что такое проездной билет
Проездные билеты – что это такое?
Для чего он нужен – проездной билет?
Проездной билет представляет собой бумажный документ, на котором имеется информация о сроке действия и направлении и способах перемещения по городу. При предъявлении проездного билета пассажир имеет право на совершение бесплатной поездки на любые расстояния, предусмотренные действующим законодательством государства в сфере транспортных услуг.
Любой единый проездной билет для студентов предусматривает бесплатный проезд на определенных видах транспортных средств и включает в себя возможность беспрепятственного перемещения по городу на определенном виде транспорта. Конечно же, на каждый вид транспорта имеется индивидуальный единый проездной билет для студентов, действие которого ограниченно сроками указанными непосредственно на билете.
Понятие единый проездной билет для студентов чаще всего заключает возможность передвижения на автобусе, троллейбусе и трамвае. Для других видов транспорта, например, метро, предусмотрен отдельный вид проездного документа. Оформление проездного документа может быть осуществлено не для конкретного человека, в связи, с чем им может воспользоваться любой человек в течение срока действия проездного билета. Неудобством такого вида билета является процедура приобретения, а также вероятность потери билета для бесплатного проезда студентам.
На сегодняшний день разрабатываются различные способы замещения проездного билета в бумажном виде на более усовершенствованные. Новые способы проездных документов преследуют цель сокращения расходов на оказание услуги, обеспечивая максимальную комфортность для граждан государства. Таким образом, в результате постоянных разработок специализированных структур достигается высокий результат качества оказания транспортных услуг.
Использование пластиковых карт
Одним из вариантов внедрения, который предполагается в ближайшее время, является единый проездной билет для студентов в пластиковом виде. Таким образом, студенческое общество будет избавлено от необходимости систематического приобретения бумажных проездных билетов, которые необходимо своевременно обновлять в зависимости от срока действия документа. Любой единый проездной билет для студентов в электронном виде способствует развитию общественной деятельности, в том числе технологичности студенческой жизни. Подобную современную технологию начали использовать в одном из московских высших учебных заведений.
В дальнейшем планируется расширить сферу действия электронного проездного билета, полностью заменив единый проездной билет для студентов. Такое нововведение позволит не только сократить расходы государства на выпуск и печать бумажных носителей проездных документов, но и упростить процесс приобретения и пополнения счета. Система получения и процесса пользования таким видом проездного документа позволяет иметь единую форму проездного билета, которая заряжается при помощи специализированных киосков. Благодаря таким незамысловатым действиям срок службы проездного билета в виде пластиковой карты продлевается на определенный период.
Оплата проезда в общественном транспорте
Оплата проезда — система мер по сбору денежных средств с пассажиров, пользующихся общественным транспортом. Для оплаты проезда пассажиры обязаны приобретать разовые или многоразовые билеты. Билеты продаются в кассах или на самих транспортных средствах кондукторами или водителями. Разовые билеты сохраняются до конца проезда, а многоразовые при входе в салон транспортного средства предъявляются водителю (кондуктору) или пассажирам. Контроль билетов в наземном транспорте осуществляется контролёрами. Безбилетных пассажиров называют «зайцами».
Содержание
Виды билетов
Существует два основных способа оплаты проезда — при помощи одноразовых билетов (талонов) и проездных билетов, дающих право на проезд в определённом виде транспорта в течение заданного периода (например, месяца). Промежуточное положение занимают билеты на определённое количество поездок, однако их использование возможно только при использовании валидатора.
Как правило, проездной билет и билет на несколько поездок стоят дешевле, чем соответствующее им количество одноразовых билетов (то есть стоимость одной поездки получается ниже). Как правило, это делается для того, чтобы не загружать водителя или кондуктора продажей билетов.
Виды контроля
Компостирование билета
Компостирование билета (например, взятого из билетной книжечки) состоит в том, что на свежем билете ставится штамп с помощью компостера, находящегося в салоне. Это может быть простое пробивание дырочек в билете, но возможно и более сложное компостирование, состоящее в том, что на билете пробивается штамп с датой и временем поездки. После компостирования билет годен только для этой поездки. Как правило, в каждом вагоне компостеры имели свой уникальный рисунок отверстий. Периодически наличие билетов проверялось контролёрами.
Валидирование билета
Аналогично компостированию, но отличается возможностью визуального контроля прежде всего водителем. Также могут использоваться различные виды билетов (отличных от билетов на 1 поездку и на время). В частности, если пассажир оплатил проезд, загорается лампочка. Также имеет преимущество в виде блокировки аппарата при входе контролёра.
Система на доверии
«Зайцы» пользовались этой системой и отрывали билеты, не опуская в кассу деньги. При этом они часто старались загородить кассу, чтобы другие не видели эту операцию. Зная о такой практике, контролёры часто стояли вблизи кассы и следили за тем, кто опускает деньги, а кто нет.
Кондуктор
Нередко транспортные средства сопровождаются кондуктором, в обязанности которого входит приём платы за проезд и выдача документов (билетов), подтверждающих факт оплаты. Часто, продавая билет, кондуктор надрывает его.
Наличие в салоне общественного транспорта кондуктора не гарантирует, что пассажиры этого транспортного средства минуют проверку контролёрами.
Автоматизированная система контроля оплаты проезда
Автоматизированная система контроля оплаты проезда представляет собой автоматический турникет, устанавливаемый на остановке или в самом транспортном средстве, который открывает проход только в случае опускания монеты или специального жетона в прорезь автомата, а также в случае сканирования специальной проездной карты с магнитной полосой, электронным чипом или другим средством хранения информации о предварительной оплате стоимости проезда. Все эти действия не являются оплатой проезда, поскольку оплата стоимости проезда осуществляется в кассах (киосках, салоне) при приобретении проездного документа. Приобретение проездного документа означает заключение договора перевозки (пункт 2 статьи 786 Гражданского кодекса РФ). К проездным документам с предварительной оплатой стоимости проезда относятся также транспортно-банковские карты. Находящиеся в «транспортном кошельке» деньги уже переведены с банковского счёта пассажира на счёт перевозчика в форме кредита. Каждая поездка этот кредит уменьшает до полного его исчерпания.
Первыми широко распространёнными средствами автоматизированного контроля стали турникеты метро, которые устанавливались на входе на станцию. Позднее подобными турникетами стали оснащаться и станции пригородных электропоездов.
Россия
В некоторых городах (например, Москве) турникетами стали оснащаться и средства наземного транспорта (АСКП) — трамваи, троллейбусы и автобусы. В таких транспортных средствах вход осуществляется только через одну (обычно переднюю) дверь, за которой установлена вертушка автоматического турникета и считывающее устройство для проездных документов. Однако, иногда может использовать система входа через две двери. В этом случае пассажир обязан сохранить билет до конца поездки и снова завалидировать его при выходе. Наглядный пример такой системы имеется в Балашихе. У системы АСКП есть одно (на практике довольно спорное) преимущество — она препятствует безбилетному проезду, однако в то же время она замедляет посадку пассажиров. Часто водители не открывают задние двери, чтобы через них не «просочились» «зайцы», что ещё сильнее увеличивает время посадки. К тому же АСКП затрудняет вход пассажиров с большим багажом и детскими колясками.
Беларусь
Стоимость проезда
Россия
С 1985—1987 годов происходил постепенный переход к единой ставке оплаты проезда во всех видах транспорта — 5 копейкам; это осуществлялось в целях стимулирования спроса на проездные билеты, цены которых параллельно снизились.
Петропавловск-Камчатский: автобус — 8 копеек (хотя иные утверждают: ещё в 1987 г. было 14 копеек).
Тарифы и билеты
Пункты продажи билетов и пополнения баланса транспортных карт
Тарифная зона А
Тарифная зона А включает Москву, Новомосковский и Троицкий административные округа. Также билеты действуют на территории Зеленограда.
По этим билетам можно проехать на МЦД – в пределах станций:
Сетунь – Марк
Одинцово – Лобня
Кубинка (Белорусское напр.) –
Дмитров (Савёловское напр.)
Волоколамская – Остафьево
Нахабино – Подольск
Новоиерусалимская (Рижское напр.) –
Чехов (Курское напр.)
В рамках одной поездки можно в течение 90 минут совершать пересадки между метро, монорельсом, МЦК и МЦД, исключая между ними проезд на наземном транспорте. При использовании наземного транспорта повторный вход в метро, на монорельс, МЦК или МЦД будет считываться как начало новой поездки.
Бесплатная пересадка действует только на станциях, которые указаны как пересадочные. Они отмечены на схеме метро и МЦД. Подробнее: new.mosmetro.ru
Прикладывать карту к валидатору в метро, на монорельсе, МЦК и наземном транспорте нужно при входе. На МЦД необходимо прикладывать карту к валидатору как в начале, так и в конце поездки.
Проездной билет
Биле́т — документ, удостоверяющий право на посещение платного мероприятия или получение платной услуги, например возможности проезда на общественном транспорте. Во времена СССР билеты на проезд в городском автобусе, троллейбусе или трамвае можно было покупать не у кондуктора или водителя, а самому отрывать в кассе, опустив монетки в прорезь в верхней части кассы. Были люди, которые отрывали билеты, опуская в прорезь не положенную сумму (3—5 копеек), а меньше; или вовсе бросая семечки, шайбочки или кусочки бумаги. Это со временем привело к развалу всей системы продажи билетов по доверию.
Билеты также используются при проезде на поездах, самолётах, при проходе в кино, театр или на стадион.
Билеты являются предметом коллекционирования. Коллекционирование билетов на проезд в общественном транспорте называется перидромофилия.
На устных экзаменах, распространённых в системе образования стран бывшего СССР, билет представляет собой бумажный документ, заполненный с одной стороны одним или несколькими вопросами (заданиями) и чистый с другой стороны. Вытягивая билет из общей кучи, в которой все билеты лежат чистой стороной вверх, экзаменуемый случайно выбирает себе задание для проверки своих знаний.
Примеры билетов
Народные приметы
Билеты в советском общественном транспорте имели шестизначные номера. В соответствии с некоторыми арифметическими закономерностями между цифрами номера билета определяются «счастливые билеты».
Полезное
Смотреть что такое «Проездной билет» в других словарях:
Билет — на самолёт Туркменских Авиалиний Билет (фр. billet, от средневекового billetus записка, письмо, свидетельство; удостоверение … Википедия
ПРОЕЗДНОЙ — ПРОЕЗДНОЙ, проездная, проездное. прил. к проезд в 1 знач.; служащий для проезда. Проездной билет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПРОЕЗДНОЙ — ПРОЕЗДНОЙ, проездная, проездное. прил. к проезд в 1 знач.; служащий для проезда. Проездной билет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
проездной — I Москва абонементный проездной билет на городской пассажирский транспорт, транспортная карта офиц. Вслед за школьниками, которым в начале этого года разрешили без ущерба для себя терять проездные билеты на метро, подобной поблажки дождались и… … Языки русских городов
билет — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? билета, чему? билету, (вижу) что? билет, чем? билетом, о чём? о билете; мн. что? билеты; (нет) чего? билетов, чему? билетам, (вижу) что? билеты, чем? билетами, о чём? о билетах 1. Билет это документ… … Толковый словарь Дмитриева
БИЛЕТ — Белый билет. Разг. Освобождение от воинской службы. БТС, 70; Ф 1, 22; СБГ 1, 45. Билет в коммунизм. Разг. Ирон. Продовольственный талон. ББИ, 28; Балдаев 1, 36. Билет на тот свет. Жарг. шк. Шутл. Дневник. (Запись 2003 г.). Волчий билет. Разг. В… … Большой словарь русских поговорок
Билет на поезд (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Билет на поезд (значения). Билет на поезд Tickets Жанр комедия / драма … Википедия
Проездной — I м. разг. Билет, дающий право на проезд II 1. в транспорте; проездной билет. II прил. 1. соотн. с сущ. проезд II 1., 2., связанный с ним 2. Предназначенный для проезда [проезд II 1.]. 3. Пригодный для проезда [проезд II 2.]. Толко … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Проездной — I м. разг. Билет, дающий право на проезд II 1. в транспорте; проездной билет. II прил. 1. соотн. с сущ. проезд II 1., 2., связанный с ним 2. Предназначенный для проезда [проезд II 1.]. 3. Пригодный для проезда [проезд II 2.]. Толко … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Как экономить на поездках в московском метро
В московском метро есть билеты, которые никогда не стоит покупать.
Я работаю кассиром в столичном метрополитене и заметила, как сложно людям разобраться в билетах и ценах: в тарифной карте неполная информация, а кассиры часто хамят или сами не разбираются в тарифах. В итоге люди покупают невыгодные билеты, а часть поездок сгорает.
Расскажу, какие есть подразделения у московского метро, чем различаются тарифы у бесконтактной оплаты, карты «Тройка» и «Единого» билета, и объясню, как экономить на поездках. Цены, которые я укажу, действительны на июнь 2021 года. Но каждый год они меняются — смотрите актуальные на сайте Московского метрополитена.
Что такое МЦК, МЦД и монорельс
Классическое метро находится в основном под землей. В 2021 году это 238 станций, которые составляют 14 линий. Но кроме него в Москве есть еще МЦК, МЦД и монорельс. Почти на все станции этих линий можно бесплатно переходить из классического метро. Но пассажиры часто их путают, поэтому расскажу про каждую подробнее.
МЦК, или Московское центральное кольцо, — это линия городских электричек, она идет по земле и над землей. Это совместный проект РЖД и метрополитена: на некоторые станции МЦК можно перейти прямо с подземных. При этом платить за вход на МЦК не придется. Главное, чтобы с момента, когда вы начали свой маршрут, прошло не больше 90 минут.
Поезда по МЦК ходят реже, чем в метро, — каждые 8 минут.
МЦД, или Московские центральные диаметры, соединяют города Московской области и проходят через Москву. По факту это наземные линии пригородных электричек — они тоже относятся и к метрополитену, и к РЖД. В 2021 году работают два диаметра: от подмосковной «Лобни» до «Одинцово» и от «Нахабино» до «Подольска» и обратно. Но всего их планируется пять.
У МЦД есть три зоны: центральная, пригородная и дальняя. Но дальняя пока формально не относится к метрополитену. На станции центральной зоны можно пересесть из метро бесплатно — так же, как и на МЦК. Но если вы въезжаете в пригородную зону, проезд обойдется дороже.
Поезда ходят по МЦД не так часто, как в метро, а по своему расписанию.
Монорельс относится к метрополитену — его еще называют легким метро. Это надземная линия на севере Москвы, которая идет от станции «Тимирязевская» через «Останкино» и «ВДНХ» до «Улицы Милашенкова». Ее длина — всего 4,7 км, и на ней шесть станций. Проехать их можно за 15—20 минут. Поезда по монорельсу курсируют раз в полчаса.
Большинство билетов, которые вы покупаете в метро, действуют на все эти системы. Тарифы бывают трех видов — для бесконтактной оплаты, для карты «Тройка» и для «Единого» билета. Рассказываю, что это такое и чем они различаются.
Тарифы по бесконтактной оплате
В метро необязательно стоять в очереди в кассу и покупать билеты. Можно оплатить проезд с помощью телефона, на котором установлены Гугл-пэй, Эпл-пэй, Самсунг-пэй или Мир-пэй. Или бесконтактной банковской картой — на ней есть значок антенны. Но подходят только карты «Виза», «Мастеркард», «Юнион-пэй» и «Мир».
Чтобы узнать о таких акциях, нужно заглядывать на сайты платежных систем или самого метрополитена. Или обращать внимание на рекламу в метро.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Что такое «Тройка»
«Тройка» — это пластиковая карта, на которую можно записывать поездки сколько угодно раз. Я считаю, «Тройка» необходима каждому, кто приехал в Москву даже на несколько дней.
Но нестандартную «Тройку» нельзя вернуть, как обычную: ее стоимость — это не залог, а просто цена.
Пополняют «Тройку» в кассах или терминалах метро, онлайн или через смс.
Пополнить онлайн можно на сайте «Московский транспорт», через личный кабинет на mosmetro.ru или мобильные приложения: «Метро Москвы», «Тройка. Пополнение и проверка» и «Мой умный город».
Если вы пополняете карту онлайн или по смс, платеж нужно активировать в автомате или через желтый терминал на станции.
Как вернуть карту. Чтобы сдать «Тройку», нужно, чтобы она была рабочей и без повреждений: глубоких царапин, сломов, загибов, надписей и наклеек. А если она привязана к личному кабинету на mosmetro.ru, сначала ее нужно отвязать.
Если «Тройка» не работает, обратитесь в кассу. Бывает, что она почему-то аннулирована, то есть находится в стоп-листе, и кассир это увидит. Но чтобы выяснить причину, придется обратиться в сервисный центр.
Иногда терминал просто не видит карту, например, если она внезапно размагнитилась. Обычно в этой ситуации кассир предложит отдать ее на экспертизу. Для этого нужно заполнить заявление, а через 10 рабочих дней прийти за картой на ту же станцию. На это время я советую обзавестись новой «Тройкой», а потом сдать ее обратно. Или платить бесконтактным способом.
Если вы потеряли «Тройку», деньги вернуть не получится, даже если у вас есть ее номер и чек о том, что вы ее пополняли. Исключение — если вы регистрировали ее в личном кабинете mosmetro.ru. Тогда можно просто купить новую карту и перенести на нее деньги или абонемент. В таком случае старая карта заблокируется. В общем, всегда регистрируйте «Тройку» в личном кабинете на mosmetro.ru.
Как победить выгорание
Билеты и тарифы «Тройки»
Можно положить деньги на «Кошелек» «Тройки» или записать на нее абонемент.
«Кошелек» — это когда вы пополняете «Тройку» на сумму до 3000 Р и ездите по ней, пока не закончатся деньги. По «Кошельку» можно совершать только разовые поездки — абонемент на него не запишешь.
Деньги автоматически списываются с «Кошелька». Дело в том, что на карте фиксируется история ваших поездок: на какой станции и во сколько вы вошли, где и когда вышли. В зависимости от этого рассчитывается сумма.
В общем, «Кошелек» удобен, если вы ездите в транспорте не каждый день или переходите с одного вида транспорта на другой.
Абонементы могут быть на 60 поездок — они действуют 45 дней. Или безлимитные: на 30, 90 или 365 дней. Причем если на «Кошельке» лежат деньги, а вы хотите записать абонемент, то действовать будет он, а деньги с «Кошелька» не будут расходоваться.
Абонементы «Тройки» выгодны тем, кто ездит в общественном транспорте каждый день. Все они действуют на наземный транспорт, метро, монорельс, МЦК и центральную зону МЦД. А в безлимитные тарифы можно включить еще пригородную зону МЦД.
Сколько стоят абонементы «Тройки» в 2021 году
Тариф | Без пригородной зоны МЦД | С пригородной зоной МЦД |
---|---|---|
60 поездок | 2070 Р | Не бывает |
Безлимит на 30 дней | 2245 Р | 2660 Р |
Безлимит на 90 дней | 5430 Р | 6940 Р |
Безлимит на 365 дней | 19 500 Р | 24 450 Р |
Будьте внимательны с тарифом на 60 поездок. Предположим, у вас на карте уже лежит безлимит на 30 дней, и он еще не истек. Если вы пополните карту на 60 поездок, эти поездки не будут списываться, пока не закончатся первые 30 дней. Но отсчет 45 дней уже пойдет. То есть когда 30 дней истекут, вам придется потратить 60 поездок меньше чем за 45 дней.
С безлимитными тарифами нет такой подставы по срокам: безлимитный период начинает действовать тогда, когда закончится предыдущий. Даже если вы оплатили его заранее.
Сроки и поездки со всех абонементов нельзя перенести или продлить на другой срок. Например, если вы купили абонемент на 30 дней, но две недели вас не было в городе, деньги никто не вернет. А если вы купили абонемент на 60 поездок и потратили не все, они сгорят.
По абонементу на 60 поездок можно проходить в транспорт друг за другом. А по безлимитному так не получится: между поездками должен быть интервал от 4 минут.
А тем, кто пользуется абонементом на 60 поездок или безлимитными тарифами «Тройки», компенсация будет начисляться на «Кошелек» раз в неделю — по 21 Р за каждый день.
Почему не стоит покупать «Единые» билеты
«Единый» билет — это картонная карточка красного цвета. По нему можно ездить на классическом метро, МЦК и монорельсе. А еще на трамвае, автобусе и троллейбусе. Но на МЦД «Единый» не действует.
На «Единый» билет можно записать одну или две поездки, а еще оплатить суточный, багажный или календарный тариф. Но это почти всегда невыгодно.
Тариф на одну и две поездки действует 5 дней, включая день покупки. Если билет на две поездки, их можно потратить сразу друг за другом. То есть по одному билету могут пройти два человека.
стоит одна поездка на «Едином» билете
«Единый» билет на одну или две поездки можно купить не только в кассе, но и в терминале самообслуживания
Суточный тариф бывает на одни сутки и на трое. За это время по билету можно ездить сколько угодно раз, но интервал между поездками должен быть не меньше 20 минут. То есть два человека не пройдут по нему в метро друг за другом.
Календарный тариф действует один календарный месяц. Например, с 1 по 30 апреля. По нему можно сколько угодно ездить на трамваях, автобусах и троллейбусах. Но на метро, МЦК и монорельсе есть ограничение — 70 поездок. Интервал между любыми поездками — от четырех минут.
Багажный тариф. По правилам для крупногабаритного багажа нужно покупать отдельный билет — по багажному тарифу. Крупногабаритный багаж — это тот, у которого сумма длины, ширины и высоты 121—150 см. К нему относятся и предметы длиной 151—220 см, например лыжи или плинтусы.
Польза такого билета в том, что когда вы проходите в метро с сумками, створки турникета будут открыты чуть дольше, чем по обычному билету. Но за это бессмысленно переплачивать: если вы боитесь застрять, обратитесь к службе безопасности — это сотрудники, которые проверяют багаж перед входом в метро. Они бесплатно подскажут, как вам лучше пройти.
Льготные билеты и тарифы
В московском метро действуют только льготы Москвы и Московской области. Если вы студент или пенсионер из другого региона, вы не сможете ими воспользоваться.
Дети до 7 лет ездят в московском транспорте бесплатно. Ребенка можно взять на руки или за руку и пройти с ним через багажный турникет: он шире обычного.
Карту школьника, студента или аспиранта нужно оформлять там, где вы учитесь, а в кассе метро можно только пополнять.
Социальная карта положена жителям Москвы и области, которые имеют право на льготы. Это пенсионеры, дети и родители из многодетных семей, люди с инвалидностью, почетные доноры и многие другие. По таким картам проезд в общественном транспорте полностью бесплатный.
Если у вас есть право на льготу, вы можете оформить карту в соцзащите или в МФЦ. В кассе метро бесполезно устраивать концерты и размахивать удостоверениями: кассир все равно не сможет оформить вам социальную карту.