что такое психическое здоровье ребенка
Психическое здоровье детей и подростков
Эксперты ВОЗ (1979) определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.
Помочь ребенку осознать свои эмоции.
Помочь ребенку контролировать и управлять эмоциями.
Научившись распознавать и обсуждать чувства, ребенок будет лучше справляться с ними. Подростки не склонны контролировать сильные эмоции, даже если они их распознают. Для родителей очень важно научить своих детей как-то контролировать свои эмоции.
Важно найти ребенку какое-то занятие, которое отвлекло бы его от мучительных переживаний. Заблуждение взрослых, что подросток, испытывает удовольствие, когда «треплет другим нервы». Дети очень страдают от своих переживаний, так как не могут и не знают, как от них освободиться. А не могут потому что их никто не научил этому.
Однако надо помнить, что контроль над чувствами еще не означает их отрицания или смягчения. Правильнее сказать, что контроль над чувствами должен не позволить им доминировать в мыслях и поведении. Если ребенок поймет, что чувства естественны, но в то же время и проходящи, и что ими можно управлять своими мыслями и поведением, он приобретет необходимые интуицию и внутреннюю силу.
Помочь ребенку выражать свои эмоции.
Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности.
Для эмоционального благополучия ребенка чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты.
Детство – это время перемен. Психическое и физическое развитие ребенка на каждой возрастной ступени развития отличается от другой ступени частотой и тяжестью тех или иных проблем. Надо понимать и то, что каждая возрастная ступень в развитии ваших детей имеет нормальные и индивидуальные различия.
УЗ «1-я городская детская поликлиника»
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Актуальные темы
Психическое здоровье детей и подростков и факторы, на него влияющие
Глубокие изменения социальных стереотипов, порожденные реконструкцией уклада жизни в нашей стране, резко повысили психические нагрузки и требования к механизмам стрессоустойчивости не только взрослых, но и детей и подростков. В этих условиях, обостряющих действие микросоциальных психотравмирующих факторов (неадекватных воспитательных воздействий, школьных перегрузок, явной и скрытой безнадзорности), отмечается рост психических, психосоматических расстройств, различных проявлений социальной дезадаптации. Это особенно выражено у подростков, что связано с повышенной чувствительностью организма в этом периоде к воздействию факторов внешней и внутренней среды с процессом интенсивной социализации.
По данным статистики, более значительный рост заболеваемости психическими расстройствами за последние годы отмечен среди подростков 15-17 лет по сравнению с детской популяцией. Количество самоубийств у подростков возросло на 36%, что свидетельствует об усилении психической дезадаптации подрастающего поколения.
Указанные факторы приводят к росту частоты нервно-психических расстройств.
Для учащихся, основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками. Полное соответствие этим требованиям служит в значительной степени свидетельством психического здоровья.
В массовой школе приходится сталкиваться с так называемыми пограничными состояниями, главным образом неврозами и невротическими реакциями, и некоторыми функциональными отклонениями, не лишающими детей и подростков возможности присущего их возрасту социального существования.
При изучении факторов, определяющих развитие нервно-психических расстройств, выявлено, что наряду с определенным вкладом генетических факторов (наследственной предрасположенности) в детерминации данных нарушений значительная роль принадлежит различным средовым факторам (в качестве разрешающих выступают частые внутрисемейные конфликты, перегрузки, а также про- и постнатальные патологические состояния).
При этом с возрастом этиологическое значение семейно-бытовых факторов в возникновении психических отклонений уменьшается, роль же школьных факторов значительно возрастает, особенно у девочек (Божанов А., 1971).
Психическое здоровье учащихся в пубертатный период особо нуждается в защите. Давно замечено, что именно в это время происходят некие, якобы немотивированные, изменения в характере подростков, ухудшается успеваемость, легко назревают конфликты с окружающими.
Во-вторых, основным содержанием жизни в школьном возрасте является учение, т.е. большая умственная нагрузка. Л.С.Выготский писал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Это напряжение не всем дается легко.
И, наконец, в школьной жизни, помимо биологических кризисных периодов, имеют место переломные моменты социализации, такие как поступление в школу, переход от начального обучения с одним педагогом к предметному с рядом новых учителей, необходимость выбора профессии и др. Каждый такой переломный период требует адаптации к нему, которая не у всех протекает безболезненно.
К числу непосредственно связанных со школой ситуаций, предрасполагающих к возникновению у учащихся пограничных психических расстройств, Д.Н.Исаев (1984) относит следующие:
Возникает своеобразный порочный круг, когда болезнь, неправильное воспитание влекут за собой психическое недоразвитие, затрудняющее ту или иную деятельность, а возникающие при этом осложнения и эмоциональный стресс предрасполагают к появлению новой болезни и дальнейшему отставанию в развитии.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что нарушения социально-психологической адаптации к школе у детей младшего школьного возраста играют существенную роль в развитии пограничных нервно-психических расстройств.
Исследование психологических особенностей подростков, изучение факторов, определяющих возникновение расстройств нервно-психического здоровья, позволит приблизиться к вопросу об оптимизации процесса индивидуального развития подростка, о возможностях предотвращения социальной дезадаптации и перспективах. профилактической работы. Необходимо также учитывать, что формируемые в детском и подростковом возрасте аномалии характера выявляются в устойчивых структурных формах лишь взрослых, что определяет важность психофизиологического анализа этапов развития детского организма, на основе чего только и возможны патогенетические обоснованные меры профилактики и коррекции нарушений психики.
Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ
В современных условиях развития общества проблема психологического здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Социальные перемены, которые происходят в обществе, накладывают свой отпечаток на страны, народы и каждого человека в отдельности. Разные люди совершенно по-разному относятся к тем или иным переменам и преобразованиям.
Ребенок постигает мир через нас, взрослых и от нас зависит насколько легко он войдет в этот сложный мир. Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Целью практической психологической работы с детьми должно быть психическое здоровье ребенка. Что же включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Этот термин в научный лексикон был введен И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и физического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. В качестве примера можно взять исследования Джюэтта, который изучал психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось,что всем этим людям характерны такие качества: эмоциональное спокойствие, оптимизм, самодостаточность, способность радоваться, умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Психологическое здоровье ребенка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком, играют и беседуют с ним, поддерживают дисциплину. Ребенку нужно предоставлять больше независимости и самостоятельности.
Одним из важных условий укрепления психического здоровья детей в ДОУ является система специальных психолого-педагогических коррекционных занятий, целью которых является обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, а так же формирование потребности в саморазвитии.
С целью сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников в нашем детском саду я провожу коррекционно-развивающие занятия. В основе данных занятий лежит программа групповых занятий с дошкольниками, разработанная О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаевым и И. М. Первушиной, изложенная в книге «Тропинка к своему Я». Согласно данной программе дети младшего дошкольноговозраста на занятиях знакомятся с различными чувствами: полезными и вредными, говорят о том какие чувства живут в природе, какие чувства приводят к ссоре, учатся жалеть обиженного, учатся мириться. Дети среднего дошкольного возраста на занятиях учатся любить свою семью, учатся не драться, не обзывать других, управлять своими чувствами. Старшие дошкольники говорят на занятиях о дружбе, о том, кто же такой настоящий друг, о том, как можно изменить чувства другого человека, о том, что школа – это трудный и радостный путь к знаниям.
Занятия включают в себя коммуникативные, психогимнастические, ролевые игры, игры направленные на развитие произвольности, терапевтические сказки. На занятиях дети с удовольствием принимают участие в играх, слушают сказки. Использование сказок в работе с детьми имеет большое значение. Ведь именно сказка так близка и понятна маленькому ребенку, с ее помощью он может поставить себя на место героя, и найти выход из той или иной затруднительной ситуации. В сказках поднимаются важные проблемы для детского мировосприятия, в них дети находят отголоски своей собственной жизни. Сказки дают детям множество вариантов выхода из различных жизненных ситуаций, а так же они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают и готовы ему помочь. Ролевые игры обеспечивают необходимое ролевое развитие ребенка. С помощью психогимнастических упражнений дети изучают различные эмоции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.
Дети 3-4 лет на занятиях с помощью картинок знакомятся с такими чувствами, как злость, радость, страх. Затем мы вместе с детьми показываем эти чувства руками, пальчики прыгают по столу – радуются, толкают, кусают друг друга – злятся, сжимаются в кулачки и дрожат – боятся. Очень нравится детям упражнение «Пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, как он грустит. Я предлагаю ребятам пожалеть птичку. Все подходят и жалеют птичку, гладят ее и говорят «Птичка Маша – хорошая».
На занятии со старшими детьми проводилась игра «Мы потерялись». Я просила детей представить, что они потерялись в глухом лесу и очень испугались. И тут появляется страшная Баба Яга (ведущий). Куда детям деваться?Они просят ее: «Покажи, куда нам надо идти?»А Баба Яга отвечает: «Ладно, покажу, если вы скажите, в чем каждый из вас самый-самый». Далее ребенок называет вслух какое-либо свое хорошее качество. В начале этой игры некоторые дети затруднялись говорить свои хорошие качества. Но когда мы поиграли в эту игру несколько раз, это уже не вызывало у детей затруднений.
Таким образом, данные занятия способствуют сохранению и укреплению психического здоровья детей, что является одной из важнейших задач в работе психолога ДОУ.
Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду».
Инновационный педагогический опыт «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду» «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения» Антон Павлович Чехов. Актуальность. «Здоровье – это состояние полного.
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников» Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников? Эмоциональное здоровье напрямую.
Консультация «Психологическое здоровье дошкольника» Одной из главных задач ДОУ и семьи является охрана нервно-психического здоровья детей. Укрепление нервной системы ребенка посредством создания.
«Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка». В помощь педагогам-психологам Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка. Целительное влияние пшеничных зёрен, муки, соли,.
Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.
Консультация для родителей «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет.
Семинар-практикум для педагогов «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Семинар-практикум для педагогов на тему: «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Цель: расширение знаний педагогов об особенностях.
Психическое здоровье ребенка
Быть родителем — звучит гордо. Но, как известно, с большой силой приходит и большая ответственность: то, каким человеком вырастет ваш ребёнок, зависит только от вас. В детстве мы впитываем в себя гораздо больше нового, чем за всю нашу последующую жизнь. Именно в раннем возрасте начинают формироваться понятия об основных жизненных ценностях, черты характера и то, что будет играть важную роль в поступках, принятии решений, в определении социальной роли, места в жизни и в определении поведения в целом — психическое здоровье. Очень многие взрослые люди жалуются на проблемы с социализацией, которые появились у них из-за трудной обстановки в семье. Если вы желаете сделать всё для того, чтобы у вашего ребёнка не появлялось подобных сложностей, а сам он рос развитым, здоровым психически и физически, то эта статья для вас.
Факторы, влияющие на психическое здоровье:
Семейное благополучие
Путём многочисленных исследований эксперты ВОЗ выявили, что добрая часть детей с нарушениями психического здоровья приходится на тех, кто растёт в условиях семейного разлада. Конфликты и ссоры родителей — всегда большой стресс для маленького человечка. Ребёнок переживает, волнуется, начинает чувствовать беспокойство и неуверенность в себе. Последствия такого эмоционального напряжения становятся ещё хуже, когда в свои длительные конфликты и сложные взаимоотношения сами взрослые вовлекают собственных детей, будь это осознанно или нет. Конечно, у нас, как и в любой другой семье, возникают какие-то недопонимания и разногласия, но мы стараемся не выносить их на глаза ребенка. Малышу не нужно понимать, что родители ссорятся. Уложите его спать, обнимите и поцелуйте, и обсуждайте все свои проблемы друг с другом.
Как выражается дисгармония в отношениях родители-дети?
Важно, чтобы супружеские отношения родителей были психически здоровыми и гармоничными. Они должны основываться на любви, понимании, взаимной поддержке, терпимости друг к другу и уважении.
Дабы создать благоприятный психологический климат в семье, нужно следить, чтобы каждый из членов семьи мог личностно развиваться, чтобы ничьи права и интересы не ущемлялись, а в доме царили сплочённость и доброжелательная требовательность друг к другу. Никто не должен чувствовать себя незащищённым, испытывать чувство стыда за семью. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизни в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Будьте открытыми, обсуждайте все интересующие вас темы, выполняйте вместе домашние дела и вместе проводите досуг.
Для поддержания хороших детско-родительских отношений следуйте этим пунктам:
Это всё составляющие налаженного эмоционального контакта между родителем и ребёнком.
Эмоциональный контакт с взрослыми
Важной частью успешно установленного эмоционального контакта является вовлечённость родителя в жизнь ребёнка. Внимательность к детям — серьёзный аспект, который подразумевает то, что взрослый в курсе того, чем интересуется его чадо, о чём мечтает, что его страшит, о его отношениях со сверстниками, что составляет содержание его жизни в перерывах между сном/учёбой/принятием пищи. Для этого нужно время от времени просто проводить время с малышом: играть, гулять вместе, готовить, смотреть мультфильмы, общаться и получать удовольствие от этого взаимодействия. Душой и мыслями будьте вместе с малышом. Чтобы развеяться, выберите тёплый денёк и поезжайте, например, за город с ним (можно и его приятелей прихватить). Маленькое путешествие точно внесёт больше красок в жизнь малыша, а вам подарит общие с ним впечатления и воспоминания. Используйте любое удобное время для общения, не забывайте не только слушать, но и рассказывать о себе, о своём прошлом, мировоззрении, чувствах. Вместе читайте книги и обсуждайте их. Лично я могу сказать, что с детства мама много мне рассказывала о путешествиях и спорте, как она ходила в походы и бегала на спартакиадах. Наверное, поэтому, когда мой возраст уже достиг сознательного – для меня спорт и путешествия уже были частью жизни. И сейчас, когда у нас появился ребенок, мы продолжаем много путешествовать, отдыхать всей семьей, заниматься спортом вместе с малышом, рассказывать и показывать ему что же это такое «настоящая сплоченная семья-команда».
Но ни в коем случае не подменяйте эмоциональный контакт контролем — ребёнок почувствует это и лишь захочет спрятаться от этого, закрыться полностью.
Эмоциональный контакт — тонкая и сложная штука, но постарайтесь уделить этому всё-таки должное внимание ради бесценного доверия, понимания переживаний ребёнка и возможности помочь ему.
Социальные отношения
Прежде чем прийти в большое общество (детский сад, площадка, школа) и начать коммуницировать в нём, ребёнок получает старт развития навыков общения именно в семье. Многие психологи склонны считать, что Общительность – это отчасти наследственная черта характера, наличие или отсутствие которой определяется ранним жизненным опытом малыша. Если в первые месяцы жизни он получил достаточно тепла, заботы, ласки, любви, то обрел чувство доверия к миру, которое и делает его активным, смелым, общительным. В отличие от сверстника, выросшего в режиме кормления и ласки по часам. Так что родителям чрезвычайно важно сделать всё для того, чтобы научить детей правильно контактировать с окружающими — психическое и психологическое здоровье напрямую зависит от того, как ребёнок наладит связи с обществом.
Помогите ребёнку сформировать адекватное отношение к себе и положительное принятие других. Развивайте в нём навыки понимания своих и чужих переживаний, эмоциональных реакций, объясните, что значит ставить себя на место другого человека. Научите разрешать конфликты (можно использовать примеры из фильмов и книг), объясните, что лучшее решение — это сотрудничество или компромисс. Самым банальным жизненным примером может служить детская площадка, на которой всегда много разных детей. Кто-то охотно делится своими игрушками и хочет играть со сверстниками, а кто-то, наоборот, забивается в угол или постоянно дерется и обижает других. В этот момент родителям очень важно не оставаться в стороне. Будьте примером для своих детей, умейте показать им, как хорошо поступать, а как плохо. В конце концов, вы, как никто другой, знаете своего ребенка и всегда сумеете подобрать для него правильные слова.
Помните, что к ребёнку нужно относиться как к такому же человеку, как и вы сами, просто имеющему меньший жизненный опыт.
Как укрепить психическое здоровье малыша?
Самореализация
Успешная деятельность, а с ней и психическое здоровье, уверенность в своих силах, зависит от успешно налаженных социальных отношений. Вместе с этим приходит и успешная реализация потенциала развития в разных сферах деятельности. Помогите найти вашему ребенку именно то, что ему интересно. Не стоит всеми силами делать из него профессионального спортсмена, если ему нравится рисовать. Родители могут давать советы и подсказки – поверьте, когда ваш ребенок подрастет, он будет вам благодарен за то, что вы уважали его мнение еще в детстве и не навязывали свои «хотелки».
Самооценка и самоуважение
Преодолеть все препятствия можно лишь имея хорошую самооценку и самоуважение, ведь только тогда ребёнок решится спросить совета или помощи, не ущемляя своё самолюбие. Такой человек будет ценить окружающих и себя, сможет преодолевать временные невзгоды и всегда придёт на помощь сам. Часто родители страдают от заниженной самооценки, а потому изо всех сил стараются поднять её уровень у детей. Не стоит проецировать свои проблемы на ребёнка. Помните, что он — отдельная личность со своими особенными мыслями, целями и мечтами.
Не сравнивайте его с другими детишками, особенно, если сравнение не в его пользу — так рождаются комплексы и неуверенность.
Сформировать уверенность, хорошую самооценку и способность “держать удар” поможет:
Ещё совет: попробуйте что-нибудь сделать, смастерить что-нибудь вместе. Труд сближает членов семьи, повышает самооценку и развивает самостоятельность.
Развитие оптимизма
Находите и демонстрируйте ребёнку источники положительных эмоций и успейте с ранних пор настроить его мировосприятие на позитивное. Развитый позитив поможет чаду самостоятельно справляться с сохранением собственного душевного равновесия. А вы, как ближайшее окружение, должны не забывать, что и сами играете большую роль в развитии и этого качества тоже. Ищите позитив во всем, что вас окружает, и тогда ваш ребенок будет чувствовать себя намного счастливее.
Психическое здоровье ребенка и пример старших
Пример близких
“Взрослый всегда прав, он знает больше”, — что ж, тогда соответствуйте этим словам, потому что после них ребёнок точно будет ориентироваться на поведение старших. Становление психического здоровья ребёнка будет зависеть от наличия у окружающих взрослых чувства юмора, доброжелательности, жизнелюбия и жизнерадостности.
Знайте о положениях, которые мешают нам слышать друг друга:
Несколько советов по тому, как стоит общаться с ребёнком:
И напоследок оставим вам небольшую памятку о том, как сохранить психическое здоровье ребёнка.
Не забывайте о советах и самом главном правиле — будущее ваших детей зависит от вас сейчас.
Психическое здоровье — трепетный и крайне важный аспект, определяющий всего человека. Когда дело касается состояние детской психики, следует быть ещё более внимательным. Обнимайте, целуйте, хвалите своих детей. Уже давно доказанный факт, что объятия способствую улучшению физического и психологического состояния: повышают стрессоустойчивость, при объятиях выделяются эндорфины – гормоны счастья, которые снимают боль и вызывают эйфорию. Объятия дают чувство защищенности и снимают тревожность. Дети, у которых в детстве было достаточно объятий, обладают лучшим физическим и психическим здоровьем и опережают в развитии своих сверстников. Одно объятие, длительностью 20 секунд, помогает человеку почувствовать себя более счастливым. Я и сама невольно ощущаю чувство радости и счастья, когда просто обнимаю своего сына, мужа, маму или своих любимых друзей. Попробуйте и вы, уверена – вам понравится!
Будущим (и не только) родителям будет невероятно полезно почитать больше о тонкостях воспитания характера детей и особенностях психического здоровья ребенка, чтобы лучше понимать их и помогать вырасти здоровыми и счастливыми людьми.