что такое проектное обучение определение
Что такое проектное обучение определение
Проектное Обучение является:
В классах, использующих ПО, проект обычно выполняется маленькими группами учеников, иногда всем классом, а иногда только одним учеником. Основной целью проекта является поиск ответов на вопросы, заданные либо учеником, либо учителем, или учителем, работающим совместно с учеником.
Савойе и Хьюгс описывают процесс ПО таким образом:
1. Определите подходящую для учеников проблему.
2. Соедините проблему с миром учеников.
3. Организуйте работу так, чтобы предмет помогал разрешить проблему. В центре должено быть выполнение проекта, а не изучение предмета.
4. Дайте ученикам возможность самим определить свой учебный опыт и спланировать решение проблемы.
5. Поощрите сотрудничество, создав несколько команд, изучающих проблему.
6. Дайте возможность всем ученикам представить результаты своего исследования с помощью проекта или презентации.
ПО фокусируется не на прохождении, а на открытии учебной программы, требуя от учащихся умения самостоятельно задавать вопросы, искать связи и находить решения. ПО является такой структурой, которая превращает пассивный опыт, полученный из лекций учителя, в активную деятельность учеников.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Использование проектов, как одной из частей обучения, не является новой идеей, но теория Проектного Обучения являет собой нечто совсем другое. ПО не рассматривается, как что-то дополнительное, оно является неотъемлемым компонентом обучения. В то время как учителя все больше обучают группы детей с помощью различных стилей обучения, используя разные подходы и варьируя уровни способностей, ПО предлагает прямой подход к обучению, который может помочь всем ученикам достигнуть успеха. Уходя своими корнями в конструктивизм, Проектное Обучение обосновывается работами таких психологов и воспитателей, как Лев Выготский, Джером Брунер, Жан Пиаже и Джон Дьюи. Учение конструктивизма основано на активном участии учеников в решении проблем и критическом мышлении, касательно учебной деятельности, которую они находят тесно связанной с реальностью, а также приятной. Основная задача, ставящаяся перед учениками, – контролировать свое обучение и находить свои ответы, используя все изобилие источников.
В своих работах Дьюи особенно подчеркивает, что опыт важнее теории. Он считает, что для того, чтобы научиться думать и рассуждать, необходимо думать и рассуждать, а также решать настоящие проблемы, которые возникают по мере приобретения опыта. Этот процесс позволяет превратить учебные классы в такую среду с помощью модели Проектного Обучения, в центре которой находятся ученики. Другими словами, ученик обучается, размышляя о проблемах и пытаясь разрешить их. Важность проекта заключается в опыте, полученном от его выполнения, а не в конечном результате.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное Обучение, которое было разработано в медицинских школах в ранних 1970-ых годах, очень похоже на Проектное Обучение. Ховард Бэрроуз, профессор медицинской школы Макмастерского Университета в Канаде, признал, что теорию Дьюи можно использовать применительно к его студентам, изучающим медицину, которым уже надоело традиционное обучение в форме лекций. Бэрроуз разработал набор проблем, который вышел за рамки обычных исследований: он требовал, чтобы студенты проводили социологические исследования, раскрывали связанные с ними напрямую вопросы и находили свои собственные ответы. Например, его студентам давался сценарий какого-то случая из медицинской практики, и от них требовалось исследовать условия, потенциальные варианты исходов случая, а также как пациент или его семья могли бы захотеть поступить в данной ситуации.
Бэрроуз разработал пять определяющих характеристик Проблемного Обучения, которые почти идентичны характеристикам Проектного Обучения.
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПО обеспечивает множество богатых возможностей для интегрированного обучения. Ученики применяют и объединяют содержание разных предметных областей во время процесса выполнения реального задания, вместо работы в изоляции или при искусственно созданной обстановке. Так как большинство проблем настоящего мира для своего решения требуют интегрированного подхода, то очень ценным является интегрированное обучение разрешению проблем и обеспечение учеников интегрированной помощью по предметам при решении проблем. Например, проект, который требует от учеников сделать набросок плана здания, построения структуры, исследования того, как строительство скажется на состоянии окружающей среды, задокументировать процесс строительства, а также разработать таблицы для рассчетов, потребует использования навыков и концепций, почерпнутых из курсов английского языка, математики, строительства, уроков черчения или дизайна, биологии. В проектах учебный опыт интегрируется, и этот взаимосвязанный опыт помогает ученикам развивать их словарный запас, проникнуться математическими и научными идеями, улучшить навыки грамотности. Чтение и письмо являются стандартными составляющими всех проектов. Чтение – это основа исследовательского процесса, конечный проект в большинстве случаев осуществляется с помощью письма. В зависимости от темы, знания и навыков математика и наука могут быть включены в социальный исследовательский проект.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
У использования ПО в классе существует множество преимуществ. Как уже было упомянуто ранее, ПО мотивирует студентов учиться. Когда ученикам дается возможность самостоятельно руководить своим обучением, то они его намного больше ценят. Из-за глубины исследования, обучение студентов простирается намного далее, чем исследование данной проблемы. Ученики также получают ценные исследовательские и наблюдательные навыки, которых им не получить из традиционных лекций.
В ходе исследования было выяснено, что у учеников, задействованных в ПО, более высокий уровень мышления и развития навыков. Информация, которую они получают, имеет большую вероятность перейти в другие контексты, потому что учеников обучают, как находить и как осмысливать информацию, а не только как запоминать факты.
Также ПО поощряет самостоятельное решение проблем. ПО обучает учеников сотрудничать друг с другом, а также слушать друг друга и общаться. ПО помогает развивать межличностные навыки учеников. Ученики не учатся тому, что думать, но вместо этого, они учатся, как думать.
Другим препятствием является то, что, многие ученики проводят годы в классах, где практикуется традиционное обучение, к тому времени, как они впервые сталкиваются с ПО. Они не приучены учиться самостоятельно и испытывают трудности, когда от них ожидают нечто подобное. Точно так же много учителей чувствуют себя комфортно, используя свои традиционные роли обучения. Переход от старой модели обучения к ПО может оказаться трудным. Из-за этого при претворении ПО в жизнь появляется большая потребность в развитии преподавательского состава.
Проектное обучение в университете — что это значит на практике?
Вступление
Привет, меня зовут Даниил, я студент второго курса радиофака в УрФУ. Сколько помню свое обучение в универе, у нас постоянно продвигалась концепция проектного обучения. Захотелось рассказать, как оно проходит именно с точки зрения студента.
Индивидуальные образовательные траектории
Полный список предметов в ИРИТ-РТФ
Даже если на первом курсе ты понял, что кодить это не твое, то у тебя всегда есть шанс попробовать себя в чем-то еще, не переводясь в другой институт. Возможность менять направления очень важна в проектной деятельности.
Окей, а что такое проектное обучение-то?
На каждом курсе есть предмет, который называется «проектный практикум». Это, по мнению нашего вуза, и есть проектное обучение. Давайте разбираться как это обучение проходит.
В начале каждого семестра подготавливается список проектов, которые предлагают компании-партнеры вуза. Студенты выбирают понравившийся им проект, работают над нам в течение семестра и на сессии защищают проделанную работу. Отмечу, что можно придумать свой проект и/или продолжать работать над проектом с прошлого семестра (Если разрешит куратор проектного практикума)
На первом курсе было прям совсем плохо. После выбора проекта ты оставался с ним один на один. Не было четких сроков и задач. Куратор проекта редко появлялся и никак не мог повлиять на развитие проекта. В итоге команды придумывали что-то свое, пилили на коленке за неделю до сдачи и защищали как абсолютно инновационное решение.
На втором курсе ситуация немного улучшилась. Поменялся ответственный за проектный практикум, и он принялся фиксить известные ему проблемы. С тех пор появились лекции по проектному практикуму раз в неделю, где рассказывают основы менеджмента и взаимодействия с клиентами и внутри команды.
Но, как мне кажется, у проектного обучения в университете есть фундаментальные проблемы.
Проблемы проектного практикума
Постарался расположить в порядке важности
Конечно, с нас собирают обратную связь через всякого рода опросники и общие чаты. Остается надеяться и верить, что наши просьбы будут услышаны.
Возможные варианты решения проблем
Тут я хочу поделиться своими рассуждениями о том, как можно исправить сложившуюся ситуацию.
Что нужно сделать:
Рассказывать о всем многообразии профессий в ИТ. Простого курса видосов на эту тему вполне хватит.
Вместо заключения
Статья «Технология проектного обучения»
Технология проектного обучения
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь»
Ведущей технологией сегодня является технология проектного обучения.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Главная идея проектного обучения (главная задача) состоит в следующем: научить школьников учиться или, иначе, научить совершать учебную деятельность. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. А это значит, что учащийся должен почувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем воли учителя.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;
развивают аналитическое мышление.
Суть проектного обучения состоит в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.
По количеству участников можно выделить проекты:
-индивидуальные , т.е. когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект;
-групповые (командные), т.е. когда класс делится на группы (команды) по подготовке проекта.
Командный способ имеет следующие правила и принципы:
В команде нет лидеров; все члены команды равны;
Команды не соревнуются;
Между всеми членами команды доброжелательные отношения, они должны получать удовольствие от общения друг с другом при выполнении проектного задания;
Каждый член команды уверен в себе;
Все члены команды должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке (двух-трех) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов.
(Как правило, работа над проектом проходит в шесть стадий)
1. Подготовка. Определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
Определение источников информации;
Определение способов сбора и анализа информации;
Определение способа представления результатов (формы отчета);
Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
Распределение задач (обязанностей) между членами команды.
Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.
Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.
4. Результаты и выводы.
Учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
5. Представление результатов.
Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п. Учитель, как и другие участники обсуждения, задает вопросы.
6. Оценка результата и процесса.
Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, а также активность учащихся во время дискуссии.
Учим мыслить, а не пересказывать
Проектное обучение способствует развитию интереса у учащихся к данному предмету, повышению мотивации учения вообще, расширяет его кругозор.
Технологию проектного обучения нужно вводить в практику современного обучения. Ведь если цели достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно-нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.
В последнее десятилетие наблюдается снижение положительной мотивации к учению вообще и к изучению химии, в том числе у значительной части учащихся, хотя общество в настоящее время все больше осознает значимость ее изучения.
Этот парадоксальный факт может быть объясним: с одной стороны, ученик средней школы понимает важность получения высшего образования (иначе не преуспеешь в жизни) а с другой стороны, понимает его недоступность (все больше становиться платных ВУЗов). Эти ученики не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении химии, считая, что она не нужна для его будущей профессии менеджера, продавца и т.д. У части школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, т.к. при изучении химии они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления)
Я опробовала данный метод в 9б классе (класс математический, в котором были в основном сильные ребята по всем предметам, слабо успевали по химии только трое учеников).
Надо сразу оговориться, что проектная форма применима только в сильных классах. Ибо, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Т.о. для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая, осуществляется в целостной системе обучения в школе, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над текстом. Поэтому я и выбрала для данной работы класс, который соответствует этим требованиям.
Прежде чем использовать метод проектов при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, нужно все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.
Методику проектного обучения, я опробовала на теме «Галогены» в системе уроков по теме «Неметаллы» в 9 классе. На изучение темы в программе отведено 2 часа. Информация, изучаемая на уроке, достаточно обширна; время урока ограничено, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках урока-проекта, где учащиеся работают в группах.
Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществом имеются определенные трудности из-за нехватки времени, непривычности этой формы, недостаточной подготовки учителя к данной форме работы, недостаточного уровня сформированности у школьников умений исследовательской деятельности, трудности вовлечения слабых учащихся.
Проектная система обучения
Поскольку внедрение в систему образования новых форм и методов обучения напрямую касается не только учащихся, но и их родителей, общества в целом, а также интересов государства, постараемся разобраться, в чем заключается суть проектной системы, и насколько подготовлено современное общество к такой форме обучения.
Экономическое развитие и процветание государства невозможно без развития науки и образования, подготовки квалифицированных кадров, способных не только выполнять поставленные задачи, но и самостоятельно выдвигать идеи, находить пути их реализации. Таковы современные реалии. Поэтому перед российской системой образования постоянно ставятся новые задачи, для решения которых необходим не только поиск новых методов обучения, но возвращение к ранее использованным и хорошо себя зарекомендовавшим системам образования.
Проектная система – одна из таких форм обучения, принадлежащая к разряду «забытое старое». Однажды она уже была испытана, но, как говорится, не прижилась, в силу объективных причин.
Проектная система обучения: понятие и история
Проектная система обучения (более известная под названием метод проектов) – форма организации учебного процесса через реализацию проектов, направленная на всестороннее развитие учащихся и формирование у них самостоятельности.
Концепция была предложена американским педагогом, автором метода прагматической педагогики Джоном Дьюи в конце 19 столетия и опробована в ряде школ США. В последующие годы она исследовалась и дополнялась многими другими учеными. После публикации труда Уильяма Килпатрика, который предоставил обстоятельное описание метода, системой заинтересовались в европейских странах, в частности в СССР.
Большой вклад в ее развитие сделали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и пр. Метод проектов быстро завоевал расположение педагогов и стал известен под названием «школа-лаборатория». Однако популярность длилась недолго. Из-за низких показателей эффективности в 30-е годы прошлого века советское образование вернулось к академическим методам построения учебного процесса.
В условиях возникших сегодня проблем социально-экономического развития общества интерес к сильным сторонам творческого и практического обучения через реализацию проектов возобновился. Значимость проектного обучения заметно растет, что обуславливает его распространение во всех учебных заведениях. На данный момент его применение успешно разрабатывается в наукоградах и технопарках на базе МГУ.
Сущность и формы метода проектов
Если объединить мнения исследователей проектной системы, то можно понять что сущность метода состоит и в стимулировании самостоятельности, как считает О. В. Рыбина, и в развитии творческого интереса, что отмечают О. Быкова и Т. Громова. Самостоятельность и творчество, получение осязаемого конечного исследовательского результата – главная цель и идеальная формула успеха ученика и педагога.
Но привить такие качества учащимся, без использования классических форм, при которых ученики выполняют роль пассивных слушателей, сложно. Метод проектов предполагает определенный уровень подготовленности, не говоря уже об индивидуальных особенностях каждого ученика к усвоению базовых навыков и умений.
То есть, сейчас метод проектов можно рассматривать, как часть структурированной и строго регламентированной системы. В современной педагогике хорошо известны и такие проверенные, многократно испытанные формы активизации мыслительной деятельности учащихся, как диспут, обсуждение, где учитель берет на себя роль организатора дискуссий на уроке, оставаясь, одновременно, наблюдателем и руководителем.
Опытный педагог, знающий не только предмет, но и личностные качества каждого ребенка, сможет определить безошибочно, на каком этапе можно встроить в классическую систему элементы проектного метода, и предоставить учащимся возможность для дальнейшего самостоятельного поиска.
То есть, по сути, проектная форма – не что иное, как метод оптимизации учебного процесса, в котором главная роль отводится педагогу, режиссеру-постановщику урока.
Преимущества проектной системы обучения
Так как для реализации поставленных задач требуется поиск, сбор и обработка большого количества данных, проектная деятельность позволяет лучше ориентироваться в информационном пространстве, увеличивая познавательную активность. Другими словами, метод проектов положительно влияет на обучение.
Одно из основных преимуществ метода заключается в обеспечении большей самостоятельности и увеличении чувства ответственности у учеников. При использовании проектного метода учащиеся получают право самостоятельно выбирать, что они хотят изучать. Такой подход обеспечивает большую заинтересованность. Взрослые больше не диктуют им условия обучения, поэтому они, получив определенный кредит доверия, работают над проектами, стараясь доказать свою взрослость.
Это позволяет сконцентрироваться на приобретении навыков, необходимых для работы в выбранной отрасли, а не растрачивать время на изучение общей информации. Кроме того, продолжительность реализации проектов ориентирована на индивидуальные особенности развития учащихся, что обеспечивает их необходимым количеством времени для усвоения информации.
Подводные камни проектного обучения
Причиной отказа от применения метода проектов в прошлом послужил низкий уровень знаний учащихся, обучавшихся по нему. Причем, все дело было не в плохом качестве предложенной методики, а в отсутствии ответственности со стороны молодежи.
Считается, что снижение контроля со стороны педагога позволяет увеличить чувство ответственности ученика. Но здесь имеется и обратная сторона. Менее сконцентрированные на образовательном процессе ученики быстро теряют интерес к задаче, переключаются на другие вопросы, что мешает им закончить проект. То есть, полное отсутствие контроля и неправильное построение образовательного процесса может усугубить ситуацию.
Существующие образовательные стандарты усложняют проектную деятельность в системе образования. В них отсутствуют критерии, необходимые для координации проектных заданий. Кроме того, существуют сложности с построением задач, в которых можно было бы использовать общепринятые знания, навыки и умения, поскольку при работе над проектом в них нет необходимости.
Существование различных форм проектного обучения позволяет применять его на всех этапах учебы. Однако, как показала практика, проектный метод оказывается эффективным преимущественно для учащихся, которые привлекались к реализации проектов еще с детского сада. Поскольку об этом методе вспомнили относительно недавно, нынешние студенты не могут в полной мере оценить его эффективность. Кроме того, он по-прежнему не используется во всех учебных заведениях. В результате возникают проблемы с качественной оценкой преимуществ такой системы обучения.
Неизвестный автор пишет:
1. «Проектная система… (более известная под названием метод проектов)… – одна из таких форм обучения». Система, метод, форма – все смешалось.
2. «Из-за низких показателей эффективности в 30-е годы прошлого века советское образование вернулось к академическим методам построения учебного процесса.». Метод проектов – это частный случай комплексной формы организации содержания образования.
3. «.. по сути, проектная форма – не что иное, как метод оптимизации учебного процесса…» Что сказал бы Ю.К. Бабанский, создатель теории оптимизации процесса обучения…?
4. «…продолжительность реализации проектов ориентирована на индивидуальные особенности развития учащихся, что обеспечивает их необходимым количеством времени для усвоения информации». Метод проектов – это метод групповой работы, причём группа может быть гетерохронной и разновозрастной.
5. «Существующие образовательные стандарты усложняют проектную деятельность в системе образования. В них отсутствуют критерии, необходимые для координации проектных заданий. Кроме того, существуют сложности с построением задач, в которых можно было бы использовать общепринятые знания, навыки и умения, поскольку при работе над проектом в них нет необходимости.» Автор ведет речь о методе проектов, а не проектной деятельности. В методе проектов учащиеся сами выбирают темы проектной работы, в нем нет «заданий» как формы постановки задач (В.И. Загвязинский). Автор хотел бы, чтобы во ФГОС были критерии координации проектных тем, выбираемых учащимися по своему усмотрению. Что такое «критерий координации проектных тем/»заданий»? В современных ФГОС нет не только перечней возможных проектных тем/»заданий», но и вообще содержания образования.