Что такое пресечение преступления

Преступление – понятие, чем отличается от правонарушения

Преступление – понятие, чем отличается от правонарушения, виды, признаки, состав, виды составов и категории преступлений

В обывательской жизни понятия преступления, проступка, правонарушения часто путаются, правонарушения принимаются за преступления, а действия, на первый взгляд не дотягивающие до криминала, в действительности являются преступлением. Не каждое правонарушение или проступок является преступлениям. Уголовный закон в общей части, а именно в ст. 14 УК РФ определяет преступление, как общественно опасное деяние, совершенное виновно и запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Часть вторая той же статьи говорит, что не будет являться преступлениям деяние, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности в силу малозначительности.

Таким образом, преступлением является деяние, содержащее следующие признаки:

— общественная опасность (материальный признак), то есть способность деяния причинить вред охраняемым законом интересам, либо создать угрозу его причинения;

— уголовная противоправность (формальный признак), то есть наличие прямого запрета в УК РФ;

— наличие вины в форме умысла или неосторожности;

— наказуемость, то есть возможность назначения уголовного наказания.

Отличие преступления от правонарушения в том, что преступление всегда нарушает уголовный закон, имеет большую общественную опасность, наказание за него может быть назначено только судом.

Общественная опасность – одна из основных обязательных характеристик любого преступления. Различается по характеру общественной опасности, что является качественным признаком и определяется объектом преступления, то есть теми общественными отношениями на которые совершается посягательство, и по степени общественной опасности, что является количественным признаком, который определяется уже тяжестью наступивших последствий (причинённым вредом), формами вины и способами совершения преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ деяние, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного уголовным кодексом деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением, что законодательно закрепляет общественную опасность как неотъемлемую характеристику преступления.

Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории, в зависимости характера и степени общественной опасности:

небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы);

средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные, за совершение которых предусмотрена ответственность максимального наказание свыше 3 лет лишения свободы);

тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы);

особо тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое).

Совокупность образующих преступление признаков является его составом.

Признаки состава преступления – обобщенное юридически значимое свойство, которое присуще всем преступлениям определённого вида. Отдельные признаки группируются в укрупненные группы, называемые элементами состава преступления:

объект, то есть охраняемое уголовным законом общественное отношение, подвергшееся посягательству в результате преступления;

объективная сторона, тот есть внешнее проявление преступления в реальной действительности;

субъект, то есть лицо, совершившее преступление (определяется гл. 4 УК РФ);

субъективная сторона, то есть отношение субъекта преступления к совершенному деянию и его последствиям.

Объект преступления определяет социальную сущность и общественную опасность деяния. Классифицируется как общий (охраняемые законом общественные отношения), родовой (определяется соответствующим разделом УК РФ, как группа однородных общественных отношений), видовой (определяется соответствующей главой УК РФ, как более узкая группа однородных общественных отношений) и непосредственный (общественные отношения, на которое посягает конкретное преступление, определено конкретным составом Особенной части УК РФ). Например, ст. 127 УК РФ Незаконное лишение свободы, непосредственным объектом посягательства которого является право человека на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированные ст. 27 Конституции РФ. Видовым объектом является свобода честь и достоинство личности, и родовым личность человека.

Объективная сторона преступления определена непосредственно в диспозиции каждой статьи Особенной части УК РФ. Значение объективной стороны в том, что она входит в основание уголовной ответственности, необходима для правильной квалификации деяния, ее признаки могут быть рассмотрены как не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания. Обязательными признаками объективной стороны являются общественная опасность деяний, общественная опасность последствий, причинная связь. Также признаками объективной стороны (факультативными) являются время, место, способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка совершения преступления.

В зависимости от объективной стороны, составы подразделяются на материальные, то есть указывающие на обязательность наступления общественно-опасных последствий (ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества), формальные, то есть указывающие только на преступное деяние (например с т. 213 УК РФ хулиганство) и усеченные, то есть указывающие на окончание преступления до стадии его полного завершения (например ст. 209 УК РФ бандитизм – для совершения преступления достаточно только создать вооруженную группу с целью нападения на граждан, нападать на граждан с целью завладения имуществом вовсе не обязательно).

Состав преступления является основанием уголовной ответственности и позволяет квалифицировать деяния определенного лица как соответствующее диспозиции определённой нормы Особенной части УК РФ.

Составы преступлений по степени общественной опасности могут быть основными, то есть не содержащие каких-либо отягчающих, либо смягчающих обстоятельств (например ч. 1 ст. 158 УК РФ кража – то есть тайное хищение чужого имущества), квалифицированными, то есть содержащими отягчающие обстоятельства (например ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, совершенная группой лиц) и привилегированными, то есть содержащими смягчающие обстоятельства (например ст. 107 УК РФ убийство в состоянии аффекта, аффект в данном случае смягчает участь).

Таким образом, признаки состава преступления всегда должны содержать объект и субъект, а также объективную и субъективную стороны, преступления подразделяются по объективной стороне на материальные, формальные и усеченные, по степени общественной опасности на основные составы, квалифицированные и привилегированные, по диспозиции на простые, сложные и альтернативные. Также, по тяжести преступления подразделяются на небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. Преступление всегда должно быть виновным деянием, вина в форме умысла или неосторожности.

Преступление: виновное — общественно опасное – запрещенное УК –угроза наказания

объект – объективная сторона: материальные – формальные – усеченные

объект преступления – общий – родовой – видовой — непосредственный

субъект (гл. 4 ст.ст. 19-23 УК РФ) – субъективная сторона: вина – умысел (неосторожность)

вина (ст. 24 УК РФ): умысел — неосторожность

общественная опасность (ст. 14 УК РФ): характер общественной опасности (качественная хар-ка) (объект преступления) – степень общественной опасности (количественная хар-ка) (форма вины, размер вреда, способ совершения)

по степени общ. опасности: основные – квалифицированные – привилегированные

по диспозиции: простые – сложные – альтернативные

по тяжести (ст. 15 УК РФ): небольшой – средней – тяжкие – особо тяжкие

Источник

Пресечение преступлений

Что такое пресечение преступления. Смотреть фото Что такое пресечение преступления. Смотреть картинку Что такое пресечение преступления. Картинка про Что такое пресечение преступления. Фото Что такое пресечение преступления

Предупрежде́ние престу́пности — это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.

Содержание

Сходные понятия

Предотвращение преступлений сводится к пресечению преступной деятельности на начальном этапе, когда преступник только замышляет, планирует совершение определённого деяния (то есть на стадии, когда его деятельность ещё не является уголовно наказуемой).

Пресечение преступлений имеет место, когда процесс совершения преступления останавливается внешним воздействием на стадии приготовления или покушения, когда преступник только подготавливает средства или орудия совершения преступления, ищет соучастников, осуществляет сговор на совершение преступления, либо когда процесс преступного посягательства пресекается до того, как была достигнута его цель, причинён преступный вред.

Значение предупреждения преступлений

Значение предупреждения преступлений было понятно ещё мыслителям античности и Нового времени. Чезаре Беккариа писал:

Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни.

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 123

Предупреждение преступности имеет своей целью не допустить наступления этого ущерба. Предупредительные меры, осуществляемые на ранних стадиях формирования преступной личности, позволяют «малой кровью» осуществить ресоциализацию потенциального преступника, вернуть его к нормальной жизни в обществе.

Объекты и субъекты предупредительной деятельности

Деятельность по предупреждению преступности осуществляется [7] путём воздействия на:

К числу специализированных субъектов также относятся контролирующие органы: налоговые, антимонопольные, осуществляющие санитарно-эпидемиологический, природоохранный, финансовый и иные виды надзора и контроля.

К числу негосударственных субъектов, осуществляющих предупреждение преступности в рамках своей основной деятельности, в литературе относятся общественные организации и лица, содействующие правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка (добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия и службы безопасности, специализированные средства массовой информации.

Круг неспециализированных субъектов чётко не определён. Практически все организации и граждане участвуют в процессе предупреждения преступности, создавая рабочие места, благоустраивая подведомственные им территории, организуя досуговую деятельность несовершеннолетних и т.д.

Виды предупреждения преступности

Общее предупреждение преступности

Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и прочие конфликты.

Конечно, в отношении многих перечисленных явлений (например, безработицы и злоупотребление спиртным) не может идти речи об их полной ликвидации. Однако целенаправленные меры, предпринятые государством и обществом могут значительно сократить их негативное воздействие: так, хорошая организация и финансирование служб занятости позволяет не только уменьшить безработицу, но и улучшить жизненный уровень вынужденно безработных, удержать их от моральной деградации и обращения к незаконным средствам получения дохода; грамотная организация антиалкогольной пропаганды и обеспечение доступа молодёжи к не связанным с выпивкой формам досуга (спорт, творчество, политическая деятельность) может привести к значительному уменьшению потребления алкоголя наиболее подверженной его негативным эффектам группой — молодёжью и несовершеннолетними.

К мерам общей профилактики относится и создание прозрачной для общественного контроля системы государственного управления, препятствующей возникновению и действию коррупционных схем.

В целом общая профилактика преступности направлена на обеспечение достойного существования человека в обществе, создание условий для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами.

Разработку и реализацию мер общего предупреждения ведут все органы государства с привлечением специалистов разных областей: экономистов, социологов, политиков, управленцев, психологов и т. д. Криминологи также участвуют в этом процессе, предоставляя аналитические обзоры статистических данных, прогнозируя результативность предлагаемых мер с точки зрения их воздействия на преступность и осуществляя криминологическую экспертизу нормативных актов и социально-экономических программ.

Специальное предупреждение преступности

Специальное предупреждение осуществляется путём воздействия на социальные группы, отдельных лиц и организации или сферы деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они обладают повышенной криминогенностью или виктимностью.

Так, например, повышенная криминогенность отдельной личности может определяться предшествующими фактами совершения преступлений (в этом случае криминологическое предупреждение направлено на недопущение рецидива), административных и должностных правонарушений, аморальных поступков, поведением, которое явно не соответствуют выполняемой социальной роли, целевыми установками, достижение которых невозможно для данного человека с использованием законных средств. Схожими являются и криминогенные характеристики социальных групп: сюда может быть отнесена антиобщественная, протестная направленность группы, политический или социальный радикализм, входящие в противоречие с присущими обществу в целом нравственные установки и системы ценностей.

Отдельные сферы деятельности и объекты также могут быть более подвержены совершению преступлений, например, ввиду их привлекательности для преступников (хранилища материальных ценностей), слабой правовой и технической защищённости, непрозрачности для государственного и общественного контроля, создающей условия для организации «теневой» деятельности. Необходимо учитывать и виктимологический аспект: в силу своих личных особенностей (например, склонности к злоупотреблению алкоголем), принадлежности к социальной (бомжи) или профессиональной группе (таксисты, охранники, инкассаторы) некоторые люди чаще становятся жертвами преступлений. В отношении таких сфер деятельности, объектов и лиц также должна вестись специальная профилактика, направленная на повышение их защищённости от совершения преступлений.

А. И. Долгова выделяет следующие разновидности мер специального предупреждения преступности [11] :

В числе главных принципов как общего, так и специального предупреждения преступности всеми криминологами называется законность. Недопустимо применение предупредительных мер, носящих дискриминационный характер, необоснованно ограничивающих права и законные интересы граждан.

Индивидуальное предупреждение преступлений

Адресатом индивидуального предупреждения, которое может рассматриваться как один из видов специального предупреждения, является конкретный человек, личные характеристики которого объективно говорят о возможности совершения им в будущем преступного деяния.

Объектом индивидуального предупреждения может становиться как непосредственно человек, его негативные социальные качества, так и социальная микросреда, его окружающая (семья, быт, трудовой коллектив).

Необходимость применения к лицу индивидуального предупредительного воздействия определяется путём установления комплекса связанных с ним криминогенных факторов:

Поскольку индивидуальное предупредительное воздействие осуществляется в отношении лиц, ещё не совершивших преступление, и сопряжено с определённым вторжением в сферу частной жизни, при его осуществлении правоохранительные и иные органы не должны выходить за рамки допустимого воздействия. Применение правоограничивающих и принудительных мер возможно только в отношении определённых категорий лиц, указанных в законе (например, условно осуждённых или совершивших правонарушения).

Ввиду этого основным методом, применяемым при индивидуальном предупреждении преступлений, является метод убеждения. Этот метод направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций путём использования педагогических и психологических приёмов воздействия.

Основным способом убеждения является беседа, представляющая собой свободный диалог с лицом. Беседа может проводиться с различными целями. Она может носить ознакомительный характер, когда необходимо установить контакт с лицом, получить «из первых рук» информацию о характеристиках его личности, социально-бытовых условиях. Последующие беседы могут носить предупредительный (информирование лица о возможных последствиях его поступков) или воспитательный характер. Помимо бесед, к числу способов убеждения относится вовлечение лица в социальные организации и группы, способные оказать на него позитивное воспитательное воздействие: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации.

Более сложен для применения, хотя и более эффективен метод оказания помощи. Он связан с реализацией конкретных мер, направленных на личностное развитие и улучшение социально-бытового положения лица: направление его на работу или учёбу, улучшение бытовых условий, формирование благоприятной микросоциальной среды.

Наконец, если убеждение и оказание помощи оказались неэффективными, может применяться метод принуждения. Если убеждение и оказание помощи должно осуществляться в основном государственными социальными службами и общественными организациями, то применение мер принуждения — прерогатива правоохранительных органов. В числе основных мер принуждения, применяемых в рамках индивидуального предупреждения преступлений, называются:

Другие основания классификации мер предупреждения преступности

Меры предупреждения преступности могут классифицироваться и по другим основаниям. Так, Г. М. Миньковский в зависимости от территориального и социального охвата выделяет:

Этот же автор классифицирует меры предупреждения по содержанию и основному направлению воздействия, выделяя:

Источник

Уголовное право, исполнение наказания

Меры пресечения – это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого (в исключительных случаях подозреваемого), применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора.

Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде,
2) личное поручительство,
3) наблюдение командования воинской части,
4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым,
4.1) запрет определенных действий,
5) залог,
6) домашний арест,
7) заключение под стражу.

Дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом (УПК РФ), при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном статьей 466 УПК РФ.

При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

В соответствии со ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. 97 и 99 УПК РФ.

Отмена или изменение меры пресечения, избранной дознавателем или следователем, производится по постановлению соответственно дознавателя либо следователя.

Мера пресечения, избранная по судебному решению, отменяется или изменяется по постановлению судьи либо по определению суда.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

Основаниями отмены меры пресечения являются:

1) признание незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения. Это происходит при рассмотрении соответствующих жалоб вышестоящей инстанцией,
2) утрачена необходимость в ее применении. Это может быть связано с достижением целей меры пресечения (надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого), изменение оснований (ст. 97 УПК) или мотивов (ст. 99 УПК) ее применения. Например, обвиняемый заболел тяжкой болезнью и нет оснований опасаться нарушений с его стороны.

Мера пресечения изменяется на более строгую при появлении дополнительных обстоятельств, более точно устанавливающих: а) возможность совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуального нарушения; б) неспособность прежней меры пресечения обеспечить надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого (ст. 97, 99 УПК). Например, когда обвиняемый нарушает условия ранее избранной меры пресечения.

Кроме того, мера пресечения может быть изменена на более строгую для необходимости исполнения приговора (при предъявлении более тяжкого обвинения, вынесении приговора с назначением наказания в виде реального лишения свободы на длительный срок).

Мера пресечения изменяется на более мягкую при наличии общих оснований, условий и мотивов для ее избрания (ст. 97, 99 УПК), когда прежняя более строгая мера пресечения отменяется вышестоящей инстанцией или изменяется необходимость в ее применении.

Прокурор апелляционного отдела
уголовно-судебного управления Е.А. Пашинцева

Источник

Понятия «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемые при формировании официальной правовой статистики (А.С. Ахмадуллин, журнал «Законность», N 9, сентябрь 2017 г.)

Понятия «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемые при формировании официальной правовой статистики

старший прокурор управления правовой

статистики прокуратуры Республики Башкортостан,

кандидат юридических наук

Журнал «Законность», N 9, сентябрь 2017 г., с. 45-48.

Нормативно понятие «раскрытие преступления» не нашло своего закрепления. Ведущаяся вокруг него в научной среде полемика и проблема использования этого понятия в криминалистике и уголовном процессе подробно освещены В. Низамовым*(1). Им же в работе приводится мнение И. Карпеца, который с криминологических позиций отразил свой взгляд на понятие «раскрытие преступления» как один из этапов борьбы с преступностью наряду с предупреждением, исправлением лиц, совершивших преступления, и т.д.: в случае совершения преступления, когда оперативные работники находят преступника, завершается первый этап раскрытия преступлений. По отчётным данным преступление должно быть отражено как раскрытое, так как уголовный розыск выполнил свою задачу*(2).

Вместе с тем с позиции криминологии, уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности можно сформулировать, на наш взгляд, более точное определение этого понятия, основанное к тому же на нормативных правовых актах.

Статистическая карточка формы N 1.1 о результатах расследования преступления, согласно п. 18 Инструкции о порядке заполнения и представления учётных документов, отражает результаты расследования преступления и заполняется в случаях:

1) установления лица, совершившего преступление, когда: производство по уголовному делу окончено и направлено в суд в порядке ст. 222, 226 УПК РФ; уголовное дело прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 25, 27, 28, ч. 1 ст. 427 УПК; уголовное дело прекращено либо в его возбуждении отказано по основаниям, предусмотренным пп. 3, 4 ч. 1 ст. 24, п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК; уголовное дело прекращено за отсутствием события (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК), состава (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК) преступления; в отношении подозреваемого (обвиняемого) имеется неотменённое постановление органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК);

2) принятия одного из решений:

— о приостановлении предварительного следствия (дознания), когда: лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК); обвиняемый (подозреваемый) скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК); место нахождения обвиняемого (подозреваемого) известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК); временное тяжёлое заболевание обвиняемого (подозреваемого), удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных или иных процессуальных действиях (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК);

— о передаче уголовного дела по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК;

3) прекращения уголовного дела, когда характер совершённого деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК);

4) направления в суд уголовного дела для применения принудительных мер медицинского характера (п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК);

5) отмены руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК);

6) отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК);

7) отмены руководителем следственного органа постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

8) отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Эта статистическая карточка содержит реквизиты о раскрытии преступления: 34, 34.1, 35, 35.1, в связи с чем на практике и возникает вопрос об определении указанного понятия.

Единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учёта преступлений, лиц, совершивших преступления и иных объектов учёта определён Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учёта преступлений.

Кроме того, согласно ст. 30 Закона о прокуратуре указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В этой Инструкции изложены основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК. Она не распространяется на деятельность по расследованию преступлений органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов РФ.

Вместе с тем возможность применения аналогии в уголовно-процессуальных отношениях подтвердил Конституционный Суд РФ. В частности, он на это прямо указал в постановлении от 20 июля 2016 г. N 17-П. Правомерность применения аналогии в уголовном судопроизводстве признал и Пленум Верховного Суда РФ в ныне утратившем силу постановлении от 8 декабря 1999 г. N 84 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего направление уголовных дел для дополнительного расследования».

Вообще любой юридический процесс (уголовный, гражданский, арбитражный или административный) регулирует правоотношения, возникающие между субъектами при производстве по делу. Процесс не определяет, что является правонарушением, не устанавливает вид и размер ответственности за его совершение. Поэтому применение в процессе аналогии закона или права для регулирования сходных отношений является допустимым. Считаем, что это правило относится и к другим порядкам протекания какого-нибудь события или явления, последовательной смены состояний в развитии чего-нибудь, регулируемых правом.

Статья 9 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооружённых Сил РФ определяет, что розыскная деятельность органа дознания включает в себя предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, принимаемые для установления лица, совершившего преступление, места нахождения подозреваемого и обвиняемого, общие и индивидуальные профилактические мероприятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершённого преступления.

Пункт 8 ст. 40 документа прямо связывает преступление, совершённое в условиях неочевидности, с необходимостью его раскрытия.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственному нормативному правовому акту дела оперативного учёта заводятся органами внутренних дел для собирания и систематизации сведений, в том числе, направленных на обнаружение и разработку лиц, совершивших нераскрытые преступления.

Поскольку преступление как деяние, совершаемое до возбуждения уголовного дела, предполагает наличие лица, его совершившего, раскрытие преступления может осуществляться и до начала уголовного процесса.

Статистическая карточка формы N 1.1 заполняется как в случае раскрытия преступления, так и в случае его нераскрытия. При заполнении реквизитов 34, 34.1, 35, 35.1 предлагаем руководствоваться разъяснением понятия, данным выше.

Далее. Согласно п. 17 Инструкции о порядке заполнения и представления учётных документов выявить преступление означает установить наличие состава преступления.

Уголовно-процессуальный закон не требует в качестве обязательного основания для возбуждения уголовного дела установления всех элементов состава преступления (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), а лишь наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Этим же следует руководствоваться при заполнении реквизита 9 статистической карточки формы N 1. Как правило, указывается код того подразделения, сотрудником которого составлен рапорт об обнаружении признаков преступления в порядке ст. 143 УПК. При этом следует учитывать, сотрудниками какого подразделения проводилась предварительная проверка фактов, изложенных в заявлении, сообщении и другой информации о преступлении, т.е. проверка этих фактов ещё до принятия решения о возбуждении уголовного дела. Должно учитываться как инициативное выявление, так и выявление по оперативным данным.

Несколько слов о выявлении преступления прокурором. В соответствии со справочником N 14, подготовленным ФКУ «ГИАЦ МВД России» на основании п. 9 Инструкции о порядке заполнения и представления учётных документов, этот показатель формируется путём отражения кода 0125 в реквизите 9 статистической карточки формы N 1 на выявленное преступление. При этом преступление подлежит учёту как выявленное прокурором, только если поводом для возбуждения уголовного дела стало постановление, направленное им в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК.

Автором статьи в октябре 2016 года в одном из субъектов Федерации проведено сравнение сведений отчёта формы ПМ и базы данных ИЦ; установлено несовпадение количества учтённых уголовных дел, выявленных прокурорами: в базе данных ИЦ их количество в целом по субъекту было существенно завышено.

Изучение показало, что одной из причин была следующая: некоторые должностные лица органов внутренних дел после подписания статистической карточки формы N 1 у прокурора в реквизите 9 статкарточки формы N 1 вписывали недостоверный код 0125. Производилось это по нераскрытым преступлениям. Раскрытие преступлений является одним из показателей в оценке деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел РФ*(3). Таким образом, необоснованный учёт нераскрытых преступлений за прокурорами соответственно увеличил процент раскрытых преступлений, выявленных службами органов внутренних дел, чем искусственно улучшен этот показатель.

Кроме того, законодательство РФ не содержит категорий «очевидное преступление» или «неочевидное преступление».

Исходя из сложившейся практики правоприменения под преступлением, совершённым в условиях неочевидности, следует понимать виновное, общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, в результате совершения которого органы предварительного расследования располагают информацией о событии преступления, но не располагают информацией о лице, его совершившем.

Таким образом, преступление является неочевидным, когда на момент возбуждения уголовного дела неизвестно лицо, его совершившее, и для установления этого лица необходимо проведение комплекса оперативно-розыскных и следственных действий.

Соответственно, преступлением, совершённым в условиях очевидности, является преступление, по которому лицо, его совершившее, известно на момент возбуждения уголовного дела.

Этим следует руководствоваться при заполнении реквизита 9.1 статистической карточки формы N 1.

Представляется, что понятия «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемые при формировании официальной правовой статистики, необходимо закрепить в нормативном правовом акте.

Пристатейный библиографический список:

*(2) См.: Карпец И.И. Проблема преступности. М.: Юрид. лит., 1969, с. 151.

*(3) Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. N 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ахмадуллин А.С. Понятия «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемые при формировании официальной правовой статистики

Akhmadullin A.S. The notions «disclosure of a crime», «detection of a crime», «obvious and nonobvious crimes» used in official legal statistics

В статье изучаются проблемы определения понятий «раскрытие преступления», «выявление преступления», «очевидное и неочевидное преступления», используемых при формировании официальной правовой статистики. На основе проведённого анализа вносится предложение о нормативном закреплении этих понятий.

In the article continues the study of the problem of the definition of «solving the crime», «detection of crime», «obvious and nonobvious crimes» used in the formation of an official legal statistics. On the basis of the analysis a proposal is made to the normative consolidation of these concepts.

Ключевые слова: раскрытие преступления; выявление преступления; очевидное и неочевидное преступления.

Keywords: solving the crime; detection of crime; obvious and nonobvious crimes.

Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:

— материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;

— новое законодательство и его комментарий;

— организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);

— материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;

— дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *