Что такое приватизация в ссср
История приватизации в России
Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.
14 августа 1992 года президент РФ подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысячи.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден указом президента РФ от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В ноябре-декабре того же года состоялись аукционные торги.
Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 триллиона рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.
Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи продлевают денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 миллиарда долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.
Российская Федерация, по состоянию на 1 января 2010 года, являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 акционерных обществ.
27 ноября 2010 года правительство России утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы».
В июне 2012 года правительство РФ приняло окончательный план приватизации крупных активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года.
1 июля 2013 года российское правительство утвердило прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы.
В авангарде приватизации-2016 было размещение на Московской бирже 10,9% акций «Алросы» в начале июля 2016 года, эта продажа принесла бюджету 52 миллиарда рублей.
В декабре 2016 года была совершена крупнейшая приватизационная сделка по реализации 19,5% акций нефтегазовой компании «Роснефть», которая принесла в бюджет России (с учетом приватизации «Башнефти» компанией, 10,5 миллиарда евро или более одного триллиона рублей.
В феврале 2017 года правительством РФ был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества и основные направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы.
Планом предусматривается приватизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, более одной тысячи объектов другого имущества государственной казны.
В федеральный бюджет РФ на 2017-2019 годы были заложены доходы от приватизации в 2017 году в сумме 138,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 13,6 миллиарда рублей, в 2019 году — 13,9 миллиарда рублей. При этом в ожидаемых поступлениях на 2017 год учтены только два крупных актива: 95,5 миллиарда рублей от продажи 10,9% минус одна акция ВТБ и 24 миллиарда рублей от продажи 25% минус одна акция «Совкомфлота».
Позже власти решили отказаться от приватизации пакета ВТБ, поскольку банк находится под санкциями ЕС и США, что может негативно сказаться на его стоимости.
В мае 2017 года Минфин РФ снизил прогноз доходов федерального бюджета от приватизации на текущий год на 96 миллиардов рублей.
Приватизация 25% минус 1 акция крупнейшей судоходной компании России «Совкомфлот» планировалась на первое полугодие 2017 года, но пока не состоялась.
В одобренном правительством РФ проекте бюджета на 2018-2020 годы Министерством финансов РФ не предусмотрено приватизации крупных пакетов госкомпаний. Однако правительство продолжает работу по конкретным сделкам, многое в этом вопросе будет зависеть от рыночных условий.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Приватизация в СССР, как всё начиналось. Принятие законов
1 июля 1991 года N 2278-1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ОБ ОСНОВНЫХ НАЧАЛАХ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ
И ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Настоящий Закон определяет правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности в СССР.
Закон направлен на:
преодоление монополии государственной собственности;
обеспечение гражданам реальной возможности становиться собственниками средств и продуктов общественного производства на основе многообразия форм собственности;
создание условий для свободной предпринимательской деятельности, формирования эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия разгосударствления и приватизации предприятий
Под разгосударствлением в настоящем Законе понимается преобразование государственных предприятий в коллективные предприятия, акционерные общества, другие предприятия, не находящиеся в государственной собственности, а также в арендные предприятия.
Под приватизацией в настоящем Законе понимается приобретение в собственность граждан и созданных ими юридических лиц предприятий, находящихся в государственной собственности, и принадлежащих государству акций (паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ.
Статья 2. Законодательство о разгосударствлении и приватизации предприятий
Полный текст закона смотреть здесь.
А тут хронология законов принятых в ходе перестройки с 1987 года.
13.01.1987Пoстaнoвлeниe Сoвeтa Министрoв СССР «O вoпрoсaх связaнных с сoздaниeм нa тeрритoрии СССР и дeятeльнoстью сoвмeстных прeдприятий, мeждyнaрoдных oбъeдинeний и oргaнизaций с yчaстиeм сoвeтских и инoстрaнных oргaнизaций, фирм и oргaнoв yпрaвлeния»
30.06.1987Зaкoн СССР «O гoсyдaрствeннoм прeдприятии (oбъeдинeнии)»
26.05.1988Зaкoн СССР «O кooпeрaции в СССР»
07.04.1989Пoстaнoвлeниe Сoвeтa Министрoв СССР «Oб экoнoмичeских и oргaнизaциoнных oснoвaх aрeндных oтнoшeний в СССР»
23.11.1989″Oснoвы зaкoнoдaтeльствa СССР и сoюзных рeспyблик «Oб aрeндe»
06.03.1990Зaкoн СССР «O сoбствeннoсти в СССР»
20.03.1990Пoстaнoвлeниe Сoвeтa Министрoв СССР «O пoрядкe сдaчи прeдприятий
(oбъeдинeний) сoюзнoгo пoдчинeния и их имyщeствa в aрeндy»
04.06.1990Зaкoн СССР «O прeдприятиях в СССР»
19.06.1990Пoстaнoвлeниe Сoвeтa Министрoв СССР «Пoлoжeниe oб aкциoнeрных oбщeствaх и oбщeствaх с oгрaничeннoй oтвeтствeннoстью»
14.07.1990Зaкoн РСФСР «O сoбствeннoсти нa тeрритoрии РСФСР»
08.08.1990Пoстaнoвлeниe Сoвeтa Министрoв СССР «O мeрaх пo сoздaнию и рaзвитию мaлых прeдприятий»
09.08.1990Укaз прeзидeнтa СССР «Oб oбрaзoвaнии фoндa гoсyдaрствeннoгo имyщeствa Сoюзa ССР»
24.12.1990Пoстaнoвлeниe Вeрхoвнoгo Сoвeтa РСФСР «O ввeдeнии в дeйствиe зaкoнa РСФСР «O сoбсвeннoсти в РСФСР»
24.12.1990Зaкoн РСФСР «O сoбствeннoсти в РСФСР»
25.12.1990Зaкoн РСФСР «O прeдприятиях и прeдпринимaтeльскoй дeятeльнoсти»
02.04.1991Зaкoн СССР «Oб oбщих нaчaлaх прeдпринимaтeльствa грaждaн в СССР»
25.04.1991Пoстaнoвлeниe Вeрхoвнoгo Сoвeтa РСФСР «O мeрaх пo пoдгoтoвкe прoцeссoв привaтизaции гoсyдaрствeннoгo и мyниципaльнoгo имyщeствa нa тeрритoрии РСФСР»
03.07.1991Зaкoн РСФСР «Oб имeнных привaтизaциoнных счeтaх и вклaдaх в РСФСР»
03.07.1991Зaкoн РСФСР «O привaтизaции гoсyдaрствeнных и мyниципaльных прeдприятий в РСФСР»
29.12.1991Укaз № 341 «Oб yскoрeнии привaтизaции гoсyдaрствeнных и мyниципaльных прeдприятий»
29.01.1992Укaз № 66 «Oб yскoрeнии привaтизaции гoсyдaрствeнных и мyниципaльных прeдприятий»
04.09.1992Пoстaнoвлeниe «O пoрядкe привaтизaции и рeoргaнизaции прeдприятий и oргaнизaций aгрoпрoмышлeннoгo кoмплeксa»
11.06.1992 Гoсyдaрствeннaя прoгрaммa привaтизaции
01.07.1992Укaз Прeзидeнтa № 721 «Oб oргaнизaциoнных мeрaх пo прeoбрaзoвaнию
гoсyдaрствeнных прeдприятий, дoбрoвoльных oбъeдинeний гoсyдaрствeнных прeдприятий в aкциoнeрныe oбщeствa»
14.08.1992Укaз прeзидeнтa РСФСР «O ввeдeнии в дeйствиe систeмы привaтизaциoнных чeкoв в Рoссийскoй фeдeрaции»
14.10.1992Укaз прeзидeнтa РФ «O рaзвитии систeмы привaтизaциoнных чeкoв в Рoссийскoй фeдeрaции»
08.05.1993Укaз прeзидeнтa РФ «O гoсyдaрствeнных гaрaнтиях прaвa грaждaн Рoссии нa yчaстиe в привaтизaции»
06.10.1993Укaз прeзидeнтa РФ «O прoдлeнии срoкa дeйствия привaтизaциoнных чeкoв 1992 гoдa выпyскa»
21.12.1993Пoстaнoвлeниe «Oб yчрeждeнии лeсoпрoмышлeнных хoлдингoвых кoмпaний»
24.12.1993Укaз прeзидeнтa РФ «O Гoсyдaрствeннoй прoгрaммe привaтизaции гoсyдaрствeнных и мyниципaльных прeдприятий в Рoссийскoй Фeдeрaции»
22.07.1994Укaз прeзидeнтa РФ «Oб oснoвных пoлoжeниях Гoсyдaрствeннoй прoгрaммы привaтизaции гoсyдaрствeнных и мyниципaльных прeдприятий в Рoссийскoй Фeдeрaции пoслe 1 июля 1994 гoдa»
31.08.1995Укaз прeзидeнтa РФ «O пoрядкe пeрeдaчи в 1995 гoдy в зaлoг aкций, нaхoдящихся в фeдeрaльнoй сoбствeннoсти»
16.12.1995Фeдeрaльный зaкoн «Oб aкциoнeрных oбщeствaх»
06.03.1996 Пoстaнoвлeниe ГД «Aнaлиз итoгoa привaтизaции 1992-1996 гoдa и oтвeтствeннoсти дoлжнoстных лиц зa eё нeгaтивныe рeзyльтaты»
11.06.1997Пoстaнoвлeниe ГД «O хoдe привaтизaции в Рoссийскoй Фeдeрaции и дoпyщeнных нaрyшeниях зaкoнoдaтeльствa Рoссийскoй Фeдeрaции при ee oсyщeствлeнии»
21.07.1997Фeдeрaльный зaкoн «O привaтизaции гoсyдaрствeннoгo имyщeствa и oб oснoвaх привaтизaции мyниципaльнoгo имyщeствa в Рoссийскoй Фeдeрaции»
Сами законы можно прочитать здесь.
Крутят те, кто хочет заморочить молодежь сказками, что перестройку продиктовали из госдепа.
А тема «нового НЭПа» постоянно муссировалась в СМИ в конце 80х годов и кооперация с разгосударствлением были любимой темой в народе.
И демонстрации против застоя, привилегий партии и прочего легко набирали в те годы сотни тысяч, если не миллион, человек.
Так что не нужно страдальцам за социализм делать вид, что приватизацию нам на блюдце принесли и заставили силой.
Все хотели свободы? Почти все.Что социализм был с вывертом, что капитализм недоделанный получился.
Зачем такие вопросы ставить:
Это было предательство интересов народа, или по Черномырдину: » Хотели как лучше, а получилось как всегда.»
Так и Горбачев и Яковлев признали что намеренно разрушали СССР.
В этой истории фамилия преступницы изменена только потому, что, скорее всего, живы те её дети, которым повезло родится раньше. Возможно, что жива и она сама, ей сейчас может быть 66 лет.
Утром, как ни в чём не бывало пошла на работу. Тогда-то соседи и заподозрили неладное.
Коллектив кинотеатра «Забайкалец» должен был выдвинуть своего общественного обвинителя. На собрании присутствовали 22 человека и вот как некоторые из них отнеслись к произошедшему с их коллегой:
Анна Филиппова: «Нина была добросовестным работником, хорошей матерью для своих трёх детей, при таком отношении мужа, который давил на неё и практически заставил это сделать, я ее не осуждаю. «
Елена Терентьева: «В нашем государстве созданы все условия для воспитания детей, можно же было как-то избавиться от ребенка другим способом, не прибегая к преступлению. «
Юрий Кольцов : «Даже котёнка трудно утопить. Осуждаю!»
Алексей Колесников: «Так поступали фашисты в годы войны. Очень жестоко!»
А как считаете вы: лежит ли тяжесть вины и на муже?
Во время судебного следствия Нина всё время повторяла: муж ни в чём не виноват, я всё сделала сама. Суд посчитал доказанными два эпизода убийства, совершенные в 1983 и 1985 гг.
Прокурор просил суд назначить Ивановой 5 лет лишения свободы и учесть смягчающие обстоятельства: первую судимость, признание вины, раскаяние в содеянном и наличие трёх малолетних детей на иждивении.
Читинский областной суд приговорил её к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Кстати, в УК РСФСР этот вид убийства рассматривался как разновидность простого убийства (действия Ивановой были квалифицированы по ст.103 и п. «и» ст.102 УК РСФСР). Сегодня это преступление выделено в самостоятельный состав: в УК РФ имеется ст.106 (убийство матерью новорожденного ребёнка).
Приватизация: как это было и к чему привело.
1 июля 1991 года Законом » Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий» была подготовлена почва для масштабного передела общенародной (по Конституции СССР) собственности в пользу союзной номенклатуры. Однако, распад СССР не позволил этим планам осуществиться в полном масштабе и приватизация активов бывшего СССР происходила, в основном, под контролем руководств бывших советских республик.
Приватизация В России проходила с начала 1990-х годов (после распада СССР) и связывают её прежде всего с именами Гайдара и Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации появились люди с огромными состояниями (олигархи).
на фото Анатолий Чубайс
Приватизационный чек эпохи приватизации в России
Ваучерная приватизация, проводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование предприятия в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.
Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (24 декабря 1993 г.).
Ваучерная приватизация была противоречива, так как ее лозунги (создание эффективного собственника, повышение эффективности предприятий, создание социально ориентированной рыночной экономики) расходились с практикой. По мнению экономистов, практика победила идеологию. Участники приватизации не обладали равными правами. Так, работникам предприятий предоставлялись льготы при приобретении акций этих предприятий, граждане же, не занятые в производстве (медицинские работники, ученые, учителя) такими льготами не обладали.
Летом 1992 г. была введены ваучеры (приватизационные чеки), которые бесплатно раздавались населению и теоретически могли быть обменены на долю в акциях того или иного предприятия. Практически большинство ваучеров было скуплено различными спекулянтами и большинство граждан РФ в приватизации не участвовали.
Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По утверждению главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, на один ваучер можно было приобрести два автомобиля «Волга». Реальная стоимость ваучера оказалась равной цене двух бутылок водки.
В работе по приватизации Чубайсу активно помогали иностранные консультанты. В частности, в команде Чубайса состоял гарвардский профессор Андрей Шлейфер — выходец из СССР, эмигрировавший в США в 1976 году. В 2005 году, уже в Америке, он был обвинен в использовании служебного положения в целях личной наживы (так называемый «конфликт интересов» по американскому законодательству), но суд признал его виновность лишь в «нарушении контракта» и обязал выплатить многомиллионный штраф. Деятельность Шлейфера в России подробно описана в статье Дэвида МкКлинтика «Как Гарвард потерял Россию», опубликованной в 2006 году в журнале «Инститюшенал Инвестор». Сам Шлейфер считал свою миссию не столько экономической, сколько политической, утвеждая:
(Западная) помощь сможет изменить соотношение политических сил таким образом, чтобы реформаторы свободного рынка смогли одолеть своих противников. Помощь реформам нужна не потому, что она непосредственно поднимает экономику — для этого она слишком мала — а потому, что она помогает реформаторам выиграть политические сражения.
Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:
Такой порядок приватизации оказался выгоден так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Директора стали владельцами своих предприятий, так как они имели возможность скупить контрольные пакеты акций.
Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.
Хотя предполагалось, что в результате ваучерной приватизации в России образуется средний класс, ее итогом стало значительное расслоение общества.
Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения иммигрантов и земли принадлежавшие короне) были выпущены ассигнации которые в последствии начали использоваться как деньги. Земли в последствии были распроданы на аукционах в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества.
Следующий этап российской приватизации был связан с т.н. “залоговыми аукционами”, в результате которых значительные объёмы российских промышленных предприятий и предприятий добывающей отрасли сосредоточились в руках узкой группы лиц позднее названных “олигархами”. В целом процессы приватизации скомпрометировали саму идею в глазах большинства граждан России, т.к. перераспределение собственности выглядело с их точки зрения неадекватным и не имеющим внятной мотивации.
Залоговые аукционы проводились по официальной версии с целью пополнения государственного бюджета. На практике необходимость срочного пополнения бюджета (т.е. его острый дефицит) была организована путём выдачи не обеспеченных активами государственных днежных займов будущим олигархическим группировкам. Полученные средства были использованы олигархами для участия в аукционах, а кредиты так и не были возвращены государству в полном объёме.
То есть, было организовано и проведено мега глобальное мошенничество при самом активном соучастии государства.
В результате этих аукционов-мошенничества государственная собственность была передана в руки олигархов по беспрецедентно низкой цене.
Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. Идею аукционов с целью для пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший «ОНЭКСИМ-банк». Инициативу поддержал Анатолий Чубайс, который в то время был вице-премьером и зам. председателя правительства Егор Гайдар. Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох.
Вдадимир Потанин
Анатолий Чубайс
Егор Гайдар
Альфред Кох
На продажу были выставлены самые доходные компании. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий. Это произошло потому, что многие потенциальные покупатели к ним не были допущены. Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые как бы в кредит у государства.
В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).
В целом приватизация скомпрометировала себя в глазах простых людей. Россияне просто не знали как поступать с приватизационными чеками, зачастую в условиях гиперинфляции они обменивались на более «ценное» — деньги, продукты питания, бутылку водки. Обыватели, выражая своё негативное отношение к приватизации, часто цитировали по этому поводу известное высказывание Бориса Ельцина — «Во всём виноват Чубайс!»
Фонд «Общественное мнение» 20.01.2005 провёл среди населения страны исследование на тему: Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы.
Приватизация, начавшаяся в России более десяти лет назад, породила, помимо прочего, проблему легитимности отношений собственности в нашей стране, остающуюся актуальной и сегодня. Почти две трети россиян (64%) считают, что приватизационные сделки в большинстве случаев проводились с нарушением закона, и лишь 9% – что они, как правило, осуществлялись по закону. Такое распределение мнений весьма устойчиво: в 1998 году первую точку зрения разделяли 63%, вторую – 6% участников опроса.
К тому же российские граждане отнюдь не уверены, что приватизация оказалась оправданной и в чисто экономическом отношении. Только 16% респондентов считают, что приватизированные предприятия работают лучше оставшихся в собственности государства.
Впрочем, и противоположное мнение – что они работают хуже – не является преобладающим: его разделяют 27% опрошенных, тогда как остальные выбирают промежуточные варианты ответа на этот вопрос («одинаково» – 14%, «бывает по-разному» – 23%) либо затрудняются с ответом (21%). Распределение мнений по данному вопросу с 1998 года тоже практически не претерпело изменений. Но хотя россияне и далеки от единства в своих суждениях о влиянии приватизации на эффективность производства на отдельных предприятиях, они почти втрое чаще считают, что страна в целом развивается лучше, если большая часть предприятий находится в государственной собственности, чем занимают противоположную позицию – что преобладание частной собственности обеспечивает более успешное развитие страны (56% и 20% соответственно). Следует, однако, отметить, что работники небюджетных учреждений и предприятий несколько чаще бюджетников и тех, кто не работает, убеждены в большей эффективности частного капитала.
Усматривая в приватизации аферу общенационального масштаба и, вместе с тем, не считая ее экономические последствия благотворными, россияне, в большинстве своем, уверены, что в целом она принесла стране больше вреда, чем пользы. Сегодня такое мнение разделяют 55% граждан (в 1998 году – 61%), и лишь 7% (в 1998 году – 8%) полагают, что она принесла больше пользы. Считают, что пользы и вреда было поровну, 22% респондентов (в 1998 году – 17%).
Вместе с тем, за последние годы доля сторонников пересмотра итогов приватизации довольно заметно снизилась – с 60% в 2000 году до 51% – в 2005 году. Причем сегодня только треть опрошенных (33%) полагает, что приватизацию не следовало проводить вообще; гораздо больше (46%) – тех, кто считает, что проводить ее следовало, но иначе (полагающих, что она была проведена правильно, лишь 5%). Следует подчеркнуть, что молодые респонденты, отвечая на вопросы, связанные с этой темой, неизменно демонстрировали менее негативное отношение как к самой приватизации, так и к собственникам приватизированных предприятий, нежели представители старшего поколения. Например, мнение о том, что приватизацию не следовало проводить в принципе, разделяют 19% респондентов, не достигших 35-летнего возраста, и 47% – из числа тех, кто старше 55 лет.