что такое пуруша и пракрити
Словарь йоги. Пуруша
П уруша — мужской аспект творения Вселенной. Это изначальное чистое сознание мироздания, которое созерцает женский аспект — Пракрити. Пуруша при взаимодействии с Пракрити и под воздействием гун начинает создавать материальную вселенную. Пуруша в своём изначальном состоянии находится вне влияния гун. Это состояние называется «Ниргуна».
«Пуруша» в переводе с санскрита означает ‘дух’. В «Йога-сутрах» Патанджали Пуруша представляется как изначальное чистое сознание живого существа, достижение которого и является целью йоги. В данном случае не совсем корректно говорить об обретении этого состояния как о достижении чего-либо. Изначальная природа живого существа это не то, чего можно достичь или чего достичь нельзя. Это изначальное состояние сознания уже присутствует в каждом, и лишь под влиянием гун и индивидуальной кармы каждого живого существа создаётся иллюзия Эго.
В главе первой Патанджали раскрывает суть йоги и описывает то, что происходит после того, как все Вритти ума устранены. Это описывается в сутре третьей первой главы. В переводе этой сутры версии Свами Вивекананды сказано: «В это время (в период сосредоточения) наблюдатель (Пуруша) пребывает в собственном (неизменённом) состоянии». Интересную трактовку этой сутры предлагает Кришнамачарья: «Тогда становится очевидной способность понимать объект полностью и правильно».
Если соотнести обе эти версии перевода, то можно прийти к выводу, что когда йог достигает изначального состояния сознания, он способен видеть реальность такой, какая она есть. В версии перевода этой сутры Свенссона сказано: «Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе». То есть познаёт своё истинное Я. Об отличии этого состояния от того, в каком пребывает живое существо, находясь в невежестве, написано в сутре 4 этой главы.
В версии перевода А. Бейли она звучит так: «До этого внутренний человек отождествлял себя со своими формами и их активными видоизменениями». Таким образом, до достижения состояния йоги, Пуруша отождествляет себя с накопленными самскарами и порождёнными ими Вритти ума.
О том, как взаимодействуют ум и Пуруша подробно описано в сутре 35 главы третьей. В версии перевода Кришнамачарьи она звучит так: «Разум, который изменяется, и Воспринимающий, который не изменяется, схожи, но имеют разный и различимый характер. Когда разум направлен вовне и машинально реагирует на объекты, возникает либо удовольствие, либо боль. Однако когда в определённый момент индивидуум начинает исследовать саму природу связи между Воспринимающим и восприятием, разум отсоединяется от внешних объектов, а тогда возрастает понимание самого Воспринимающего».
Таким образом, ум, обусловленный ранее накопленной кармой, вынужден реагировать на объекты с чувством либо привязанности, либо неприязни. И когда ум привязан к внешним объектам, привязанность или неприязнь возникают постоянно. Если же человек начинает отслеживать эти проекции, которые обусловленный самскарами ум накладывает на внешние объекты, только тогда проявляется природа Пуруши и возникает возможность обрести чистое восприятие, без проекций ума. В переводе этой сутры Е. Островской и В. Рудого сказано: «При размышлении о различении чистого сознания и интеллекта, которые совершенно различны, придёт понимание состояния безграничности».
Речь опять-таки о том, что после разотождествления Читты и Пуруши обретается состояние свободы от обусловленности материального мира, или так называемая «Кайвалья» — Освобождение.
О плодах этого состояния описанного в сутре 3.35 сказано далее, в сутре 36 этой же главы. В версии перевода А. Бейли сказано: «В результате этого опыта и медитации развиваются высшее слышание, осязание, зрение, вкус и обоняние, производя интуитивное знание». В данной сутре речь идёт о так называемых сиддхах — мистических сверхспособностях, которые зачастую обретают йоги по мере практики. Однако, это весьма опасные проявления и являются искушением на пути к Самадхи. Об этом сказано в сутре 37 этой же главы.
В версии перевода А.Бейли сказано: «Эти силы представляют препятствие к высшему духовному знанию, но служат магическими силами в вещественных мирах». Более подробно об обретаемых йогом сиддхах написано в последующих сутрах этой главы.
Таким образом, Пуруша — это дух, изначальное сознание Вселенной, которое также проявлено в каждом живом существе. Пуруша является наблюдателем, созерцающим, воспринимающим и так далее. Состояние йоги — связи с высшим, — основанное на однонаправленности ума, позволяет разотождествить Читту и Пурушу.
Об их различной природе сказано в версии перевода Свами Сатьянанды Сарасвати сутры 3.35: «Читта и Пуруша принципиально различны…». Но теоретического понимания этого недостаточно. Чтобы обрести это знание на практике, следует, как сказано в сутре 3.35, исследовать природу связи между Пурушей и самим восприятием. Это позволяет познать природу Пуруши и воспринимать окружающий мир без проекций ума, обусловленного накопленной кармой. Это состояние приводит к Самадхи в случае, если йог не соблазняется проявляющимися сиддхами.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.
Санкхья, брахманская философия
Для лучшего понимания Джйотиша невозможно обойтись без понимания философии Cанкхья. Предлагаю вспомнить основные предметы учения.
Санкхья (санскр. saṃkhyā – исчисление) – одна из шести ортодоксальных брахманских философских школ, основанная мудрецом Капилой в VII—VI вв. до н. э. Некоторые философы считают, что название школы отражает ее цель – правильное понимание реальности посредством перечисления элементов бытия от исходной причины до всего многообразия материальных объектов.
Санкхья в своём развитии прошла четыре периода от теистического до атеистического и обратно. Теистическая санкхья представлена в Махабхарате, Бхагавад Гите, Пуранах. Атеистическая – в буддизме, ньяя-вайшешике.
Метафизическая теория эволюции
Основополагающей мыслью в учении считается понятие о причине и следствии бытия, при этом и то и другое являются частью одной субстанции, проявленной или непроявленной. Ткань не является чем-то иным, чем нити. Глиняный горшок является по сути тем же самым, что и его материальная причина – глина. Следствие скрытым образом предсуществует в причине, для его проявления нужно внешнее воздействие. В зернышке кунжута уже содержится масло, но чтобы это масло получить, нужно надавить на него.
Признаются две исходные реальности – пракрити (материя) и пуруша (дух, высшее я).
Пуруша инертен, пассивен, неизменен, но обладает сознанием. Пракрити же активна, изменчива, она не имеет сознания, но имеет “руки” и “ноги”, является творческой энергией вселенной. Пракрити – единство противоположностей, первопричина всех материальных объектов. Пракрити состоит из трех гун, находящихся в равновесии. При соединении Пуруши и Пракрити возникает весь проявленный мир. Тригуна выходит из равновесия, начинается процесс дифференцирования, эволюции от тонкой материи к плотным первоэлементам.
Качества Пуруши
— Сат. Вечность, истина. Пуруша не поддается и не изменяется под влиянием времени.
— Чит. Чистое сознание, которое не меняется от соприкосновения с материей, не приобретает отпечатки и атрибуты.
— Ананда. Все время растущее блаженство, не имеющее ни начала, ни конца.
Качества Пракрити
Гуна – составной элемент, компонент материи, то, посредством чего работает материя. Гуна переводится как веревка, потому что связывает душу с миром.
— Саттва-гуна. Основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью. Представляет собой природу удовольствия. Объекты, обладающие этим элементом просветляют живое существо, приносят блаженство и счастье.
— Раджо-гуна. Основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением. Представляет собой крайности, будоражит чувства. В нашей жизни раджас является причиной всех страданий, так как заставляет наш ум следовать своим желаниям. Раджас помогает неактивным элементам – саттве и тамасу – выполнять свои функции.
Продукты эволюции
Итак, преследуя каждый свои цели (Пракрити стремиться быть признанной, а Пуруша – отличить себя от последней, познать себя и тем самым достигнуть освобождения), Пракрити и Пуруша соединяются, нарушая равновесия гун. В бесконечных недрах пракрити начинается волнение, каждая из гун пытается установить господство над другими, и так, в процессе дифференцировки, соединения гун друг с другом в различных соотношениях, создается все разнообразие материальных объектов. Эволюция совершается следующим образом в порядке возникновения:
— Буддхи или Махат. Вселенский разум, чистая потенция, в котором ещё отсутствуют субъектно-объектные отношения. Его задача проявлять себя. Занимается дифференциацией и принятием решений на уровне макро и микро космоса. Будучи принадлженостью индивида, буддхи является интеллектом. Интеллект возникает из преобладания в пракрити элемента саттва. Его естественной задачей является осознавания себя и принятие решений по поводу объектов. Саттвичный интеллект обладает познанием, добродетелью, отрешенностью и превосходством. Если интеллект затронут тамо-гуной, приобретает такие атрибуты, как порок, привязанность, несовершенство, неведение. Пуруша выходит за пределы всех материальных качеств, поэтому буддхи отличается от Пуруши, но ближе всего стоит к “Я”, он отражает сознание “Я” таким образом, что сам становиться разумным, позволяя “Я” отличить себя от Пракрити.
— Ахамкара – эго. Отождествление, формирование понятий “я” и “мое”. За счет такого отождествления “Я” начинает мыслить себя причиной действий, думает, что имеет те или иные качества. Происходит заинтересованность субъекта в объектах, которые теперь мысляться как “мои”.
В аханкаре перобладает одна из гун. Из саттва-аханкары возникают 11 органов чувств (кармендрии, джянендрии и манас). Из тамас-аханкары возникают танматры – тонкие первоэлементы. Раджас-ахамкара обеспечивает их энергией, необходимой для трансформации.
— Манас – психика, ум. Мозг – центральный огран нервно-психичекой деятельности, который контролирует функцию органов чувств и двигательных органов. Манас воспринимает разнородные данные, которые поставляют органы чувств, интерпретируя неопределенные впечатления в ясные и четкие. Манас воспринимает и телесные чувства и себя самого.
Манас, ахамкара и буддхи образуют три “внутренних органа” и перерабатывают впечатления прошлого, настоящего и будущего.
— Танматры – тонкие элементы, родовые сущности. Их невозможно почувствовать обычным восприятием. Звук (шабда), осязание (спарша), форма (рупа), запах (гандха), вкус (раса).
— Махабхута – первоэлементы, грубые элементы. Из тонких элементов образуются 5 первоэлементов, необходимых для вторичной эволюции, постоянной смены, возникновения, распада и пребывания. Изсущности звука возникает эфир (акаша), обладающее качеством звука. Из сущности осязания в сочетании со звуком возникает ветер (вайю), обладающий качествами звука и осязания. Из сущности формы, осязания и звука возникает огонь (теджас), обладающий соответствующими качетвами. Из сущности вкуса, формы, осязания и звука возникает вода (джала или апа). Из сущности запаха, вкуса, формы, осязания и звука возникает земля (притхиви).
— Кармендрия – активно действующие чувства. 5 действующих органов дают возможность говорить, схватывать, ходить, выделять и размножаться.
— Джнянендрия – воспринимающие чувства. 5 органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) воспринимают слышимое, осязаемое, видимое, вкусы и запахи.
Вселенная связана с миром многих “Я”– свидетелей ее существования, она не существует независимо ни от чего. Мир не является ни танцем слепых атомов, ни полем применения слепых механических сил, производящих его без всякой цели: мир служит самым важным целям моральной, или, лучше сказать, духовной, жизни. Если дух является реальностью, то должно быть надлежащее соответствие между моральными достоинствами и радостями или печалями, испытываемыми в жизни. Согласно философии санкхья, превращение Пракрити в мир объектов предоставляет духу возможность наслаждаться или страдать в соответствии с его достоинствами или недостатками. Но конечной целью эволюции Пракрити является сосвобождение (мокша) “Я”. Именно в полной моральных испытаний жизни, в развивающейся вселенной “Я” осознает свою истинную природу.
Возвращение к Пуруше
Наша жизнь переплетена двойственностью. Мы все стремимся к удовольствиям и всячески стараемся избежать страданий. Но все наши кратковременные периоды счастья и наслаждения конечны, и приносят только временное облегчение. Тем, кому удалось избежать все виды страданий (страдания, получаемы от телесных и душевных болезней, от людей, зверей и стихии, от духов и привидений), не устоят перед старостью и смертью. Следует отказаться от бесконечного поиска наслаждений и выбрать менее привлекательную вначале, но более разумную и оправдывающую себя в последствии цель – освободиться от страданий. Главная цель – это муки, освобождения.
Глава 7 Пуруша и Пракрити
Глава 7 Пуруша и Пракрити
Майя испытывает бесконечную любовь и тяготение к Душе, или Пуруше. Она всегда стремится достичь Бога и слиться с Ним. Такое же вечное стремление к Богу заложено и в самом Творении. Поэтому в Пуранах часто встречается изречение, что Пуруша привязал себя к миру. Живя в мире материальных форм, среди бесконечного разнообразия человеческих личностей, мужчин и женщин, вы не должны забывать, что все это разнообразие существует только в пределах Пракрити. Когда дело касается Пуруши, таких различий быть не может.
Я хочу продемонстрировать на маленьком примере всю глубину нашего неведения по отношению к окружающей действительности. У слепого человека родился ребенок, но ему никогда не суждено увидеть свое дитя собственными глазами. Однако это не мешает отцу делать все возможное, чтобы ребенок был счастлив, так как он убежден, что это «его»ребенок. Мы подобны слепцам в своей уверенности, что сами создаем себе подобных и своими руками «творим» природу и материальный мир. Хотя мы не способны увидеть Пракрити в истинном свете, мы развиваем к ней привязанность подобно слепому, который, хотя и не способен увидеть ребенка и узнать его, называет его «своим».
В Индии издревле существуют восемь путей, помогающих человеку утвердиться в знании Божественного. Первый путь связан с шабдой, или звуком, второй путь имеет основой движение и особые позы и жесты; третий путь использует излучение, сияющий свет и т.д. Эта восьмеричная система, включающая разные методы духовной, умственной и физической тренировки, получила название Аштанга йога и была создана, чтобы облегчить человеку путь к Богу. Ее отдельные части называются: яма, нияма, асана и т.д., и все они связаны с различными видами практик.
Пуруша и Пракрити
Добрый день, уважаемые читатели. Мир и тело, в которых мы живём, являются двойственными. Добро и зло, свет и тьма, любовь и ненависть, материя и дух — в таких категория мыслит двойственный ум. У человеческого тела два глаза, два уха, две ноздри, две руки и даже два языка (включая язычок). Почему мы не задумываемся о причине, а принимаем двойственность как должное? Поговорим об этом с точки зрения Санкхьи — восточной философии дуализма.
Пуруша-сукта
В гимне Ригведы Пуруша-сукта говорится о космическом человеке, которому принадлежат все части живых существ во вселенной. Он видит через все глаза и говорит всеми языками. Размер Пуруши (космического человека) превосходит землю. Пуруша (мужская часть) и Вирадж (женская часть) являются переходящими друг в друга частями одного целого. В Пуруша-сукта описывается жертвоприношение, объектом и жертвователем которого является сам Пуруша.
Гуны
Гуны это обуславливающие начала материальной природы. Гуна в переводе означает верёвка. Существует три гуны: тамас — сопротивление и невежество (ниямана), раджас — действие (правритти) и саттва — проявление (пракаша).
Для изготовления верёвки берутся три нити и скручиваются между собой. Затем три таких скрученных верёвки из трёх нитей в каждой скручиваются между собой. И так далее, пока не получится толстая верёвка. Подобным образом действуют гуны. Они сплетают сложную верёвку и связывают Пурушу в Пракрити.
Для развязывания верёвки применяется следующий метод. Сначала раджасом преодолевается тамас, а затем раджас растворяется в саттве.
Пуруша и Пракрити
Пуруша и Пракрити являются фундаментальными понятиями философии Санкхьи. Они описываются неразлучными безногим Пурушей, сидящим на шее у слепой Пракрити.
Отсутствие ног у Пуруши символизирует отсутствие у него природы деятельности. Он наблюдатель Пракрити. Слепота Пракрити символизирует её иллюзорную природу и невозможность действия без Пуруши.
Соприкосновение Пуруши и Пракрити иногда рассматривают, как союз между пользующимся и доставляющим наслаждение и страдание.
С позиции Санкьи, причина и следствие рассматриваются, как части одного целого, пребывающего в проявленном и не проявленном состоянии. Санкхья определяет две первопричинные реальности: Пракрити (материальная первопричина) и Пуруша (Высшее «Я», сознание, дух).
Когда Пуруша разъединён с Пракрити, соблюдается равновесие гун. При соприкосновении Пуруши с Пракрити равновесие гун нарушается. Пуруша наблюдает в Пракрити волнение: гуны образуют мир объектов разнообразием комбинаций и пропорций.
Первым, что наблюдает Пуруша, это махат (великое) — основа всего материального и буддхи — тонкая субстанция умственных процессов, интеллект, осознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает ахамкара (эго). В зависимости от «рисунка» гун из ахамкары возникают пять органов восприятия, пять органов действия, манас, пять танматр (тонких элементов, потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают пять материальных элементов: акаша (эфир, пространство), воздух, огонь, вода, земля.
Пуруша, увлечённый объектной игрой Пракрити, находится в состоянии иллюзорной связанности, приносящей страдание. В момент, когда Пуруша разъединяется с Пракрити, происходит его «освобождение».
Неразличение и иллюзия
До момента эволюции Пракрити в махат, существует только неразличение, которое вызывает соприкосновение между Пурушей и Пракрити. Соприкосновение происходит до момента, когда Пуруша обнаружит своё отличие от постоянно свертывающегося и развертывающегося мира Пракрити. Соприкосновение между Пурушей и Пракрити нереально, поскольку во-первых, оно распадается при возникновении истинного познания, во-вторых, оно не производит новых качеств и свойств в Пуруше.
Освобождение
Освобождение есть избавление от страданий, а не уход от бытия. То есть, существование продолжается, но меняется его качество. С прекращением игры Пракрити её развитие свёртывается к изначальному состоянию.
Освобождение подразумевает прекращение Пурушей созерцания бездеятельной Пракрити и в тоже время созерцание не прекращается. Освобождённые Пуруши становятся провидцами без провидения, зеркалами без отражения. Свобода подразумевает вневременное блаженство чистого сознания в бескрайней пустоте от пребывания в отделённости от «загрязнений» Пракрити.
Сарвепалли Радхакришнан
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Том II
Глава четвертая
СИСТЕМА САНКХЬЯ
XI. ПУРУША И ПРАКРИТИ
Пракрити как бы захватывает пуруши в свои сети. Ни одна причина не объясняет первоначальную запутанность вечных душ, когда-то свободных и существовавших в такой же вечной пракрити. Отмечается только факт, что пуруши попались в сети, очевидно, против своего желания. Это было вызвано неразличением, которое не имеет начала. Если бы оно имело начало, то для него души были бы свободны, а потом порабощены. Это означало бы порабощение освобожденных.
203 S. P. S., II. 1; III. 58.
204 S. К., 56. Взгляд санкхьи на пракрити отличается от взгляда на природу Хаксли в его «Romanes Lecture» или в строках Харди:
. Океан безумия,
Имеющий силу строить и равнять,
Но неспособный управлять.
Автомат,
Не сознающий наши боли.
206 S. P. S., Vrtti, II. 1.
208 Всякая система конструктивной эволюционной философии нуждается в организующем принципе, низусе или элане. Александер, который в основание конструкции кладет определенный вид пространства-времени, делает время наиболее важным фактором. Гобхауз в своем предисловии ко второму изданию книги «Mind in Evolution» предупреждает; что разум в известной форме является ведущей силой эволюции. Ллойд Морган в своей «Emergent Evolution» передает эту функцию богу.
209 S. К., 57; S. P. S., I. 96.
211 S. P. S., Vrtti. II. 1.
212 S. К., 61; S. P. S., III. 70.
217 S. P. В., I. 19. Виджнянабхикшу оспаривает это на том основании, что если данное отношение является вечным, то оно не может исчерпаться от познания, а если оно не вечно, то его можно называть также соединением (саньйогой).