Что такое премастер в музыке
О пре-мастер группах и сендах
Хочу поговорить с вами о пре-мастер группах и сендах)))
Я недавно «перебывал в хорошем настроении»))) и понял, что всё что я делал до этого было в корне не верно. Поскольку я не использовал возможности пре-мастер групп и ревер- сендов с них.
Моя цель придать большей живости, прозрачности и разборчивости музыке в треке и взять под контроль как можно больше процессов, которые происходят там.
Я сознательно разделяю музыку и трек, потому что, зачастую мне, приходиться совмещать саунд дизайн и музыку для создания определённой атмосферы в игре.
И так я сейчас опишу свой «метод», хотя он наверняка, не что иное как изобретение велосипеда или колеса.
Что собственно я предлагаю:
1) Прежде всего, я размещаю все инструменты и звуки в миксе (уже с инсертов) на 3 группы\плана: far, mid и close (количество планов может быть ограничено только вашей фантазией), и делаю посылы на 3 сендовых канала соответственно s_far, s_mid и s_close. Тут и далее копипаста из моего ненаглядного Фрути заЛупса))))
2) На сенды я ложу реверб (в данном случае фрутиковский родной, хотя мне очень нравиться Naitive Reverb Plus и кубейсовкий Roomworks или как то так), причём на дальний план идёт максимальный размер комнаты, и в зависимости от плана уменьшается, и обратите внимание, что dry сигнал полностью убран, то есть нам нужна только реверберация))) Остальные параметры по вкусу. Лично я люблю высокий реверб, который создаёт впечатление объемности, пыли, пушка` или что то в этом роде)))
3) После этого всего, я совершенно задрачиваюсь и пускаю сигнал с 3х выше перечисленных групп КАЖДЫЙ на 3 группы по частотам Low, Mid и Hi, в которых с помощью эквалайзера срезаю соответствующие частоты.
Я надеюсь, что эти коряки на рисунке что то вам подскажут)))
4) Ну и после этих нехитрых махинаций я пускаю сигнал с 3х групп (Low, Mid, Hi) на мастер или пре-мастер канал\группу, как в данном случае.
На пре-мастере, я зачастую извращаюсь с ансамблем звуков перед рендеренгом. PanOMatic – для автоматизаций панорамы и громкости, Glitcher и фрутиковский Gross Beat для pitch, gate, delay, bit cruch извращений. Так же можно использовать мастеренговые плаги вроде Izotop Ozone, Trash и тп., но настоятельно рекомендую делать не большой «Global amount» что бы сохранить изначальное звучание вашего микса.
Ну вот собственно и все что я хотел сказать. Надеюсь, что подобная инфа будет кому-то полезной, потому как что бы дойти до этого мне понадобился не один год. Буду рад если моя «статья» останется замеченной и вы исправите мои ошибки, а они в любом случае есть. Ну и конечно всё это лишь рекомендации, а не готовый рецепт сведения)))
Пишу потому как форум сайта, с помощью которого я заработал первые бабосы своим не хитрым ремеслом(и заметьте сайт который не банит тебя в момент передачи заказчику контактов, в отличии от всякого фриланс дерма), превращается в УГ. Кроме как зацените насколько я крут или зачастую, насколько ПРОФИССИОНАЛЬНЫЕ услуги предлагает та или иная говно-студия( это в равной степени касается и меня) темы не создаются. А качество музыкального продукта предлагаемого заказчикам остается далеко не фонтаном)))) Может, конечно, это из-за тех крох что перепадает «композиторам», а может, в следствие «советской ментальности», просто влом делать лучше.
Что то я увлёкся, предлагаю вернуться к теме(забыть на время то, что мы являемся конкурентами))))) и поделиться своими секретами сведения как для начала))))))))))
Что такое премастер в музыке
Мы рассмотрим каждый плагин в мастер цепочке, разберемся, почему выбрали именно эти обработки, и рассмотрим, как эффективно использовать их для получения наилучшего возможного результата.
