что такое путь героя
Путь героя: 12 шагов, которые приведут вас к переменам в жизни
Каждый человек хочет быть готовым к переменам. К сожалению, когда они происходят, мы чаще всего не знаем, чего ожидать дальше.
Насколько удобнее было бы иметь на руках сценарий, по которому происходит каждый значительный поворот в нашей жизни. Тогда мы могли бы подготовиться и заранее знать, как поступить.
Как оказалось, такой сценарий существует. И научиться им пользоваться достаточно просто.
Что такое «путь героя»? Автор этой теории — Джозеф Кэмпбелл, американский исследователь мифологии. 70 лет назад в своей книге «Тысячеликий герой», анализируя известные мифы древности, он пришёл к выводу, что все они имеют одинаковую структуру. Сегодня она называется «путь героя».
Он состоит из 17 шагов, которые проходит главный персонаж любой истории: от момента зова приключений до возвращения домой. После выхода книги эту теорию упростили до 12 шагов и стали использовать для написания романов и киносценариев. «Путь героя» можно увидеть в книгах и фильмах о Гарри Поттере, хоббите Фродо, Люке Скайуокере и многих других.
Все этапы этого пути соотносятся и с обычной жизнью. Кризис среднего возраста, начало нового проекта, поиск призвания — всё это путешествие героя, со своим зовом, испытаниями и возвращением.
Если разобраться с тем, как устроен этот цикл, который регулярно повторяется в нашей жизни, можно научиться быстрее преодолевать кризисы и приближать достижения. Но для начала давайте поближе познакомимся с шагами-элементами.
Основные этапы «пути героя»
1. Жизнь в обычном мире
Любое путешествие имеет начало. Время, когда мы живём в состоянии статуса-кво. Мы создали для себя нерушимый порядок и действуем в соответствии с ним, не думая о переменах. Здесь начинаются все путешествия.
2. Зов
Что призывает нас меняться? Неприятие действительности. Момент, когда мы получаем знак, что текущее положение вещей может привести к трагедии.
Человек понимает, что его друзья добились профессиональных успехов, а он остался на том же месте. Курильщик узнаёт, что его товарищ умер от рака.
В этот момент мы задумываемся: оставить всё как есть или последовать зову?
3. Отказ от зова
Наверное, вы ожидали, что следующим этапом будет принятие необходимости перемен. К сожалению, большинство людей, услышав зов, отказываются на него отвечать. Они списывают знаки на временные трудности или влияние окружающих. Для них зов — это просто момент, который нужно преодолеть, чтобы вернуться к прежней жизни.
В теории Кэмпбелла на этом этапе герой встречает привратника, который отговаривает его от путешествия. В жизни это может быть внутренний голос или люди, которые не поддерживают нас. Поэтому человек ещё больше сомневается в том, стоит ли следовать зову, и здесь наступает четвёртый этап.
4. Встреча с наставником
Как говорилось выше, зачастую нам не хватает собственной воли, чтобы начать путешествие. По Кэмпбеллу, в этот момент в судьбе героя должен появиться наставник, который поможет отправиться в путь. В жизни эту роль может сыграть как реальный человек — друг или родственник, — так и что-то неодушевлённое, например вдохновляющая книга или фильм.
Главное, что без катализатора, без поддержки мы решим отказаться от зова и вернуться к привычной жизни.
5. Пересечение порога
С помощью наставника герой пересекает порог привычного мира и встречается с его обратной стороной. Он понимает, что жизнь, которую он видел раньше только с одного ракурса, имеет множество оттенков.
В реальности на этом этапе мы делаем первый шаг к большим переменам: уходим с нелюбимой работы, знакомимся с новым человеком. Тогда же мы понимаем, что страх чего-то нового на деле не так велик, как нам казалось. Особенно если нас продолжают поддерживать наставники.
6. Встреча с «драконами» и союзниками
Когда герой переходит порог, он сталкивается с первыми испытаниями. Ему не хватает прежнего опыта, чтобы справляться с новыми задачами, и, естественно, он допускает ошибки.
Здесь его ждут «драконы», которые пытаются его остановить: сомнения, страхи, недостаток знаний и так далее. К примеру, если мы ушли с работы, то начинаем бояться, что не найдём другую или не освоимся в новой профессии.
На этом этапе герой должен искать союзников, которые помогут победить «драконов». Советы коллег, знакомых, экспертов — мы заручаемся поддержкой для того, чтобы достойно пройти первые испытания.
7. Точка «смерти»
Если герою удаётся преодолеть все испытания, он набирается опыта и достигает точки «смерти»: самого тяжёлого испытания на своём пути. Это может быть сложная задача, серьёзный разговор или судьбоносное решение. Например, мы спрашиваем себя, действительно ли эта работа — наше настоящее призвание.
На этом этапе решается, сможет ли герой вынести из своего пути ценный урок или уйдёт с тем же опытом, который имел.
8. Подарок силы
Если герой преодолевает точку «смерти», то получает новый опыт, который поможет ему справляться с новыми испытаниями.
В качестве подарка силы может выступать новая стратегия, принцип, навык или привычка. Что-то, чего человек не имел раньше. Здесь он делает главное открытие своего пути.
9. Испытание
Чтобы убедиться, что подарок силы работает, герой сталкивается с новыми испытаниями. Но теперь он вооружён. Он учится по-другому реагировать на прежние ситуации и добивается в этом успеха.
10. Дорога домой
После прохождения испытаний герой принимает решение сделать новый полученный опыт частью повседневной жизни.
11. Мастерство
В это же время он практикуется в использовании приобретённого опыта, чтобы стать в нём мастером и закрепить его. Так испытания, которые встретились на его пути, становятся не просто событиями, а уроками, которые он сохраняет на всю жизнь.
12. История силы
Последним шагом является передача истории о своём путешествии. Чтобы сохранить пережитый опыт, герой делится информацией о нём со своим племенем, семьёй, друзьями, людьми, которые окружали и поддерживали его.
Так он даёт возможность другим использовать его знания и упростить их личный «путь героя».
Как выглядит «путь героя» в жизни
«Путь героя» может длиться несколько недель, месяцев или лет. Всё зависит от того, какую сферу жизни он затрагивает. Вот так мог бы выглядеть путь, связанный с поиском призвания:
Как использовать «путь героя»
Первый шаг вы уже сделали. Вы узнали о нём и теперь понимаете, что крупные перемены в жизни имеют цикличный характер.
Второй шаг — подготовиться к каждому этапу цикла. Подумать, когда и где искать наставников и союзников, понять, что может быть вашей точкой «смерти» и с кем поделиться своей историей силы.
Третий шаг — слушать зов и не побояться ответить на него. Путь к переменам всегда начинается с зова и сомнений. Вы должны быть к этому готовы.
Люди следуют «путём героя» уже тысячи лет. Кэмпбелл лишь обозначил закономерности, которые лежат в основе этого приключения.
Когда вы сталкиваетесь с переменами в жизни, вы проходите путь наравне с героями греческих мифов. Но в отличие от античной трагедии, в реальной жизни у вас есть свобода воли и возможность решать, тот ли это путь, который вам нужен.
“Путь героя” для повседневного употребления
Пост №0, подготовительный
Вступление с исторической справкой, кучей имен и теории
“Путь писателя” подробно разбирает открытый Кэмпбеллом “путь героя” или по-другому “ мономиф ” в применении к современным историям, которые рассказывает нам кино и литература.
Что такое мономиф? Это вечная история, которая повторяется в мифах и сказках всех народов во все времена. Это история путешествия героя, преодоления им препятствий и возвращения домой. Это история о каждом из нас и о всех, кто жил до нас и будет жить после.
Казалось бы, где мы и где создатели мифов и легенд? Как связаны современность и седая древность сказок? Как мономиф может оставаться актуальным для людей нашей эпохи (ну, помимо экранизаций сказок)? Воглер считает (и не только Воглер, сторонников теории мономифа полно), что путь героя живет и в современных историях.
И вот Воглер рассказал нам, участникам мастер-класса, как это сделать. Но я бы хотела поделиться с вами отнюдь не теорией написания сценариев. Эту информацию вы можете достать и сами (пусть вас не останавливает языковой барьер).
Цели и план путешествия
Прежде чем начать путь, нам надо сделать несколько подготовительных шагов.
В-четвертых, я бы хотела перед непосредственно разбором пути героя поделиться с вами обращением самого Воглера из его книжки. Я перевела его для вас. Думаю, мы не нарушим никаких законов, ведь это некоммерческий перевод. Будет отдельным постом.
Зачем нужен путь героя в повседневной жизни?
Каждый человек в течение жизни проходит свой путь героя, является главным героем собственного сценария. Вы, наверное, знаете, что свой сценарий мы получаем в наследство от родителей и часто приговорены к нему задолго до того, как научимся говорить и критически мыслить. Сценарии бывают счастливые и не очень, бывают трагические. Но каждый сценарий можно изменить, самому, собственной волей. Можно выбрать и прожить свою историю, а не навязанную кем-то другим.
По мне так даже эта простая мысль имеет некоторый терапевтический эффект.
Мы рассказываем собственную сказку, формулируем свой путь героя, чтобы разобраться в себе, пережить тяжелые времена или подготовиться к ним, сделать выводы, обобщить собственный опыт и передать его дальше.
Как я уже сказала, в конце каждого поста будет небольшое практическое задание.
Некоторые правила “Пути героя”
Не беспокойтесь, это не какие-то супер суровые вещи, которые ни в коем случае нельзя делать. Это просто ряд положений, которые надо держать в голове, пока вы знакомитесь и используете путь героя.
Если вы будете анализировать разные истории с точки зрения пути героя, вы увидите, как творчески авторы обращаются с последовательностью и количеством этапов. Так что не бойтесь, это не прокрустово ложе, это лишь инструмент, один из многих к слову.
Вот и все, как в сказке, остановимся на трех пунктах. Как видите, они не про исполнение и нарушение, а чтобы просто иметь ввиду.
Итак, теоретическая подготовка завершена. А чтобы подготовиться практически, я предлагаю вам сделать следующее задание.
Задание №0 “Своя сказка”
Вспомните сказки, без разницы русские ли, европейские, или азиатские. Герой какой сказки вызывает у вас наибольшее сочувствие и сопереживание, связь? Героем какой сказки вы могли бы быть? Какая сказка, из уже существующих, про вас? Почему именно эта сказка?
Путь героя
Люк Скайуокер живёт, как чмо. Приходит Оби-Ван и говорит: «Ты не чмо, а джедай».
Гарри Поттер живёт, как чмо. Приходит Хагрид и говорит: «Ты не чмо, а волшебник».
Бильбо Бэггинс живет, как чмо. Приходит Гэндальф и говорит: «Ты не чмо, у тебя особая миссия».
То есть массовая культура сделала так, что миллионы детей ждут незнакомого бородатого мужика, который уведет их из дома.
Суть проста, во всех мифологиях, всех религиях сколько найти
И в основе любой истории есть один и тот же мотив:
Кто-то слышит далекий голос, он выходит из дома один.
Он идет по дороге из города в темный лес, где полно паутин.
Если говорить о штампах и клише, то есть одна универсальная фабула, которую вы видели тысячи раз за свою жизнь и увидите ещё столько же. Имя ей «Мономиф» или «Путь героя», или путь Избранного.
Джозеф Кэмпбелл, автор исследования, положенного в основу статьи, и сам не знает, откуда один и тот же сюжет живёт в истории человечества. То ли юнгианское коллективное бессознательное, то ли древняя мудрость, которую нельзя нам забыть, то ли эхо самого первого мифа. Неизвестно, потому и прикольно. Хотя Пропп ещё за 3 года до него писал об основных фичах сказки (научить уму-разуму, переврать пересказать какие-то реальные обряды, объяснить непонятные вещи) как о чём-то давно известном. В общем, всё было понятно, пока не появились философы…
Итак, что нам нужно для мономифа? Это очень сложная и интересная тема, так что позволим себе останавливаться только на общепризнанных ориентирах.
Всё, цикл завершён. При желании можно повторить в сиквеле, хотя это будет крайне нелепо смотреться.
Четыре стадии развития героя [ править ]
По ходу мономифического сюжета герой проходит четыре стадии:
Путь Героя и Героини – психология жизни
В основе всех больших периодов нашей жизни лежит глубокая и древняя философия – Путь Героя. Каждый из нас становится Героем несколько раз в жизни. Внешне это выглядит как возрастной или экзистенциальный кризис, переоформление личных отношений (в браке или вне его), смена сферы деятельности или места проживания. А иногда бывает и “внутренняя” буря (особенно вначале) – как невидимые другим поиски и скитания души (на них часто вешают ярлыки с диагнозами). Суть их – переоценка ценностей и окружения, уход на глубину, чтобы пройти важные трансформации и вынырнуть в реальность обновленным и вдохновленным на создание нового. Это важно. Чертовски важно, чтобы этим пренебрегать и отдавать руль корабля во власть стихии…
Как психолог я приветствую эти процессы в каждой личности, объясняю и сопровождаю их в долгосрочной терапии. Давайте познакомимся поближе с особенностями концепции Путь Героя (и Путь Героини). И поддержим себя на нем. В этом вам помогут мои вопросы цветным курсивом…
Что такое Путь Героя?
Путь Героя как философия уходит корнями в коллективное бессознательное, когда Герои обитали в пещерах и выходили в большой мир для охоты. Если это была незаурядная охота, связанная с непривычными маршрутами и даже целями, без духовной поддержки было не обойтись. И тогда прохождение своей “одиссеи” обязательно сопровождалось погружением в мир иррационального, мир архетипов. Уединение (отделение от привычного мира), инициация и возвращение с благами – это основные 3 стадии мономифа Путь Героя.
Мономиф – чертеж, по которому из архетипического конструктора собирается модель любого мифа. Этот термин ввел американский мифолог Джозеф Кэмпбелл на основе долголетних исследований широкого пласта народных легенд и мифов. Ведь именно в них содержится задокументированный след коллективного бессознательного, в том числе архетипов. Работа с архетипами полна находок и испытаний.
В своей книге «Тысячеликий герой» Джозеф Кэмпбелл подробно описывает 12-17 этапов, которые проходит Герой для реализации своей геройской миссии, предназначения и духовного развития. На схеме ниже вы видите упрощенную модель в моей обработке. В метафоре Пути заложена отсылка к процессу человеческой жизни. Жизнь также может быть поделена (условно) на ряд геройских циклов, каждый из которых начинается с зова – внутреннего или внешнего – и приводит личность через ряд испытаний и трансформаций – к новому витку / циклу.
Герой = Личность
Тождество личность – герой нас также отсылает к архетипическим категориям. Архетип Героя – Геракл, Арджуна, Иван – Дурак, Гарри Поттер, Люк Скайуокер – и Героини – Персефона, Сати, Василиса, Алиса, Чудо-Женщина – знакомы нам по мифам / сказкам / книгам / кино. Но и каждый человек на земле неоднократно в жизни испытывал “геройские” переживания и их богатую гамму: от радости победы до горечи поражения, от уверенности до страха, от гнева до сострадания…
Какими были ваши геройские переживания? Как давно вы их проживали? Какие герои фильмов / книг / сказок вызывали у вас эмоциональный резонанс в последнее время?
Тогда смысл концепции Путь Героя – дать каждому из нас возможность почувствовать себя исключительным (услышать зов Самости), исследовать свои сильные качества (Личную Силу) и дать ей место в “обычном” мире – во благо свое и других людей. Это путь не только вовнутрь (на глубину), но и вовне (к людям). И это то, что так важно уметь сочетать даже самым просветленным из нас.
Куда ведет Путь Героя в жизни обычного человека?
Вспоминаем концепцию о жизненном опыте. Это не просто “сумма впечатлений” и как мы судим о своих и чужих богатстве и успехе. Он “…складывается прежде всего из испытаний, которые более или менее успешно преодолеваются, из препятствий, которые удается взять, из побед над собой и обстоятельствами” (Т.М.Титаренко).
Чувствуете за этими словами настоящий геройский дух? Его пробуждает наше желание жить и потребность выжить, а еще наши творческие силы. Когда в последний раз вы встречались со своим архетипом Героя? При каких обстоятельствах?
Испытания нас ждут с рождения, с первых неуверенных шагов малыша в большой непонятный мир. И каждый шаг – это проверка жизнеспособности и обретение новых навыков, частично меняющих нашу личность и восприятие мира и себя в нем. Но больших испытаний в нашей жизни случается не так много (исключение – если вы привыкли жить на грани и ищете приключений). К большим испытаниям можно отнести возрастные и экзистенциальные кризисы, а еще внешние потрясения, которые ведут к кардинальному изменению условий и окружения. Все они “взывают” к дремлющему в нас архетипу Героя, чтобы пройти путь перемен. Сам Путь меняет нас – наши стратегии, отношения, ценности.
Вспомните себя в 10 – 20 или 30 лет, до и после вступления в брак / рождения ребенка / смены профессии…
Но главное здесь – это вектор изменений – он устремлен внутрь, к изначальному ядру и собиранию вокруг него всех различных частей, качеств, опытов, смыслов, – для восстановления и укрепления целостности нашей системы под названием “идентичность” (или Я). И тогда ответ на вопрос “Кто Я?” – становится главным объектом поисков на Пути Героя.
Интересные опорные пункты мономифа Путь Героя
Вспомните любую народную сказку (лучше – с человеческим Героем) и попробуйте наложить метафору пути на судьбу героя. Получилось? Так этот геройский мономиф станет вам понятнее и ближе…
Путь Героини – двойная миссия у современных женщин
Говорят, что путь Женщины отличается от Мужского пути. И я с этим внутренне согласна.
Как у Женщины, у нас двойная задача. Так как современный мир больше устроен по законам мужским, рациональным, геройским, мы тоже в течении жизни несколько раз проходим свой Путь Героя. Проходим его отдельные стадии, включая сепарацию с родителями и привычным окружением, инициацию в новых условиях, битвы и проверки, – и возвращаемся “более осознанными и целостными”, чтобы использовать богатый опыт для нового качества жизни. По сути каждый вектор развития нашей Силы через женские архетипы (Амазонка – Медиум – Гетера – Мать) – это свой Путь Героя.
С каким из перечисленных женских архетипов вы сейчас в большем контакте? Как давно это началось? Какие события сопровождали вас в этом процессе и была ли среди них “главная инициация”?
И существует не менее интересная модель, женская версия – Путь Героини. Автор – женщина, Морин Мердок. Суть ее концепции в том, что помимо инициации в мужском внешнем мире, Героиня параллельно проходит внутреннюю инициацию и возвращение к своей феминности (Женственности). И в завершении пути Героини – ее ждет своя трансформация. Став на позицию взрослой женщины, целостной личности (после исцеления отношений с матерью и отцом), принимающей свою природу и род (происхождение), Женщина можешь помочь и своему Анимусу (мужскому архетипу в нашей психике), и своему партнеру по жизни – исцелить раны и воссоединиться с Героиней, сыграв сакральный брак в своей душе – между Маскулинностью и Феминностью. Меняются и отношения Женщины со своей Сексуальностью и сексуальным поведением в паре.
Ощущаешь ли ты контакт со своим внутренним Мужчиной? Как развиваются твои отношения с “земным” партнером и мужчинами (в целом)? Какие отношения с родителями ты поддерживаешь сейчас и свободна ли ты от ран прошлого?
Это очень мощная и сильная тема – развитие Личности Женщины и ее Женской Силы. Этому посвящен мой авторский психологический Квест «О Женской Силе». И я рада, если он пробудит в вашей душе Дух Героини.
Онлайн квест “О Женской Силе” – как отражение Пути Героя и Героини
Этот психологический квест создан мной для глубинной работы с женскими архетипами – в форме психологического путешествия длиною в 10 встреч. Сценарий квеста – это этапы Пути Героя и Героини и интеграция расщепленных частей ее (вашей) Женской Силы:
1. Ваш сказочно-жизненный квест начнется с выбора Героини и исследования ее истории Силы (Встреча №1 – ЗНАКОМСТВО).
2. В течение каждой недели мы исследуем 1 аспект Женской Силы (всего 4 аспекта – Вода-Огонь-Воздух-Земля + их интеграция):
3. Занятия проходят в формате ВИДЕО-записи + домашние практики с обратной связью – по ВАШЕМУ ЛИЧНОМУ ГРАФИКУ!
4. Я внимательно и бережно сопровождаю ваше Путешествие за Силой, направляю вопросами и подсказками.
5. Домашняя работа выкладывается в одном месте – в удобных онлайн-формах – после прохождения каждого урока.
6. На последней Встрече №10 – мы сделаем ритуал ИНТЕГРАЦИИ и рассказанная вами Сказка Силы навсегда станет частью вашей Жизни. И пойдет дальше каким-то своим новым путем. И это будет тоже ваш Путь Женской Силы.
Желаю интересной и полезной внутренней работы вам и вашей Героине – на длинном и важном Пути вашей жизни!
(с) 2020, Светлана Гроисс, сильный психолог, арт-терапевт – специально для проекта Алхимия Перемен
Все права защищены. Тексты, размещённые на данном сайте без указания другого авторства, принадлежат Светлане Гроисс. Никакая часть данного текста не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме, без письменного разрешения владельца.
Добро пожаловать!
Проект “Алхимия Перемен” – задумывался как целительное пространство для вашего самопознания и Пути (онлайн квест), глубинного знакомства с собой (гид по архетипам) и инициаций в новые качества, состояния и этапы. Рада стать проводником, поддержкой и свидетелем изменений в вашей жизни. Бережно, сильно, вовремя.
Открываю сердце и место вашим проблемам и желаниям.
Светлана Гроисс.
Сильный психолог онлайн,
Эксперт по сборке-пересборке,
Расстановщик по местам и
ТравмАрТерапевт.
Путь героя в кино и литературе
Концепция пути героя имеет две главные особенности: универсальность и гибкость. Она является первым шагом для создания уникального языка и правил в кинематографе и литературе. К тому же, путешествие героя — это одна из множества метафор, которые произрастают из нашей жизни.
Кристофер Воглер использует в своей книге латинское выражение caveat scriptor, «пусть писатель будет бдителен». Воглер считает, что сюжет не обязан придерживаться «схемы, парадигмы, традиции или методологии». Если тот затронул универсальные человеческие чувства, то это хорошая история. Зрителю/читателю нравится, когда нарушаются «правила». Поэтому на «скелет» истории влияет не только ее создатель, но и аудитория.
Кристофер Воглер приводит в пример встречу Симбы и Налы с гиенами на слоновьем кладбище в мультфильме «Король Лев». Он считает, что этот эпизод больше подходил для этапа приближения к сокрытой пещере. Столкновение с хищниками стало бы проверкой на храбрость для главного героя. В самой картине эпизод подвел сюжет к разговору Симбы и Муфасы о смелости и связи поколений. С помощью такой последовательности частей авторы углубили характеры персонажей и наполнили историю новыми смыслами.
«Путь героя» способен увязать линии повествования, обозначить его проблемы и создать структуру. Создаются биографии персонажей и устанавливаются законы мира, что придает глубину сюжету. Примерами здесь являются цикл романов о Дюне Герберта Фрэнка или мир Средиземья Рональда Толкина и режиссера Питера Джексона. В каждой части этих произведений зритель/читатель видит вселенную со своей культурой, языком и прошлым. Герои и миры «оживают» на страницах и экранах.
Истории о героях обладают собственным сознанием, они откликаются на наши желания и эмоции. Поэтому мы видим себя в неуверенном Уолтере Митти, добродушной Анне из «Холодного сердца» или целеустремленном Люке Скайуокере. Они переживают приключения, которые (почти) невозможны в реальной жизни. На их примере мы учимся преодолевать трудности и больше узнаем о себе. Так зрители/читатели внутренне «очищаются» и становятся мудрее.
Приключения героя представляют собой тропу, по которой мы следуем вместе с автором/создателем. Она может иметь неожиданные повороты или препятствия, резко обрываться или заводить в «глушь». Дойти до конца нам помогают концепция пути героя и. собственные чувства. «Доверься тропе» — так гласит главная мудрость Кристофера Воглера.
На этом, дорогой читатель, наше большое путешествие заканчивается. Надеюсь, ты узнал что-то новое и полезное для себя. Удачного тебе пути!