу.
В этом же контексте стоит упомянуть отдельно про показатель CAC – client acquisition cost или затраты на привлечение одного клиента.
CAC = Расходы на маркетинг и продажи / Кол-во новых пользователей
Нередко стартапы тратят много на продвижение своих продуктов, поэтому важно понимать, например, эффективность рекламных кампаний, какой прирост выручки они дали. Практика показывает, что правильно выбранный канал продвижения – половина успеха, поэтому прежде чем тратить деньги на маркетинг, необходимо иметь портрет целевого клиента и понимать канал, через который клиент получит самую эффективную коммуникацию.
Показатель ARPU (Average Revenue Per User) – показатель чаще всего используется в телеком-отрасли и показывает выручку, которую приносит абонент в месяц. По сути, это средний чек, который активный (читай, платящий) пользователь сгенерирует за месяц
Например, ARPU телеком-оператора Tele 2 в 2016 году был 228 рублей, а в 2017 году – 252 рубля. Столько его средний активный абонент тратил в месяц на оплату услуг связи.
Эта метрика показывает, насколько платежеспособны клиенты, с ее помощью удобно анализировать каналы продаж (какой приносит клиентов «пожирнее») и сами продукты – изменение их востребованности за период.
Выручка на одного сэйлза – достаточно распространенная метрика, которую анализирует инвестор, если бизнес-модель компании подразумевает штат сэйлзов, который необходимо правильно мотивировать.
Выручка на одного клиента – важный показатель для понимания востребованности продукта у клиентов и его сравнения с ситуацией на рынке. При анализе этого показателя инвестору стоит крепко задуматься, если получившийся результат ниже среднерыночного чека на подобные услуги.
Нефинансовые метрики стартапа
К показателям активности (посещаемости), как правило, относят:
Инвесторы используют эти метрики для анализа лояльности аудитории компаний, где есть приложение, сайт или абонентская база (телеком).
Можно также проанализировать такой показатель, как отношение DAU к MAU, который иногда называют Sticky Factor — регулярность входа (в приложение) пользователей: показывает, насколько пользователь лоялен.
Churn (retention) rate – уровень оттока клиентов в течение определенного периода времени. В начале месяца у вас было 100 клиентов, в течение месяца пришло еще 50, а ушло 30. Это значит, что ваш churn rate равен 30/ 100-+50-30 = 25%.
Инвестору важно понимать, сколько платящих пользователей перестали быть клиентами компании и сравнить получившийся результат с рыночными бенчмарками, которые обычно публикуют в отраслевой аналитике. Например, в SaaS-сервисах хорошим уровнем churn rate считается 3-5%.
Доля рынка – отношение оборота компании к объему рынка, к которому она себя относит. Любому инвестору важно знать, какую долю рынка купленная им компания занимает сейчас и на ближайшем горизонте. Эта метрика является стратегической и необходима для сравнения компании с ближайшими конкурентами.
Конечно, инвестор не будет отслеживать сразу все упомянутые метрики. Ему необходимо в зависимости от отрасли и бизнес-модели определить основные метрики и нужные бенчмарки, а также выбрать комфортный период (месяц, квартал) мониторинга.