что такое профилизация образования ее цели и задачи

Профилизация — это новое в педагогике слово. Проанализируем его задачу и основные параметры. Предназначением данного процесса является помощь детям в правильном подборе будущей специальности. В российском образовании направления профилизации предлагаются на старшей ступени обучения.

что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть фото что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть картинку что такое профилизация образования ее цели и задачи. Картинка про что такое профилизация образования ее цели и задачи. Фото что такое профилизация образования ее цели и задачи

Важные моменты

После модернизации отечественного образования в российские школы были введены стандарты второго поколения на каждой ступени обучения. В частности, для обучающихся девятых классов вводится обязательная предпрофильная подготовка. Ребятам (на выбор) предлагается несколько элективных курсов по разным учебным дисциплинам (междисциплинарные курсы). Школьники, подбирая один либо несколько подобных элективов, получают реальную возможность определиться с последующим направлением. Ранняя профилизация — это возможность подобрать те учебные дисциплины, которые потребуются школьнику для поступления в конкретное учебное заведение.

что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть фото что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть картинку что такое профилизация образования ее цели и задачи. Картинка про что такое профилизация образования ее цели и задачи. Фото что такое профилизация образования ее цели и задачи Вам будет интересно: Значение слова «объективный», или реакция на окружающий мир

что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть фото что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть картинку что такое профилизация образования ее цели и задачи. Картинка про что такое профилизация образования ее цели и задачи. Фото что такое профилизация образования ее цели и задачи

Полезные советы

что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть фото что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть картинку что такое профилизация образования ее цели и задачи. Картинка про что такое профилизация образования ее цели и задачи. Фото что такое профилизация образования ее цели и задачи Вам будет интересно: Значение слова «объективный», или реакция на окружающий мир

Если в образовательной организации нет возможности предложить старшеклассникам углубленное изучение отдельных предметов, вполне можно заниматься самостоятельно, подобрать репетитора. Профилизация в школе играет важную роль в становлении представлений о взаимосвязи между школьными предметами и будущей специальностью. К сожалению, далеко не во всех учебных заведениях нашей страны уделяется должное внимание подобным вопросам.

что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть фото что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть картинку что такое профилизация образования ее цели и задачи. Картинка про что такое профилизация образования ее цели и задачи. Фото что такое профилизация образования ее цели и задачи

Основные проблемы

Профилизация обучения — это серьезный и ответственный процесс, который предполагает заинтересованность всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, ребенка. Прежде чем приступать к углубленному изучению каких-то отдельных предметов, необходима серьезная подготовительная работа. В частности, важна диагностика (предварительное тестирование), по результатам которой можно выявить предрасположенность подростков к определенным научным сферам. Анализ полученных результатов позволяет выявить предрасположенность школьника к практическому изучению профильных дисциплин (школьных предметов).

До того времени, пока подобный серьезный анализ не будет сделан, любые «движения» в каком-либо направлении не только не принесут желаемого результата, но и могут способствовать негативным последствиям. В советской школе родители пытались навязать детям обучение в определенном учебном заведении, выбирали за них те предметы и направления, которые считали наиболее перспективными, что негативно отражалось на психическом и физическом состоянии подростков.

В настоящее время среди тех проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники при подборе направления обучения, выделяют:

минимальность школ с подлинным профильным обучением (в большей части учебных заведений выбор учебных дисциплин для углубленного изучения является формальностью);

нет возможности подбирать профиль самостоятельно (во многих ОУ распределение по классам осуществляется на основе успеваемости);

многие подростки в 12-15 лет не готовы к определению своей будущей профессии

Подобные проблемы связаны с первичной профориентацией, они свидетельствуют о необходимости консультаций с учениками 8-9 классов.

что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть фото что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть картинку что такое профилизация образования ее цели и задачи. Картинка про что такое профилизация образования ее цели и задачи. Фото что такое профилизация образования ее цели и задачи

Значимость профориентации

В рамках новых образовательных стандартов, которые внедряются на всех ступенях обучения, отдельное внимание уделяется профориентационной работе. В частности, для девятиклассников проводится курс профориентации. Его разработчиками являются классные руководители и психологи. Помимо разнообразных тестирований и диагностик, с результатами которых знакомятся и сами подростки, и их родители, педагоги привлекают представителей различных специальностей. Знакомство девятиклассников с основными видами их деятельности способствует осознанию содержания профессий, помогает подросткам в подборе учебных предметов для углубленного изучения их на старшей ступени обучения.

что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть фото что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть картинку что такое профилизация образования ее цели и задачи. Картинка про что такое профилизация образования ее цели и задачи. Фото что такое профилизация образования ее цели и задачи

Инновации в образовании

Министерство просвещения РФ осознает значимость ранней диагностики, поэтому был разработан специальный портал «ПроеКтория». Ребята 7-11 классов получают прекрасную возможность включиться во всероссийские открытые уроки. Так как профилизация образования — это активный творческий процесс, старшеклассникам предлагаются кейсы по различным направлениям. Крупные компании подключаются к работе.

Модель для старшей школы

В некоторых российских образовательных учреждениях профилизация — это возможность подготовиться к сдаче единого государственного экзамена. Данная позиция является абсолютно недопустимой, так как основным предназначением профильной подготовки является погружение старшеклассника в предмет. Как можно обеспечить подростку самостоятельность выбора тех школьных предметов, которые он будет изучать на углубленном уровне? В некоторых образовательных учреждениях на старшей ступени обучение ведется по индивидуальным планам.

что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть фото что такое профилизация образования ее цели и задачи. Смотреть картинку что такое профилизация образования ее цели и задачи. Картинка про что такое профилизация образования ее цели и задачи. Фото что такое профилизация образования ее цели и задачи

Подведем итоги

В отечественном образовании в настоящее время происходят масштабные преобразования. На ступени основной школы вводятся курсы по профориентации, направленные на знакомство школьников с миром профессий. Старшая ступень обучения предполагает выбор ребятами базовых и профильных предметов, обучение осуществляется по различным методикам и программам. Личностно-ориентированный подход способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого ребенка.

Источник

Профилизация образования в общеобразовательной школе

Педагогические науки

Похожие материалы

Профилизация социально-гуманитарного образования предусматривает развитие творческих способностей и творческого мышления, стимулирование познавательной деятельности, которое осуществляется за счёт повышения уровня проблемной образовательной ситуации. Социально-гуманитарное образование носит проблемный характер. Проблематический характер истолкования задаётся акцентом на стыковые, узловые феномены культуры, лежащие в поле межкультурного взаимодействия, альтернативных стратегий и концепций интерпретаций. Основным направлением модернизации современной отечественной школы является внедрение профильного обучения на старшей ступени, с тем чтобы создать учащимся условия для получения специализации в той области знания, которая вызывает у них интерес. Профилизация создает организационные возможности для смягчения последствий массового образования и обеспечения оптимальных условий для межличностного развития учащихся, в том числе в социально-гуманитарной сфере. Это находится в полном соответствии с целевой установкой современного школьного образования.

Введение профильного обучения в старших классах, рассматриваемое как средство оптимизации индивидуализации обучения, путь реализации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса является одним из знаковых направлений реформирования современного российского образования. На психологическом уровне это с необходимостью предполагает надежную дифференциацию учащихся по профильным классам с максимальным учетом их индивидуальных особенностей, мотивации, особенностей психических процессов и состояний, способностей и т.д. В современной педагогической практике часто используется технология дифференциации учащихся по профильным классам согласно успешности усвоения предметных знаний. Очевидно, что при этом упускается целый ряд сугубо личностных, психологических обстоятельств, например способность выпускника к социальной и профессиональной адаптации, необходимая личностная и профессиональная мобильность, самоопределение по отношению к культуре, к будущей жизнедеятельности и многое другое.

Сейчас выделяется тенденция выбора не профессии как таковой, а образа жизни и атрибутики, соответствующих некоторым профессиональным группам. В молодежной культуре зачастую ценность образования заключается лишь в возможности достижения материальных благ. Не являясь терминальной ценностью, образование скорее выступает как способ достижения прагматических целей и несамоценно как идеал саморазвития личности. Слабость и размытость профессиографических критериев разграничения профилей обучения закрепляет эту тенденцию, на фоне которой существуют престижные или нет профильные направления обучения в школе, а в дальнейшем и в вузе. Кроме того, педагоги, преподающие профильные дисциплины, в большинстве случаев не имеют практического опыта в тех сферах деятельности, которые соответствуют профильным направлениям, а учащиеся не включены в конкретную трудовую деятельность, побуждающую развитие профессионального самоопределения. Сами профильные направления отличаются слабой привязанностью к реальным требованиям тех или иных профессиональных групп. Остается недостаточной теоретическая и практическая разработанность подходов к психологически обоснованной дифференциации широких масс школьников согласно введенным профильным направлениям обучения.

Профильное обучение – особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Формирование готовности к профессиональному самоопределению происходит на основе профессионального интереса, который проявляется в старших классах, когда учебно-профессиональная деятельность школьников становится ведущей. Основой для формирования профессионального интереса как необходимого условия профильного обучения является познавательный интерес, его упрочение и специализация.

Выбор школьниками профиля обучения основан на потребности учащихся расширять и углублять свои знания, умения и навыки в интересующей области; активизировать познавательные процессы и творческую деятельность; получать эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительным занятиям, интересующим видом деятельности. Развитие умений целеполагания, анализа, сопоставления формирует у школьников готовность к профессиональному самоопределению. Вместе с тем определение профилей обучения осуществляется не только на основе познавательного интереса учащихся, но и с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников условно можно выделить следующие этапы и соответствующие им содержание, формы и методы предпрофильной подготовки.

I этап (1–4-е классы) – формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества; формирование интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

II этап (5–7-е классы) – формирование у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях. На этом этапе важно предусмотреть включение учащихся в деятельность развивающего характера, ориентированную на приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики как в учебном процессе, так и во внеурочной работе.

III этап (8–9-е классы) – уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

В 9-м классе осуществляется углубленная предпрофильная подготовка. Это этап дифференциации познавательных способностей учащихся и мягкой профилизации обучения. У учащихся складывается первое представление о творческой научно-исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания; школьники постигают логику научной деятельности в следующей последовательности: исследование явления, накопление информации о нем, систематизация информации и поиск закономерностей, объяснение закономерностей, установление причин их существования, изложение научной информации, постижение методов научного познания. Происходит раскрытие науки как особого вида деятельности, что необходимо для полноценного усвоения знаний и формирования мировоззрения учащихся.

На этом этапе обучения важную роль в решении задач предпрофильной подготовки должны сыграть элективные курсы, призванные поддержать зарождающийся у школьников интерес к той или иной дисциплине, помочь ему сделать правильный выбор. Обязательные курсы по выбору, предлагаемые девятиклассникам, должны не столько удовлетворять запросы и развитие способностей личности в определенной области познавательной деятельности, сколько выявлять их интересы, проверять возможности каждого ученика и помогать ему в выборе профиля обучения в старшей школе. Поэтому многие курсы по выбору, предлагаемые учащимся на этом этапе предпрофильной подготовки, должны иметь развивающую, деятельностную, практическую направленность.

Вводить курсы по выбору следует постепенно, так как единовременное введение целого спектра разнообразных курсов может поставить ученика и его родителей перед трудноразрешимой задачей выбора. Считается оправданным предложение на выбор учащихся списка из трех-четырех курсов по одному профильному предмету. Для того чтобы избежать навязывания школьникам профиля обучения и отдельных элективных курсов, полагается обязательным их приобщение к необходимости постоянного поиска и выбора своего пути. Причем нужно это делать раньше, чем начинается углубленная предпрофильная подготовка (5–8-е классы).

Все этапы профильного обучения сопровождает диагностика интересов, склонностей, способностей школьников, прогнозирование успешности овладения учащимися учебным материалом, диагностика готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения.

Профилизация общего образования в социально-гуманитарной сфере должно решать задачу раскрытия и реализации фундаментальных структур человеческого бытия, которое служит условием творческого освоения и эффективного применения современного социально-гуманитарного знания. Это означает единство человеческой личности в ее коммуникации, понимании, представлении, самосозидании и мироосвоении, условия которых способно задать современное социально-гуманитарное образование.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Что такое профилизация образования ее цели и задачи

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Понятийная основа процесса профилизации образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/02/31221 (дата обращения: 25.11.2021).

Анализ современной научной литературы свидетельствует о возрастающем интересе к вопросу профилизации образовательной среды. Реализация концепции профилизации образовательной среды дает возможность формировать и развивать у учащихся и студентов современное миропонимание и мировоззренческую культуру, умения экстраполировать полученные знания на социокультурные установки; способствует формированию профессиональной мотивации будущего специалиста.

Рассмотрению понятия профилизации посвящен ряд исследований педагогов и психологов: Т.П. Афанасьевой, С.Н. Беловой, Е.В. Ворониной, Г.А. Ворониной, И.В. Ильиной, Н.В. Немовой, Г.Н. Подчалимовой, В.В. Сохранова, А.Н. Худина, Т.И. Шамовой и др.

Однако сложность и многоаспектность данного понятия требует его дальнейшего изучения, в том числе в контексте его реализации в соотнесении с понятием «образовательная среда».

Проанализируем понятие профилизации на основе существующих определений.

Анализ классических энциклопедических, толковых и специальных словарей выявил различные подходы к определению понятия «профилизация». В данных словарях представлено лишь определение глагола «профилировать», производным от которого является термин «профилизация». «Профилировать», согласно Большому энциклопедическому словарю, означает «придавать какой-либо характер, определенную производственную направленность чему-либо» [1]. В контексте профилизации образовательной среды данный термин подчеркивает, на наш взгляд, практико-ориентированную, профессионально-направленную специфику образовательного процесса в условиях профильного обучения.

Психолого-педагогическая специфика и неопределенность трактовки термина «профилизации» побудила нас обратиться к терминологическому словарю по предпрофильному и профильному образованию. В указанном словаре под профильным обучением понимается:

1) обучение, соответствующее одному или нескольким направлениям, в ходе которого осуществляется предпрофессиональная подготовка;

2) средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [2, С.34].

Термин «профилизация» определяется в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года под профильным обучением понимается «система специализированной подготовки, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» (распоряжение Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001).

В работах Т.И. Шамовой, Г.Н. Подчалимовой, А.Н. Худина, И.В. Ильиной, С.Н. Беловой дается следующее определение профилизации: «образовательная система специализированной подготовки личности к решению одной из жизненно важных проблем – обоснованного выбора направлений будущего профессионального образования, самореализации выпускника в его самостоятельной жизни и профессиональной деятельности» [3, С.7].

Направленность профилизации на подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности подчеркивается также в определении профилизации, данном Г.А. Ворониной. Автор рассматривает профильное обучение как обучение, направленное на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса с учетом интересов и склонностей учащихся и создающее условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями [4, С.7].

Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова определяют профилизацию как «способ дифференциации и индивидуализации образования за счет нововведений изменений структуры, содержания и организации образовательного процесса» [5, С.73]. Исследователями отмечается, что профилизация предоставляет возможность наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, формировать интерес к продолжению образования и получению современной профессии. В рамках профильного образования все участники этого процесса: учителя, родители и ученики – получают возможность выстраивать личностно ориентированный индивидуальный план обучения.

По мнению Е.В. Ворониной, профилизацией образования является подготовка человека, имеющего качественные базовые предметные знания, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к непрерывному образованию и перемене профессии в течение всей жизни [6, С.10]. В данном определении делается акцент на возможности профилизации в вопросе формирования готовности будущего специалиста к самообразованию и саморазвитию в течение всей профессиональной деятельности, основой для чего является качественное обучение на начальных этапах образования в учреждениях профильной образовательной среды.

В исследованиях В.В. Сохранова понятие профилизации определяется через контекст высшего профессионального образования. Автором отмечается, что «профилизация – это, прежде всего индивидуальный подход к студентам, дополняющий и совершенствующий общее образование и направленный в отличие от последнего, на практическое использование своих знаний в жизни и ориентацию на рынке труда» [7, С. 88].

Анализ представленных определений позволяет нам выделить следующие специфические характеристики понятия «профилизация» в контексте функционирования образовательной среды:

– профилизация образовательной среды является средством дифференциации образования;

– профилизация образовательной среды направлена на создание системы специализированной подготовки за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса;

– профилизация образовательной среды является средством предпрофессиональной подготовки будущего специалиста за счет создания условий для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями учащихся и студентов;

– профилизация образовательной среды – это средство индивидуализации образования за счет более полного учета интересов, склонностей и способностей учащихся и студентов;

– профилизация образовательной среды способствует интеграции всех ступеней образования в целях реализации преемственности в передаче и усвоении профессионально-направленных знаний, умений и навыков, а также в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста.

Обобщая имеющиеся в научном знании подходы к данному понятию, возможна следующая трактовка понятия профилизации образовательной среды: под профилизацией образовательной среды нами понимается процесс дифференциации образования на основе личностной и профессиональной ориентированности, акмеологичности, аксиологичности и системно-деятельностной реализации участников педагогического процесса за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса и обеспечения инновационных основ его развития.

Принцип дифференциации образования, положенный в основу профилизации образовательной среды, предполагает учет в процессе обучения социальных и профессиональных интересов, индивидуальных особенностей, способностей и потребностей личности учащегося во всех формах, методах, на всех этапах обучения (индивидуализация, личностная и профессиональная ориентированность обучения); оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов (аксиологический компонент профилизации); учет социально-политических, социально-экономических условий для раскрытия и проявления личностных возможностей, всех способностей человека (акмеологический компонент профилизации).

Г.А. Ворониной отмечается, что достаточно близко к понятию профилизации образования понятие фуркации, т.е. возможность получения образования по различным учебным планам и программам, обеспечивающим специализацию [4, С.5]. Проявлением фуркации, по мнению автора, явились, появившиеся в России XIX века реальные и классические гимназии, разделившиеся в дальнейшем на гимназии классические (с древними языками) и современные.

Анализируя данный исторический факт, считаем необходимым отметить, что современное понятие профилизации, на наш взгляд, несколько шире понятия фуркации, веденного в XIX веке. Мы полагаем, что профилизация обеспечивает не только специализацию на основе дифференциации учебных планов и программ, что подчеркивается в определении фуркации, но и имеет личностно и профессионально ориентированный характер.

Е.В. Ворониной вводятся понятия «жесткой» и «мягкой» профилизации [6, С.19]. Под жесткой профилизацией автор понимает профилизацию, имеющую следующие особенности: четко определяется набор предметов для изучения; содержание строится на основе программ углубленного обучения профильным предметам при отсутствии разгрузки непрофильных областей; осуществляется селективный отбор в профильные классы; элективные курсы формируются, в основном, на предметной и межпредметной основе.

Е.В. Воронина выделяет следующие особенности мягкой профилизации:

– предлагается несколько уровней изучения предметов. Выбор уровня изучения предметов предоставляется обучающимся и их родителям, таким образом, они получают возможность участвовать в проектировании образовательного процесса и принятии решений по формированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– распределение обучающихся по профилям осуществляется на основе индивидуальной работы с каждым, этому предшествует предпрофильный этап подготовки, дающий обучающимся возможность испытать себя в различных видах деятельности, связных с будущей профессией;

– предлагается широкий выбор элективных курсов развивающего, межпредметного характера, с использованием альтернативных систем мониторинга;

– осуществляется психолого-педагогическое сопровождение процессов самоопределения на основе изучения склонностей и способностей обучающихся, профессиональных и образовательных склонностей обучающихся и их родителей. Результаты мониторинга, проведенного психологической службой, носят информационный характер;

– в организации педагогического процесса используется технология составления индивидуальных учебных планов.

Мы полагаем, что в контексте профилизации образовательной среды более эффективным является вариант «мягкой» профилизации, поскольку в данном случае обучающимся и студентам предоставляется возможность выбора: выбора уровня изучения предметов; индивидуальных образовательных траекторий; профиля обучения, связанного с будущей профессией; курсов развивающего, межпредметного характера. Выбор, по мнению Е.В. Ворониной, является основой построения профильной школы. Однако, имея возможность самостоятельности в выборе, данный выбор сопровождается помощью со стороны учителей, преподавателей, психологов, работодателей и других участников процесса профилизации образовательной среды.

Так, в исследованиях Т.И. Шамовой, Г.Н. Подчалимовой, А.Н. Худина, И.В. Ильиной, С.Н. Беловой отмечается, что «важное место в процессе обучения должно быть отведено оказанию помощи в выборе – предварительном самоопределении в отношении профилирующего направления собственной деятельности; в создании образа своей будущей жизнедеятельности; в саморазвитии мотивационной сферы личности; в самоформировании ценностей; в понимании миссии тех профессий, специальностей, к которым делается поворот; в самопроектировании образовательных задач и способов их решения; в самостоятельном поиске информации; в самостоятельном приобретении знаний, умений, навыков, качеств личности, необходимых для решения жизненно важных и профессиональных проблем; в обучении творчеству; в творческом самостоятельном решении образовательных задач; в образовательной рефлексии» [8, С.20].

Следовательно, вариант «мягкой» профилизации на основе права выбора, предоставляемого участникам профильного образования, является перспективным путем развития профилизации образовательной среды.

Анализируя понятие профилизации образовательной среды в целях недопущения подмены терминов, на наш взгляд, следует рассмотреть близкие по значению понятия.

Применительно к теме нашего исследования, необходимо разграничить понятия «профилизация» и «специализация». По мнению Б.З. Вульфова, «профилизация существенно отличается от специализации: последняя, как правило, связана со сколь угодно глубокой и (и необходимой!), но, прежде всего «узкой», конкретной, сугубо специальной, инструментальной подготовкой будущего инженера» [9, С.103].

Следовательно, перед профилизацией стоят важные задачи специализированной подготовки. Однако, ее функции шире функций специализации, поскольку способствуют реализации общеобразовательной, общекультурной подготовки будущего специалиста, системному, целостному видению им своей деятельности, ее пространства, механизмов, причинно-следственных связей.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *