что такое рабочий борт карьера и нерабочий борт
Борт карьера
БОРТ КАРЬЕРА (а. pit edge, flank of an open cast; н. Tagebaugrenze, Tagebaurand; ф. parement de carriere; и. borde talud de una cantera о mina а cielo abierto) — боковая ограничивающая поверхность карьера, образованная совокупностью откосов и площадок уступов. Линии пересечения борта карьера с земной поверхностью и дном карьера создают соответственно верхний и нижний контуры карьера (рис.); угол между условной поверхностью, проходящей через них, и горизонтальной плоскостью называется углом наклона борта карьера. Различают рабочий и нерабочий борт карьера: на рабочем борту карьера производится выемка и погрузка горных масс (перемещается в процессе горных работ), нерабочим называется борт карьера, на котором в данный момент горные работы не производятся. При разработке наклонных и крутых залежей полезные ископаемые на нерабочем борту карьера располагаются предохранительные и транспортные бермы. Параметры борта карьера: высота (расстояние по вертикали между верхними и нижними контурами карьера) и углы наклона.
Угол наклона борта карьера на момент окончания эксплуатационных работ называется генеральным, или углом погашения, в период эксплуатации — эксплуатационным; зависит от высоты и углов наклона отдельных уступов, их числа, ширины транспортной и предохранительной берм. Увеличение углов наклона борта карьера приводит к уменьшению объёмов горных работ (например, в карьере глубиной 500 метров уменьшение угла наклона с 45 до 40 приводит к увеличению объёмов вскрыши — 24 млн. м 3 на каждые 1000 метров длины борта карьера).
При установлении углов наклона уступов и борта карьера учитывают физико-механические свойства горных пород, слагающих уступы, естественные углы падения слоёв породной толщи. Ориентировочные значения углов наклона борта карьера для различных горных пород приведены в таблице. Устойчивость борта карьера оценивается аналитическими методами, базирующимися на определении сдвигающих и удерживающих сил, действующих по наиболее вероятной поверхности скольжения. При увеличении глубины карьера и интенсивности разработки возникает необходимость управления устойчивостью борта карьера и откосов уступов. Эта задача решается специальными мероприятиями: искусственное укрепление неустойчивых участков борта карьера и упрочнение слагающих его горных пород. Принципы укрепления откосов основаны на перераспределении напряжений в массиве горных пород. Применяемые в этом случае средства укрепления откосов уступов: сваи, штанги, тросовые тяжи, подпорные и защитные стенки, контрфорсы и др. Искусственное укрепление неустойчивых участков борта карьера обеспечивает значительный экономический эффект, позволяет увеличить экономически допустимую глубину карьеров в среднем на 35-40 метров. Упрочнение горных пород в карьерах ограничено; освоен способ цементации трещиноватых скальных пород в сочетании с механическими средствами укрепления — сваями и штангами.
Характеристика борта карьера
БОРТ КАРЬЕРА — боковая ограничивающая поверхность карьера, образованная совокупностью откосов и площадок уступов. Различают рабочий и нерабочий борт карьера: на рабочем борту карьера производится выемка и погрузка горных масс (перемещается в процессе горных работ), нерабочим называется борт карьера, на котором в данный момент горные работы не производятся. При разработке наклонных и крутых залежей полезные ископаемые на нерабочем борту карьера располагаются предохранительные и транспортные бермы. Параметры борта карьера: высота (расстояние по вертикали между верхними и нижними контурами карьера) и углы наклона.
37. Под рабочей зоной, обычно, понимается та часть поверхности карьера, в которой в данный период эксплуатации месторождения выполняются основные технологические процессы открытых горных работ. «Она представляет собой перемещающуюся и изменяющуюся по размерам и форме поверхность, имеющую разнообразную пространственную конфигурацию и различное по времени положение в пространстве карьерного поля»
В общем случае рабочая зона представляет собой перемещающуюся и изменяющуюся по размерам и форме часть карьерного поля с течением времени. Она ограничена от выработанного пространства рабочим бортом и верхней площадкой первого рабочего уступа шириной, равной ширине заходки по целику, от карьерного поля в направлении развития горных работ текущим контуром, от невскрытых или нерабочих нижних горизонтов плоскостью основания нижнего рабочего уступа, а по флангам – боковыми гранями
38. Выделяют блоки экскаваторный — часть уступа (по длине), предназначенная для выемки одним экскаватором; минимальная длина при железнодорожный транспорте 250-300 м, при автомобильном — 50-150 м. Количество блоков на одном рабочем горизонте при железнодорожном транспорте не более 3, при автомобильном — не более 5-6. При разработке месторождений, содержащих различных сорта руд и месторождений со сложным залеганием, разделение на блоки производят с учётом обеспечения однородности получаемой горной массы; длина блоков в этом случае может быть неодинаковой. При разработке скальных пород каждый блок делят на три части, в одной из которых производят погрузку горной массы, во второй — подготовку массива к взрыву (т. н. взрывной блок), в третьей — бурение взрывных скважин. Объём горной массы в блоке должен обеспечить бесперебойную работу погрузочного оборудования в течение не менее 2-3 дней.
39.транспортные и предохранительные бермы При открытой разработке месторождений — горизонтальная или слабонаклонная площадка на нерабочем борту или нерабочем участке борта карьера, разделяющая смежные по высоте уступы. Различают бермы предохранительную и транспортную. Предохранительная берма служит для повышения устойчивости и уменьшения генерального угла откоса борта карьера, а также для предохранения расположенных ниже уступов от случайного падения кусков породы. Ширина предохранительной бермы — 0,1-0,2 высоты уступа, но не менее величины, достаточной для размещения на берме оборудования для погрузки и перевозки упавших кусков породы.
Транспортная берма предназначена для размещения транспортных путей, соединяющих рабочие площадки уступов с капитальными траншеями. Ширина её устанавливается в зависимости от вида транспорта, интенсивности грузопотока по ней и т.д. Транспортная берма, соединяющая несколько уступов, называется соединительной. Часть верхней площадки уступа шириной, равной основанию призмы обрушения, называется бермой безопасности; оборудование, транспортные пути, линии электропередачи размещают за пределами бермы безопасности.
40. Порядок формирования карьерных грузопотоков
Разнообразие форм залежей и условий их залегания в недрах, с одной стороны, и основной принцип открытых разработок – послойная (поуступная) выемка как вскрышных пород, так и полезных ископаемых, с другой стороны, предопределяют необходимость формирования грузопотоков таким образом, чтобы обеспечить минимальные затраты на перемещение горной массы из забоев на отвалы и на склады и тем самым добиться максимальной экономии при ведении открытых горных работ. Решение этой проблемы заключается в создании грузопотоков карьера и на этой основе вскрытия рабочих горизонтов карьера.
Каждый выемочный слой в общем случае может быть представлен: вскрышными породами (скальными, полускальными, плотными или мягкими); некондиционными и забалансовыми полезными ископаемыми, складируемыми в отдельные отвалы для использования в последующие периоды; полезными ископаемыми, в которых согласно плановым заданиям выделяют типы и сорта для раздельного транспортирования и использования.
Поток грузов определенного качества, характеризуемый сравнительно устойчивым (во времени) направлением и определенным объемом перевозок в единицу времени (смену или сутки), называется элементарным грузопотоком.
Если породы в забое однородны (простой забой), то от него начинается один элементарный грузопоток; от сложного забоя (при разнородных породах и раздельной выемке) начинаются два или три элементарных грузопотока. Таким образом, число элементарных грузопотоков на уступе зависит от числа забоев и способа выемки пород в них и оно обычно больше числа действующих забоев.
Сокращение числа грузопотоков в карьере позволяет экономичнее использовать оборудование, улучшить качество дорог, а также сократить число вскрывающих выработок и затраты на их сооружение.
45. При вскрытии месторождения общими траншеями или полутраншеями грузотранспортная связь всех забоев с пунктами приёма горной массы на поверхности осуществляется через одну траншею. Основное достоинство этого вида вскрытия месторождения — относительно небольшой объём работы по проведению вскрывающей выработки (по сравнению с вскрытием месторождения отдельными траншеями), особенно при большой глубине вскрываемой зоны и значительном числе вскрываемых горизонтов; недостаток — усложнение схемы транспортных коммуникаций и связанное с этим увеличение эксплуатационных расходов на транспорт.
Вскрытие общими внешними траншеямиприменяют при разработке горизонтальных, пологих и наклонных месторождений значительной мощности, а также верхних горизонтов мощных залежей любой формы и размеров.
Внешнее заложение общих траншей осуществляют при разработке месторождений на глубине не более 40 – 60 м. Траншеи при внешнем заложении обычно располагают на флангах карьерного поля, реже в центре, разделяя карьерное поле на два крыла.
При этом учитывается способ примыкания путей транспортных берм с рабочих горизонтов к траншее. Транспортные бермы внешних траншей при двухпутном железнодорожном и двухстороннем автомобильном транспорте могут обеспечивать независимое обслуживание грузопотоков с рабочих горизонтов.
46. При вскрытии месторождения парными траншеями для создания поточного движения транспорта один, группа или все уступы вскрывают двумя (в отличие от вскрытия месторождения одинарными траншеями, в которых движение транспорта осуществляется в обоих направлениях) траншеями внешнего или внутреннего заложения. При этом порожний и гружёный транспорт разделяются по направлениям, производится его поточная подача под погрузку.
Вскрытие месторождений внешними парными траншеямиприменяют с целью создания поточного движения транспорта в условиях отдельных, групповых и общих внешних траншей при большом грузообороте карьера.
47. Вскрытие месторождения групповыми траншеями производится при необходимости разделения грузопотоков. В этом случае каждая траншея обслуживает группу горизонтов. Вскрытие месторождения этим способом наиболее эффективно при наличии различных по природным свойствам зон карьерного поля; по достоинствам и недостаткам занимает промежуточное место между вскрытием месторождения отдельными и общими траншеями
Сущность вскрытия групповыми траншеями заключается в том, что на группу из двух-трех уступов (при общем их числе до четырех-шести) проводят одну внешнюю или внутреннюю траншею. Одна групповая траншея обеспечивает вскрытие породных, другая угольных уступов. Этот способ применяют при разработке горизонтальных и пологих пластов большой мощности, залегающих на значительной глубине. Вскрытие всех уступов карьера одной общей траншеей применяют при разработке глубоких месторождений или месторождений, располагающихся на косогорах
48. Теоретическая длина трассы LT (м) определяется разностью высотных отметок Но и Нх, через которые она проходит, и углом I наклона трассы к горизонту (градус):
где iР — руководящий подъем (уклон) трассы.
49. Действительная длина трассы LД (м) больше теоретической вследствие ее удлинения, вызываемого уменьшением угла наклона трассы на криволинейных участках и на участках примыкания траншей к рабочим горизонтам.
где Ку –коэффициент удлинения трассы.
ЭЛЕМЕНТЫ И ПАРАМЕТРЫ КАРЬЕРОВ.
УСТУП И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.
Приведем поперечный разрез карьера, на котором обозначены основные его элементы (рис. 1)
На рис. 1.1 приведены следующие элементы карьера:
3-4 – нижний контур карьера, соответствует ширине карьера по дну;
5-6 – рабочий борт карьера;
1-5 и 2-11 – нерабочий борт карьера;
7 – нерабочий уступ карьера;
8 – рабочий уступ карьера;
9 – верхняя и нижняя площади уступа (рабочие площадки);
10 – транспортная берма;
12 – предохранительная берма или берма очистки;
φр – угол рабочего борта карьера;
φнр– угол нерабочего борта карьера.
Верхним контуром карьера называется линия пересечения бортов с поверхностью.
Нижним контуром карьера называется линия пересечения бортов с плоскостью дна карьера.
Бортами карьера называются боковые поверхности, ограничивающие карьер и его выработанное пространство.
Если на борту карьера производятся горные работы, то он называется рабочим бортом.
Откосом борта карьера называется поверхность, проходящая через верхний и нижний его контур.
Углом откоса борта карьера называется угол, образованный линией откоса борта карьера и проекцией этой линии на горизонтальной плоскости. Угол откоса рабочего борта обычно составляет 7°÷15°, не рабочего 35°÷45°.
В результате горных работ рабочий борт карьера перемещается, приближается к конечным контурам карьера. Борт карьера или его отдельные участки, контуры которых совпадают с конечными контурами карьера, называются нерабочими. На нерабочем борту карьера горных работ не производятся, но могут располагаться транспортные съезды.
Уступы, составляющие нерабочий борт карьера называются нерабочими. Они разделяются площадками: транспортными, предохранительными, а также площадками очистки.
Транспортные бермы служат для расположения транспортных путей, по которым осуществляется грузотранспортная связь, между рабочими площадками в карьере и поверхностью. Ширина их составляет от10 до 30 м в зависимости от вида и типа транспорта.
Предохранительные бермы предназначены для повышения устойчивости борта и для задержки кусков породы обрушающихся при выветривании уступов. Их ширина составляет 3÷10 м и как правило принимается равной 1/3hу.
Бермы очистки – это расширенные до 10÷15 м предохранительные бермы, которые останавливают через 3÷4 уступа. Очистка оставшейся породы осуществляется бульдозерами, небольшими экскаваторами или погрузчиками.
По мере отработки уступов рабочий борт становится нерабочим, а рабочие площадки становятся предохранительными или площадками очистки.
Глубина карьера – это вертикальное расстояние между отметкой земной поверхности и длиной карьера. Они изменяются от нескольких десятков метров до 300÷500 м.
Форма карьера в плане бывает обычно близкой к овальной. Длина карьера изменяется от 500 м до 5 км.
Уступ и его элементы. Правила вычерчивания уступов при оформлении горных чертежей
Уступом называется часть массива горных пород в карьере, имеющая рабочую поверхность в форме ступени и разрабатываемая самостоятельными средствами выемки, погрузки и транспорта.
Различают рабочие и нерабочие уступы. На рабочих уступах производится выемка пустых пород или добыча полезного ископаемого. Уступ имеет нижнюю и верхнюю площадки, откос и бровки.
Приведем схему, на которой покажем уступ в разрезе и в плане (рис. 2)
Рисунок 2 – Уступ и его элементы
а – поперечный разрез уступа; б – вычерчивание уступа в плане
Откосом уступа – называется наклонная поверхность, ограничивающая уступ со сторон выработанного пространства.
Углом откоса уступа – называется угол наклона откоса уступа к горизонтальной плоскости.
Линии пересечения откоса уступа с его верхней и нижней площадками называется соответственно верхней и нижней бровками.
Высота уступа обычно ограничивается по условиям безопасности работы выемочно-погрузочного оборудования и составляет 10÷15 м, реже 20÷40 м.
Угол откоса рабочих уступов обычно составляет 65°÷80°, нерабочих 45°÷60°, т.к. должна обеспечиваться долговременная устойчивость уступа.
Горизонтальные поверхности рабочего уступа, являющиеся объектом разработки, т.е. на которых расположены буровые станки или экскаваторы, называются рабочими площадками. Ширина рабочей площадей изменяется от 40 м до 110 м. Если площадка остается свободной, то ее называют нерабочей.
Вычерчивание горных чертежей, в частности вычерчивание уступов карьера в плане, имеет некоторые особенности. Рассмотрим их на примере рис. 1.2 б.
На поверхности откоса уступа перпендикулярно к горизонтам проводят линии наибольшего ската и берг-штрихи. Выполняются линии наибольшего ската сплошной тонкой линией. Минимальное расстояние между соседними линиями ската принимаются равным 2÷3 мм, максимальное до 0,5 горизонтального проложения откоса уступа.
Массив вскрышных горных пород на плане откоса уступа условно обозначается берг-штрихами – отрезками основной толщины, длиной равной 1/3÷1/4 от горизонтального проложения откоса, проставляемыми у контуров верхней бровки между линиями наибольшего ската. Массив полезного ископаемого на откосе уступа обозначается сдвоенным берг-штрихами.
Для закрепления материала студентам необходимо выполнить расчетно-графическую работу.
Задание для расчетно-графической работы: вычертить в разрезе и в плане участок рабочей зоны карьера, состоящий из двух уступов. Чертеж выполнить в масштабе 1:100, 1:200, 1:500 или 1:1000. По результатам построения определить угол рабочего борта участка карьера. Задание по вариантам представлено в приложении 1.
Исходные данные для выполнения практической работы представлены в приложении 1.
Элементы карьера
Геометрические параметры карьера характеризуются размерами в плане, глубиной и объемом.
В процессе работ по выемке вскрышных пород и добыче полезных ископаемых образуется выработанное пространство.
На поверхности земли выработанное пространство ограничивается границами карьерного поля. По глубине выработанное пространство ограничивается дном карьера. На момент отработки карьера его называют подошвой карьера или нижним контуром. Боковые поверхности выработанного пространства, называются бортами карьера.
борта
|
L, В, м – длина и ширина карьера по верху
l, и, м – длина и ширина карьера по низу
Нк, м – конечная глубина карьера
Vк, м 3 – объем карьера
— карьер округлой формы
—карьер вытянутой формы
Размеры дна карьера обычно определяются размерами рудного тела.
Наклонные поверхности, ограничивающие карьер со стороны выработанного пространства, называется бортами.
Борта карьера представляют собой совокупность уступов.
Уступы в карьере разделяются на рабочие и нерабочие. Уступы, на которых ведутся горные работы, называются рабочими, не ведется – нерабочими.
Борта карьера, сложенные рабочими уступами, называются рабочими бортами, нерабочими уступами – нерабочими бортами.
1-5, 2-5 – нерабочие борта.
Вп– призма возможного обрушения (ширина)
dy = 45-60 о
Процесс придания углу откоса устойчивого значения называется заоткоской.
Нерабочий борт карьера имеет следующие площадки:
1) бермы безопасности (9)– предназначены для сбора остающихся кусков породы.
|
Вп,м – ширина бермы безопасности
2) площадки очистки (10) – устраиваются через 2-3 нерабочих уступа и предназначены для механизированной очистки уступов от обрушенных кусков породы.
м – ширина
3) транспортные бермы (8) – предназначены для транспортирования горной массы (вскрышные породы и полезное ископаемое).
В = 10 – 30 м и зависит от габаритов транспортных средств.
4) на рабочем борту карьера располагаются рабочие площадки, на которых ведутся горные работы (7).
Площадка, на которой размещается выемочное, транспортное и другое горное оборудование необходимое для обеспечения технологического процесса, называется рабочей площадкой. Ширина рабочей площадки определяется расчетным путем, исходными данными для которого являются физико-механические свойства пород, габариты оборудования их размещение. Обычно ширина рабочей площадки уступа составляет 35 – 80 м при транспортировании горной массы автотранспортом и 80 – 100 м при работе железнодорожного транспорта.
5) углы рабочего и не рабочего бортов: разделяются на рабочие и не рабочие.
Угол между линией, соединяющей верхнюю бровку уступа с бровкой нижнего уступа и горизонтальной плоскостью, называется углом откоса рабочего (не рабочего) борта карьера.
Углы зависят от ФМС породы.
Открытая горная выработка, имеющая в поперечном сечении трапециевидную форму, называется траншеей, треугольную форму – полутраншеей.
При вскрытии месторождения проходят капитальные траншеи, обеспечивающие доступ транспорта с поверхности к рудному телу (угольному пласту и пр.). Для создания фронта работ и размещения горного оборудования проходят разрезные траншеи.
Участок месторождения, планируемый к отработке одним карьером, называют карьерным полем (полем разреза, прииска). В соответствии с нормативными материалами на участок первоочередной отработки карьерного поля оформляют горный отвод (рис.3). Горный отвод отмечается на плане поверхности и на разрезах. По верхнему контуру, на характерных точках границы карьерного поля, горный отвод закрепляется специальными знаками. В пределах горного отвода и осуществляются вскрышные работы и добыча полезных ископаемых. По мере углубления карьера площадь горного отвода уменьшается (рис.3).
Участки земной поверхности, занимаемые горным предприятием, для хозяйственной деятельности называются земельными отводами. Горный отвод и карьерное поле входят в состав земельного отвода. Земельный отвод отмечается специальными знаками. На земельные отводы оформляется межевые дела, в которых отмечается их площадь, координаты межевых знаков и. т.п..
В процессе работ по выемке вскрышных пород и добыче полезных ископаемых образуется выработанное пространство.
На поверхности земли выработанное пространство ограничивается границами карьерного поля. По глубине выработанное пространство ограничивается дном карьера. На момент отработки карьера его называют подошвой карьера или нижним контуром. Боковые поверхности выработанного пространства, называются бортами карьера.
Насыпь горных пород, перемещенных из карьера в процессе вскрытия рудного тела (угольного пласта) называется породным отвалом или отвалом вскрышных пород.
В пределах горного отвода выемку горной массы осуществляют горизонтальными слоями, реже наклонными, вследствие чего профиль карьера имеет ступенчатую форму. Называют эти горизонтальные слои горизонтами карьера. Отдельные участки горизонтов карьера, которые разрабатываются самостоятельными средствами рыхления, выемки и перемещения называются уступами. Его высота устанавливается с учетом физико-механических свойств горного массива и определяется проектом. На рис. 3 представлены элементы уступа. Горизонты карьера имеют отметки абсолютные, относительно уровня Балтийского моря, или условные, относительно постоянной абсолютной отметки поверхности карьера. Обычно горизонт обозначают по отметке нижней площадки уступа. Например, горизонт + 245 м. Отработка верхнего горизонта всегда опережает отработку нижнего (рис. 3)
Иногда уступ разбивают на подуступы, которые отрабатываются самостоятельно, но обслуживаются общим для уступа транспортом.
Основные элементы уступа – площадки, откос, бровки (рис 3). Площадкой уступа называется горизонтальная поверхность, ограничивающая уступ по высоте. Различают верхнюю и нижнюю площадки уступа. Отметка нижней площадки уступа совпадает с отметкой горизонта.
Откосом уступа называется наклонная поверхность, ограничивающая уступ со стороны выработанного пространства между верхней и нижней площадками уступа. Угол, образуемый откосом уступа с горизонтальной плоскостью, называется углом откоса. Угол откоса уступа зависит от категории пород, крепости и определяется проектом.
Верхняя и нижняя бровки уступа соответственно – линии пересечения верхней и нижней площадок с откосом уступа.
Часть уступа по ширине, разрабатываемая выемочными средствами в сочетании с транспортом, называется заходкой уступа, торец заходки называется забоем. Заходку по длине разбивают на блоки, имеющие самостоятельный забой с горным оборудованием, что позволяет отрабатывать уступ несколькими забоями.
Заходка уступа характеризуется шириной В, высотой h и длиной L. Высота обычно соответствует высоте уступа, длина – длине фронта работ уступа. Ширина принимается в соответствие применяемому оборудованию. Обычно фронтом работ уступа называется часть уступа, подготовленная для горных работ. Подготовка фронта работ заключается в основном в подводе транспортных путей и линий электропередачи. Обычно одновременно в работе находятся несколько уступов.
Различают площадки уступа рабочие, не рабочие и предохранительные.
Площадка, на которой размещается выемочное, транспортное и другое горное оборудование необходимое для обеспечения технологического процесса, называется рабочей площадкой. Ширина рабочей площадки определяется расчетным путем, исходными данными для которого являются физико-механические свойства пород, габариты оборудования их размещение. Обычно ширина рабочей площадки уступа составляет 35 – 80 м.
Боковые поверхности, ограничивающие карьер и его выработанное пространство, называют бортом карьера. Если на нем ведутся горные работы, то он называется рабочим бортом. Рабочий борт карьера формируется благодаря проходке траншей на нижележащем горизонте. Не рабочий борт карьера формируется в период его подхода к границе карьерного поля. Борт карьера состоит из откосов и площадок уступов.
Рабочие площадки уступов соединяются между собой бермами (рис. 3). Площадка между уступами, оставляемая на не рабочем борту карьера служит для задержания осыпающихся кусков породы, устойчивости борта и называется предохранительной бермой. Если эта площадка служит для размещения транспортных коммуникаций, то ее называют транспортной бермой.
Совокупность уступов, находящихся в одновременной отработке, называется рабочей зоной карьера.
Линия пересечения бортов карьера с земной поверхностью называется верхним контуром карьера. Линия пересечения бортов карьера с дном карьера называется нижним контуром карьера. Условная поверхность, проходящая через нижний и верхний его контуры, называется откосом борта карьера.
Угол, образованный линией откоса борта карьера и ее проекцией на горизонтальную плоскость называют углом откоса борта карьера.
Открытая горная выработка, имеющая в поперечном сечении трапециевидную форму, называется траншеей, треугольную форму – полутраншеей.
При вскрытии месторождения проходят капитальные траншеи, обеспечивающие доступ транспорта с поверхности к рудному телу (угольному пласту и пр.). Для создания фронта работ и размещения горного оборудования проходят разрезные траншеи.
2.2. Общие сведения о технологии разработки месторождений открытым способом.
Разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом заключается в создании доступа к полезному ископаемому, удалению пустых пород, покрывающих или вмещающих полезное ископаемое, и самой добыче полезного ископаемого.
Термин «технология» в общем случае обозначает совокупность знаний, основных характеристик и правил о способах, средствах и организации выполнения каких – либо производственно-технических работ.
Технология открытого способа добычи полезного ископаемого рассматривается по двум направлениям. Это собственно технология открытых горных работ и технология производственных процессов.
Технология открытого способа затрагивает общие вопросы организации строительства и развития горных работ в карьере, параметры элементов карьера в их динамике, организацию и планирования горных работ, способы и средства управления качеством продукции.
Технология производственных процессов заключается организации основных видов работ по подготовке горных пород к выемке, выемочно-погрузочные работы, транспортирование, перегрузку, складирование и разгрузку горной массы на основе комплексной механизации.