Но есть несколько вещей, о которых вам нужно позаботиться, прежде чем приступать к мастерингу.
Первое и самое важное – стоит убедиться, что премастер микс сделан на должном уровне. Нельзя надеяться на то, что мастеринг решит все ошибки сведения. Наоборот, он может их только усилить. Например, может явно проявиться избыточное количество пространственных обработок. Или могут появляться искажения при применении максимайзера, если частотный баланс не доведен до надлежащего уровня.
Второе – нужно выбрать подходящий (а лучше несколько) референсный трек. Это эталонный трек, на который вы будете ориентироваться при принятии решений. Этот трек должен быть в лучшем качестве, желательно авторитетного исполнителя в жанре, и должен иметь максимально подобный набор инструментов и звуков.
МАСТЕР-ШИНА
Эквализация
Первым в цепочке будет эквалайзер. Прослушайте референсный трек на таком же уровне громкости. Слушайте частоты, которые доминируют и постарайтесь подчеркнуть их в вашем миксе.
Наличие неуравновешенного микширования не только звучит односторонне, но и будет препятствовать тому, чтобы звук становился громче на предельной стадии, так как доминирующие частоты будут искажаться до того, как другие сделают это. А те частоты, что выражены больше в вашем миксе, чем в референсном, нужно ослабить.
Такая эквализация не только позволит не допустить чрезмерной выраженности определенного спектра частот, из-за чего микс может звучать мутно или резко, но и помогает создать более сбалансированный микс, что позволит вам «поджать» сильнее на этапе максимайзинга без создания большого количества искажений.
Проблемные области обычно встречаются в диапазонах 100-250 Гц и 500 Гц, поэтому проверяйте эти диапазоны в первую очередь.
Если рассматривать виртуальные приборы для мастеринга, мы можем посоветовать продукты от компаний iZotope и FabFilter.
iZotope Ozone – это специализированный мастеринговый инструмент. Все нужные обработки находятся в одном плагине.
Если рассматривать отдельный эквалайзер Pro Q-2 от FabFilter, то стоит отметить его способность создавать огромное количество диапазонов и очень гибкую их настройку с возможностью включить любой диапазон в соло.
Так же как в первом, так и во втором варианте присутствует функция Matching, которая позволяет автоматически сравнить ваш микс с референсным и подогнать звучание под него. Советуем поэкспериментировать с этой функцией, но все равно полагаться всегда в первую очередь на свои уши.
Обратите внимание, что не стоит делать усиление или подавление больше, чем на 1 дБ. Тонкость здесь ключевая, и, если изменения на 1 дБ недостаточно, значит вам нужно вернуться на этап сведения и исправить ошибки в отдельных дорожках.
Многополосная компрессия
Далее в цепочке будет multi-band компрессор. Этот многополосный компрессор тоже сбалансирует частотные диапазоны, но на этот раз на динамическом уровне.
Многополосная компрессия позволяет подавлять частоты только в том случае, когда они чрезмерно громкие. Если бы мы подавляли эти частоты эквалайзером, то они были бы тише и в тех участках трека, где они и так тихие.
Используйте многодиапазонный компрессор после эквалайзера, чтобы никакие проблемные частоты, которые присутствовали до эквализирования, не приводили к пережатию микса.
Затем снова послушайте свой референсный трек, чтобы он помог вам в дальнейших решениях по обработке. При прослушивании сосредоточьтесь на том, как низкие, средние и высокие частоты сравниваются друг с другом по объему и сжатию.
Сведение и мастеринг звука – что это и зачем нужно
Запись инструментов и вокала на студии – это только первый шаг в создании песни. После подбора наиболее удачных дублей и тюнинга вокала трек отправляется на сведение и мастеринг.
О том, что это такое и для чего это нужно, мы расскажем в статье.
Основные этапы сведения звука
Упрощенно, сведение – это процесс микширования записанных дорожек и создание из них законченной песни с собственным характерным звучанием.
В процессе сведения можно выделить несколько основных этапов:
ВАЖНО! О записи и сведении
Не думайте, что сведение «все вытянет». Если запись изначально сделана некачественно, то и конечный результат будет плохим.
Инженер работает только с тем материалом, который у него есть. Он не сможет убрать клиппинг, поправить недотянутые бэнды и сделать яркой и четкой бубнящую гитару.
Поэтому, прежде чем отдавать записанный материал на сведение, убедитесь, что он звучит так, как вы задумали.
Подготовка к сведению
Прежде чем начать сводить трек, к этой работе необходимо подготовиться. Неважно, будете ли вы заниматься микшированием самостоятельно или наймете для этого профессионала. Описанные ниже действия в любом случае нужно выполнить.
Проверьте записанный материал.
Установка музыкального баланса
Хороший звукоинженер выстраивает каждый новый микс с нуля. Для этого он создает новый пустой проект в DAW, где задает темп песни и ее тональность. И только после этого начинает применять плагины и эффекты.
Перед началом работы выставьте все настройки громкости и панорамирования в нулевое положение. Этот процесс называется нормализацией. Обратите внимание, так нужно поступить со всеми инструментами. И солирующими, и выполняющими роль подложки. Нужный уровень громкости для каждой дорожки будет установлен на этапе динамической обработки.
ВАЖНО! Следите за уровнями
Проверьте, чтобы ни одна дорожка не перегружалась. Если нужно, понизьте уровень громкости на 3 – 12 дБ. Не бойтесь, что трек будет звучать тихо. На следующих этапах громкость будет увеличена.
Панорамирование инструментов
Вторым этапом сведения является расположение инструментов в виртуальном звуковом пространстве. Жестких правил панорамирования нет. Каждый звукоинженер решает это задачу по-своему. Но в современной музыке принято располагать бочку, бас и вокал по центру. Остальные инструменты разводят по каналам.
С помощью панорамирования звукоинженеры решают следующие задачи:
Более подробно о расположении звуков в виртуальном пространстве вы можете почитать в статье “Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве“.
Эквализация и динамическая обработка
Главная задача эквализации – избежать частотных конфликтов. Например, чтобы бас и бочка звучали вместе, а не перекрывали друг друга.
Обратите внимание, эквализация нужна не для кардинального изменения частотного баланса, а лишь для подчеркивания нюансов в звучании композиции.
То есть эквалайзером вы лишь немного корректируете звук.
На рисунке ниже изображены примерные частотные диапазоны различных инструментов.
Частотные диапазоны музыкальных инструментов
ВАЖНО! О низкочастотных звуках
На этапе работы с эквалайзером у каждого инструмента уберите все частоты до 50 Гц (для баса – до 20 Гц). В этом диапазоне нет «полезных» звуков. Это позволит вам убрать все низкочастотные «артефакты» и избавит ваш микс от «грязи» и «бубнежа».
После эквализации проводится динамическая обработка компрессором и лимитером. С помощью компрессора производится корректировка динамического диапазона как отдельных инструментов, так и звучания всего трека.
Используя компрессор, звукорежиссер может сделать звучание резким и хлестким или, наоборот, мягким и грувовым.
При работе с компрессором нужно быть очень внимательным. Любая ошибка в настройках может полностью развалить микс или сделать его плоским и пережатым. Применять компрессор нужно осторожно и только там, где это действительно необходимо.
На этапе динамической обработки звука можно добавить модуляционные эффекты (хорус, тремоло, флэнжер, фэйзер, энвелоп фильтр и т.д.).
Формирование акустического пространства
Следующий этап сведения – пространственная обработка. Другими словами, создание объемного, живого звучания композиции.
Дело в том, что в реальности источники звука находятся от нас на различном расстоянии. Соответственно мы слышим их с определенной задержкой и несколько размытыми. Этот эффект нужно использовать при микшировании. Для этого применяются эффекты реверберации и задержки (дилея).
С их помощью вы формируете пространство и объем вашей композиции.
Никаких правил в применении пространствнных эффектов не существует. В разных жанрах музыки они используются в разном соотношении. Например, в ambient ревер нередко выкручивают на максимум. В то время, как в экстремальных жанрах рок-музыки ревер почти не используют.
Во многих DAW существуют готовые пресеты реверберации и дилея. На первых порах лучше использовать их.
Артистическая обработка
Последним шагом сведения является артистическая обработка композиции.
На этом этапе происходит работа с художественными нюансами, добавляются разные «фишки» для украшения трека. Например, «пинг-понг» дилей для гитары или эффекты вамми и дисторшна на вокале.
На этом этапе все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но не стоит переусердствовать, потому что лишние эффекты могут испортить композицию.
Что такое мастеринг?
После сведения трек отправляется на мастеринг.
Основная цель мастеринга – финальная обработка готовой композиции и ее подготовка к тиражированию на физических и цифровых носителях. На этом этапе создается мастер-копия трека.
До наступления цифровой эры треки мастерились под стандарты звучания виниловых пластинок и аудио-кассет. Сегодня мастеринг делается с учетом требований интернет-площадок. Например, для корректной работы в iTunes треки мастерятся с некоторыми нюансами.
На этапе мастеринга звукорежиссер добавляет последние штрихи в музыкальное полотно. Это может быть обработка плагинами для эмуляции аналогового звучания, подъем или понижение громкости.
Заключение
Сведение и мастеринг – это по большому счету творческий процесс. Нет единых стандартов для любой композиции. Вы можете свести и отмастерить трек вопреки всем устоявшимся нормам, если того требует художественный замысел.
Поначалу лучше всего работать по референсам, копируя стиль и звучание ваших любимых артистов. Разобравшись в процессе, вы уже сможете самостоятельно выстраивать микс.
Ниже представлено видео, в котором наиболее понятно показано, как сведение и мастеринг влияют на конечное звучание песни.
Мастеринг для iTunes (Mastered for iTunes)
Что такое «Mastered for iTunes»?
Mastered for iTunes — это процесс мастеринга и формат распространения. Он позволяет выполнять микширование и мастеринг инженерами, для публикации музыки в более высокой точности (с минимальными искажениями и шумом). Процесс гарантирует, что артисты получат наибольшую выгоду от этого формата.
Мастер VS Премастер
Как и любой другой канал распространения цифровой музыки, iTunes действительно не хотят мастеринга: они хотят премастер. Так называемый процесс «мастеринга» фактически представляет собой два взаимосвязанных, но функционально дискретных процесса:
Не имеет значения, являетесь ли вы лейблом, напрямую связанным с iTunes, или самостоятельным композитором, пользующимся агрегатором; компания хочет получить конкретное предварительное цифровое аудио, чтобы они могли делать кодировку (то есть мастеринг) внутри компании.
Основной предпосылкой для Mastered for iTunes стало то, что AAC не является CD-DA, поэтому для достижения наилучших результатов требуются уникальные решения. Это было верно (и принято) для винила, кассеты, радиовещания и т.д. Технология, требуемая для прослушиваемой потоковой музыки, безусловно, требует аналогичного (если не более сложного) рассмотрения.
ЕСЛИ ВЫ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ
«Mastered for iTunes» — означает, что материал предназначен для продажи на iTunes. Когда магазин только появился, принятая практика заключалась в том, чтобы использовать тот же мастер, что и для компакт-дискаов, но многие инженеры, обрабатывающие музыку в период с 2000 по 2010 год стали чрезмерно пережимать аудиофайлы (устанавливать высокий коэффициент усиления). Было доказано, что при такой максимизации, возникает множество проблем и потерь (особенно в mp3-формате).
Apple решили создать несколько методов, которые поощряют использование более консервативных уровней мастеринга. Затем они создали новый процесс, предназначенный для приема мастер-треков высокого разрешения для публикации в iTunes.
Приобретая релиз «Mastered for iTunes», вы покупаете продукт, который был микширован и отмастерен для публикации именно на этом ресурсе. Если бы вы могли сравнить обычный мастер для CD и выпуск MFiT, прослушивая на высококачественной звуковой системе полного диапазона, то заметили бы улучшенную ясность переходных процессов и динамику музыки. Цель MFiT заключается в том, что если вы имели доступ к 24-разрядному несжатому wave файлу и сравнили его с версией для айтюнс, то они звучали бы практически идентично большинству слушателей.
Инициатива «Mastered for iTunes» — это как техническое усовершенствование и изменение практики сведения и мастеринга инженерами, поскольку это помогает отвлечь от супер-громких треков. Любой, кто слушает на высококачественном уровне, в среде, которая позволяет им слышать все детали музыки, будет потенциально вознаграждаться более широким динамическим диапазоном. Премастер в таком случае более выгоден, поскольку при воспроизведении в плеере компании уровни всех композиций приравниваются к одному значению. Можно проследить, как пережатый трек становится тише (но его артефакты остаются слышны), а трек, значения которого не достигают необходимых уровней — поджимается без потерь.
Обратите внимание, что формат Apple по-прежнему считается «сжатым», поскольку происходит конвертация для малого размера файла и удобной загрузки через интернет. Если вы аудиофил, который регулярно прослушивает музыку на качественной акустике, то формат «Mastered for iTunes» — это лучший выбор с 24-битным расширением.
ЕСЛИ ВЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ МУЗЫКИ ИЛИ ИЗДАТЕЛЬ
Если вы создаете и отправляете песни на публикацию в iTunes, то «Mastered for iTunes» — важный шаг вперед для онлайн-музыки. Это актуально и для Apple Music.
Как вы знаете, очень большая часть музыки, доступная в магазине, находится в формате AAC (Advanced Audio Coding) в формате 128 кбит/с, так как это был формат, с которым Apple начала работать в 2003 году. Позже компания переключилась на «plus», представив переменную скорость передачи (VBR) 256 кбит/с. При удвоенной скорости передачи данных файлы, песни звучат намного лучше, чем исходный формат.
В наши дни мастеринг-инженеры создают миксы с высокой скоростью передачи данных и частотой дискретизации, такой как 24-бит 96 кГц. В ответ на это Apple выпустили двухэтапный процесс кодирования. Первый этап включает в себя высокоуровневое преобразование частоты дискретизации (SRC), которое сводит мастер до стандартной частоты дискретизации в 44,1 кГц, но выводит его с 32-битной плавающей точкой. Это важно, поскольку при понижении часто пики выступают за 0dBFS, что вызывает искажение. Используя 32-битный плавающий файл, Apple предотвращают это.
Второй этап — это кодирование 32-битного файла в формате AAC Apple без какого-либо дополнительного сглаживания. Это означает, что сжатая версия AAC, которая попадает в библиотеку iTunes, будет содержать всю динамику, существовавшую в вашем исходном 24-битном файле, без добавления шума. Конечно, уровни 24-х битного файла чрезвычайно низки, но всегда лучше предотвращать добавление шума на любом этапе производства.
В конце концов, это означает, что потребители музыки будут иметь возможность приобретать песни, максимально близки к оригинальному несжатому wav файлу.
Будет ли мастер Mastered for iTunes лучше, чем стандартный несжатый 16 или 24-битный мастер?
Поскольку «лучше» — это субъективный термин, поэтому будет корректно заявить, что данная версия будет звучать «иначе», чем оригинальный несжатый мастер. При конвертации используется сжатие в AAC, и он технически уступает несжатому аудиофайлу. С другой стороны, формат AAC предназначен для того, чтобы казаться прозрачным и музыкальным для человеческих ушей. Несмотря на то, что некоторые слушатели будут слышать мелкие различия, проводя параллельные сравнения, эти «технические различия» относительно незначительны по своей природе.
Благодаря утилитам, подобным roundtrip, мастеринг-инженер может посмотреть результаты кодирования AAC «вживую», и оптимизировать звук мастера MFiT для формата «Mastered for iTunes». Оптимизация может означать много разных вещей. Для некоторых инженеров решением будет уменьшение громкости пиков, в то время как для других потребуется более глубокое изменение и доработка. Цель состоит в том, чтобы как можно ближе сопоставить версию AAC с оригинальным 24-битным мастер-файлом.
На наш взгляд, конвертация для продажи в айтюнс — не гарантирует лучшего звучания продукта, чем несжатый файл. Да, это значительно лучше стандартного mp3, но всё также далеко от wave и flac.
Как опубликовать и продать свою музыку в магазине iTunes.
Относительно ограниченное количество утвержденных агрегаторов iTunes могут отправлять песни, соответствующие требованиям Mastered for iTunes. Здесь вы можете просмотреть полный список утвержденных агрегаторов контента Apple, а также одобренных для iTunes (MFiT).
Налаживая связь с одним из представителей, они объяснили, что некоторые агрегаторы самостоятельно подготавливают материалы для релиза в магазине. Вы платите, чтобы отправить свой альбом дважды, как два отдельных выпуска:
Как узнать, кто является сертифицированным поставщиком MFiT?
Мастеринг-инженеры рекламируют MFiT в рамках своих услуг. Apple хранит централизованный список утвержденных мастеров-мастеров (к слову он давно не обновляется, возможно данная проверка потеряла смысл), но источники говорят, что они распространяются только на лейблы. Принимая это во внимание, мы рекомендуем искать инженера, который продвигает и поддерживает такой вид мастеринга.
Требования к формату файла при отправке на мастеринг
Чтобы удовлетворить технические требования Mastered for iTunes, вам необходимо отправить свой трек в несжатом wav 24-bit (например в 24bit, 96kHz). Часть руководства Apple заключается в том, чтобы ограничить или полностью предотвратить пики между образцами. Обратите внимание, что если ваш трек создан в 16-битном формате 44,1 кГц — то нет никакой разницы и пользы конвертирования в более высокое расширение. Музыка, которая была фактически записана и микширована в высоком расширении, даст еще больший эффект. Цель состоит в том, чтобы сохранить исходное расширение.
Будете выпускаться на айтюнс или нет, мы рекомендуем следующие практики на этапах записи, сведения и мастеринга:
Вот список, доступный на сегодняшний день:
Важно отметить, что инструменты и процессы одинаково необходимы, даже если вы не планируете публиковать свою музыку в iTunes. Мы надеемся, что эти инструменты также помогут музыкальным продюсерам лучше понять, как они могут производить музыку с более высоким качеством звука, просто следуя общим рекомендуемым практикам.
Почему требует соблюдать среза пиковых точек?
Сжатие звука никогда не бывает хорошим. Оно не только снижает расширение (ясность) звука, но и создает проблемы для трансляции/конвертирования в mp3 и AAC. Такие проблемы бывают на нескольких этапах обработки, даже при конвертации частоты дискретизации или преобразовании формата в формат с потерями.
Apple заявляют, что они не отклоняют записи, если у них есть случайные пиковые значения. Но их стоит избегать любой ценой на всех ступенях производства — записи, сведении и мастеринге.
«MASTERED FOR ITUNES» ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧИТЬ!
Технические усовершенствования, которые были внедрены с помощью Mastered for iTunes, относительно малы по сравнению с изменениями в практике смешивания и мастеринга инженерами. Это не должно свести к минимуму преимущество использования 24-битного мастера над 16-разрядным, но, на наш взгляд, самое большое преимущество в том, что Apple помогают инженерам и лейблам использовать рекомендуемые методы мастеринга музыки, избегая появление слишком громких треков. Они даже предлагают некоторые рекомендации по сохранению динамики музыки в их документации MFiT. Даже если различия не столь очевидны для масс, которые слушают музыку в наушниках, те, у которых более качественные системы воспроизведения, наверняка оценят преимущества этого нового формата на долгие годы.
Заказывайте бесплатный демо-мастеринг в нашей студии и получите наилучшие результаты!