Что такое признак начисления
Какой признак выплат в расчете по страховым взносам следует указывать
Форма расчета по страховым взносам, который работодатели сдают в налоговую службу с начала 2017 года, содержит разделы с суммами отчислений на ОМС, ОПС и ВНиМ. Рассмотрим нюансы заполнения второго приложения отчета: как выбрать признак выплат в расчете по страховым взносам и указать верный код.
Что такое признак выплат
Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!
Прежде чем заполнить отведенную под признак выплат графу отчета, разберемся, что значит этот показатель. Есть правила, по которым застрахованные лица получают пособия по нетрудоспособности или материнству. В Порядке заполнения расчета по взносам (далее — Порядок) выделено два механизма этих правил:
Из фонда соцстраха работник получает напрямую следующие пособия:
Если организация работает по прямой системе, то в поле 002 Приложения 2 она укажет код «1».
При использовании зачетной системы — код «2».
От чего зависит код признака выплат
Признак выплат в расчете по страховым взносам указывается в зависимости от того, включен ли ваш регион в проект ФСС «Прямые выплаты», запущенный в 2011 году. До этого работала только зачетная система, она возлагала на работодателей обязанность по соцзащите сотрудников. Но финансовое состояние работодателя не всегда позволяет в полной сумме платить пособия, а потом возвращать из Соцстраха. Чтобы устранить проблемы со своевременностью и полнотой социальных платежей, и был создан проект.
По правилам «Прямых выплат» работники получают пособия напрямую от ФСС, не затрагивая бюджеты компаний, при этом:
Для получения пособия работник представляет требуемый перечень документов в территориальный фонд соцстраха и в течение десяти дней получает полагающуюся ему сумму.
Как узнать, включен ли регион в пилотный проект ФСС
Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!
С 1 января 2021 года к проекту «Прямые выплаты» присоединились Москва, Санкт-Петербург, Московская, Свердловская и Челябинская области, Краснодарский и Пермский края и Ханты-Мансийский автономный округ. Это субъекты РФ, которые подключились к проекту последними, все остальные начали работать по новым правилам еще раньше. Получается, что с 2021 года на «Прямые выплаты» перешла вся Россия.
Теперь признак «1» в поле 002 приложения 2 отчета будут указывать все страхователи. Исключение — те, кто сдают уточненные расчеты за периоды, в которых еще находились на зачетной системе.
Заполнение приложения 2 отчета
Приложение 2 нужно для отражения взносов на случай временной нетрудоспособности и материнства.
Пример. В 2021 году в I квартале ФСС выплатили больничные пособия трем сотрудникам: в январе 2 000 рублей, в феврале 5 000 рублей и в марте 3 000 рублей. Указанные суммы включают больничный, оплаченный за счет работодателя — по 1 000 рублей в месяц. В марте одному сотруднику единовременно выплатили пособие при рождении ребенка в сумме 18 886,32 рубля.
Всего в компании работает 4 человека, которым за первый квартал начислили 318 000 рублей, в т.ч. 90 000 рублей в январе, 118 000 рублей в феврале и 110 000 рублей в марте. Тариф отчислений на ВНиМ пониженный, так как организация относится к МСП. Организация работает в Москве и применяет систему прямых выплат.
Заполним Приложение 2 отчета:
Лист со строками 070-090 достаточно заполнить один раз, дублировать его не нужно.
Неверно указанный код признака выплат не повлечет санкции со стороны контролирующих органов, так как это поле не влияет на сумму страховых платежей. Но работодателю придется исправить ошибку и сдать уточненный отчет.
Отправляйте расчеты по страховым взносам в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис подходит для малого бизнеса: здесь легко вести учет, платить налоги, начислять зарплату, отправлять отчеты через интернет. Система сама рассчитает налоги и сформирует отчеты, напомнит вам о датах уплаты и отправки. Оцените возможности сервиса — первые 14 дней работайте бесплатно.
В чем суть и особенности метода начисления в бухгалтерском учете
Что такое метод начисления
Признание доходов и расходов в ходе хозяйственной деятельности организации в момент совершения действий (передача прав собственности, образование задолженности), подтвержденное документально актами, накладными, бухгалтерскими справками, известно как метод начисления. В отличие от кассового метода, когда доходы и расходы признаются при поступлении/выбытии денежных средств на расчетный счет или в кассу, при методе начисления доходы и расходы признаются вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств.
В бухгалтерском учете признание доходов отражено в пункте 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», расходы формируются согласно пункту 6 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Метод начисления соответствует основным принципам бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») и применяется по умолчанию. Исключение сделано для представителей малого предпринимательства. Согласно пункту 12 ПБУ 9/99 и пункту 18 ПБУ 10/99 для таких компаний момент доходов и расходов в бухгалтерском учете установлен по мере поступления денежных средств или их фактического списания.
Как ответить на требование ФНС, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе К+ и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Налог на прибыль: метод начисления в налоговом учете
При использовании для налога на прибыль метода начисления налоговый учет максимально приближен к бухгалтерскому. Метод начисления для целей налогообложения прибыли обязаны соблюдать все хозяйственные субъекты, не попадающие под определение «малое предприятие» и имеющие выручку более 1 млн руб. в квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ). Организации, ведущие налоговый учет методом начисления, имеют наиболее точное отражение своего финансового состояния, платежеспособности, наличия оборотных активов и задолженности перед бюджетом, работниками и контрагентами.
Малые предприятия вправе выбрать кассовый метод при отражении налога на прибыль. Положительной стороной для них является возникновение обязательств перед бюджетом только в случае получения реальной денежной оплаты или дохода. Нет необходимости исчислять и уплачивать налоги, не имея фактического подтверждения оплаты. Для предприятий с небольшим оборотом это существенный плюс.
О нюансах применения кассового метода при исчислении налога на прибыль, читайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Преимущества использования метода начисления
Используемые способы бухгалтерского и налогового учетов отражаются в учетной политике предприятия. Кассовому методу вправе отдавать предпочтение субъекты малого предпринимательства. Но им следует помнить, что ведение бухгалтерского учета по кассовому методу не является обязанностью, они вправе выбрать метод начисления.
Учет хозяйственной деятельности при использовании метода начисления считается более совершенным. Он максимально соответствует требованиям МСФО, дает возможность получить точную информацию по состоянию организации на конкретный момент со всеми ее обязательствами и активами. При кассовом методе не соблюдается допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»), наблюдается частичное искажение отчетности.
ИТОГИ
Метод начисления предполагает учет доходов и расходов по факту их начисления. Фактическое поступление или расходование денежных средств при таком способе учета не важно. Кроме того, при методе начисления действует принцип равномерного признания доходов и расходов. Поэтому расходы списываются, как правило, не ранее отражения соответствующих доходов. Расходы, которые относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам или не могут быть соотнесены с конкретными доходами, нужно распределять между несколькими отчетными (налоговыми) периодами.
Онлайн-кассы: что указывать в новом кассовом чеке
1С:ИТС
Подробный комментарий экспертов 1С к Федеральному закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ, который внес поправки в Закон № 54-ФЗ, читайте в справочнике «Комментарии к законам, письмам и решениям судов» в разделе «Юридическая поддержка».
Режимы применения ККТ
При регистрации кассовой техники в налоговом органе необходимо указать, как она будет использоваться. Для этого применяется ряд дополнительных реквизитов, который включает, в том числе, такие реквизиты, как признак применяемой системы налогообложения; признак ККТ для расчетов только в интернете; признак проведения лотереи и др.
Новую кассовую технику можно применять в нескольких режимах (п. 2 Приложения № 2 к Приказу). Они используются при описании формата фискальных данных:
Форматы фискальных документов
Приказом предусмотрено 11 фискальных документов (Таблица 6). Каждому фискальному документу соответствует свой набор реквизитов:
Как видно, кассовый чек и БСО, а также кассовый чек коррекции и бланк строгой отчетности коррекции имеют одинаковый состав реквизитов (см. Таблицы 19 и 30).
Некоторые фискальные документы могут быть сформированы и в печатном виде, и в электронном. При этом состав реквизитов ФД может различаться (см., например, Таблицу 5 Приказа). Необходимость указания в документах того или иного реквизита зависит от версии формата фискального документа (п. 3 Приложения № 1 к Приказу).
Что нового в реквизитах кассового чека (БСО)
Наиболее распространенными фискальными документами являются кассовый чек и бланк строгой отчетности.
Среди новых реквизитов кассового чека (БСО) можно, к примеру, выделить:
Если покупателю (клиенту) кассовый чек (БСО) передается в электронной форме, то должны указываться абонентский номер покупателя или адрес его электронной почты (Тег 1008).
В чеке (БСО) должна быть информация о применяемой системе налогообложения (Тег 1055).
Обратите внимание, если при постановке кассы на учет в налоговом органе можно указать несколько применяемых систем налогообложения, то в кассовом чеке (БСО) должна быть указана только одна из них (Тег 1055) (см. Таблицу 5).
Остановимся подробнее на новых реквизитах предмет расчета; признак предмета расчета; признак расчета; признак способа расчета.
. «Предмет расчета» и «Признак предмета расчета»
Признак предмета расчета характеризует именно предмет расчета (товар, работу, услугу, платеж, выплату, иной предмет расчета) и может принимать 13 значений (Таблица 29). Наиболее распространенные из них:
. «Признак расчета» и «Признак способа расчета»
Эти реквизиты характеризуют сам произведенный расчет. Реквизит «признак расчета» (Тег 1054) может принимать значения:
Как видно, понятия «предоплата» и «аванс» для целей применении ККТ теперь различаются. Под предоплатой понимается получение от покупателя денежных средств за определенный товар (работу, услугу) до момента его передачи. Аванс представляет собой получение денежных средств от покупателя, когда поставляемый товар (работа, услуга) неизвестен.
В заключение
Указанный Приказ зарегистрирован в Минюсте России 13.04.2017 (№ 46361), опубликован 14.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации, вступил в силу 25.04.2017. Безусловно, его целью является попытка законодателя контролировать не только объем реализованных товаров (работ, услуг), но также осуществлять более детальный анализ проводимых расчетов.
1С:ИТС
О сроках перехода на онлайн-ККТ в зависимости от вида деятельности и системы налогообложения см. в справочнике «Контрольно-кассовая техника» в разделе «Юридическая поддержка».
В решения «1С:Предприятие 8» в соответствии с утвержденным приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ необходимые изменения в части поддерживаемого функционала внесены с выходом очередных версий. О сроках реализации можно узнать в «Мониторинге изменений законодательства».
От редакции. Во всех регионах страны квалифицированные партнеры фирмы «1С», хорошо знающие актуальное законодательство и имеющие опыт работы с контрольно-кассовой техникой, оказывают поддержку при переходе на новый порядок применения ККТ и подключения к ОФД. Подробнее см. на сайте в разделе «Центры компетенции по 54-ФЗ».
Как устроен НДС
Кто и как платит, как посчитать, как получить вычет
Судя по форумам предпринимателей, больше всего вопросов возникает по НДС. С помощью этой статьи вы вряд ли сможете заполнить декларацию по НДС, зато узнаете все самое важное о налоге: кто платит, как рассчитать и получить налоговый вычет.
Что вы узнаете
Что такое НДС
НДС — налог на добавленную стоимость. Его платят, когда компания реализует товары, работы, услуги и имущественные права.
Продает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, компания продала помидоры или офисное помещение — она обязана уплатить НДС.
Безвозмездно передает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, одно юрлицо безвозмездно передает другому промышленный цех или дарит по акции в магазине микроволновку при покупке холодильника — со всех сделок надо уплатить НДС по рыночной стоимости.
Ввозит товары на территорию РФ из-за границы. Например, привозит шоколад из Японии или одежду из Китая, чтобы потом продать в России. С каждой поставки надо уплатить НДС.
Выполняет строительно-монтажные работы для себя. Своими силами строит здание, цех или делает ремонт в помещении.
В законе это называется реализацией, мы же для простоты будем называть продажей.
НДС — косвенный налог. Обычно бизнес не платит его из своего кармана, а выставляет счет конечному покупателю. Покупатель уплачивает сумму налога, а компания передает эти деньги налоговой. Возможно, вы замечали, что в чеке магазина отдельно указана цена товара и отдельно НДС. Но если товар не продали, а подарили по акции, предпринимателю все равно придется уплатить с него НДС — уже из своих денег.
Налог начисляется на добавленную стоимость. Например, предприниматель купил килограмм огурцов у поставщика за 100 рублей, а продал за 150 рублей. Если поставщик огурцов тоже плательщик НДС, то предприниматель уплатит налог только с 50 рублей разницы.
Кто платит НДС
НДС платят компании и ИП на общей системе налогообложения, а также все, кто ввозит товары через границу, то есть занимается импортом.
Кто такие налоговые агенты по НДС
Мы сказали, что НДС платят компании, которые работают на общей системе. Но есть одно исключение. Платить НДС обязаны все компании, если становятся налоговыми агентами. Вот несколько примеров, когда придется это сделать.
Купили товар или услугу на территории России у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете. Например, приобрели оборудование в России у иностранной компании.
Купили металлолом, макулатуру или сырые шкуры животных у продавцов — плательщиков НДС.
Продали товары, имущество или услуги иностранца по договору комиссии, поручения или агентскому договору. Например, помогли продать квартиру иностранцу и взяли за это комиссию с продажи, а расчеты проходили через ваш счет.
Арендуете государственное или муниципальное имущество. Например, сняли помещение напрямую у комитета по управлению городским имуществом.
Занимаетесь продажей конфискованного имущества. Если государство уполномочило продавать конфискованное имущество, надо будет уплатить с цены продажи НДС.
Купили или получили государственное имущество. При этом имущество не должно быть закреплено за государственными или муниципальными учреждениями.
Льготы по НДС
По НДС существуют льготы. Некоторые компании могут вообще не платить налог, другие — только по отдельным операциям.
Не обязаны платить НДС некоторые компании и ИП:
Компании на ЕСХН работают с особыми условиями. С 2019 года они платят НДС, если заработали за год больше определенной суммы:
Чтобы получить льготу для ЕСХН, нужно подать документы на освобождение. Если этого не сделать, компания должна будет платить НДС при любых доходах.
Отдельные операции. Не нужно платить НДС по таким операциям, как:
Когда льготы не действуют
Бывает, что формально компания подходит под льготы, но получить их не может.
При импорте. Если ИП на УСН или другом спецрежиме захочет ввезти товар через границу, ему придется уплатить НДС.
Если выставлен счет с НДС. Предприниматель на упрощенке или другом спецрежиме при желании клиента может выставить ему счет с НДС. Но тогда предпринимателю надо будет в конце квартала подать декларацию и уплатить этот НДС в бюджет.
Как рассчитывается НДС
В статье мы рассмотрим базовый вариант расчета НДС. На деле есть много тонкостей, с которыми сможет разобраться только профессиональный бухгалтер.
НДС, который нужно уплатить налоговой, считают по такой формуле:
НДС к уплате = Исходящий НДС − Входящий НДС + Восстановленный НДС
Исходящий НДС — сумма налоговой базы, умноженная на ставку НДС.
Налоговая база — сумма реализованного товара, то есть все, что компания продала или подарила. Товары, которые участвуют в акциях, тоже принимаются к учету. Если вы дарите покупателям фен за покупку дрели, со стоимости фена тоже придется уплатить НДС.
Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции.
Входящий НДС — НДС, на который вам выставили счета-фактуры поставщики. Это сумма НДС, которую вы должны уплатить поставщикам вместе с платой за сырье, материалы или оборудование. Ее можно вычесть из налога. Для налоговой не имеет значения, оплатили вы счета от поставщиков или нет, поэтому формально к вычету по НДС можно предъявить всю сумму по выставленным счетам.
Восстановленный НДС — часть входящего НДС, которую в определенных ситуациях компании должны вернуть в бюджет. Например, если они перешли с общего режима налогообложения на УСН и у них остались товары на складе, с которых они до этого делали вычет. Подробнее — в п. 3 ст. 170 НК РФ.
Например, ООО покупает одежду у поставщика, а потом продает ее в розницу. Ставка НДС для них — 20%.
ООО закупило партию за 300 тыс. + 60 тыс. рублей НДС, а продало за 500 тыс. рублей + 100 тыс. рублей НДС.
Исходящий НДС в этом случае — 100 тыс. рублей. ООО покупало товар у поставщика с НДС, поэтому входящий НДС — 60 тыс. рублей.
ООО могут вычесть входящий НДС из суммы налога: 100 тыс. − 60 тыс. = 40 тыс. рублей. В этом примере нет восстановленного НДС. В итоге в налоговую надо уплатить 40 тыс. рублей.
Ставки НДС. Размер ставки зависит от вида операции:
Если нет входящего НДС. Расчет НДС выглядит как цепочка. Грубо говоря, каждый следующий поставщик вычитает из своего налога деньги, которые он заплатил предыдущему.
Проблема возникает тогда, когда в этой цепочке появляется компания, которая НДС не платит, например ИП на упрощенке. Тогда компания, которая купила у такого ИП, не может принять НДС к вычету.
Рассмотрим тот же пример, что и выше, но теперь счет для ООО выставляет ИП на упрощенке, который не платит НДС. ООО оплачивает счет, а потом перепродает товар дороже кому-то еще.
Со своих продаж ООО обязано уплатить НДС. Они продают товар за 500 тыс. + 100 тыс. рублей НДС. Исходящий НДС — 100 тыс. рублей.
ООО могло бы от исходящего НДС отнять входящий, но отнимать нечего: поставщик не предъявлял им НДС. Поэтому в налоговую придется уплатить все 100 тыс. рублей.
Обычно компаниям на общей системе налогообложения такой расклад не нравится, поэтому они стараются не работать с предпринимателями без НДС.
Чем отличается ставка 0% от отсутствия НДС и что такое возмещение НДС
Ставка 0% применяется при экспорте. Например, если компания что-то произвела в России и продала за рубеж. Но между ставкой 0% и просто освобождением от уплаты НДС есть большая разница.
Разберем на примере, но для начала вспомним упрощенную формулу расчета НДС:
НДС к уплате = Исходящий НДС − Входящий НДС
Компания производит оборудование для добычи полезных ископаемых и продает его за границу. Чтобы произвести партию оборудования, они закупают материалы на 120 млн рублей, из них 20 млн — НДС. Входящий НДС — 20 млн рублей.
Когда они продают оборудование в Канаду, они платят НДС по ставке 0%. Исходящий НДС — 0 рублей.
В конце квартала они заполняют налоговую декларацию и рассчитывают НДС по стандартной формуле: 0 − 20 млн = −20 млн рублей. Сумма налога к уплате отрицательная, значит, налоговая должна вернуть компании 20 млн рублей. Это называется возмещением.
Чтобы получить возмещение, надо представить пакет документов, который подтвердит, что сырье и материалы были задействованы в производстве именно того оборудования, которое продали за границу, и что эта продажа на самом деле состоялась.
Еще компания может отказаться от возмещения — перенести вычет на следующий период или вообще отказаться от ставки 0% при экспорте. В некоторых случаях это выгоднее, чем сбор документов и прохождение проверок ради небольшой суммы возмещения.
Когда можно получить возмещение, а когда нет
Налоговый вычет | Документы | |
---|---|---|
Ставка 0% | Можно получить возмещение | Надо подать декларацию и подтвердить ее документами |
Отсутствие НДС | Нет возмещения | Не надо сдавать отчетность |
Сроки уплаты НДС
Чтобы заплатить НДС, надо заполнить и сдать декларацию в налоговую. Сроки сдачи декларации — до 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Например, за 1 квартал 2020 года надо сдать декларацию до 25 апреля.
Всю сумму налога одновременно со сдачей декларации платить не надо. По закону НДС делят на 3 равные части и платят до 25 числа каждого месяца следующего квартала. Когда предприниматель 25 апреля подает декларацию за первый квартал, он платит только ⅓ от суммы налога. Остаток выплачивает равными частями до 25 числа следующих двух месяцев.
Отчетный период (квартал), за который платим | Когда надо сделать платеж |
---|---|
4 квартал 2019 года | 27 января 2020 (25 января — суббота) |
25 февраля 2020 | |
25 марта 2020 | |
1 квартал 2020 года | 27 апреля 2020 (25 апреля — суббота) |
25 мая 2020 | |
25 июня 2020 | |
2 квартал 2020 года | 27 июля 2020 (25 июля — суббота) |
25 августа 2020 | |
25 сентября 2020 | |
3 квартал 2020 года | 26 октября 2020 (25 октября — воскресенье) |
25 ноября 2020 | |
25 декабря 2020 |
Сумма выплат округляется до рублей. Первые два транша — в меньшую сторону, последний — в большую. По желанию можно заплатить НДС досрочно — сразу всю сумму или ⅓ часть в первом месяце, а весь остаток во втором.
Налоговый вычет по НДС
Налоговый вычет — это право компании уменьшать сумму налога на НДС, который ей предъявили поставщики.
Проблема в том, что некоторые компании заключают сделки только на бумаге, чтобы заплатить меньше, и обманывают налоговую. Это незаконно. Чтобы выявлять таких предпринимателей, налоговая следит за сделками, по которым оформляют вычет.
Как именно налоговая следит за сделками — тема для отдельной статьи. Здесь мы не будем рассказывать об этом, но дадим рекомендации, как оформить вычет так, чтобы налоговая была довольна.
Условия получения вычета по НДС. Вы можете включить в декларацию на вычет НДС, который уплатили, в следующих случаях:
Чтобы получить вычет, надо подтвердить документами следующие условия:
Не надо отправлять документы сразу — только по требованию налоговой.
НДС можно вернуть только с расходов бизнеса
Компания может рассчитывать на вычет, только если совершала покупки для бизнеса.
Например, если владелец купил новое оборудование для бизнеса и поставил его на учет, может смело включать в декларацию вычет НДС.
А если предприниматель купил жене новую машину, чтобы она возила детей в детский сад, эта покупка бизнеса не касается. Предприниматель — конечный потребитель этого товара и уплачивает НДС из своего кармана. Его в декларацию включать нельзя.
Документы для вычета НДС. Чтобы подтвердить вычет, нужны такие документы:
Для вычета за импорт и экспорт предусмотрен особый порядок оформления документов. Лучше обратиться к профессионалу, например таможенному брокеру.
Как получить вычет по НДС. Чтобы получить вычет, нужно заполнить налоговую декларацию в электронном виде. В ней указывают входящий и исходящий НДС, сумму налога к уплате.
Налоговая проверяет декларации в рамках камеральной проверки. Она проходит без участия компании.
Проверяют в специальной программе «АСК НДС 3». Она выявляет разрывы в цепочке поставщиков, когда информация о сделке в декларациях поставщика и покупателя расходится. Разрывы — это не единственный признак, по которому налоговая может счесть сделку подозрительной. Инспекторы говорят, что таких признаков около двухсот.
Во время проверки возможны несколько ситуаций.
Если по сделкам все чисто, налоговая просто принимает декларацию и уплаченный НДС. Компании ничего дополнительно делать не нужно.
Если компания или контрагент вызвали у налоговой подозрение, налоговая проверяет всю цепочку партнеров. Просит прислать подтверждающие документы, пояснения или прийти в налоговую лично, чтобы доказать чистоту сделок.
Если компания не смогла объяснить и подтвердить сделку, налоговая приходит с выездной проверкой. Если в процессе проверки инспектор выявит нарушения, то налоговая обратится в суд с иском об уплате скрытой части налогов, штрафов и пеней.
Чем больше вычет, тем большие подозрения он вызывает у налоговой. Но это не значит, что инспекторы сразу придут с проверкой. Проверка грозит, только если налоговая заподозрит сомнительную сделку.
Как не попасть под подозрения налоговой
Налоговая не объявляет точных критериев, когда считает сделку подозрительной. Но вот несколько правил, которые помогут себя обезопасить.
Не пользоваться услугами компаний, которые предлагают заключить фиктивные сделки. Некоторые компании предлагают заключить сделку на бумаге, как будто поставляли товар или оказывали услугу. По ней можно принять НДС к вычету. Но это незаконно. И если налоговая обнаружит такую сделку, будут проблемы.
Проверить контрагента перед сделкой. Соберите информацию о партнере перед началом работы: как давно работает компания, настоящий ли директор, совпадает ли юридический адрес с реальным. Если нет, то не находится ли по этому адресу много других юрлиц. На юридическом языке это называется «проявить должную осмотрительность».
Сохраните все документы, которые могут подтвердить факт проверки контрагента. Сделайте скрины с сайтов, на которых видно дату и время. Если придется доказывать свою правоту через суд, вам надо будет показать, что вы проверяли контрагента перед сделкой и не нашли ничего подозрительного.
Бывают случаи, когда компании выигрывают суд, доказав, что проявили должную осмотрительность.
Что будет, если не уплатить НДС
Если компания не уплатила НДС вовремя, то по закону ей начислят пени. А если она неправильно рассчитала налог в меньшую сторону, то будут пени и штраф. Если затянуть с оплатой или вовсе отказаться платить, налоговая снимет деньги с расчетного счета в принудительном порядке.
Пени и штраф начисляются на сумму недоимки. Если компания уплатила часть налога, процент рассчитают только на остаток.
Пени начисляются за каждый день просрочки. Размер ставки — 1/300 от ключевой ставки. Сейчас ставка — 7%, а значит, пени — 0,023% от суммы неуплаты в день. Для ИП эта ставка действует всегда, для ООО — до 30 дней. После 30 дней процент становится в 2 раза больше — 1/150 от ключевой ставки в день.
Штраф грозит, если компания неправильно посчитала НДС и этот факт обнаружил инспектор во время проверки. Если предприниматель посчитал в декларации правильно, но не уплатил вовремя, штрафа не будет, только пени.
Размер штрафа зависит от того, специально предприниматель скрыл налоги или ошибся в расчетах. Если это случайная ошибка, то штраф — 20% от суммы недоимки. Если налоговая докажет, что предприниматель скрыл налоги умышленно, штраф увеличится до 40%.
Блокировка счета. Если компания не платит вовремя, налоговая выставляет требование, в котором указан точный срок, до которого надо успеть погасить долг.
Если не исполнить требование, налоговая выставляет инкассовое поручение — присылает в банк требование списать сумму долга и блокирует расчетный счет, пока на нем не будет достаточно денег.
Если не погасить инкассовое, налоговая передает долг судебным приставам. Они найдут способ забрать деньги: продадут недвижимость, оборудование, машины и другое ценное имущество.
Если забирать нечего, компанию или предпринимателя признают банкротом. До таких крайностей лучше никогда не доводить.