что такое профессиональный рост педагога
Профессиональный рост педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе
Основными характеристиками современного мира сегодня выступают такие его качества, как развитие, изменчивость, динамизм, новизна. И если совсем недавно полученное человеком образование позволяло ему достаточно комфортно чувствовать себя в окружающем мире относительно долгое время, то в настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Мир развивается настолько динамично и непредсказуемо, что знания, которые человек получает сегодня, завтра могут быть уже не востребованы, т.е. процесс получения знаний и их устаревания происходит практически одновременно. В таких условиях работа педагога усложняется многократно, и единственный выход из этой ситуации постоянно заниматься самообразованием, т.е. принцип «образование через всю жизнь», должен стать главным в профессиональной деятельности любого современного учителя.
Постоянно изменяются не только содержание знаний и их объем, но и сами образовательные технологии также не стоят на месте. Поэтому современный педагог должен быть всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и уметь использовать их в своей работе.
Как показывает практика, любые реформы, нововведения и инновации в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если педагог, от которого в конечном счете и зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма.
Поэтому учитель сегодня должен быть не только всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который постоянно стремится к самосовершенствованию.
В своей работе мы будем опираться на два основных понятия – «профессионализм» и «компетентность».
Профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям [3].
От профессионализма стоит отличать такое понятие, как «компетентность». Компетентность входит в профессионализм в качестве основного элемента, но данные понятия не тождественны.
Компетентность – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность – это качество человека, обладающего знаниями в какой-либо области и мнение которого является авторитетным [5].
По своему объему понятие «профессионализм» шире, так как включает в себя и особый взгляд на жизнь (мировоззрение), и особую систему отношений к себе, к своей работе, к другим людям. Это и особый вид мотивации. Одним словом, компетентность – это одна из основных, но не единственная составляющая профессионализма.
Таким образом, если мы называем педагога профессионально компетентным, это значит, что он осуществляет свою деятельность на достаточно высоком уровне и демонстрирует стабильные положительные результаты. Основу его деятельности в первую очередь составляют сформированные педагогические компетенции: предметная, методическая, психолого-педагогическая, дифференциально-психологическая.
От профессиональной подготовки современных педагогов напрямую зависит и качество современного образования. Требования, предъявляемые сегодня обществом и социальным заказом родителей и будущих работодателей к современному выпускнику, очень высоки. Основные характеристики, которым должен соответствовать выпускник современной школы, прописаны в новом федеральном образовательном стандарте. Приведем в качестве примера некоторые из них.
Нынешний выпускник – это человек креативный и критически мыслящий, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
Мир профессий сегодня также не стоит на месте. Постоянно наполняются новым содержанием не только уже известные нам виды профессиональной деятельности, но появляются и абсолютно новые виды профессий.
По расчетам специалистов Министерства труда и социального развития к 2030 году исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых, таких, как конструктор новых металлов, экоаудитор, метеоэнергетик, молекулярный диетолог, IT-медик, инфорстилист, биоэтик, проектировщик личной безопасности, архитектор живых систем, клинический биоинформатик, IT-генетик [2].
В таких условиях сегодняшний выпускник школы должен быть готов к тому, что ему придется постоянно переучиваться на протяжении всей жизни. А освоение новых профессий без высококвалифицированных педагогических кадров будет невозможно.
Однако профессия педагога имеет свою особенность: учитель работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.
Какие же механизмы могут организовать деятельность педагога, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций?
Прежде всего, это грамотно выстроенная система методической работы в образовательном учреждении. При этом первоначальное выявление уровня профессиональной компетентности учителя через диагностирование, тестирование и пр. позволит определить пути совершенствования профессиональных навыков педагога. С первой минуты появления молодого педагога в школе необходимо предусмотреть помощь педагогов-наставников на этапах разработки учебных занятий, индивидуальные консультации, посещение учебных занятий, помощь в выстраивании корректных взаимоотношений с обучающимися, родителями и коллегами. Далее необходимо определить те самые механизмы развития профессионализма учителя. В рамках методической системы образовательного учреждения и муниципалитета предусмотрены различные мероприятия, позволяющие учителям изучить передовой педагогический опыт, представить свои разработки, посетить учебные занятия. Кроме этого, как правило, педагоги школы – это активные участники профессиональных сетевых сообществ. Организуемые и проводимые на различных площадках города тематические педагогические советы, конференции, круглые столы, мастер-классы, семинары-практикумы, предметные мероприятия, курсы повышения квалификации стимулируют рост учителя в профессии.
Неплохо зарекомендовал себя метод организации в школе работы проблемно-творческих групп, в которые включаются все педагогические работники школы. На протяжении учебного года педагоги работают над выбранной темой. Темы могут быть самой различной направленности, например: «Смысловое чтение: приемы и методы работы на учебных занятиях», «Проблемы внедрения ФГОС», «Реализация технологии интегрированных уроков как одно из средств формирования у учащихся УУД», «Наука для обывателя или практическое применение научных знаний», «Системный подход в работе с одаренными детьми», «Использование дистанционных технологий в образовательном процессе». Завершает свою работу проблемно-творческая группа представлением отчета на педагогическом совете.
Повышению уровня методической подготовки педагога также способствует его участие в профессиональных конкурсах, например, «Учитель года».
Не последнюю роль здесь играет и система материального стимулирования профессиональных успехов педагогических работников.
Один из действенных механизмов повышения профессиональной компетентности педагога – это самообразование учителя. Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: получение высшего образования или второй специальности, профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации, работа по индивидуальной образовательной траектории.
Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на образовательном процессе.
Но каждая деятельность бессмысленна, если в результате нее не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Так и в личном плане самообразования учителя обязательно прописывается список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например, повышение качества успеваемости, разработка методических пособий, статей, доклады, выступления на мероприятиях различного уровня, разработка дидактических материалов и пр.
Трудно переоценить роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя. Это, прежде всего, повышение качества преподавания предмета, готовность к педагогическому творчеству, профессиональный и карьерный рост, создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника, соответствие учителя требованиям общества и государства.
В заключение хотелось бы сказать, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это фундаментальное условие, непосредственно влияющее на качество образовательного процесса. Современный учитель – это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, это профессионал, мастерство которого определяется уровнем его профессионализма и саморазвития. Современный учитель должен стремиться к успеху. А успешный учитель обязательно воспитает успешного ученика.
«Профессиональный рост, требования к современному педагогу. Чему надо учиться?»
Профессиональный рост, требования к современному педагогу. Чему надо учиться?»
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В современном мире изменяется понимание профессионализма современного педагога. Складывается мнение, что преподавательская сфера деятельности учителей, способна реально изменять окружающий мир к лучшему.
Изменяется и сфера ответственности современного учителя.
Родители считают, что учитель отвечает за все: за знания, воспитание, безопасность т.к. родители вынуждены «добывать» деньги. Таким образом, ответственность, возложенная на учителя сегодня, не имеет границ.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Педагог· должен работать как с одаренными детьми, так и в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Должен работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии и с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Современный учитель должен:
1. Видеть многообразие учащихся
2. Реагировать на потребности учащихся, индивидуально к каждому
3. Улучшать среду обучения
4. Генерировать новые идеи
5. Быть ответственным за качество своей деятельности
И здесь велика роль интеллекта, так как, прежде всего, работают познавательные процессы. Учителя начальной школы – это в большинстве своем люди творческие, ищущие новое в работе, владеющие различными технологиями, т.е. высокоинтеллектуально развитые.
Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчиков, направлен на формирование не только предметных результатов, но и метапредметных, личностных.
Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.
Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе.
Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов.
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:
— диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности.
— ориентационно-прогностическая деятельность выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить.
— конструктивно-проектировочная деятельность органически связана с ориентационно-прогностической.
— организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности.
— информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах.
— коммуникативно-объяснительная деятельность связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ним доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.
Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися.
— аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать так называемую обратную связь в своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиск путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт.
— исследовательско-творческая деятельность. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее.
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
1. Выбор направления и темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Работая над реализацией личного плана самообразования, я должна:
· познакомиться с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
· посещать семинары, конференции, уроки коллег;
· принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
· пройти очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме;
· разработать модель образовательного процесса с использованием ИКТ;
· провести открытые уроки с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
· организовать внеурочную деятельность по предметам;
· выступать на заседаниях МО с обобщение результатов опыта работы.
Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений. Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения образовательной деятельности, в том числе информационно- коммуникативными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса. Результатами моего самообразования должны стать:
· повышение качества преподавания предметов, рост результативного участия учащихся класса в школьных, окружных и всероссийских конкурсах, олимпиадах- ЭМУ, «Кенгуру», «Русский медвежонок»;
· разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям;
Идеальным учитель не может быть вообще; он может быть таковым для конкретного человека. И для каждого образ этот различен. Причём различается этот образ в разные периоды жизни отдельной личности. И всё же современный учитель – это такой человек, который в нужный момент даёт толчок к развитию, это – тот, кто пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым…
Уроки нужно проводить так, чтобы ученикам не было скучно.
Главный метод педагога не принуждение, а убеждение.
Отличительными чертами современного педагога являются постоянное совершенствование, самокритичность, и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно не останавливаться на достигнутом и постоянно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Условия профессионального роста педагога
Белокопытова Ольга Ивановна
Условия профессионального роста педагога
Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание.
Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладевать современными педагогическими технологиями. Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Но не каждый педагог может подняться до вершины новаторства или педагогического изобретения.
Но к творческому поиску оптимальных форм, методов, средств обучения может приобщиться каждый. С технологической точки зрения педагогическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, компетентность.
Способность к взаимодействию и сотрудничеству также является проявлением высокого мастерства, результатом постоянного совершенствования профессиональной деятельности, постоянной работы над собой. Взаимодействие предполагает развитую потребность в самопознании, самоанализе. Для этого каждому педагогу предлагается иметь портфолио. Он позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога.
Источником самообразования в современной методической работе д. с. в первую очередь становятся профессиональные печатные издания. На страницах журналов, газет представлены интересные творческие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, рекомендуются новые формы и методы проведения разных видов деятельности с детьми,
новинки инновационной теории и практики в дошкольном образовании.
Очень интересна такая форма самообразования, как презентация журналов и газет профессиональной направленности с использованием компьютерных технологий.
Наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогов для обмена опыта и повышения уровня педагогического мастерства являются методы активного обучения. Они побуждают к мыслительной и практической деятельности.К наиболее популярным относят игровые: деловые и ролевые игры, игровые ситуации, игровые приёмы и процедуры,
тренинги. Продуктивна и эффективна в методической работе деловая игра.
При этом на успех внедрения методов активного обучения оказывает влияние ряд условий,а именно:
Материальные условия – оснащение материально-технической базы д. с
Санитарно-гигиенические – охрана здоровья и труда педагогов, здоровья детей.
Эффективными и очень интересными в методическом отношении оказались дискуссии, педагогические ринги среди опытных воспитателей,
КВНы, викторины, проблемные семинары-практикумы, пед. чтения, творческие мастерские, коллективные просмотры занятий, разбор ситуативных задач, работа творческих групп, педсоветы, наставничество.
Как пример, можно привести инновационный проект «Формирование и развитие навыков профессиональной самореализации педагогов»
Проект включает в себя три этапа. Целью первого этапа является активное стимулирование мотивации педагогов. Вторым этапом становится работа по раскрытию новых возможностей.
К направлениям этой работы относятся:
— Оформление позитивного педагогического опыта, подлежащего распространению
— Мастер-класс по представлению и защите опыта на мероприятиях разного уровня.
— Подготовка фото и видеоматериалов.
— Помощь в подготовке презентаций творческих отчётов о результатах труда
— Представление материалов творческого труда на заседаниях педсоветов
— Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
— Участие детей в конкурсах образовательной системы разного уровня.
— Установление контактов с институтом повышения квалификации
— Проведение открытых мероприятий для педагогов районной, городской и областной образовательной системы
— Публикация материалов творческого труда в профессиональных изданиях на различных сайтах в Интернете
На третьем – заключительном – этапе проводится оценка результатов работы
Всех участников проекта
И, конечно, особая роль в самообразовании отводится персональному компьютеру и информационным технологиям.
Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки
информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Поэтому первостепенная задача сейчас – повышение компьютерной
грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети,
чтобы каждый мог использовать новые технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Для педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приёмы, при помощи которых он достигнут.Это:
— Педагогические мастерские и наставничество
— Недели педагогического мастерства.
Таким образом, постоянная работа над собой, изменение позиции по отношению к собственному опыту и опыту коллег даёт возможность добиваться больших результатов в работе.
Консультация «Молодой воспитатель — перспективы профессионального и личностного роста» Если вы удачно выберете труд и Вложите в него всю свою душу, то Счастье само отыщет вас. Каждый человек выбирает свой путь из многообразия.
Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога СЕМИНАР Тема: Активные формы работы с педагогами как фактор оптимизации профессионально-личностного роста педагога. Цель: Повысить компетентность.
Готовность педагога к условиям профессионального стандарта педагога Доклад на тему: «Готовность педагога к условиям профессионального стандарта педагога». Исполнитель: Мураева Татьяна Николаевна Тема:.
Индивидуальный план профессионального роста Приобрести методическую литературу по экологии для работы с детьми 1 и 2 младших групп. Организация работы с родителями воспитанников по.
Индивидуальный план повышения профессионального роста педагога План работы на 2014-2015 учебный год. № п/п мероприятия примерные сроки проведения 1 • Изучение литературы по теме самообразования «Развитие.
Индивидуальный план профессионального роста педагога План работы на 2014-2015 учебный год№ п/п мероприятия примерные сроки проведения 1 • Изучение литературы по теме самообразования «Организация.
Мониторинг профессионального роста педагогов Мониторинг профессионального становления педагогов – это процесс непрерывного отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов.
Профилактика профессионального выгорания педагога Профилактика профессионального выгорания педагога Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным.
Презентация «Самообразование как источник индивидуального роста молодого педагога» «Самообразование как источник индивидуального роста молодого педагога» Подготовил: воспитатель Куимова Нина Ивановна. Кто дорожит жизнью.
Система непрерывного профессионального роста педагогов Одним из важнейших направлений деятельности в условиях модернизации системы образования является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.