что такое профессиональная репутация
Как защитить деловую репутацию?
Репутация – это все в бизнесе. Что делать, если ваша личная профессиональная репутация, выстраиваемая на протяжении не одного года, рухнула в один день вместе с репутацией компании? Как нужно действовать в такой ситуации, как грамотно проходить собеседования и обходить подводные камни – читайте в статье этой статье.
Счастлив, трижды счастлив человек, которого невзгоды жизни закаляют
Герой нашей статьи – преуспевающий менеджер среднего звена, умеющий грамотно мотивировать персонал, находить успешные решения и достигать результата. У него отличная репутация на рынке, он добился уважения коллег и партнеров. Казалось бы, такого человека может ожидать дальнейший стабильный карьерный рост. Но.
В международных новостях сообщают: высшее руководство компании (в которой он работает) обманывает своих клиентов, а также предоставляет ложные сведения акционерам, чтобы поднять цены на акции. Первые страницы всех газет пестрят омерзительными историями об украденных миллионах и пьяных вечеринках руководства. Позор, обрушившийся на фирму, не поддается описанию. Менеджеры разбегаются кто куда, как крысы с тонущего корабля, а обвинения продолжают сыпаться со всех сторон. В мгновение ока имя компании становится объектом насмешек во всем мире.
Что же теперь будет с нашим менеджером среднего звена, хорошим человеком и специалистом, отлично справляющимся со своей работой – ведь это не его вина, что компания оказалась насквозь коррумпирована. Его личная профессиональная репутация, выстраиваемая на протяжении не одного года, рухнула в один день вместе с компанией, чье имя теперь стало синонимом коррупции и неэтичного поведения в бизнесе. Есть ли у человека шанс пережить все это и заново начать карьеру?
Да, вы можете удержаться на ногах, когда вокруг все рушится
Не будем преуменьшать серьезность того удручающего положения, в котором оказался менеджер. Даже менее масштабное событие может легко зачернить чью-либо репутацию. Если человек покидает проворовавшуюся компанию, ему уже может быть сложно найти другую работу, так как репутация компании на рынке запятнана.
Не так то легко скрыть прошлое, когда в вашем резюме значится такая компания. Но немного настойчивости и смелости, и вы вновь окажетесь на пути успеха.
Прежде чем начинать поиск новой работы, справьтесь с эмоциональным стрессом
Один глубокоуважаемый международный юрист (уже несколько лет работающий в Москве), просивший не называть его имени, рассказал нам свою историю. За свою карьеру он работал в трех разных компаниях, но все они развалились. Его собственный отец сплетничал на вечеринках о неудачной карьере своего сына – причем все было представлено так, как будто сын сам во всем виноват. Если родной отец был такого мнения, то можно представить, что скажут другие люди и что подумает потенциальный работодатель, увидев резюме.
Провал компании – это, во-первых, сильнейшее эмоциональное переживание для сотрудников. И это первое с чем вам предстоит разобраться, когда руководство компании начнет улетать в теплые края, забирая с собой все ваши карьерные планы. Прежде чем начинать строить что-либо заново, вам нужно справиться с психологическим стрессом.
Верьте в себя; вы сделали все возможное
Первое, что вы должны сделать – это оценить свою собственную работу и профессионализм. Убедитесь, что дела фирмы шли плохо отнюдь не по вашей вине. С учетом вашей роли и возложенных на вас обязанностей, вы вели себя этично и выкладывались на работе по максимуму. Вы должны найти ту причину, которая поможет вам вновь обрести уверенность, потому что если вы не поверите в себя сами, вы не сможете убедить никого другого.
Помните, что если ваша компания имеет на рынке плохую репутацию, об этом знают все, хотя могут и молчать из вежливости и уважения к вам. Не бойтесь поднимать эту тему сами, научитесь рассказывать о компании и той роли, которую вы в ней играли. Чем спокойнее вы научитесь воспринимать эту ситуацию и открыто говорить о ней, тем легче вам будет все спокойно объяснить другому человеку.
Все понимают, что в компании бывают любые ситуации, а причины, приведшие к банкротству, скорее всего, возникли задолго до того, как кто-то из нынешних сотрудников начал там работать. Если вам нужна профессиональная консультация, чтобы разобраться в том, что произошло, и осознать свою непричастность, найдите того, кто сможет вам в этом помочь.
Если же вы действительно замешаны в нечистоплотных делишках компании, или в сложившейся ситуации сыграли не последнюю роль, тогда совсем другое дело. На вас лежит вина, а вы решили скрыть правду? – что ж, ваше право. Если же вы извлекли для себя урок и хотите исправиться, вам пора обратиться вглубь себя для осознания причин и поиска ответов. Решите, как бы вы поступили в следующий раз, окажись вы в такой же ситуации, что бы вы сделали, если бы вам дали второй шанс. Продумайте стратегию и тактику ваших действий в будущем. Если вы действительно замешаны в решениях, плохо сказавшихся на деятельности компании, приготовьтесь, что вам, возможно, придется обсуждать эти вопросы при собеседовании на новую работу. В таком случае честность – лучшая политика.
Справившись с эмоциональным стрессом, оцените свои навыки и их стоимость на рынке. У вас есть тот опыт, который востребован, те знания и навыки, благодаря которым вы можете сделать свой вклад в успех выбранной компаний. Проанализируйте, какими талантами вы обладаете, и будьте готовы их продавать.
А теперь продайте себя
Вы обрели эмоциональную устойчивость и теперь готовы смело выйти в мир, отправиться на поиски работы. Теперь вы должны быть готовы продать себя, сумев подчеркнуть успехи и объективно оценить неудачи своего карьерного прошлого.
Найдите в случившемся положительное. Ничто так не впечатляет, как умело поведанная история о достигнутом триумфе, несмотря на все тяготы и невзгоды. Может, сама компания и оказалась коррумпированной, но ваши личные успехи и достижения на высоте.
К тому же, у вас стабильная карьера, ведь испортившая свою репутацию компания – не единственное место, где вы работали. Сделайте акцент на ваших успехах на всех местах работы: начните с первой работы, расскажите о неуспешной компании, расскажите о том, что испытываете сейчас и какие у вас планы на будущее. Кратко опишите свою роль в компании и переводите беседу на более позитивные темы.
Наконец, вы можете обратиться за помощью к профессионалам. Рекрутинговые компании имеют большой опыт в подготовке кандидатов к собеседованиям; они помогут вам правильно составить резюме и сопроводительное письмо, научат, как вести себя на интервью, чтобы проявить свои достоинства.
Найдите компанию, в которой ваши навыки пригодятся и где руководство понимает, что трудности закаляют дух
Пришло время рассылать резюме. Ориентируйтесь на компании, где ваш опыт с наибольшей вероятностью пригодится. Во многих компаниях понимают, что превратности судьбы укрепляют морально и учат более этичному поведению. Лучшие компании – это те, которые будут судить о вас исходя из ваших талантов и качества работы, а также из того, что вы можете предложить. Найдите компанию, которая примет вас несмотря ни на что, таким, какой вы есть.
Наладьте контакт с теми, кто знает ваши истинные качества, кто сотрудничал с вами до того, как репутация компании была испорчена
Лучший способ найти хорошую работу – связи. За время работы в предыдущей компании, а также в ходе всей карьеры вы много сотрудничали и общались с разными людьми на рынке. Обратитесь к этим людям за помощью. Они знают ваши профессиональные качества и видели, как вы работаете. Скорее всего, они не откажутся вам помочь и сообщат, если узнают об открытых вакансиях.
Когда вы начнете активно искать работу, позвоните этим людям и попросите у них рекомендации. Может, они и не работали непосредственно в вашей компании, но они пересекались с вами по работе и могут оценить ваш профессионализм. Это особенно полезно, если ваш предыдущий работодатель, который должен был бы дать вам рекомендации, запятнал свою собственную.
Нашумевшая история может сыграть вам на руку
Если вы работали в компании, о которой на рынке говорят все, пускай и не самое хорошее, это может сыграть вам на руку и открыть многие двери. Как известно, любая реклама – все же реклама. Это как раз тот случай.
Главное – написать отличное резюме, сделать упор на своих достижениях до и во время работы в компании-неудачнице, говоря о ней также, как рассказали бы о любой прошлой работе. Возможно, работодателей заинтересует, что вы работали именно в этой нашумевшей компании, и они захотят пригласить вас на интервью, предоставляя вам возможность рассказать о себе лично. Если дурная слава летит впереди вас, это значит, что вы должны быть готовы спокойно и тактично отвечать на любые каверзные вопросы, упоминая о прошлом опыте без злобы и раздражения.
Как всегда, сделайте упор на том, как ваш профессиональный опыт и навыки помогут успеху компании, в которой вы хотите работать.
На интервью старайтесь мягко обойти вопросы, касающиеся неудачных и плохих решений компании
Нащупать этот хрупкий баланс бывает нелегко, но вам предстоит найти золотую середину. Ваша защита не должна звучать как попытка оправдаться – иначе это наведет на вас большие подозрения, чем вы того заслуживаете. Если вы будет все время повторять, что ничего не знаете, интервьюер может подумать, что вы либо слепы, либо глупы, либо и то и другое. Если всему миру очевидно, что компания скатилась вниз, не притворяйтесь, что вы этого не видели. Расскажите, что произошло на самом деле, делая упор на позитивных моментах той роли, которую сыграли вы, и на то, как вы пытались выровнять или исправить ситуацию. Если вы не замешаны в нечистоплотных делишках, а наоборот пытались спасти компанию, не стесняйтесь об этом говорить.
Лучше всего, если вы сможете показать, что в то время как компания рушилась, вам удавалось добиваться неплохих показателей и результатов несмотря ни на что. Ваши партнеры на рынке вновь должны обрести доверие к вам, поэтому, чем быстрее вы начнете выстраивать свою репутацию, тем лучше.
Откройте себя заново
Если вы прошли уже не одно интервью, но так и не смогли себя продать, не отчаивайтесь. Естественно, грязь компании не так легко с себя смыть. Что ж, видимо пришло время для нового этапа в вашей жизни. Создавайте свою репутацию заново, налаживайте новые контакты, стройте дом успеха на фундаменте ваших талантов и навыков.
Отличный способ зарядиться новой энергией и со свежими силами броситься к вершинам карьеры – немного поучиться. Подумайте о получении дополнительного образования или степени в вашей сфере. Это не только даст вам дополнительные знания и навыки, это поможет вам наладить новые контакты с людьми, занимающимися на рынке тем же, чем и вы. Обязательно выберите программу, которая сведет вас с единомышленниками. Высококачественные программы MBA, к примеру, разработаны с тем, чтобы ее участники имели возможность налаживать контакты с важными людьми на рынке. Все, с кем вы начнете общаться после подпортившей вашу карьеру работы, не будут знать вашего прошлого и смогут подтвердить ваши профессионализм и честность.
Подумайте также о возможной смене карьерного курса. Может, вы уже достаточно потрудились в роли менеджера по рекламным площадям, но вам нравилось в вашей работе то, что она дает возможность налаживать контакты и выстраивать доверие. Остановитесь и подумайте, в каких еще сферах нужен этот навык. После того, как вам придут в голову альтернативные занятия, поищите качественные образовательные программы, которые помогут вам лучше познакомиться с выбранным направлением. И если у вас уже богатый опыт, вы можете начинать искать работу в новой сфере.
Наконец, подумайте, а не стать ли консультантом и не открыть ли свое дело – это стандартное решение для людей, которые уже многого добились. Многие, кто пережил падение своих компаний, находят свою нишу в том, что пишут о своем опыте книги и консультируют других, как избежать провала. Умение выжить и преуспеть дало вам весьма ценные жизненные уроки, которые вы можете передать другим. Цените этот опыт. И пусть ваши энтузиазм и устремления подскажут вам путь.
Судьба подбрасывает лимоны, чтобы подкислить вам жизнь, а вы делаете из них лимонад
Банальный афоризм, но это действительно так: вы всегда должны стараться обратить любую неудачу в жизни в свое преимущество. Всем нам известны истории о людях, которые тяжело переживали потерю работы, изо всех сил старались найти новую и, наконец, преуспевали в этом. Любой из них теперь готов поклясться, что стал более опытным, повысил свой профессионализм, совершенствовал человеческие качества. То, что сейчас кажется ужасным, может оказаться лучшим, что с вами произошло. Не теряйте веру в себя, и у вас все получится.
📶 Деловая репутация компании: её значимость, контроль, поддержание и улучшение
Деловая репутация компании – это совокупность мнений об организации заинтересованных лиц (партнеры, инвесторы, потребители, сотрудники и т. д.) с точки зрения деловых качеств. Такие мнения основаны на реальном опыте и рациональных доводах. В отличие от просто репутации деловая имеет огромный вес при оценке стоимости бизнеса.
💼 Разница между деловой репутацией и имиджем
Не стоит путать понятие имиджа и деловой репутации. Имидж – это некий поверхностный образ компании, сформированный в сознании целевой аудитории. Это более субъективная оценка, так как все люди владеют разной информацией об организации, имеют разный опыт взаимодействия с ней. Имидж оценивается в плоскости «нравится – не нравится» и не затрагивает более глубоких финансовых и корпоративных характеристик. Деловая репутация же является более объективным параметром. Она позволяет понять, насколько устойчива компания на рынке, какие у нее перспективы развития, какими деловыми характеристиками обладает и т. д. Ее даже можно рассчитать, что и делают при оценке стоимости бизнеса.
Имидж – это то, что позволяет привлечь новых клиентов и партнеров, а деловая репутация – это то, что позволяет их сохранить и удержать.
💵 Влияние деловой репутации на деятельность компании
Влияние деловой репутации может быть как положительным, так и отрицательным.
🔻 При негативной репутации:
— снижается итоговая стоимость бизнеса;
— меньше партнеров заинтересовано в сотрудничестве;
— инвесторы не вкладывают свои деньги;
— люди не покупают франшизу;
— клиенты уходят к конкурентам;
— снижается влияние организации на тренды и настроения аудитории;
— преобладает низкая мотивация сотрудников.
🔺 Если же мнения о компании хорошие, все эти аспекты, наоборот, улучшаются:
— повышается ценность товара или услуги;
— появляется больше потенциальных клиентов, растет спрос;
— большая заинтересованность со стороны квалифицированных работников;
— повышается интерес со стороны инвесторов;
— растет конкурентоспособность и т. д.
Всем фирмам важно поддерживать деловую репутацию, так как она влияет на спрос и конверсии (напрямую или косвенно). Поддержание репутации – это важная сфера деятельности компании. Это целый комплекс мероприятий, нацеленных на повышение лояльности и доверия не только целевой аудитории продукта, но и деловых партнеров.
Успехов Вам в бизнесе!
#Levercost
#ОбщаяТема
Из чего складывается репутация профессионала?
Из знаний, навыков, разумных амбиций и колоссальной трудоспособности. А чтобы этот союз засиял всеми гранями, не обойтись без хороших манер. Не затрагивая «специфических» тонкостей делового этикета, поговорим об «универсальных» вещах недопустимых для «строителя карьеры».
Фамильярность, «тыканье»
К сожалению, весьма распространенное явление. Многие, не успев толком познакомиться с собеседником, ведут себя по-свойски: «тыкают», похлопывают по плечу — дескать, манеры — отставить, теперь мы, если не друзья-товарищи, то уж точно по одну сторону баррикад! Однако такая назойливость — дурной тон. Обращаться на «ты» можно лишь к ближайшим сотрудникам и только если они не возражают против общения «запросто, без церемоний». Даже руководителю предприятия рекомендуется называть своих подчиненных на «вы», желательно по имени-отчеству («сокращенный» вариант в виде имени допустим лишь в обращении к молодым сотрудникам). Что касается прикосновений, тут впору воскликнуть: «Руки прочь!», так как любые формы «рукоприкладства», кроме рукопожатия, считаются «вне закона».
Привычка перебивать
Привычка перебивать говорящего — вообще «смертный грех» в деловом общении. Первое правило вежливости гласит: внимательно выслушай человека, а потом уж соглашайся с его мнением либо аргументированно опровергай. Так что запаситесь терпением… и да пошлет вам Всевышний собеседников, умеющих связно и четко излагать свои мысли! Если беседа проходит в вашем кабинете (при этом необязательно, что вы «крутой босс»), постарайтесь не отвлекаться на телефонные звонки, разговоры с другими посетителями, изучение не относящихся к делу документов, наведение порядка на рабочем столе и так далее — тем самым вы демонстрируете неуважение к собеседнику.
Употребление просторечной лексики
Неумение держать зрительный контакт
Чтобы завоевать доверие собеседника, найдите в себе мужество смотреть ему в глаза. Бегающий по сторонам взгляд или «опущенные долу очи» могут навести вашего визави на мысль, что вы либо что-то не договариваете, либо привираете. Если по каким-то причинам не можете выдержать поединок «глаза в глаза», нацельтесь на зону между бровями — это лучше, чем блуждающий взор.
Зажатая поза
Даже мало-мальски подкованный в психологии человек знает, что переплетенные руки и ноги — признак нервозности и закрытости для общения. Так что не «завязывайтесь» в узел, дав руководителю или партнерам повод думать, что вы «штучка себе на уме» либо отчаянно боитесь разоблачения в неких каверзах. Расслабьтесь, откройтесь для общения (это не значит вальяжно развалиться на кресле), а еще лучше незаметно скопируйте позу собеседника, тем самым вы быстрее настроитесь на его волну. Желаете придать своим словам больше значимости, не стесняйтесь жестикулировать, главное — соблюдать меру.
Привязанность к жевательной резинке
Несколько лет назад был популярен рекламный слоган: «Иногда лучше жевать, чем говорить». Реклама рекламой, но в деловой беседе этот «девиз» неприменим. Когда зубная щетка недоступна, подушечка с «мятной свежестью» действительно спасет, однако не стоит пытаться «облегчить понимание» во время общения с партнерами или шефом. Большинство людей раздражает вид жующего оратора (или слушателя), и это неудивительно. Если заботитесь о чистоте дыхания, приобретите специальные ароматные спреи, конфеты, драже. И не поленитесь нанести визит стоматологу и гастроэнтерологу.
Неуместный смех
Смех без причины, как известно, не является свидетельством выдающегося ума. Да, приятно общаться с жизнерадостным собеседником, но всему есть предел. Одно дело — рассмеяться над забавной шуткой, и совсем другое — заполнять паузы в разговоре нелепым хихиканьем. У коллег может возникнуть подозрение, что у чрезмерно смешливого «субъекта» не все в порядке с головой… или с нервами, потому что привычка рассыпаться мелким смешком свойственна взвинченным, неуверенным в себе типам. Держитесь с достоинством и не жалейте доброжелательных улыбок.
Репутация профессионала: что беречь смолоду
Репутация профессионала — это самое дорогое, что у него есть. На репутации строится личный бренд, от нее зависит доверие потенциальных клиентов, на ней строятся абсолютно вся маркетинговая стратегия и продвижение. Если вы глупостью или неэтичностью убили свою репутацию — вы убили свой бизнес.
Некоторые считают, что скандальная репутация, наоборот, повышает продажи. Смотря что называть скандальной репутацией. Есть тонкая грань, отделяющая профессионализм от непрофессионализма, и если вы сторонник провокативных методов, вы должны точно знать, где кончается профессионализм и начинается преступление.
Профессиональная репутация держится на следующих основаниях:
1. Образование. Если у вас нет профессионального образования, но вы считаете себя талантом, на одном таланте вы никуда не уедете. Образование, конечно, можно получать и без дипломов, самостоятельно, однако образование, полученное под наблюдением учителей, как минимум предохраняет ученика от заблуждений и интерпретаций, не соответствующих действительности, и ваш диплом — это не просто филькина грамота, это свидетельство о том, что за вашим усвоением знаний присматривали профессионалы, отвечающие за актуальность этих самых знаний. Естественно, имеет значение, в каком именно вузе вы его получали, так как в наше время на постсоветском пространстве развелось невероятное количество институтов, которые, по сути, дают дипломы за прослушивание информации, а не за ее усвоение и адекватное употребление. Кроме всего прочего, долгосрочное профессиональное образование дает представление о вас как о человеке, которому небезразлична его квалификация, который совершенствует свое мастерство и вообще усидчив и любознателен. Потому что только такой человек способен идти в ногу со временем.
2. Связь с профессиональным сообществом. Если вы находитесь в хороших отношениях с профессиональным сообществом и оно признает вас как «своего», как профессионала — это важная часть репутации, поскольку в норме человек, связанный с сообществом, не станет нарушать его профессиональные нормы, а это значит, что сообщество в некотором роде может за него поручиться. Если вы позиционируете себя как волка-одиночку, то в случае конфликта интересов с клиентом вы не сможете получить поддержку коллег и адекватно разрулить ситуацию. Вам придется в одиночку отвечать перед клиентом, перед законом и перед обществом в целом. Понятно, что бывают сообщества, мягко говоря, ретроградные, то есть с анахроничными нормами или профессиональными критериями, но все профессиональное сообщество таковым быть не может, только какая-то его часть. Общайтесь с лучшими представителями своей профессии, учитесь у лучших, участвуйте в профессиональных событиях, и вы будете чувствовать себя гораздо более устойчиво в своей нише.
3. Ваша личная и профессиональная история. Мы все несовершенны и можем ошибаться в жизни и в профессии, но существуют вещи, не совместимые с профессиональной репутацией: действия, поступки, противоречащие профессиональной пригодности, нарушения профессионального этического кодекса, социальные, криминальные и административные преступления. Понятно, что иногда человек может оказаться загнанным в угол или быть в состоянии аффекта и совершить действия, разрушающие его репутацию, под влиянием обстоятельств. Однако профессионал отличается от непрофессионала тем, что способен признавать свои ошибки и исправлять их, возмещая или хотя бы корректируя принесенный ущерб и предпринимая все возможные способы устранить последствия.
4. Отзывы клиентов и их результаты. Работа любого профессионала направлена на то, чтобы решать проблемы и задачи, которые приносит профессионалу клиент. И чем быстрее и качественнее ваши клиенты решают свои проблемы без вторичных последствий, тем круче ваша репутация. В конце концов это и есть самая лучшая реклама вашей работы. Однако в наше время очень трудно доверять письменным анонимным отзывам, так как их может написать любой копирайтер, и реально работающими являются видеоотзывы реальных людей, чьи личные страницы можно увидеть в соцсетях, и их же текстовые отзывы от реального имени. Легко проверить, является ли человек реальным клиентом, если его страница в соцсетях живая, имеет историю и связи с другими людьми, которые могут подтвердить, что это реальный человек, а не фейк и не актер. Тем не менее это все же не самый достоверный материал, на который могут опираться ваши потенциальные клиенты. По-прежнему самым достоверным свидетельством вашего профессионализма является сарафанное радио, когда ваш клиент рекомендует вас своим знакомым.
В наше время люди, желающие быстро и легко получить профессиональную репутацию, готовы вваливать огромные бюджеты в рекламу и пиар, благо даже когда-то уважаемые издания не стыдятся брать деньги за публикацию откровенного вранья, что уж говорить о популярных блогерах, рекламирующих все, за что им заплатят. Теперь это бизнес. Однако такой путь создания репутации не работает в любом случае, поскольку правда всегда всплывает, реальное качество работы пролезает через все оплаченные барьеры, так как в век Интернета мир становится все прозрачнее и прозрачнее. И слава богу.
Обдумайте свою жизнь и свои поступки и проанализируйте по названным четырем основаниям для профессиональной репутации: есть ли у вас реально что скрывать?
Если вам нечего скрывать — вы можете за себя не беспокоиться. При одном условии: если у вас все в порядке с самооценкой. Потому что если вы не уверены в себе и в своем профессионализме и тем более если вы пытаетесь себе приписать больший профессионализм, чем у вас реально есть по объективным критериям (опыт, образование, квалификация), то если кто-то захочет испортить вам репутацию — вам будет сложно этому противостоять.
Что же делать, если на вас напали с попытками вас очернить?
1. Если вы чисты, то любое нападение или клевета — это возможность продемонстрировать правдивую реальную картину, подтвердив ее проверяемыми фактами. Поэтому такие случаи — это не трагедия, а информационный повод.
2. Если кто-то отрыл ваш интимный жизненный факт (неприглядное прошлое, ваши реальные ошибки или скрываемую вами сексуальную ориентацию), лучшее, что вы можете сделать, — это признать факты и описать сегодняшнюю вашу позицию по этому вопросу. Разумеется, если это не касается вскрытия конфиденциальной информации других людей. Например, если вам вменяют в вину профессиональную ошибку в работе с клиентом, то вы не имеете права обсуждать эту ситуацию, даже если этот клиент сам ее обсуждает и провоцирует вас на обсуждение или дал вам на это разрешение. Ни при каких обстоятельствах конфиденциальность клиента не может быть вскрыта в публичном пространстве. Ищите другие способы себя защищать. В крайнем случае соблюдайте нейтралитет, если нет других инструментов, или приглашайте профессионального юриста.
Если вы признаете ошибку во всех остальных случаях и предприняли меры, чтобы ее исправить и не допускать в дальнейшем, если вы изменились к лучшему и возместили ущерб, в случае, если он был причинен, если с тех пор изменился ваш образ жизни и вы сможете рассказать об этом и о том, какие вы сделали выводы, — эта ситуация в результате пойдет вам в плюс, а не в минус.
3. Если кто-то разносит сплетни о вас, не имеющие под собой реальных оснований, или если кто-то вскрывает вашу конфиденциальную информацию — вы не обязаны это комментировать вообще никак.
На чужой роток не накинешь платок.
4. Люди будут думать и говорить о вас все, что им вздумается. Здесь важно не то, говорят о вас или нет, а то, насколько вы чисты в своей работе с вашими клиентами. И если вы чисты — вам нечего бояться. В конечном итоге с вами останутся в любом случае те люди, которым вы приносите реальную пользу. Поэтому реальная ваша работа здесь и сейчас является вашим гарантом.
5. Важно понимать, что в русскоязычном пространстве нет никаких юридических регуляторов сплетен и слухов, и, если человек реально чист, он может использовать любой хайп для маркетинга. Но если хайп имеет под собой реальные основания, то отвечать за свои поступки придется.
Шило в мешке не утаишь.
6. В любом случае вы можете и должны обратиться к юристам за профессиональной консультацией, если вы видите, что совершаемые против вас действия незаконны. В каких-то случаях вам может понадобиться юридическая защита, и ею необходимо пользоваться, так как любой прецедент отстаивания своих законных прав укрепляет правовое поле в целом. Вы также имеете право обращаться с запросами на удаление порочащего вас контента, но важно помнить, что далеко не всегда в современных условиях вам удастся «затереть следы», поэтому готовьтесь нести ответственность и достойно вести себя в случаях, когда нечто вскрылось, что имело место быть, а не усугублять ситуацию еще больше. И не совершайте глупостей, чтобы нечего было «затирать».
Береги честь смолоду.