что такое профессиональный дефицит педагога

Выявление профессиональных дефицитов у педагогов. Построение индивидуальных маршрутов

на районном семинаре заместителей директоров от 26.02.2020

Выявление профессиональных дефицитов у педагогов. Построение индивидуальных маршрутов в школах ______________ школьного округа.

Ключевая проблема современного образования заключается в том, что в школу сегодня приходят

другие дети. Для них современные гаджеты стали привычнее, чем бумажные книги, появляется все

больше учеников с особенностями развития – у них сохранен интеллект, но есть проблемы со

здоровьем, много детей с особенностями в поведении (гиперактивность, дефицит внимания).

В стране меняется демографическая ситуация и в наши школы приходят дети, не говорящие по-русски.

Совершенно очевидно, что возникли новые потребности в системе образования и новые

требования к педагогу: учителя должны научиться работать со всеми категориями учеников,

взаимодействуя с психологами и другими специалистами.

В стандарт заложены новые профессиональные компетенции не потому, что так кому-то

захотелось, а потому что сама жизнь предъявляет новые требования.

Государство и российское общество сделало заявку на педагога нового формата, заданного профессиональным стандартом педагога.

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности педагогических кадров[6].

Назначение профессиональных стандартов:

для работодателя — это критерии оценки профессионализма своих сотрудников, инструмент кадровой политики и управления персоналом;

для работника — это ориентиры для самообразования и повышения уровня профессионального мастерства.

Сразу задам Вам вопрос: «Кем проводятся эти научно-обоснованные, диагностические отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов?»

управление образования, Рособнадзор, районные методические службы и т.д.

В первом случае речь идет о внешнем аудите.

Внутренний аудит, или самодиагностику профессиональных дефицитов мы провели самими педагогами. Проводилась она в виде самоэкспертизы компетенций, результаты самоэкспертизы сразу же оформляются в виде самоанализа положительных результатов, составления списка профессиональных дефицитов и выстраивания нового образовательного маршрута необходимой темой по самообразованию.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта мы провели самоанализ профессиональной деятельности и выявление профессиональных дефицитов каждого педагога.

Применяемая методика оценивания позволила:

осуществить самооценку и оценку качества профессиональной деятельности педагога по критериям – компетентностям:

Проанализировать уровень качества педагогической деятельности каждого педагога, педагогического коллектива, как по отдельным показателям, так и во всей совокупности.

В соответствии с планом работы МКУ РОО, на основании приказа «Об организации выхода в №24 от 30.01.2020г. было организовано посещение уроков методистами и специалистами МКУ РОО совместно администрацией МОБУ «____________________СОШ»

Цель: определение уровня и выявление дефицитов профессиональной компетентности педагогов в соответствии с профстандартом для дальнейшей коррекции.

— определить уровень профессиональной компетентности каждого учителя;

— изучить, обобщить и систематизировать типичные затруднения и успехи педагогов для коррекции методической работы;

— принять управленческие решения по повышению эффективности качества деятельности педагогов.

Сроки проверки: с 31.01.2020-19.02.2020

Объект контроля : образовательный процесс

Субъект контроля: учителя профессиональная компетентность педагогов.

Вид контроля : фронтальный

Методы контроля : наблюдение, анализ, оценка урока, беседа.

Механизмы обратной связи: оказание методической помощи

В период с 31.01.2020 по 19.02.2020 администрацией школы, методистами и специалистами МКУ РОО было посещено 31 урок e 21 педагога.

На высоком уровне 15 уроков, что составляет 48 % от общего количества посещенных уроков. Это статус « Учитель, работающий творчески».

На оптимальном уровне 15 уроков, 48 %, учителя с установившимся стилем работы.

На допустимом уровне 1 урок, 4 %, требующий методического сопровождения.

На критическом уровне _______уроков, ______%.

Критерии оценки качества урока:

Количество педагогов, набравших:

к предметному содержанию и способам обучения

2. Развитие личностной

сферы ученика средствами предмета

заданий, развивающих УУД на уроках по предмету

4. Учет и развитие мотивации и психофизиологической сферы учащихся

педагогической поддержки обучающихся

здоровьесберегающей среды в содержании, структуре урока, в работе с оборудованием и учете данных о детях с ОВЗ

педагогического взаимодействия на уроке

8. Управление организацией учебной деятельности обучающихся через систему оценивания

9. Управление собственной обучающей деятельностью

10. Результативность урока

Вывод: (о выявленных дефицитах)

— 4,7 % педагогов недостаточно полно производят педагогический анализ учебнопознавательных возможностей учеников;

— 2,9% педагогов недостаточно оптимально используют приемы развивающего обучения;

— 38% педагогов осуществляют ситуативную индивидуальную помощь отдельным учащимся;

— 9,5% педагогов есть замечания к структуре урока с позиций требований здоровьесберегающей среды (упражнения не соответствуют САНПин);

— 47,6% педагогов испытывают затруднения при управлении организацией учебной деятельности через систему оценивания, не прослеживается динамика результатов каждого ученика.

Рекомендации по устранению дефицитов «Точки роста»:

На основании результатов проведенного мониторинга обсудить итоги в педагогическом коллективе.

Педагогу, имеющему наибольшее количество «точек роста» пройти курсы повышения квалификации в очной форме по теме «Преподавание английского языка в условиях внедрения ФГОС» (сроки: в течение года)

Провести педагогический совет по теме: « Новые подходы к оценке результатов образовательной деятельности обучающихся, в условиях ФГОС (срок: март,2020)

Провести семинар-практикум по теме: «Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения учащихся с различными образовательными потребностями» (Срок: апрель, 2020).

Педагогам принять участие в серии вебинаров по системе оценивания в рамках реализации ФГОС (сроки: март, 2020г.)

Провести внутрифирменное обучение (в рамках заседаний ММО) по теме: «Создание здоровьесберегающей образовательной среды как фактор повышения качества образования» (сроки: апрель 2020г.)

Учителю английского языка составить индивидуальный образовательный маршрутный лист по восполнению профессиональных дефицитов (Срок 25.02.2020)

Я желаю Вам успеха в аудите собственных компетенций, желаю быть честными, беспристрастными и справедливыми к себе.

Источник

Cамоанализ педагога, выявления дефицитов в профессиональной деятельности.

Оценочный лист самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя филиала МБОУ «Пригородная СОШ»-«детский сад № 44»

Воспитатель: Лангольф Анастасии Юрьевны

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М. А. Васильевой.

Количество воспитанников в группе на момент самоанализа

Какие из указанных ниже направлений включены в Вашу профессиональную деятельность? (отметить нужное)

– обучение русскому языку воспитанникам, для которых он не является родным;

– работа в разновозрастной группе;

– работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и попавшими в сложную жизненную ситуацию воспитанниками;

– работа в группе кратковременного пребывания детей.

– работа в группе младшего возраста.

– другое (указать, что именно)

Самооценка профессиональных достижений воспитателя

Целевые ориентиры
в соответствии с ФГОС
дошкольного образования

Сильные стороны профессиональной деятельности

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

Поощряю в детях са- мостоятельную органи- зацию игр, помогаю по- добрать занятие в соот- ветствии с интересами ребѐнка.

Научить ребенка проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

Ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении

Стараюсь быть на работе в хорошем настроении и передавать его детям . Формирую у детей навыки самообслуживание, начиная с раннего детства. Использую иг- ровые приѐмы, стихи, потешки при формиро- вании культурно- гигиенических навыков

Ребёнок владеет активной речью, включённой в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек

Создаю игровые ситуации для частого совместного общения. Ежедневно использую упражнения на развитие речи, использую детский фольклор

Не имею на- выков в поста- новке звуков и исправлении неправильного произношения

Ребёнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия в зрослого

Учу детей играть в игры

в которых дети воспроизводят действия и поведения взрослого. Совместно учимся играть в ролевые игры

Ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им

Включаю всех детей в игровую совместную деятельность. Поощряю хорошие поступки одно- группников, ставлю их в пример другим детям.

Ребёнок проявляет интерес к стихам, песнями сказам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства

В работе использую игровые ситуации, прослушивание музыка льных произведений, рассматривание откры-

У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

Использую комплексы упражнений на развитие координации движений, мелкой и крупной моторики.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Планирую игровые проблемные ситуации, в которых каждый ребёнок может проявить себя и развить свою познавательную инициативу. Стараюсь всячески поощрять их. Помогаю подобрать занятие по интересам детей.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать конфликты

Создаю условия для развития у ребёнка гуманных чувств, социально- обществен

ных качеств. Особое внимание привлекаю к положительным поступкам.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Использую игры на развитие творческого воображения; провожу разные виды игр.

Стараюсь совместно развивать способности, воображение, творческ

Не всегда удаётся сформи

ровать умение у ребёнка подчи

няться правилам и социальным нормам

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; у ребёнка складываются предпосылки грамотности

Применяю много игр и упражнений на отработку звуков, составление предложений и рас-

Создаю благоприятную речевую среду, из которой дети могут черпать культурные речевые образцы

Не имею на- выков в поста- новке звуков и исправлении неправильного произношения.

Пока не удаётся исправить дефекты звуко

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может их контролировать и управлять ими

нию у детей положительного отнош

ения к занятиям физическими упражне

ниями. В группе развиваю у детей крупную и мелкую моторику рук( пальчи-

ковые игры, лепка, рисование, дидактическ

Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Создаю и реализую различные формы мероприятий, направле

нных на выравнивание взаимоотношений со

взрослыми и сверстника

ми, большое внимание уделяю на соблюдение правил безопасного поведения и личной гигиены

Возникают незначительныетрудности в воспитании и развитии социа

льных норм поведения

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Показываю и рассказываю интересные факты о живой и неживой природе.

Стараюсь использовать в своей работе ИКТ

Возникают затруднения в Использование технических средств обучения, Знание и применение компьютерной техники.

Выводы по результатам самооценки профессиональных достижений: Анализ показывает, что необходимо обратить внимание на развития речи дошкольников. Привлекая к проблеме родителей, более тщательно информируя и консультируя их по данной проблеме. В остальных областях достаточно компетентна, использую всевозможные методы и приёмы для развития самостоятельной, творческой, физически активной.

Самооценка психолого-педагогической компетентности воспитателя дошкольного образования

Компетенции
(трудовые
действия)

Самооценка в баллах
(0–2)

Комментарий, примеры
своего взаимодействия
со специалистами

Выявление педагогических проблем (проблемы, связанные с процессами обучения или воспитания) у обучающихся

Взаимодействие с другими педагогами образовательной организации, работающими с этими детьми; родителями или лицами, их замещающими и др.

Выявление логопедических проблему воспитанников

Специального образования «логопед» не имею

Выявление психологических проблем у воспитанников

Достижения: выявленные психологические проблем у воспитанников, своевременно устраняются под чётким контролем работы педагога-психолога.

Выводы по результатам самооценки психолого-педагогической компетентности: Взаимодействую со специалистами ДОУ, другими педагогами для выявления отклонений в развитии воспитанников.

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя

на основе профессионального стандарта «педагог»

Самооценка в баллах
(0–2)

Комментарий
(обоснование выставленного балла)

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Достижения: умею разрабатывать основную общеобразовательную программу.

Дефициты: Затрудняюсь в формули

ровании регионального компонента в структуре основной общеобразова

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования

Достижения: Осуществляю професси

ональную деятельность в соответствии с требова

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Дефициты: нет образца, формы, четких требован

ий к программе развития.

Имею затруднения в планировании и реализации работы связанной с внедрением ФГОС

Планирование и проведение учебных занятий

Достижения: умею со- ставлять комплексно- тематический, календарно- тематическ

ий и перспективный план, могу поделиться опытом.

Дефициты: мало методи

ческих пособий в соответвии с ФГОС

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Достижения:Анализирую эффективность занятий, делаю выводы.

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Достижения: провожу диагностику 2 раза в год на основе наблюдения за деятельностью воспитан

Дефициты: Недостаток диагностических журна

лов и методических рекомендаций

Формирование универсальных учебных действий

Достижения: формирую у воспитанников желание получать новые знания, инициативность и самостоятельность, любознательность и активность.

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

Достижения: формируем у детей основные знания об ИКТ.

Формирование мотивации к обучению

Достижения: побуждаю у детей интерес к занятиям, использую разнообразные методы и приемы для того, чтобы вызывать у детей желание узнавать новое.

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Достижения: в соответст

вии с общеобразователь-

ной программой ДОУ провожу мониторинг индивидуального развития воспитанников 2 раза в год.

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Компетенции
(трудовые действия)

Самооценка в баллах
(0–2)

Комментарий
(обоснование выставленного балла)

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Достижения: осуществляю непрерывный контроль за поведением воспитанников

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

Достижения: стараюсь реализовывать в своей деятельности современные образовате

льные технологии: здоровье сберегающие, проектные, портфолио воспитателя, план по самообразованию.

Дефициты: имею затруднения в разработке и применении ИКТ-технологий

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Достижения: Ставлю цели, воспи тывающие в детях доброту, честность, отзывчивость, друже любие и другие моральные качества

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

Достижения: Организую деятельность в соответ

ствии с режимом дня детей, а также согласно правилам внутреннего распорядка ДОУ.

Проектирование и реализация воспитательных программ

Достижения: стараюсь в полной мере проектировать и реали-

зовывать образовательную программу в соответствии с ФГОС, которая несёт в себе как обучающие, воспитательные, так и развивающие функции.

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.)

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка)

Достижение: Создаю игровые ситуации, приобщающие ребёнка к умению чувствовать, переживать и передавать свои эмоции. В совместной деятельности

организую театрализованную исследовательскую деятельность, сюжетно- ролевые игры.

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Достижение: Поддерживаю творческую атмосферу ДОУ, участвую в его жизни, приобщаю детей к участию

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Достижения: Воспитываю всесторонне развитую личность, физически активную, самостоя- тельную, трудолюбивую.

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Достижение: формирую уважительное отношение к детям других наций, религий

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка

Достижение:Тесно сотрудничаю с семьями воспитанников; в уголке для родителей размещаю информацию в виде консультаций, папок- передвижек, провожу индивидуальные беседы и консультации. По мере необходимости приобщаю роди телей к участию в жизни детского сада.

Источник

«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть фото что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть картинку что такое профессиональный дефицит педагога. Картинка про что такое профессиональный дефицит педагога. Фото что такое профессиональный дефицит педагога что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть фото что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть картинку что такое профессиональный дефицит педагога. Картинка про что такое профессиональный дефицит педагога. Фото что такое профессиональный дефицит педагога что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть фото что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть картинку что такое профессиональный дефицит педагога. Картинка про что такое профессиональный дефицит педагога. Фото что такое профессиональный дефицит педагога что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть фото что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть картинку что такое профессиональный дефицит педагога. Картинка про что такое профессиональный дефицит педагога. Фото что такое профессиональный дефицит педагога

Архив журнала

Июнь 2020

ПнВтСрЧтПтСбВс
« МайИюл »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Рубрики

Участникам

ДЕФИЦИТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ УЧИТЕЛЯ

что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть фото что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть картинку что такое профессиональный дефицит педагога. Картинка про что такое профессиональный дефицит педагога. Фото что такое профессиональный дефицит педагога

Автор статьи, учитель высшей квалификационной категории, в рамках обсуждения федерального проекта «Учитель будущего» рассматривает вопрос дефицита педагогического потенциала учителя на разных этапах его профессионального развития.

Используя статистические данные, опираясь на собственный 18-летний опыт работы, автор не только выделяет этапы профессионального кризиса учителя, но и характеризует проблемы, способствующие его возникновению, и, что еще немаловажно, предлагает алгоритм решения этих проблем.

что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть фото что такое профессиональный дефицит педагога. Смотреть картинку что такое профессиональный дефицит педагога. Картинка про что такое профессиональный дефицит педагога. Фото что такое профессиональный дефицит педагога

Автор: Антипова Надежда Викторовна
Место работы: МКОУ Коченеская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.
Должность: учитель иностранного языка высшей квалификационной категории

«Стать успешным можно,
только научившись получать удовольствие
от систематического, упорного
и целенаправленного труда».
С.Г. Манвелов

Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания основ педагогики, от владения учителем методической составляющей своего предмета. В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога.

Именно по этой причине в образовании проводятся изменения, которые затронут всех учителей, преподавателей, директоров. Основной проект «Учитель будущего» предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста.

Сегодня мы активно обсуждаем изменения в процедуре аттестации педагогических работников, говорим о создании единой базы ЕФОМ. Но, анализируя представленные документы по данной теме, я пришла к выводу, что при столь быстро изменяющихся условиях в образовании нечасто учитывается проблема дефицита профессионального потенциала учителя.

Всем нам знакомо понятие «дефицит». Оно произошло от латинского слова «deficit» — термин, означающий недостачу, недостаточность в чем-либо.

В жизни человека неизбежны кризисы, зачастую обусловленные наличием разнообразных дефицитов. Это кризис трехлетнего, семилетнего возраста, подростковый период, кризис трудоспособного и пенсионного возраста.

Современная ситуация в обществе усиливает динамику не только личностных, но также профессиональных кризисов развития, которая в свою очередь накладывается еще и на динамику социального кризиса. И мы — педагогические работники также не являемся исключением.

Исходя из статистических данных, примерный возраст, в котором педагог наиболее вероятно испытывает профессиональный кризис, это: 24-25 лет, 32-33 года, 42-43 года. Таким образом, выделяют следующие этапы кризиса в педагогической деятельности:

В данной ситуации необходимо отметить, что кризисные этапы в жизни человека тесно взаимосвязаны с дефицитами в профессиональной сфере. Отсюда и понятие «профессиональный дефицит», в нашем случае «педагогический дефицит учителя», что означает осознанный или неосознанный недостаток (ограничение) в профессиональной компетентности педагога, который препятствует реализации профессиональных действий.

Так, на дефицит профессиональных компетенций молодых учителей указывают следующие проблемы:

> несоответствие полученных в учебном заведении теоретических знаний и практической деятельности в школе;

> отсутствие опыта работы в школе и заниженная самооценка учителя;

> фобии молодого педагога.

Представление о самом себе как хорошем учителе-профессионале настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами. Мы принимаем критику, но только доброжелательную и только от человека, который верит в нас и уважает нас. Чтобы работа была продуктивной, учитель, особенно начинающий, обязательно должен чувствовать поддержку. А наличие «наставника» у молодого педагога на данном этапе гарантирует преодоление возникающих трудностей с наименьшими потерями.

Профилактика профессионального выгорания педагогов, работа по сохранению педагогического долголетия актуальны и необходимы, так как от здоровья педагога, его эмоциональной уравновешенности зависит здоровье будущего поколения.

К профессиональным дефицитам учителя на этапе «рутинной работы» относятся:

√ низкий уровень мотивации на решение профессиональных задач на высоком уровне качества;

√ нечеткость представлений о целях и результатах деятельности;

√ слабая информированность о сущности современных образовательных технологий, неумение их применения при изменившихся условиях;

√ слабое владение приемами самоанализа, саморегулирования и оценки своей профессиональной деятельности;

√ перенос методики проведения традиционного урока на учебное занятие.

Все вышеизложенные проблемы дефицита профессиональных компетенций, как молодых учителей, так и педагогов со стажем неизбежно приводят, как уже было сказано ранее, к кризисам в педагогической деятельности.

Поэтому рано или поздно перед каждым учителем возникает очень важный вопрос: как правильно следует распорядиться профессиональной составляющей своей жизни, чтобы не только в начале, но и в конце педагогической деятельности не было сожалений по поводу бесцельно отработанных, а, следовательно, и прожитых лет?

Большинство ученых солидарны в том, что для устойчивых положительных изменений, в том числе профессиональных, необходимо формировать внутреннюю мотивацию человека.

На мой взгляд, алгоритм решения вышеперечисленных проблем состоит в том, что учителю чрезвычайно необходимо научиться анализировать свою деятельность и, соответственно, выявлять при этом педагогические дефициты, в результате чего происходит осознание необходимости поэтапного повышения собственной профессиональной компетентности. Этому способствует разработка и внедрение индивидуальных планов профессионального развития педагогов, которые включают в себя:

Таким образом, формирование устойчивой мотивации, поэтапное повышение профессиональной педагогической компетентностиявляются важными условиями для восполнения выявленных профессиональных дефицитов учителя, что, в свою очередь, является одной из текущих задач системы профессионального образования педагогов.

А, учитывая тот факт, что федеральный проект «Учитель будущего» ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов, эффективная система непрерывного профессионального развития педагогов, на мой взгляд, должна быть основана на принципиально новых организационных и содержательных подходах:

√ создание региональных предметных сообществ;

√ внедрение модели «горизонтального обучения»*

*«Горизонтальное обучение» предполагает в данном случае внедрение такой формы обучения, как стажировки педагогов в других образовательных организациях при наличии «кураторов» или «наставников», как на уровне муниципалитета, так и на уровне области и города.

√ Необходимо также разработать эффективную систему стимулирования педагогических работников, находящихся на разных этапах своего профессионального пути.

√ Кроме того, нужно предусмотреть возможность организации областных центров психологической поддержки учителей.

Подводя итог вышесказанному, считаю необходимым отметить, что только при создании и реализации вышеперечисленных условий для восполнения педагогических дефицитов в работе учителя станет возможной с точки зрения объективности оценка уровня его профессиональных компетенций, чтобы, по меньшей мере, избежать популярного в последнее время в учительской среде термина «карательная аттестация».

Список использованной литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *