к какой литературной группе принадлежал с а есенин в начале 20 х годов
Тест с ответами: “Биография С.А.Есенина”
1. Год рождения Есенина:
а) 1895 +
б) 1890
в) 1900
2. Есенин произошел из семьи:
а) купцов
б) крестьян +
в) дворян
3. В каком журнале впервые были опубликованы стихи поэта:
а) «Звезда»
б) «Зеленая лампа»
в) «Мирок» +
4. В каком селе родился поэт:
а) Константиново +
б) Николаево
в) Сергеево
5. В 1904 году Есенин пошёл в … земское училище:
а) Рязанское
б) Московское
в) Константиновское +
6. В 1909 году Есенин поступил в церковно-приходскую, второклассную учительскую школу. Что там теперь:
а) ничего, школа не сохранилась
б) музей Есенина +
в) все та же школа
7. По окончании школы, в августе 1912 года, Есенин переехал в:
а) Рязань
б) Петербург
в) Москву +
8. Первое стихотворение Есенина «Береза» было опубликовано под псевдонимом:
а) «Аристон» +
б) «Ария»
в) «Апостол»
9. В 1915 году Есенин переехал из Москвы в:
а) Берлин
б) Киев
в) Петроград +
10. В 1924 году Есенин порвал с имажинизмом из-за:
а) женитьбы на Айседоре Дункан
б) конфликта с Мариенгофом +
в) конфликта с Грузиновым
11. Есенин никогда в жизни не занимался:
а) пошивом одежды +
б) продажей книг
в) книгоизданием
13. Вторая жена поэта, Зинаида Райх, впоследствии вышла замуж за другого известного человека:
а) Мейерхольда +
б) Троцкого
в) Маяковского
14. Сколько детей было у Есенина:
а) 3
б) ни одного
в) 4 +
15. Произведение, в котором Есенин резко критикует российских лидеров:
а) «Страна негодяев» +
б) «Москва кабацкая»
в) «Моя исповедь»
16. Как звали известную танцовщицу, на которой Есенин женится в 1921 году:
а) Фрида Кало
б) Айседора Дункан +
в) Любовь Менделеева
17. Назовите сборник стихов, который НЕ принадлежит Есенину:
а) «Исповедь хулигана»
б) «Стихи скандалиста»
в) «Белая стая» +
18. Литературное направление, в рамках которого писал Есенин:
а) символизм
б) имажинизм +
в) классицизм
19. Одна из основных тем поэзии Есенина:
а) призыв к внутренней революции
б) историческая тематика
в) любовь к крестьянской Руси +
20. Первый сборник Есенина:
а) «Стихи скандалиста»
б) «Радуница» +
в) «Стихи о Прекрасной Даме»
21. К какой литературной организации принадлежал Есенин:
а) «Новокрестьянские поэты» +
б) «Аргонавты»
в) «Цех»
22. Кому Есенин читал свои стихи в Петербурге:
а) Фету
б) Блоку +
в) Маяковскому
23. В каком году впервые были опубликованы стихотворения Есенина:
а) 1912
б) 1909
в) 1914 +
24. В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным ездил в:
а) Германию
б) Среднюю Азию +
в) Персию
25. В начале 1920-х годов Есенин активно занимался такой деятельностью:
а) кинематографической
б) пропагандистской
в) книжно-издательской +
26. В 1921 году поэт с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта:
а) Алиева
б) Ширяевца +
в) Гемейнова
27. В январе 1916 года Есенина:
а) призвали на войну +
б) арестовали
в) поместили в психбольницу
28. «Москва кабацкая», год выхода:
а) 1920
б) 1925
в) 1924 +
29. Обстоятельства смерти Есенина:
а) его тело нашли повешенным в гостинице «Англетер» +
б) погиб за границей после несчастного случая на дороге
в) умер от старости в кругу семьи
30. Год смерти Есенина:
а) 1930
б) 1925 +
в) 1935
Сергей Александрович Есенин. Биографическая справка
3 октября исполняется 115 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина.
Русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября по ст. стилю) 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье.
В 1909 г. окончил Константиновское земское училище и поступил в учительскую школу в Спас-Клепиках. Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты.
Осенью 1913 года Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, работавшей вместе с ним в типографии. У них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью.
В Москве Есенин стал действительным членом Суриковского литературно-музыкального кружка, учился на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского.
Первое стихотворение Сергея Есенина («Береза») было опубликовано в 1914 г. под псевдонимом Аристон; публикация была в детском журнале «Мирок» (№ 1). Вскоре он стал печататься под собственным именем, сотрудничал с детскими журналами «Проталинка», «Доброе утро», газетами «Путь правды», «Новь».
В марте 1915 г. Есенин покинул Суриковский кружок и переехал в Петроград, где познакомился с Александром Блоком, Андреем Белым, Владимиром Маяковским.
Стихи Есенина стали появляться в столичных журналах, в начале 1916 года вышел первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница».
Сергей Есенин к первому своему сборнику отнесся критически, посчитав, что часть стихотворений печатать не стоило; в 1918 г., при подготовке второго издания «Радуницы», им было исключено шестнадцать стихотворений (почти половина сборника в первой публикации). Очень требовательно Есенин относился и к названиям своих последующих сборников, среди которых были «Голубень», «Заренка», «Преображенье», «Руссеянь», «Трерядница», «Ржаные кони», «Страна советская», «Березовый ситец», «Персидские мотивы».
В 1916 г. Есенина призвали на военную службу. После Февральской революции он самовольно ушел из армии.
В 1919-1921 гг. Есенин много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым, Туркестан, Бессарабия).
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появились мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 г. распался длившийся около трех лет его брак с актрисой Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстал хулиганом, скандалистом с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана» (1921); «Москва кабацкая» (1924).
Есенин в очередной раз пытается начать семейную жизнь. 18 октября 1925 года состоялась регистрация его брака Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого), но и это брак не был счастливым.
Среди лучших стихотворений поэта последних лет: «Письмо к матери» («Ты жива еще, моя старушка. «), «Мы теперь уходим понемногу..», «Отговорила роща золотая. «, в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую так любили Есенина.
27 декабря 1925 г. поэт написал свое последнее стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья, / Милый мой, ты у меня в груди. В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Дополнительный источник: Краткая литературная энциклопедия, Москва, 1964
К какой литературной группе принадлежал с а есенин в начале 20 х годов
Литературные группировки 1920-х гг.
Состав : Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев, Орешин
Даты : Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами. Вторая волна – 1910-е гг.
Печать : сборники стихов (напр. «Радуница» Есенина, «Сосен перезвон», «Братские песни» Клюева)
Суть : Это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.
Были встречены как посланцы новой русской деревни. Группа была неоднородной: разные судьбы, разные идеологии, разный подход к освоению поэтической традиции. Поэтому это название хоть и традиционное, но достаточно условное.
Новокрестьянские поэты испытали воздействие символизма и акмеизма. Символисты испытывали к ним интерес из-за тенденций, свойственных им самим в годы, предшествующие Первой мировой войне: националистические настроения, размышления о «народной стихии», судьбах России, интерес к славянской мифологии. Те же тенденции наблюдались в религиозно-философских исканиях русской интеллигенции.
Состав : Блок, Брюсов, Белый, Клюев, Есенин, Пастернак, Замятин. Из художников –Петров-Водкин. Из композиторов – Прокофьев.
Даты : Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году. Стало вершиной русского Народничества и предтечей Евразийства.
Печать : два литературных сборника «Скифы» (1917, 1918 г.), газета «Знамя труда», журнал «Наш путь».
Суть : Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как переворот Ленина и большевиков. Но революцию вместе с большевиками осуществляли и русские народники – левые эсеры. Скифское Движение шло с ними рука об руку, часть скифов – Сергей Есенин, Мария Спиридонова, Иванов-Разумник – были активистами этой партии. Другие печатались в левоэсеровских газетах. Они мыслили революцию совсем иначе.
У большевиков всё дышало ненавистью к народам и классам. А Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов. Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой.
Революция должна привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского. Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам.
Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик.
Состав : Шершеневич, Мариенгоф, Есенин, Кусиков, Рюрик Ивнев, Николай Эрдман.
Печать : сборники «Имажинисты», «Конница бурь», альманах «Язь», журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном»
— Текст, имеющий связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию. Стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Разногласия привели к делению на правое крыло (Есенин, Ивнев, Кусиков) и левое (Шершеневич, Мариенгоф, Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержание, форму, образ. В 1924 году Есенин опубликовал в газете «Правда» письмо о выходе из имажинистов.
Итог подвел Шершеневич в статье «Существуют ли имажинисты?»: «Имажинисты отняли у поэзии личность. А поэзия без личности, без лиризма, как беговая лошадь без ноги».
Даты : С мая 1920 г. – выход первого журнала «Кузница» до 23 апреля 1932 г. – постановления «О перестройке литературно-художественных организаций».
Печать : журналы «Кузница», «Журнал для всех», «Рабочий журнал», «Пролетарский авангард».
Даты : Основана 7 декабря 1922 года в Москве.
Суть : Партийный «Октябрь» противостоял беспартийной « Кузнице », ее упадническим настроениям из-за нэпа. При этом хотя «Октябрь» и называл себя «пролетарской» организацией, его члены на 80 % были выходцами из дореволюционной интеллигенции.
«Октябрь» так же, как «Кузница» отвергал формальные эксперименты. Так же выступал за пролетарское содержание. Но! Литература должна стать мощнейшим средством пропаганды на темы, которые диктует эпоха. Нельзя ограничиться общими воззваниями, как «Кузница», нужно дать живого человека! Пример – «Неделя» Либединского.
Состав : Воронский, Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Александр Малышкин, Михаил Пришвин, Андрей Платонов,
Даты : Создана на рубеже 1923-1924-х годов. Официально «Перевал» просуществовал до 1932 года.
Печать : журнал «Красная новь», 6 альманахов «Перевал», антология «Перевальцы».
Суть : В соответствии с концепцией Воронского о «едином потоке» в литературе в группу пригласили участников из разных литературных движений, в том числе и напостовцев. В 1927 г. по инициативе Воронского был создан еще один орган для консолидации писателей – Федерация объединений советских писателей (ФОСП). Творческие лозунги:
«Перевал» признавал роль « социального заказа », выступая, однако, за право писателя на «выбор темы по своему усмотрению».
Группу резко критиковали в рапповской печати за якобы реакционность и увод писателей в сторону от задач современности, неисторический, внеклассовый подход, вплоть до примиренчества по отношению к классовому врагу.
Рапповцы утверждали, что все в творчестве – от замысла до восприятия – познаваемо, а перевальцы утверждали роль бессознательного. Некоторые ссылки в их работах свидетельствуют о знакомстве с учением Фрейда. Такой подход подводил к рискованному выводу: если творческий процесс бессознателен, то он неконтролируем.
Кроме того, для перевальцев писатель не был лишь носителем идеологии, он был носителем психологии.
В целом перевальцы развивались в духе эстетической критики. Они были доброжелательны в оценках текущей литературы, не раз делали уступки своим оппонентам-рапповцам. А рапповцы не принимали интеллигентного стиля перевальцев.
Состав : Фадеев, Серафимович, Либединский.
Даты : Официально оформилась в январе 1925 года. Со временем стала беспокоить партийное руководство, предпочитавшее держать бразды правления литературой в своих руках, и постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» РАПП была ликвидирована.
Печать : журнал «На литературном посту», сменивший осужденный журнал «На посту».
Суть : В отличие от «Октября» и вслед за «Перевалом» рапповцы призывали к учебе у классиков, особенно у Толстого, в этом проявилась ориентация на реалистическую традицию. Но в остальном рапповцы называли себя «неистовыми ревнителями пролетарской чистоты» (Либединский).
Центральный орган РАПП в развязном тоне писал о лучших писателях (что вызвало резкие возражения Фадеева), требовал передачи пролетарским писателям органов печати, вытеснения мелкобуржуазных «попутчиков» (Есенин, Федин) из журналов и сборников. Горький – «индивидуалистический певец городских низов», Маяковский – «буржуазный индивидуалист».
Даты : С 1928 года. В 1925 году – « чинари », потом «Левый фланг», потом «Академия левых классиков», потом ОБЭРИУ. В 1931 году театрализованные представления и чтения пришлось прекратить. Введенский, Хармс и Бахтерев были арестованы по политическому делу и сосланы. До этого – Введенский и Хармс успели побыть детскими писателями. Вагинов в эстетическом плане был далек от Введенского и Хармса. Олейников официально не состоял в группе. Заболоцкий пошел по пути советского поэта, стал писать натурфилософские стихи.
Печать : Попытка издать сборник не удалась. Из участников только Заболоцкий и Вагинов смогли издать книги в 1920-30-х гг.
Суть : Отказ от традиционных форм и методов искусства, утверждение новых (гротеск, алогизм, поэтика абсурда). Но творчество обэриутов вовсе не носило характера «игры в бессмыслицу», «в заумь», как было принято считать. Их волновали глубокие экзистенциальные вопросы: отношение к времени, смерти, языку, его приспособленности для описания мира.
Состав : Маяковский, Асеев, Третьяков, Кушнер, филологи Шкловский и Брик, кинорежиссёр Эйзенштейн, кинооператор-документалист Дзига Вертов. Также из поэтов примыкали Пастернак и Каменских.
Даты : ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг одноименного журнала. В 1925 году журнал прекращает своё существование, а ЛЕФ, просуществовавший до 1928 года, переименован в РЕФ. Маяковский вышел из РЕФа, чтобы вступить в самую массовую литературную организацию того времени – РАПП.
Печать : журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», сборник теоретических и критических статей «Литература факта».
— принцип социального заказа (художник должен писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент);
— принцип литературы факта (отбор материала для творчества – не вымысел, а факт как предмет искусства);
— принцип «искусства-жизнестроения» (задача искусства – напрямую вторгаться в жизнь, приближая будущее).
ЛЕФ считал себя единственным настоящим представителем революционного искусства и конкурировал на этом поле с «Октябрем» и даже РАППом.
Формальные вещи: у Маяковского после 1923 года – графический принцип оформления стиха («лесенка», о ней в статье «Как делать стихи») и переход к тоническому стихосложению (совпадает только количество ударных слогов).
Состав : Зощенко, Лунц, Каверин, Федин, Тихонов, Всеволод Иванов, Слонимский, Шкловский. Идейный и художественный руководитель – Замятин.
Даты : с 1 февраля 1921 года, когда в «Литературной студии» состоялось первое заседание «Серапионовых братьев». Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе. Прекратили существование в 1926 году.
Печать : альманах «Серапионовы братья»
Суть : Подчеркнутая аполитичность. Из статьи «Почему мы Серапионовы братья»: «С кем вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом». Зощенко: «Я не коммунист, не монархист, не эсер, я просто русский».
Раскололись на «западное крыло» (Лунц, Каверин, Слонимский) и «восточное крыло» (Зощенко, Вс. Иванов). Первые были за остросюжетную «западную новеллу», вторые – за бытовой рассказ и фольклорный материал.
Этими противоречиями был очень недоволен Зощенко, который заявил, что все «Серапионовы братья» «сошли с рельс и поскакивают по шпалам».
В итоге часть «братьев» эмигрировала, часть встала на сторону советской власти.
Биография Сергея Есенина
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября по старому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье.
Его отец с 12 лет служил в Москве в лавке, бывая в деревне, даже после женитьбы, только наездами. Ранние годы (1899-1904) Сергей Есенин провел у деда и бабушки по матери — Федора и Наталии Титовых.
В 1904 году Сергей поступил в Константиновское четырехклассное училище, которое с отличием окончил в 1909 году.
В 1912 году окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу по специальности «учитель школы грамоты».
Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Ивана Сытина в 1912-1914 годах. В этот период поэт примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.
В 1913-1915 годах Есенин был вольнослушателем историко-философского отделения Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского. В Москве он сблизился с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка — объединения писателей-самоучек из народа.
Стихи Сергей Есенин писал с детства, в основном в подражание Алексею Кольцову, Ивану Никитину, Спиридону Дрожжину. К 1912 году он уже написал поэму «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе Нашем Иисусе Христе», а также подготовил книгу стихов «Больные думы». В 1913 году поэт работал над поэмой «Тоска» и драматической поэмой «Пророк», тексты которых неизвестны.
В январе 1914 года в московском детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон» состоялась первая публикация поэта — стихотворение «Береза». В феврале в этом же журнале были напечатаны стихотворения «Воробышки» («Поет зима — аукает…») и «Пороша», позже — «Село», «Пасхальный благовест».
Весной 1915 года Есенин приехал в Петроград (Санкт-Петербург), где познакомился с поэтами Александром Блоком, Сергеем Городецким, Алексеем Ремизовым, сблизился с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру, имели большой успех.
В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина «Радуница», восторженно принятый критикой, обнаружившей в нем свежую струю, юную непосредственность и природный вкус автора.
С марта 1916 года по март 1917 года Есенин проходил военную службу — первоначально в запасном батальоне, расположенном в Петербурге, а затем с апреля служил санитаром Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. После Февральской революции самовольно оставил армию.
В начале 1918 года Есенин переехал в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он написал несколько небольших поэм — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», — проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни.
В 1919-1921 годах входил в группу имажинистов, заявлявших, что цель творчества состоит в создании образа.
В начале 1920-х годов в стихах Есенина появились мотивы «развороченного бурей быта», пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской, что отразилось в сборниках «Исповедь хулигана» (1921) и «Москва кабацкая» (1924).
Событием в жизни Есенина явилась встреча осенью 1921 года с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая через полгода стала его женой.
С 1922 по 1923 год они совершили путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке, но по возвращении в Россию Айседора и Есенин почти сразу же расстались.
В 1920-е годы были созданы наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших русских поэтов — стихотворения
«Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и др. Тема Родины, занимавшая одно из главных мест его творчества, в этот период приобрела драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздвоился: «Русь Советская» — «Русь уходящая». В сборниках «Русь Советская» и «Страна Советская» (оба —1925) Есенин ощущал себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна». Эмоциональной доминантой лирики стали осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.
Последние два года жизни поэта прошли в разъездах: он трижды совершил путешествия на Кавказ, несколько раз ездил в Ленинград (Санкт-Петербург), семь раз — в Константиново.
В конце ноября 1925 года поэт попал в психоневрологическую клинику. Одним из последних произведений Есенина стала поэма «Черный человек», в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин выехал в Ленинград.
24 декабря 1925 года он остановился в гостинице «Англетер», где 27 декабря написал свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Никакого серьезного расследования не проводилось, власти города ограничились рапортом от участкового милиционера.
Специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила версии о других обстоятельствах смерти поэта, помимо официальной.
Сергей Есенин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Поэт был несколько раз женат. В 1917 году он обвенчался с Зинаидой Райх (1897-1939), секретарем-машинисткой газеты «Дело народа». От этого брака родились дочь Татьяна (1918-1992) и сын Константин (1920-1986). В 1922 году Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан. В 1925 году супругой поэта стала Софья Толстая (1900-1957), внучка писателя Льва Толстого. У поэта был сын Юрий (1914-1938) от гражданского брака с Анной Изрядновой. В 1924 году у Есенина родился сын Александр от поэтессы и переводчицы Надежды Вольпин — математик и деятель диссидентского движения, который в 1972 году переехал в США.
2 октября 1965 года, к 70-летию со дня рождения поэта, в селе Константиново в доме его родителей был открыт Государственный музей-заповедник С.А. Есенина — один из крупнейших музейных комплексов России.
3 октября 1995 года в Москве в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку, где в 1911-1918 годах был прописан Сергей Есенин, был создан Московский государственный музей С.А. Есенина.
Также Музей Сергея Есенина с 1981 года существует в Ташкенте (Узбекистан).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников