что такое прокурорская проверка в медицинском учреждении
Прокурорские проверки ограничили
С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.
Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.
Кого это касается?
Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.
Как было раньше?
У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.
Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.
Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.
Что изменилось?
Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.
Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.
Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.
Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.
Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.
Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.
Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.
Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?
Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.
Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.
Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?
Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.
Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.
Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.
Прокурор разъясняет
Разъясняет старший помощник прокурора Еткульского района Рязанова Н.Н.
В последнее время в связи с достаточно сложной ситуацией в сфере здравоохранения, возросшими претензиями пациентов, часто возникают вопросы об ответственности за некачественно оказанную медицинскую помощь.
Правоотношения в сфере охраны здоровья регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон), который закрепляет такие принципиально важные гарантии при оказании медицинской помощи, как приоритет интересов пациента (ст.6 Закона); доступность и качество медицинской помощи (ст.10 Закона), которые обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, применением установленных порядков оказания и стандартов медицинской помощи и др., недопустимость отказа в медицинской помощи (ст.11 Закона).
Указанной нормой закона прямо предусмотрено, что медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. Не допускается также отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы.
За нарушение медицинскими организациями или их работниками прав граждан в сфере охраны здоровья, за причинение вреда при оказании медицинской помощи, за неоказание медицинской помощи предусмотрена ответственность от гражданско-правовой вплоть до уголовной.
Гражданско-правовая ответственность предполагает в судебном порядке взыскание компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья от некачественной медицинской помощи, либо (в случае смерти близкого человека) – взыскание компенсации морального вреда, причиненного его утратой.
За неоказание помощи больному предусмотрена специальная уголовная ответственность (ст.124 УК РФ).
В случае, если в результате неоказания помощи без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать, больному причинен по неосторожности средней тяжести вред здоровью – такое бездействие наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Прокуратура
Челябинской области
Прокуратура Челябинской области
Об ответственности за некачественно оказанную медицинскую помощь (Прокуратура Еткульского района)
Разъясняет старший помощник прокурора Еткульского района Рязанова Н.Н.
В последнее время в связи с достаточно сложной ситуацией в сфере здравоохранения, возросшими претензиями пациентов, часто возникают вопросы об ответственности за некачественно оказанную медицинскую помощь.
Правоотношения в сфере охраны здоровья регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон), который закрепляет такие принципиально важные гарантии при оказании медицинской помощи, как приоритет интересов пациента (ст.6 Закона); доступность и качество медицинской помощи (ст.10 Закона), которые обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, применением установленных порядков оказания и стандартов медицинской помощи и др., недопустимость отказа в медицинской помощи (ст.11 Закона).
Указанной нормой закона прямо предусмотрено, что медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. Не допускается также отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы.
За нарушение медицинскими организациями или их работниками прав граждан в сфере охраны здоровья, за причинение вреда при оказании медицинской помощи, за неоказание медицинской помощи предусмотрена ответственность от гражданско-правовой вплоть до уголовной.
Гражданско-правовая ответственность предполагает в судебном порядке взыскание компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья от некачественной медицинской помощи, либо (в случае смерти близкого человека) – взыскание компенсации морального вреда, причиненного его утратой.
За неоказание помощи больному предусмотрена специальная уголовная ответственность (ст.124 УК РФ).
В случае, если в результате неоказания помощи без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать, больному причинен по неосторожности средней тяжести вред здоровью – такое бездействие наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.
В каких случаях органы прокуратуры могут проверять медицинские организации?
Органы прокуратуры имеют права проверять организации, осуществляющие медицинскую деятельность, в порядке надзора:
· за исполнением законов;
· за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов РФ и прав граждан, требующих принятия мер прокурором (ст. 21 и 26 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1).
Поводом для проведения проверки может стать обращение в прокуратуру пациентов и работников медицинской организации, а также их представителей, представителей органов исполнительной власти, депутатов представительных органов, партий, представителей иных общественных и коммерческих организаций, а также сообщения в средствах массовой информации.
Органы прокуратуры могут проверять медицинскую организацию в порядке надзора на основании заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов должностными лицами и иными работниками мед. организации.
Помимо этого, прокурор имеет право участвовать в плановых проверках органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, информация о которых размещена в сети Интернет (Закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944).
Для проведения проверки прокурор вправе привлекать специалистов органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, касающиеся отдельных видов деятельности медицинской организации (ст. 22 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1).
Круг привлекаемых для проверки специалистов законодательно не установлен и выбирается прокурором в соответствии с предметом проверки.
В порядке надзора за исполнением законов прокурор проводит проверки по фактам:
· нарушений в финансовой деятельности организации (с привлечением контрольно-ревизионных органов Минфина России);
· налоговых нарушений (с привлечением органов ФНС);
· несоблюдения правил и порядка оказания медицинской помощи (с привлечением органов Росздравнадзора);
· нарушений трудового законодательства (с привлечением органов Государственной инспекции труда);
· нарушений санитарных норм и правил (с привлечением органов Роспотребнадзора);
· нарушений норм пожарной безопасности (с привлечением органов Государственного пожарного надзора).
В процессе надзора за соблюдением прав и свобод человека органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, а выявляют:
· нарушения прав пациента (с привлечением органов Роспотребнадзора);
· нарушения прав потребителя медицинской услуги (с привлечением органов Роспотребнадзора);
· нарушения прав работников медицинской организации (с привлечением органов Государственной инспекции труда).
Технически прокурорские проверки НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ от других проверок, поскольку их проводят все те же контролирующие органы (Росздравнадзор, Росотребнадзор и т.д), но привлеченные прокуратурой. Сам прокурор не в состоянии проверить клинику, поскольку не обладает такими профессиональными знаниями. В результатах проверки прокуратура всегда ссылается на информацию, полученную от привлеченных к проверке соответствующих органов надзора.
ЭТАП 1. Узнаем о готовящейся ВНЕплановой проверке Роспотребнадзора, Роздравнадзора, Наркоконтроля и т.п.
О проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за 24ч (двадцать четыре часа)до начала ее проведения любым доступным способом (чаще всего звонят по телефону). Могут также прислать уведомление по электронной почте, факсу и т.п.
Необходимо зарегистрировать в журнале регистрации входящей корреспонденции уведомление проверяющего органа о предстоящей проверке для подтверждения соблюдения/несоблюдения сроков, сообщающих о начале проверки (не позднее 3 дней при плановой проверке и не менее чем за 24 часа при внеплановой проверке).
ЭТАП 2. Знакомимся с приказом (распоряжением) о проверке
В распоряжении (приказе) о проверке должны быть указаны:
• наименование органа контроля;
• фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
• наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится
• Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
• правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
• сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
• перечень административных регламентов по осуществлению государственного и муниципального контроля;
• перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
• даты начала и окончания проведения проверки.
Знакомимся заранее с соответствующим Административным регламентом проверяющего органа. Проверка не может выходить за рамки указанного в постановлении о проверке административного регламента.
Внимательно смотрим на удостоверения пришедших проверяющих сотрудников. Они ОБЯЗАНЫ показать их для ознакомления и при необходимости должны предоставить данные, чтобы проверяемый мог их переписать и сверить с данными в распоряжении о проверке. Если данные не совпадают и проверять пришли не те люди, которые указаны в распоряжении, они не имеют право допуска к проверке. Вы имеете полное право их в клинику не пускать.
Обязанность по ознакомлению с основаниями для проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения, согласно п. 4. ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, лежит на должностном лице проверяющего органа.
В сомнительных случаях вы имеете право позвонить в орган, проводящий проверку и выдавший распоряжение о ней и удостовериться, что они направляли к вам таких сотрудников. Или пожаловаться сразу на их незаконные действия (например, на отказ переписать данные служебного удостоверения).
Получаем копию приказа (распоряжения) о проверке
Заверенная печатью копия приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись представителями контрольно-надзорного органа, проводящими проверку, руководителю или иному должностному лицу (в т.ч. главной медицинской сестре) одновременно с предъявлением служебных удостоверений (п. 3, ст. 14 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)).
Там должна стоять дата вручения, а не дата начала проверки. Часто эти даты не совпадают. Не соглашайтесь подписывать документы задним числом. Нарушение сроков уведомления о проверке является грубым нарушением, которое при заявлении проверяемого может сделать недействительными все результаты проверки.
Кто проверяет медицинские организации?
В Федеральном законе № 323 от 21.11.2011 прописано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также должностные лица в рамках своих полномочий несут ответственность за обеспечение гарантий в сфере здравоохранения. Государственный контроль должен касаться качества и безопасности деятельности медицинских учреждений, обращения медикаментов, лекарственных средств и медицинских изделий, а также санитарно-эпидемиологического надзора.
Органы госнадзора, осуществляющие проверки в сфере здравоохранения
Органы государственного контроля (надзора) можно условно разделить на два типа:
Согласно действующему законодательству, главными проверяющими органами в медицинской сфере являются Росздравнадзор и его уполномоченные представительства исполнительной власти Российской Федерации, а также Роспотребнадзор.
Формы и виды проверок органами госконтроля
Существует четыре вида проверок, которые применяются в отношении медицинских организаций:
Особенности проведения проверок
Проверка медицинских организаций регламентирована Федеральным законом № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Однако часто бывает, что и со стороны надзорных органов, и со стороны медицинского учреждения совершаются нарушения. Как избежать неприятных ситуаций? Как обеспечить юридическую защиту и минимизировать риски ответственности? Как застраховать себя от ошибок и с наименьшими потерями выйти из конфликта «работник-работодатель»? Как правильно вести себя во время проверки и предотвратить возможные провокации?
На эти и многие другие вопросы возможно получить ответ на семинаре «Проверки органами надзора и правоохранительными органами. Административная и уголовная ответственность». Он пройдет 12 марта 2020 года. Мероприятие будет полезно для руководителей лечебно-профилактических учреждений, их заместителей, начальников структурных подразделений, главных и старших медицинских сестер, которые несут ответственность за выполнение производственного контроля.
Спикер семинара – Полина Георгиевна Габай, юрисконсульт по медицинскому праву. Каждому слушателю выдается сертификат участника. Чтобы зарегистрироваться на мероприятие, позвоните по телефону 8-800-707-48-27, напишите оператору онлайн-чата или оставьте свой номер для обратной связи.
Внезапная прокурорская проверка в клинике
Как медицинской организации пройти проверку с минимальными потерями.
В клинику пришла прокурорская проверка. Медработники знали о визите, но неожиданно инспекторы придрались к пробникам косметики на столе медсестры, которые оставил торговый представитель. По закону запрет распространяется только на лекарства. Однако клиника получила штраф. Из статьи узнаете, как подстраховаться, чтобы работники прокуратуры не превысили полномочия.
Уточните основания для проверки
Прокуратура проводит внеплановую проверку на основании поступившей информации о нарушениях в деятельности медорганизации. Перечень таких оснований регламентирован (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон №294-ФЗ).
К сведению. Прокуратура ежегодно формирует сводный план проверок. Ознакомиться с ним можно на сайте plan.genproc.gov.ru.
Внеплановые аудиты организуют без уведомления. Если поступила жалоба о возможном причинении вреда жизни и здоровью пациента, проверку начинают незамедлительно, зачастую вместе с профильными органами государственного надзора. Тогда контрольное мероприятие проводят в течение суток после поступления в клинику требования прокурора.
Убедитесь, что прокуратура не запрашивает лишние документы
Прокурор вправе запросить у клиники документы. Представить материалы нужно в течение двух рабочих дней и строго по описи (Федеральный закон от 07.03.2017 №27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»»). Список документов указан в решении прокурора о назначении внеплановой проверки.
Прокурор может требовать сведения только по предмету аудита. Не передавайте лишние документы и информацию, которую представляли ранее, публиковали
в СМИ или на официальном сайте клиники. Письменно сообщите, когда и по какой проверке медорганизация представляла сведения, а также где они опубликованы
(пп. 2.3, 2.4 ст. 6 Закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», далее – Закон №2202-1).
Если прокурор выявит другие нарушения, может расширить предмет проверки. Такое решение он обязан аргументировать в отдельном документе и сообщить
руководителю медорганизации в течение 24 часов. Форма решения о расширении предмета контрольного мероприятия регламентирована (приложение 2 к приказу
Генпрокуратуры №172).
Проверку могут неоднократно приостанавливать. Одна из возможных причин – клиника не успевает передать все необходимые документы в срок. Так что вы вправе попросить больше времени на подготовку материалов, например, в связи с отпуском или больничным сотрудников. Образец ходатайства смотрите в приложении №2. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 6 ст. 21 Закона №2202-1). Срок проведения проверки в этот период не включают.
Когда проверку признают незаконной
Жалобу на клинику может написать организация-конкурент, недовольный потребитель. Также поводом для проверки может стать негативное сообщение в СМИ. Если заявитель анонимный, аудит незаконный (ч. 3 ст. 10 Закона №294-ФЗ). Тогда есть шанс оспорить результаты. Запросите материалы проверки для ознакомления. Образец ходатайства – в приложении №1.
Проинструктируйте персонал
Подготовьте работников на случай внезапных проверок. Напомните, что нельзя отказывать прокурорам в доступе в клинику. На входе проверяющий должен показать служебное удостоверение и решение о проверке. Убедитесь, что Ф.И.О. совпадают. Если у вас возникли сомнения, позвоните в прокуратуру.
Прокурор вправе привлекать должностных лиц или граждан для дачи объяснений и потребовать, чтобы ему выделили специалистов для выяснения вопросов в ходе аудита.
К сведению. Срок проведения прокурорской проверки – 30 календарных дней. Иногда его могут продлить еще на 30 календарных дней (п. 4 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-11). Например, если нужно запросить дополнительные документы у клиники.
Окажите содействие проверяющим. Прокурор может вызвать любого сотрудника. Напомните работникам, что лицо, которое предположительно нарушило закон, вправе отказаться давать объяснения (ст. 51 Конституции).
Участвуйте в аудите
Присутствуйте при проверке, предоставляйте объяснения по ее предмету. Можете фиксировать на фото или видео действия проверяющего.
Если проверяющие превышают полномочия, вы вправе пожаловаться вышестоящему прокурору (ст. 10 Закона о прокуратуре). Образец жалобы – в приложении №3.
Укажите на нарушения
Изучите акт по результатам проверки и отметьте в нем свое согласие или несогласие. Пример формулировки: «С указанными нарушениями закона не согласен. Считаю, прокурорская проверка проведена с грубыми нарушениями Федерального закона «О прокуратуре», поскольку обнаруженные нарушения не являются предметом проверки».
Важно. Убытки медорганизации из-за незаконных действий госорганов, органов местного самоуправления или их должностных лиц обязано возместить государство, соответствующий регион или муниципальное образование (ст. 16 ГК).
Прокурорский надзор проводят гласно. Поэтому медорганизация, СМИ и другие интересующиеся лица должны иметь доступ ко всей информации, которая касается проверки. Если клиника не получила результаты аудита в течение 30 суток после того, как вынесли постановление, обратитесь с заявлением в прокуратуру, чтобы ознакомиться с материалами в полном объеме.
Учитывайте, что при наличии процессуальных нарушений, например, несоблюдения сроков уведомлений, результаты аудита можно обжаловать в суде.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Скачать документы формате Word: