что такое псалтирь в православии простым языком
Псалтирь: поэзия вне времени
Иеромонах Серафим (Баранов)
Псалтирь можно смело назвать самой популярной книгой Ветхого Завета. В отличие от других ветхозаветных книг, она целиком вошла в богослужебный устав и ежедневно читается в храме. У многих церковных людей страницы хранящегося дома сборника псалмов не менее потерты, чем листы молитвослова. Чем же вызваны такие любовь и внимание? Ответить на этот и другие вопросы, касающиеся Псалтири, мы попросили преподавателя церковнославянского языка Саратовской православной духовной семинарии иеромонаха Серафима (Баранова).
— Почему Псалтирь так широко используется в богослужении и домашней молитве? Раньше ведь даже читать учили по Часослову, основное содержание которого тоже составляют псалмы…
— На Псалтири строились богослужения еще Ветхозаветной Церкви, и христианская Церковь переняла эту основу. Я думаю, что на распространенность этой книги повлияло еще несколько факторов. Слова псалмов усваиваются человеком легче, чем, скажем, строки других книг Ветхого Завета, которые являются более твердой пищей для человеческого ума. И не только усваиваются, но и запоминаются — за счет своей образности и скрытой поэтической формы. И кроме того, многое в псалмах приходится человеку по сердцу, потому что это ветхозаветная поэзия, в которой заключено очень много чувств, эмоций и символов. В них отражен внутренний мир человека: мы видим покаяние, благодарность, радость, печаль и другие переживания, созвучные нашим.
— Но еще мы видим такие эмоции, как гнев, ярость и даже проклятия… Вот, например, слова 108‑го псалма (6–10): «Поставь над ним (речь идет о враге. — Авт.) нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою. Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих». Как же так, ведь наша религия — это любовь и прощение? Не нужно ли убрать это из Псалтири, чтобы люди не смущались?
— Такая точка зрения — что надо эти псалмы убрать — озвучивалась представителями некоторых западных христианских деноминаций. Думаю, что это подход неправильный. Ветхозаветный закон был явлен в другом историческом контексте, в нем существовал принцип равного воздаяния — «око за око, зуб за зуб», поэтому подобное содержание объяснимо. Просто нужно понимать, что это время давно прошло. Человек новозаветный должен примерять эти смыслы не к окружающим людям, а к врагу рода человеческого, воспринимать эту беспощадность по отношению к своим страстям и грехам. Полагаю, что большинство сегодняшних православных христиан это понимает. Меня, например, никогда не смущали такие псалмы. Скорее это может смутить не верующих, а людей суеверных, живущих с полумагическим сознанием.
— Почему по усопшим читают именно Псалтирь?
— Потому что человек утешается этой молитвой, слова псалмов имеют такое духовное действие. Человек может даже не до конца понимать смысл, заключенный в этих словах, а сердце будет чувствовать и откликаться. Поэтому, кстати, Церковь предписывает читать Псалтирь над усопшим именно его близким родственникам — они более всего нуждаются в утешении. В советское время, особенно в деревнях, приглашали «читальщиц» — бабушек, которые еще помнили, как нужно молиться, но сейчас эта традиция уходит в прошлое, и это правильно.
— Но некоторые люди говорят: «Зачем я буду читать то, что не понимаю, какая мне от этого польза?», и возразить логически на это трудно. А известное выражение «Ты не понимаешь, зато бесы понимают» и отходят от искушаемого человека — это аргумент не для всех.
— Я думаю, что нет человека, который бы читал псалмы и совсем ничего не понимал, даже если речь идет о человеке нецерковном. Конечно, иногда встречаются выражения, которые современникам незнакомы, и нам приходится догадываться об их значении, опираясь на свое знание русского языка. Возможно, эти догадки не всегда будут правильными. У меня, например, был случай такой: я читал на клиросе, еще до семинарии. В девятой кафизме есть такие слова: ниже сведет о мне ровенник уст своих (Пс. 68, 16), после службы ко мне подошла прихожанка и спрашивает (как потом оказалось, с целью меня «проверить»): «А что значит эта фраза?». Я подумал и ответил, как понимал: «Да не скажет обо мне плохо мой ровесник». Тогда женщина сказала, что мой ответ неверный, и посоветовала обратиться к словарю. На мое удивление оказалось, что «ровенник» — от слова ров — это колодец с водой, и в целом выражение означает: «да не закроет надо мною колодец своего отверстия». Сейчас, в наше время, книги более доступны, и всегда можно при желании заглянуть в перевод псалмов. Есть перевод синодальный, есть перевод П. А. Юнгерова, есть церковнославянские словари, есть Псалтирь с изъяснением святых отцов — словом, все средства для того, чтобы понять слова псалмов не поверхностно, а постепенно постичь всю глубину этой сокровищницы и молиться с пониманием, у нас имеются.
— Почему Псалтирь преобладает в великопостном богослужении?
— Исторически так сложилось, что Великий пост был временем интенсивной подготовки (катехизации) оглашенных к принятию Крещения в Великую Субботу. Для их назидания Церковь избрала именно книги Ветхого Завета: Бытия, пророка Исайи, Притчей Соломона, Исхода и Иова, которые в своей сущности являются путем, ведущим ко Христу, и основанием Нового Завета. Не была забыта и Псалтирь, слова которой звучат, как призыв к раскаянию, к осознанию человеком своей крайней слабости и глубокой греховности.
— В Псалтири мы видим Бога то впадающим в ярость, то печалящимся, и даже такое сравнение можно встретить: «И, как спящий, пробудился Господь, как силач, охмелевший от вина» (Пс. 77, 65)… Что это за портрет Господа рисуют нам псалмопевцы? И как это совместить с тем, что многим известно еще с воскресной школы: Бог есть Дух бесплотный, и нет в Нем никакой перемены…
— Это явление называется антропоморфизмом: Бог условно наделяется свойствами человека для того, чтобы Его действия стали человеку понятны. Человек познаёт мир через себя. Это касается как внешних форм, так и внутренних явлений, чувств. Мы не можем постичь совершенство Божие, поэтому Псалмопевец проявляет снисхождение к человеческому разуму и использует такие инструменты.
— Есть такой вид молитвы, как Неусыпаемая Псалтирь — она читается круглосуточно сменяющими друг друга чтецами. Старец Иероним Санаксарский говорил, что «это как огненный столп до неба», и еще много подобных определений можно услышать. Действительно ли сила этой молитвы такова? И почему это такая редкая треба? В нашем немаленьком городе только в Свято-Алексиевском женском монастыре можно заказать такое поминовение.
— Она редкая, потому что требует значительных физических ресурсов. Например, у нас в Свято-Никольском мужском монастыре г. Саратова — двенадцать человек братии, все силы и время которой уходят на совершение ежедневного уставного богослужения, монастырские и иные послушания, и для совершения такого чтения пока нет возможности. Само явление Неусыпаемой Псалтири удивительно потому, что основано на желании человека уподобиться ангелам, непрестанно восхваляющим Бога. Однако, говоря о силе такого рода чтения Псалтири, необходимо понимать, что она состоит не в механике и магии. Сила молитвы в меньшей степени зависит от каких-то конкретных слов или частоты их произношения и в большей степени — от веры человека, от осознания им того, к Кому он обращается, от включенности его ума и сердца в смысл того, что читается.
— На Ваш взгляд, не велика ли пропасть между сегодняшними христианами и современниками Псалмопевца? Так ли надо обращаться нам к этим не всегда понятным и невероятно далеким от нас по времени создания молитвам?
— А что, современный человек не гневается, не раздражается, не печалится, не восхищается премудростью Божией? Меняется внешнее — времена, эпохи, цивилизации, а состояние души человека, движение его мысли остаются прежними. И поэтому Псалтирь, отражающая внутренний мир, содержание сердца, как ни одна другая книга будет всегда современна.
Газета «Православная вера» № 07 (627)
Иеромонах Серафим (Баранов)
Беседовала Светлана Попенко
Что такое Псалтирь
Что такое Псалтирь
Книга Псалтирь — это сборник из 150 псалмов, особого жанра молитвословной поэзии. Псалмы при этом поются под аккомпанемент музыкальных инструментов. Раньше это были щипковые инструменты, отсюда и название «псалом», от греческого слова «щипать». Сейчас в западноевропейской традиции музыкальное сопровождение псалмов — орган.
История создания
Псалтирь — это одна из книг, входящих в состав Ветхого Завета. Первый автор псалмов — Царь Давид. В иудейской традиции книга Псалтирь называется «тегелим». Поэзия Псалтири возвышенная и восторженная. В числе авторов Псалтири, кроме царя Давида:
Когда читают Псалтирь
Псалмы из Псатири закреплены за определенными богослужениями суточного круга, но их исполняют не только в храме. Псалмы подходят и для домашней молитвы. Псалтирь читают и на божественной литургии, молебнах, на заупокойной службе.
Кроме того, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Именно поэтому Псалтирь поделена на разделы, всего их 20, каждый из них в свою очередь делится на кафизмы. В каждой кафизме от шести до девяти псалмов.
Значение Псалтири для христианина
Святитель Григорий Нисский о Псалтири:
«Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви».
Святитель Афанасий Великий о Псалтири:
«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».
Авторы псалмов из Псалтири — это люди, имевшие особые отношения с Богом, близкие к Небесному Отцу. Слова, которые они писали, восхваляя Господа или, обращаясь за помощью оставлены нам в назидание, как некий образец искренней и горячей молитвы. Церковь включила поучения Давидовы в состав богослужений, а книга Псалтирь священна для христиан, так как является частью Писания.
Хор Валаамского монастыря. Псалтирь
Что такое псалом?
Что такое псалом
Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.
Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.
Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.
Как читать псалмы
Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.
Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:
Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.
Святой Ефрем Сирин о псалмах
Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:
Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.
Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.
Значение псалмов по номерам
«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.
В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого». В храме псалмы читаются ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. В чем же заключается духовная польза чтения Псалтири? Почему важно неукоснительно использовать эту книгу в своем домашнем молитвенном правиле? На эти вопросы отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.
Читая Псалтирь, мы, несмотря на все наши грехопадения, воздвигаем свои сердца горе
– Псалтирь – собрание, должно быть, самых древних богослужебных текстов, составленных в разное время разными людьми, но в основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком Давидом. Уже исходя из того, что книга эта – богослужебная по преимуществу, польза её заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божией. Кроме богослужебного употребления, существует древняя православная традиция домашнего, или «келейного», чтения этой великой книги. В любом случае, духовная польза чтения Псалтири заключается в принесении духовных плодов, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Всё это – дары Духа Святого, но подаются они ищущим Бога, и чтение Псалтири, с одной стороны, служит исповеданием этого нашего искания, а с другой – в этом искании нам помогает. Потому что псалмопевец Давид именно и отличался крайним своим, всецелым устремлением к Богу. Притом он не лишен был грехов и треволнений, и страхов, и борений (всё это нашло отражение в Псалтири), как это свойственно и нам. Но всю эту житейскую, скажем так, мятежность Давид преодолевал непрестанно крайним упованием на Бога с любовью и покаянием. Вот почему, читая Псалтирь, мы вместе с этим великим мужем и сами, несмотря на все наши грехопадения, скорби и трудности, воздвигаем свои сердца горе, в надежде, что Господь не оставит нас, но по молитвам святого, также познавшего трудности земного странствия, подаст нам решимость неотступного и повседневного устремления ко Господу и упования на Него. А то, что Господь никогда не оставляет человека, имеющего такое сокрушенное сердечное расположение и соответствующие труды, – множество подтверждений этому мы опять же находим в Псалтири, где Давид снова и снова благодарит Господа за то, что во всех многосложных и опасных обстоятельствах жизни Он не оставляет раба Своего, одаривая многими милостями и щедротами, главная из которых – сама возможность теснейшего и живого общения с Богом.
Строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет
– Псалтирь – самая популярная сейчас книга Ветхого Завета. Исходя из смысла коротких песней, которые раньше исполнялись под аккомпанемент похожего на гусли инструмента, можно понять, что их авторы ставили своей целью восхваление Бога в любых житейских ситуациях: от покаяния и славления Бога до восхождения на крутые ступени ветхозаветного храма. А поскольку и у современного читателя довольно разнообразная жизнь, то и строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет. К сожалению, существует довольно серьезный перегиб в обществе: многие считают Псалтирь исключительно книгой, чтомой по усопшим. Но это умаляет значение прекрасного труда пророка Давида и единомышленников. Ведь те строки о покаянии, о справедливости Божией, о Его милости, о заботе и о долге верного последователя помогают не только усопшим, но более читающим. Именно в этом я вижу источник духовной пользы Псалтири.
– В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. И действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта книга с древности называется – Книга Восхвалений (ивр. תהלים (тəhилим). А с другой стороны, многие псалмы имеют покаянную содержательность, направленность, и они подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном, Любвеобильном и т.д.
В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать
В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в основном на бересте писали на житейские темы, можно было выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь. Второе место занимали притчи царя Соломона. Уж не знаю почему. Может, потому, что там очень часто затрагивается семейная тематика, воспитание детей, – то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали Православие прежде всего как образ жизни.
Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И, живя на земле, они как бы оказываются на небесах.
Псалтирь – это Божие слово к нам. Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы
– Почему важно читать Псалтирь, а не только молитвослов или акафисты? Потому что псалмы – это не просто древние, трудно понятные молитвы, как многие думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Если любая молитва – наше обращение к Богу, стремление к Нему, подобно как пламя свечи устремляется к небу, то Псалтирь – это Божие слово к нам, это свет, нисходящий с неба и просвещающий самые тайные стороны нашей души. Псалтирь – книга Богооткровенная. Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. «Вот так вы должны обращаться ко Мне, каяться во грехах, чего-то просить, прославлять Своего Творца и восхищаться Промыслом Божиим», – говорит нам Господь через священную книгу Псалтири.
Псалтирь – духовная защита от любых темных сил
Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны.
Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором сказано, что Господь грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною Своею (Пс. 95, 13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из Псалтири, поэтому тот, кто дома читает псалмы, тот и в храме лучше понимает богослужение.
Псалтирь – это камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни
Иногда говорят, что мы не понимаем псалмов, и, значит, зачем их читать. Но если мы не понимаем состав лекарства, то это не значит, что в болезни мы не должны его принимать. Как еще говорят, «ты не понимаешь, зато бесы понимают»: они отходят от искушаемого человека, когда слышат священные слова псалмов. Если не начать читать Псалтирь, то ты ее так никогда и не научишься понимать. Смысл становится понятен по мере нашего возрастания и духовного опыта, когда псалмы входят в нашу духовную жизнь, когда они становятся созвучны голосу нашего сердца.
Псалтирь имеет исключительную ценность, о которой мы подчас не задумываемся. Эту ценность трудно передать на словах. Ее понимаешь со временем. Псалтирь – это как камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни. Псалтирь дает нам духовную бодрость и трезвость, освобождает сердце от нашедших искушений, помогает выправить свой жизненный путь по стезе исполнения Божией воли.
Псалмы царя Давида
Пророк Давид оставил после себя великое наследие — псалмы. В книге Псалтирь, которая формировалась постепенно и пополнялась священными гимнами на протяжении почти всей ветхозаветной истории, Давиду, согласно надписаниям в еврейском тексте, приписываются семьдесят три псалма. Однако на основе ясных новозаветных свидетельств, а также содержания псалмов исследователи полагают, что великому царю принадлежит более половины Псалтири. У евреев собрание псалмов называлось «Сефер техилим» (Книга хвалений). Было и другое название — «Сефер тефиллот» (Книга молитв). Общепринятое сейчас наименование — Псалтирь — произошло от греческого струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов. Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского, «закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а книга псалмов соединяет в себе все это и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Святитель Афанасий Великий также пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах, и всякий читающий ее может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить, славословить Господа? В Божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» («Послание к Маркеллу»).
Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф 26, 30).
Важнейшей особенностью празднования ветхозаветной Пасхи было пение: «Хвалите Бога!» Оно состояло из хвалебных псалмов со 112-го по 117-й. В конце пели 135-й псалом.
Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол 3, 16). Благодаря новозаветному откровению во всей полноте раскрылся глубокий пророческий смысл псалмов. Поэтому в молитвенно-богослужебной жизни Церкви псалмы занимают особое место.