что такое публичное выступление определение

Публичные выступления. Что? Как? Зачем?

Доброго времени суток, хабролюди!

Ценность умения публично выступать сложно переоценить, но многие обходят сторонной вопросы ораторского искусства. А потом удивляются, почему их не слушают, а если и слушают, то не заинтересовываются темой. Если вам хочется научиться общаться с аудиторией, если вы хотите узнать немного больше об ораторском искусстве, то добро пожаловать под кат.

Прежде чем начать изучать что-то нужно попытать структуировать это «что-то».
Итак, начнем с простого вопроса: на какие части делится публичное выступление?
a) Вступление
b) Основная часть
c) Заключение
И все? Вы ничего не забыли. Правильно! Одной из самых важных стадий публичного выступления является d) Подготовка. Пройдемся в хронологическом порядке по каждой из составных частей публичного выступления.

1. Подготовка.
а) Во время подготовки к публичному выступлению нужно уделить огромное внимание внешнему виду. Вы должны быть опрятно одеты, гладко выбриты и т.д. Помните, внимание аудитории должно быть направлено на вас и слушателям должно быть приятно на вас смотреть.
б) Проанализируйте аудиторию! Выступление перед академиками и детсадовцами не может быть одинаковым. Акцентируйте внимание на той части вашего доклада, которая интересна именно вашей аудитории.
Пример: презентуя ваш проект перед инвесторами стоит обратить внимание на финансовую сторону. Презентуя его же перед учеными/экспертами стоит показать именно научную, идейную составляющую (финансовая сторона им безразлична) Банальное наблюдение! Но удивительно как много молодых стартаперов, поступают неверно.
в) Подготовить материалы к своему выступлению. Это может быть презентация, веселые картинки, раздаточные материалы. Не хочется сейчас затрагивать тему составления презентации, заслуживающую отдельной статьи. Скажу лишь одно, слайды вашей презентации должны содержать минимальное количество текста.
г) Отрепетировать выступление. Со временем вам нужно будет все меньше и меньше времени на репетиции. Но сначала нужно тщательно отрабатывать ваши выступления перед зеркалом, друзьями, домашними животными.
д) Настроиться на выступление. У многих сохранилось тяжелое отношение к выступлениям. Помните, как в школьные годы вы не хотели, чтобы вас вызвали к доске? Помните, как хотелось “пережить” свое выступление на научной конференции? Самым важным аспектом успешного выступления является самонастройка. Получите удовольствие от выступления! (чем бы вы не занимались, если вы не будете получать удовольствие от этого достичь высоких результатов невозможно).

2. Вступление
Очень важно запомниться, привлечь внимание аудитории. Сделайте что-нибудь необычное в начале выступления. Постарайтесь удивить их.

что такое публичное выступление определение. Смотреть фото что такое публичное выступление определение. Смотреть картинку что такое публичное выступление определение. Картинка про что такое публичное выступление определение. Фото что такое публичное выступление определение
Отличный пример привлечения внимания. Реклама сети закусочных «SubWay».

Про что нужно говорить во вступлении?
Во-первых, очень важно представится. Многие сразу переходят к делу – не надо! Скажите пару слов о себе. Только коротко. Объясните аудитории, почему именно вы: почему вы лучший в этой области, почему они должны вам верить.
Дальше есть несколько вариантов:
a) Анонс. Введите слушателей в курс дела. Кратко. Почему проблема актуальна именно сейчас? Можно наметить краткий план дальнейшего повествования.
b) Благодарность. Поблагодарите людей, из-за которых вы попали на эту лекцию. Поблагодарите аудиторию.
с) Комплимент. Похвалите слушателей. Скажите, что такой интересной аудитории у вас еще не было. Скажите, что давно хотели прочитать лекцию для таких умных людей. Вариантов море!
d) История. Расскажите поучительную историю. Эта история должна продемонстрировать слушателям важность вашего выступления. (вообще использование разных историй / собственного опыта – одно из важнейших отличий успешного оратора от новичка)
e) Взаимодействие с аудиторией. Это может быть голосование, игра или что-нибудь еще. (Вообще мне нравится, когда оратор активно взаимодействует со своей аудиторией с начала до конца выступления)
… Варианты могут быть самыми разными, проявите фантазию или комбинируйте приведенные выше.
Помните: вступление – это первое впечатление об ораторе, а произвести хорошее первое впечатление крайне важно.

3. Основная часть.
Здесь вы должны ярко раскрыть тему. Общие рекомендации дать сложно. Постарайтесь организовать взаимодействие со слушателями. Помните: лекция – устаревший формат. Голосования, опросы, игры с аудиторией придадут Вашей лекции шарм.
Про конкретные приемы, я напишу ниже. Очень важно грамотно разделить ваше выступление на части. Каждая часть должна представлять собой логически законченный фрагмент. Так он запомнится слушателям.

Итак, со структурой публичного выступления разобрались, а это уже половина пути к успеху. Теперь разберем некоторые типичные приемы, отметим на что важно обратить во время публичного выступления.

1. Жесты, мимика.
В первую очередь жесты и мимика должны соответствовать вашим словам.(называется это очень умным словом конгруэнтность).
Ни в коем случае не планируйте ваши жесты заранее (это добавит неестевственность, которой нужно избегать во время публичного выступления).
Жесты должны быть открытыми, покажите, что вы активны, заинтересованы в том, что говорите. Думаю после просмотра фильма про Стива Джобса приложенного ниже у вас не останется вопросов по этой части.

2. Интонация, голос.
Научитесь играть голосом. Если хотите, чтобы что-то запомнилось слушателям говорите чуть ниже. Хотите высмеять что-то? Говорите повыше.
Упражнение.
Читайте стихи. То высоким голосом, то низким. То быстро, то медленно. А теперь верх мастерства: начинайте медленно и низко и постепенно до конца стихотворения ускоряйтесь и делайте голос выше. Это поможет вам научиться управлять интонацией и голосом.

3. Личные истории.
Подкрепляя сказанное историями из личного опыта, вы сильно увеличиваете вес ваших слов. Поэтому, подготовьте истории по вашей тематике. Короткие, интересные, запоминающиеся.

4. Эксперименты.
Помните, публичное выступление – творческий процесс. Поэтому ищите новые форматы, пробуйте что-то оригинальное. Не бойтесь выглядеть глупо. (для последнего нужно очень постараться уж поверьте)

Теперь хочется рассказать о том, как следует учиться выступать публично.
1. Выступать
Что нужно делать, чтобы хорошо бегать? Правильно, бегать! А что нужно делать, чтобы хорошо выступать. Выступайте, выступайте ище раз выступайте. Перед друзьями, на конференциях, в университе и т.д. Предоставился случай выступить? Не упускайте его.

2. Учиться у мастеров.
Смотрите записи, ходите на мастер-классы и выступления, анализируйте их речь и жесты. У каждого из великих ораторов можно что-то постичь и тем самым улучшить свои навыки.
Учиться нужно у
a)Радислав Гандапас – если, кто-то не знает, самый крутой Российский бизнес-тренер. Специализируется на публичных выступлениях, лидерстве и т.п. Он великолепен. Также он написал хорошие книги по ораторскому искусству, которые вы можете приобрести. Все подробности на сайте www.radislavgandapas.com.

b) Стив Джобс. В представлении не нуждается.

c) Барак Обама. (из всех политических деятелей особенно хочется выделить Барака Обаму. Он великолепно выступает. Думаю, навыки у него появились еще в университетские годы, когда он активно занимался дебатами).

d) Известные политики. (без умения публично выступать невозможно стать успешным на политической арене)

3. Ходить на собрания людей, которые занимаются публичными выступлениями.
Если поищите, то скорее всего найдете такие у себя в городе. Если нет, организуйте сами! Выступайте там, смотрите выступления других людей. Подходите к ним с критикой. Таким образом вы получите крайне полезный для вас опыт.

И на десерт, обещанное видео про Стива Джобса.

Мне будет очень интересно прочитать ваши отзывы о статье в комментариях или личных сообщениях.

Выступайте, получайте удовольствие от выступлений и будьте счастливы!

Источник

Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать

что такое публичное выступление определение. Смотреть фото что такое публичное выступление определение. Смотреть картинку что такое публичное выступление определение. Картинка про что такое публичное выступление определение. Фото что такое публичное выступление определение

Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое ораторское искусство

Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.

Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.

что такое публичное выступление определение. Смотреть фото что такое публичное выступление определение. Смотреть картинку что такое публичное выступление определение. Картинка про что такое публичное выступление определение. Фото что такое публичное выступление определение

Почему важно развивать ораторское искусство

Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.

считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».

Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:

«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.

Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

что такое публичное выступление определение. Смотреть фото что такое публичное выступление определение. Смотреть картинку что такое публичное выступление определение. Картинка про что такое публичное выступление определение. Фото что такое публичное выступление определение

Как развить ораторское искусство

«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».

Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».

Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.

что такое публичное выступление определение. Смотреть фото что такое публичное выступление определение. Смотреть картинку что такое публичное выступление определение. Картинка про что такое публичное выступление определение. Фото что такое публичное выступление определение

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

что такое публичное выступление определение. Смотреть фото что такое публичное выступление определение. Смотреть картинку что такое публичное выступление определение. Картинка про что такое публичное выступление определение. Фото что такое публичное выступление определение

Практические упражнения

Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.

Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.

Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».

Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.

Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.

Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.

Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.

Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.

Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.

Источник

Риторика: Практикум

2.1. Структура и сущность публичных выступлений

Публичное выступление — официальное выступление оратора (в основном монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

Официальное выступление — выступление, которое заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения — кто он по профессии, должности, откуда и т.д.

Что значит достаточно большая аудитория? Обычно считают, что аудитория публичного выступления начинается с 10–12 человек, а если их меньше, то будет иметь место скорее беседа с группой, чем публичное выступление. Самая лучшая для оратора по размеру аудитория — 25–30 человек.

Что значит организованная аудитория? Это значит, что они пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, примерную продолжительность его выступления, располагают временем его слушать и готовы это делать.

Схема 2. Виды публичных выступлений по цели

что такое публичное выступление определение. Смотреть фото что такое публичное выступление определение. Смотреть картинку что такое публичное выступление определение. Картинка про что такое публичное выступление определение. Фото что такое публичное выступление определение

Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступ­лений :

► сообщить некоторую информацию. Такая речь называется информационной. Этот вид речи обращен главным образом к разуму слушающих. Содержание речи в большинстве случаев подается без оценки; говорящий стремится четко различить свое и чужое мнение. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоего явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям;

► соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, со­блюсти этикет. В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выст уплении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека, организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.;

► развлечь собравшихся. В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.;

► убедить. Убеждающая речь — самый важный вид речи в профессиональной, деловой, политической и социальной сферах. Этот вид речи применяется в тех случаях, когда перед говорящим стоит задача укрепить или изменить мнение слушателей или побудить их выполнить какое-либо действие. Типичные случаи убеждающих выступлений — выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

Схема 3. Виды публичных выступлений по форме

что такое публичное выступление определение. Смотреть фото что такое публичное выступление определение. Смотреть картинку что такое публичное выступление определение. Картинка про что такое публичное выступление определение. Фото что такое публичное выступление определение

Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему.

Доклады делаются обычно на серьезные, научные, производственные, политические темы. По времени доклады могут длиться от ­10–15 минут до двух-трех часов (например, доклады правительства).

Сообщение — небольшое по времени (5–10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема; это маленький доклад на частную тему.

Каждое сообщение посвящено частному аспекту какой-либо проблемы. Сообщения готовятся заранее, их надо продумать, почитать литературу.

Выступление — краткое, обычно подготовленное сообщение при
обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса.

Выступления всегда кратки — 3–5 минут, тема выступления может быть выбрана человеком заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импро­визационное выступление).

Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом.

Лекции используются в учебной обстановке — в школе, в вузе, научно-популярные лекции на те или иные темы читаются для широкого круга слушающих. В лекции обязательно должны быть выделены отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20–30 минут до часа-полутора (вузовская лекция).

Беседа — развернутый, подготовленный (то есть заранее продуманный оратором) диалог со слушателями.

Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая — не более 30 человек, когда слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.

Требования, предъявляемые к публичному выступлению.

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки, но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления — правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них.

1. Р ешительное начало выступления.

3. Сдержанная эмоциональность.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, — такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

3. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Нель­зя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе, который при рассказе об А. Македонском так разошелся, что сломал стул: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?» В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость. Выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известной поговорке «Коротко и ясно» : смысл ее в том, что если коротко, то, следовательно, и ясно.

Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться во время. Нужно учиться говорить коротко.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну американский Франклин Делано Рузвельт. Объясняя сыну, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, краток, садись».

5. Диалогичность. Выступление должно представлять как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен отвечать на вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы. Эти вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще — это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно — не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это — завершение вашего выступления.

Способы подготовки к публичному выступлению. Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению (см. схему 4).

Схема 4. Способы подготовки к публичному выступлению

что такое публичное выступление определение. Смотреть фото что такое публичное выступление определение. Смотреть картинку что такое публичное выступление определение. Картинка про что такое публичное выступление определение. Фото что такое публичное выступление определение

1. Экспромт — выступление без подготовки. Экспромт применяется тогда, когда у кого-то возникает необходимость произнести речь совершенно спонтанно, то есть без предварительной подготовки.

2. План-конспект выступления — заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Такой способ подготовки имеет следующие преимущества: во-первых, вы ничего не забудете, потому что все мысли, которые вы хотите донести до аудитории, записаны в виде логической последовательности; во-вторых, окончательный вариант текста формируется спонтанно, что звучит гораздо убедительнее, чем предварительная речь, которую зачитывают вслух; в-третьих, содержание выступления гораздо легче адаптировать к ситуации (например, в зависимости от реакции слушателей вы можете по-другому расставить акценты); в-четвертых, при необходимости речь можно без проблем сократить.

Правила по оформлению плана-конспекта.

1. Размер. Предпочтителен список кратких тезисов на листе бумаги размером с почтовую карточку или около того. Бумага должна быть достаточно плотной и не должна давать бликов.

2. На каждой карточке должно быть не более одной-двух главных мыслей. Большое количество тезисов, во-первых, затрудняет чтение, ­во-вторых, после завершения работы над рукописью не останется места для пометок и дополнений.

3. Писать нужно крупно и разборчиво. Во время доклада выступающий, мельком взглянув на подготовленный текст, должен максимально быстро найти глазами следующий пункт и сразу же восстановить зрительный контакт с аудиторией. Это становится возможным только в тех случаях, когда слова написаны достаточно крупно и отчетливо. Кроме того, на листе бумаги не должно быть ничего лишнего.

4. Писать следует только на одной стороне листа. Карточки, на которых текст написан только с одной стороны, не следует переворачивать. Уже использованные карточки рекомендуется каждый раз класть вниз стопки, так чтобы порядок всегда оставался одним и тем же. Тогда в случае необходимости будет легче вернуться к нужной карточке.

5. Сквозная нумерация, то есть нумеровать карточки следует по порядку. Если возникнет необходимость присоединить к уже пронумерованным карточкам новые, их можно обозначить буквами «а», «б» и т.д. с указанием предшествующей страницы.

6. Режиссерские указания. Они дают уверенность, что в процессе выступления вы не забудете обратить внимание на все важные моменты. Примеры: 1) «задать вопросы участникам»; 2) «не забыть положить пленку на проектор»; 3) помечать разными цветами важные мысли, которые вы хотели бы выделить во время выступления.

7. Указание времени помогает соблюсти регламент.

8. Имена, цифры и цитаты записывайте полностью, так как в этом случае опасность оговориться становится гораздо меньше.

9. Первое предложение следует записывать полностью. Так как в начале выступления напряжение всегда особенно велико, то даже знания того, что первое предложение полностью записано в вашем конспекте, как правило, бывает достаточно, чтобы произнести его, не подглядывая. В крайнем случае можно прочитать первое предложение, это поможет преодолеть начальный барьер и почувствовать себя уверенней.

3. Текст выступления — готовится полный текст, который в процессе выступления полностью зачитывается. Зачитывать текст целиком рекомендуется только в исключительных случаях:

► когда требуется особая точность формулировок (например, в научном докладе);

► когда кому-то приходится зачитывать чужой доклад (например, если выступающий заболел);

► если этот доклад уже был представлен ранее и важно в точности воспроизвести его в исходной форме.

Некоторым ораторам кажется, что имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. Но полный текст сильно ограничивает. В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, без нарушения целостности и последовательности речи.

Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь.

Правила для оформления текста выступления.

1. Использовать бумагу формата А4, без бликов.

2. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией.

3. Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением.

4. Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво.

5. Нумеровать листы по порядку.

6. Применять режиссерские указания.

4. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать.

Естественно, возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71].

Структура публичного выступления

1. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям (это первый шанс установить контакт с аудиторией), оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части.

3. Заключение. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1) подводится итог, 2) кратко формулируются основные положения, 3) приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4) подчеркивается значимость сделанных выводов, 5) ставятся новые задачи, 6) выражаются пожелания или надежды, 7) формулируется призыв.

Также очень важно соблюдать пропорцию этих частей: введение — 10–15 %, основная часть — 75–85%, заключение — 5–10% [42].

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности.

Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Композиция (от лат. compositio ) — составление, сочинение.

1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей.

2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу.

3. Теория сочинения музыкальных произведений.

4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (спец.) ( Ожегов С. И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993).

Композиция речи (в теории ораторского искусства) — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

План — взаимное расположение частей, краткая программа ­какого-нибудь изложения.

Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе.

Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.

После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план.

Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать.

Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т.д. Это помогает устра­нить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, т.к. он постоянно уточняется, сокращается или расширяется.

Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей.

Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т.п. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно.

Простой план состоит из нескольких пунктов, относящихся к основ­ной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, т.е. вступление и заключение, должны быть в центре внимания.

Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыс­лить высказанное положение. Эффективный прием — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей.

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий.

Каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

В заключении повторите основную мысль, ради которой произносится речь, суммируйте наиболее важные положения, подведите итоги сказанного.

Особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова привлекают внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но по­степенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.

Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.

Важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом. Это принцип экономии.

Задача оратора — умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Также при подготовке речи оратору рекомендуется использовать различные методы изложения материала:

1) индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях;

2) дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера;

3) метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию;

4) концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

5) ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;

6) исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Классический образец речи-рассуждения (хрия).

Владение структурой рассуждения необходимо для оратора-полити­ка и оратора судебного. Это — фундамент искусства полемики, дискуссии, спора, интересной и содержательной беседы. Научная лекция и статья также строятся по классической риторической схеме речи-рассуждения.

Хрия (русская риторика) — рассуждение.

Хрия может быть строгая (прямая) или искусственная (обратная).

Строгая (прямая) хрия — хрия, содержание которой располагается в восьми последователь­ных частях.

Будем называть их так, как они названы у Ломоносова. Берем тему: « Корень учения горек, но плоды его сладки »; те­перь это ТЕЗИС, справедливость которого мы должны доказать.

Часть I. П р и с т у п, в котором «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» ( Ло­моносов ): Пример:

«Изречение это (см. название темы), во­шедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом».

Часть II. Парафразис (греч. описание ), или экспозиция (лат. описание ) — «изъяснение темы через распространение» (Ломоносов). При­мер:

«Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества».

Часть III. Причина: в этой части «присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина» ( Ломо­носов ). Причин может указываться несколько. Они должны использоваться для доказательства тезиса-темы. Примеры.

«I. Корень, то есть начало умения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что:

1) способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память — крепко и прочно удерживать препода­ваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внима­ние на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен;

2) учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большей частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении не­ослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжитель­ных упражнений;

3) учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и от­носится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением.

Переход: Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедит­ся, что:

II. Плоды, т.е. последствия учения, приятны, ибо:

1) знания, умение, образование сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его круго­зор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу;

2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве».

Часть IV. Противное: «что предложенному в теме противно» ( Ломоносов ). Пример:

«Кто не хочет подвергаться ограниче­ниям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд». Эта часть как бы продолжает слова: «Если это не так (тезис неверен), то. ».

Часть V. П о д о б и е, «которым изъясняет­ся и подтверждается тема» (Ломоносов). Пример:

«Посмотрите на земле­дельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радо­стью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды обра­зования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия».

Часть VI. Пример: здесь приводится подтвер­ждающий пример из истории. Пример:

«Примеров из того, какими последст­виями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории нахо­дим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!»

Часть VII.Свидетельство: используем «мнение или учение древних Авторов» (Ломоносов), но также и любые другие свидетельства во всем их многообразии. Пример:

«То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно». «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (Пушкин).

Часть VIII. Итак, наконец, Заключение — «крат­кое увещевательное заключение всего слова» (Ломоносов). Пример:

«О вы, которых ожидает Отечество от недр своих [. Дерзайте, ныне ободренны, раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разу­мом Невтонов (Newton — Ньютон) Российская земля рождать!» (Ломоносов).

Схема хрии может быть более свободной: слегка меняется последо­вательность ее частей, некоторые из них могут быть вообще опущены.

Искусственная хрия. Особенности ее структуры и использования. С хема строгой хрии (см. выше) всегда требует того, чтобы форму­лировка и разъяснение самой темы (тезиса, предложения) предшествовали всевозможным следствиям или частным выводам из тезиса. Значит, эта схема предполагает рассуждение от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду. Это способы рассуждения дедуктивный и аналитический. Однако су­ществует и обратный ход мысли — от частей к целому, от частного к общему, от видов к роду — индуктивный, синтетический.

Искусственная (обратная хрия (рассуждение) — chreia inverse — хрия, в которой располо­жение «идей» идет от частного к общему, от доказательства к тезису.

Таким образом построена и Первая речь Цицерона против Катилины. Основной ее тезис — «Катилина должен быть изгнан» — появляется в этой речи, обращенной к сенаторам, отнюдь не в начале ее, а ближе к концу, после многочисленных доказательств. Так строится большинство речей, в которых доказывается нечто особенно важное, имеющее серьезные последствия. Пример искусственной (обратной) хрии — речь Козьмы Минина (цит. по кн.: Кошанский «Общая риторика» ):

Приступ: Сограждане! Отечество гибнет!

Доказательство тезиса: Свирепость врагов неимоверна, они заняли Москву.

Связь: Если падет Москва, падем и мы.

Т е з и с: Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к Победе.

Заключение: Сограждане! Решите, что ожидает нас — рабство или свобода. — Тут сограждане вооружаются и приносят свое «имение». Речь убедительна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *