Что такое преформизм в психологии

Теория преформизма в психологии – на каких взглядах основывается концепция

Что такое преформизм в психологии. Смотреть фото Что такое преформизм в психологии. Смотреть картинку Что такое преформизм в психологии. Картинка про Что такое преформизм в психологии. Фото Что такое преформизм в психологии

Практикующий психолог. Закончила бакалавриат и магистратуру в Томском госуд.

Что такое преформизм в психологии. Смотреть фото Что такое преформизм в психологии. Смотреть картинку Что такое преформизм в психологии. Картинка про Что такое преформизм в психологии. Фото Что такое преформизм в психологии

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

– На принтере распечатал!

Встречала ли ты такие милые пары? – папа и малыш. Когда один как будто копия другого. И действительно кажется, что это уменьшенная «распечатка». Он так же ходит, так же сопит, так же поворачивает голову и двигает бровями, так же психует, как папа, когда не получается примостить попу на крошечную машинку, чтобы понестись на ней Шумахером по комнатам ошалевшей бабушки.

Учёные расходятся в мнениях…

И вот тут мы опять вспоминаем одного умного дяденьку. Даже и не одного, а сразу пару. Антони ван Левенгук и Марчелло Мальпиги. Которые считали, что эмбрион уже сформирован в половых клетках, и развивается только посредством увеличения в размерах.

Представляешь? То есть, как только происходит зачатие, – тут же образуется крошечный малыш. Уже готовый целый человечек. Только очень-очень маленький. Забавно, правда?

Задумывалась ли ты, насколько сильно влияет наследственность на твое поведение, твои характеристики и свойства?

Или же все-таки окружающая среда вносит значительное влияние на формирование тебя, как личности?

Есть сторонники и теории эмпиризма, и нативизма. Они по-разному рассматривают развитие человека до рождения и после рождения. Первая теория говорит нам о том, что весь наш опыт мы получаем из внешнего мира. И ничегошеньки от нас не зависит.

Ни от маминых, ни от папиных генов. Ничего! Только внешнее воздействие. Вторая же предполагает, что тут все наоборот. Есть определенный врожденный опыт восприятия.

Что такое преформизм

Преформизм – это концепция психического развития, которая относится к нативизму, и говорит о том, что личностные особенности и свойства уже присутствуют в клетках зародыша. И в этом случае среда особо не влияет на наше поведение, восприятие и характеристики.

Здесь решающую роль играет наследственность. Только мамины и папины гены! И пусть воспитатели и учителя в лепешку разбиваются и пробивают лбом стены. Но если мамочка или папочка заложили в чадо нежелание учиться – учиться он не будет от слова никогда.

Если бы мы сейчас поведение и поступки твоего бывшего оценивали с точки зрения преформизма, ты бы разрыдалась от умиления и жалости. Ничего от него не зависит!

Не поганец он ленивый, не жирное неподвижное пятно на диване, не подлый гулена по твоим подругам. Нет! Он несчастная жертва преформизма! И все, что с ним происходит (а заодно и с тобой как соучастником), это следствие не его собственной поганой натуры, а неизбежное вытекающее последствие объективных процессов, доказанных наукой.

Что такое преформизм в психологии. Смотреть фото Что такое преформизм в психологии. Смотреть картинку Что такое преформизм в психологии. Картинка про Что такое преформизм в психологии. Фото Что такое преформизм в психологии

История науки: эмпиризм и нативизм

Все пакости, которые он сотворил в твоей жизни, можно оправдать природой. Генетика… Ну вот такой, что поделать. И вся ответственность лично с него как бы и снята.

Да и ты сама – чего греха таить? Ну, не молчаливая ты нежная кошечка. И словесный… гм…– буквами тебя периодически сташнивает, пардон, не потому, что у тебя словесное недержание. Преформизм! Все он, паразит!

Но вот тут… вот незадача! Умные ученые стали по-разному рассматривать период развития до рождения и период развития после рождения. И постнатальный процесс начали пересматривать с точки зрения эпигенеза. Согласно которому происходит учитывание и предыдущего этапа развития, и окружающей среды, где это развитие происходит.

Основная критика преформизма

– Первый и самый весомый – не учитывать среду. То, насколько сильно окружающее нас пространство и люди влияют на дальнейшее развитие.

То есть представь: тебе чертовски повезло, и родилась ты прямо у мамули в личном папулином самолете над гектарами их собственного участка на берегу океана. Круто? – Отлично!

Ну, или не очень. Не на собственном, не на самолете, не над гектарами, и не океана. В каком-нибудь старом полуподвальчике. И вот никакой разницы!

Папулины и мамулины гены! Ни образование. Ни окружающие умные тети и дяди (или элементы, не обремененные интеллектом и социальной ответственностью) – все один черт. Только гены!

– Приравнивать механизмы, которые описывают психическое развитие животных и людей. И вот тут тоже весело получается. И даже местами обидно.

– Упускать важность активной деятельности и процесса обучения в развитии ребенка.

Опять же, на кой вся эта могучая армия воспитателей. психологов, логопедов, учителей и…, если никакого влияния на дитя они не имеют. Хоть танком проедь. Хотя, конечно, совсем генетику не учитывать – тоже так себе вариантик.

Посмотри на папулю любимого. Любимый – красавец, высокий стройный спортивный мачо. А папуля его – дай бог не обидеть старика – язвительный, лысый, пузатый тип, который норовит тебя опустить пусть не физически под плинтус, так словом.

Прими как вариант, что с любимым, возможно, тоже как бы так себе будет совместный рай лет через… дцать. Посмотри на понурую седую голову его матушки и подумай. Может, еще подождать с замужеством?

Так что все тут не так просто, как ни крути. И не так, и не эдак. А какая идея тебе близка? Какой фактор решающий?

Мамулины-папулины гены? Или соседи-логопеды-самолеты (или их отсутствие) и прочие плюшки или оплеухи окружающей среды? И если и наследственность, и среда имеют свой вклад, что все же сильнее влияет на нас и обуславливает наше поведение? На этой слегка философской ноте мы закончим.

Ну и ты же помнишь, что, если есть какие-то переживания, беспокойства, которые тебе мешают жить полной и счастливой жизнью, у тебя есть твой психолог, который всегда тебе поможет.

Источник

ПРЕФОРМИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ПРЕФОРМИЗМ» в других словарях:

Преформизм — (от лат. «заранее образую») учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма. Преформизм возник на базе господствовавшего в XVII XVIII вв.… … Википедия

преформизм — преформация Словарь русских синонимов. преформизм сущ., кол во синонимов: 1 • преформация (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

ПРЕФОРМИЗМ — (от лат. praeformo предобразую) учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма. Возник на базе господствовавшего в 17 18 вв. представления о преформации,… … Большой Энциклопедический словарь

ПРЕФОРМИЗМ — (от лат. prae пред, перед и forma форма, вид: praeformo заранее формирую, предобразую) концепция развития организма как разворачивания заложенных в зародышевых структурах свойств. В качестве альтернативной П. концепции в истории европейской… … История Философии: Энциклопедия

ПРЕФОРМИЗМ — (от лат. praeformo заранее образую, предобразую), учение о наличии в половых клетках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки образующегося из него организма. Преформистские взгляды складывались в течение… … Биологический энциклопедический словарь

ПРЕФОРМИЗМ — (от лат. praeformo образую заранее) англ. preforma tion; нем. Praformation. 1. Учение о наличии в половых клетках организмов материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и его признаков. 2. Подход к изучению общества (по аналогии с… … Энциклопедия социологии

преформизм — (от лат. praeformo предобразую), учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие зародыша и признаки развивающегося из него организма. Возник на базе господствовавшего в XVII XVIII вв. представления о… … Энциклопедический словарь

преформизм — ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ ПРЕФОРМИЗМ – учение, согласно которому в половых клетках содержатся уже сформированные миниатюрные организмы, имеющие все органы, характерные и для взрослых особей … Общая эмбриология: Терминологический словарь

преформизм — (лат. praeformo заранее образовывать) учение о наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих формирование всех признаков организма; П. прошел в своем развитии ряд стадий от предположения о наличии в половых клетках практически … Большой медицинский словарь

Источник

Теории нативизма

Преформизм — это концепция, основанная на том, что особенности психического развития человека, его личностные характеристики формируются ещё при зачатии и обуславливают его поведение в течение всей жизни. Он относится к теориям нативизма, которые рассматривают движущие силы развития детской психики через призму наследственности.

Постепенно психология почти отошла от преформизма как от объяснения особенностей постнатального развития. На место этой концепции пришла позиция эпигенеза. Её приверженцы утверждают, что каждая последующая форма развития становится результатом определённой совокупности факторов. К ним относится предыдущий этап становления и среда, в которой развивается человек.

Что такое преформизм в психологии. Смотреть фото Что такое преформизм в психологии. Смотреть картинку Что такое преформизм в психологии. Картинка про Что такое преформизм в психологии. Фото Что такое преформизм в психологии

За что критикуют преформизм?

Исследователи, не разделяющие данную концепцию, аргументируют своё несогласие, выступая против:

Теория рекапитуляции

Концепцию, которая гласит, что развитие одного человека кратко повторяет этапы развития вида в биологическом, социальном и историческом смысле, предложил Г. С. Холл. Выдвигая данное положение, учёный руководствовался теорией эволюции Дарвина и законом Э. Геккеля, согласно которому онтогенез (развитие отдельной особи) определяется как сжатое и краткое повторение филогенеза (становление вида).

Биогенетическая теория была подвергнута критике. Исследователи настаивали на более сложных отношениях «филогенез — онтогенез». Учёные говорили о том, что онтогенез — это не просто повторение циклов развития вида, его структура является более сложной. Изменения затрагивают в том числе и эмбриогенез.

Приверженцы концепции рекапитуляции позаимствовали положения биогенетического закона лишь отчасти. Они стремились рассмотреть через его призму особенности когнитивного, психического, эмоционального развития. По их мнению, стадии формирования психики индивида воспроизводят этапы становления психики далёких человеческих предков и ранних животных.

Теория трёхступенчатого развития К. Бюлера гласит, что психика ребёнка проходит те же стадии развития, что присущи поведению животных: инстинктивный, дрессировочный, интеллектуальный уровни. Эта идея перекликается с теорией созревания, согласно которой каждое новое поведенческое проявление обусловлено развитием конкретных участков центральной нервной системы. Теория же Холла говорит о повторении трёх циклов: филогенетического, антропогенетического и социогенетического.

Критика концепции рекапитуляции

Категорическое несогласие с теорией выразил Л. С. Выготский. Он полагал недопустимым сравнение филогенеза, онтогенеза и социогенеза, считая эти линии развития принципиально разными. Учёный был уверен, что человек, в отличие от животных, идёт по культурно-историческому пути. Он сам создаёт условия своего существования. Психолог негативно относился к наследственности как к определяющему фактору психического развития. Он настаивал на том, что отрицание воспитания и обучения в формировании когнитивной, психоэмоциональной и поведенческой сферы недопустимо.

Подвергал критике теории нативизма и С. Л. Рубинштейн. Он проводил параллели между онтогенезом и социогенезом, сопоставляя культурно-исторический опыт и характер познания мира ребёнком. Так, например, среди общих черт онто- и социогенеза он выделял логику познания от простого к сложному. К различиям относилась генерация и передача культурно-исторического опыта: в социогенезе он формируется, в онтогенезе — присваивается индивидом.

Вопрос развития человека достаточно сложен, так как здесь влияние оказывает комплекс факторов. Однако многое зависит от самого человека: если он хочет быть развитой и сильной личностью, то может устранить даже самые тяжелые факторы, мешающие развитию. В первую очередь в постоянном развитии нуждается мозг, ведь это главный орган, управляющий организмом. Постоянные тренировки мозга обеспечивают поддержание на нужном уровне всех когнитивных функций. Для этого удобно и эффективно использовать тренажеры Викиум.

Источник

Факторный подход. Теории нативизма

Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. Преформизм — один из видов нативизма в понимании движущих сил психического развития ребенка. Преформизм подчеркивает решающую роль наследственности в развитии поведения и личности в противоположность эмпиризму, который отдает приоритет среде. В ранних теориях преформизма, относящихся к XVIII в., использовалось понятие «гомункулус», т.е. маленький человечек, который возникает уже в момент зачатия. Очевидно, что гомункулус — не более чем метафора, подчеркивающая фатальную предопределенность свойств и способностей человека наследственностью.

В дальнейшем сторонники преформизма стали рассматривать генетическую наследственность как специфическую форму кодирования основных характеристик и свойств индивида. Развитие же понималось как генетически запрограммированный процесс развертывания этих преформированных свойств. Сегодня преформизм, скорее, характерен для объяснения закономерностей пренатального, чем постнатального развития. Преформизму противостоит позиция эпигенезиса, согласно которой каждая новая форма в развитии возникает как результат взаимодействия между предшествующей формой организма и его окружением. Критика преформизма в отечественной психологии направлена против: 1) биологизации развития, т. е. отождествления закономерностей психического развития в онтогенезе животных и человека; 2) неучета роли среды в развитии, в том числе и для реализации самой генетической программы; 3) игнорирования роли активной деятельности ребенка и обучения в развитии.

Теория рекапитуляции, согласно которой индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов и истории человеческого рода (от лат. recapitulatio — повторения). Другими словами, онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза (Г. С. Холл). Концепция рекапитуляции в психическом развитии индивида основывается на идеях Ч. Дарвина об эволюции видов и единстве органического мира и биогенетическом законе Э. Геккеля, открытом в 1866 г. Биогенетический закон определяет закономерности эмбрионального развития формулой: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза».

В дальнейшем биогенетический закон был подвергнут критике в биологии. Выявлены значительно более сложные отношения между филогенезом и онтогенезом, чем простое повторение. Показано, что продолжительность онтогенеза в процессе филогенеза не просто удлиняется за счет добавления новых стадий, а увеличивается за счет изменения структуры онтогенеза [39]. Онтогенез как индивидуальный жизненный цикл сам имеет историю своего развития. Эмбриогенез, выступающий главным доказательством биогенетического закона, в филогенезе также претерпевает значительную перестройку, связанную в первую очередь с изменением порядка закладывания органов и динамики их развития, по сравнению с порядком их возникновения в процессе эволюции, в пользу наиболее важных и значимых органов.

В психологии биогенетический закон был некритически использован для объяснения индивидуального психического развития человека. Сторонники теории рекапитуляции стремились рассмотреть развитие поведения, когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка как краткое и быстрое воспроизведение стадий психического развития далеких животных и человеческих предков. В соответствии с теорией трех ступеней развития К. Бюлера [17], развитие поведения ребенка проходит те же три стадии — инстинкт, дрессура, интеллект, что и развитие поведения животных в филогенезе.

Согласно теории рекапитуляции Г. С. Холла, индивидуальное развитие человека в онтогенезе есть повторение сначала филогенеза, потом антропогенеза и, наконец, — социогенеза. В качестве аргумента в пользу своей теории исследователь указывал на параллели и аналогии между развитием ребенка в онтогенезе, с одной стороны, и развитием животных видов, человеческой историей и процессом становления человека как вида, с другой. Концепция Г. С. Холла фактически критиковалась всеми его современниками. Но не было, пожалуй, ни одного крупного исследователя детского развития, кто бы ни заявил в той или иной форме о своей приверженности этой концепции. Все оказались под магическим воздействием простоты и легкости объяснения закономерностей онтогенетического развития. В качестве примера можно привести периодизацию В. Штерна [102]. Исследователь различает шесть основных стадий, или шесть основных эпох в развитии человечества. Каждой стадии онтогенетического развития соответствует определенная историческая эпоха. Первые шесть месяцев жизни ребенка — период, когда он по уровню развития психики соответствует уровню млекопитающих. Второе полугодие жизни соответствует уровню высших приматов — начало развития хватания, локомоций. Второй и третий годы жизни Штерн называет «вступление в эру человеческой истории», увязывая два приобретения ребенка — свободное прямохождение плюс локомоций и речь, с теми достижениями, которые характеризовали развитие человека на заре его истории. Четвертую стадию автор называет «возрастом игры и сказок» — от трех до шести-семи лет. Это возраст мифологического освоения действительности и восприятия мира, где ведущую роль играют воображение и фантазия, соответствующие эпохе античной истории. Младший школьный и подростковый возраст также увязываются Штерном с периодами развития человеческой истории. Младший школьный возраст — с началом освоения различных видов ремесел, занятий, а подростковый возраст — с эпохой Средневековья. Исследователь указывает на такие особенности мировосприятия подростка, как дихотомия (белое — черное, добро — зло, справедливость — несправедливость) и максимализм, связывая их с периодом «чернобелого» восприятия мира в истории человеческого общества.

Хотя теория рекапитуляции была подвергнута обоснованной и существенной критике, сама идея о наличии параллелей в истории развития человечества и индивидуальном развитии приобрели популярность и оказали влияние на 3. Фрейда, А. Гезелла, Ж. Пиаже, Э. Эриксона. Эвристичной оказалась сама идея о связи между историческим и индивидуальным.

Концепция рекапитуляции, как и многие другие в возрастной психологии, дала путевку в жизнь определенной педагогической системе, так называемой системе свободного воспитания ребенка. Из самого названия — «свободное воспитание» — предполагается, что воспитатель должен занять позицию постороннего наблюдателя и дать возможность ребенку свободно и беспрепятственно реализовать свои внутренние потребности и интенции, не вмешиваясь в воспитание. Хорошим будет тот воспитатель, кто даст возможность ребенку повторить в своем развитии все основные стадии развития человечества. Теория свободного воспитания декларировала принципиальный отказ от попыток управления процессом психического развития и принцип невмешательства, обеспечивающий ребенку возможность свободно «изживать дух прошлого». Идеи рекапитуляции нашли отражение во взглядах Д. Дьюи и М. Монтессори, которые предлагали организовать процесс воспитания таким образом, чтобы ребенок прошел «путем развития человечества», повторяя те виды деятельности, которые были характерны для ранних стадий истории человеческого общества. Например, по системе Марии Монтессори стараются организовать ребенку условия, обеспечивающие успешное повторение основных стадий социального развития: знакомят с началами таких видов общественной деятельности, как земледелие (в горшочках выращивают растения на окнах), скотоводство (наблюдают жизнь животных в «живом уголке», ходят на ферму, знакомятся с тем, как там за животными ухаживают) и т. д. Система как бы предполагает организацию условий для того, чтобы ребенок прошел достаточно быстро, «короткой дорогой» сложный путь развития человечества. Разница лишь в том, что человечество шло по извилистой дороге, а ребенку можно и необходимо дать возможность преодолеть этот путь достаточно быстро. Система Монтессори, при всей ее, казалось бы, регламентированности, тем не менее, основывается на предположении о необходимости предоставления ребенку свободы выражения в процессе воспитания.

Критиками теории рекапитуляции в зарубежной психологии, в первую очередь, стали сторонники эмпиризма. Они указывали, что поведение, привычки, склонности ребенка формируются в результате научения. Основателем бихевиоризма Дж. Уотсоном в доказательство этого тезиса был проделан следующий опыт. Напомним, что Г. С. Холл спекулятивно проводил параллели между страхами ребенка и эпохами человеческой истории. В определенном возрасте мы боимся огня, воды, диких зверей и т. д. При этом мы не осознаем причин этих страхов, которые являются воспоминаниями о далеком прошлом. Уотсон считал, что врожденных страхов нет. В опыте Уотсона маленький ребенок не испытывал страха перед пресмыкающимися и охотно играл с ужами, сидя в кроватке. Если ребенку с детства давать возможность играть со змеями, то никакого страха они у него не вызывают, поскольку страхи — результат опыта и научения. В зарубежной психологии неучет фактора среды и научения в психическом развитии ребенка стал основным аргументом против теории рекапитуляции.

Критика теории рекапитуляции в отечественной психологии дана в работах Л. С. Выготского [23] и С. Л. Рубинштейна [84]

Л. С. Выготский резко выступал против биологизации процесса развития в теории рекапитуляции, считая, что недопустимо сравнивать три принципиально различных линии развития — филогенез, онтогенез и социогенез. Для человека характерен принципиально иной тип жизнедеятельности, чем для животных. Культурно-исторический тип жизни человека характеризуется тем, что он сам производит условия своего существования, создает мир и среду своего обитания, называемые ноосферой (В. И. Вернадский). Инстинктивно-биологический тип жизни предполагает использование природных средств существования, потребления готовых ресурсов.

Двум типам жизнедеятельности соответствуют два типа развития — культурно-исторический (созидательный) у человека и биологический (адаптивный) у животных. В филогенезе, с одной стороны, и социогенезе и онтогенезе, с другой, действуют различные законы развития — биологические и культурно-исторические. Например, в филогенезе — биологический закон естественного отбора, а в социогенезе и онтогенетическом развитии — культурно-исторические законы.

Л. С. Выготский критиковал положение о решающей роли наследственности, жестко детерминирующей последовательность и содержание стадий развития. Он указывал на недопустимость отрицания значимой роли воспитания и обучения и, соответственно, абсолютизации стихийного характера развития.

Значительный интерес представляет конструктивная критика теории рекапитуляции, представленная в работах С. Л. Рубинштейна [84]. Автор сосредоточил внимание на эвристической идее теории рекапитуляции — идее повторения исторического в индивидуальном развитии человека, — придав ей совершенно новое значение и интерпретацию. Рубинштейн попытался объяснить действительную природу сходства и параллелей в онтогенезе и социогенезе, считая их обусловленными единством культурно-исторических законов развития истории человечества и онтогенеза ребенка. Так, человечество созидает культуру, определяющую прогресс общества, а ребенок в процессе своего развития присваивает культурный опыт человечества. Именно сходство содержания культурно-исторического опыта и обусловливает определенные аналогии и параллели между социо- и онтогенезом. Первая причина заключается в том, что в одном случае человечество создает, продуцирует культурный опыт, а в другом — ребенок его присваивает. Вторую причину Рубинштейн видел в общей логике познания мира — логике перехода от явления к сущности и от простого к сложному. И человечество, и ребенок в своем познании мира движутся от простого к сложному. Отсюда, например, сходство мышления ребенка дошкольного возраста и мышления первобытного человека — анимизм, всеобщая сопричастность и т. д.

Итак, С. Л. Рубинштейн считал, что параллели и аналогии между психическим развитием ребенка и социогенезом обусловлены сходством логики познания ребенком мира и усвоения им культурно-исторического опыта в онтогенезе, с одной стороны, и логики создания культурного опыта в историческом развитии общества, с другой.

Наряду со сходством между онтогенезом и социогенезом имеются существенные различия в роли: морфофизиологических условий развития; труда; речи; предшествующего поколения. Эти различия определяют принципиальную несводимость онтогенеза к социогенезу.

Первое различие состоит в том, что для прогресса общества, для становления человеческого вида труд как производство духовной и материальной культуры является первоосновой. В развитии же ребенка в онтогенезе труд достаточно длительное время какой бы то ни было существенной роли не играет.

Второе различие обусловлено ролью морфофизиологических условий в социогенезе и онтогенезе. В процессе антропогенеза и филогенеза происходят фундаментальные изменения в строении центральной нервной системы. Так, в филогенезе каждая новая ступень в развитии психики связана с качественно иным уровнем развития центральной нервной системы. Бесспорно, что развитие морфофизиологической основы сопряжено с развитием психики. Начиная с кроманьонского человека, с момента возникновения вида «человека разумного» и завершения антропогенеза, социогенез осуществляется как производство духовного и материального культурного опыта в условиях постоянства анатомо-физиологического строения человека. Однако величие и огромные темпы прогресса человеческого общества неоспоримы. Резюмируя, можно сказать, что историческое развитие человечества и психологических способностей происходит в условиях постоянства морфофизиологических условий. У ребенка, как известно, созревание является предпосылкой развития и лимитирует процесс развития. Как бы ни хотелось научить ребенка в шесть месяцев ходить, говорить, применяя самые изощренные методы воспитания, ничего не получится. Как бы мы ни стремились найти средство Макропулоса, чтобы сохранить молодость и жить вечно, — мы обречены на неуспех. Процессы морфо-физиологического изменения в онтогенезе определяют особенности развития, как в прогрессивном, так и в регрессивном отношении.

Третье различие связано с ролью речи. В социогенезе речь фиксирует достижения культурного развития, что находит отражение в возникновении неологизмов. Функция речи — кристаллизация общественно-исторического опыта. В онтогенезе речь выступает как средство общения и трансляции опыта, будучи неразрывно связана с мышлением в ходе развития ребенка.

И наконец, еще одно различие, — в соотношении поколений. Если в социогенезе каждое последующее поколение оказывается на более высоком уровне развития, обладает большими возможностями, «встает на плечи предыдущему», то в онтогенезе, предшествующее поколение мудрее, его потенциал выше. Указанные различия не позволяют отождествлять процессы социо- и онтогенеза.

Вместе с тем положение концепции рекапитуляции о повторении исторического в индивидуальном развитии человека вошло в золотой фонд психологии развития. Индивидуальное психическое развитие человека и историческое развитие человечества оказываются связанными. Эта идея, безусловно, является эвристичной и нуждается в дальнейшем развитии и конкретизации.

Итак, основными положениями критики теории рекапитуляции стали: биологизация развития человека, отождествление законов развития человека и животных в онтогенезе; игнорирование фактора среды в развитии, представление о том, что развитие полностью определяется наследственностью, доминирование фатализма; неучет роли научения; игнорирование роли активной деятельности самого человека в развитии.

Теории созревания рассматривают психическое развитие как эндогенный процесс, детерминированный биологическим созреванием морфологических структур мозга в соответствии с врожденной наследственной программой. Последовательность и содержание стадий психического развития, согласно теориям созревания, оказываются полностью предопределены последовательностью и динамикой созревания соответствующих отделов центральной нервной системы. Новые психические явления и формы развития представляют собой результат развертывания генетически заданной программы созревания. Теории созревания, как и преформизм, являются разновидностью нативизма в понимании движущих сил психического развития. Однако если в отношении теорий преформизма и рекапитуляции можно сказать, что они устарели, то теории созревания очень широко распространены в житейском сознании и оказывают значительное влияние на суждения и взгляды.

Чем отличаются теории созревания от других нативистских подходов? В концепции рекапитуляции предполагалось, что фактор наследственности определяет и стадии развития, и их содержание, и последовательность. Сторонники теории созревания считают, что наследственность определяет только процессы созревания соответствующих структур центральной нервной системы. Вот это принципиально отличный момент. Психическое развитие индивида рассматривается как процесс, обусловленный созреванием морфологических структур центральной нервной системы (ЦНС) в соответствии с наследственной программой. Нетрудно догадаться, что эти теории исходят из представления о жесткой локализации всех психических функций. За каждой морфологической структурой закреплена определенная психологическая функция. Как только происходит ее созревание, так начинается функционирование.

Классическим вариантом теории созревания является теория трех ступеней К. Бюлера [17]. Исследователь считал, что развитие психики в филогенезе происходит как последовательное развертывание трех стадий. Первая ступень (стадия) — инстинкт (врожденное поведение, не требует вручения, одинаково у всех членов вида, адаптивно для очень узкого круга ситуаций). Вторая ступень — навыки, или дрессура (не врождены, возникают в результате научения, круг адаптации более широк). Третья ступень — интеллект, высшая форма поведения (научения не требует, основывается на внезапном постижении сущностных отношений проблемной ситуации — инсайте). Схема развития поведения и психики, предложенная для филогенеза Бюлером, была перенесена на понимание онтогенеза. Стадия инстинкта характеризует развитие ребенка от рождения до шести месяцев. Стадия навыков или дрессуры — от шести месяцев до года. Стадия интеллекта — от года и старше. Бюлер считал, что у ребенка до трех лет интеллект тождественен интеллекту шимпанзе, и называл его шимпанзеподобным возрастом. Переход со стадии на стадию Бюлер связывал с развитием ЦНС и последовательным созреванием подкорковых структур (стадия инстинкта), созреванием первичных и вторичных проекционных зон (стадия навыка), третичных интеграционных полей коры больших полушарий (интеллект).

Предполагалось, что созревание соответствующей структуры автоматически приводит к возникновению новой формы поведения. Именно в данном положении заключается основная идея теории. Ребенок начинает говорить, потому что созрели речевые зоны, начинает ходить, потому что созрели соответствующие моторные зоны коры больших полушарий, и т. д. Возникновение любого нового поведения связано с созреванием соответствующего участка ЦНС. Такой подход иллюстрируют известные мозговые карты, где каждая зона связана с какой-то определенной способностью. В дальнейшем эта идея получила развитие в ряде работ, в том числе одиозных теориях врожденных криминальных наклонностей (Ч. Ломброзо, Ш. Бюлер).

Можно выделить различные варианты теорий созревания в зависимости от того, как определяется вклад наследственности и среды в процессы развития. Первоначальное представление о том, что процессы созревания никак не зависят от внешних средовых влияний, практически было полностью преодолено к 1960-м гг. Общепринятым становится положение о необходимости средовых воздействий для осуществления самых простых и примитивных форм созревания. Однако сторонники теории созревания (например, А. Гезелл) ограничивают роль среды шусковым сигналом», запускающим биологически предопределенный процесс развития, реализуемый в пределах врожденных условий [31]. Наиболее известными в современной психологии развития представителями этого направления являются Д. Фодор [113] и Н. Хомский [112].

Одной из наиболее авторитетных современных теорий речевого онтогенеза является теория психолингвиста Н. Хомского. Как он представляет себе развитие речи у ребенка? Полемизируя с представителями поведенческого направления, исследователь указал на то, что невозможно объяснить речевой онтогенез, в частности, овладение ребенком фразовой речью, механизмом подражания ребенком речи взрослого и подкрепления правильных реакций. Хомский считает, что существуют заданные наследственностью врожденные лингвистические структуры.

Содержанием этих структур является модель грамматики и синтаксиса речи очень высокого уровня обобщения, задающая общую модель независимо от конкретного языка. Врожденные лингвистические структуры актуализируются лишь в момент созревания речевых зон коры больших полушарий к концу первого года жизни. Период созревания речевых структур является сенситивным для развития речи (от года до трех лет), что, кстати говоря, никто не подвергает сомнению. Это означает, во-первых, высокую чувствительность к определенному роду воздействий (в данном случае к языку) и, во-вторых, тот факт, что по завершении сенситивного периода чувствительность к языку падает и темп развития резко снижается. Если по какой-то причине в сенситивный период ребенок лишен речевых воздействий, то позже даже обогащенная языковая среда и специальное обучение не позволяют корригировать в полной мере речевые задержки. Примеры детей, воспитывающихся вне речевой среды, свидетельствуют об этом. В сенситивный период у ребенка возникает повышенная чувствительность к языку, так называемое «языковое чутье», «высокая лингвистическая одаренность». Последняя проявляется в быстром постижении речи, словообразовании и словотворчестве. Высокий уровень речевой исследовательской активности ребенка в этот период Хомский рассматривает как проявление активности лингвистических структур. Модели высокого уровня конкретизируются в законы функционирования того языка, который составляет языковую среду ребенка. Актуализация дискриминатора обеспечивает отбор языковых стимулов, выступая своеобразным фильтром. При этом ребенок быстро теряет чувствительность к другим языкам. Таким образом, исследователь полагает, что роль среды сводится к пусковому механизму для врожденных лингвистических структур. Другая функция среды — обеспечение языковым материалом. Наследственность определяет последовательность, стадии и конечный результат овладения ребенком речью, а вот то, на каком языке будет говорить ребенок, определяется средой. Таким образом, теория речевого онтогенеза Н. Хомского однозначно рассматривает процессы созревания и спонтанного развертывания врожденных структур языка как основную детерминанту развития. Никаких других причин не предполагается.

Критика теорий созревания основывается на следующих тезисах. Во-первых, уровень развития современной науки, в частности, нейропсихологии, убедительно доказывает, что все психические функции имеют сложное системное строение и, соответственно, не точечную, а системную локализацию (А. Р. Лурия). Например, речевая функция, как это было показано при изучении случаев амнезии, имеет сложную структуру и, соответственно, сложную системную локализацию.

Во-вторых, морфологические системы, ответственные за высшие психические функции — мышление, память, внимание, речь, восприятие, — формируются прижизненно в ходе развития деятельности человека как «функциональные органы» (А. Н. Леонтьев). В исследованиях по восстановлению высших психических функций, выполненных под руководством А. Р. Лурия, было убедительно доказано, что такое восстановление возможно за счет компенсации и замены утраченного звена целостной структуры. Любая психологическая функция имеет в качестве морфофизиологической основы сложную синхронизированную работу разных участков ЦНС, которые и образуют так называемый функциональный орган. Нет жесткой «точечной» локализации, она системна. Системный характер высших психических функций определяется деятельностью человека, ее содержанием, организацией и закономерностями прижизненного формирования. Вместе с тем созревание создает предпосылки и возможности развития и в определенной степени лимитирует его.

И наконец, между морфофизиологической структурой и функцией существуют сложные взаимно направленные отношения. Теория созревания постулирует эти отношения как однонаправленные: созрела структура — начинается функционирование. Для начала функционирования нужен определенный уровень зрелости структуры. Факты свидетельствуют о том, что уже в период новорожденного, в условиях незрелости коры больших полушарий на пятый-шестой день жизни у ребенка формируется первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении, что доказывает принципиальную возможность функционирования в условиях недостаточной зрелости субстрата. Более того, раннее включение структуры в функционирование ускоряет процесс ее созревания. В опытах с новорожденными щенками и котятами на примере зрительного анализатора было показано, что исключение органа (одного глаза из пары) из функционирования приводит к тому, что созревание не происходит. И наоборот, интенсивное функционирование ускоряет созревание.

Существенным недостатком теорий созревания является упрощенное понимание самого процесса созревания, как однозначно детерминированного фактором наследственности. В современной науке накоплены факты, свидетельствующие о значении активности субъекта для процесса созревания. К настоящему времени имеются доказательства того, что между степенью зрелости структуры и уровнем ее функционирования существуют сложные взаимонаправленные отношения. Хотя определенный уровень морфологической зрелости структуры органа и необходим для начала функционирования, само функционирование органа, определяющееся характером деятельности субъекта, в значительной мере ускоряет процесс созревания.

Основными направлениями критики теорий созревания являются:

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *