Что такое прикладные проекты
Проектная деятельность
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
? определение этапов работы
? подбор методов и средств решения проблемы
? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
? получение и анализ данных
? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
? обсуждение и корректировка данных
? выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Что такое прикладные проекты
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Типология проектов
Типология проектов
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Х арактер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
Рис.1. Типология проектов
Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.
По доминирующей деятельности
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.
Творческиепроекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце(Рис.1.).
По предметно-содержательной области
По характеру координации
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.
По количеству участников
• Личностные (индивидуальные)— один участник
• Парные— два участника
• Групповые (коллективные)— более двух участников
По продолжительности выполнения
• Краткосрочные— до недели
• Средней продолжительности— от недели до месяца
• Долгосрочные— от одного до нескольких месяцев
По объекту проектирования
• Социальные— проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов
• Экзистенциальные— проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы [4].
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта :
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки,выводы [1].
Инициаторам проектов
Данный раздел является единой для ИВГПУ платформой взаимодействия инициаторов (заказчиков) и потенциальных руководителей и участников проектов. Предложение и выбор проектов осуществляются весь календарный год.
Правила подачи проектов
Инициатором (заказчиком) проекта может выступить индустриальный партнер, руководитель направления подготовки или образовательной программы, преподаватель, сотрудник или студент университета, который предлагает проектную идею и осуществимую концепцию ее реализации, оформив соответствующую проектную заявку.
В проектной заявке инициатор (заказчик) проекта должен:
В качестве специальных требований к участникам проекта инициатор (заказчик) проекта может указать обучение на конкретных образовательных программах или направлениях подготовки/специальностях, достижение определенного курса, обладание специальными знаниями и умениями. При наличии таких специальных требований инициатор (заказчик) проекта может установить и описать входные испытания, на которых кандидаты могли бы подтвердить свое соответствие указанным требованиям, а при отсутствии специальных требований указать механизм отбора кандидатов, если их число превысит потребности в участниках проекта.
Классификация проектов
Исследовательские проекты
Подчинены логике современного научного исследования; требуют хорошо продуманных целей, выдвижения гипотезы с последующей ее проверкой, продуманных методов исследования, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Позволяют развить компетенции обучающихся по изучаемым дисциплинам (модулям, практикам, НИР), привить навыки самостоятельного изучения материала, обобщения данных, формулирования собственных выводов. Результаты научно-исследовательских проектов оформляются в форме письменного отчета о НИР, презентации, научной статьи, доклада на научном мероприятии.
Основные отличия исследовательских проектов в рамках проектного обучения и традиционной исследовательской работы заключаются в следующем:
Прикладные проекты
Направлены на практическое применение ранее полученных и освоение новых компетенций в процессе решения какой-либо проблемы/задачи.
Результат проектной деятельности оформляется в виде отчета, содержащего описание возможных способов внедрения полученных результатов в практику или в виде курсовой работы или курсового проекта, имеющих явно выраженную практическую или социальную ценность, а также в виде бизнес-модели стартапа, эскизного проекта, визуализирующего идею с высокой степенью детализации, но без финальной проработки, макета/прототипа/опытной партии изделия или продукта.
Творческие проекты (по направлению подготовки)
Как правило, не имеют четких типовых границ, структурно приближаясь к прикладным или информационно-организационным проектам. Развиваются, подчиняясь общей теме, и являются отражением общественных интересов и результатом творческой самореализации участников проектной группы. Результат проектной деятельности – творческий продукт, представляется в виде произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, театрализаций, экспозиций, эскизных проектов, дизайн-макетов (дизайн-проектов), информационных, имиджевых продуктов, печатных изданий, презентаций, видеоматериалов и т. д.
Информационно-организационные проекты
Изначально направлены на получение, анализ и обработку информации о каком-либо объекте/явлении с последующим доведением этой информации до целевой аудитории. Результат проектной деятельности оформляется в виде концепции, сценарного плана или программы мероприятия, иных аналитических или методических разработок, позволяющих использовать результаты проекта в образовательных, научно-просветительских, рекламных, профориентационных и иных целях.
Стартап проекты
Технологическая карта урока. прикладные проекты.
Технологическая карта урока
Тема. Ознакомление с разными видами проектов
Тема урока: Прикладные проекты.
Цели урока. Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Речевая компетенция : развивать произносительные навыки.
Языковая компетенция: доводить до автоматизма употребление в речи лексических единиц по теме «Виды проектов».
Компенсаторная компетенция : развивать языковые догадки и воображение, творческое мышление, память.
Учебно-познавательная компетенция: развивать навыки критического мышления.
Познавательный аспект: систематизировать и обеспечить усвоение активного лексического материала.
Развивающий аспект: формировать у учащихся потребность к знаниям и способствовать их речевому взаимодействии.
Воспитательный аспект: повышать интерес к изучению проектной и исследовательской деятельности, расширить представления о видах проектов.
личностные: способность к определению своего эмоционального состояния, к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическим и синтаксическим нормами немецкого языка.
Познавательные : ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Технологии проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная, здоровьесберегающая.
Организационная структура урока
1. Организационный момент. Приветствие учителя и создание рабочей атмосферы.
Приветствие. Ведут элементарный этикетный диалог, оперируя необходимым языковым и речевым материалом.
Работа с «облаком слов»
Узнавание знакомого лексического материала
Регулятивные-самооценка готовности у уроку.
Актуализация опорных знаний.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Работают в группах.
Далее учащийся проверяет знание лексики всего класса.
Называют, какое домашнее задание было задано.
Активизация ранее изученного материала
Уметь распознавать, использовать зрительную догадку
Познавательные-проблемная ситуация: соотнесение предметов с их значением,
Коммуникативные- обмениваются знаниями между членами группы.
Регулятивные- осознают то, что было уже усвоено и что ещё подлежит усвоить. Оценка своих действий.
Постановка темы и цели урока.
Посмотрите внимательно на ряд букв. Как называется тема нашего занятия?
— Какие цели стоят перед нами сегодня?
Определяют тему и цели урока.
Работа с иллюстированным материалом
Учащиеся учатся сопоставлять информацию и вступать в коммуникацию
Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование цели.
Изучение нового материала
Что значит область применения продукта
деятельности, имеющей конкретного потребителя, назначение и область применения?
Анализ потребностей социального окружения или определённого сегмента человеческой
деятельности рынка для придания конечному продукту необходимых свойств и качеств.
Работа с иллюстрированным материалом. Выдвигают гипотезу. Называют виды проектов. Характеризуют их.
Просматривают презентацию и созданные свои проекты.