что такое птз у мореплавателей
Что такое птз у мореплавателей
Текст и фото: Хельга Белянцева
В конце сентября в петрозаводском яхтенном порту «Пески» встала на якорь парусная яхта «Апостол Андрей». Ее капитан, известный мореплаватель Николай Литау посетил наш город, возвращаясь из похода по арктическим морям России. За одну навигацию судно под его командованием дважды прошло по Северному морскому пути через пролив Вилькицкого. Это далеко не первая экспедиция, которую совершил на «Апостоле Андрее» Николай Литау. На его счету уже несколько кругосветных плаваний (первое было еще в 1996 году) и 17 заполярных навигаций.
Корреспонденту «Петрозаводск говорит» удалось побывать на борту знаменитой яхты и побеседовать с ее капитаном.
— Николай, вы уже бывали раньше в нашем городе?
— Я в Петрозаводске в первый раз побывал в 1992-м году. Тогда я был капитаном-наставником на британской яхте «Wild Goose». Это был первый случай, когда иностранная «посудина» прошла по нашим внутренним водам от Белого моря до Черного. И когда мы проходили через Онежское озеро, я предложил английскому журналисту Майлзу Кларку (он же был и капитан, и владелец яхты) навестить Петрозаводск. Мы пришли тогда в морской клуб «Полярный Одиссей», там познакомились с его основателем Виктором Дмитриевым.
Позже мы приходили в Петрозаводск на «Апостоле Андрее», тогда мы тоже были в гостях у Виктора Дмитриева. А в этом году не смогли к нему пройти, потому что вода сильно упала в Онежском озере, поэтому мы встали здесь, в яхт-клубе.
— Где находится ваш родной порт?
— В Санкт-Петербурге. Хотя освящали яхту в Москве (Яхта получила имя в честь апостола Андрея Первозванного, который считается покровителем русского флота и моряков всего мира, по предложению Патриарха Алексия II. — Авт.), и до января этого года она принадлежала московскому «Клубу Приключений». А живу я в Москве. Или в Петербурге на яхте (смеется).
— Сколько арктических экспедиций уже на вашем счету?
— В этом году у нас 14 арктическая навигация. Три раза мы были в Арктике в кругосветных экспедициях. Начиная с 2010 года мы практически каждый год ходим на острова российской Арктики. Все наши походы связаны с какими-то историческими событиями и именами: Русановым, Седовым, Брусиловым и т. д. Еще было три антарктических навигации. То есть всего 17 заполярных навигаций у «Апостола Андрея».
— Чем отличается экспедиция этого года?
— Она практически ничем не отличается от предыдущих. Мы ходили уже знакомыми местами — проливом Вилькицкого, мимо самого высокоширотного материкового мыса Челюскина.
«И как те, кто огибает мыс Горн, гордятся этим, думаю, что для полярных мореплавателей мыс Челюскин такое же знаковое место. Мы его первый раз обогнули в 1999 году, потом я в 2016 году, командуя британской яхтой, обошел его. А в этом году нам удалось дважды пройти — туда и обратно. То есть практически мы Северный морской путь (большую его часть) прошли два раза».
— Говорят, что вы поставили своеобразный рекорд тем, что прошли этим путем дважды в одну навигацию…
— Я как-то стесняюсь говорить о таких вещах, как о рекордах. Я это рассматриваю больше как репетицию к экспедиции следующего года. Мы хотим пройти еще дальше на восток, к Новосибирским островам. Будет 120 лет со дня гибели барона Эдуарда Толля, который туда ходил в попытках открыть мифическую землю Санникова.
«Апостол Андрей» в Арктике. Фото предоставлено клубом «Полярный Одиссей»
— Вы каждый год ходите в плавания?
— Как правило, да. Кроме 2020 года, который выпал из нашей жизни. Первые десять лет у нас были кругосветные экспедиции — с 1996 по 2006 годы. Мы восемь раз на «Апостоле Андрее» пересекали экватор. Потом мы стояли три года в Москве, собирались стать музеем, нам уже готовили площадку, где мы должны были поднять яхту на берег и поставить. Но не сложилось, и может быть, хорошо, что не сложилось.
С 2010 года у нас начался следующий жизненный этап. Сначала мы ходили по своим маршрутам, потом работали с радиолюбителями, возили их к островам Карского моря, потом с канадской туристической экспедицией на Северной земле. Но все накрылось ковидом, поэтому часть программ заморожены. Слава Богу, что мы в Арктику можем ходить, в отличие от Антарктиды, которая закрыта наглухо.
— Вы обычно ходите под парусами, или двигатель тоже используете?
— И так, и так. Но в этом году ходили больше «под двигателем», чем под парусами. Кстати, в этом году нам очень повезло с погодой — практически не было ни одного шторма и течения все попутные. Этот год у нас юбилейный — 25 лет назад 9 августа яхта была спущена на воду.
— Хотелось бы еще затронуть тему экологии. За то время, что вы путешествуете по арктическим морям, вы замечаете, как меняется природа?
— Если говорить о пресловутом потеплении, не знаю, что тому виной, но реально Арктика абсолютно другая. Когда я проходил Северный морской путь в 1998-99 годах, эти годы оценивались как одни из тяжелейших в XX столетии по ледовой обстановке. Буквально за каких-то 10 лет Арктика очень сильно изменилась, льды отошли намного от берега. И в 2010 году стало возможным пройти обе Арктики (Северо-восточным и северо-западным морским путем. — Авт.) за одну навигацию. Это впервые сделала российская яхта «Петр I».
«А 2012 год уже был совсем без льда. До 2019 года мы вообще льдов не встречали. В этом году льды вернулись неожиданно к западному Таймыру, но их было очень немного. Море Лаптевых было абсолютно чистое. Так что в этом плане сильно изменилась Арктика».
Но нужно помнить о том, что еще в 1879 году Северный морской путь за одну навигацию прошел Нильс Норденшельд, не имея даже ледовых карт. Это о чем говорит? О том, что тогда тоже было очень мало льдов. Иначе он бы не прошел. Судно у него было обычное — паровая шхуна. Поэтому только несложная ледовая обстановка позволила ему совершить то плавание. Поэтому, то ли сейчас глобальное потепление, то ли просто наблюдается какая-то цикличность. Об этом идут споры между учеными.
— А в целом насколько заметно влияние человека на природу?
«Особенно на мысе Челюскин это заметно. Такой помойки я нигде не видел. Я в Арктике хожу двадцать с лишним лет, насмотрелся на все эти бочки, нефтяные ручьи, и меня уже было сложно чем-то удивить. Но все-таки в этом году мы высадились на мысе Челюскин — это какой-то кошмар. Ручейки, которые стекают с побережья в океан, все покрыты радужной нефтяной пленкой. Там такой бардак, такая грязь!»
И на многих наших островах — на архипелаге Норденшельда, на Земле Франца-Иосифа, на Северной Земле — всюду, особенно, где стояли военные части, тысячи и тысячи ржавых бочек, многие из них с топливом, которое из них вытекает. Да, какие-то попытки привести все это в порядок мы наблюдаем. Я, допустим, видел, как наводили порядок на российской антарктической станции «Беллинсгаузен» в начале 2000-х. Стоял сухогруз, и тракторы эти бочки везли, загружали все лето. И теперь там действительно порядок. Но что касается нашей Арктики, пока что только шумиха делается и реклама — то один начальник приедет пофотографироваться на фоне какого-нибудь парохода, где две бочки лежат, то другой. А реальной работы я не вижу.
— А были какие-то запоминающиеся встречи с морскими обитателями во время нынешней экспедиции или раньше?
— В этот раз, к сожалению наших товарищей, которые были первый раз в Арктике, таких встреч было очень мало. Мы видели одного белого медведя на острове, рассмотрели его в бинокль — он спал, и несколько нерп. Ни одного дельфина, ни одного кита не видели. А так, конечно, за многолетнюю практику кого только не встречал. И от медведя отстреливался на Северной Земле — он хотел закусить мною, и с морскими слонами в обнимку лежал.
«В Антарктиде встречались с китами — они туда приходят кормиться после размножения и вообще никого не замечают, целый месяц только ныряют и питаются. А потом, когда наедятся как следует, спят. Подойдешь к нему на лодке, похлопаешь — он даже не реагирует».
— Как получилось, что вы стали мореплавателем, это была ваша детская мечта?
— Можно сказать, да. Я родился в степях Казахстана, там не только моря, там и озера поблизости не было. Ближайшее озеро находилось километрах в десяти. Единственный водоем, который был в нашем совхозе — это искусственно вырытый котлован, в котором собиралась дождевая вода — ее люди использовали для питья. Был еще второй котлован, из которого пили коровы и лошади.
Конечно, и книги повлияли на мой выбор. Тот же Тур Хейердал со своими произведениями — все это запало в мою неокрепшую душу. Но в парусный спорт я пришел в достаточно зрелом возрасте, мне уже было 32 года, я был начальником автохозяйства. Но через пять лет понял, что хобби мешает работе и бросил работу. И теперь это моя основная профессия, я этим зарабатываю.
— Как организуются ваши экспедиции, у вас есть спонсоры?
— Если говорить о старых кругосветных экспедициях, конечно, там были спонсоры. Одна компания, например, предоставила нам навигационный компьютер и лицензии на карты. А сейчас последние три года мы сами зарабатываем. Но опять же, например, радиолюбители нашли спонсоров. На эти спонсорские деньги я их вывез в Арктику. Канадская экспедиция — они просто сказали: нам надо произвести разведку на Северной Земле. Мы составили смету, посчитали, и они оплатили весь наш вояж. Так же и в этом году — все люди, которые хотели посмотреть Арктику, просто собрали деньги.
— А экспедиция, которая планируется в следующем году — это ваша идея?
— Планы это мои, как обычно. Мы уже закинули в РГО (Русское географическое общество. — Авт.) и в Фонд президентских грантов все наши идеи и смету, они сейчас рассматриваются. Если дадут финансирование — здорово, не дадут — будем опять собирать людей, которые желают поморозиться (смеется).
— Холодно на яхте в северных морях?
— Скажем так, не жарко. Но у нас есть обогреватели, а при работающем дизеле температура доходит до 18 градусов. Но бывали периоды, когда покрывались инеем переборки, замерзал конденсат. Но это было давно, после этого мы свои условия существенно улучшили.
— На вашем сайте я прочитала, что вы в этом году стали лауреатом конкурса «Лучшие имена немцев в России». Знаете ли вы свою генеалогию, кем были ваши предки?
— Только до деда, в какой-то мере до прадеда. Дед родился на Украине в 1910 году, в Киевской области. В 1938-39 году отец народов выслал наше семейство в Казахстан. И я там родился в 1955 году. Примерно до 1956 года мы были под надзором, каждый месяц необходимо было ходить в комендатуру отмечаться. Когда Советский Союз развалился, миллионы немцев потянулись в Германию. В Казахстане их было много, целые поселки. У меня три родные сестры живут в Германии.
— Вы были у них в гостях?
— Я туда заезжал, идя мимо на яхте.
— Почему вас так тянет за Полярный круг? Любите холод?
«Наверное, больше экстрим люблю, чем холод. К тому же сегодня наша Арктика стала достаточно востребованной среди туристов. Я еще две навигации с 2018 по 2020 год отработал в Антарктиде капитаном на другой яхте. Мы четыре раза за один сезон возили туда туристов. Тоже интересное приключение — шторма и прочее. А потом, когда пересекаешь Полярный круг, там пингвины, морские слоны… В Антарктиду на пару лет вперед были расписаны все места на яхтах».
В этом году в походах по арктическим морям на «Апостоле Андрее» участвовало 11 человек (одновременно на яхте могут разместиться 8 человек, включая экипаж). Но я застала на яхте только четырех членов экипажа. Среди них молодая женщина Дарья из Костромы, она работает на судне коком.
Дарья проходит с экипажем только внутренний участок — от Беломорска до Санкт-Петербурга. Николай Литау рассказал, что раньше с ними в Арктику четыре года ходила дама из Калуги, фотограф. Но это скорее исключение, чем правило — испытать себя в арктических морях чаще хотят мужчины.
«Апостол Андрей» пробыл в Петрозаводске всего два дня. На следующий день после нашей встречи капитан повел свою яхту на Вознесенье, по Свири в Ладогу и оттуда на отдых в родной порт.
Морская навигация: как мы находили путь раньше и как мы делаем это сейчас
Как определить свое положение в море? А как это делали мореплаватели до нашей эры и в эпоху колонизации?
Определение своего местоположения в открытом море — непростая задача, а без необходимых знаний и инструментов — так почти невозможная. Морской индустрии известны случаи, когда корабельные компьютерные системы выходили из строя на неделю и более из-за вирусов. В некоторых случаях суда были вынуждены дрейфовать в море неделями, так как на борту не было ИТ-специалистов, которые могли бы справиться с проблемой.
Тем не менее задолго до прихода эры навигации и изобретения компьютеров первые мореплаватели — викинги и полинезийцы — отправлялись в далекие путешествия, во время которых совершили множество открытий. Да и Колумб открыл Америку без компьютеров. Как же им удавалось найти путь в океане?
Древнее древнего: как первые мореходы находили дорогу?
Полинезийцы были прекрасными навигаторами. За сотни лет до того, как Христофор Колумб пересек Атлантику, они уже бороздили Тихий океан на своих деревянных каноэ, преодолевая расстояния в тысячи километров между островами Полинезийского треугольника. Солнце, звезды, луна, ветры и течения — вот все, что полинезийцы использовали в качестве ориентиров. Еще они создавали своеобразные карты из палочек и ракушек.
This is a rebbelib stick chart by the Marshallese to navigate the Pacific Ocean by canoe. https://t.co/6sQVUbYjBi pic.twitter.com/JSrWn0LIV8
Викинги также преодолевали тысячи километров, путешествуя межу Северной Европой, Британскими островами, Исландией, Гренландией и даже Северной Америкой. Помогали им в этом расчеты и необыкновенная наблюдательность. Древние мореходы плыли по течению, следили за китами, брали на борт специально обученных воронов, чтобы те летали на разведку и подсказывали, в какой стороне берег.
По разным версиям, они определяли свое местоположение в океане с помощью солнечных часов, вели учет дням, проведенным в море, примерно рассчитывали скорость корабля, ориентировались по солнцу и звездам. Предположительно викинги даже использовали поляризацию света, чтобы найти дорогу в плохую погоду, когда не видно ни солнца, ни звезд. Во многом все их способы были интуитивными и неточными. В легендах викингов часто говорится о походах, во время которых мореходы терялись в море из-за плохой погоды, отсутствия ветра и туманов.
Битва за долготу
Первые представления о координатах, по крайней мере те, о которых известно сейчас, появились в Древней Греции за 200 лет до нашей эры. Полвека спустя, в 90–160 годах нашей эры, Клавдий Птолемей первым предложил математически точную концепцию географической широты и долготы.
С помощью координат и подробной карты земли и неба моряки могли приблизительно определить свое местоположение. Однако вычислить свои координаты было непросто. Если широту еще можно было найти по солнцу, луне и звездам (и то приблизительно), то с долготой дела обстояли значительно сложнее.
Определить долготу можно лишь как разницу между временем в точке, где вы находитесь, и временем в некой референсной точке в тот же момент. Проблема состояла в том, чтобы, во-первых, как-то узнать точное местное время, а во-вторых, точно знать время в другой фиксированной точке (например, в пункте отправления или на Гринвичском меридиане). Точность измерений была критическим фактором: на экваторе отклонение в один градус долготы равно 109,5 километра, или 68 милям.
Время на борту судна можно было вычислить по солнцу и звездам, но задача определения времени в порту отправления долго казалась трудноразрешимой. Эта проблема стояла так остро, что Людовик XVI однажды заявил, будто из-за плохой работы астрономов Франция потеряла больше земель, чем из-за неудачных военных кампаний.
В XVI–XVIII веках Испания, Голландия, Португалия, Венеция и Англия — все ведущие морские державы — предлагали огромные премии за разработку метода надежного определения долготы. Приз Англии в XVIII веке составлял 20 тысяч фунтов стерлингов — целое состояние. Большую часть награды в итоге получил изобретатель хронометра — лондонский часовщик Джон Гаррисон, творение которого поступило на службу мореходам в 1760 году.
Чуть раньше, в 1757 году, человечество получило секстант (над ним одновременно работали несколько ученых: Исаак Ньютон, Джон Хэдли, Томас Годфри и другие), и вместе с хронометром он позволил решить проблему определения долготы.
Как работали эти два инструмента? Штурман измерял высоту солнца над горизонтом с помощью секстанта, чтобы вычислить точное местное время, и сравнивал его со временем по Гринвичу, которое показывал хронометр. Так определялась долгота — то, насколько западнее или восточнее относительно нулевого меридиана находится судно.
А что сегодня?
Сейчас все больше судов полагаются исключительно на электронную картографическую навигационную систему (ECDIS) и систему глобального позиционирования (GPS).
GPS использует сеть более чем из 30 спутников, чтобы помочь нам с вами определить наше точное местоположение. Изначально систему GPS разрабатывали для военных целей, но теперь ею пользуются практически все: от моряков и пилотов самолетов до туристов.
Также суда массово переходят на электронные карты, которые значительно облегчают прокладку и корректировку курса. Электронная картография позволяет тратить минуты на операции, которые раньше требовали нескольких часов. Например, внесение поправок курса вручную — это долгое и кропотливое дело. В ECDIS все проще — нужно лишь загрузить с носителя нужный раздел, ввести необходимые поправки и проложить курс.
В результате офицер на вахте может уделить максимум времени наблюдению за окружающей обстановкой (погодой, скоростью хода судна и другими вещами) и принять верные решения. Автоматизация работы штурмана делает судоходство безопаснее, а это один из важнейших факторов для судовладельцев, заказчиков, доверяющих им свои грузы, и страховых компаний, рассчитывающих ставки по страховке.
Как и в авиации, в морской индустрии навигационная система ECDIS должна дублироваться. Если судно хочет полностью отказаться от бумажных карт и перейти на электронные, то на нем должно быть установлено минимум два независимых друг от друга ECDIS-компьютера, каждый с отдельным дисплеем и своей базой данных.
Что будет, если вдруг все сломается?
Существует вероятность, что обе системы ECDIS откажут: из-за программных ошибок или направленной атаки хакера. Кроме того, любой компьютерной системе приходится делать перерыв в работе, чтобы установить обновления. Периодически исследователи обнаруживают уязвимости в критически важных для судоходства технологиях: GPS, ECDIS, AIS (системе автоматической идентификации). Их латают, но появляются новые.
Сбой навигационных систем где-нибудь в проливе или у берега не так страшен, так как необходимые ориентиры видны невооруженным глазом, к тому же у моряков работают Интернет и мобильная связь. Случись такое на небезопасном участке, судно может связаться с ответственным лицом на берегу и получить от него карту в формате PDF, на которой будут указаны все мели, течения и другие опасности. А вот если такое случится вдали от берегов, то команде придется несладко.
Система GPS тоже несовершенна. Спутники страдают от вспышек электромагнитного излучения, вызванных солнечной активностью. Кроме того, злоумышленники (скажем, пираты или террористы) могут заблокировать сигнал простым устройством, которое можно довольно дешево приобрести в Интернете.
Направленная атака на GPS легко может сбить судно с пути, а все приборы при этом будут показывать верный курс. В лучшем случае такое событие приведет к задержкам, в худшем — к столкновениям или посадке на мель. Чтобы избежать подобных ситуаций, в мореходных академиях США курсантов учат определять местонахождение судна не только по GPS, но и по солнцу и звездам.
Потеря связи со спутником или блокировка GPS посреди океана — это, пожалуй, самая очевидная угроза, которая способна заставить современных штурманов освежить навыки классической астронавигации.
Можно ли взломать GPS? Учитывая, что в «бытовой» версии навигации шифрование не используется, хак вполне реален: http://t.co/YBrNkZfoe0
Впрочем, у моряков есть свои «народные» методы определения собственного местоположения: например, они могут загрузить GPS-координаты на свой смартфон. Так поступают современные мореходы, когда им нужно определить свое местоположение, а из каюты выходить лень.
Современному судну с рабочими двигателем и электрогенератором сложно потеряться в океане. Два года назад произошел случай, который доказывает, что человечество далеко продвинулось в искусстве мореходства и навигации в последние несколько сотен лет.
В 2014 году американский энтузиаст Реза Балучи попытался добежать от Флориды до Бермуд в гидропоне (гидропон — это такое надувное плавсредство, похожее на беговое колесо для мелких грызунов; оно приводится в движение бегущим внутри него человеком), попал в Гольфстрим и сбился с пути. В результате бедняга три дня скитался по морю и был вынужден притормозить проходящий мимо катер, чтобы спросить дорогу до Бермудских островов.
Что такое птз у мореплавателей
Смотреть что такое «ПТЗ» в других словарях:
ПТЗ — Петербургский тракторный завод ЗАО http://www.kirovets ptz.com/ организация, Санкт Петербург ПТЗ перечень типовых запросов ПТЗ Павлодарский тракторный завод … Словарь сокращений и аббревиатур
Приокско-Террасный заповедник — Приокско Террасный государственный природный биосферный заповедник Категория МСОП Ia (Строгий природный резерват) Координаты: Координаты … Википедия
Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1939) — У этого термина существуют и другие значения, см. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1911). Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» … Википедия
Петербургский трамвайно-механический завод — Тип ОАО Год основания 1929 Расположение … Википедия
Линейные корабли типа «Дюнкерк» — Линейные крейсера типа «Дюнкерк» Dunkerque classe croiseur de bataille … Википедия
Павлодарский тракторный завод — «Павлодарский тракторный завод» им. В. И. Ленина. Новые помещения ПО «Павлодарский тракто … Википедия
ДТ-75 — ДТ 75, 75(М,РВ,Н,Д,Е), ВТ 90Д(В) Экземпляры порядка … Википедия
Динамо (футбольный клуб, Санкт-Петербург) в сезоне 2007 — Содержание 1 Формирование команды перед началом сезона 2007 2 Турнир 3 Задача на сезон … Википедия
Линейный крейсер «Гнейзенау» — Линкор … Википедия
Что нужно знать о PTZ видеокамерах?
Что нужно знать о PTZ видеокамерах?
Аббревиатура PTZ означает Pan/Tilt/Zoom, что в переводе на русский язык означает панорамирование / наклон / масштабирование. Это относится к определенному виду камер видеонаблюдения, которые так и называются PTZ видеокамерами.
Эти камеры можно как вручную так и в автоматическом режиме, поворачивать вплоть на 360°, а также увеличивать и уменьшать изображение. Благодаря этому одной камерой такого типа можно заменить сразу несколько камер, направленных в разные стороны.
Для управления PTZ камерами вручную используется специальный пульт с джойстиком и кнопками, позволяющими переключаться на различные функции камеры. Подробнее о данных пультах чистейте на нашем сайте, перейдя по этой ссылке.
Как и обычные камеры, PTZ устройства имеют различные датчики: движения, шума, закрытия объектива и т.д. Есть у таких камер и инфракрасная подсветка для съемки в темное время суток. Сами PTZ камеры делятся на уличные и внутренние, цифровые и аналоговые, корпусные, купольные и полусферические.
Чаще всего используются купольные камеры, которые позволяют настраивать область обзора под прямым углом вниз и осуществлять панорамирование на 360°.
Конструктивное устройство PTZ камер достаточно сложное. Составные части следующие:
Благодаря этому PTZ камера по сигналу управления может нацелиться на указанную точку, провести фокусировку (в том числе автоматическую) для формирования четкого изображения, по желанию оператора или исходя из заданных параметров провести масштабирование (зум, в том числе цифровой).
Так как камеры данного типа достаточно сложные в применении, что качественной их работы необходимо:
К преимуществам PTZ камер можно отнести:
Впрочем, есть у PTZ камер и минусы, а именно:
Впрочем, цены на PTZ камеры год от года снижаются и сегодня достаточно доступны. Так что установить такую камеру будет по карману любому. Главное нужно определиться, нужна ли вам именно такая камера и сможете ли вы ее постоянно обслуживать.
Ну а мы напоминаем, что наша компания «Запишем всё» с 2010 года занимается монтажом, модернизацией и обслуживанием любых систем видеонаблюдения в Москве и Подмосковье.
Мы работаем быстро, качественно и по доступным ценам. Перечень услуг и цены на их вы можете посмотреть здесь.
Звоните +7 (499) 390-28-45 с 8-00 до 22-00 в любой день недели, в том числе и в выходные. Мы будем рады Вам помочь!