что такое радиофизика кем работать
#Кем_стать: специалистом по прикладной радиофизике
В эти дни тысячи выпускников принимают очень важное решение – выбирают профессию. Что будет востребованным в ближайшие годы и как не потеряться в многообразии направлений, рассказываем в спецпроекте #Кем_стать. В нем мы собрали новые магистерские программы Политеха, прием на которые открылся в 2020 году.
Без этой науки не было бы радио, телевидения и мобильной связи, более того, наши знания об окружающем мире и вселенной были бы неполными. Речь идет о радиофизике. В этом году Институт физики, нанотехнологий и телекоммуникаций (ИФНиТ) СПбПУ запустил магистерскую программу «Прикладная радиофизика». Она базируется на основе действующей многие годы программе «Радиофизика и электроника».
Радиофизика очень многогранна и включает в себя такие направления, как распространение радиоволн, антенны и устройства сверхвысоких частот (СВЧ), техническую электродинамику, статистическую радиофизику, основы радиоастрономии и волоконно-оптических технологий.
«Подобные вопросы крайне востребованы при производстве и разработке современной комплексной радиотехнической аппаратуры для связи, радиолокации, измерительных систем в очень разных задачах как гражданского, так и специального назначения. Поэтому грамотные специалисты в области радиофизики чрезвычайно востребованы на предприятиях и в организациях, связанных с разработкой и изготовлением сложной наукоемкой и комплексной радиоаппаратуры», – комментирует Александр СОЧАВА, руководитель образовательной программы, доцент Высшей школы прикладной физики и космических технологий СПбПУ.
Выпускники магистерской программы «Прикладная радиофизика», кроме серьезной общей физико-математической подготовки, получают глубокие знания и навыки в области специальных дисциплин. Среди них – теория антенн, электродинамика метаматериалов, излучение, распространение и взаимодействие электромагнитных волн в различных средах, волоконно-оптические устройства и системы, СВЧ-электроника.
Программа предполагает привлечение студентов в реальные исследования, которые проводятся в научных лабораториях Высшей школы прикладной физики и космических технологий СПбПУ. Эти лаборатории оснащены современной аппаратурой от ведущих мировых производителей, а сотрудники активно участвуют в серьезных научных проектах с промышленными, академическими и научными партнерами.
Студенты будут проводить свои исследования не только в лабораториях университета, но и в конструкторских бюро организаций-партнеров. В случае хорошей успеваемости выпускники часто получают предложения о трудоустройстве. Среди партнеров высшей школы можно выделить такие предприятия, как ЦНИИ «Концерн “Электроприбор”», НИИ «Вектор», «Завод Магнетон», НИИ Феррит-Домен, НПП «Радар ММС». В числе академических партнеров высшей школы Институт прикладной астрономии РАН, радиоастрономическая обсерватория «Светлое», ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, научный центр “Corning” в Санкт-Петербурге.
«Важно отметить, что в связи с углублением взаимодействия и успешным трудоустройством выпускников были открыты базовые кафедры “Прикладная радиоастрономия” и “Прикладная фотоника” в ЦНИИ “Электроприбор”», – добавляет Александр СОЧАВА. В рамках учебных курсов, которые ведут специалисты организаций, студенты посещают лаборатории, научно-производственные центры и технологические участки этих предприятий.
Более того, у обучающихся на магистерской программе «Прикладная радиофизика» есть возможность посетить радиоастрономическую обсерваторию «Светлое», осмотреть радиотелескоп РТ-32 и даже поучаствовать в сеансах работы на нем.
Для поступления на магистерскую программу «Прикладная радиофизика» желательно успешное окончание бакалавриата по одному из направлений: «Радиофизика», «Техническая физика», «Радиотехника», «Электроника и наноэлектроника» или близких к ним. Необходимо наличие подготовки как в области электродинамики, оптики, колебаний и волн, так и в более специализированных направлениях, таких как радиотехнические цепи и сигналы, функциональная электроника и т.п.
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью по информации Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций
Советы по трудоустройству дипломированных радиофизиков
Современное общество ошибочно считает, что радиофизика постепенно себя изживает. На самом деле эта наука до сих пор продолжает стремительно развиваться. В ее сферу влияния входит изучение не только электромагнитных колебаний, но и радиоволн различных диапазонов. Благодаря познаниям в данной области человечество может использовать в быту и производстве электрические лампы, пользоваться радиотелефонией. А можно ли представить себе жизнь без радиостанций?
Радиофизика предоставляет безграничные возможности для самосовершенствования и исследований. И все же современная молодежь скептически настроена к этой уникальной науке. Многие уверены, что данная специальность не поможет построить успешную карьеру. Однако такое мнение является популярным лишь потому, что молодежь не до конца понимает всех возможностей и перспектив радиофизики.
Сфера деятельности специалистов
В зависимости от направления студенты должны обучиться в колледже или ВУЗе не менее 3 лет. Сегодня учебные заведения выпускают квалифицированных работников в таких отраслях науки, как статическая физика, информационные технологии, механика, электродинамика, ЭВМ-алгоритмы, квантовая физика и т.д. За годы обучения студенты исследуют все направления радиофизики, которые сегодня известны человечеству. Таким образом выпускников данного факультета по праву можно считать универсальными специалистами.
В сферу деятельности дипломированных радиофизиков входит:
Абитуриентам факультета необходимо обладать хорошими познаниями в информатике, физике, математике и даже химии. Обязателен базовый уровень владения английским языком. В процессе обучения студенты делают акцент на исследовательской деятельности. На последнем курсе в университете углубленно изучают атомную и ядерную физику.
Из прочих обязательных дисциплин следует выделить геометрию, теорию вероятностей и дифференциальную математику. Радиофизики, идущие на высшее образование, должны посвятить не менее одного курса изучению алгоритмов программирования.
Перспективы трудоустройства
Квалифицированные специалисты в области радиофизики имеют массу вариантов для поиска работы. В первую очередь это касается научно-исследовательских государственных и коммерческих центров.
Однако и без этого у них будет достаточно предложений по работе. Например, обслуживание объектов в сфере теле- и радиокоммуникаций, систем безопасности, настройки электрооборудования и т.д. Даже начинающие специалисты будут приятно удивлены предлагаемой зарплатой.
Основные обязанности экспертов
У каждой профессии есть свои обязанности. У радиофизики они следующие:
Чтобы стать настоящим экспертом в данной науке, потребуется технический склад ума, изобретательность и логическое мышление. Каждый уважающий себя радиофизик обязан проявлять стремление к познанию и внедрению новых технологий, быть ответственным, внимательным, иметь большую базу знаний и навыков.
Радиофизика – где и кем работать
Началом и основоположником радиофизики как науки считают исследования А. С. Попова в создании радиоприемника. Радиофизика – стремительно развивающееся направление современной науки. Сегодня она является комплексной наукой физической направленности, изучающей физические основы процессов электромагнитных колебаний и волн радиодиапазона. Среди исторически и научно важных достижений этой отрасли:
Однако, что сейчас делать выпускникам этой специальности? Далеко не каждый студент будет открывать новые законы и понятия.
Что делает радиофизик
Стать успешным квалифицированным работником данной отрасли помогут знания статистической физики, механики, информационных технологий, электродинамики, квантовой теории и всяческих компьютерно-вычислительных систем. Просто необходимы базовые навыки работ в различных лабораториях научно-исследовательского типа. Современные специальности (факультет радиофизики) и направления квалифицированной подготовки в ВУЗах предлагают варианты применения этой отрасли в:
Радиофизические направления предлагают немало институтов и университетов по всей стране. Если вы решили осваивать это направление, необходимо хорошо разбираться в физике, информатике, математике, химии, а также русском, иностранном (преимущественно английском) языках.
В контексте базовых физиконаправленных дисциплин в обучении радиофизика происходит изучение молекулярной физики, разделов механики, процессов колебаний и волн, законов и природы электричества и магнетизма, основы атомной и ядерной физики.
Среди предметов математической направленности – аналитическую геометрию, основы математического анализа, линейную алгебру, теорию вероятностей, математическую статистику, дифференциальные уравнения. Подготовка в сфере информатики состоит из изучения языков и алгоритмов программирования. Направленная профессиональная составляющая зависит от выбора конкретного профиля.
Трудоустройство: где можно найти работу
У многих возникает вопрос устройства радиофизика на работу. Вы удивитесь, но вариантов действительно немало. Если отбросить в сторону образовательно-научную сферу, останется немало ниш применения навыков такого специалиста. К примеру, всегда будет пользоваться спросом это направление в сфере радио- и телекоммуникаций, их обслуживании, организациях, занимающихся системами безопасности и охранными приспособлениями, фирмах по производству, настройке, ремонту и продаже электрооборудования, в предприятиях обеспечения связи и прочих компаниях, нуждающихся в техническом обеспечении работы. Зарплата в этой сфере достойная даже на начальных этапах работы.
Рабочие обязанности и качества радиофизика
В обязанности радиофизика входит:
Личные и профессиональные качества. Технический склад интеллекта, логическое и практическое мышление, изобретательность – основные качества потенциального радиофизика. Проектирование, конструирование и исследование требуют не только усидчивости, скрупулезности, но и стремления познавать, внедрять, открывать, при этом работая самостоятельно. Радиофизику необходим регулярный рост и расширение кругозора, пытливый ум и умение фильтровать информацию, чтобы не отставать от последних разработок и новинок научно-технического мира (а даже опережать их).
Карьерный рост радиофизика: кем работать
Успех и продвижение в профессиональном плане в большей части зависят от личных и специальных узкоориентированных качеств, глубоких знаний основ, умений, практики своей работы. Электроника и вычисление должны стать бессменными спутниками. При условии, что все это (и даже больше) уже соблюдено, не вызовет особых трудностей у человека данной профессии взойти по карьерной лестнице в сфере науки, промышленности, бизнеса, связи и управления.
К успеху на профессиональном поприще можно прийти, работая в отделах информационного обеспечения различных госструктур, также в компьютерных и телекоммуникационных компаниях. Известно немало примеров из жизни, когда из радиофизиков получались отличные инженеры-разработчики в центрах техники, конструкторских бюро, приходили к немалому успеху в различных НИИ и университетах.
#Кем_стать: специалистом по прикладной радиофизике
В эти дни тысячи выпускников принимают очень важное решение – выбирают профессию. Что будет востребованным в ближайшие годы и как не потеряться в многообразии направлений, рассказываем в спецпроекте #Кем_стать. В нем мы собрали новые магистерские программы Политеха, прием на которые открылся в 2020 году.
Без этой науки не было бы радио, телевидения и мобильной связи, более того, наши знания об окружающем мире и вселенной были бы неполными. Речь идет о радиофизике. В этом году Институт физики, нанотехнологий и телекоммуникаций (ИФНиТ) СПбПУ запустил магистерскую программу «Прикладная радиофизика». Она базируется на основе действующей многие годы программе «Радиофизика и электроника».
Радиофизика очень многогранна и включает в себя такие направления, как распространение радиоволн, антенны и устройства сверхвысоких частот (СВЧ), техническую электродинамику, статистическую радиофизику, основы радиоастрономии и волоконно-оптических технологий.
«Подобные вопросы крайне востребованы при производстве и разработке современной комплексной радиотехнической аппаратуры для связи, радиолокации, измерительных систем в очень разных задачах как гражданского, так и специального назначения. Поэтому грамотные специалисты в области радиофизики чрезвычайно востребованы на предприятиях и в организациях, связанных с разработкой и изготовлением сложной наукоемкой и комплексной радиоаппаратуры», – комментирует Александр СОЧАВА, руководитель образовательной программы, доцент Высшей школы прикладной физики и космических технологий СПбПУ.
Выпускники магистерской программы «Прикладная радиофизика», кроме серьезной общей физико-математической подготовки, получают глубокие знания и навыки в области специальных дисциплин. Среди них – теория антенн, электродинамика метаматериалов, излучение, распространение и взаимодействие электромагнитных волн в различных средах, волоконно-оптические устройства и системы, СВЧ-электроника.
Программа предполагает привлечение студентов в реальные исследования, которые проводятся в научных лабораториях Высшей школы прикладной физики и космических технологий СПбПУ. Эти лаборатории оснащены современной аппаратурой от ведущих мировых производителей, а сотрудники активно участвуют в серьезных научных проектах с промышленными, академическими и научными партнерами.
Студенты будут проводить свои исследования не только в лабораториях университета, но и в конструкторских бюро организаций-партнеров. В случае хорошей успеваемости выпускники часто получают предложения о трудоустройстве. Среди партнеров высшей школы можно выделить такие предприятия, как ЦНИИ «Концерн “Электроприбор”», НИИ «Вектор», «Завод Магнетон», НИИ Феррит-Домен, НПП «Радар ММС». В числе академических партнеров высшей школы Институт прикладной астрономии РАН, радиоастрономическая обсерватория «Светлое», ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН, научный центр “Corning” в Санкт-Петербурге.
«Важно отметить, что в связи с углублением взаимодействия и успешным трудоустройством выпускников были открыты базовые кафедры “Прикладная радиоастрономия” и “Прикладная фотоника” в ЦНИИ “Электроприбор”», – добавляет Александр СОЧАВА. В рамках учебных курсов, которые ведут специалисты организаций, студенты посещают лаборатории, научно-производственные центры и технологические участки этих предприятий.
Более того, у обучающихся на магистерской программе «Прикладная радиофизика» есть возможность посетить радиоастрономическую обсерваторию «Светлое», осмотреть радиотелескоп РТ-32 и даже поучаствовать в сеансах работы на нем.
Для поступления на магистерскую программу «Прикладная радиофизика» желательно успешное окончание бакалавриата по одному из направлений: «Радиофизика», «Техническая физика», «Радиотехника», «Электроника и наноэлектроника» или близких к ним. Необходимо наличие подготовки как в области электродинамики, оптики, колебаний и волн, так и в более специализированных направлениях, таких как радиотехнические цепи и сигналы, функциональная электроника и т.п.
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью по информации Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций
История инженера-радиофизика, которая решила покодить
Привет! Меня зовут Настя. К 8 марта меня попросили рассказать о том, как работается и живется девушкам в ИТ. Дело в том, что я бы не сказала, что являюсь ярким представителем девушки в ИТ. Я не программист, сисадмин, не ковыряюсь с железом и тому подобное, что прежде всего приходит на ум обывателю. Я маркетолог. На этом, по идее, рассказ можно было бы и закончить, но уверяю вас, моя история не совсем проста.
Сейчас я работаю в департаменте, который отвечает за развитие и реализацию инновационных проектов Microsoft (DX). Возможно понятного пока мало, но я постараюсь объяснить. Когда в корпорации выходят новые продукты или решения, мало кто на первых порах понимает, как с ними работать. Мы же стараемся объяснить нашим клиентам как это работает и что нужно сделать, чтобы это заработало у них. Например, Machine Learning – абсолютно животрепещущая тема, которую обсуждают во всех ИТ-шных кулуарах. Все хотят себе ML, но не все знают, как его получить. Мы же предлагаем свою помощь в постижении этого, разбирая потребности компании и пытаемся решить совместными усилиями поставленные задачи. В этот отдел я пришла чуть больше полугода назад, потому что решила, что пора искать новые горизонты и вдохновение. До этого я проработала маркетологом 4 года и отвечала за аудиторию среднего и крупного бизнеса по региону ЦФО. Тут можно вспомнить, с чего всё началось.
Я закончила МГТУ МИРЭА (сейчас он называется как-то совершенно иначе) на факультете радиотехнических систем и стала инженером-радиофизиком. Обычно уже с этого момента людям становится немного странно – а почему девушка и инженер-радиофизик. Всё просто. Мой отец – физик, всё детство по всей квартире было разбросано оптоволокно, транзисторы с платиновыми контактами и тому подобное, так как он работал над волоконным лазером. Уже тогда я знала некоторые вещи, которые девочки знать не должны.
В институте я не отличалась успеваемостью, честно говоря. Посещала занятия только тогда, когда преподаватель рассказывал интересно и хотелось сидеть и слушать его часами. Всё остальное можно было прочитать в учебниках – что я, собственно, и делала накануне сессий. Больше всего мне нравился предмет «Микропроцессоры», где мы впервые занялись программированием. Каждому был выделен проект на семестр. Как сейчас помню – у меня были электронные весы. Шутка ли – запрограммировать на ассемблере электронные весы, когда ты ничего в этом не понимаешь? Я сидела все пары, приходила после пар, мучила преподавателя. Никогда раньше и подумать не могла, что мне это может понравиться.
В нашей группе было 20 человек и из них всего 2 девочки. Странно было наблюдать за преподавателями, которые, поймав нас за списывание, думали, ты списала у одногруппника, хотя на самом деле было всё наоборот. Однажды я сдавала предмет одной бабушке, и она заявила перед экзаменом – я девочкам тройки не ставлю. После того, как, видимо, я слишком нагло и явно подсказала пару раз своим одногруппникам ответы – мне поставили тройку под предлогом, что я прогуливала лекции. Но в целом девушек старались беречь и не третировать сильно. Самое интересное меня ждало впереди – мой диплом. Все, кто был постарше, мне рассказывали, что диплом – это ерунда. Что его всегда можно скачать, списать где-то, попросить написать кого-то. Но не в моем случае.
Меня определили на базовую кафедру в ИОФРАН (Институт общей физики российской академии наук), в отдел физики плазмы. Моей дипломной руководительницей стала замечательная женщина – Нина Николаевна Скворцова. Жизнь во всяких РАН, особенно технических и малофинансируемых, напоминает миры из Братьев Стругатских. Старички, пьющие чай с баранками, молодые лаборанты, зачастую скрывающиеся от армии и мы, молодое подрастающее поколение выпускников, знающие в теории все, а на практике – ничего. На тот момент все силы этого отдела были сосредоточены на получении плазмы на стеллораторе Л-2М. Стелларатор – это тороидальная магнитная ловушка для удержания горячей плазмы, в которой система замкнутых магнитных поверхностей создается токами, расположенными вне плазменного объёма. Плазму должны были получить ещё в 1920-ом году, но были проблемы, с которыми в советском союзе не смогли справиться, а в 2000-х годах все финансирование были прекращено, только изредка выделялись бюджеты на покупку жидкого азота и в лучшем случае 1 раз в полгода и запускали установку. Только представьте – получение неисчерпаемого источника энергии, управляемого термоядерного синтеза! Звучит как сумасшествие, но это очень вдохновило меня тогда.
Мой диплом был построен на анализе данных, полученных со стелларатора, а именно нужно было сделать программу на C++, которая считала бы плотность плазмы, исходя из полученных с зондов данных, находящихся внутри установки. Это сейчас есть GitHub и в целом интернет, который позволяет тебе находить решение за минуты. Тогда тоже был интернет, но информации, а уж тем более готовых расчётов там не было. В итоге, свой диплом я честно и откровенно делала в общей сложности год. Программа была написана на 13 листах, графики нарисованы, вычисления сделаны. Но, вы не поверите, результатов никаких. Никаких, КАРЛ! Год работы и расчетов, огромное количество данных и никаких результатов. Что это значит? С научной точки зрения – те измерения на тех расстояниях и теми зондами не верны. Я была просто в шоке, очень расстроилась и разочаровалась. Столько трудов, чтобы получить никакой результат. На что моя дипломная руководительница сказала очень мудрую вещь, которую я запомнила раз и навсегда: «Порой, Настя, бывает так в жизни. Но отсутствие результата – тоже результат». С этим настроем я пошла и защитила свой диплом на отлично, чему была несказанно рада и получила приглашение в аспирантуру.
Дальше все было менее прозаично – я решила, что лучше я буду маркетологом, чем плохим физиком. Романтики там меньше – зато платят больше. Сейчас работа маркетолога тоже очень тесно связана с ИТ. И, возможно, какая-то часть обязанностей и вовсе может перейти на сторону программ. Анализ, рассылки, реклама в интернете, шаблонные сайты и целая машина по получению и отслеживанию лидов. Креатив – вот, что всегда нужно и востребовано, особенно в новом мире ботов, Data Science, ML и когнитивных сервисов.
Возвращаясь к вопросу, почему я решила искать новые вершины, теперь понимаю, что как в сказке «Алиса в зазеркалье»: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». ИТ – уже не что-то далекое и непонятное. Это то, что захватывает всё больше мужчин и женщин по всему миру, просто некоторые люди упорно не хотят этого замечать. Вместе со мной работают очаровательные девушки, которые гораздо больше, чем я понимают в технологиях и программировании.
Недавно я ходила на встречу Django Girls, на котором было около 70 девушек, которые сами пришли в свой выходной, чтобы научиться программировать на Python и делать сайты на Django. Мужчины там тоже были, но как преподаватели. Но и они очень удивлялись тому, что девушки так быстро все осваивают, не задают дурацких вопросов, а просто сидят и кодят целый день. Забавно было послушать разговор моих соседок – на следующий день они собирались идти на мастер-класс по вязанию. Вязание и программирование. По-моему, именно они самые настоящие продвинутые девушки, которые не боятся неизведанного, а просто идут и кодят. На курсе в ВШЭ по Data Science половина студентов – это девушки. И они, как не странно, ведут себя более активно, чем молодые люди. Я же недавно сделала бота в Tелеграме, который по картинке определяет, какие хэштеги тебе следует поставить для поста в Инстаграме и опубликовала его на облаке Azure. Ещё полгода назад я даже понятия не имела, что это такое и можно ли этому так быстро научиться?
Дорогие девушки, мир настолько многогранен и интересен, что не отказывайте себе в возможности попробовать его на вкус. Шейте, готовьте, вяжите, программируйте, анализируйте, читайте – для этого вам не обязательно работать в ИТ. Бухгалтеру, например, будет полезно узнать про блокчейн, а аудитору и маркетологу – про ML и Data Science. Спасибо, что прочитали мой рассказ, я уверена, что мой путь в мире программирования только начинается!
Автор материала Анастасия Сорокина, Департамент стратегических технологий Microsoft Россия.