Что такое прещение церкви

Документ о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей одобрен Межсоборным присутствием

Москва, 27 мая 2021 г.

Что такое прещение церкви. Смотреть фото Что такое прещение церкви. Смотреть картинку Что такое прещение церкви. Картинка про Что такое прещение церкви. Фото Что такое прещение церкви

Пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, который проходит в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, после обстоятельного обсуждения одобрил «Положение о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей». По итогам состоявшейся дискуссии в проект документа был внесен ряд поправок, сообщает Патриархия.ru.

В документе дается определение «церковного правонарушения», рассматриваются его разновидности и предписываются канонические прещения и дисциплинарные наказания, которые налагаются в зависимости от степени тяжести совершенного правонарушения и принимаемых во внимание сопутствующих обстоятельств. «Положение» устанавливает также порядок наложения канонических прещений и дисциплинарных наказаний.

В «Особенной части» документа подробно изложены церковные правонарушения, классифицированные по видам и разделенные на три группы: преступления против веры и церковного единства, преступления против церковного устройства и управления и правонарушения в области священнослужения и пастырского служения. В этом разделе документа предписаны конкретные меры воздействия, применяемые к правонарушителям. Действие «Положения» распространяется на пресвитеров и диаконов.

«Положение о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей» призвано стать руководящим документом в вопросе наложения церковных прещений. Никак не подменяя собой каноны Церкви, документ призван ввести единообразие в регулируемую им сферу и в то же время закрепить применяющиеся на практике наказания административного характера, не предусмотренные канонами.

В дальнейшем «Положение о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей» будет вынесено на обсуждение и утверждение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Источник

Значение слова «прещение»

Что такое прещение церкви. Смотреть фото Что такое прещение церкви. Смотреть картинку Что такое прещение церкви. Картинка про Что такое прещение церкви. Фото Что такое прещение церкви

Виды канонических прещений за правонарушения определяются священными канонами, а также существующей практикой.

Принятое 26 июня 2008 года Архиерейским Собором Русской православной церкви «Положение о церковном суде Русской православной церкви» указывает на нравственную цель церковных прещений:

Наиболее тяжкие виды прещений в Церкви — отлучение от церкви (анафема); для лиц в священном сане — также извержение из сана.

преще́ние

1. устар. церк.-слав. действие по значению гл. прещать; угроза, наказание

2. церк. дисциплинарное наказание, предусмотренное церковным правом Православной Церкви ◆ Над ослушниками будут немедленно наряжаться секретные дознания, и, в случае подтверждения нарушения ими настоящего последнего предупреждения, они будут подвергаться Церковному прещению по всей строгости канонических правил. Тихон, Епископ Гомельский, «Послание Благочинным Гомельской епархии», г. Чимбай. 18/31 марта 1927 г. // «Церковно-исторический альманах „ΧΡΟΝΟΣ“», 1927 г. ◆ Испытывая глубокую потребность в продолжении пастырского служения[,] и[,] в то же время[,] не желая выносить вопрос о моём прещении на суд грядущего Всероссийского Поместного собора, прошу Вас, … Сергей Бычков, «Освобождение от иллюзий», ‎2010 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое прещение церкви. Смотреть фото Что такое прещение церкви. Смотреть картинку Что такое прещение церкви. Картинка про Что такое прещение церкви. Фото Что такое прещение церквиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова чарльстон (существительное):

Источник

Епитимья в пастырской практике

В статье предпринята попытка проанализировать, как применялась епитимья в пастырской практике святых и подвижников благочестия.

Понятие епитимии и ее синонимы

Понятие «епитимия» (греч. ἡ ἐπι­τιμία, слав. запрещение, рус. наказание, кара [3] ) встречается в посланиях апостола Павла. Наставляя своего ученика Тимофея о должном совершении пастырского служения, он пишет: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2).

Епитимия — это «врачебное средство в руках духовника»

Необходимость епитимии

Святитель Феофан Затворник в письме к одному монастырскому духовнику также подчеркивает обязательность и важность епитимии: «Что всех допускаете к Св. Тайнам, мне думается, не худо. Но требуйте твердой решимости — воздерживаться прочее от грехов. Эта решимость есть настоящая сокровищница для Святых и Божественных Таин. — И епитимию налагайте и строго требуйте исполнения. Которые вновь грешат, журите — без гнева, а с сожалением, — и воодушевив, разрешайте, с увеличением епитимии небольшим» [34] .

Сожаление о том, что священники не всегда дают кающимся епитимьи, выражает митрополит Антоний (Храповицкий): «Жаль, что духовники у нас и вовсе не дают христианам епитимии, возможно, по ложной деликатности и робости» [36] .

Подвиги епитимии

«Поскольку от благоразумного выбора епитимии весьма много зависит ее действие, то выбор сей есть одна из важнейших обязанностей духовного отца» [37] , — обращает внимание архиепископ Иннокентий Херсонский.

Понятие епитимии позволяет заключить, что она должна состоять в несении трудов и тягот

Как было отмечено ранее, само понятие епитимии позволяет заключить, что она должна состоять в несении особых трудов, подвигов и тягот (лишений), совершении добрых дел. При этом, как отмечает архиепископ Платон (Фивейский), врачеванию грехов могут служить три рода подвигов:

1) терпеливое несение Богом данной епитимии (терпеливое перенесение того, что происходит от Божественного Провидения, или от людей, или от природы);

2) терпеливое несение добровольно принятых на себя подвигов (претерпение того, что мы сами избираем);

3) исполнение того, что как епитимию налагает духовный отец (перенесение того, что налагает отец духовный) [38] .

Терпеливое несение Богом данной епитимии

К таковым обстоятельствам они относят и тяжелое душевное состояние человека, и случающиеся болезни, и причиняемые обиды, огорчения, а также прочие неприятности.

Говоря о первом роде подвигов епитимии, архиепископ Платон (Фивейский) свидетельствует: «Так беспредельна к нам благость Господа, что не только наказание за грехи, добровольно нами принятое или возложенное священником, но даже самые временные наказания, которыми Он посещает нас, если мы терпеливо переносим их, могут исходатайствовать нам милость Его» [40] .

В другом письме отец Иоанн (Крестьянкин) поясняет: «Трудно входить в совершенно неведомый мир духовной жизни взрослому человеку, сформировавшемуся по другим нормам жизни. Да и враг не вдруг отстанет. Ведь те тяжкие смертные грехи, которые мы в свое время и не осознавали грехами, дали врагу доступ в душу и власти над ней. Вот почему Вам разрешили причащаться так часто, и по этой же причине уныние и смятение и всякая муть поднимается в душе. Враг корежится, обжигается святыней, а Вы всё это ощущаете как сугубую тяжесть. Надо молиться и претерпеть как епитимию» [48] .

Рассуждая о терпеливом перенесении болезней, святитель Игнатий (Брянчанинов) обращается в письме: «Теперь пришло время похворать и тебе. Радуюсь, что ты переносишь болезнь должным образом, повторяя слова разбойника, который был распят одесную Господа и за сознание свое получил вход в рай. Болезнь твоя есть Богом данная эпитимия. Милосердый Господь да дарует тебе переносить эпитимию с благодарением Богу. » [49] .

Подобные указания находятся и в письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Вы пишете, что устали от своей болезни. А я Вам не поверю. Ведь если бы это было так, то Вы не могли бы впадать в смертные грехи. Ваша болезнь — следствие их. А если грешите, то снова и снова надо терпеть и начинать каяться не словами только, но самой жизнью. Берите епитимию и несите ее, и болезнь сначала ослабнет, а со временем и отступит» [52] .

О необходимости принимать и болезни, как спасительную епитимию, не раз говорил отец Иоанн своим адресатам: «Чем можно утешить разбитое горем сердце матери? В моей власти только молитва о всех скорбящих. А еще я бы посоветовал Вам посмотреть на всё происходящее с Вами с духовной точки зрения. Ведь если бы не болезнь Р., Вы бы продолжали “веселиться” в жизни, не ведая, что стремительно летите в бездну. И второй немаловажный момент: болезнь сына — епитимия за тех, кто по Вашему произволению не увидел света. А раз епитимия, то за перенесенные Вами страдания последует и прощение » [53] .

Советуют святые и подвижники благочестия терпеливо нести и прочие обстоятельства.

Святитель Феофан Затворник пишет об этом: «Неприятности же и все, что приходится перечувствовать скорбного, переносите благодушно, и милостивый Господь вменит то в епитимии, какие всем следует нести за грехи свои по чину Церкви» [55] .

Также он наставляет: «…прощаешь обиду — прощай, разумея ее как епитимию, посланную от Бога для исходатайствования тебе самому прощения» [56] .

Терпеливое несение добровольно принятых на себя подвигов

При этом, как свидетельствуют церковные каноны, за добровольно взятые подвиги, служащие свидетельством решимости кающегося в деле исправления, мог сокращаться положенный срок епитимии.

Исполнение того, что как епитимию налагает духовный отец.

Назначение епитимии духовником (общие принципы)

О необходимом и верном назначении епитимии также указывается в руководстве для священнослужителей: «Назначая кающемуся епитимию, состоящую в совершении каких-либо добродетелей, должно выбирать добродетели, противоположные исповеданному греху; так: сребролюбцу нужно предписывать подавать милостыню, блуднику — пост, слабому в вере и уповании — налагать молитву, и т.п. Но при этом следует смотреть и на то, возможно ли для кающегося исполнение назначенной ему епитимии, чтобы не назначить ему невозможного» [66] .

Отлучение от причастия Святых Таин, каноны и отношение к ним

В соответствии со сложившимися церковными правилами епитимия, состоящая в отлучении от причастия Святых Таин, назначается [70] :

Каноны и правила, определяющие возможность приступить к таинству Святого Причащения

При этом уже сами правила давали возможность в соответствии с теми или иными обстоятельствами смягчать положенную епитимию, сообразно с решимостью грешника в его исправлении, готовности оставить грех.

Так, 12 Правило Первого Вселенского Собора определяет: «Во всех же сих надлежит принимать в рассуждение расположение, и образ покаяния. Ибо которые, со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет принимать в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о них устроить» [85] .

И далее: «Во всяком же роде преступления, прежде всего, смотреть должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию достаточным почитать не время (ибо какое исцеление может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием», потому «если будет истинное обращение, то да не соблюдается число лет, но с сокращением времени да ведется кающийся к возвращению в Церковь и к причастию Святых Тайн» [92] .

Отлучение же от Святых Таин на долгое время не допускается вовсе [95] .

Пастырская ответственность назначения епитимьи в практическом опыте святых отцов и подвижников благочестия

Отношение Святителя Феофана к отлучению от Причастия

Некоторые примеры из древних и новых разрешений

Наложение епитимии и разрешение исповедующегося — это всегда ответственность священника.

Пример допущения ко Святому Причащению прежде великой грешницы, принесшей искреннее покаяние в содеянном, находится в древнем житии преподобной Марии Египетской.

Митрополит Антоний (Храповицкий) об отлучении от Причастия

Митрополит Антоний (Храповицкий) отмечает, что, если бы современные священники строго руководствовались правилами древних отцов, более половины приходящих на исповедь должна была бы подлежать отлучению от Причащения на весьма продолжительные сроки. Так владыка отмечает: «По Номоканону, три четверти исповедующихся современников наших не только подлежат строгим епитимиям, но полному лишению в Причащении на десять, двадцать лет, а то и до предсмертного часа. Но в том же Номоканоне пояснено, при каких условиях можно сокращать это лишение вдвое и втрое. Однако не приведено главное условие, не имевшее места тогда, когда составлялся Номоканон. Разумеем общую греховность последних двух веков и, следовательно, несравненно большую трудность бороться с грехом, чем во времена древнего благочестия, — всеобщего и подчинявшего себе все устои и обычаи жизни семейной и общественной. Итак, при современных устоях жизни, столь далеко отклонившейся от Божьих заповедей, строгость епитимийника приходится сокращать во много раз »[107].

При этом он дает некоторые практические советы для священников:

Решение о недопущении ко Святому Причащению

Далее владыка Антоний отмечает: «Допускать же к Причастию некоторых из них теперь же возможно лишь в тех случаях, если подобные грехи совершены давно, и они с тех пор оплакивали их, но не решались прийти на исповедь» [109] .

Возможность оказать снисхождение

Некоторые практические советы и примеры назначения епитимии

Аборты

О понимании ответственности, которая лежит на священнике в преодолении кающимся таких грехов, как нарушение седьмой заповеди, говорит в одной из своих проповедей, произнесенной в 1928 г., известный московский духовник того времени протоиерей Валентин Свенцицкий: «Я потрясён одной исповедью. Несколько лет женщина жила с одним человеком незаконно и всю свою жизнь отдала этому человеку. И вот стал её мучить голос, говорящий ей, что она должна уйти. И решила она кончить свой грех и уйти от этого человека. И пошла она к одному священнику, и он сказал ей: “Брось”. И пошла она к другому, и тот сказал ей: “Брось”. И пошла она к третьему, и он сказал ей: “Брось, иначе я не причащу тебя”.

О, фарисеи, бездушные законники. Оправдаешься ли ты буквой закона? Где была мысль о живой человеческой душе?

И спросил я её: “А вы ему поверили, когда он сказал, что не будет без вас жить?” — “Поверила”.

Общие правила о епитимии. Перемена епитимии

Епитимия, налагаемая священником на кающегося, не должна вредить его доброй славе и лежащим на нем обязанностям. Отец духовный должен остерегаться налагать такую епитимию, которая могла бы для других обнаружить грех его духовного чада, повредить его чести и доброму имени.

Наложение епитимии не должно также нарушать тайны исповеди

Для того же, чтобы запрещенный не отошел в загробную жизнь без разрешения, над ним при погребении должна быть прочитана разрешительная молитва (эта молитва обычно влагается, по прочтении, в руки умершего).

Источник

Прещение

Преще́ние — традиционный в Русской церкви общий термин для обозначения того или иного церковного дисциплинарного наказания, предусмотренного церковным правом Православной Церкви.

Виды канонических прещений за правонарушения определяются священными канонами, а также существующей практикой.

Принятое 26 июня 2008 года Архиерейским Собором Русской православной церкви «Положение о церковном суде Русской православной церкви» (см. статью 6-ю) [1] указывает на нравственную цель церковных прещений: «Прещение (наказание) должно побуждать члена Русской православной церкви, совершившего церковное правонарушение, к покаянию и исправлению. При наложении канонического прещения (наказания) следует учитывать причины совершения церковного правонарушения, образ жизни виновного лица, мотивы совершения им церковного правонарушения, действуя в духе церковной икономии, предполагающей снисхождение к виновному лицу в целях его исправления, либо в подобающих случаях — в духе церковной акривии, допускающей применение строгих канонических прещений в отношении виновного лица в целях его покаяния.»

Наиболее тяжкие виды прещений в Церкви — отлучение от церкви (анафема); для лиц в священном сане — также извержение из сана.

Примечания

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Прещение» в других словарях:

прещение — угроза, страх, наказание Словарь русских синонимов. прещение сущ., кол во синонимов: 3 • наказание (65) • стр … Словарь синонимов

прещение — прещ’ение (от гл. претить) (Пс.75:7 ; Пс.79:17 ; Пс.103:7 ; Ис.50:2 ; Ис.51:20 ; Ис.66:15 ) неудовольствие … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Прещение — ср. устар. Угроза, наказание. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Прещение — угроза, страх, воспрещение … Краткий церковнославянский словарь

прещение — угроза, страх; наказание; запрет … Cловарь архаизмов русского языка

прещение — прещ’ение (от гл. претить) (Пс.75:7 ; Пс.79:17 ; Пс.103:7 ; Ис.50:2 ; Ис.51:20 ; Ис.66:15 ) неудовольствие … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

прещение — угроза; страх; забана … Църковнославянски речник

БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ — В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3 4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6),… … Православная энциклопедия

наказание — (телесное, строгое, легкое, исправительное, уголовное), взыскание, кара, казнь, пеня, расправа, штраф, эпитимия. Ср … Словарь синонимов

Источник

прещение

Смотреть что такое «прещение» в других словарях:

прещение — угроза, страх, наказание Словарь русских синонимов. прещение сущ., кол во синонимов: 3 • наказание (65) • стр … Словарь синонимов

Прещение — Прещение традиционный в Русской церкви общий термин для обозначения того или иного церковного дисциплинарного наказания, предусмотренного церковным правом Православной Церкви. Виды канонических прещений за правонарушения определяются… … Википедия

прещение — прещ’ение (от гл. претить) (Пс.75:7 ; Пс.79:17 ; Пс.103:7 ; Ис.50:2 ; Ис.51:20 ; Ис.66:15 ) неудовольствие … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Прещение — ср. устар. Угроза, наказание. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Прещение — угроза, страх, воспрещение … Краткий церковнославянский словарь

прещение — угроза, страх; наказание; запрет … Cловарь архаизмов русского языка

прещение — прещ’ение (от гл. претить) (Пс.75:7 ; Пс.79:17 ; Пс.103:7 ; Ис.50:2 ; Ис.51:20 ; Ис.66:15 ) неудовольствие … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

прещение — угроза; страх; забана … Църковнославянски речник

БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ — В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3 4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6),… … Православная энциклопедия

наказание — (телесное, строгое, легкое, исправительное, уголовное), взыскание, кара, казнь, пеня, расправа, штраф, эпитимия. Ср … Словарь синонимов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *