что такое профессиональный дефицит педагога
Выявление профессиональных дефицитов у педагогов. Построение индивидуальных маршрутов
на районном семинаре заместителей директоров от 26.02.2020
Выявление профессиональных дефицитов у педагогов. Построение индивидуальных маршрутов в школах ______________ школьного округа.
Ключевая проблема современного образования заключается в том, что в школу сегодня приходят
другие дети. Для них современные гаджеты стали привычнее, чем бумажные книги, появляется все
больше учеников с особенностями развития – у них сохранен интеллект, но есть проблемы со
здоровьем, много детей с особенностями в поведении (гиперактивность, дефицит внимания).
В стране меняется демографическая ситуация и в наши школы приходят дети, не говорящие по-русски.
Совершенно очевидно, что возникли новые потребности в системе образования и новые
требования к педагогу: учителя должны научиться работать со всеми категориями учеников,
взаимодействуя с психологами и другими специалистами.
В стандарт заложены новые профессиональные компетенции не потому, что так кому-то
захотелось, а потому что сама жизнь предъявляет новые требования.
Государство и российское общество сделало заявку на педагога нового формата, заданного профессиональным стандартом педагога.
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности педагогических кадров[6].
Назначение профессиональных стандартов:
для работодателя — это критерии оценки профессионализма своих сотрудников, инструмент кадровой политики и управления персоналом;
для работника — это ориентиры для самообразования и повышения уровня профессионального мастерства.
Сразу задам Вам вопрос: «Кем проводятся эти научно-обоснованные, диагностические отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов?»
управление образования, Рособнадзор, районные методические службы и т.д.
В первом случае речь идет о внешнем аудите.
Внутренний аудит, или самодиагностику профессиональных дефицитов мы провели самими педагогами. Проводилась она в виде самоэкспертизы компетенций, результаты самоэкспертизы сразу же оформляются в виде самоанализа положительных результатов, составления списка профессиональных дефицитов и выстраивания нового образовательного маршрута необходимой темой по самообразованию.
В соответствии с требованиями профессионального стандарта мы провели самоанализ профессиональной деятельности и выявление профессиональных дефицитов каждого педагога.
Применяемая методика оценивания позволила:
осуществить самооценку и оценку качества профессиональной деятельности педагога по критериям – компетентностям:
Проанализировать уровень качества педагогической деятельности каждого педагога, педагогического коллектива, как по отдельным показателям, так и во всей совокупности.
В соответствии с планом работы МКУ РОО, на основании приказа «Об организации выхода в №24 от 30.01.2020г. было организовано посещение уроков методистами и специалистами МКУ РОО совместно администрацией МОБУ «____________________СОШ»
Цель: определение уровня и выявление дефицитов профессиональной компетентности педагогов в соответствии с профстандартом для дальнейшей коррекции.
— определить уровень профессиональной компетентности каждого учителя;
— изучить, обобщить и систематизировать типичные затруднения и успехи педагогов для коррекции методической работы;
— принять управленческие решения по повышению эффективности качества деятельности педагогов.
Сроки проверки: с 31.01.2020-19.02.2020
Объект контроля : образовательный процесс
Субъект контроля: учителя профессиональная компетентность педагогов.
Вид контроля : фронтальный
Методы контроля : наблюдение, анализ, оценка урока, беседа.
Механизмы обратной связи: оказание методической помощи
В период с 31.01.2020 по 19.02.2020 администрацией школы, методистами и специалистами МКУ РОО было посещено 31 урок e 21 педагога.
На высоком уровне 15 уроков, что составляет 48 % от общего количества посещенных уроков. Это статус « Учитель, работающий творчески».
На оптимальном уровне 15 уроков, 48 %, учителя с установившимся стилем работы.
На допустимом уровне 1 урок, 4 %, требующий методического сопровождения.
На критическом уровне _______уроков, ______%.
Критерии оценки качества урока:
Количество педагогов, набравших:
к предметному содержанию и способам обучения
2. Развитие личностной
сферы ученика средствами предмета
заданий, развивающих УУД на уроках по предмету
4. Учет и развитие мотивации и психофизиологической сферы учащихся
педагогической поддержки обучающихся
здоровьесберегающей среды в содержании, структуре урока, в работе с оборудованием и учете данных о детях с ОВЗ
педагогического взаимодействия на уроке
8. Управление организацией учебной деятельности обучающихся через систему оценивания
9. Управление собственной обучающей деятельностью
10. Результативность урока
Вывод: (о выявленных дефицитах)
— 4,7 % педагогов недостаточно полно производят педагогический анализ учебнопознавательных возможностей учеников;
— 2,9% педагогов недостаточно оптимально используют приемы развивающего обучения;
— 38% педагогов осуществляют ситуативную индивидуальную помощь отдельным учащимся;
— 9,5% педагогов есть замечания к структуре урока с позиций требований здоровьесберегающей среды (упражнения не соответствуют САНПин);
— 47,6% педагогов испытывают затруднения при управлении организацией учебной деятельности через систему оценивания, не прослеживается динамика результатов каждого ученика.
Рекомендации по устранению дефицитов «Точки роста»:
На основании результатов проведенного мониторинга обсудить итоги в педагогическом коллективе.
Педагогу, имеющему наибольшее количество «точек роста» пройти курсы повышения квалификации в очной форме по теме «Преподавание английского языка в условиях внедрения ФГОС» (сроки: в течение года)
Провести педагогический совет по теме: « Новые подходы к оценке результатов образовательной деятельности обучающихся, в условиях ФГОС (срок: март,2020)
Провести семинар-практикум по теме: «Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения учащихся с различными образовательными потребностями» (Срок: апрель, 2020).
Педагогам принять участие в серии вебинаров по системе оценивания в рамках реализации ФГОС (сроки: март, 2020г.)
Провести внутрифирменное обучение (в рамках заседаний ММО) по теме: «Создание здоровьесберегающей образовательной среды как фактор повышения качества образования» (сроки: апрель 2020г.)
Учителю английского языка составить индивидуальный образовательный маршрутный лист по восполнению профессиональных дефицитов (Срок 25.02.2020)
Я желаю Вам успеха в аудите собственных компетенций, желаю быть честными, беспристрастными и справедливыми к себе.
Cамоанализ педагога, выявления дефицитов в профессиональной деятельности.
Оценочный лист самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя филиала МБОУ «Пригородная СОШ»-«детский сад № 44»
Воспитатель: Лангольф Анастасии Юрьевны
На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
Количество воспитанников в группе на момент самоанализа
Какие из указанных ниже направлений включены в Вашу профессиональную деятельность? (отметить нужное)
– обучение русскому языку воспитанникам, для которых он не является родным;
– работа в разновозрастной группе;
– работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и попавшими в сложную жизненную ситуацию воспитанниками;
– работа в группе кратковременного пребывания детей.
– работа в группе младшего возраста.
– другое (указать, что именно)
Самооценка профессиональных достижений воспитателя
Целевые ориентиры
в соответствии с ФГОС
дошкольного образования
Сильные стороны профессиональной деятельности
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
Поощряю в детях са- мостоятельную органи- зацию игр, помогаю по- добрать занятие в соот- ветствии с интересами ребѐнка.
Научить ребенка проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
Ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении
Стараюсь быть на работе в хорошем настроении и передавать его детям . Формирую у детей навыки самообслуживание, начиная с раннего детства. Использую иг- ровые приѐмы, стихи, потешки при формиро- вании культурно- гигиенических навыков
Ребёнок владеет активной речью, включённой в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек
Создаю игровые ситуации для частого совместного общения. Ежедневно использую упражнения на развитие речи, использую детский фольклор
Не имею на- выков в поста- новке звуков и исправлении неправильного произношения
Ребёнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия в зрослого
Учу детей играть в игры
в которых дети воспроизводят действия и поведения взрослого. Совместно учимся играть в ролевые игры
Ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им
Включаю всех детей в игровую совместную деятельность. Поощряю хорошие поступки одно- группников, ставлю их в пример другим детям.
Ребёнок проявляет интерес к стихам, песнями сказам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства
В работе использую игровые ситуации, прослушивание музыка льных произведений, рассматривание откры-
У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
Использую комплексы упражнений на развитие координации движений, мелкой и крупной моторики.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
Планирую игровые проблемные ситуации, в которых каждый ребёнок может проявить себя и развить свою познавательную инициативу. Стараюсь всячески поощрять их. Помогаю подобрать занятие по интересам детей.
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать конфликты
Создаю условия для развития у ребёнка гуманных чувств, социально- обществен
ных качеств. Особое внимание привлекаю к положительным поступкам.
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
Использую игры на развитие творческого воображения; провожу разные виды игр.
Стараюсь совместно развивать способности, воображение, творческ
Не всегда удаётся сформи
ровать умение у ребёнка подчи
няться правилам и социальным нормам
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; у ребёнка складываются предпосылки грамотности
Применяю много игр и упражнений на отработку звуков, составление предложений и рас-
Создаю благоприятную речевую среду, из которой дети могут черпать культурные речевые образцы
Не имею на- выков в поста- новке звуков и исправлении неправильного произношения.
Пока не удаётся исправить дефекты звуко
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может их контролировать и управлять ими
нию у детей положительного отнош
ения к занятиям физическими упражне
ниями. В группе развиваю у детей крупную и мелкую моторику рук( пальчи-
ковые игры, лепка, рисование, дидактическ
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
Создаю и реализую различные формы мероприятий, направле
нных на выравнивание взаимоотношений со
взрослыми и сверстника
ми, большое внимание уделяю на соблюдение правил безопасного поведения и личной гигиены
Возникают незначительныетрудности в воспитании и развитии социа
льных норм поведения
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Показываю и рассказываю интересные факты о живой и неживой природе.
Стараюсь использовать в своей работе ИКТ
Возникают затруднения в Использование технических средств обучения, Знание и применение компьютерной техники.
Выводы по результатам самооценки профессиональных достижений: Анализ показывает, что необходимо обратить внимание на развития речи дошкольников. Привлекая к проблеме родителей, более тщательно информируя и консультируя их по данной проблеме. В остальных областях достаточно компетентна, использую всевозможные методы и приёмы для развития самостоятельной, творческой, физически активной.
Самооценка психолого-педагогической компетентности воспитателя дошкольного образования
Компетенции
(трудовые
действия)
Самооценка в баллах
(0–2)
Комментарий, примеры
своего взаимодействия
со специалистами
Выявление педагогических проблем (проблемы, связанные с процессами обучения или воспитания) у обучающихся
Взаимодействие с другими педагогами образовательной организации, работающими с этими детьми; родителями или лицами, их замещающими и др.
Выявление логопедических проблему воспитанников
Специального образования «логопед» не имею
Выявление психологических проблем у воспитанников
Достижения: выявленные психологические проблем у воспитанников, своевременно устраняются под чётким контролем работы педагога-психолога.
Выводы по результатам самооценки психолого-педагогической компетентности: Взаимодействую со специалистами ДОУ, другими педагогами для выявления отклонений в развитии воспитанников.
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя
на основе профессионального стандарта «педагог»
Самооценка в баллах
(0–2)
Комментарий
(обоснование выставленного балла)
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
Достижения: умею разрабатывать основную общеобразовательную программу.
Дефициты: Затрудняюсь в формули
ровании регионального компонента в структуре основной общеобразова
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования
Достижения: Осуществляю професси
ональную деятельность в соответствии с требова
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
Дефициты: нет образца, формы, четких требован
ий к программе развития.
Имею затруднения в планировании и реализации работы связанной с внедрением ФГОС
Планирование и проведение учебных занятий
Достижения: умею со- ставлять комплексно- тематический, календарно- тематическ
ий и перспективный план, могу поделиться опытом.
Дефициты: мало методи
ческих пособий в соответвии с ФГОС
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
Достижения:Анализирую эффективность занятий, делаю выводы.
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
Достижения: провожу диагностику 2 раза в год на основе наблюдения за деятельностью воспитан
Дефициты: Недостаток диагностических журна
лов и методических рекомендаций
Формирование универсальных учебных действий
Достижения: формирую у воспитанников желание получать новые знания, инициативность и самостоятельность, любознательность и активность.
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)
Достижения: формируем у детей основные знания об ИКТ.
Формирование мотивации к обучению
Достижения: побуждаю у детей интерес к занятиям, использую разнообразные методы и приемы для того, чтобы вызывать у детей желание узнавать новое.
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Достижения: в соответст
вии с общеобразователь-
ной программой ДОУ провожу мониторинг индивидуального развития воспитанников 2 раза в год.
Трудовая функция «Воспитательная деятельность»
Компетенции
(трудовые действия)
Самооценка в баллах
(0–2)
Комментарий
(обоснование выставленного балла)
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
Достижения: осуществляю непрерывный контроль за поведением воспитанников
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
Достижения: стараюсь реализовывать в своей деятельности современные образовате
льные технологии: здоровье сберегающие, проектные, портфолио воспитателя, план по самообразованию.
Дефициты: имею затруднения в разработке и применении ИКТ-технологий
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
Достижения: Ставлю цели, воспи тывающие в детях доброту, честность, отзывчивость, друже любие и другие моральные качества
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
Достижения: Организую деятельность в соответ
ствии с режимом дня детей, а также согласно правилам внутреннего распорядка ДОУ.
Проектирование и реализация воспитательных программ
Достижения: стараюсь в полной мере проектировать и реали-
зовывать образовательную программу в соответствии с ФГОС, которая несёт в себе как обучающие, воспитательные, так и развивающие функции.
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка)
Достижение: Создаю игровые ситуации, приобщающие ребёнка к умению чувствовать, переживать и передавать свои эмоции. В совместной деятельности
организую театрализованную исследовательскую деятельность, сюжетно- ролевые игры.
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
Достижение: Поддерживаю творческую атмосферу ДОУ, участвую в его жизни, приобщаю детей к участию
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Достижения: Воспитываю всесторонне развитую личность, физически активную, самостоя- тельную, трудолюбивую.
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
Достижение: формирую уважительное отношение к детям других наций, религий
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка
Достижение:Тесно сотрудничаю с семьями воспитанников; в уголке для родителей размещаю информацию в виде консультаций, папок- передвижек, провожу индивидуальные беседы и консультации. По мере необходимости приобщаю роди телей к участию в жизни детского сада.
«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

Архив журнала
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Май | Июл » | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Рубрики
Участникам
ДЕФИЦИТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ УЧИТЕЛЯ
Автор статьи, учитель высшей квалификационной категории, в рамках обсуждения федерального проекта «Учитель будущего» рассматривает вопрос дефицита педагогического потенциала учителя на разных этапах его профессионального развития.
Используя статистические данные, опираясь на собственный 18-летний опыт работы, автор не только выделяет этапы профессионального кризиса учителя, но и характеризует проблемы, способствующие его возникновению, и, что еще немаловажно, предлагает алгоритм решения этих проблем.
Автор: Антипова Надежда Викторовна
Место работы: МКОУ Коченеская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.
Должность: учитель иностранного языка высшей квалификационной категории
«Стать успешным можно,
только научившись получать удовольствие
от систематического, упорного
и целенаправленного труда».
С.Г. Манвелов
Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания основ педагогики, от владения учителем методической составляющей своего предмета. В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога.
Именно по этой причине в образовании проводятся изменения, которые затронут всех учителей, преподавателей, директоров. Основной проект «Учитель будущего» предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста.
Сегодня мы активно обсуждаем изменения в процедуре аттестации педагогических работников, говорим о создании единой базы ЕФОМ. Но, анализируя представленные документы по данной теме, я пришла к выводу, что при столь быстро изменяющихся условиях в образовании нечасто учитывается проблема дефицита профессионального потенциала учителя.
Всем нам знакомо понятие «дефицит». Оно произошло от латинского слова «deficit» — термин, означающий недостачу, недостаточность в чем-либо.
В жизни человека неизбежны кризисы, зачастую обусловленные наличием разнообразных дефицитов. Это кризис трехлетнего, семилетнего возраста, подростковый период, кризис трудоспособного и пенсионного возраста.
Современная ситуация в обществе усиливает динамику не только личностных, но также профессиональных кризисов развития, которая в свою очередь накладывается еще и на динамику социального кризиса. И мы — педагогические работники также не являемся исключением.
Исходя из статистических данных, примерный возраст, в котором педагог наиболее вероятно испытывает профессиональный кризис, это: 24-25 лет, 32-33 года, 42-43 года. Таким образом, выделяют следующие этапы кризиса в педагогической деятельности:
В данной ситуации необходимо отметить, что кризисные этапы в жизни человека тесно взаимосвязаны с дефицитами в профессиональной сфере. Отсюда и понятие «профессиональный дефицит», в нашем случае «педагогический дефицит учителя», что означает осознанный или неосознанный недостаток (ограничение) в профессиональной компетентности педагога, который препятствует реализации профессиональных действий.
Так, на дефицит профессиональных компетенций молодых учителей указывают следующие проблемы:
> несоответствие полученных в учебном заведении теоретических знаний и практической деятельности в школе;
> отсутствие опыта работы в школе и заниженная самооценка учителя;
> фобии молодого педагога.
Представление о самом себе как хорошем учителе-профессионале настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами. Мы принимаем критику, но только доброжелательную и только от человека, который верит в нас и уважает нас. Чтобы работа была продуктивной, учитель, особенно начинающий, обязательно должен чувствовать поддержку. А наличие «наставника» у молодого педагога на данном этапе гарантирует преодоление возникающих трудностей с наименьшими потерями.
Профилактика профессионального выгорания педагогов, работа по сохранению педагогического долголетия актуальны и необходимы, так как от здоровья педагога, его эмоциональной уравновешенности зависит здоровье будущего поколения.
К профессиональным дефицитам учителя на этапе «рутинной работы» относятся:
√ низкий уровень мотивации на решение профессиональных задач на высоком уровне качества;
√ нечеткость представлений о целях и результатах деятельности;
√ слабая информированность о сущности современных образовательных технологий, неумение их применения при изменившихся условиях;
√ слабое владение приемами самоанализа, саморегулирования и оценки своей профессиональной деятельности;
√ перенос методики проведения традиционного урока на учебное занятие.
Все вышеизложенные проблемы дефицита профессиональных компетенций, как молодых учителей, так и педагогов со стажем неизбежно приводят, как уже было сказано ранее, к кризисам в педагогической деятельности.
Поэтому рано или поздно перед каждым учителем возникает очень важный вопрос: как правильно следует распорядиться профессиональной составляющей своей жизни, чтобы не только в начале, но и в конце педагогической деятельности не было сожалений по поводу бесцельно отработанных, а, следовательно, и прожитых лет?
Большинство ученых солидарны в том, что для устойчивых положительных изменений, в том числе профессиональных, необходимо формировать внутреннюю мотивацию человека.
На мой взгляд, алгоритм решения вышеперечисленных проблем состоит в том, что учителю чрезвычайно необходимо научиться анализировать свою деятельность и, соответственно, выявлять при этом педагогические дефициты, в результате чего происходит осознание необходимости поэтапного повышения собственной профессиональной компетентности. Этому способствует разработка и внедрение индивидуальных планов профессионального развития педагогов, которые включают в себя:
Таким образом, формирование устойчивой мотивации, поэтапное повышение профессиональной педагогической компетентностиявляются важными условиями для восполнения выявленных профессиональных дефицитов учителя, что, в свою очередь, является одной из текущих задач системы профессионального образования педагогов.
А, учитывая тот факт, что федеральный проект «Учитель будущего» ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов, эффективная система непрерывного профессионального развития педагогов, на мой взгляд, должна быть основана на принципиально новых организационных и содержательных подходах:
√ создание региональных предметных сообществ;
√ внедрение модели «горизонтального обучения»*
*«Горизонтальное обучение» предполагает в данном случае внедрение такой формы обучения, как стажировки педагогов в других образовательных организациях при наличии «кураторов» или «наставников», как на уровне муниципалитета, так и на уровне области и города.
√ Необходимо также разработать эффективную систему стимулирования педагогических работников, находящихся на разных этапах своего профессионального пути.
√ Кроме того, нужно предусмотреть возможность организации областных центров психологической поддержки учителей.
Подводя итог вышесказанному, считаю необходимым отметить, что только при создании и реализации вышеперечисленных условий для восполнения педагогических дефицитов в работе учителя станет возможной с точки зрения объективности оценка уровня его профессиональных компетенций, чтобы, по меньшей мере, избежать популярного в последнее время в учительской среде термина «карательная аттестация».
Список использованной литературы: