что такое произведение изобразительного искусства

Произведение искусства

Понятие произведения искусства включает в себя произведения изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография и другие); художественные литературные тексты (романы, повести, рассказы и т. п.); архитектурный или ландшафтный дизайн; музыкальные композиции и импровизации; театральные постановки; балетные или оперные постановки; кинематограф; мультипликацию; а также все объекты, в первую очередь представляющие интерес с точки зрения своих художественных достоинств.

Также есть попытки отнести сюда и некоторые иные виды творчества, например компьютерные игры (среди культурологов это спорный вопрос, но с 2011 года компьютерные игры официально признаны в США отдельным видом искусства) и другие.

Произведение искусства отвечает определённым категориям эстетической ценности.

По мнению В. Кандинского, «истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом „из художника“». М. Бахтин писал, что художественное произведение выступает посредником между сознанием (картиной всего мира) автора и сознанием реципиента — читателя, зрителя, слушателя.

Произведения искусства также являются одним из основных объектов в авторском праве, то есть автор сам создаёт произведение.

Связанные понятия

Ready-made (реди-мэйд, от англ. ready «готовый» и англ. made «сделанный») — техника в разных видах искусства (главным образом — в изобразительном искусстве), при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и (в отличие от плагиата) не с художественными целями. Применительно к поэзии в почти идентичном значении используется другой англоязычный термин found poetry («найденная поэзия»); попыток перевода обоих терминов в русском искусствоведении.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Видеоа́рт — направление в медиаискусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники.

Визуáльная коммуникáция — вид общения, при котором передача информации происходит с помощью знаков, изображений, образов, инфографики и т. д. Данный вид коммуникации частично или целиком полагается на зрение.

Источник

Изобразительные искусства

Изобразительные искусства

что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть фото что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть картинку что такое произведение изобразительного искусства. Картинка про что такое произведение изобразительного искусства. Фото что такое произведение изобразительного искусства

что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть фото что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть картинку что такое произведение изобразительного искусства. Картинка про что такое произведение изобразительного искусства. Фото что такое произведение изобразительного искусства

Изобрази́тельное иску́сство — специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры. [1]

Содержание

Классификация

Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

Архитектура как дизайн строений все же не относится к изобразительному искусству в строгом смысле, но постоянно взаимодействует и находится в стилистическом соответствии с ним. К изобразительному искусству, с достаточной мерой условности, относят действия акционизма и некоторые другие визуальные произведения неопределённой принадлежности.

Особенности

что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть фото что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть картинку что такое произведение изобразительного искусства. Картинка про что такое произведение изобразительного искусства. Фото что такое произведение изобразительного искусства

что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть фото что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть картинку что такое произведение изобразительного искусства. Картинка про что такое произведение изобразительного искусства. Фото что такое произведение изобразительного искусства

Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности.

Средства

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Влияние

Изобразительное искусство предельно исторично и специфично для этнокультурных сообществ (религиозный запрет на фигуративность определил его характер в культурах иудаизма и ислама, возникновение пейзажного жанра обусловлено урбанизацией и т. д. ). Вместе с тем эстетическое качество произведений совершенно не зависит от времени и условий их возникновения и доступно восприятию инокультурного человека, достаточно развитого эстетически.

Произведения изобразительного искусства, наряду с архитектурой, являются единственными сохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувших цивилизаций. По современным археологическим данным изобразительное искусство возникает в начале верхнего палеолита (ориньяк) и ассоциировано с появлением человека современного типа. Источниками изобразительных форм были «натуральные макеты» охотничьей добычи, цветные отпечатки рук, «макароны» (сплетения параллельных линий, нанесённые пальцами на стены пещер) и некоторые другие продукты деятельности древнего человека. Практически одновременно возникают монументальная живопись на стенах пещер, первобытные формы графики и скульптура. Развивается анималистический жанр (основной корпус произведений каменного века) и изображения человека (палеолитические «Венеры», позже — сцены охоты).

Изобразительным искусством немедленно осваиваются новые отрасли человеческой деятельности. Совершенствование материальной культуры в мезолите и неолите приводит к зарождению декоративно-прикладного искусства в различных видах. Возникновение в историческое время письменности приводит к появлению каллиграфии. В цивилизациях Древнего мира изобразительные искусства присутствуют уже в значительном жанровом разнообразии, приобретают выраженную этнокультурную специфику, подвергаются теоретическому осмыслению. Формируются развитые представления об авторстве. Изобразительные искусства развивались в тесной связи с архитектурой и письменностью, регулировались канонами древности и «большими стилями» Средних веков и Нового времени. Эти периоды ознаменованы распространением тиражной графики, экспоненциальным развитием живописи и скульптуры, обособлением новых жанров.

На рубеже XIX—XX вв. появляется фотоискусство, оформляется, в современном представлении, дизайн; в традиционных видах намечаются новые неизобразительные направления. В двадцатом веке изобразительное искусство переживает невиданно интенсивный обмен с динамическими видами искусства. Его методы и технологии экспортируются в киноискусство (мультипликация). В то же время акционизм и родственные ему направления вовлекают в изобразительную сферу развёрнутые во времени процессы.

На протяжении двадцатого века продолжают возникать новые виды и подвиды изобразительного искусства, в том числе — связанные с виртуальной реальностью.

Источник

Жанры изобразительного искусства

Иерархия жанров, высокие и низкие роды живописи — систематизация различных жанров изобразительного искусства по их значимости.

что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть фото что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть картинку что такое произведение изобразительного искусства. Картинка про что такое произведение изобразительного искусства. Фото что такое произведение изобразительного искусства

Жанры изобразительного искусство

Если нужно начать с самой общей характеристики жанра в искусстве, мы определили бы его как избирательность художественного творчества. Две стороны дела имеются в виду в этом определении.

Первая заключается в том, что в реальном творческом процессе художник всегда стоит перед необходимостью более или менее сознательного выбора некоей жанровой структуры, которая кажется ему оптимальной для решения данной творческой задачи. И даже в том случае, когда ни одна из существующих в его время жанровых структур художника не устраивает и он отправляется на поиски новой — то ли модифицируя одну из имеющихся, то ли скрещивая два или три известных ему жанра, то ли пытаясь сконструировать нечто совершенно в этом плане небывалое, — даже в этом случае он вынужден осуществить некий акт «жанрового самоопределения».

Портрет

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном — чаще на нейтральном фоне.

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным.

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек. [2:63]

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто).

Автопортрет

Пейзаж

что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть фото что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть картинку что такое произведение изобразительного искусства. Картинка про что такое произведение изобразительного искусства. Фото что такое произведение изобразительного искусства

Иван Иванович Шишкин – Рожь, холст, масло, 1878 г.

Пейзаж — традиционный жанр станковой живо­писи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный — ведута), индустриальный пейзаж. Особую об­ласть составляет изображение морской стихии — марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. [2:56]

МАРИНА

что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть фото что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть картинку что такое произведение изобразительного искусства. Картинка про что такое произведение изобразительного искусства. Фото что такое произведение изобразительного искусства

Иван Константинович Айвазовский – Бурное море, 80,5х117, 1860 г.

МАРИНА (ит. marina, от лат. marinus — мор­ской) — морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в. [2:42]

Художник, специализирующийся в области марины, называется маринистом. Выдающимися маринистами были англичанин У. Тернер и русский художник И. Айвазовский.

Ведута

Натюрморт

что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть фото что такое произведение изобразительного искусства. Смотреть картинку что такое произведение изобразительного искусства. Картинка про что такое произведение изобразительного искусства. Фото что такое произведение изобразительного искусства

Самые ранние натюрморты в нашем современном понимании жанра были созданы в XV веке до нашей эры. в могилах древних египтян изображения пищи, рыбы и мяса встречаются довольно часто. Элементы натюрморта также можно увидеть на старинных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также были не без натюрмортов: изображения цветочных гирлянд украшали арки, двери, мебель.

Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале XVII в. Художники изобра­жали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф. Снейдерс и др.). Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной чело­вечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта — французского художника Ж. Шардена.

В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван-Гог).

С начала XX в. к жанру натюрморта обраща­ются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вер­нуться в любой момент. [2:50]

Анималистический жанр

Название этого жанра происходит от латинского слова «анима» — «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художник-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.

Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов.

Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц,воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов.

В Древней Японии и Древнем Китае изображения животных стали распространенным мотивом в декоративных и монументальных композициях. Неизменно отмечается самое существенное в каждом образе. Главным достижением искусства древнего Крита была динамичность, которая пронизывала все обобщенные изображения — от быка до летучих рыбок. В странах Древнего Двуречья фигуры и головы быков, Львов, лошадей украшали посуду,оружие, резные печати и музыкальные инструменты.[3:20]

Деление на жанры в русском искусстве произошло в XVIII веке, а его признаки наблюдались и ранее. Так дело обстояло с анималистикой, жанровые черты которой обозначились в новую эпоху, хотя изображения животных встречались в живописи, декоративно-прикладном, народном искусстве средневековья. Однако в старое время еще отсутствовала целостная концепция понимания жанра, да и не было причин его сложения. В XVIII веке в связи с формированием нового искусства, основанного на светском, а не христианском мировоззрении, как это было в Древней Руси, появилась потребность общества в познании реального окружающего мира, его материальных закономерностей.[6]

Исторический жанр

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.

Батальный жанр

Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром, поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил. К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). [3:43]

Желание запечатлеть важный момент битвы или раскрыть исторический смысл военных событий приближает жанр битвы к историческому. И желание показать повседневную жизнь военных на фронте или в казармах перекликается с жанром битвы с повседневностью. Художник, работающий в жанре битвы, может быть как современником военных событий, так и их участником. Он может передать на холст не только события, но и свои личные переживания, впечатления и ощущения, связанные с этими событиями.

Люди интересовались образом воина в древние времена. Затем они изображали военных героев, осады крепостей, различные сражения и грозных военачальников. Древние изображения были найдены в Греции, Риме и на Востоке. Они нашли древние вазы, рельефы, ковры, арки, гобелены, мозаики, изображающие военную тематику.

Мифологический жанр

Мифологический жанр – изобразительные сюжеты строятся на основании мифологических повествований.

В искусстве мифологический жанр начал появляться в поздний романтический и средневековый период, когда люди перестали верить легендам и мифам, а они в свою очередь превратились в сказки, где все персонажи были вымышленными. Только тогда художники позволили себе использовать свое воображение в полной мере и смогли изобразить вымышленных персонажей такими, какими они их себе представляли.

Мифологический жанр достиг своего расцвета во времена Ренессанса. Представители этой эпохи ставят моральные и этические проблемы на первое место, которые они пытались объяснить, используя темы мифов и легенд.

Былинный жанр

Былинный жанр – построен по мотивам былин, сказаний и легенд.

Во второй половине XIX века жанр сказки занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои особенности. Прежде всего, большинство изображений были красочными и чрезвычайно выразительными. Если вспомнить самые известные произведения этого жанра, они поражают богатством красок и оттенков. Это связано с желанием художников придать изображениям пластичность и одновременно привлечь к ним внимание общественности.

Бытовой жанр

Бытовой жанр – связан с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.

Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

Первые зарисовки из повседневной жизни существовали во времена наскального искусства. В древних пещерах археологи обнаружили рисунки охоты, рыбалки, танцев и застолья. В Древнем Египте такие рисунки были изображены на стенах гробниц и имели сакральное значение. Они должны были обеспечить покойного богатой и успешной жизнью в загробной жизни. А в Древней Греции бытовые рисунки были обычны на вазах. В средние века, несмотря на то, что все было посвящено религии, в том числе и искусству, бытовой жанр начал постепенно насыщать религиозные сцены.[5]

Источник

1. Понятие и виды произведений изобразительного искусства как объектов авторского права.

Произведения изобразительного искусства занимают важное место среди объектов авторского права. При этом часть четвертая Гражданского кодекса РФ77, равно как и ранее действовавший Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.

Для установления более полного перечня видов произведений изобразительного искусства, являющихся объектами авторского права, прежде всего, необходимо уяснить и дать определение понятию «произведение изобразительного искусства», которое отсутствует в ст.1259 ГК РФ, и в ранее действовавшем Законе РФ 1993 г., указать его существенные признаки, отличающие его от других видов авторских произведений80.

Следует отметить, что действующее законодательство также не дает определение и понятию «произведение искусства», перечисляя лишь те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной.

В российской юридической литературе также не раскрывается понятие «произведения изобразительного искусства». Это объясняется большинством исследователей в этой области, и, в частности, В.И. Серебровским81, невозможностью распространить определение на все имеющиеся формы изобразительного искусства ввиду их разнообразия и наличия огромного количества способов выражения творческой мысли в данной области. Потому автор диссертации считает возможным обратиться к соответствующей искусствоведческой литературе для раскрытия фактического содержания данного понятия. Оно необходимо для предоставления и обеспечения правовой охраны многообразным видам произведений данной группы объектов российского авторского права.

Термин «изобразительные искусства» относится к видам искусства, воплощающим художественные образы на плоскости и в пространстве82. Это раздел пластических искусств, объединяющий живопись скульптуру, графику83 и монументальное искусство («окончательную образную завершенность» приобретают «в соответствующем ансамбле архитектурном или природном»: скульптурные монументы, памятники историческим событиям и лицам, мозаики, иконы, панно, фрески157), декоративное искусство, фотоискусство. Произведения изобразительного искусства отражают замысел художника в наглядных, зрительно воспринимаемых статичных и динамичных образах, то есть имеют предметно-визуальную форму. В возможностях изобразительного искусства наличествует не только «чувственное воспроизведение идеи автора (передача объема, цвета, фактуры, протяженности пространства, световоздушной среды

и т.п.), но и выражение его духовной и социальной сущности (включая

Раскрывая содержание понятия произведения изобразительного искусства, надлежит выяснить, в чем заключается специфика объектов этой группы и отличие ее от других групп объектов авторского права и права интеллектуальной собственности в целом, что невозможно без тщательного анализа догмы, сложившейся относительно указанной проблемы.

Так, в частности, известный цивилист В.И.

,59 Лисокоаский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Слонарь«справочник. М., 2002. С.56.

виде вещи. на созданное им произведение, как вещь, художник, скульптор и т.д. имеет право личной собственности и может им распоряжаться как собственник (например, продать). Отсюда и та особенность авторского права на произведение изобразительного искусства, что переход права собственности на оригинал произведения не влечет за собою перехода к новому собственнику отдельных, вытекающих из авторского права правомочий (например, на воспроизведение), если иное не установлено договором»84. Эта позиция критиковалась Б.С. Аитимоновым, Е.А. Флейшиц, с рядом положений которых нельзя не согласиться. Во-первых, не только произведение изобразительного искусства находит свое «внешнее выражение в виде вещи»85. Это не является его отличительной чертой, так как это относится и к любому изложенному в письменной форме литературному, научному произведению. Но, например, картина не только выражена в вещи, она является вещью, индивидуально-определенной причем всегда уникальной, так как копия этой вещи, сделанная другим лицом, не будет «адекватна и равноценна» ей. Такая копия, созданная с согласия автора подлинника, станет новым объектом авторского права автора копии. Повторение того же произведения самим автором приведет к появлению соответствующего числа объектов его авторского права. В этом заключается существенное отличие произведений изобразительного искусства от других авторских произведений. Так научное или литературное произведение, изложенное в рукописи, с которой снято любое число копий, является единым объектом одного авторского права автора произведения.

Неверно и то утверждение, что автор произведения изобразительного искусства во всех случаях приобретает право личной собственности на созданное им произведение и может, как собственник им распоряжаться.

Итак, вышесказанное позволяет установить, в чем отличия произведений изобразительного искусства от других произведений и в чем сходства с ними. Но нельзя забывать, что не только в результате художественного, но и технического творчества создаются объекты, которые охраняются правом. К таким объектам относятся промышленные образцы, которые во многом сходны с произведениями изобразительного искусства, в частности, с живописью, скульптурой, архитектурой, графикой, декоративно- прикладным искусством. Как и произведения изобразительного искусства промышленные образцы являются результатом творческой деятельности, имеют внешнюю форму выражения, которая позволяет их воспроизводить. Исходя из данного положения, нормы авторского права должны распространяться и на промышленные образцы, но специфика данного объекта препятствует этому. Так промышленным образцом законодатель признает новое, оригинальное промышленно применимое художественно- конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид (ст. 1352 части четвертой ГК РФ)162. В нем есть единство его технических и эстетических качеств. Другими словами, как справедливо отмечала С. А. Чернышева, это внешний вид изделия, его форма, в которой дано

Сравнивая признаки рассматриваемых объектов (произведения изобразительного искусства и промышленного образца), можно отметить существенные их различия. Произведениям изобразительного искусства свойственна уникальность, которой промышленные образцы не обладают.

Таким образом, сравнительный анализ произведений изобразительного искусства, других объектов авторского права, а также объектов патентного права позволяет установить существенные особенности этой группы объектов авторского права. Прежде всего, это уникальный характер произведений изобразительного искусства: как правило, они создаются в одном или нескольких экземплярах, полноценное воспроизведение их в большинстве случаев невозможно, так как ведет к утрате ценностных черт произведения. Но в то же время при воспроизведении этих объектов произведение приобретает новые черты, которые позволяют считать копии самостоятельными произведениями. Таким образом, важной особенностью произведений изобразительного искусства является их неразрывная связь с материальными носителями, в которых они воплощены. Эти носители существуют в большинстве случаев в единичном экземпляре, а потому важно, как полагал В. А. Чертков, разграничивать право собственности на конкретное произведение изобразительного искусства и авторское право на само произведение86.

Установленные существенные особенности произведений изобразительного искусства как объекта авторского права позволяют определить в чем специфика их защиты. Бернская конвенция об охране

161 См. подробнее: Гавртое Э.П. Правовая охрана внешнего вида промышленных изделий (промышленных образцов) в СССР и зарубежных странах. Авторсф. дис. канд. юрнд. наук. М., 1967. С.37 и др.

См.: Чсрткоа В. А. Авторское право и право собственности на произведения изобразительного искусства // Советское государство и право. 1973. Хс 1. СМ 13-114.

литературных и художественных произведений166 указывает на то, что национальное законодательство по авторским правам должно охранять «все произведения в области литературы, науки и искусства»167. В статье 9 (2) соглашения ТРИПС установлено, что «охрана авторским правом распространяется на объективно выраженные результаты интеллектуальной деятельности, но не распространяется на идеи, процессы, способы, концепции или математические формулы в чистом виде»168. Таким же образом сформулирована ст. 2 Договор ВОИС по авторским правам. Таким образом, авторское право должно защищать лишь те произведения искусства, которые содержат в себе «неохраняемые идеи и охраняемую форму их выражения»169. В этой связи важную роль в юридической доктрине в понимании сущности правовой охраны произведения играет различение «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов произведения.

К «юридически безразличным» элементам произведения принято относить «его тему, фактический материал, положенный в основу произведения, сюжетное ядро и идейное содержание произведения»170, что в совокупности в искусствоведении называют содержанием произведения. Эти элементы не охраняются авторским правом. Их заимствование не является нарушением авторского права, не налагает на лиц заимствовавших никаких обязанностей. Это положение принято на основе морально-этических норм, сложившихся в сфере искусства.

К содержанию произведения относят и такой его элемент, как название, который также не защищается нормами авторского права, за исключением случаев, когда оно является оригинальным, в силу чего пользуется правовой охраной.

ш Российская Федерация-участница Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений с 13 марта 1995 г.

АЫгс П. Б., Сергеев A lt. Интеллектуальная собственность. М., 2000. С. 197-198. 16J Там же. С. 200. Там же. С. 200. Там же. С. 202.

«Внешней же формой произведения» является язык произведения, а именно, «свойственные автору средства и приемы создания художественных образов»89. Это совокупность использованных автором изобразительно выразительных средств, заимствование которых не возможно, допустимо цитирование с указанием на источник.

В части четвертой ГК РФ в самостоятельные группы объектов авторского права выделяются такие виды произведений изобразительного искусства, как фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, а также произведения декоративно- прикладного искусства.

Изначально фотография рассматривалась лишь как механическое копирование людей и окружающего мира и не признавалась произведением изобразительного искусства, охранявшемся нормами авторского права. Это положение было неверно по отношению к фотшрафиям, содержавшим творческий элемент. Объектами, охраняемыми авторским правом они были признаны в Основах авторского права 1928 г. и ГК РСФСР 1964 г. Однако было установлено обязательное требование признавать в качестве произведений изобразительного искусства лишь те, которые содержали указания на каждом экземпляре имени автора, места и года выпуска фотографии в свет. Таким образом, фотограф, выполняя или не выполняя требования закона, сам признавал или не признавал свою работу произведением творчества, что идет вразрез с общим принципом отсутствия формальностей как условия охраны произведений авторским правом. Но практика последних лет показала, что сейчас охраняются любые фотографии, независимо от выполнения формальностей90, поскольку современное законодательство, в частности, и действовавший до недавнего времени Закон РФ 1993 г., и вступившая в силу часть четвертая ГК РФ, исключили подобное требование, признав фотографические произведения полноценным объектом авторского права. Наряду с фотографиями, авторским правом защищены и произведения голографии, то есть объемные изображения объектов, слайды и иные произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

Далее рассмотрим такую разновидность произведений изобразительного искусства, как произведения декоративно-прикладного искусства. Они охраняются авторским правом, и выделены в самостоятельную группу в законе, ввиду своей значимости и присущих ей особенностей.

В ч. 4 ГК РФ отсутствует определение декоративно-прикладного искусства в отличие от доктрины, в которой под ним понимаются художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека17*. Гак, характерными признаками этого вида произведений являются утилитарность и художественность их исполнения. Эти изделия могут быть уникальными, неповторимыми, но многие из них тиражируются в большом количестве для удовлетворения культурных и бытовых потребностей граждан. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся ювелирные, галантерейные, металлические изделия, изделия из кожи, пластмассы, игрушки, значки, сувениры и др.

Во многих странах, в том числе Франции, установлены некоторые особенности правового режима этих объектов, если они предназначены для использования в промышленности. Как правило, они должны быть приняты и оценены художественными советами предприятия. Но независимо от этого их следует рассматривать в качестве объектов авторского права с момента их создания, а решение совета выполняет лишь функцию оценки достоинств произведения с точки зрения промышленного использования и является основанием для выплаты вознаграждения. В случаях необходимости это решение может быть заменено иными документами, например, решением суда’7′.

m См. об этом, например: Гаврилов Э.П. Авторское право на произведения дскоратиико-тфикяадкого искусства И Советское государство и право. 19S3. N5» 7. С. 95. Сил Дюма Р. Указ. соч. C.5I-55.

Но существуют определенные трудности, связанные с разграничением произведений декоративно-прикладного искусства и промышленных образцов. Мы ранее уже обращали внимание на эту проблему в связи с выявлением специфических особенностей, признаков, произведений изобразительного искусства как объектов авторского права. В ранее действовавшем российском законодательстве, как и в ГК РФ, под промышленным образцом понималось художественно-конструкторское решение, которое определяет внешний вид изделия150. Данное определение лишь осложняет решение существующей проблемы. В юридической литературе же неоднократно предпринимались попытки ее разрешения. Однако, с уверенностью можно утверждать лишь о наличии того факта, что до того, как созданный объект будет признан промышленным образцом по результатам патентной экспертизы, он является объектом, охраняемым авторским правом.

Имеется еще множество пробелов в современной российской юридической доктрине, связанных с видовым определением произведений изобразительного искусства. Например, не определен статус гравера, в отличие от зарубежной доктрины и законодательства, которые детально анализируют каждый вид произведений изобразительного искусства и статус их создателей, а также особенности его правовой защиты. Например, во Франции статус гравера приравнен к статусу художника даже в том случае, если он только воспроизводит уже существующее произведение, поскольку, переводя живопись в графику, автор привносит оригинальность данному произведению. Сама техника исполнения, свидетельствуя о мастерстве и опыте гравера, индивидуализирует произведение, отличая его от других. Но гравер создает новое произведение, наделенное оригинальными чертами, представляющее художественною ценность лишь в том случае, если он не ограничивается чисто механическими средствами воспроизведения. Таким

1,0 Ст.6 Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. Jfe 3517-1 //Российская газета. № 225. И. 10.92.

образом, гравер наделен правомочиями самостоятельно выбирать материалы для обеспечения законченности своего произведения, но при условии соблюдения прав автора оригинального произведения следить за точностью воспроизведения. Проблем нет, если речь идет об оригинальном эстампе, а именно, созданном по рисунку самого гравера, так как в этом случае права гравера охраняются как права автора. Но если речь идет о так называемой «репродукции или интерпретации» уже существующего произведения, которая безусловно, должна пользоваться защитой (ст. 4 французского закона от 11 марта 1957 г.), встает вопрос, пользуется ли гравер авторским правом на свою гравюру. Судебная практика, как и закон, отвечают на данный вопрос утвердительно. Но судебная практика также показала и то, что в случае, если гравер довольствуется лишь механическими средствами воспроизведения, его личность художника никак не проявляется во время создания гравюры, следовательно, она не может пользоваться авторской охраной (Paris, 19 dec. 1962, Д., 1963, 609)ш.

Не менее интересным, а также малоизученным остается вопрос о том, какие произведения архитектуры, скульптурные произведения ^ следует считать произведениями изобразительного искусства. Практически невозможно найти ответ на этот вопрос в современной юридической литературе, однако анализ их форм позволяет сделать вывод о том, что признак оригинальности этих произведений включает больше компонентов, в отличие от других объектов данной группы произведений. Он заключается не столько в том, как раскрывается личность автора, его творческий потенциал в произведении, сколько в составляющих архитектурного или скульптурного произведения. Так произведение архитектуры, что касается его формы, одновременно включает в себя графическое оформление (эскиз, план) и объемное оформление, которое проявляется в уже созданном произведении. Оригинальность в этом случае касается и эскизов, планов, макетов, деталей, материалов и всего того, что показывает личный вклад автора в концепцию и

Си.: Дача Р. У км. соч. С.56-57.

В ранее действовавшем Законе РФ 1993 г., как и в действующей части четвертой ГК РФ, специально выделены такие объекты авторского права, как произведения садово-паркового искусства в группе с произведениями

Дкма Р Указ. сом. С.56-57. w Тазе же. С 53.

архитектуры, градостроительства, которые обладают определенной спецификой, сближающей их с произведениями декоративно-прикладного искусства, и имеют двойное назначение.

Так, с одной стороны, они призваны удовлетворять материальные потребности человека. С другой стороны, как произведения искусства, они удовлетворяют художественные потребности человека. Но охраняется авторским законодательством только художественная сторона зданий, сооружений, проектов и т.д., и объектом авторского права становится не весь проект, а лишь его архитектурная часть, исключая все технические, организационные решения архитектурных идей в натуре.

Среди произведений архитектурной пластики и графики авторским правом охраняются: фасады, эскизы, проекты застройки, перспективы, макеты, модели, рисунки, планы озеленения, размеры и т. п., а также собственно произведения садово-паркового искусства, архитектуры, градостроительства, в частности, в виде зданий, сооружений, садов, парков, кварталов застройки и т. д. У ряда авторов в работах, посвященных произведениям искусства, выражена точка зрения, согласно которой объективной формой архитектурных произведений являются чертежи и эскизы и только, а не сами объекты, созданные по ним155. Другие авторы не соглашаются с подобной позицией. Например, А.П. Сергеев считает, что здания и сооружения являются основной объективной формой, в которой воплощается произведение такого рода94. Само воспроизведение здания по разработанному архитектурному проекту не причисляется к творческой деятельности; регламентируется гражданско-правовым законодательством о договорах, например договором187 подряда и др. Автору же проекта предоставляется возможность контролировать реализацию проекта.

Автор данного исследования придерживается точки зрения, что и чертежи с эскизами, и созданные на их основе произведения архитектуры следует признавать объективными формами из числа тех, перечисленных, в частности в и. 3 ст.1259 части четвертой ГК РФ, а именно формами объемно- пространственной и изображения.

Вопрос о признании зданий и сооружений охраняемыми авторским законодательством произведениями получил окончательное разрешение в ст. 16 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ (в ред. от 18.12.2006) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»95, в соответствии с которой объектами авторского права являются как архитектурные проекты, так и разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект: здание, сооружение, интерьер и др., воспроизведенные на основе архитектурного проекта. При этом не стоит забывать о том, что в произведениях садово-паркового искусства, градостроительства, архитектуры наибольшую ценность представляют архитектурные идеи, а не внешняя форма их выражения. В тоже время авторским правом охраняется форма, а не содержание произведения, хотя на практике часто возникает необходимость в охране от присвоения именно архитектурных идей.

В отношении произведений архитектуры, градостроительства, садово- паркового искусства следует признавать авторские права авторов и правомочия но владению, пользованию, распоряжению материальными объектами. Законодательством владельцу здания или другого объекта предоставляется возможность переделывать его, вносить какие-либо изменения, таким образом, автору такого произведения не гарантируется неприкосновенность его творения. Между тем это, согласно ст. 21 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», может производиться лишь при соблюдении условий, в частности под наблюдением органа, выдавшего архитектурно-планировочное задание. Этой же статьей было предусмотрено, что архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению его произведения, расположенного в общественном месте.

С введением в действие части четвертой ГК РФ авторам, в том числе произведений архитектуры, гарантировано право на неприкосновенность произведения и дано право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в случае искажения, изменения произведения без его согласия.

Вышеуказанные изъятия российского законодательства свидетельствуют о специфике данного объекта авторского права, отличии его от других объектов интеллектуальной собственности.

Классификация произведений изобразительного искусства.

Проблема классификации произведений изобразительного искусства, нерешенная на предыдущих этапах развития авторского права, остается актуальной и в начале XXI века. Интерес к ней обусловлен не только тем, что в законодательстве содержится лишь примерный перечень видов изобразительного искусства, произведения которых являются объектами авторского права в РФ. Он порожден также культурными тенденциями, зародившимися в XX веке в результате материально-технических достижений, характерных для индустриального и постиндустриального общества.

Эти процессы затронули, в том числе, и сферу художественной культуры, что проявилось в возникновении е.е новых и модернизации существовавших видов96. Внимание художников-авторов произведений искусств во многом переключилось па создание новых предметов материальной культуры, таких, например, как дизайн.

Кроме того, модернистские течения в различных видах искусства активно синтезировали в процессе творчества разные начала, виды и жанры искусства: их представителей интересовали проблемы практического сближения искусства и литературы, синтеза музыкальных звуков и цвета, либо танцевальной пластики, запахов — во имя расширения возможностей искусства в его воздействии на восприятие всеми человеческими чувствами. Эта тенденция, сохранившаяся и сейчас, дает нам основание говорить о появлении синтетических форм искусства. И, следовательно, встает вопрос, относятся ли данные виды искусства к разряду произведений изобразительных искусств (в данном контексте, говоря о произведениях всех видов изобразительного искусства, автор полагает более уместным употреблять термин «произведения изобразительных искусств»97), если речь, например, идет о комплексных, живописно-музыкальных произведениях с единым автором, либо отнести их к категории, именуемой в ранее действовавшем Законе РФ 1993 г.98 и в действующей части четвертой ГК РФ «другие произведения».

Учитывая перечень произведений изобразительного искусства, который содержится в ст. 1259 части четвертой ГК РФ, в который входят произведения живописи, скульптуры, графики, архитектуры, дизайна; графические рассказы; комиксы; иллюстрации; литографии; фотографические произведения; произведения прикладного искусства; географические карты, планы; наброски и произведения изобразительного искусства, относящиеся к географии, топографии, архитектуре и науке; не исключая из этого перечня и предметы мебели, убранства, ювелирные изделия, отвечающие критериям правовой охраноспособности, признанные объектами авторского законодательства, например во Франции99, автор диссертации предлагает следующие варианты классификации данных объектов.

С предложенным видовым составом произведений изобразительного искусства можно их классифицировать, например, по видам изобразительных искусств: произведения скульптуры, живописи, архитектуры и др.

В зависимости от состава: на простые и сложные (произведения, относящиеся к различным видам искусства, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению). В их целостности заключается их отличие от составных произведений. К сложным произведениям автор предлагает отнести синтетические произведения. Они появились, в том числе, в результате возникновения новых (например, дизайн) и модернизации существовавших предметов материальной культуры, синтеза разных начал, видов и жанров искусства. По мнению автора, следует относить данные виды искусства к разряду произведений изобразительного искусства, в тех случаях, когда речь, например, идет о комплексных, живописно-музыкальных произведениях (инсталляциях и т.п.) с единым автором, либо относить их к категории, именуемой в п. 1 ст. 1259 ч. 4 ГК РФ (также в Законе «Об авторском праве и смежных правах») «другие произведения» в случае синтеза, в котором отсутствует произведение изобразительного искусства. Кроме того, автор диссертации полагает необходимым легально определить их место в классификации и установить статус авторов синтетических форм искусства. В законодательстве следует регламентировать права, принадлежащие автору подобного творческого произведения, учитывая наличие в перечне прав авторов произведений изобразительного искусства права доступа и права следования.

В заключение следует отметить, что проблемы дополнения имеющегося в законодательстве перечня объектов группы произведений изобразительного искусства, установления оснований (критериев) для их классификации требуют своего законодательного разрешения.

Отметив особенности произведений изобразительного искусства, в целях уяснения особенностей их правовой регуляции и решения проблемы перехода права собственности на них следует решить вопрос о копиях рассматриваемых произведений.

Как уже было выше сказано, для произведений изобразительного искусства особенно важно разграничивать право собственности на произведение изобразительного искусства как вещь и авторское право на свое произведение’93.

Гражданский кодекс РФ презюмирует возникновение авторского права на произведение в силу факта его создания. Таким образом, для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. С начала 90-х гг. XX в. в России автору принадлежат личные неимущественные права и имущественные права на созданный им объект. Это же деление авторских прав подразумевается и в части четвертой ГК РФ.

К личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора. В ст. 1266 ГК РФ право на защиту репутации автора заменено правом на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений. Имущественными правами автора (или исключительным правом на произведение согласно ст. 1270 ГК РФ) являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на сообщение в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и дру!ую переработку, право на переработку, право на доведение до всеобщего сведения. В ст. 1270 ГК РФ выделены в самостоятельных пунктах следующие способы использования произведения: прокат оригинала или экземпляра произведения; практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. По общему правилу, личные неимущественные права могут принадлежать лишь непосредственно создателю произведения, они являются неотчуждаемыми и не могут передаваться другим лицам. В то же время у иных лиц, например, наследников, возникает право на охрану авторства, авторского имени и репутации умершего автора, которое действует бессрочно. Напротив, имущественные права носят срочный характер, период их действия ограничивается в действующем законодательстве сроком жизни автора и 70 годами. Имущественные права на использование произведения могут свободно переходить к другим лицам на основании авторских договоров.

Что же происходит с авторским правом создателя при переходе права собственности на произведение изобразительного искусства? В российском законодательстве установлено, что при переходе права собственности на данный объект за автором сохраняются его авторские права, кроме прав, переходящих к собственнику, таких как право на демонстрацию произведения на публичных выставках. Это, по мнению квалифицированных специалистов в этой области, ограничивает права собственника конкретного произведения изобразительного искусства19’1. На собственника возложена обязанность обеспечить неприкосновенность произведения изобразительного искусства, он не вправе вносить какие-либо изменения в тот материальный объект, в котором оно воплощено. Также собственник должен предоставлять возможность автору произведения осуществлять его авторские правомочия в отношении произведения, в частности, копировать его, таким образом, собственник обязан обеспечить доступ автора к его произведению.

Сергее А.П. Указ. соч. С. 278-283.

Право пользования материальным объектом автора, в случае, если этот объект является собственностью другого лица, составляет право автора на чужую вещь. Это право автора может быть защищено в судебном порядке, согласно ст. 12 ГК РФ. В частности, как и ранее суд может определить в своем решении порядок и условия осуществления авторских полномочий, обеспечивающие сохранность произведения, законные права и интересы собственника195. Но, если собственник произведения осуществляет его воспроизведение и распространение без согласия и без ведома автора, это является нарушением авторского права. В этой связи известно судебное дело по иску художника Ф.Ф. Федоровского к Театральному музею имени А.А. Бахрушина и Советской филателистической ассоциации. В своем решении по данному делу Верховный Суд СССР признал, во-первых, что рисунки художника сохраняют характер самостоятельного объекта авторского права, могут использоваться для воспроизведения отдельно от всего спектакля в целом, и, во-вторых, за художником сохраняются авторские права на созданное им произведение, хотя оно и перешло в собственность других лиц. Таким образом, автор произведения изобразительного искусства сохраняет свои авторские права при переходе права собственности на это произведение к другому лицу.

Другая сложная проблема возникает в связи с охраной копий произведений искусства. Прежде всего, встает вопрос о том, следует ли считать копии произведений искусства оригинальными произведениями и, вследствие этого, обеспечивать им защиту.

В юридической доктрине существуют две точки зрения на этот счет. Согласно первой теории, копия, какой бы мастерской ни была, является результатом квалифицированной технической работы, поэтому не признается объектом авторского права196. С точки зрения другой теории, создание копий рассматривается как особый творческий процесс, в результате которого

См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР. I От*, ред. С.Н. Братусь, О.Н. Садиков М., 1982. С. 51.

Об этом писал в своих работах: Ссреброаский В.И. Вопросы советского авторского права. M.. 1956. С. 217-219.

создается новый объект авторского права, наделенный индивидуальными оригинальными чертами. Поэтому копия, являющаяся воссозданием произведения изобразительного искусства в своей оригинальной предметной форме, должна признаваться объектом, охраняемым авторским правом100. Последняя точка зрения представляется более правильной, об этом свидетельствует апробация этих теоретических положений на практике, а именно, признание авторских прав создателей копий произведений изобразительного искусства. В российском законодательстве вопрос о правовом режиме копий произведений изобразительного искусства прямого разрешения не получил, а потому должен решаться с учетом общих положений авторского права, из которых ясно, что снятие копий допускается с согласия автора и его правопреемников, в некоторых случаях собственника, не являющегося автором. Но, если истекли сроки охраны авторского права, произведения изобразительного искусства, в частности, установленные в публичном месте, могут копироваться без разрешения.

Очевидно, что произведения изобразительного искусства занимают особое место среди объектов авторского права, обусловленное их уникальным характером. Практически сложно дать однозначное определение произведений изобразительного искусства, а также исчерпывающую их классификацию ввиду разнообразия форм и технических способов выражения задумок автора в этих произведениях. Тем не менее, можно установить перечень (состав) объектов данной группы, в который нормативные акты и правоприменительная практика включают произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксы, графические рассказы, произведения монументального искусства и произведения декоративно- прикладного искусства, фотографические и иные произведения.

Сравнительный анализ указанных объектов с другими объектами авторского права позволяет установить отличительные особенности произведений изобразительного искусства, к которым, в первую очередь, следует отнести: их уникальный характер и неразрывную связь материальным носителем, в котором они воплощены, а также способ объективации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *