Что такое председатель тос
Что такое ТОС и чем они могут быть полезны управляющим организациям
В законе о принципах местного самоуправления есть понятие территориального общественного самоуправления – ТОС. Эти объединения набирают в регионах силу и играют всё большую роль в жизни районов и МКД. В данной статье рассказываем, что такое ТОС, чем они отличаются от ТСЖ и об их взаимодействии с управляющими организациями.
Понятие и основы работы территориального общественного самоуправления приведены в ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 27 № 131-ФЗ, ТОС – самоорганизация граждан по месту жительства для самостоятельной реализации собственных инициатив по вопросам местного значения. В ТОС могут объединиться жители одного или нескольких подъездов МКД, всего дома, жилого комплекса, микрорайона, сельского населённого пункта (ч. 3 ст. 27 № 131-ФЗ).
По своей природе ТОС являются специфической формой участия граждан в местном самоуправлении. Она добровольная и реализуется в соответствии с уставом муниципалитета, таким образом являясь элементом системы местного самоуправления, не может быть ей противопоставлена или подменять её собой (определения КС РФ от 10.04.2002 № 92-О, от 18.12.2003 № 471-О, от 29.09.2011 1048-О-О).
ТОС в соответствии с уставом может регистрироваться как юрлицо или же без образования юрлица – в муниципалитете (ч. 5 ст. 27 № 131-ФЗ). Для создания ТОС нужна группа инициаторов, требования к составу которой зависят от принятых в регионе/муниципалитете правил. Обычно это минимум 3-5 человек старше 16 лет. Они должны подать в муниципалитет заявление о создании ТОС, приложив:
ОМС в случае согласия издаёт постановление о создании ТОС, а инициативная группа имеет 90 дней на то, чтобы разработать устав и для его утверждения организовать конференцию участников ТОС, на которой устав должен быть утверждён. Затем документ для его регистрации направляется в муниципалитет, после чего организация приступает к работе.
На первый взгляд ТОС очень похожи на ТСЖ, которые также объединяют жителей одного или даже нескольких домов, территориально. Однако они разные по своей сути и по цели их создания. В ТСЖ состоят только собственники помещений в МКД, тогда как в ТОС добровольно объединяются граждане, проживающие на территории такого объединения. При этом, если ТСЖ обязательно должно быть зарегистрировано, то ТОС может работать и без образования юрлица. В таком случае объединение может участвовать в муниципальных и региональных конкурсах.
Для получения федеральных грантов ТОС регистрируют как юрлицо. ТСЖ в таких грантах и конкурсах не может участвовать по умолчанию. ТСЖ создаётся для управления собственниками своим домом/группой домов, для надлежащего содержания и ремонта общего имущества. ТОС же является формой самоуправления, элементом муниципальной системы ОМС.
Его главная цель – реализация инициатив входящих в ТОС граждан в любых сферах жизни, а работа ТОС не связана с правом собственности. Если полномочия и зона интересов ТСЖ ограничивается домом/группой домов, то территория ТОС может быть значительно больше: жилой комплекс, микрорайон, сельское поселение.
В ТОС объединяются активные неравнодушные жители дома, комплекса или района, чтобы вместе с органом местного самоуправления реализовывать свои инициативы по улучшению жизни в районе или городе. К вопросам, которыми занимаются ТОС, относятся:
— защита прав и интересов жителей в органах власти и ОМС;
— организация благотворительных акций и праздничных мероприятий;
— содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
— организация клубов и кружков по интересам, воспитательная работа среди детей и подростков, оказание помощи социально незащищённым группам граждан;
— внесение предложений по вопросам использования земельных участков в пределах границ ТОС, установка детских и спортивных площадок, скверов, парковок, организация площадок для выгула собак;
— содействие в проведении мероприятий по санитарному, экологическому, пожарному, жилищному контролю;
— контроль за качеством уборки территории, работой коммунальных и аварийных служб, вывозом ТКО;
— участие в мероприятиях по благоустройству территории;
— оказание помощи при решении вопросов капремонта МКД;
— поддержание в порядке дворов и дорог, участие в охране памятников истории, находящихся в границах ТОС;
— другие вопросы, указанные в уставе объединения/муниципалитета.
Как правило, инициативы ТОС касаются благоустройства территорий, на которых они созданы, а также организации досуга и спортивной жизни, праздничных мероприятий. Иногда ТОС реализуют проекты по модернизации коммунальных сетей, например, водопровода, как это было сделано в Боханском районе Иркутской области. ТОС «Раздолье» разработало проект «Вода-источник жизни» и получило от муниципалитета 125 000 рублей на приведение в надлежащее состояние объекта водоснабжения.
Финансируются проекты и инициативы ТОС за счёт добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от собственной хозяйственной деятельности, а также из средств местного бюджета. Но чаще всего на реализацию своих идей ТОСы получают гранты, участвуя в муниципальных конкурсах.
Некоторые ТОС активно работают в сфере жилищно-коммунальных услуг и благоустройства, в том числе их представители участвуют в проверках содержания и ремонта МКД, помогают жителям домов общаться с РСО и управляющими организациями. При этом деятельность ТОС может быть и на руку организации, которая управляет домом/домами в границах объединения: ТОСы на средства муниципальных или региональных грантов реализуют проекты благоустройства территорий, в том числе придомовых, устанавливают детские и спортивные площадки.
В работе ТОС принимают участие активные жители территории, в том числе многоквартирных домов. Управляющая организация может выявлять таких инициативных собственников и привлекать их к работе по управлению домом, предлагать их в Совет МКД.
ТОС организуют и проводят за свои средства мероприятия и конкурсы. УО могут подключаться к такой работе объединения, предлагать совместные проекты. Члены ТОС следят за состоянием дворов и территорий. Управляющая организация, наладив коммуникацию с такими людьми, может первой получать сигналы о неубранном снеге, сосульках или упавшем дереве, чтобы вовремя принять меры по устранению таких нарушений.
В ТОС жители домов следят за порядком и чистотой в подъездах, работают с правоохранительными органами для борьбы с вандализмом. Такая работа активистов позволяет УО снизить затраты на уборку и текущий ремонт общего имущества.
В практике работающих в России организаций территориального общественного самоуправления есть много примеров того, как инициативы и проекты ТОСа улучшали состояние дворов, территорий, инженерных сетей. В 2017 году в Новороссийске трудовые бригады ТОС принимали участие в бетонировании улиц в рамках проекта «Народная стройка». Финансировались работы за счёт целевых пожертвований (стр. 95 Сборника лучших муниципальных практик по итогам 2018 года).
В Архангельске в 2016 году ТОС «Рассвет» реализовало проект «Сохраним вокруг себя мир»: были оборудованы площадки для раздельного сбора ТКО, выпущены бюллетени и баннеры экологической направленности. В Котласе инициативная группа жителей многоквартирных домов, решив навести порядок во дворе, организовала ТОС «Проспект» и выиграла муниципальный грант на 90 тысяч рублей. Разработанный проект двора с турниками и детской площадкой совместно со своей управляющей организации.
В Белгороде председателей и активистов ТОС пригласили участвовать в региональном Дне открытых дверей в управляющих организациях: там они смогли задать волнующие жителей территории ТОСа вопросы и наладить коммуникацию с УО.
Различные примеры проектов, которые реализуют ТОС на муниципальные средства и гранты, можно найти на сайтах администраций городов и регионов, например, Иркутской области, г. Онега Архангельской области.
ТОС как элемент самоуправления позволяет улучшать условия жизни граждан на территории, используя муниципальные средства и специальные гранты. Управляющие организации и ТСЖ, которым часто не хватает средств на все нужды многоквартирных домов, в том числе на установку детских площадок, благоустройство дворов, могут использовать этот инструмент для решения таких задач. Это возможно, поскольку: ТОС может объединить жителей одного МКД или жилого комплекса для решения общей проблемы, например, по благоустройству.
УО и ТОС могут совместно разработать проект/инициативу на конкурс для получения грантов и наилучшим образом затем его реализовать, не тратя средства, которые перечисляются за содержание жилого помещения в МКД. Организовать ТОС проще, чем, например, товарищество собственников жилья, зато возможностей получить финансирование у него намного больше.
Что такое ТОС и зачем он нужен?
Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. В Воронежской области закон о территориальном самоуправлении был принят ещё в 2000 году. Первая статья закона определяет понятие территориального общественного самоуправления (далее ТОС).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).
«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» (часть 1 статьи 27).
ТОСы возникают как «снизу», так и «сверху» Предполагается, что ТОСы возникают там и тогда, где и когда люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или даже своей деревни. Такое тоже бывает, если территории сильно повезет на активного и конструктивного неформального лидера, который вдруг прочитал и понял статью 27 из ФЗ- 131. ТОСы такого типа создаются «снизу», сугубо по инициативе жителей, которым приходится затем уговаривать органы МСУ их зарегистрировать, как и положено по закону, и разрешить взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно. Тосовский труд на благо местного сообщества, преимущественно, волонтерский, причем свои мероприятия тосовцы организуют и проводят полностью сами, власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно-значимых объектов.
Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, а именно к развитию этого участия и призывает, начиная с мая 2014 года, все уровни власти Президент России. В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы МСУ.
ТОСы с юридическим лицом — террорганы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. В этом смысле ТОС — наиболее удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными НПА. Наиболее впечатляющие результаты представлены в сельской местности, когда люди, поняв, что никто им этого не сделает в обозримом будущем, самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д. Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив и т.д. Важно, что, работая инициативно и для себя, тосовцы не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44. Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием, и ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает таким объемом капитала, чтобы предоставить финансовые гарантии. Значит, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее — дорога или клуб. Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть под- шита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.
Для чего нужно общественное самоуправление?
Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.
Как финансируется территориальное самоуправление?
Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.
Очевидная польза ТОС
Потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения.
Для субъекта федерации:
Для муниципального образования:
Для населения самоуправляющейся территории:
Как создать ТОС?
1. Без создания юридического лица (рекомендуемая управлением региональной политики правительства Воронежской области форма)
2. С созданием юридического лица Регистрируется в органах юстиции как некоммерческая организация в соответствии с законодательством РФ. В данном случае необходимо предусмотреть издержки, связанные с содержанием юридического лица.
Этапы учреждения ТОС
1 этап «Предварительное собрание»
Для начала, Вам необходимо провести предварительное собрание среди жителей той территории, на которой вы хотите учредить ТОС. На предварительном собрании вам необходимо обсудить следующие вопросы:
1.Избрать Председателя и секретаря собрания.
2. Информировать Граждан о требованиях Положения «о территориальном общественном самоуправлении» в вашем муниципальном образовании.
3.Проголосовать за создание ТОС.( Самый важный пункт повестки)
4.Избрание инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС
2 Этап « Согласование организационных вопросов с Администрацией города»
Далее инициативной группе необходимо обратиться в Администрацию для согласования границ образуемого ТОСа и предоставлении жителям схемы территории, справки о численности населения, достигшего 16 –ти летнего возраста.( Все эти документы понадобятся для подачи заявления в городскую думу).
3 этап «Подача заявления в городскую думу»
Инициативная группа подает заявление об установлении границ территории деятельности ТОС в городскую думу. Для принятия решения в вашу пользу необходимо соблюсти следующие условия:
Заявление об установлении границ территории деятельности ТОС подписывается инициативной группой. Заявление должно содержать следующие сведения:
1. ФИО
2. Адрес места жительства.
3. Паспортные данные подписавшихся.
3. Подписанное инициативной группой жителей заявление, а также согласованный с Администрацией пакет документов по данному вопросу — описание границ территории и схема территории, на которой планируется ТОС; справка о численности населения, проживающего на соответствующей территории и достигшего 16-летнего возраста, — направляются в городскую думу для принятия решения об установлении границ территории ТОС.
С каждым годом, в различных регионах Российской Федерации увеличивается число территориальных общественных самоуправлений (далее – ТОС), что повышает значимость местного самоуправление и показывает вовлеченность граждан в решение вопросов на местах. Которые в свою очередь, связаны с комфортным проживанием на определенной территории, осуществлением досуга, обеспечением безопасной жизнедеятельности. Территориальное общественное самоуправление может быть зарегистрировано в качестве общественной организации.
Для раскрытия данной темы, в статье будут даны ответы на следующие вопросы:
Территориальное общественное самоуправление как вид местного самоуправления
Данный термин закреплен в ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой местное самоуправление в Российской Федерации означает форму осуществления гражданами власти в рамках действующего законодательства Российской Федерации, которые разрешают самостоятельно или через свои органы местного самоуправления вопросы местного значения для комфортной жизнедеятельности граждан, учитывая потребности и интересы населения.
Вместе с этим, для граждан предоставлены различные способы осуществления своей власти на местном уровне, к которым относятся:
Территориальное общественное самоуправление
Наиболее выделяющимся способом осуществления населением местной власти является создание ТОС. Это связано с тем, что жители определенных территорий создают ТОСы на долговременную перспективу, которые в свою очередь будут существовать продолжительное время.
Безусловно, если цель, ради который был создан тот или иной ТОС была решена, то ТОС может прекратить свою деятельностью. Однако не следует спешить с этим, так как данная форма осуществления власти населения на местах может разрешать не одну, а целый комплекс задач, связанными с:
А также с иной деятельностью, направленной на благоустройство территорий, создание благоприятных условий жизнедеятельности, на защиту прав и интересов граждан, проживающих на определенной территории.
Исходя из перечисленных задач, необходимо перейти к определению ТОС, которое закреплено в ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и означает одну из форм осуществления местной власти, при которой граждане самоорганизовываются, по месту их жительства на определенной территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, на селенной территории, для разрешения вопросов местного значения, удовлетворения потребностей и интересов граждан, находящихся на определенной территории.
Сами готовим, подаем и получаем
Печать и расчетный счет в подарок
*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р
Формы территориального общественного самоуправления
Возникает вопрос, на какой именно территории может быть создан ТОС? Ответ на этот вопрос также дан в вышеуказанном ФЗ, в соответствие с которым граждане вправе осуществлять местную власть в рамках ТОС на таких территориях, как подъезд жилого дома, жилой дом, объединение жилых домов, жилой микрорайон, села, не являющиеся поселениями, другие территории проживания граждан.
При этом территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданам в форме собраний, конференций или специальных органов ТОС, созданными на данных конференциях и собраниях гражданами, проживающими на определенной территории. Необходимо подробнее остановиться на вышеперечисленных формах осуществления территориального общественного самоуправления.
Посредством собрания граждане могут осуществлять властные полномочия самостоятельно на определенной территории муниципалитета для обсуждения и выделения наиболее важных вопросов, задач, проблем, которые необходимо разрешить посредством создания различных проектов, а также для получения информации от органов местного управления о том, каким образом могут быть удовлетворены интересы граждан и разрешены проблемы связанные с благоустройством территорий и комфортным проживанием граждан.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС правомерно, если в нем участвует не менее одной трети жителей определенной территории, каждый человек из которых достиг шестнадцатилетнего возраста.
Следующей формой организации территориального общественного управления является конференция граждан, которая представляет вариацию собрания граждан. В рамках данной конференции, представители населения собираются для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию определенных органов муниципального образования, которые связаны также с определением потребностей и интересов граждан, касающихся территориального общественного управления. В данном случае, конференция граждан служит помощником в разрешении вопросов местного значения для органов местного самоуправления и даже разрешает задачи, входящие в компетенцию данных органов.
Полномочиями конференции и собрания являются:
Органы территориального общественного самоуправления
Еще одной формой организации территориального общественного управления является создание и учреждение определенных органов. Действуют данные органы на основании устава ТОС.
Органами ТОС являются:
К полномочиям органов ТОС относятся:
Устав территориального общественного самоуправления
Для того, чтобы ТОС начал осуществление своей деятельности и достижении поставленным перед ним задач, оно должно быть учреждено с момента регистрации его устава уполномоченным на это органом местного самоуправления.
Устав ТОС содержит следующие положения:
Необходимо заметить, что ТОС может быть создан как с образованием юридического лица в форме НКО, так и без его образования.
Если гражданами было принято решение создать ТОС без образования юридического лица, тогда его регистрация производится в органах местного самоуправления. При этом на осуществление намеченных планов гражданами они могут использовать исключительно собственные средства и средства из местного бюджета, если есть данная статья расходов.
Однако создание ТОС в качестве юридического лица имеет намного больше преимуществ. Так, на реализацию намеченных проектов можно использовать не только средства граждан и средства из муниципального бюджета, но и средства, выигранные в грантовых конкурсах, которые проводятся ежегодно и ждут каждого желающего попробовать свои силы.
Следующим преимуществом ТОС как юридического лица является возможность заключения договоров, как с органами местного самоуправления, так и с иными НКО, для осуществления совместной деятельности, для объединения общих усилий и достижения наиболее высоких результатов в улучшении комфорта жизни населения на определенных территориях.
Вместе с этим, у ТОС появляются дополнительные обязанности в связи с созданием юридического лица, которые связаны с осуществления финансовой и статистической отчетности, отчетами о деятельности ТОС.
Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.
• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты
Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36
В заключение необходимо обозначить, что во многих субъектах Российской Федерации существуют ТОС, благодаря которым, граждане достигают поставленных целей, благоустраиваются территории, развивается инфраструктура, проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия. Более того, достижение высоких результатов способствует еще большему вовлечению населения в участие в местных инициативах, а также в создание собственных проектов, направленных на благоустройство территорий и разрешение иных вопросов местного значения. Вместе с этим, органы местного самоуправления всегда стремятся поощрять проекты граждан посредством проведения различных конкурсов, по результатам которых награждаются победители. Информация о различных конкурсах, в которых могут участвовать ТОСы может быть размещена на официальных сайтах администраций регионов или официальных сайтах существующих ТОСов в регионе. Это мотивирует граждан стремиться делать свои территории лучшими, самыми благоустроенными и комфортными, как для проживания, так и для проведения различного досуга.
Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления
В 2016 году на территории Российской Федерации была учреждена Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления. В соответствии с ее Уставом данная организация осуществляет деятельность различной направленности:
Органами управления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления являются:
Члены Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления
В соответствие с Уставом Ассоциации ее члены имеют некоторые особенности в отличие от членов иных некоммерческих организаций. Членами данной Ассоциации являются:
Все вышеперечисленные участники должны разделять цели и задачи данной Ассоциации.
Данная организация имеет собственный сайт, включающий разделы по различным тематикам. Перейдя на сайт, можно узнать об истории организации, органах управления, услугах и новостях.
Создание ТОС
Создание территориального общественного самоуправления имеет некоторые особенности. Как было сказано ранее, ТОС может быть зарегистрированным без образования юридического лица и с образованием такового.
Для начала необходимо рассмотреть процедуру регистрации ТОС без образования юридического лица.
Одной из особенностей регистрации ТОС является то, что ТОС создается по желанию граждан, которые проживают на определенной территории. Именно они формируют инициативную группу, в которую могут входить лица, достигшие 16 лет, а их общее количество не должно быть меньше трех человек. В соответствии с тем, что ТОС осуществляет свою деятельность на определенной территории, инициативная группа должна определить ее границы, после чего назначается дата проведения учредительного собрания. Граждане, проживающие на территории, на которой создается ТОС, должны быть уведомлены о вышеуказанной дате.
Существует несколько способов информирования населения о собрании:
После того, как все граждане проинформированы о собрании, начинается его проведение либо в форме учредительного собрания, либо в форме конференции.
На собрании решается большой спектр вопросов: об избрании председателя и секретаря, о создании ТОС, о принятии Устава, об избрании высшего органа управления и исполнительного органа. После окончания собрания составляется протокол о его проведении.
Следующим шагом является подача документов Председателем ТОС в администрацию муниципального образования для регистрации Устава данного ТОС. Одним из таких документов является заявление о создании ТОС, которое подается на имя главы муниципального образования, подписываемое Председателем ТОС с указанием адреса места жительства заявителя и контактными данными для связи с данным лицом.
Также в администрацию необходимо предоставить:
Процедуры регистрации ТОС без образования юридического лица и с созданием такового похожи. Но есть основное отличие: при создании ТОС в качестве юридического лица, организация регистрируется не в администрации муниципального образования, а в Управлении Министерства Юстиции России определенного субъекта. Это связано с приобретением особого статуса – юридического лица, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.
Документы, которые подаются на регистрацию в Министерство Юстиции, идентичны документам другим организационно-правовым формам НКО.
Пишите или Звоните!
Вам также может быть интересно: