что такое проект е40

Проект Е-40. Пойдут ли через Беларусь суда из Гданьска в Херсон?

Отдать швартовы

Новый путь «из варяг в греки» выгоден всем

Последнее десятилетие проект Е40 — популярная тема для обсуждения в медийном пространстве Беларуси, Украины и Польши. Идея, озвученная еще три с половиной века назад, была частично реализована в советское время. Украинские природные ресурсы по рекам через Полесье поставлялись в дружественные страны Варшавского Договора. Современный проект намного амбициознее — это коридор между Балтикой и Черноморьем. Модернизированный вариант «из варяг в греки», только с другими пропускными и экономическими возможностями. Водный путь Е40 позволит Беларуси, как бы это громко ни звучало, стать морской державой! Появится крупный грузовой транзит, который сейчас процветает на водной торговой артерии Европы — «Рейн — Майн — Дунай». Что же собираются возить? Строительные материалы, уголь, руды, удобрения, сельскохозяйственную и лесную продукцию, нефтепродукты, машины, даже туристов.

По подсчетам экономистов, в нашей стране рек и озер вклад водного транспорта в экономику не соответствует его потенциалу. Доля в совокупном грузообороте составляет около 1 процента. А ведь переориентация только одного процента грузооборота на воду, помимо прочих эффектов, позволит снизить энергоемкость ВВП (по топливу) на 15 миллионов долларов.

Перевозка товара водным путем Е40 займет более 14 дней — это дольше, чем автомобильным и железнодорожным транспортом. Однако чем дальше расстояние и тяжелее груз — тем более выгодными становятся перевозки водным транспортом. Одна баржа может заменить 40 грузовиков. Особенно это выгодно при транспортировке грузов на расстояние более 500 километров: загрузили контейнеры с турецким текстилем в Одессе и отправили через Беларусь в магазины Стокгольма.

Что сегодня собой представляет трасса Е40, рассказали в управлении морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:

— Если говорить непосредственно о водном пути, то его общая протяженность — 2215 километров. По территории нашей страны — 651 км. Для координации действий по восстановлению воднотранспортного соединения в октябре 2016 года подписан Меморандум между Министерством транспорта и коммуникаций Беларуси и Министерством морского хозяйства и внутреннего судоходства Польши о сотрудничестве в области восстановления водного пути Е40. Основным препятствием здесь является несудоходный участок от границы Беларуси до Варшавы на реке Западный Буг. На белорусской территории участок по Днепро-Бугскому каналу и реке Припять в свободном течении в настоящее время годен к эксплуатации, но в соответствии с соглашением должен быть модернизирован под класс Vа с осадкой судна 2,5 метра. Мы имеем глубины 1,25—1,6 метра. Та же проблема с обмелением русла украинской части Днепра выше Киева.

Международный водный путь Е40 — это не просто длинный канал от моря до моря. На его важных точках построят логистические центры. В планах уже порт Нижние Жары в Брагинском районе. Под него выделена земля и подписан инвестпроект.

Опыт Днепро-Бугского канала показателен

Сколько будет стоить сделать Е40 судоходным? Польские коллеги провели технико-экономическое обоснование проекта и сделали предварительную оценку объема инвестиций. Украинский участок — самый глубоководный, и гидротехнические сооружения на нем находятся в надлежащем состоянии. Работы здесь потянут на 30 млн евро. Польская часть — самая затратная: участок от Бреста до Варшавы несудоходен. Необходимо построить новый канал протяженностью около 160 километров и стоимостью 9 млрд евро. Вложение в белорусские гидротехнические мероприятия варьируется от 95 до 170 млн евро. Один вопрос — где взять деньги, другой — связан с возможными экологическими проблемами. Полесье не зря называют легкими Европы. Водоохранная зона реки Припять на всем своем протяжении имеет статус экологического коридора Национальной экологической сети. Она окружена бесконечными болотами и притоками. Тысячи животных, гнездящихся птиц, богатый подводный мир. Заповедная природа, иногда даже не тронутая человеком. Строительство на этой равнинной реке гидросооружений, а они необходимы для полноценного судоходства, может отразиться, в том числе и негативно, на ситуации с водными ресурсами и биологическом разнообразии Полесья.

В Беларуси есть положительный опыт работы с Припятью и ее притоками, приводят пример в управлении морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси:

— Днепро-Бугский канал обеспечивает сегодня нормальную работу водного транспорта и не наносит серьезного вреда экологии. Он уже стал частью экосистемы. В соответствии с программой развития транспортного комплекса проводятся работы по реконструкции сооружений Днепро-Бугского канала и улучшению судоходных условий на Припяти. Реконструкция осуществляется с учетом приведения белорусского участка водного пути международного значения к характеристикам, рекомендуемым Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения. На данный момент проведены работы по реконструкции гидроузлов «Дубой», «Кобрин», «Залузье», «Новосады», «Тришин». В ближайшее время вводится в эксплуатацию гидроузел «Рагодощ» и уже ведутся работы по реконструкции гидроузла «Переруб». Также при реконструкции Днепро-Бугского канала решаются и сопутствующие вопросы. На канале замыкается свыше 60 мелиоративных систем. За время эксплуатации вследствие различных причин абсолютные отметки мелиоративной сети изменились. В результате роль Днепро-Бугского канала выросла, и от его уровенного режима напрямую зависит увлажненность почвы. Благодаря реконструкции канала есть возможность постоянно выдерживать необходимый уровень и эксплуатировать мелиоративную сеть в штатном режиме.

Если говорить о Припяти, подчеркивают в Минтрансе, то здесь надо рассматривать комплекс проблем и говорить о развитии реки и прибрежных территорий. В последние годы у нас была достаточно засушливая погода. Это оказывает негативное влияние не только на судоходство — маловодность рек. Кривая депрессии (уровень грунтовых вод под влиянием реки) смещена ниже до одного метра, а это влияет на сельскохозяйственные культуры. Цель развития водного пути Е40 носит комплексный характер. Кроме возобновления интенсивного судоходства, также предполагается развитие прилегающих к водному пути территорий и городов, в том числе и улучшение экологического состояния. Все мероприятия предусмотрены в Концепции развития потенциала реки Припять, разработанной по поручению Главы государства. При этом, учитывая, что река Припять находится на равнинной территории, рассматриваются варианты строительства низконапорных гидроузлов, которые будут работать в меженный период для поддержания необходимых уровней. Простым языком можно сказать, что их основная задача зафиксировать уровни воды на приемлемой отметке и не дать опуститься до критически низкой. Это позволит избежать негативных последствий как для судоходства, так и для природы, а именно не допустить переосушения территории, а также деградации русла реки, его отмирания и заболачивания, поддерживая тем самым экосистему обитания исчезающих видов флоры и фауны.

В порт заходит инвестор

Строить шлюзы нужно, чтобы поддержать природу? Да. Аналогичный опыт есть в Германии и Нидерландах. Что касается судоходства, то оно у нас развито пока не сильно. Засушливые годы и малые глубины делают свое дело. Навигация вместо традиционных 7 месяцев длится всего 2—3. Реки мелеют, корабли стоят. Кстати, в ЕС проблем с глубинами нет, уровень воды контролируется шлюзами — судоходство процветает.

Что еще важно знать про Е40? Это не будет просто длинный канал от моря до моря. На его важных точках построят логистические центры. В планах уже порт Нижние Жары в Брагинском районе. Под него выделена земля и подписан инвестпроект. Сюда будут приходить суда класса «река-море» по широкому украинскому Днепру (который тоже надо углублять). Дальше в логистическом центре будет происходить перегрузка товаров на суда с меньшей осадкой, и они отправятся на запад по Припяти.

До будущего порта судам с юга не доплыть. Главным сдерживающим фактором начала строительства является необходимость проведения дноуглубительных работ реки Днепр на украинском участке «Нижние Жары — Киевская ГЭС».

По прогнозам, Е40 может принести большие экономические возможности многим государствам. Однако и вложения требуются немалые. В этом году были привлечены эксперты ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) для оценки и определения эффективности проекта по восстановлению водного пути Е40. По их мнению, проект возможно эффективно реализовать во всех аспектах: экономическом, социальном, транспортном, экологическом и туристическом. В настоящее время самым актуальным является вопрос поиска внешних инвесторов. Так когда же можно будет отдать швартовы?

Павел Жданович, депутат Палаты представителей:

что такое проект е40. Смотреть фото что такое проект е40. Смотреть картинку что такое проект е40. Картинка про что такое проект е40. Фото что такое проект е40

— Сейчас, учитывая факторы конкурентоспособности, водный транспорт частично утратил свое значение в перевозках грузов на малые расстояния. Но есть некоторые категории товаров, которые по-прежнему удобнее и выгоднее доставлять именно по воде. История Е40, по сути, свое начало берет в 1655 году, когда была озвучена идея строительства подобного канала. Первые же грузы по территории Беларуси — Днепро-Бугский канал — прошли в 1784 году. Сейчас проект восстановления водного пути вызывает активное обсуждение как в нашем обществе, так и в политических, научных, общественных кругах наших соседей — в Польше и Украине. Основные вопросы на сегодня: экономическая целесообразность, инвестиционные риски и экологическая составляющая. Вместе с тем данный проект может рассматриваться и как объект для осуществления туристической деятельности, в рамках которого может быть применен безвизовый режим. Тем более что в нашей стране имеется положительная практика применения данного инструментария.

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:

что такое проект е40. Смотреть фото что такое проект е40. Смотреть картинку что такое проект е40. Картинка про что такое проект е40. Фото что такое проект е40

— Полемика в СМИ и обществе по поводу возрождения Балтийско-Черноморского водного пути ведется не один год. Важный вопрос: кто будет инвестором? Государство? Частные компании? Или это будет частно-государственное партнерство? Кто возьмет на себя риски? Есть российский пример, где после вложения крупных средств в развитие судоходства железнодорожники значительно снизили тарифы на перевозки. В итоге они пока выигрывают конкуренцию у речников. Так что, считаю, должны быть просчитаны все риски и найден инвестор не только в лице государства.

Водный путь Е40 «Гданьск — Варшава — Брест — Пинск — Мозырь — Киев — Херсон» соединяет Балтийское море с Черным по рекам Висла — Буг — Мухавец — Днепро-Бугский канал — Припять — Днепр.

Источник

Украина начала копать водный путь E40 в обход РФ

Реализация проекта Е40 на территории Украины грозит подвергнуть повышенному радиационному риску 28 млн человек.

Проект Е40 подразумевает прокладку водного пути, соединяющего Балтику с Черным морем в обход России. Проблема заключается в том, что маршрут пролегает через территорию Полесья, ведение строительных работ на которой может привести к необратимым последствиям для окружающей среды. Но не это самое страшное.

Украинская компания «Соби» объявила о старте работ по углублению дна на реке Припять. Речь идет о той самой Чернобыльской зоне, где до сих пор наблюдается повышенный радиационный фон. Задача строителей проста – расширить водный путь до 35 метров, а также задать везде глубину не меньше 1,6 метра. Однако в погоне за деньгами Киев поставил под угрозу огромное количество человеческих жизней.

Дело в том, что французская неправительственная организация Association pour le Contrôle de la Radioactivite dans l’Ouest (ACRO) провела анализ радиоактивности, который показал, что дноуглубительные работы в этой зоне могут представлять повышенный радиационный риск для 28 миллионов человек. Данный показатель озвучен на основании того, что порядка восьми миллионов человек пьют воду из Днепра, куда впадает пока еще не потревоженная Припять, а еще 20 миллионов питаются пищей, которую орошают той же самой водой.

По этому поводу высказывался и директор Института гидробиологии Национальной академии наук Украины Сергей Афанасьев. По его словам, любая деятельность по углублению реки так или иначе приведет к загрязнению речных вод радионуклидами. Тем не менее руководство Незалежной не сильно обеспокоено тем, что, в первую очередь, пострадают его собственные сограждане, которые даже не представляют, чем для них обернется авантюра Киева с проектом Е40.

Источник

Что известно о водном пути Е-40?

Масштабный план — пустить крупнотоннажные корабли по Висле, Припяти и Днепру от моря к морю — угрожает уничтожить дикую природу Полесья. О том, как пытаются реализовать E-40 и как общественные организации этому противостоят, рассказывает координатор кампании «Стоп Е-40» Ольга Каскевич.

Что такое проект водного пути Е-40?

Е-40 — проект строительства судоходной трассы длиной более 2000 км, который хотят проложить по Висле, Припяти и Днепру, чтобы соединить Балтийское и Черное моря. Инициаторы проекта говорят «восстановление», поскольку магистральный водный путь Е-40 (по маршруту Гданьск–Варшава–Брест–Пинск–Мозырь–Киев–Херсон) существует на бумаге с 1996 года. Вот только от Варшавы до Бреста он не судоходен, поэтому планы по «восстановлению» Е-40 предполагают строительство обводного канала в Польше, шести-семи плотин и шлюзов на Припяти, а также углубительные работы по всему маршруту, для того чтобы по нашим рекам могли ходить многотоннажные суда класса «река–море».

что такое проект е40. Смотреть фото что такое проект е40. Смотреть картинку что такое проект е40. Картинка про что такое проект е40. Фото что такое проект е40

На карте отмечены особо охраняемые природные территории, которые пострадают, если будет построен водный путь Е-40, который изменит гидрологический режим Полесья

Инициаторами строительства Е-40 выступила коалиция организаций из трех стран (Беларуси, Польши и Украины) во главе с РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», Морским институтом в Гданьске, Министерством транспорта Беларуси и Министерством инфраструктуры Украины.

Что сегодня известно о планах по строительству водной трассы Е-40?

1. Инициаторы проекта выбрали для реализации «тактику салями»

Лоббисты Е-40 пытаются получить разрешение на строительство отдельных частей водной трассы международного значения Е-40, избегая таким образом необходимости проведения Стратегической экологической оценки. Кроме того, легче найти финансирование для отдельных «маленьких» проектов, чем одного очень крупного.

На сегодня началось проектирование речного хаба в белорусских Нижних Жарах на Днепре у границы с Украиной (Рамсарское водно-болотное угодье международного значения). В рамках межправительственного соглашения запланированы работы по дноуглублению на Днепре и Припяти.

С другого конца маршрута в это же время Польша строит судоходный канал через Балтийскую косу в Вислянском заливе. Площадь уже появившегося насыпного острова — 181 га — является частью судоходного канала через косу длиной в 1 км, которая предполагает также перемещение судов класса «река–море» длиной 100 и шириной 20 метров. Строительство началось в ноябре 2018 года, планируется к завершению в 2022-м.

Стоимость проекта — 236 млн долларов, но он экономически нецелесообразен, так как рядом с Эльблонгом есть порты Гдыни и Гданьска. Недавно стало известно, что эти планы не одобрил Брюссель: Еврокомиссия запретила дальнейшие работы по проекту, усомнившись в его необходимости.

2. Строительство речного хаба в Нижних Жарах и работы по дноуглублению на Днепре и Припяти проходят по документам как элементы строительства водной трассы Е-40. В виде инвестпроектов они отправлены в европейские инвестиционные банки

Лишь недавно общественная кампания «Стоп Е-40» получила дорожную карту Министерства транспорта Беларуси и Министерства инфраструктуры Украины до 2021 года по улучшению судоходства на реках Днепр и Припять в рамках проекта строительства международного водного пути Е-40 и меморандум о строительстве водного пути Е-40 между Администрацией морских портов Украины (АМПУ) и ЗАО «Белтопэнерго». Согласно этим документам, участок рек Днепр Нижние Жары — устье реки Припяти — г. Киев планируется привести к классу судоходности международного значения Vb, соответственно увеличив габариты рек для прохода судов класса «река–море» и построив портовую инфраструктуру.

что такое проект е40. Смотреть фото что такое проект е40. Смотреть картинку что такое проект е40. Картинка про что такое проект е40. Фото что такое проект е40

В 2016 году Министерство морского хозяйства и внутренних водных путей Польши опубликовало черновик «Планы польских водных путей на 2016–2020 с перспективой до 2030» (The Polish inland waterway plans for 2016–2020 with perspective to 2030). План предлагает масштабную разработку внутренних водных путей Е-30, Е-40 и Е-70 по рекам Одре и Висле, сделав их путями международного класса для перевозок от моря до моря.

Что касается польской части, экологическое сообщество Koalicja Ratujmy Rzeki вместе с другими организациями, учеными и местными властями опубликовали свое обращение к правительству Польши, президенту Всемирного банка, Европейскому банку развития и президенту Европейской комиссии с просьбой пересмотреть свое участие в этом и подобных проектах. Они предлагают учесть то (должную оценку ущерба от проекта не произвели), что заявленные экономические эффекты абсолютно нереалистичны, выгоду получат только отдельные строительные и инженерные организации, разрушив при этом речные долины и поймы рек, нанеся огромный вред охраняемым природным территориям и местам обитания разных видов животных и птиц, а также местным жителям и всей Польше.

Планы напоминают, возможно, непреднамеренно, предложения СССР по поворачиванию сибирских рек. Доверие к этим предложениям было потеряно из-за потенциальных экологических и социальных последствий.

3. Сокрытие информации от обсуждения с общественностью вопреки национальному законодательству и Орхусской конвенции

В одном из пунктов Меморандума, подписанного 17 декабря 2018 между АМПУ и ЗАО «Белтопэнерго», была подчеркнута важность неразглашения информации планируемой деятельности и ее сокрытие от третьих лиц. Стороны приняли решение не разглашать и никаким способом не предоставлять «третьим сторонам» информацию о подготовке строительства водного пути. Такая позиция является грубым нарушением законодательства, помимо того, как мы сообщали ранее, проект является потенциально опасным с точки зрения охраны природы.

что такое проект е40. Смотреть фото что такое проект е40. Смотреть картинку что такое проект е40. Картинка про что такое проект е40. Фото что такое проект е40

В 2017 году впервые состоялась акция – сплав на байдарках по рекам Случи и Припяти ко Дню окружающей среды, чтобы привлечь внимание к защите Полесья в связи с планами по строительству водного канала

Ни один высший орган исполнительной власти в Украине не обсуждал проект с общественностью. В Беларуси проект водного пути Е-40 упоминался лишь единожды в Национальной стратегии по водным ресурсам до 2030 года, которая выносилась на обсуждение Минприроды. На многочисленные запросы в причастные к проекту ведомства нам не предоставили ответы о том, на каком этапе обсуждения находится проект, ссылаясь на окончание работы над концепцией в 2015 году (Технико-экономическое обоснование).

4. Пробы заручиться поддержкой для проекта на самом высшем уровне у глав государств и ЕЭК ООН

За последний год была проведена серия заседаний и круглых столов, которые затрагивали вопрос Е-40: бассейновые советы по Западному Бугу, Припяти и Днепру, а также обсуждение Национальной стратегии по воде 2030 с попыткой включить строительство Е-40 во всевозможные правительственные документы.

Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заявил о водном пути Е-40 на последнем заседании Бассейнового совета по управлению рекой Западный Буг: «Никакие инфраструктурные проекты не будут реализовываться в ущерб окружающей среде, только чтобы получить финансирование. И это логично, учитывая, что даже их экономическую выгоду трудно обосновать, полноценной навигации нет уже который год с середины июля, и дноуглублением проблема не решится, вода не появится в реках».

что такое проект е40. Смотреть фото что такое проект е40. Смотреть картинку что такое проект е40. Картинка про что такое проект е40. Фото что такое проект е40
Карта с примерным размещением шлюзов на реке Припяти, согласно данным проекта ТЭО

5. Водный путь Е-40 не вошел в сеть TEN-T и не интересен для дальнейшего финансирования

Проект Е-40 не поддерживается Европейской комиссией и не стал частью проекта транспортной сети TEN-T. Как сообщила Еврокомиссия, технико-экономическое обоснование «восстановления» внутреннего водного пути Е-40 Днепр–Висла было сделано в 2013–2015 гг. Тогда оно финансировалось ЕС по проекту трансграничного сотрудничества Польши, Беларуси и Украины. Никакие дальнейшие действия на данном этапе не финансируются и не планируются официальными структурами ЕС.

Индикативный план действий по трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) для Восточного партнерства, обнародованный недавно, также не включает участки внутреннего водного пути E40, образованного верховьями реки Днепр в Украине и рекой Припять в Беларуси. Такое решение было принято по экологическим и экономическим соображениям.

Заранее ясно, что строительство водного пути будет сопровождаться колоссальными изменениями гидрологического режима в пределах особо охраняемых природных территорий республиканского и международного значения: территорий Изумрудной сети под эгидой Бернской конвенции, Рамсарских угодий и ТВП. Такое строительство не может быть осуществлено без потери ценности этих территорий. Польский компонент проекта, учитывая его характер и масштаб, должен быть предметом соответствующей экологической оценки по критериям Natura 2000, а также должен отвечать Водной рамочной директиве ЕС (Directive 2000/60/EC, OJ L 327, 22.12.2000, p. 1-73).

Напомним, что Минприроды Украины видит угрозу в проекте водного пути через реки Припять и Днепр и указывает на его бесперспективность, если процесс будет продолжаться в законном поле. Впрочем, на этот счет существуют серьезные сомнения, ведь проект лоббируется представителями президентской партии Украины, а процесс согласования тщательно скрывают от украинской и белорусской общественности.

что такое проект е40. Смотреть фото что такое проект е40. Смотреть картинку что такое проект е40. Картинка про что такое проект е40. Фото что такое проект е40

Ежегодная акция «Припять дай пять» в 2018 году собрала более 50 байдарок против строительства водного пути Е40

Возможен ли Е40 как часть инициативы «Пояс и дорога» (BRI — Belt and Road Initiative) — восстановление древнего Шёлкового пути?

С одной стороны, проект водного пути Е40 укладывается в намеченный путь нового Шёлкового пути, который соединяет Нидерланды с Турцией через Украину. С другой стороны, путь Е40 не является ключевым звеном коммуникации Нидерландов с Турцией и может быть заменен наземными перевозками по уже существующим автомагистралям и железнодорожным путям. Кампания за отмену разработки и строительства водного пути StopE40 и Save Polesia выражает свои опасения: если финансирование проекта будет получено в рамках BRI от азиатского банка AIIB, то появляется большой риск того, что экологические и социальные последствия от реализации проекта Е40 не получат должного внимания и будут проигнорированы. В 2015 году США выражали свои сомнения о том, что AIIB в состоянии соблюдать высокие стандарты в управлении угрозами для окружающей среды:

Based on many discussions, we have concerns about whether the AIIB will meet these high standards, particularly related to governance, and environmental and social safeguards. — The Guardian.

что такое проект е40. Смотреть фото что такое проект е40. Смотреть картинку что такое проект е40. Картинка про что такое проект е40. Фото что такое проект е40Река Припять с высоты птичьего полета. Фото: В. Малышчиц

Белорусский экологическая коалиция направила жалобу против внутреннего водного пути E40 в Европейский Союз в 2018 году. Экологи призывали ЕС признать петицию, подписанную более 25 000 человек, о прекращении проекта, который соединит Балтийское и Черное моря. Апелляция была направлена от имени 45 неправительственных организаций и ряда местных жителей из трех стран: Беларуси, Украины и Польши. Онлайн-петиции подписали также 23 371 резидентов Польши.

Защитники Полесья обращают внимание инвесторов на крайне неблагоприятные последствия реализации проекта E40 и призывают к окончательному отказу от планов по финансированию проекта.

Как я могу помочь?

Вы можете подписать петицию, адресованную правительствам Польши, Беларуси и Украины. Решение по этому вопросу еще не принято, и ваш голос может на него повлиять. Если вы представляете какое-либо юридическое лицо, вы можете присоединиться к заявлению для организаций.

что такое проект е40. Смотреть фото что такое проект е40. Смотреть картинку что такое проект е40. Картинка про что такое проект е40. Фото что такое проект е40

Вы можете лично рассказать об этой проблеме своим родным и близким. И, конечно, вы можете поставить лайк или сделать репост в социальных сетях — чем больше людей будет знать об этом вопросе, тем больше шансов, что судьбоносные решения будут приниматься не в кулуарах, а с нашим участием.

Чем ценна Припять и Полесье?

Припять — одна из наименее испорченных человеком крупных рек в Европе, и вся жизнь Полесья неразрывно связана с ней.

В пойме Припяти ежегодно 1,5 млн птиц набираются сил во время миграции, а всего на Полесье зарегистрировано более 90% от общего количества видов птиц Беларуси.

Здесь находится много редких биотопов, например, уникальные пойменные дубравы и черноольховые леса, здесь живет большое количество охраняемых видов животных и растений, многие из которых занесены в Красную Книгу Республики Беларусь.

Водный путь Е-40 затронет одни из самых ценных природных территорий Беларуси: национальный парк «Припятский», Полесский радиационно-экологический заповедник, 11 республиканских заказников и шесть местных. Из этих объектов 12 имеют международное значение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *