Что такое праздность как грех

Уныние и праздность

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Что такое праздность как грех. Смотреть фото Что такое праздность как грех. Смотреть картинку Что такое праздность как грех. Картинка про Что такое праздность как грех. Фото Что такое праздность как грех

Как человеку спастись от уныния, апатии и не впасть в праздность? Какое из двух зол меньшее?

Отвечает протоиерей Федор ПОВНЫЙ, настоятель храма в честь Всех Святых в Минске, председатель Правления Департамента внешних связей Белорусского Экзархата, руководитель Дома Милосердия:

В Церкви каждый год во время Великого поста читается известная молитва преподобного Ефрема Сирина, содержащая такие слова:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. И действительно, праздность — корень всех грехов, основной человеческий недуг, который отравляет душу. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянет всегда «вниз», а не поднимает «вверх», что постоянно убеждает нас в невозможности что-либо изменить. Это поистине глубоко укорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «а зачем?» И благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы.

Плод праздности — уныние. В святоотеческой литературе уныние определяется как величайшая опасность для человеческой души. Находясь во власти уныния, человек перестает видеть хорошее, для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Уныние — воистину дьявольская власть над человеком. А дьявол, прежде всего, лжец, клеветник и обольститель. Он лжет человеку о Боге и о мире, наполняя жизнь тьмою и отрицанием.

Уныние — это самоубийство души. Ведь впав в уныние, человек теряет способность видеть свет и стремиться к нему. Потому не может праздный человек жить без уныния, ведь мнимое пустое жизнелюбие как раз и рождает этот тяжкий грех.

А во второй своей части молитва Ефрема Сирина взывает к Богу о даровании добродетелей:

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Таким образом, в этой удивительной молитве перечисляются не только человеческие пороки, в которых мы раскаиваемся и от которых пытаемся избавиться, — но и добродетели, которые мы надеемся обрести. В любом молитвослове Вы легко найдете ее полный текст, и если попробуете вчитаться в него, применить к себе, то всегда будете иметь в памяти как бы список возможных индивидуальных подвигов. И цель этих подвигов состоит, прежде всего, в освобождении от основных недугов, отравляющих часто всю нашу жизнь и препятствующих нам вступить на путь обращения к Богу.

Источник

Праздность как грех

Что такое праздность как грех. Смотреть фото Что такое праздность как грех. Смотреть картинку Что такое праздность как грех. Картинка про Что такое праздность как грех. Фото Что такое праздность как грех

Что такое праздность?

Согласитесь, слово «праздность» не часто употребляется и что оно значит, может сказать не каждый, поэтому сначала стоит дать определение этому понятию. Если заглянуть в толковый словарь, то можно увидеть несколько синонимов праздности – лень, безделье, проведение времени без какого-либо полезного занятия. Но почему праздность рассматривается как грех, разве есть хоть кто-то способный работать без перерыва? Все мы в разной мере проводим время без работы, отдыхая, проводя время с семьёй, просматривая телевизионные программы или последние новости в интернете. Так что же, мы все беспробудные грешники, откуда вообще взялось такое мнение?

Можно подумать, что праздность как грех рассматривает исключительно христианская традиция, особенно если вспомнить историческую зависимость церкви от остальных граждан – будут они прохлаждаться, будут мало зарабатывать, а значит и приход много денег не получит. Доля правды в этом мнении есть, но не всё так просто, понятие труда подразумевает не только физическую работу, есть ещё и умственные упражнения. То есть, когда не трудится наше тело, мозг всё равно должен трудиться – получать и усваивать новую информацию, перерабатывать полученные знания и делать выводы. Да и любая религия, любое духовное учение, даже психология подразумевает стремление человека ввысь, то есть говорит о необходимости самосовершенствования. Поэтому мнение о грешности бесцельного времяпрепровождения имеет не столько религиозную необходимость, сколько естественную потребность человека в развитии. Бездельничая, мы грешим против своей человеческой природы, скатываясь к животному состоянию, не знающему высших переживаний.

Теперь становится понятен и смысл утверждения «праздность – мать всех пороков», так как именно лень нам диктует желание не развиваться, оставаться всегда на месте. А никто из нас несовершенен, и без работы над собой не только сохранит дурные качества, но и разовьёт их – потворствовать желаниям лишь только тела слишком приятно.

Источник

ПРАЗДНОСТЬ

Праздность вредная и полезная

Не быть никогда в праздности, но что-нибудь делать полезное: а только упраздняться от злых дел, слов и помыслов. Сия бо едина праздность нам полезна (5:72).

Праздность от злых помыслов похвальна и полезна

Коль блаженный покой есть, когда ум от злых и душевредных мыслей, сердце от похотей лукавых упокоевается, очи не смотрят ничего, уши не слушают ничего, язык и уста не глаголют ничего, руки не делают ничего, что святому Божию закону противно! Блаженная сила праздность есть благословенный покой. Сего Творец наш и Господь от нас требует. Сию субботу не токмо на каждой седмице но и на каждый день, час и минуту праздновать должно нам. К сему спасительному и тишайшему упокоению, в котором не токмо внешние уды телесные, но и внутренние душевные силы от вредных дел упокоеваются, и совесть сладко почивает. Сам Христос призывает: «приидите ко Мне вси труждаюшиися и обремененнии, и Аз упокою вы» ( Мф. 11, 28 ) (2:188–189).

Сердце человеческое праздно быть не может (2:187, см. ПРАЗДНОСТЬ, 760).

Праздность есть грех

Христиане не должны в «праздности жити», но в благословенных трудах упражняться. Понеже сама собою праздность есть грех, яко противна заповеди Божией есть: «в поте лица твоего снеси хлеб твой», глаголет Бог Адаму ( Быт. 3, 19 ), которая заповедь и нас, сынов Адамовых касается (3:245).

Праздность есть нарушение заповеди

Праздность, или удаление от трудов, или леность, есть сама собою грех, ибо противна есть заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего ясти хлеб наш. Еще бо праотцу нашему Адаму сказано от Бога: «в поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю, от неяже взят еси» ( Быт. 3, 19 ), которое повеление и нас сынов его касается. И Апостол святый и ясти тому запрещает, кто не хощет делати. Следственно в праздности живущии и чужими трудами питающиися непрестанно грешат, и дотоль грешить не престанут, доколь в благословенные труды не отдадут себе. От сего выключаются немощные и престарелые, которые хотя бы и хотели трудиться, но не могут (2:187)

Ни к кому удобно диавол не приступает, как к человеку, в праздности живущему (1:247, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Праздность – мать пороков

Празден не буди, ибо праздность всему злу научает. Всегда убо буди в трудах добрых, то есть: или книги читай, или молись, или буди в богомыслии, или ручное какое дело делай. Ни к кому так враг не приступает удобнее, как к живущему в праздности; тут ему дом подметен и украшен. Берегись убо праздности, да не впадеши во всякое зло (1:228).

Праздность – мать все ГРЕХОВ

Многие христиане, понеже хлеб готовый имеют, ни за какое дело приняться не хотят, но в праздности живут и в безполезных и бездельных разговорах упражняются, или то и знают, что прогуливаются и из гостей в гости проезживаются. Таковая праздность всему злу их научает. Таковые празднолюбцы и тунеядцы непрестанно грешат противу Бога, глаголющаго: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» ( Быт. 3, 19 ) (4:246).

Всякаго греха виною бывает праздность, что и самые язычники признали (3:245).

Не должен ты в праздности жить, но в трудах благословенных упражняться Понеже праздность всему злу виновна, и кто в праздности живет, непрестанно грешит. От сего выключаются немощные и престарелые люди, которые трудиться не могут (5:152)

Не токмо в праздности быть и житие без добрых трудов провождать грешно, как сказано, но сие и многих зол причиною бывает. Ибо СЕРДЦЕ человеческое ПРАЗДНО быть не может, но какими-нибудь мыслями занято бывает. А понеже оно склонно ко всякому злу; и к праздному сердцу, которое никакими полезными трудами не занято, не иначе как к дому праздному, пометенному и украшенному, удобно приступает душевный враг диавол, и мыслями злыми, как вредными плевелами, наполняет его, и в самое действие производить поучает оттуду бывает, что праздность много беззаконий раждает, а ко всякому добру безплодна бывает. Отсюду пьянство, многих зол и соблазнов виновное; отсюду всякия блудныя дела; отсюду злыя беседы, пересуждения, осуждения, насмеяния, злословия, хуления. Праздность вымышляет излишняя роскоши, которыя без обиды ближняго и разорения общества не могут быть. Тако «праздность научает многой злобе», по словеси премудрого Сираха ( Сир. 33, 28 ). Откуду и Соломон глаголет: «в похотех есть всяк праздный» ( Притч. 13, 4 ) (2:187).

Праздность приносит вред телу

Праздность не токмо душу погубляет, но и телу вред наносит. В праздности живущии всяким недугам и немощам подлежат. Как бо вода растлевается, которая течения не имеет, так тело человеческое без движения и трудов портится и ослабевает. Ибо кровь, от которой вся целость телесная зависит, в неимущем движении от трудов, загустевает, и так по малу согнивает. Не трудящийся не может в сладость и пищи принимать. Труды бо суть, как бы некая поджога к восприятию и варению пищи в желудке, без которых желудок отвращается пищи (2:187).

Для сохранения целомудрия избегать праздности (1:233, см. ЦЕЛОМУДРИЕ, 1152).

Чтобы убежать праздности, дорожить временем

Чтобы праздности и оной последующих зол убежать, должно твердо держать, что ВРЕМЯ дражайшее есть паче всякого сокровища. Как слова сказанного возвратить, так и ВРЕМЕНИ потерянного сыскать невозможно. Потерявшие напрасно время будут жалеть, и малейшаго времени к покаянию поищут, не иначе как жаждущие студеныя воды; но не обрящут, когда время будет суда, а не покаяния; строгости, а не помилования. Следует непременно ответ дать и за самое ВРЕМЯ, туне потерянное. Ибо настоящее ВРЕМЯ есть торг, на котором таланты, от Господа нашего нам данные, должно трудами с помощью Божиею умножать, чтобы с ленивым рабом не услышать страшного онаго определения Господня: «неключимаго раба вверзите во тьму кромешнюю» ( Мф. 25, 30 ) (2:188).

Праздность, см. шестая глава, четвертой статьи, первой книги «О истинном христианстве» (2:186–189).

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»

Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина

Что такое праздность как грех. Смотреть фото Что такое праздность как грех. Смотреть картинку Что такое праздность как грех. Картинка про Что такое праздность как грех. Фото Что такое праздность как грех

Внешняя праздность нам понятна почти каждому, потому что все мы в той или иной степени бываем причастниками этой душевной болезни, когда предаемся нерадению и разленению и допускаем небрежение о своей домашней молитве, опускаем хождение в храм либо когда позволяем себе на молитве поспешность, с тем чтобы поскорее закончить ее и предаться отдыху или суетной болтливости; но когда этот недуг поразитвсе наши душевные силы, то наступает тяжелое нравственное, душевное состояние. Тогда человек уже не живет нормальной, настоящей жизнью, потому что нет у него в душе постоянного оживотворяющего начала для полноценной человеческой деятельности, а живет жизнью призрачной, вымышленной, бесполезной, никому не нужной. Любит предаваться бесполезным мечтаниям и праздным суетным разговорам и бывает неспособен ни к какому доброму делу.

Вместе с тем очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни.

Как сосуд, который часто открывают, не сохраняет крепости и аромата с!амого благовонного вещества, помещенного в нем, так и душа того человека, который любит многословить, не сохраняет надолго добрых мыслей и добрых чувствований, а изрыгает из себя потоки осуждения, злоречия, клеветы, лести и т. д. Поэтому-то Церковь постом и молится: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия (Пс. 140, 3-4). Как сорняки засоряют почву и мешают произрастать на ней добрым злакам, так пустые, гнилые слова убивают душу и не дают возможности произрастать в ней добрым помыслам и чувствам.

Итак, дорогие братия и сестры, помня и храня сокровенные в молитве преподобного Ефрема благие уроки, последуя им, мы обязательно привлечем к себе благодать Божию и соделаемся милыми Отцу своему Небесному, удостоимся зреть Горний Иерусалим и блаженствовать со всеми Небесными Силами и душами праведных.

А поэтому всегда, и особенно в дни Великого поста, почаще будем взывать: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Источник

Праздность – что это такое? Дух праздности в православии

Наверное, многим приходилось слышать такое слово, как «праздность», но далеко не все понимают, что оно обозначает. Если посмотреть значения этого слова, то можно понять, что данным термином называют безделье, невнимательность к соблюдению основных норм нравственно-духовной жизни, лень в плане совершения духовных практик. Праздность даже доброго человека постепенно приводит к тому, что он становится более злым, сходя с пути истинного на дорогу греха. Такое состояние, как праздность, далеко не является нейтральной средой в духовной жизни, ведь человек становится безразличным к делу своего спасения, постепенно разрушая свою жизнь.

Что такое дух праздности?

Часто в тексте молитв можно прочитать обращение к Богу о том, чтобы он не дал нам дух праздности. Под понятием праздность явно не имеется ввиду отдых, который должен присутствовать в жизни человека, ведь это что-то совсем другое и, о духе праздности стоит рассказать такое:

Чаще всего, праздность является проявлением слабой воли и не разрешает человеку сформировать свою личность. Даже факт того, что человек произносит праздные слова, говорит о его несостоятельности и работает против него. Если праздность вредит только человеку, находящемуся в этом состоянии, то празднословие может навредить и другим людям, приводя их к разным жизненным катастрофам.

Молитва, помогающая избавиться от духа праздности и ее основные прошения

Часто, особенно во время Великого поста, молятся о том, чтобы Господь избавил человека от духа праздности. Эта молитва Ефрема Сирина содержит в себе несколько таких важных прошений:

Праздность и празднословия – это то, что приводит человека не к лучшим последствиям, поскольку такое состояние негативно может повлиять не только на него, но и на окружающих людей. Праздность – это лень и пустота, а празднословие – это ненужные беседы, которые часто влияют на окружающих людей негативно, поэтому и стоит молиться о том, чтобы уберечься от данных состояний.

Такое понятие, как праздность, церковь рассматривает исключительно в негативном свете, поскольку данное состояние разрушает человека изнутри. Праздность – это своего рода духовный порок, от которого обязательно стоит избавляться, чтобы иметь возможность двигаться на пути своего духовного развития вперед.

Но стоит упомянуть и о такой понятии, как Богоугодная праздность. Именно в таком контексте праздность расценивается, как временное освобождение человека от земной суеты и всех его дел, чтобы больше времени уделить Богу, посвятив его Творцу. То есть, если в воскресные дни человек не занимается делами по дому и не ходит на работу, он должен это время провести в церкви, в молитве, а не просто лежать на диване.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *