Что такое принудительный сбор рб

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИИ Минского областного исполнительного комитета

Вопросы и ответы

Что такое принудительный сбор? Как можно его избежать?

Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве», вступивший в силу 16 мая 2017 года, четко определил порядок исполнения исполнительных документов, а также ввел ряд новых понятий и терминов. Одним из таких терминов стал принудительный сбор.

Закон определяет принудительный сбор как денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа. То есть, сбор подлежит взысканию при наличии определенных оснований, которые напрямую зависят от порядка исполнения исполнительного документа: добровольного либо принудительного.

При возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения исчисляется со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.

Вместе с тем, срок для добровольного исполнения документа не предоставляется в случаях если:

— исполнительный документ поступил повторно;

— срок исполнения исполнительного документа установлен судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или актом законодательства;

— исполнительный документ подлежит немедленному исполнению.

В случае неисполнения должником исполнительного документа в срок для добровольного исполнения осуществляется его принудительное исполнение, что влечет взыскание принудительного сбора.

Также Законом закреплены случаи, при которых принудительный сбор взысканию не подлежит:

— должник исполнил требование исполнительного документа до возбуждения исполнительного производства;

— должник после возбуждения исполнительного производства исполнил требование исполнительного документа в срок для добровольного исполнения;

— судебное постановление, на основании которого выдан исполнительный документ, решение иного уполномоченного органа отменены либо исполнительный документ утратил силу;

— взыскиваются расходы по исполнению исполнительного документа и принудительный сбор.

Таким образом, неисполнение либо уклонение от исполнения обязательств по исполнительному документу влечет за собой не только применение мер принудительного характера, но и дополнительные финансовые затраты в виде принудительного сбора. А чтобы его избежать необходимо незамедлительное исполнение требований исполнительного документа.

Вправе ли судебный исполнитель оставить без рассмотрения поданное по электронной почте ходатайство со ссылкой на то, что в ходатайстве отсутствует подпись?

При этом согласно части шестой указанной правовой нормы заявление, ходатайство, подаваемые в форме электронного документа, должны содержать адрес электронной почты гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, и быть подписаны электронной цифровой подписью.

Следует отметить, что понятие «электронное обращение» не равнозначно понятию «электронный документ».

Определение понятия «электронное обращение» дано в абзаце шестом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях). Так, электронное обращение – это обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет. Требования, которым должно соответствовать электронное обращение, изложены в пункте 2 статьи 25 Закона об обращениях, при этом в их числе нет требования о наличии в обращении подписи.

В то же время, исходя из положений абзаца девятого статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» возможность использования электронного документа определяется таким обязательным условием, как наличие в нем действительной электронной цифровой подписи.

Как установлено в части второй пункта 33 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67, если заявление, ходатайство участника исполнительного производства не соответствуют требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве, судебный исполнитель оставляет их без рассмотрения, о чем уведомляет заявителя с указанием недостатков, подлежащих устранению.

Таким образом, если ходатайство, поданное по электронной почте, не подписано электронной цифровой подписью, оно не соответствует требованиям статьи 14 Закона об исполнительном производстве. Поэтому имеются основания для оставления его без рассмотрения.

Каков порядок рассмотрения заявлений и ходатайств участников исполнительного производства?

Согласно статьи 15 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются судебным исполнителем, руководителем органа принудительного исполнения в соответствии с их полномочиями в порядке, установленном Законом.

В случае, если судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения, в который поступили заявление, ходатайство, не правомочны их рассматривать, такие заявление, ходатайство в трехдневный срок направляются для рассмотрения уполномоченному лицу органа принудительного исполнения, о чем уведомляется заявитель.

Заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления. Результаты рассмотрения заявлений, ходатайств сообщаются заявителю.

По результатам рассмотрения заявления, ходатайства судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения выносят постановления об удовлетворении заявления, ходатайства полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, которые направляются заявителю.

Так, в соответствии со статьей 61 Закона, для ходатайства о принятии обеспечительных мер срок составляет 3 рабочих дня со дня поступления.

Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа или об отказе в их принятии не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам исполнительного производства, а также иным лицам, на которых возложена обязанность исполнения соответствующих мер по обеспечению исполнения исполнительного документа. Постановление судебного исполнителя о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством.

Как исчисляются сроки в исполнительном производстве?

Порядок исчисления сроков в исполнительном производстве закреплен статьей 29 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).

Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, установленные актами законодательства.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Таким образом, если согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства установлен семидневный срок для добровольного исполнения, то его течение начинается на следующий день, со дня надлежащего извещения должника. Например, должник надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства 5 сентября 2018 г. Соответственно семидневный срок для добровольного исполнения начинается с 6 сентября 2018 г. Выходные дни при исчислении срока не засчитываются.

Источник

Суд решил: принудительный сбор взыщут, даже если производство приостановлено

Принудительный сбор не платится только в исчерпывающем перечне случаев. Например, когда должник погасил задолженность в пределах срока для добровольного исполнения или суд признал исполнительный документ утратившим силу . Приостановление исполнительного производства к таким случаям не относится. Причем сбор взыскивается независимо от того, предпринимал ли судебный исполнитель меры принудительного характера.

Исполнительное производство было приостановлено по ходатайству взыскателя. В этот период должник напрямую перечислил ему весь долг. Судебный исполнитель получил уведомление о выплате долга, возобновил производство и вынес постановление о взыскании с должника принудительного сбора.

Верховный Суд счел постановление судебного исполнителя правомерным.

Суд отклонил доводы должника, утверждавшего, что судебный исполнитель необоснованно взыскал сбор, поскольку не принимал мер по принудительному исполнению. Должник сам выплатил долг в период приостановления производства.

Суд пришел к выводу, что долг был погашен на стадии принудительного исполнения. Предоставленный судебным исполнителем срок на добровольное исполнение к тому моменту истек. На принудительной стадии исполнительного производства, как правило, взыскивается принудительный сбор. Применение мер по принудительному исполнению не обязательное условие для его взыскания. При этом отсутствовали обстоятельства, исключавшие взыскание сбора согласно ч. 2 ст. 120 Закона об исполнительном производстве.

Суд также не принял довода должника о невозможности выполнить требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения. Исполнительный документ обязывал погасить долг путем обращения взыскания на имущество. Должник самостоятельно сделать это не мог. Однако ему ничто не мешало исполнить денежное обязательство иными предусмотренными законодательством способами. Например, перечислить деньги взыскателю. Так должник и поступил, но уже после истечения срока для добровольного исполнения.

В еще одном похожем деле Верховный Суд указал, что при принудительном исполнении исполнительного документа не важен способ погашения долга. Закон не называет способов, при которых принудительный сбор не взыскивается. База для взыскания сбора — любая сумма, поступившая взыскателю, а не только взысканная судебным исполнителем.

Источник

Закон РБ Об исполнительном производстве
Статья 120. Принудительный сбор

Принудительный сбор взыскивается (удерживается) с должника после возбуждения исполнительного производства на основании постановления судебного исполнителя, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Принудительный сбор не подлежит взысканию (удержанию) в случае, если:

должник исполнил требование, содержащееся в исполнительном документе, до возбуждения исполнительного производства;

должник после возбуждения исполнительного производства исполнил требование, содержащееся в исполнительном документе, в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, предоставленный судебным исполнителем должнику в соответствии со статьей 46 настоящего Закона;

судебное постановление, на основании которого выдан исполнительный документ, судебное постановление, являющееся исполнительным документом, решение иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) отменены либо исполнительный документ признан утратившим силу;

взыскиваются (удерживаются) расходы по исполнению исполнительного документа и принудительный сбор.

Размер принудительного сбора составляет:

по имущественным взысканиям – десять процентов от взысканных сумм или стоимости взысканного с должника имущества;

по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер, по каждому исполнительному документу с должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, – пять базовых величин, а с должника – юридического лица – десять базовых величин.

После зачисления на счет органа принудительного исполнения денежные средства используются в порядке, установленном законодательством.

Постановление судебного исполнителя о взыскании (удержании) с должника принудительного сбора является исполнительным документом.

Постановление судебного исполнителя о взыскании (удержании) с должника принудительного сбора исполняется без возбуждения отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, по которому оно вынесено.

Принудительный сбор возвращается должнику в случае отмены постановления судебного исполнителя о взыскании (удержании) принудительного сбора.

Что такое принудительный сбор рб. Смотреть фото Что такое принудительный сбор рб. Смотреть картинку Что такое принудительный сбор рб. Картинка про Что такое принудительный сбор рб. Фото Что такое принудительный сбор рб

Вопрос по Энергосбыту/электричеству.Вот такие действия происходили без суда,без рассрочек,без удержание пенсионных выплат,с зартплаты и т.д.Как такое можно модно привлечь к ответственности,что организовали? Такого не должно быть по сути своего проявления исполнительницей и т.д.,где всё дозволенно и всё можно.Буду писать отзывы по данным действиям и на правовые сайты пока не будет ответа и исправлений данных действий.Каждый день на любой сайт,отзывы и т.д.,пока не будет прогноза и исправления ситуации. Каждый день,месяц,год,два и т.д.

Думаю и полагаю,кто отвечает за такие деяния/действия довольны организаторы/исполнители происходящим и проведению работой по документам,что были данные действия.

ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОЧТЕНИЮ ВСЕМ ГРАЖДАНАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,ТАК КАК ТАКАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ С КАЖДЫМ,ЧТО ПРОИСХОДИТ.

НИКТО ДАЖЕ СЛУШАТЬ НЕ СТАЛ И ОЧЕНЬ КРАСИВО ПОРАБОТАЛИ ИЗ СПЕЦИАЛИСТОВ/РАБОТНИКОВ И ВСЁ РАВНО ТАКОЕ ОРГАНИЗОВАТЬ САМОУПРАВСТВО ПРИ ТЕХ,КТО ИСПОЛНЯЛ И НАПРАВЛЯЛ ДЛЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ЗА 1.000 ТЫСЯЧИ КИЛОВАТ,ГДЕ УЖЕ БЫЛИ ДВИЖЕНИЕ ПО СЧЁТУ ЗА СВЕТ. ГЛАВНОЕ ОСОЗНАННО ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ТАК ОРГАНИЗОВАЛИ ЖЕСТЬ И ПРОИЗВОЛ! Позорище какое. Это нужны были именно сами действия,сами документы и вся эта цепочка.КАКАЯ ОЧЕНЬ ОГРОМНЕЙШАЯ ЗАЙНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ДАННЫХ ДЕЙСТВИЯ /СОБСТВЕННОСТИ КВАРТИРЫ И К ЛИЧНОСТИ! ПО ОРГАНИЗОВАННЫМ ДЕЙСТАИЯМ! БЕСПРЕДЕЛ УСТРОИЛИ РАБОТНИКИ ПРИНУДИТЕЛЬНО ПРИ ПРЕДЫДУЩЕЙ ОПЛАТЕ 67 РУБЛЕЙ ЗА ПРОШЛЫЙ МЕСЯЦ! ВЫКЛЮЧИЛИ ЭЛЕКТРОМАНТЁР. МАСТЕРУ ПОЗВОНИЛА 8017 399-37-90 ТАКЖЕ ВСЁ ПРОИГНОРИРОВАЛ И НАПЛЕВАТЕЛЬСКИ ПРОИЗОШЛИ ДАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ВОПРОС ТАКОЙ,ЧТО ДЛЯ СОТРУДНИКА В ФОРМЕ ЧЕРЕЗ ВТОРЫЕ РУКИ ПЛАНИРУЕТСЯ ПО-ПОНЯТИЯМ ПОДНЯТЬ НАШУ КВАРТИРУ ДЛЯ ОТЖИМА. ВОТ ТАКИМИ МЕТОДАМ И СПОСОБАМИ ЧИСТЯТ ДЛЯ СЕБЯ ПОД НОЛЬ ВСЕ СЧЕТА,ЧТОБЫ БЫЛО ОПЛАЧЕНО И ПОТОМ РАБОТАЮТ ПО РАЗНЫМ СЗЕМАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРОВОДЯТ.

А сказать то нечего,так как самоуправство,самовольностью, нарушение во всём ВСЕХ!,где посодействовали отвлечению даже сотрудники, чтобы произошло принудительное отключение.Нет кому пресекать всё это каждой из структур. Данные действия не правомерны,как наказать исполнителей,заказчиков по таким делам на госуровне,где присутствует самовольность и вседозволенность,что всё можно? Какие меры для привличения к ответственности,а не только к дисциплинарной можно привлечь?

Так как проходили такие действия,то я думаю и полагаю вообще никаких мер не будет,всё дозволено и всё можно блатным/исполнителям,организаторам и т.д.,то врядли можно будет что-то предпринять,кроме публичных парицаний и оставления отзывов ежедневных по возможности на максимальное кол-во разных сайтов и что происходит на госуровне при таких действиях.

Что такое принудительный сбор рб. Смотреть фото Что такое принудительный сбор рб. Смотреть картинку Что такое принудительный сбор рб. Картинка про Что такое принудительный сбор рб. Фото Что такое принудительный сбор рб

Вопрос по Энергосбыту/электричеству.Вот такие действия происходили без суда,без рассрочек,без удержание пенсионных выплат,с зартплаты и т.д.Как такое можно модно привлечь к ответственности,что организовали? Такого не должно быть по сути своего проявления исполнительницей и т.д.,где всё дозволенно и всё можно.Буду писать отзывы по данным действиям и на правовые сайты пока не будет ответа и исправлений данных действий.Каждый день на любой сайт,отзывы и т.д.,пока не будет прогноза и исправления ситуации. Каждый день,месяц,год,два и т.д.

Думаю и полагаю,кто отвечает за такие деяния/действия довольны организаторы/исполнители происходящим и проведению работой по документам,что были данные действия.

ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОЧТЕНИЮ ВСЕМ ГРАЖДАНАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,ТАК КАК ТАКАЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ С КАЖДЫМ,ЧТО ПРОИСХОДИТ.

НИКТО ДАЖЕ СЛУШАТЬ НЕ СТАЛ И ОЧЕНЬ КРАСИВО ПОРАБОТАЛИ ИЗ СПЕЦИАЛИСТОВ/РАБОТНИКОВ И ВСЁ РАВНО ТАКОЕ ОРГАНИЗОВАТЬ САМОУПРАВСТВО ПРИ ТЕХ,КТО ИСПОЛНЯЛ И НАПРАВЛЯЛ ДЛЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ЗА 1.000 ТЫСЯЧИ КИЛОВАТ,ГДЕ УЖЕ БЫЛИ ДВИЖЕНИЕ ПО СЧЁТУ ЗА СВЕТ. ГЛАВНОЕ ОСОЗНАННО ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ТАК ОРГАНИЗОВАЛИ ЖЕСТЬ И ПРОИЗВОЛ! Позорище какое. Это нужны были именно сами действия,сами документы и вся эта цепочка.КАКАЯ ОЧЕНЬ ОГРОМНЕЙШАЯ ЗАЙНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ДАННЫХ ДЕЙСТВИЯ /СОБСТВЕННОСТИ КВАРТИРЫ И К ЛИЧНОСТИ! ПО ОРГАНИЗОВАННЫМ ДЕЙСТАИЯМ! БЕСПРЕДЕЛ УСТРОИЛИ РАБОТНИКИ ПРИНУДИТЕЛЬНО ПРИ ПРЕДЫДУЩЕЙ ОПЛАТЕ 67 РУБЛЕЙ ЗА ПРОШЛЫЙ МЕСЯЦ! ВЫКЛЮЧИЛИ ЭЛЕКТРОМАНТЁР. МАСТЕРУ ПОЗВОНИЛА 8017 399-37-90 ТАКЖЕ ВСЁ ПРОИГНОРИРОВАЛ И НАПЛЕВАТЕЛЬСКИ ПРОИЗОШЛИ ДАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ВОПРОС ТАКОЙ,ЧТО ДЛЯ СОТРУДНИКА В ФОРМЕ ЧЕРЕЗ ВТОРЫЕ РУКИ ПЛАНИРУЕТСЯ ПО-ПОНЯТИЯМ ПОДНЯТЬ НАШУ КВАРТИРУ ДЛЯ ОТЖИМА. ВОТ ТАКИМИ МЕТОДАМ И СПОСОБАМИ ЧИСТЯТ ДЛЯ СЕБЯ ПОД НОЛЬ ВСЕ СЧЕТА,ЧТОБЫ БЫЛО ОПЛАЧЕНО И ПОТОМ РАБОТАЮТ ПО РАЗНЫМ СЗЕМАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРОВОДЯТ.

А сказать то нечего,так как самоуправство,самовольностью, нарушение во всём ВСЕХ!,где посодействовали отвлечению даже сотрудники, чтобы произошло принудительное отключение.Нет кому пресекать всё это каждой из структур. Данные действия не правомерны,как наказать исполнителей,заказчиков по таким делам на госуровне,где присутствует самовольность и вседозволенность,что всё можно? Какие меры для привличения к ответственности,а не только к дисциплинарной можно привлечь?

Так как проходили такие действия,то я думаю и полагаю вообще никаких мер не будет,всё дозволено и всё можно блатным/исполнителям,организаторам и т.д.,то врядли можно будет что-то предпринять,кроме публичных парицаний и оставления отзывов ежедневных по возможности на максимальное кол-во разных сайтов и что происходит на госуровне при таких действиях.

Источник

Лидеры мнений о принудительном сборе

На стадии принудительного исполнения с должника дополнительно взыскиваются суммы, которые идут в счет принудительного сбора. Причем взыскание и размер сбора не зависят от действий судебного исполнителя. Справедлива ли такая ситуация и не является ли размер сбора необоснованно высоким? Взыскатель ведь заинтересован, чтобы деньги должника пошли на погашение долга. Может ли должник или взыскатель повлиять на взыскание принудительного сбора?

Попросили высказать свою точку зрения лидеров мнений — экспертов в области права.

Что такое принудительный сбор рб. Смотреть фото Что такое принудительный сбор рб. Смотреть картинку Что такое принудительный сбор рб. Картинка про Что такое принудительный сбор рб. Фото Что такое принудительный сбор рбАлексей Юрьевич Корочкин,
доцент, кандидат юридических наук, адвокат адвокатского бюро “Бюро 24”
Что такое принудительный сбор рб. Смотреть фото Что такое принудительный сбор рб. Смотреть картинку Что такое принудительный сбор рб. Картинка про Что такое принудительный сбор рб. Фото Что такое принудительный сбор рбЛариса Сергеевна Есина,
начальник управления оценки и реализации имущества РУП по оказанию услуг “БелЮрОбеспечение”
Что такое принудительный сбор рб. Смотреть фото Что такое принудительный сбор рб. Смотреть картинку Что такое принудительный сбор рб. Картинка про Что такое принудительный сбор рб. Фото Что такое принудительный сбор рбЮрий Анатольевич Веремейко,
директор юридической компании “Делойт Лигал”
Что такое принудительный сбор рб. Смотреть фото Что такое принудительный сбор рб. Смотреть картинку Что такое принудительный сбор рб. Картинка про Что такое принудительный сбор рб. Фото Что такое принудительный сбор рбЕвгений Феликсович Герштейн,
заместитель директора
ООО “РСМ Бел Аудит”

Можно ли избежать уплаты сбора

Вопрос 4. Принудительный сбор должнику не насчитают, если он погасит долг в срок для добровольного исполнения. Обычно это 7 рабочих дней, но исполнитель может увеличить данный срок. Какие причины могут стать основанием для продления срока для должника-организации?

Ответы лидеров мнений

Ю.А.Веремейко: Продление срока добровольного исполнения должно обусловливаться наличием уважительных причин его пропуска. В отношении юридических лиц такие причины определить достаточно сложно.

Полагаем, уважительными причинами можно считать обстоятельства, которые явно препятствовали исполнению обязанности. Например, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, отсутствие электроснабжения (связи), препятствующее проведению банковских платежей, и т.д.

Довольно спорно, но в исключительных случаях можно признать уважительными причинами обстоятельства, связанные, например, с болезнью работников юридического лица. Понятно, что деятельность юридического лица должна быть организована так, чтобы исключить неисполнение обязательств в случае болезни, например, руководителя.

Как правило, такие обстоятельства, как болезнь, могут признаваться уважительными в отношении гражданина, но не организации. Однако представляется, что в некоторых случаях это допустимо и для юридического лица. Например, организация разработала разумный комплекс мер для исключения негативных ситуаций, уполномочила различные лица, но их госпитализировали, причем в сроки, которые исключили возможность передачи полномочий иным работникам.

Имущественное положение должника само по себе обычно не признается уважительной причиной. Однако, по нашему мнению, в определенных ситуациях не только может, но и должно признаваться. Например, в ситуации, когда утрата средств произошла вследствие обстоятельств, которые не зависели от юридического лица, когда целью хищения имущества и денежных средств было удовлетворение требований взыскателя.

А.Ю.Корочкин: Перечень причин и критериев уважительности отсутствует. Основанием для продления срока добровольного исполнения служит:

— документы о невозможности исполнения исполнительного документа в установленный срок. Например, документ лечебного учреждения о нахождении должника на лечении в стационаре.

По нашему мнению, срок для добровольного исполнения можно продлить, если должник способствует полному и своевременному исполнению обязательства. В этом случае должник должен обратиться к судебному исполнителю с ходатайством.

Из практики работы судебных исполнителей следует, что продление рассматриваемого срока возможно только в случае активного взаимодействия должника с судебным исполнителем по погашению долга. Например, судебный исполнитель может вынести постановление о продлении срока для добровольного исполнения, если за первые 7 дней должник погасит часть долга, представит четкий график погашения либо информацию о предстоящей продаже имущества.

Вопрос 5. Должник погасил часть долга в период для добровольного исполнения, а часть — позже. От какой суммы исчисляется принудительный сбор в такой ситуации?

Ответы лидеров мнений

Ю.А.Веремейко: Размер принудительного сбора по имущественным взысканиям составляет 10% от взысканных сумм или от стоимости взысканного с должника имущества. Соответственно, с добровольно уплаченной суммы сбор не должен взыскиваться.

А.Ю.Корочкин: Случаи, когда принудительный сбор не взыскивается, определяет закрытый перечень. Такое условие, как частичное погашение задолженности, в нем отсутствует.

Следовательно, принудительный сбор при частичном погашении долга в период для добровольного исполнения исчисляется от полной суммы задолженности.

Вопрос 6. Взыскатели обычно заинтересованы, чтобы имеющиеся у должника деньги пошли на погашение долга, а не на уплату принудительного сбора. Если стороны заключат мировое или медиативное соглашение, повлияет ли это на уплату сбора?

Источник

Связан ли принудительный сбор с действиями судебного исполнителя

Ксения Михайловна Зенкова,
юрист

Сергей Леонтьевич Кулаковский,
юрист

Судебный исполнитель постановлением от 24.01.2019 возбудил исполнительное производство о взыскании с должника в пользу взыскателя 10 000 рублей. После истечения срока для добровольного исполнения исполнительного документа взыскатель допустил задолженность по НДС.

При уведомлении судебного исполнителя об исполнении исполнительного документа в рамках ст. 18 Закона об исполнительном производстве у должника возник вопрос, подлежало ли в такой ситуации удержание принудительного сбора.

Согласно вступившему в силу 02.08.2020 Указу N 150 проведение расходных операций за счет денежных средств, электронных денег дебиторов, связанных с исполнением банком платежных требований, на основании решений налогового или таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней не прекращается даже в случае постановления (определения) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах; решения (постановления) о приостановлении операций по счетам.

Из смысла ст. 120 Закона об исполнительном производстве следует, что принудительный сбор взыскивается и удерживается с должника при исполнении требования исполнительного документа после истечения срока для добровольного исполнения. В случае наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, или решения о приостановлении операций по счетам данная задолженность все равно взыскивается в бесспорном порядке. Разрешение органов принудительного исполнения на проведение вышеуказанных операций или на снятие ареста со счетов не требуется.

В рассматриваемой ситуации взыскание задолженности произошло в бесспорном порядке без участия должника и судебного исполнителя. Поэтому у должника возникла необходимость в дополнительном разъяснении законодательства в сфере принудительного исполнения. В соответствии с Указом N 498 Минюст рассматривает по существу обращения, относящиеся к сфере юстиции, в том числе по вопросам организации работы органов принудительного исполнения.

Должник направил в Минюст обращение о разъяснении законодательства, в котором просил разъяснить основания взыскания принудительного сбора в его случае. Из разъяснения Минюста от 30.07.2020 N03-2-22/456-ю/л следовало, что ситуации, когда принудительный сбор не взыскивается (удерживается), определяет ч. 2 ст. 120 Закона об исполнительном производстве. Данный перечень является исчерпывающим.

Правовая природа вопроса

Раньше судебные исполнители входили в систему общих и хозяйственных судов. Часть 4 ст. 486 ГПК и ч. 3 ст. 402 ХПК (недействующие редакции) прямо указывали, что принудительный сбор взыскивается только в случае, когда судебный исполнитель предпринял определенные действия принудительного характера. Например, наложил арест на имущество должника или на наличные, принадлежащие должнику и находящиеся у него и (или) у других лиц.

С 2017 года судебные исполнители не входят в вышеназванную систему. Функционирует единая система органов принудительного исполнения, и судебные исполнители руководствуются едиными нормативными актами, в том числе Законом об исполнительном производстве.

В соответствии с законодательством под принудительным сбором понимаются денежные средства, дополнительно взыскиваемые (удерживаемые) с должника на стадии принудительного исполнения исполнительного документа.

По нашему мнению, предыдущие правовые нормы, закреплявшие, что право на взыскание принудительного сбора возникает только в случае совершения определенных действий по принудительному исполнению, в большей степени соответствовали принципам законности, добросовестности и процессуальной экономии и освобождали должников от излишних расходов.

Если судебные исполнители не предпринимали никаких обеспечительных мер, не тратили время и ресурсы органов принудительного исполнения, а денежные средства взыскивались в бесспорном порядке без их участия, удержание принудительного сбора нельзя назвать целесообразным и необходимым. Изменения в законодательстве ухудшили и без того тяжелое финансовое состояние должников, для которых уплата принудительного сбора в размере 10% от суммы задолженности часто непосильна и может привести к полному отсутствию оборотных средств или к даже банкротству.

Сама суть термина «принудительный сбор» подразумевает, что для его удержания необходимы действия судебных исполнителей именно принудительного характера. Чтобы обеспечить соответствие термина его содержанию, целесообразно в ч. 2 ст. 120 Закона об исполнительном производстве предусмотреть, что принудительный сбор не взыскивается (удерживается), если судебный исполнитель не принимал мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *