что такое пустословие в православии

Пустословие

Пустосло́вие — 1) то же, что пусто­звон­ство; пустая, бес­со­дер­жа­тель­ная бол­товня; раз­го­вор на ничтож­ные, пустя­ко­вые, ничего не зна­ча­щие темы; 2) бес­по­лез­ная бол­товня; раз­го­вор, зате­ян­ный и про­дол­жа­ю­щийся исклю­чи­тельно ради про­жи­га­ния вре­мени; 3) бро­са­ние слов на ветер; обе­ща­ния, не под­ра­зу­ме­ва­ю­щие их обя­за­тель­ного испол­не­ния; 4) речь о чём-либо, ком-либо, не осно­ван­ная на досто­вер­ных фактах.

Чем пусто­сло­вие отли­ча­ется от празд­но­сло­вия?

В неко­то­рых вари­ан­тах упо­треб­ле­ния слово «пусто­сло­вие» высту­пает сино­ни­мом «празд­но­сло­вия». Однако по стро­гому счёту между двумя этими тер­ми­нами суще­ствует раз­ли­чие.

В отли­чие от поня­тия «пусто­сло­вие» поня­тие «празд­но­сло­вие» глав­ным обра­зом свя­зано не с поня­тием «пустота» (внут­рен­няя бес­смыс­лица, бес­со­дер­жа­тель­ность), а с поня­тием «празд­ность», озна­ча­ю­щим бес­цель­ное, бес­по­лез­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние.

Конечно, бес­цель­ный и бес­по­лез­ный раз­го­вор, каким явля­ется пусто­сло­вие, вполне может быть обо­зна­чен как бес­цель­ное и бес­по­лез­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние. В этом отно­ше­нии пусто­сло­вие сбли­жа­ется с празд­но­сло­вием.

Между тем, зна­че­ние пер­вого поня­тия не пере­кры­ва­ется пол­но­стью зна­че­нием вто­рого, и наобо­рот.

Тогда как поня­тие «празд­но­сло­вие» с боль­шей выра­зи­тель­но­стью отоб­ра­жает идею бес­смыс­лен­но­сти, бес­по­лез­но­сти (опре­де­ля­е­мого этим име­но­ва­нием) раз­го­вора как формы дея­тель­но­сти или заня­тия, поня­тием «пусто­сло­вие» акцент выстав­ля­ется на ничтож­но­сти или вред­но­сти внут­рен­него содер­жа­ния речи. В данном отно­ше­нии пусто­сло­вие про­ти­во­по­став­ля­ется словам муд­рого ( Притч.12:18 ).

Речь может быть названа празд­ной даже тогда, когда её содер­жа­ние каса­ется важных, в том числе рели­ги­озно-нрав­ствен­ных тем, если при этом она про­из­но­сится не ко вре­мени.

Напри­мер, если вместо того, чтобы испол­нять мона­стыр­ское послу­ша­ние, инок пре­дастся про­дол­жи­тель­ной беседе, — его беседа может быть спра­вед­ливо рас­це­нена мона­стыр­ским началь­ством как празд­но­сло­вие, несмотря на важ­ность затро­ну­той в этой беседе про­бле­ма­тики.

То же можно ска­зать о затяж­ных раз­го­во­рах по слу­жеб­ному теле­фону в рабо­чее время, фор­мально глу­бо­ких и инте­рес­ных, однако неумест­ных по при­чине нару­ше­ния тру­до­вой дис­ци­плины, пре­ры­ва­ния рабо­чего про­цесса.

С другой сто­роны, если и тема, и время, и место для раз­го­вора выбраны пра­вильно, напри­мер, с целью про­по­веди в храме или в духов­ной школе, однако доклад­чик ока­зы­ва­ется не под­го­тов­лен­ным, не ком­пе­тент­ным, иска­жа­ю­щим фун­да­мен­таль­ные истины, при­зы­ва­ю­щим не к тому, к чему Бог при­зы­вал, то его про­по­ведь можно назвать бес­смыс­лен­ным сотря­са­нием воз­духа или пусто­сло­вием.

Нако­нец, пусто­сло­вием может обо­зна­чаться и прямой обман, спо­соб­ству­ю­щий совра­ще­нию с истин­ного пути (ср.: «про­из­нося наду­тое пусто­сло­вие, они улов­ляют в плот­ские похоти и раз­врат тех, кото­рые едва отстали от нахо­дя­щихся в заблуж­де­нии» ( 2Пет.2:18 )).

Итак, празд­но­сло­вие, в боль­шей сте­пени, ука­зы­вает на невни­ма­ние к исполь­зо­ва­нию вре­мени, а пусто­сло­вие — на невни­ма­ние к словам.

Источник

Многоглаголание, пустословие и любопытство

Из наследия Оптинских старцев

Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.

«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.

Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».

что такое пустословие в православии. Смотреть фото что такое пустословие в православии. Смотреть картинку что такое пустословие в православии. Картинка про что такое пустословие в православии. Фото что такое пустословие в православии
Преподобный Варсонофий

Преподобный Варсонофий советовал:

«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».

Преподобный Никон писал:

«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».

И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.

«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»

Преподобный Амвросий предупреждал:

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».

Молитвенное настроение и мир в душе

Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:

«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.

Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»

Преподобный Моисей наставлял:

«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

Многоглаголание и уныние

Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:

«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».

Пустословие и любопытство

Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:

«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».

что такое пустословие в православии. Смотреть фото что такое пустословие в православии. Смотреть картинку что такое пустословие в православии. Картинка про что такое пустословие в православии. Фото что такое пустословие в православии
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911)

Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:

«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».

Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:

«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».

Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.

Преподобный Никон писал:

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».

Преподобный Макарий предупреждал:

«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».

Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.

Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).

Источник

Грех празднословия

Если сегодня подойти к любому прохожему на улице и спросить, что такое празднословие, то далеко не каждый даст верный ответ. Еще меньше людей с уверенностью скажут, что это, на самом деле, грех. Так подробно стоит поговорить о самом понятии «празднословие», узнать его сущность, понять, как от него избавиться и не поддаться.

Что такое «празднословие»

Празднословие — это та речь, которая пуста. Это слова, которые не несут верной информации. Чтобы лучше понять смысл слова достаточно просто разобрать его или разбить на две части. «Праздно» и «словие», то есть несение народу праздных слов или ненужных речей. Этот грех появился тогда, когда человек научился говорить.

По мнению схиигумена Саввы: «Это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего незначащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так… говорим, лишь бы что-нибудь сказать»

Что значит празднословие в православии

В православии этот термин имеет похожее значение. Это слова, которые не благочестивы. Они не способствуют исполнению воли Всевышнего. Если слова эти неверные и пустые, если приносят вред другим людям, духовный или физический, то это грех.

Лучше понять суть этого понятия в православии поможет история о блаженной Феодоре.

Блаженная Феодора — жена византийского императора-иконоборца, мать-регент императора Михаила. Она почитается в христианской, а именно православной церкви, за защиту иконопочитания. Кроме того, женщину восхваляли и за непосредственное восстановление истинной религии. Именно она вернула иконы в Византию в обход убеждений мужа.

Важно! В православной церкви днем почитания блаженной Феодоры является 24 февраля по новому стилю.

Женщина умерла, как и все она отправилась по дороге через мытарства к Богу. Перед тем как попасть в Рай, душа проходит через бесов, которые говорят о грехах человека, совершенных за его жизнь. Всего их 20, а первым является как раз празднословие. Феодора приблизилась к бесам. Там она слышала ужасный шум, гул и смех. Наконец, и сама блаженная предстала перед бесом. Он взял лист и стал громко читать грех празднословия женщины. Бес читал о частушках, беседах, пениях, глупом смехе.

Так можно легко понять, что же такое празднословие. Вообще одним из самых ценных качеств в истинном христианине считается именно умение молчать. Есть люди, которые имеют такую черту характера по своей природе. Есть же и те, кто специально молчат, чтобы не брать греха на душу. Здесь могут быть разные мотивы и разные цели, не стоит их путать.

Что же можно отнести к празднословию?

Все это религиозные специалисты называют пустословием. Также священнослужители относят к этому греху разного рода телевизионные программы. Те, в которых обсуждается то, что не существенно и не важно. Так, сюда можно отнести и программы, обличающие или открывающие личную жизнь человека. Священнослужители относят к этому греху и радиопередачи, слова комментатора во время спортивных игр или соревнований.

Важно! Грех празднословие присутствует в каждом православном человеке. Он же и вокруг нас.

Причины появления

Святые отцы говорят, что источник этого греха таится в самом человеке. А именно в его гордыне, тщеславии, бесстрашии перед Господом, в злой привычке. Наше желание соответствовать нынешнему обществу переступает границы дозволенного. Так, человек ради успеха в той или иной компании может наговорить на другого.

Простое дело — ради поддержания беседы, согласиться с неверными слухами, передать их дальше. А ведь никто и не задумывался, что так можно сломать кому-то жизнь. Человеческая гордыня, неспособность хранить молчание, все это приводит к греху празднословия.

К чему приводит празднословие?

Каждый может заметить, что все грехи цепляются друг за друга. Они связаны и неразрывны. Это можно легко доказать на примере празднословия и лжи. Одно вытекает из другого. Сегодня человек в невинной беседе передал слух, что слышал от знакомого. Он не знает, верна ли эта информация, но все же передает ее. Завтра же, этот человек создаст свой слух. Это уже станет настоящей ложью. А ведь вранье уже является смертным грехом. Оно противно Господу.

Празднословие имеет и другие последствия. Этот грех отравляет человеческую речь, а значит и культуру. То, что говорит человек — это то, о чем он думает. Именно речь отражает внутреннее состояние души, даже когда кажется, что это обман. Бесполезные разговоры уничтожают разум. Если встретятся два мыслителя, то их беседа будет полезной для ума и человечества, а значит и всеобщей культуры. Если же встретятся два глупца, то они только потеряют остатки разума.

Стоит сказать, что празднословие — это грех, который пронизывает все наше общество, все человечество. Порой люди даже не замечают того, что говорят. В беседе друг может легко обидеть друга словами, которые не имеют ничего общего с реальностью. В придачу к этому еще и покрыть ложью, нелепыми слухами другого, а через несколько секунд просто забыть.

С каждым днем, годом, десятилетием все ниже падает цена слова. Разве же это правильно? Всего несколько столетий назад, когда человек произносил фразу: «Я даю тебе честное слово», никто не сомневался в его чести и верности обещанию. Даже самым честным людям никто сейчас не верит. «Что мне твои клятвы и твои слова?» — с каждым днем все чаще звучит именно эта фраза. Вот к чему приводит празднословие — к разложению общества, в котором и без того, не так много верности и чести.

Важно! Священнослужители говорят, что слово было дано человеку не для того, чтобы он нес глупость народу, а чтобы нес волю Божию.

Как избавиться от греха

Если человек признает свой грех, то это уже пройдена половина пути к избавлению. Встает логичный вопрос. Как же избавиться от празднословия, ведь его порождает наш разговор? Приведем ниже несколько советов:

Святые отцы о празднословии

О грехе празднословия говорили священники во все времена и во всех народах. Именно этому греху посвящен отдельный псалом из Псалтыря.

Это интересно! Псалтырь — книга из Ветхого Завета. Она состоит из 150 псалмов или песен. Каждая из них несет в себе обращение к богу в разных формах. Есть жалобные, хвалебные, предсказывающие и другие. Псалтырь был переведен с еврейского языка. Самым известным писателем псалмов считается царь Иерусалима Давид.

Приведем несколько известных изречений известных людей о грехе празднословия:

Грех есть в каждом человеке. Не бывает безгрешных, об этом нам говорил еще сам Иисус. Святым же долгом человека является следование Божьим законам и заповедям. Людям нужно стремиться к избавлению от греха, а в первую очередь именно от празднословия. Не зря именно оно стоит первым в числе всех мытарств. Именно празднословие порождает другие, более тяжкие, а затем и смертные грехи.

Источник

Пустословие и доброе христианское общение: в чём разница?

Все мы время от вре­мени испы­ты­ваем потреб­ность выго­во­риться. Хорошо это или плохо? Не впа­дём ли мы в грех пусто­сло­вия, желая выска­заться сами и про­яв­ляя чут­кость к про­бле­мам ближ­него? Можно ли про­го­во­рить весь день, но серд­цем оста­ваться в молчании?

что такое пустословие в православии. Смотреть фото что такое пустословие в православии. Смотреть картинку что такое пустословие в православии. Картинка про что такое пустословие в православии. Фото что такое пустословие в православииЭтими и дру­гими важ­ными духов­ными вопро­сами зада­ётся архи­манд­рит Савва (Мажуко), раз­мыш­ляя на тему мно­го­сло­вия и пусто­сло­вия в эфире пере­дачи на канале Гомель­ского Свято-Николь­ского муж­ского монастыря.

И вот что гово­рит отец Савва:

«В моём пио­нер­ском дет­стве один из люби­мых филь­мов, кото­рый мы все обсуж­дали, назы­вался «Сва­дьба в Малиновке».

Клас­си­че­ский пер­со­наж этой кар­тины – Трындычиха.

«Трынд­чиху не пере­трын­ды­чить, не пере­вы­трын­ды­чить», – я сей­час даже не могу точно вос­про­из­ве­сти эти слова скороговорки.

В дра­ма­тур­гии, в лите­ра­туре, в кино очень часто встре­ча­ется пер­со­наж болт­ли­вой женщины.

Это настолько инте­ресно и уни­вер­сально, что фак­ти­че­ски в любой лите­ра­тур­ной тра­ди­ции вы най­дёте образ такой жен­щины, кото­рая пере­но­сит сплетни или очень много гово­рит: шум­ная, эмо­ци­о­наль­ная, насто­я­щий фон­тан слов.

что такое пустословие в православии. Смотреть фото что такое пустословие в православии. Смотреть картинку что такое пустословие в православии. Картинка про что такое пустословие в православии. Фото что такое пустословие в православии

И для нас этот образ явля­ется не только неко­то­рым милым вопло­ще­нием тех встреч или наблю­де­ний в нашей обыч­ной жизни, но ещё и духов­ной про­бле­мой. Почему?

Потому что в аске­ти­че­ской лите­ра­туре неод­но­кратно опи­сы­ва­ется, обли­ча­ется, или же каким-то обра­зом иссле­ду­ется грех, кото­рый назы­ва­ется длин­ным сло­вом «пусто­сло­вие».

Вот, каза­лось бы, для пусто­сло­вия, для такого греха мно­го­ре­чия, что ли, или мно­го­сло­вия, можно было найти слово поко­роче. Но мы не нашли. Поэтому мы поль­зу­емся этим словом.

Почему мы вообще гово­рим о некой про­блеме? Ну, висит чело­век на теле­фоне два часа и рас­ска­зы­вает о том, какие акции в сосед­нем мага­зине – что тут такого?

Для хри­сти­а­нина про­блема в том, что есть опре­де­лён­ные зада­ния, стан­дарт, кото­рому он дол­жен соот­вет­ство­вать, и когда ты в него как-то не втис­ки­ва­ешься, не можешь на него рав­няться, ты испы­ты­ва­ешь внут­рен­ний дискомфорт.

С одной сто­роны, ты видишь запо­ведь о том, что нужно мол­чать побольше – неко­то­рые упро­щают и гово­рят: «Молчи! Про­сто молчи и всё, меньше говори!»

С дру­гой сто­роны, ты видишь детей, роди­те­лей, род­ствен­ни­ков, подруг, дру­зей и сотруд­ни­ков, с кото­рыми как-то нужно ладить. А чтобы ладить с людьми, с ними нужно раз­го­ва­ри­вать, общаться.

Так может быть, это обще­ние и есть пусто­сло­вие? Вот здесь мы всту­паем на скольз­кий путь заблуж­де­ний, потому что отож­деств­лять веж­ли­вую речь – то, что англи­чане назы­вают «small talk»(смол-ток), то есть куль­тур­ную, при­ви­тую вос­пи­та­нием спо­соб­ность под­дер­жи­вать раз­го­вор, – отож­деств­лять этот смол-ток с пусто­сло­вием – боль­шая ошибка.

Это боль­шая ошибка, потому что для свя­тых отцов, кото­рые опи­сы­вали страсть пусто­сло­вия, это был тех­ни­че­ский тер­мин, вер­нее, поня­тие со своим кон­крет­ным объёмом.

То есть это неко­то­рый гре­хов­ный навык, кото­рый нужно дер­жать в узде именно потому, что он при­во­дит к расстройству.

Пусто­сло­вие опасно или гре­ховно не само по себе, а потому что спо­соб­ствует рас­колу между людьми.

Напри­мер, вы пере­несли чью-то новость, из-за этого пору­га­лась ваша подруга с мужем – вот в чём опас­ность пусто­сло­вия, а не в том, что вы много говорили.

В древ­нем Пате­рике есть такое извест­ное выра­же­ние: «неко­то­рые люди целый день гово­рят, но на самом деле целые сутки они в своём сердце про­вели в молчании».

То есть коли­че­ство слов не тож­де­ственно объ­ёму поня­тия пусто­сло­вия. Пусто­сло­вие – это то, что ведёт к рас­пре между людьми.

Если вы потра­тили 120 тысяч слов за час, чтобы при­ми­рить близ­ких, это уже не пустословие.

То есть мы, иссле­дуя это поня­тие, смот­рим на цель, кото­рую пре­сле­до­вали свя­тые отцы, говоря о вреде или же опи­сы­вая это осо­бое состояние.

Дело в том, что мы сей­час знаем о чело­ве­че­ской эмо­ци­о­наль­ной жизни гораздо больше, чем знали наши антич­ные или сред­не­ве­ко­вые отцы. Это совер­шенно нормально.

Пре­по­доб­ный Мак­сим Грек в одном из своих трак­та­тов пишет, что о стра­у­сах известно сле­ду­ю­щее: чтобы вылу­пился пте­нец из яйца, страус дол­жен сесть напро­тив яйца и при­стально на него смотреть.

что такое пустословие в православии. Смотреть фото что такое пустословие в православии. Смотреть картинку что такое пустословие в православии. Картинка про что такое пустословие в православии. Фото что такое пустословие в православии

Мы сей­час с вами пони­маем, что это совсем не так. Но выучен­ный в сред­не­ве­ко­вом учи­лище Мак­сим Грек при­нял те есте­ствен­но­на­уч­ные взгляды и зна­ния, кото­рые тогда были в ходу.

Сей­час мы знаем, что жен­щина (не люблю это слово, но его про­из­несу) – сред­не­ста­ти­сти­че­ская жен­щина в день про­из­но­сит 27 тысяч слов. Это пусто­сло­вие или многословие?

А муж­чина про­из­но­сит гораздо меньше, то есть на поря­док меньше, и ему не нужно много гово­рить, он как-то не испы­ты­вает в этом нужды.

Иссле­до­ва­тели гово­рят, что это есте­ствен­ная потреб­ность. И, кроме того, пре­ду­пре­ждают, что жен­щина не про­сто может гово­рить в сутки 27 тысяч слов – она должна про­из­не­сти эти слова, гово­рят умные пси­хо­логи, кото­рые деся­ти­ле­ти­ями рабо­тают со сво­ими паци­ен­тами. Поду­майте над этой фра­зой – что зна­чит «должна»?

Есть какая-то модаль­ность, тре­бо­ва­ния, кото­рые пред­пи­сы­вают гово­рить. Ока­зы­ва­ется, так устро­ена жен­ская пси­хика, что если жен­щина не выго­во­рится, воз­можны миро­вые скорби, то есть всё пой­дет пра­хом. Ей нужно выговориться.

Кстати, это каса­ется не только жен­щин. И у неко­то­рых муж­чин, и у детей бывает такая внут­рен­няя эмо­ци­о­наль­ная кон­сти­ту­ция. Так устроен чело­век – ему нужно выговориться.

Один муд­рый врач, кото­рый много деся­ти­ле­тий рабо­тал со сво­ими боль­ными и много наблю­дал, оста­вил инте­рес­ное заме­ча­ние по поводу этих наблю­де­ний. Он гово­рил, что если к вам при­шел паци­ент, если есть воз­мож­ность, приём паци­ента дол­жен длиться не меньше семи минут. Не меньше семи минут – почему? За это время паци­ент успе­вает выго­во­риться таким обра­зом, что ему сразу ста­но­вится легче.

Ока­зы­ва­ется, есть какой-то эмо­ци­о­наль­ный нагар, эмо­ци­о­наль­ная накипь, кото­рые мы сни­маем только в слове. И при этом – ещё раз под­черкну, – не нужно отож­деств­лять это с пустословием.

Пусто­сло­вие – это речь, кото­рая в резуль­тате при­во­дит к горю, умно­жает коли­че­ство боли в мире. Если вы речью под­дер­жи­ва­ете раз­го­вор или облег­ча­ете душу, это уже не пусто­сло­вие, и этого не надо бояться. Вот что нужно помнить.

То есть чело­век выго­во­рился, и ему сразу полег­чало. И я неод­но­кратно заме­чал в раз­го­воре, напри­мер, со своей мамой, что когда она начи­нает что-то гово­рить и жало­ваться – на жизнь, на малень­кую пен­сию, или на дру­гие какие-то про­блемы, – пер­вое время раньше, ещё в юно­сти, я пытался тут же на каж­дый аргу­мент при­ве­сти какое-то уте­ше­ние, как-то её поддержать.

С воз­рас­том я понял, что ино­гда нужно про­сто вни­ма­тельно выслу­шать чело­века, дать ему выго­во­риться – и он сам нахо­дит те точки, на кото­рые можно опе­реться, нахо­дит, чем уте­шиться, чтобы успо­ко­иться, всё при­нять. Он про­сто выговаривается.

И, может быть, этот же самый меха­низм при­сут­ствует и в наших испо­ве­дях. Кстати, именно поэтому испо­веди довольно часто пре­вра­ща­ются вме­сто вра­че­ва­ния в насто­я­щее пустословие.

Мы при­вя­зали при­ча­стие к испо­веди, и сей­час, чтобы чело­веку при­ча­ститься, ему обя­за­тельно нужно пойти на исповедь.

А гово­рить осо­бенно, напри­мер, нечего. И вме­сто того, чтобы дей­стви­тельно выго­во­риться, чело­век ими­ти­рует раз­го­вор, потому что гре­хов как-то не успел совер­шить (да и не хоте­лось), но для при­ли­чия нужно что-то говорить.

Так вот, это ими­та­ция, на самом деле, на грани про­фа­на­ции. И именно поэтому в гре­че­ской Церкви пошли дру­гим путём и уже давно раз­вели испо­ведь и причастие.

И чтобы испо­ве­до­ваться, пере­жить это как собы­тие, чело­век, напри­мер, раз в пол­года или в год или чаще, в месяц – по раз­ному бывает, – едет к сво­ему духов­нику, спо­койно, нето­роп­ливо вдум­чиво (не меньше семи минут!) испо­ве­ду­ется, выго­ва­ри­ва­ется, и молит­венно про­сит у Гос­пода про­ще­ния за свои грехи.

И это отде­лено от Таин­ства При­ча­стия, что как раз уби­рает ненуж­ную суету и то самое пусто­сло­вие, кото­рое часто при­во­дит к заме­ша­тель­ству, к смятению.

Потому что вот эта необ­хо­ди­мость гово­рить чело­века очень сильно напря­гает и нер­ви­рует. И может быть, мы со вре­ме­нем тоже пой­дём этим путём, хотя и рус­ская тра­ди­ция освя­щена своим сто­лет­ним опы­том. Видимо, каж­дая община должна идти своим путём.

И самое глав­ное: не путайте, дру­зья мои, пусто­сло­вие с потреб­но­стью выго­во­риться и необ­хо­ди­мо­стью – осо­бенно для взрос­лого, вос­пи­тан­ного, куль­тур­ного чело­века ладить с людьми, что невоз­можно без постав­лен­ного навыка общения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *