что такое профессиональная идентичность

Профессиональная идентичность

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Межкультурная эмпатия (англ. ethnocultural empathy) — понимание чувств людей, которые этнически и/или культурно отличаются от нас самих. Данное понятие ставит под сомнение сочувствие в общем его понимании, под которым подразумевается «осмысление внутри себя чувств других людей» и которое определённо не акцентирует своё внимание на какой-то конкретной группе (например, возрастная, половая или этническая принадлежность) либо контексте. С другой стороны, этнокультурное сопереживание предполагает, что.

Групповáя поляризáция — психологический феномен расхождения по разным полюсам мнений участников дискуссии во время принятия группового решения. Величина разброса конечных вариантов напрямую зависит от первоначальных позиций участников. То есть, чем дальше от середины находились их мнения в начале дискуссии, тем сильней будет проявляться феномен. Важно разделять «поляризацию» и «экстремизацию». Поляризация — явление, при котором решение члена группы смещается к ранее выбранному им полюсу; при экстремизации.

Используются два связанных, но отличающихся понятия психических ресурсов человека.

К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя.

Источник

Профессиональная идентичность. Определение статуса профессиональной идентичности

что такое профессиональная идентичность. Смотреть фото что такое профессиональная идентичность. Смотреть картинку что такое профессиональная идентичность. Картинка про что такое профессиональная идентичность. Фото что такое профессиональная идентичность

Профессиональная идентичность. Определение статуса профессиональной идентичности.

Дж. Марсиа [Marcia J., 1980] разработал статусную модель идентичности как методологический план к эриксоновским теоретическим представлениям с целью их эмпирического изучения. В настоящее время эта модель приобрела самостоятельное значение. Дж. Марсиа выделил четыре статуса идентичности (состояния идентичности) – это четыре варианта окончания кризиса идентичности в возрасте от 18 до 21 года (для американской молодежи).

Критерием для выделения статусов служили два параметра:

1. Наличие или отсутствие кризиса;

2. Принятие обязательств по двух основным сферах функционирования: профессия и идеология.

Критерии для выделения статусов идентичности.

Позиция касательно профессии и идеологии

Приятие на себя обязательств

Термин «кризис» относится к тому периоду больших усилий в жизни человека, когда он раздумывает, какой выбрать профессиональный путь (карьеру) и каким целям, ценностям, убеждениям следует следовать в жизни. Принятие обязательств предполагает принятие твердых решений относительно выбора профессии и идеологии, а также выработку целевых стратегий для реализации принятых решений.

Можно выделить четыре статуса профессиональной идентичности – «состояния», в которых может находиться студент в процессе профессионального обучения.

Ø Неопределенная профессиональная идентичность – выбор дальнейшего пути еще не сделан, четкие представления о карьере или о профессиональной жизни отсутствуют, и человек даже не задумывался над этой проблемой.

Ø Навязанная профессиональная идентичность – человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями или друзьями) и не являются результатом самостоятельного выбора.

Ø Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности – человек осознает проблему выбора профессионального пути и находится в процессе поиска адекватного решения, альтернативы определены, но наиболее подходящий вариант еще не определен.

Ø Сформированная профессиональная идентичность – профессиональные планы студента довольно четко определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.

Приведенный ниже тест позволит определить, на какой из этих ступенек вы находитесь.

Методика изучения статусов профессиональной идентичности

Инструкция. Опросник состоит из 20 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов: a, b, c, d. Внимательно прочитайте их и выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения. Возможно, что какие-то варианты ответов покажутся Вам равноценными, тем не менее, выберите тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению. Запиши номера вопросов и выбранный вариант ответа на каждый из них (a, b, c, d). Среди ответов нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайся угадать, какой из них является «правильным» или «лучшим».

1) Меня не очень беспокоит мое профессиональное будущее.

a) Согласен: еще не пришло время решать, где мне дальше работать.

b) Согласен, я уверен, что мои родители помогут мне в моем профессиональном будущем.

c) Согласен, т. к. я уже давно все решил по поводу своего профессионального будущего, и нет смысла беспокоиться.

d) Не согласен, ведь если о будущем не беспокоиться сейчас, то потом будет слишком поздно.

2) Мне трудно принять решение, куда пойти работать.

a) Согласен, т. к. меня интересует сразу несколько мест, где хотелось бы работать.

b) Согласен, поэтому я прислушиваюсь к мнению авторитетных людей (родителя, хорошего знакомого, друга).

c) Не согласен, я уже принял решение о том, где я буду работать в дальнейшем.

d) Не согласен, поскольку еще пока не задумывался над этой проблемой.

3) Выбирая профессию, я регулярно изучал спрос на представителей той специальности, которую я получаю.

a) Согласен, ведь от спроса на рынке труда зависело, какое образование я выберу.

b) Не согласен, поскольку родители знали лучше, какую специальность мне предложить.

c) Не согласен, т. к. когда я выбирал профессию, рано еще было что-либо анализировать.

d) Не согласен, т. к. я уже тогда решил, что все равно получу ту специальность, которую я хочу.

4) Я до сих пор не обсуждал с родителями свои будущие профессиональные планы.

a) Согласен, т. к. мои родители не советовались со мной, и давно решили, кем я буду, и где буду работать.

b) Не согласен, я с моими родителями, даже сейчас, постоянно обсуждаю мои профессиональные предпочтения.

c) Согласен, т. к. у нас в семье не принято обсуждать мои профессиональные планы.

d) Не согласен, мы с родителями давно все обсудили, и я уже принял решение по поводу своей профессионализации.

5) Мои родители выбрали мне дальнейшую специальность.

a) Согласен, и надо признать, что они вообще лучше меня разбираются в этом вопросе.

b) Не согласен, но мы регулярно обсуждали вопрос моей будущей специальности.

c) Не согласен, поскольку родители не вмешивались в мои проблемы с выбором профессии.

d) Не согласен, т. к. выбор специальности был скорее моим самостоятельным решением, чем их.

6) Мне хорошо ясны свои будущие профессиональные планы.

a) Согласен, т. к. выстроить их мне помогли родители (знакомые), которые являются специалистами в этой профессиональной области.

b) Согласен, поскольку я построил их самостоятельно, основываясь на собственном жизненном опыте.

c) Не согласен, т. к. у меня пока отсутствуют профессиональные планы.

d) Не согласен, но как раз сейчас я пытаюсь выстроить эти профессиональные планы.

7) На мои профессиональные цели сильно влияет мнение моих родителей.

a) Не согласен, у моих родителей никогда не возникало желания ставить мне профессиональные цели.

b) Согласен, поскольку мои родители с детства говорили мне, кем я должен стать.

c) Согласен, цели еще сформулированы слабо, но окончательное решение будет все-таки принято мной, а не родителями.

d) Согласен, т. к. родители, конечно, принимали участие в обсуждении этого вопроса, но все-таки решение было принято мной самостоятельно.

8) Думаю, мне еще слишком рано задумываться над вопросами построения своей карьеры.

a) Согласен, т. к. моя карьера все равно буде зависеть от решения моей семьи.

b) Согласен, мне и раньше в жизни не приходилось сталкиваться с вопросами построения карьеры.

c) Не согласен, уже настал тот момент, когда нужно срочно выбирать путь своей дальнейшей карьеры.

d) Не согласен, т. к. я уже давно и точно решил, каким образом я буду выстраивать свою карьеру.

9) Уже точно решено, какое место работы я хочу получить после окончания ВУЗа (ССУЗа).

a) Не согласен, т. к. я еще и не думал над своим конкретным местом работы.

b) Согласен, я уже продумал и могу точно сказать, где и кем я собираюсь работать.

c) Согласен, т. к. мои родители уже сообщили мне, кем и где я буду дальше работать.

d) Не согласен, мне трудно понять, какое место работы подходит именно мне.

10) Друзья советуют мне, на какую работу мне лучше пойти.

a) Согласен, мы с ними часто обсуждаем этот вопрос, но я пытаюсь строить свои профессиональные планы самостоятельно.

b) Согласен, и я собираюсь, прислушаться к мнению друга.

c) Не согласен, т. к. обдумывать свою будущую карьеру нам с друзьями некогда, у нас есть много более интересных дел.

d) Не согласен, т. к. я уже принял решение относительно своего будущего без помощи друзей.

11) Для меня не принципиально, где именно работать в дальнейшем.

a) Согласен, т. к. для меня главное – получить специальность, о которой давно мечтаешь, а не конкретное место работы.

b) Согласен, поскольку уверен, что родители все равно «устроят» меня на хорошую работу после учебы.

c) Согласен, поскольку место работы – не главное в жизни.

d) Не согласен, т. к. от выбора места работы зависит мой карьерный рост.

12) Я боюсь без совета своих родителей принимать ответственные решения по поводу моей дальнейшей работы.

a) Согласен, но я пока делаю самостоятельные попытки сориентироваться в профессиональной жизни.

b) Не согласен, т. к. мои родители все равно не хотят и не могут мне ничего посоветовать.

c) Согласен, поскольку мои родители с детства помогают мне, контролируя многие события в моей жизни, в том числе и в профессиональной.

d) Не согласен, свои решения по этому вопросу я уже принял абсолютно самостоятельно

13) Я не часто думаю над своим профессиональным будущим.

a) Не согласен: над этой проблемой я думаю довольно часто.

b) Согласен, т. к. я знаю, мои родители сделают так, чтобы у меня в жизни все устроилось отлично.

c) Согласен, думаю мне ещё рано над этим размышлять.

d) Согласен, т. к. я все уже решил для себя, и сейчас концентрирую свое внимание на других проблемах.

14) У меня на примете несколько мест, куда я мог бы пойти работать.

a) Не согласен, т. к. мои родители уже определили меня на конкретное место, где я дальше буду работать.

b) Не согласен, я сам хочу работать только в одном, вполне определенном месте.

c) Согласен, я как раз выбираю одно из мест будущей работы.

d) Не согласен, иногда мне кажется, что я сам не знаю, чего я хочу от будущего.

15) Никакие жизненные проблемы не смогут мне помешать достигнуть поставленных профессиональных целей.

a) Согласен, поскольку знаю, что мои родители сделают все, чтобы эти цели осуществились.

b) Не согласен, у меня пока еще нет профессиональных целей.

c) Согласен, т. к. я хорошо осознаю свои профессиональные цели и стремлюсь к ним.

d) Не согласен, я еще не до конца понимаю, в чем состоят эти цели.

16) У нас дома часто разгораются бурные дискуссии по поводу моей будущей карьеры.

a) Не согласен, поскольку мои родители по этому вопросу все уже решили и с ними уже бесполезно спорить.

b) Не согласен, т. к. мои родители не особо интересуются вопросом моей карьеры.

c) Не согласен, т. к. по поводу карьеры я все уже решил самостоятельно, и спорить со мной все равно бесполезно.

d) Согласен, я советуюсь с родителями, хотя иногда наши взгляды относительно моего будущего могут расходиться.

17) Меня мало интересует информация о том, как выстраивать карьеру на различных местах работы.

a) Согласен, т. к. мои родители уже выбрали мне будущую место работы, и нет надобности собирать какую-либо дополнительную информацию.

b) Согласен, т. к. я уже принял решение о том, кем я буду, и где буду работать.

c) Не согласен, я как раз сейчас активно анализирую возможности карьерного роста в различных организациях.

d) Согласен, меня вообще мало интересует информация о том, где и как можно выстраивать карьеру.

18) Я держу на примете несколько профессиональных целей.

a) Согласен, но они были определены заранее моими родителями.

b) Не согласен, у меня всего одна профессиональная цель.

c) Не согласен, я о них пока еще не задумывался.

d) Согласен – таких целей пока несколько, и я не решил, какая из них для меня основная.

19) Я очень хорошо представляю свой дальнейший карьерный рост.

a) Не согласен, пока мое профессиональное будущее – это множество альтернативных вариантов выбора.

b) Не согласен, но я уверен, что мои родители устроят меня на хорошую работу, где карьера мне будет обеспечена.

c) Не согласен, т. к. мне не хочется вникать, какая карьера подходит именно мне, у меня есть и более важные проблемы.

d) Согласен, и я уже могу назвать основные шаги моей профессиональной жизни.

20) Родители предоставили мне возможность сделать свой профессиональный выбор самостоятельно.

a) Не согласен, потому что мои родители вообще не участвуют в моем профессиональном выборе.

b) Согласен, но мы все равно еще обсуждаем мой профессиональный выбор.

c) Не согласен, т. к. родители считают, что при самостоятельном выборе я могу ошибиться.

d) Согласен, и я уже сделал свой профессиональный выбор.

Каждый вариант ответа оценивается в 1 или 2 балла по одной из шкал в соответствии с приведенным ниже «ключом».

Источник

1.3. Факторы формирования профессиональной идентичности в современном обществе

В современном обществе, в отличие от традиционного, жесткая социальная структура с устойчивой конфигурацией основных социальных классов в обществе сменяется подвижной социально-профессиональной системой социальной стратификации, социальный статус и жизненный путь человека не предопределены и подвержены изменениям. Если в традиционном обществе профессиональная идентичность предписывается индивиду обществом и культурной традицией, то в современном обществе в значительной мере формируется самим индивидом, но под воздействием внутренних и внешних обстоятельств.

Вместе с тем в современном обществе, со свойственной ему социальной дифференциацией, обретение устойчивой и определенной идентичности зачастую представляет собой проблему. В течение жизни каждый индивид вынужден «играть» множество социальных ролей в условиях быстрых социальных и культурных изменений. Современному человеку достаточно трудно не только обрести и сохранить какую-то профессиональную идентичность, но и ответить на вопрос, кем он вообще является «на самом деле».

Представление человека о своем месте в профессиональной общности лежит в основе профессиональной идентичности. При этом он опирается на определенные ценностные и мотивационные ориентиры, а также на субъективное отношение к собственной профессиональной принадлежности.

Профессиональная идентичность обладает высоким интеграционным потенциалом, обеспечивает ориентацию и взаимодействие в мире профессий, которые более полно реализуют личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также помогает строить прогнозы о возможных последствиях профессионального выбора. Происходит освоение системы ценностей и форм поведения, свойственных профессиональному сообществу и диктуемых как целесообразностью деятельности, так и ценностными, мотивационными, статусно-ролевыми влияниями профессионального сообщества. Профессиональная идентичность является важным компонентом в структуре социальной идентичности, и ее формирование проходит в период личностного и профессионального становления, оказывая влияние на многие аспекты жизни человека.

В связи с вышесказанным возрастает актуальность современных исследований профессиональной идентичности в конкретных сферах труда, и все чаще объектом внимания ученых становится профессиональная идентичность представителей бюджетной сферы, например врачей, инженеров, педагогов, военных. В исследованиях отечественных авторов анализируются особенности формирования профессиональной идентичности психологов (М. М. Абдуллаева, Г. Ю. Любимова, С. С. Собкин, В. В. Волошина)68, учителей (Т. В. Бугайчук, Е. В. Воронина)69, инженеров (Т. Натхов, Л. Полищук)70, юристов (И. П. Попова, И. Ю. Колоскова, Н. Я. Соколов, Р. Мровчински, М. Ф. Черныш, Ю. Б. Епихина, Н. С. Мастикова)71.

Изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества и особенно в сфере труда, обусловлены появлением новых требований к системе профессиональной подготовки специалистов, стимулирующих постоянную потребность в осмыслении теоретического процесса профессионального самоопределения. Эти исследования подвергают проверке уже устоявшиеся критерии оценки профессионального развития личности.

Профессиональная идентичность формируется на представлении человека о своем месте работы в конкретной профессиональной группе, а также о положении и престиже профессиональной группы в обществе. Профессиональная идентичность включает в себя личностные характеристики, которые позволяют ориентироваться в мире профессий и более полно реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности, а также анализировать возможные последствия своего профессионального выбора. Время обретения профессиональной идентичности как обязательного условия принятия своей профессии носит индивидуальный характер. И. Ю. Хамитова, например, полагает, что для этого необходимо не менее четырех лет (заметим, что это нормативный срок обучения в вузовском бакалавриате), но окончательно профессиональная идентичность формируется на сравнительно поздних этапах профессионализации72.

Профессиональная идентичность не возникает внезапно, ее формированию предшествуют определенные обстоятельства, условия.

На основе обобщения взглядов С. Д. Дружилова, Е. В. Егоровой, А. Я. Емельяновой, Л. Б. Шнейдер и ряда других исследователей полагаем, что анализ факторов формирования профессиональной идентичности целесообразно начать с выделения признаков формирования профессиональной идентичности. К ним принято относить следующие:

–– наличие качеств и свойств личности, обладающих высокой ценностью для конкретной профессии;

–– ощущение человеком своей профессиональной компетентности и стремление к ее повышению;

–– переход к внутренним источникам подкрепления в профессиональной деятельности;

–– становление соответствия работы личностным ожиданиям;

–– осознание собственных недостатков в профессиональном становлении, в поступках;

–– ощущение человеком своей эффективности и личностного влияния;

–– высокую профессиональную самооценку;

–– переживание чувства удовлетворения от профессиональной деятельности и себя как профессионала;

–– ощущение возможности успеха и реализации ведущих мотивов в профессиональной деятельности;

–– умение управлять карьерным ростом;

–– принятие норм, ценностей, правил, моделей своей профессии и т. п.

Е. В. Егорова, описывая феномен профессиональной идентичности, отмечает, что сформированная профессиональная идентичность – это прежде всего возникновение устойчивой эффективной мотивационной сферы. Она является таким психологическим образованием, через которое личность отражает и оценивает весь многогранный мир профессий73.

С. М. Моор и П. Ю. Головин в своих исследованиях более подробно рассматривают причины формирования профессиональной идентичности. К ним относятся:

–– объективно существующий образовательно-профессиональный компонент;

–– субъективно выражающаяся система ожиданий и предпочтений, идеальные образы профессии;

–– признание значимым другими тебя как профессионала;

–– профессиональные нормы (ценности) и атрибуты (лексикон, мифы, стереотипы);

–– эмоционально положительный фон, на котором происходило получение первичной информации о своей профессии;

–– положительное восприятие себя как субъекта профессиональной деятельности;

–– эмоционально позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;

–– успешное освоение правил и норм профессиональной деятельности;

–– мера ответственности, которую индивид может взять на себя;

–– уровень личностного развития;

–– мотивационная готовность к самореализации на избранном профессиональном поприще74.

Актуальной задачей исследования профессиональной идентичности является научный анализ не только факторов ее формирования, но и барьеров становления и развития профессиональной идентичности.

Изучив научную литературу в области социологии и психологии, можно увидеть, что на формирование профессиональной идентичности влияет множество факторов эндогенного и экзогенного характера, которые могут оказывать как конструктивное, так и деструктивное воздействие. Вариативность таких факторов можно систематизировать и отразить в предложенной авторской системе классификации75.

Важными критериями классификации факторов формирования профессиональной идентичности являются уровень исследования и степень направленности воздействия.

По критерию уровня формирования профессиональной идентичности можно выделить:

–– факторы микроуровня (личностные особенности, семья и ближайшее окружение, трудовой коллектив);

–– факторы мезоуровня (образование, СМИ, профессиональное сообщество);

–– факторы макроуровня (критерии социально-профессиональной стратификации и престиж профессии в обществе, экономическая ситуация и рынок труда, государственная идеология и др.).

По критерию степени направленности воздействия факторы бывают стихийные (личная/семейная ситуация, мотивы выбора образования/профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе, изменение рыночной конъюнктуры и пр.) и направленного конструирования (государственный заказ, СМИ и пр.).

Также можно выделить три группы оказывающих воздействие факторов, как это сделала, например, В. И. Воробьева в своем исследовании факторов профессиональной социализации: индивидуально-личностные, образовательные, социально-профессиональные76. Применительно к анализу профессиональной идентичности эти группы факторов будут иметь как позитивный (формирующие факторы), так и негативный аспекты (деформирующие факторы, или барьеры формирования профессиональной идентичности). Конкретно можно назвать множество факторов формирования и барьеров профессиональной идентичности.

Итак, к факторам формирования профессиональной идентичности относятся:

–– индивидуально-личностные (система ценностных ориентаций, мотивация личности; достижение поставленной цели; династийность выбранной профессии; профессия по призванию, высокая степень ответственности за профессиональную работу);

–– образовательные (институционализация системы профессионального образования, профессиональная подготовка дипломированных специалистов; высокое качество профессиональной подготовки; практико-ориентированная направленность обучения);

–– социально-профессиональные (сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры как культурного образца; востребованность специалистов данного профиля на рынке труда, выбор профессии, отвечающий потребностям современного рынка труда; соответствие профессиональной подготовки реальной практике; высокий престиж профессии в обществе, стабильные условия труда и достаточный уровень заработной платы будущего специалиста, высокие социальные гарантии).

К барьерам формирования профессиональной идентичности, т. е. деформирующим факторам, можно отнести следующие:

–– индивидуально-личностные (иерархия системы ценностных ориентаций, низкая мотивация личности; нивелирование ответственности за профессиональную работу; разочарование в профессии; эмоциональное выгорание);

–– образовательные (институционализация системы профессионального образования и массовая профессиональная подготовка дипломированных специалистов; обучение ради получения диплома о высшем образовании; низкое качество профессиональной подготовки; отсутствие практико-ориентированной направленности обучения);

–– социально-профессиональные (непрофильное трудоустройство; прекариатизация рынка труда; несформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры; невостребованность специалистов данного профиля на рынке труда, выбор профессии, не отвечающий потребностям современного рынка труда; несоответствие профессиональной подготовки реальной практике; непрестижная (низкорейтинговая) профессия в обществе; нестабильные условия труда и низкий уровень заработной платы будущего специалиста, отсутствие социальных гарантий).

Остановимся на некоторых из приведенных факторов подробнее.

При рассмотрении факторов, способствующих формированию профессиональной идентичности, стоит уделить особое внимание личностной характеристике, которая основывается на представлениях о внутренних и внешних возможностях личности как субъекта деятельности, его представлениях о социальном и общественном статусе.

В достижении профессиональной идентичности и преодолении кризисов профессионального развития важную роль играют психологические качества личности, которые преобразуются с наступлением взросления. К таким критериям можно отнести: принятие ответственности за профессиональную работу, проявление терпимости и установление взаимоотношений, достижение поставленных целей, способность реагировать на изменения и приспосабливаться к ним, адекватное восприятие реальности и себя в профессиональном сообществе.

По мнению Ю. П. Поваренкова, «одним из параметров профессионального становления, которые можно использовать для оценки уровня сформированности профессиональной идентичности, выступает отношение человека к себе как будущему и действующему профессионалу, т. е. реальная и прогнозируемая профессиональная самооценка. В основе лежит представление о становлении профессиональной идентичности как результате проецирования реальной профессиональной Я-концепции субъекта на идеальную, с последующей перестройкой первой. Принимаемая субъектом близость между идеальной и реальной Я-концепциями является основанием для обретения чувства профессиональной идентичности и основанием для ее последующего развития.

Во многих работах самооценка, как правило, рассматривалась в контексте изучения самосознания как один из аспектов наряду с такими понятиями, как „Я-концепция“, „самоотношение“, „самоприятие“, „чувство собственной ценности“, „самоуважение“, „самоэффективность“, „доверие к себе“, „осознание себя“, „взгляд на себя“, „образ себя“, „удовлетворенность собой“ и т. д.

При изучении профессиональной идентичности, на наш взгляд, необходимо учитывать оценку себя как Я-реального и стремления к Я-идеальному, как профессионала.

Система ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности, еще один критерий показателя сформированности профессиональной идентичности»77.

Е. П. Ермолаева считает, что «ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности. Ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности»78.

Л. Б. Шнейдер выделяет следующие «внутренние источники формирования профессиональной идентичности: эмоционально положительный фон, на котором происходит информирование о профессии; положительное самовосприятие в качестве субъекта профессиональной деятельности; эмоционально позитивное понимание принадлежности к профессиональной среде; успешное усвоение прав и обязанностей, освоение норм и правил профессиональной деятельности; готовность к профессиональной ответственности; характер выраженности и самопринятия Я-концепции; высокая мотивация к реализации себя в выбранной профессии»79.

Мотивом прихода молодых людей в такие профессии, как военный, учитель и врач, чаще всего выступает феномен «наследуемого статуса». Профессия переходит из поколения в поколение, династии – явление распространенное и одобряемое в этих сообществах.

Если рассматривать военнослужащих, то основными мотивами, приводящими человека на военную службу, являются внутренние: традиции, воинские духовные ценности, гордость за профессию, которые передаются от отца к сыну в семье кадровых военных и подкреплены соответствующим образованием и опытом.

В медицинской сфере мотивами выступают потребность в признании (как личностный рост, уверенность, самоуважение, так и завоевание статуса, признания, престижа) и собственно интерес к медицине (желание узнать новое, приобрести уникальные знания).

С другой стороны, в индивидуально-личностной сфере не редкость проявление таких факторов, как разочарование в профессии и профессиональное выгорание. Разочарование в выбранной профессии может произойти на различных стадиях профессионального становления. Это может случиться еще в вузе, сразу после его окончания или же спустя годы работы на одном месте по специальности, полученной в вузе. И надо сказать, что больше повезло тем, кто разочаровался в своем выборе еще на первом месте работы, уволился и успел построить карьеру более осознанно. А еще больше выиграют те, кто не станет тратить время на обучение по заведомо неинтересной специальности. Однако многие, осознавая, что занимаются не своим делом, стремятся оправдать потраченное в институте время и продолжают работать.

По данным портала Сareer.ru, в России каждый пятый студент (21 %) уже через пару лет учебы разочаровывается в выбранной специальности. Опросив в январе–феврале 2015 г. 2112 учащихся российских вузов и молодых специалистов, представители портала выяснили, что число разочарованных растет по мере учебы. Так, если на первом–втором курсах разочаровывается только каждый десятый, то к выпуску это чувство испытывают уже 25 %. Соответственно, довольных со временем становится меньше: на первом курсе – 44 %, на втором – 32 %, на более старших – 22 %, а к выпуску – всего 20 %. Разочарование студентов чаще всего вызвано осознанием того, что выбранная специальность не соответствует возложенным на нее ожиданиям (56 %), а сама профессия представлялась совсем иначе (28 %). Еще 23 % молодых специалистов разочаровываются в профессии из-за низкого, по их мнению, качества образования. Больше всего оказались довольны своей специальностью студенты-медики (34 %), будущие юристы (29 %) и маркетологи (26 %)80.

Исследовательский центр портала Superjob выяснил, что среди представителей 22 профессий, которым задали вопрос «Выбрали бы вы свою специальность, если бы пришлось это делать снова?», больше всего довольных своим выбором оказалось среди архитекторов (81 %), тренеров (79 %) и программистов (78 %). Их работа приносит им удовольствие, и они от этого счастливы. Чуть отстают от них парикмахеры (74 %), психологи (73 %), дизайнеры (72 %) и врачи (71 %)81.

В некоторых случаях при разочаровании в профессии человеку достаточно просто хорошо отдохнуть, отвлечься от выполняемых обязанностей и потом приступить к работе с новыми силами. А в других случаях дела обстоят серьезнее, и разочарование в профессии перерастает в тяжелую форму эмоционального выгорания, включающего эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализацию (отгораживание от других людей) и сниженную рабочую производительность. Три этих компонента, как в совокупности, так и по отдельности, являются разрушающими профессиональную идентичность. Синдром «выгорания» обычно характерен для представителей профессий системы «человек – человек»: врачей, учителей, священников, полицейских, юристов, тренеров, консультантов, психотерапевтов, спасателей.

Наряду с индивидуально-личностными факторами заслуживают внимания и образовательные. Интенсивное развитие общества вызывает потребность в новой системе образования, которая должна отвечать неуклонно ускоряющемуся развитию всех сфер социальной жизни.

Современному обществу необходим специалист, способный менять основу своей жизнедеятельности, способный саморазвиваться и самообразовываться. Поэтому необходимость переосмысления образовательного процесса назрела в обществе. Процесс изучения неотделим от личности обучающегося, поэтому он должен рассматриваться не как объект, а как субъект самообучения. Собственно, готовность и способность личности к самообразованию выступает одним из основных критериев подготовки молодого специалиста к деятельности в современном быстроменяющемся мире.

Стимулировать стремление личности к самопознанию и саморазвитию необходимо в процессе обучения с использованием инновационных технологий и активных методов обучения. Деловые игры, интерактивные технологии, обсуждение интересных вопросов на лекциях и практических занятиях будут способствовать формированию образа профессии и мотивировать обучающихся к активному участию в определенных ситуациях в профессиональной среде. Немаловажным условием формирования профессиональной идентичности у обучающегося являются психологические тренинги, приобретение, анализ и самооценка собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

Необходимо отметить и важность практико-ориентированной направленности обучения, так как в процессе практики обучающийся приобретает опыт общения с профессионалами и опыт решения профессиональных задач. В последнее время все большее распространение получает волонтерство как возможность осуществления профессиональной деятельности в период обучения.

Волонтерская деятельность по выбранной специальности дает возможность для самопознания и самопонимания. Участвуя в волонтерской деятельности, обучающийся примеряет на себя роль профессионала в реальном профессиональном пространстве. Следствием этого становится система знаний о себе как профессионале и система самоотношения, самоуважения, самовосприятия, достигнутая профессиональная идентичность.

Профессионально-ориентированное волонтерство дает обучающемуся возможность определения своего жизненного пути и получения полноценного опыта профессиональной деятельности, создания позитивного образа «Я» в профессии, а также принятия целей, мотивов, установок, норм и идеалов профессиональной группы и в целом становления профессиональной идентичности.

Для военнослужащего получение военного образования – это не просто констатация уровня его профессиональных знаний или квалификационное требование для замещения должностей, а этап в развитии профессиональной идентичности, поскольку обучение в военном вузе обеспечивает профессиональную социализацию через ритуализацию профессионального поведения. Профессиональные ритуалы способствуют усвоению индивидом профессиональных норм и ценностей, выработанных в профессиональном сообществе, способствуют поддержанию социальных практик взаимоотношений82.

Профессиональная идентичность дает человеку представление о своем месте в профессиональной группе, о месте своей профессиональной группы в системе общественных отношений. Она позволяет человеку ориентироваться в профессиональном сообществе и профессиональной культуре, в мире профессий (востребованность на рынке труда, статус и престиж профессии в обществе, условия труда и социальные гарантии). Поэтому анализ социально-профессиональных факторов также важен в целях нашего исследования.

Статус профессиональной идентичности личности в большей или меньшей степени зависит от роли (объективной) института профессии, которую он занимает в определенном обществе. В обществах, где социальный статус той или иной профессии традиционно высок (в частности, военные, врачи, учителя), профессиональная идентичность играет большую роль в социальном благополучии человека.

Изменения, произошедшие за последние несколько лет в общественном сознании и в мире в целом, сопровождаются повышением уровня престижности военной профессии, академического военного образования, улучшением экономического положения офицерских семей, повышением заботы государства о военнослужащих.

Относительно военнослужащих как социально-профессиональной группы, выполняющей социально значимые функции по защите Отечества, можно отметить, что результатом сформированной профессиональной идентичности на микроуровне (индивид-ном) будет осознание общественно значимых ценностей, истинное служение Отечеству; на мезоуровне (социальных групп) – сохранение кадрового ядра, преемственность формальных социальных практик; на макроуровне (социальных институтов) – эффективное выполнение одной из основных задач, стоящих перед внутренними войсками МВД России – обеспечение национальной безопасности (борьба с терроризмом, экстремизмом)83.

Как отмечает С. С. Соловьев, «военнослужащие образуют социально-профессиональную группу, для которой ценности военной службы – не отвлеченные понятия, а постоянно действующие мотиваторы их повседневной жизни, усвоенные через призму жизненных ценностей более высокого уровня, где военные выступают как обычные граждане, для которых значимы базовые понятия: общение, семья, работа (служба), благополучие»84.

При анализе исследований социально-профессиональной группы врачей можно выявить сильную связь этих специалистов с профессиональным сообществом. Особенно она заметна на уровне одного учреждения, где врачи воспринимают коллег как членов единого профессионального коллектива.

Принадлежность к профессиональной группе является для врача средством социальной идентификации. Профессиональная идентичность выражается в солидарности и определяет тип профессиональной культуры и профессионального поведения личности. Немаловажным мотивом выступает уровень заработной платы и социальные гарантии.

Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова, выступая в 2012 г. на Форуме молодых врачей, отметила, что 10 % медиков страны уходят из профессии и только 2 % остаются на рабочем месте до самой пенсии. Общая причина увольнений – разочарование в работе85. Также в числе причин ухода из профессии сами врачи называют низкую заработную плату, демотивацию, отсутствие адекватной инфраструктуры, эмоциональное выгорание.

Итак, рассмотрев возможную систему классификации факторов, можно сделать вывод о том, что в некоторых случаях факторы носят дуальный характер. Например, образование. Если оно качественное и конкурентоспособное, им были удовлетворены, то происходит формирование профессиональной идентичности на стадии его получения с момента первого знакомства с будущей профессией и до непосредственного трудоустройства по специальности. И наоборот, когда образование носит поверхностный характер, выбор будущей специальности сопряжен с выбором вуза, а не профессии, то вполне можно говорить о препятствующем факторе. В таких условиях образование становится барьером формирования профессиональной идентичности и может разрушать задатки профессиональной идентичности молодых специалистов.

Современному обществу с его постоянно повышающимися требованиями к профессионализму работника необходима подготовка высококлассных специалистов-профессионалов в своем деле. Изменения на рынке труда, вызванные социально-экономическими реформами, стимулируют усовершенствование системы подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени.

Трансформации в экономической и социальной сферах стали причиной отказа от одних и востребованности других профессий и специальностей. Мобильность трудовых ресурсов, готовность людей к перемене профессий, уровень образования и способность к дальнейшему обучению выходят на первый план. В связи с этим целесообразным представляется активное взаимодействие системы профессиональной подготовки и оптимального трудоустройства, продвижения по службе, т. е. организация качественного процесса профессионализации в реальных условиях жизнедеятельности общества.

С трансформацией трудовых ценностей молодежи связаны риски, в числе которых М. А. Гнатюк выделяет следующие: риски депрофессионализации молодежи, риски дегуманизации молодежи, риски эгоизации и духовной деградации молодежи, риски социальной эксклюзии86. Становясь жертвой социальной эксклюзии, молодежь оказывается ресурсной базой для формирования нового класса – прекариата, который слабо себя идентифицирует с классом профессионалов и профессиональным сообществом, хотя, как пишет Стендинг, даже может в нем находиться.

Проблема прекариата остро стоит для Германии и Японии, но и в России уже отмечается тревожная тенденция прекариатизации. Наиболее уязвимыми потенциальными и реальными претендентами прекариата являются женщины, молодежь и пожилые люди, что, несомненно, не может не составлять угрозу профессиональной идентичности.

Эти и аналогичные проблемы сферы трудовой занятости все чаще становятся объектом научного анализа. В частности, проведены многочисленные исследования самоопределения молодежи, предоставившие ученым достаточное количество эмпирических данных, на основании которых была разработана классификация типов идентичности87:

–– неадекватная – формируется, если молодым людям не удается своевременно разрешить задачи, связанные с самоопределением;

–– диффузная, или размытая – состояние, когда индивид еще не сделал ответственного выбора, например, профессии или мировоззрения, и поэтому его образ «Я» расплывчат и неопределен;

–– неоплаченная – состояние, когда молодой человек принял определенный статус, миновав сложный и мучительный процесс самоанализа, он уже включен в систему взрослых отношений, но этот выбор сделан не сознательно, а под влиянием извне или по готовым стандартам;

–– отсроченная, или идентификационный мораторий – состояние, когда индивид находится непосредственно в процессе профессионального и мировоззренческого самоопределения, но откладывает принятие окончательного решения «на потом»;

–– достигнутая – состояние, когда личность уже нашла себя и вступила в период практической самореализации.

Несмотря на то что источники формирования профессиональной идентичности имеют некую абстрактную структуру, наличие их позволяет составить целостную картину профессионального образа «Я» и влияет на формирование профессиональной идентичности определенного типа. Следует отметить, что Л. Б. Шнейдер также представила статусы профессиональной самотождественности, впрочем весьма схожие с теми, что описал в свое время Дж. Марсиа88:

–– достигнутая идентичность – формируется на основе совокупности личностно значимых целей, ценностей и убеждений, переживаемых как личностно значимые, т. е. обеспечивающие осмысленность жизни. Она проявляется в позитивном оценивании собственных качеств и связи с обществом;

–– мораторий – статус кризиса идентичности. Его характеризует высокий уровень личностной тревожности и более высокий уровень развитости интеллекта и жизненных интересов, в отличие от менее развитых статусов самоопределения;

–– преждевременная идентичность – характеризуется отсутствием самостоятельных жизненных выборов и, как следствие, отсутствием осознания идентичности;

–– диффузная идентичность – определяется отсутствием прочных целей, ценностей и убеждений, а также попыток их формирования. Человек на этой стадии может перейти к «мораторию», а позже – к «достигнутой идентичности», а может навсегда остаться на стадии «диффузии». Нахождение на этой стадии приводит к формированию средней степени неудовлетворенности собой (сомнения в ценности своей личности), граничащей с безразличием к собственному «Я»;

–– ложная идентичность – стабильное отрицание своей уникальности или ее амбициозное подчеркивание в сторону гипертрофированности, сочетающееся с ригидностью Я-концепции, неприятием критики в свой адрес, низкими способностями к рефлексии и т. д.

Изучение работ, связанных с исследованиями профессиональной идентичности в контексте анализа источников, барьеров и разновидностей, позволило нам сделать вывод, что феномен профессиональной идентичности требует особого внимания со стороны ученых. Важно то, что в этом научном направлении имеются не до конца изученные аспекты. Так, например, нет единой универсальной типологии профессиональной идентичности. В этой связи, опираясь на научные разработки предшественников, в зависимости от содержания и характера формирования профессиональной идентичности можно выделить такие ее виды, как конструктивная и деструктивная; травмированная, вынужденная и разделяемая; навязанная и принимаемая.

От того, в каких условиях проходило формирование профессиональной идентичности и какие факторы оказали преимущественное влияние на ее становление, будет зависеть и тип профессиональной идентичности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *