Что такое проблема в произведении
Тема, проблематика, идея и авторская позиция
Определения
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.
Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.
Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.
Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).
Что такое проблема в литературном произведении?
Ученик (210), закрыт 8 лет назад
Традиционные проблемы. Литературные произведения, в абсолютном своем большинстве, имеют стабильные вечные темы, особенность которых состоит в том, что они практически неисчерпаемые, так как всегда будут актуальными в любом обществе. Сколько вариантов их раскрытия не было бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.
Знакомясь с различными литературными произведениями, мы поражаемся тому, как одна и та же тема видеться разным писателям. По большому счету, многие литературные произведения, дошедшие до нас, описывают один и тот же сюжет, но разделенный и подкорректированный веками.
Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории:
1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма.
Рассуждения о вечных проблемах также весьма характерно для литературного процесса. Основной вечной проблемой, которая обсуждается в литературных произведениях, являются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения – для общества это революция или реформа, для человека – нравственное усовершенствование.
Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя – одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем – поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т. д.
Тематика и проблематика художественного произведения
Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными, эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал, отдавая приоритет даже перед идеей: «Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.)*. дает читателю возможность размышлять переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к литературе.
Типы
Мифологическая
Национальная
Социокультурная
Романная
Философская
Из сказанного легко можно сделать вывод о втором принципиальном отличии романной философской : последнюю почти не интересует динамика, акцент делается на статике. Для идейно-нравственной важен процесс формирования изменения идейно-нравственных основ человеческой личности, характера; философская занята установлением, «констатированием» существующих устойчивых закономерностей.
Так, стихотворения М.Ю. Лермонтова Н.А. Некрасова под общим названием — «Родина» — посвящены одной той же теме, но в них представлены разные проблемы: лирический герой Лермонтова размышляет над вопросом, что для него вмещает понятие «родина»,какую родину он любит; некрасовский же герой отвечает на вопрос, за что он ненавидит свою малую родину. Справедливо обратное утверждение: произведения, в которых поставлена одна та же проблема, могут иметь разнотематическую направленность. Например, проблема нравственного выбора (как сделать правильный выбор? что предпочесть: личное благополучие или благо других людей? чем может обернуться малодушие, сделка с совестью? т.п.) может быть представлена на разном жизненном материале: в произведениях, посвящённых военным событиям или частной жизни представителей разных эпох сословий т.д. («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Война мир» Л.Н. Толстого, «Преступление наказание» Ф.М. Достоевского, «Живи помни» В.Г. Распутина, «Сотников» В. Быкова др.).
В русской классической литературе XIX—XX вв. наиболее актуальными были проблемы: человек и нравственный закон, человек и среда, человек и общество, личность и судьба, личность и честь, герой времени, духовно-нравственные искания, смысложизненный поиск и др.Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, авторская тенденция в раскрытии темы, ответ на поставленные в тексте вопросы — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.М.Е. Салтыков-Щедрин назвал идею душой произведения. Идея всегда субъективна (т.к. несёт отпечаток личности автора, его эстетических и этических взглядов, симпатий и антипатий) и образна (т.е.выражается не рациональным путём, а через образы, пронизывает всё произведение). Идея не представлена в художественном тексте эксплицитно, то есть явно; чтобы её увидеть, понять, необходимо детально и глубоко проанализировать текст.
12.03.2016, 78930 просмотров.
Проблемы художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Под проблемой в художественном произведении понимают вопрос, который необходимо решить. В каждом художественном произведении присутствует проблематика. Под ней понимают мнение писателя относительно тех событий, явлений, характеров которые он описывает в своем произведении. Проблематика — это то, как писатель понимает и осмысливает окружающую действительность, свои мысли он передает другим людям посредством художественного произведения.
Самобытность проблемы
Проблема произведения складывается из нескольких элементов:
Для того чтобы определить проблематику произведения, читателю следует вдумчиво вчитываться в текст произведения. Проблематика заставляет читателя задуматься над серьезными вопросами.
Проблемы, которые поднимаются в художественных произведениях, чаще всего носят субъективный характере, это личное мнение автора относительно определенных вопросов. Бывает так, что два произведения написаны на одну и ту же тему, но проблемы совершенно разные, взгляды авторов отличаются.
Можно сказать, что без проблемы нет художественного произведения. Проблема — это неотъемлемая его часть. В серьезных произведениях классической литературы чаще всего затрагивается не одна, а множество проблем. Пути решения этих проблем далеко не всегда прописаны в произведении, таким образом писатель хочет, чтобы читатель сам порассуждал над серьезными вопросами, сделал определенные выводы.
Типология проблем художественной литературы
Советский литературовед Г. Н. Поспелов перечислял четыре вида проблем:
Готовые работы на аналогичную тему
Данная типология помогает при литературном анализе художественного произведения.
А. Б. Есин дополняет классификация проблематики Н. Г. Поспелова, в результате у него получается следующие типы:
Многие произведения несут в своем содержание какой-то один тип проблем, например, в произведении М. Ю. Лермонтова «Бородино» проблематика национальная. Но часто можно встретить произведения в которых присутствует несколько типов проблем, например, «Война и мир» Л. Толстого. Следует отметить что типы проблем не всегда равноправны в произведении, некоторые являются более доминантными.
Проблемы, затрагиваемые в русской художественной литературе
Ниже перечислены основные острые проблемы затрагиваемые русскими писателя в своих произведениях:
Остановится более подробно на каждой из них.
Проблема исторической памяти.
Проблема исторической памяти поднимается в таком произведении как «По праву памяти» А. Т. Твардовского. Главные концепты, которые Твардовский хотел передать в своем произведении – это память и забвение – он призывает не забывать о том, что было и чтить память прошлого. Твардовский хочет сказать, что современные люди стали жить только настоящим, забывая о своем прошлом.
Тема исторической памяти так же поднимается в произведении «Реквием» А. А. Ахматовой. В этой поэме отражены реальные трагические переживания поэтессы, сын, которой был незаконно репрессирован и казнен.
Проблема ложной цели в жизни.
Проблема поиска жизненного пути.
Эта пролома раскрывается Гончарова «Обломов». Илья Обломов вероятно желал достичь высот в жизни, но сил на подвиги у него не нашлось. У Обломова были сомнения какой же путь ему выбрать деятельный или пассивный. В конце он все-таки выбрал пассивную жизнь, стагнацию, в результате чего рано скончался.
Другое произведение затрагивающее эту тему – «На дне» Горького. В этом произведении писатель показывает нам образы людей, у которых закончились силы бороться ради своей же собственной жизни и своего благополучия. В этом произведении у героев тоже стоит вопрос выбора жизненного пути. Но они выбирают остаться там, где сейчас оказались.
Проблема любви к ближнему.
Это проблема достаточно хорошо освящается в рассказе Шолохова «Судьба человека». Солдат, который во время войны потерял всех своих близких, несмотря на тяжелые испытания, которые ему пришлось пройти все равно сохраняет в сердце любовь. Он берет на воспитание мальчика-сироту, который так же, как и он остался один. Эта тема является весьма животрепещущей в нашем обществе. Всегда надо оставаться человеком, независимо от того в каких условиях ты оказался, именно это поможет тебе самому выжить.
Проблема равнодушия.
Эта проблема красной линией проходит в произведении Чехова «Ионыч». После неразделённой любви главный герой произведения Старцев становится весьма равнодушен к миру, все что им управляет это лишь его хладнокровный разум. Равнодушие он проявляет не только к окружающим, но и к самому себе, он никак не развивается, а лишь убивает все свое свободное время игрой в карты.
Проблема дружбы и долга.
Проблема товарищества и долга присутствует практически во всех произведениях, посвященных великой отечественной войне. Проблема дружбы и долга хорошо раскрыта в произведении Васильева «А зори здесь тихие». Именно честь и долг – главные характеристики настоящего солдата на войне. Без взаимовыручки невозможно справиться с врагом.
Проблема будущего России.
Судьба России всегда волновала писателей. Об этой проблеме рассуждает и Гоголь в своем произведении «Мертвые души», и Чернышевский в романе «Что делать», и Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Именно от судьбы государства в дальнейшем зависит и судьба русской литературы.
Проблема патриотического духа.
Благодаря искусному перу русских писателей мы с вами можем стать свидетелями событий военного времени. Множество произведений русской литературы посвящены проблеме войны и патриотизма, например, произведения Л. Н. Толстого «Война и мир», М. Ю. Лермонтова «Бородино», В. Катаев «Сын полка» и множество других. Защита Родины, любовь к Родине всегда были актуальными вопросами, которые в разное время раскрывались разными писателями в русской литератур. Благодаря эти произведениям, мы может узнать, как ведут себя люди, попавшие в столь суровые условия военной жизни.
Проблематика произведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Проблематика произведения – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в его произведении.
Понятие проблематики произведения
Термин «проблема» в литературоведении имеет значение, сходное с тем, в котором он применяется в различных научных областях – проблемой называется практический или теоретический вопрос, требующий исследования, разрешения.
В литературоведческих работах встречается следующее определение проблематики.
Проблематика – это осмысление писателем социальных характеров, заключающееся в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, которые он считает особенно существенными, исходя из своего идейного миросозерцания.
Другими словами, под проблематикой литературного произведения понимается область понимания, осмысления писателем отраженной реальности. Это сфера, где проявляется авторская концепция человека и мира, запечатлеваются переживания и размышления писателя, где тема исследуется под определенным углом зрения. Читателю на уровне проблематики предлагается диалог, обсуждается та или иная система ценностей, поднимаются вопросы, приводятся художественные аргументы за либо против какой-либо жизненной мироориентации.
Можно сказать, что проблематика является центральной частью художественного созерцания, так как именно в ней, как правило, заключается то, ради чего читатель обращается к произведению, а именно неповторимый авторский мир. проблематика произведения требует от читателя повышенной активности. Если читатель воспринимает тему как данность, то относительно проблематики у него могут и должны возникать свои собственные соображения, размышления, переживания, согласие или несогласие, которые направляются размышлениями и переживаниями автора, но не являются целиком тождественными им. Согласно идее М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между писателем и читателем, эта идея в наибольшей степени относится к проблематике произведений.
Готовые работы на аналогичную тему
Проблематика, в отличие от тематики, является субъективной стороной художественного содержания, в связи с чем в ней максимально проявляется самобытный авторский взгляд на мир, авторская индивидуальность, нравственное отношение к предмету. Часто произведения нескольких авторов написаны на одну и ту же тему ввиду ограниченности тем, однако нет двух писателей, чьи произведения полностью совпали бы по проблематике.
Своеобразие проблематики является визитной карточкой автора. Например, практически нет поэта, который бы не коснулся темы поэзии. Однако проблемы, связанные с этой темой, у разных поэтов различаются. Так, А. С. Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», Лермонтов подчеркивал гордое одиночество поэта. Некрасов поднимал вопрос об общественной полезности поэтической деятельности, о гражданственности поэтического творчества. Блок считал поэзию выразительницей и истолковательницей мистических тайн бытия. Для Маяковского поэзия была своего рода «производством», он первым из поэтов ставил вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Таким образом, при единстве темы у каждого из авторов проблематика субъективна и индивидуальна.
Типы проблематики
Литературоведы достаточно давно стали разрабатывать вопросы художественной проблематики. Но системной научной разработке данная проблема подверглась только в 20 веке. Одной из первых попыток дифференцировать типы художественной проблематики была попытка М. М. Бахтина, выделившего романную и нероманную концепцию действительности. В типологии Бахтина они прежде всего различались по тому, как автор подходит к пониманию человека и его изображению. В книге «Проблемы исторического развития литературы» Г. Н. Поспелов выделил четыре типа проблематики:
Однако эта типология имели существенные недостатки, такие как неточность терминологии, неправомерное и произвольное связывание типов проблематики и литературных жанров, излишняя социализация, но при анализе произведении она может служить исходной точкой.
Современный исследователь А. Б. Есин уточнил и дополнил классификацию Поспелова. В результате были выделены следующие типы проблематики:
Выделенные типы проблематики не исчерпывают всего многообразия вопросов, которые ставятся авторами произведений перед читателями. Это отлично понимают и сами литературоведы. В классическом учебнике «Введение в литературоведение» под редакцией Г. Н. Поспелова предлагается уже другой перечень и указывается, что проблематика может отражать разные сферы общественной жизни. Проблематика может быть:
Это зависит от того, на каких противоречиях и на каких сторонах характеров акцентирует внимание автор.
Следует заметить, что проблематика многих произведений зачастую выступает в типологически чистом виде. Это означает, что другие типы проблематики в содержании таких произведений не играют существенной роли. Однако встречаются и такие произведения, где сочетается два, реже больше проблемных типа. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сочетается социокультурная и идейно-нравственная проблематика. Сочетание идейно-нравственной и национальной проблематики характерно для поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина. В романах «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова сочетаются три или четыре типа проблематики.
Наличие в содержании произведения разных типов проблематики является одним из моментов художественного своеобразия данного произведения. В общем художественном строении данные аспекты занимают подчиненное положение.