Что такое правовая информация в соответствии с законодательством рб
Распространение правовой информации
Деятельность по распространению правовой информации регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 и носит многовекторный характер, включая как традиционный выпуск печатных правовых изданий: конституции, кодексов, кодексов нормативных правовых актов, так и использование современных информационных технологий, в том числе распространение правовой информации в сети Интернет. Тем самым государство обеспечивает реализацию предусмотренного в статье 34 Конституции Республики Беларусь права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации.
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь является ядром действующей системы распространения правовой информации. Он ведет основной государственный информационно-правовой ресурс – эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь, который является первоисточником официальной правовой информации.
Данный ресурс распространяется в составе информационно-поисковой системы «ЭТАЛОН» и содержит тексты всех нормативных правовых актов в актуальном состоянии, т.е. в их действующей редакции с учетом внесенных изменений и дополнений.
Преимущества использования в деятельности организации системы «ЭТАЛОН»:
Система «ЭТАЛОН» устанавливается на компьютер и ежедневно обновляется. Но все большую популярность получает интернет-версия – система «ЭТАЛОН-ONLINE». Ежемесячно сайт системы посещают более 80 тыс. уникальных посетителей.
Основные преимущества системы:
Приглашаем Вас принять участие в развитии и совершенствовании государственных информационно-правовых ресурсов, формируемых НЦПИ. Вы можете: направить свои предложения на anketa@ncpi.gov.by или связаться с нами другим удобным способом.
НЦПИ осуществляется выпуск периодических и непериодических печатных изданий правовой тематики.
В числе официальных периодических печатных изданий, выпускаемых НЦПИ, научно-практический журнал «Право.by», в котором публикуются материалы ведущих ученых, практиков, преподавателей, аспирантов, магистрантов, освещающие актуальные вопросы теории и практики юридической деятельности. В сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», выпуск которого осуществлялся до 1 января 2021 г., обеспечивалось обнародование законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договоров, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления.
Среди непериодических печатных изданий НЦПИ: Конституция и кодексы Республики Беларусь, сборники нормативных правовых актов, полезные для каждого жителя республики книги из серии «Правовая библиотека НЦПИ» и иные издания правовой тематики.
Правовая литература НЦПИ широко представлена в книготорговой сети, издания характеризуются высоким качеством и социально-ориентированными ценами.
Уже более 20 лет реализацию государственной политики в области распространения правовой информации в регионах осуществляют созданные во всех областных центрах и в г. Минске филиалы НЦПИ – региональные центры правовой информации (РЦПИ), которые:
Порядок и условия распространения (предоставления) правовой информации
Вопросы распространения правовой информации в Республике Беларусь регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь».
Данным Указом установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие издательскую деятельность, владельцы информационных ресурсов (их составных частей), размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, вправе осуществлять деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации при условии заключения с Национальным центром правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦПИ) договора предоставления правовой информации для ее дальнейшего распространения (предоставления) (далее – договор).
Под распространением правовой информации понимается деятельность государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, направленная на ознакомление неопределенного круга лиц с правовой информацией в печатной форме, форме электронных изданий и (или) электронной форме.
Деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации включает подготовку к изданию соответствующих печатных и электронных изданий и (или) производство баз и банков данных, иных информационных ресурсов, в том числе размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет, а также продажу (предоставление) материальных носителей, содержащих правовую информацию.
При этом распространение (предоставление) правовых актов должно осуществляться путем точного воспроизведения текста правового акта с указанием его обязательных реквизитов (вид акта, его название, дата принятия (издания), регистрационный номер, должность, инициалы и фамилия должностного лица, подписавшего правовой акт), а также источника официального опубликования правового акта. Правовой акт, распространяемый (предоставляемый) с неполным изложением текста, а также с неполным изложением либо без указания обязательных реквизитов и (или) источника официального опубликования, должен содержать пометку «(Извлечение)».
Правовая информация распространяется (предоставляется):
Распространение (предоставление) правовой информации в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями как на возмездной, так и на безвозмездной основе в количестве, не превышающем двадцати правовых актов, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных для распространения правовой информации в печатной форме и форме электронных изданий.
Таким образом, если организация или индивидуальный предприниматель имеет намерение распространять (предоставлять) правовую информацию в печатной форме либо в форме электронных изданий, а также в электронной форме на возмездной и (или) безвозмездной основе в количестве, не превышающем двадцати правовых актов, ему следует обратиться в региональные центры правовой информации (филиалы НЦПИ) для заключения соответствующего договора. В случае распространения правовой информации в электронной форме (в виде отдельных документов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов, в том числе размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет) договор следует заключать с НЦПИ.
На основании заключенного договора НЦПИ предоставляет для дальнейшего распространения (предоставления) правовой информации:
Проекты договоров, предусматривающих предоставление прав на использование информационных и технологических составляющих эталонного банка данных правовой информации за пределами Республики Беларусь, согласовываются с Администрацией Президента Республики Беларусь.
В пункте 19 Положения о деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации, утвержденного упомянутым Указом, предусмотрено, что заключение договора не требуется в отношении:
Деятельность по распространению (предоставлению) правовой информации (текстов правовых актов Республики Беларусь в полном либо неполном изложении), осуществляемая без заключения договора, является незаконной и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Кроме того, вопросы распространения (предоставления) правовой информации в Республике Беларусь, помимо Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 712 «О совершенствовании государственной системы правовой информации Республики Беларусь», регулируются также:
Более подробную информацию о порядке распространения правовой информации можно получить в НЦПИ и его филиалах – региональных центрах правовой информации.
Государственная система правовой информации
Построение информационного общества в Беларуси рассматривается в качестве одной из приоритетных задач национального развития. Так, в выступлении на Всемирном саммите по информационному обществу 11 декабря 2003 года в Женеве Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил, что «… у людей формируются большие надежды на то, что жизнь приобретает новое качество с развитием и широким применением информационных технологий…».
Реальным свидетельством такого понимания является государственная система правовой информации Республики Беларусь, созданная в соответствии с решениями Главы белорусского государства на основе внедрения современных информационных технологий в правовую сферу. Названная система обеспечивает прежде всего адекватные условия для реализации права человека на получение полной, достоверной, официальной правовой информации и тем самым содействует формированию информационного общества. ГСПИ выступает в качестве одного из базовых механизмов, обеспечивающих функционирование государственных органов и общества, всей правовой системы государства на основе передовых информационных технологий.
Действующая на сегодняшний день в стране модель ГСПИ основана на комплексном использовании современных ИКТ в области сбора, накопления, систематизации и распространения правовой информации, а также официального опубликования правовых актов и представляет собой общегосударственную организационно-техническую систему обеспечения полной, достоверной и актуальной нормативной правовой информацией субъектов правоотношений на основе Национального реестра и ЭБДПИ.
ГСПИ представляет собой целостный многокомпонентный механизм, позволяющий аккумулировать правовые акты, принимаемые (издаваемые) в стране, поддерживать их в контрольном состоянии и обеспечивать эталонной правовой информацией каждого, у кого возникнет потребность в ней. Изначально построение ГСПИ обусловлено объективной необходимостью создания в Республике Беларусь нормативного информационно-правового ресурса, способного оперативно обеспечивать органы государственной власти и управления, юридические лица и граждан достоверной и полной информацией о действующем в республике законодательстве.
В результате работы, проводимой Национальным центром правовой информации Республики Беларусь, в стране создана, действует и развивается эффективная модель ГСПИ, которая в настоящее время состоит из следующих основных составляющих:
1. Национального центра правовой информации Республики Беларусь – центрального государственного научно-практического учреждения, осуществляющего сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение (предоставление), экспертно-аналитическую деятельность в указанных сферах, а также официальное опубликование правовых актов, созданного в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 «О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь»;
2. автоматизированной системы формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса, создаваемого НЦПИ.
3. комплексной системы распространения правовой информации, состоящей из:
Система распространения правовой информации включает в себя распространение правовой информации на электронных и бумажных носителях с использованием различных организационных и информационно-технологических форм распространения и гарантирует предоставление всем государственным органам, включая суды, органы прокуратуры, местные органы власти, все юридические и физические лица, официальной, полной и актуальной правовой информации как с помощью печатных изданий, так и в электронном виде, в том числе через Интернет.
4. системы межгосударственного обмена правовой информацией, включающей обмен правовой информацией в рамках двусторонних договоров, межправительственных договоров и создание межгосударственной автоматизированной системы обмена правовой информацией.
Таким образом, осознавая значимость построения единого информационно-правового пространства, роль правовой культуры в развитии гражданского общества, стремясь реализовать постулаты, изложенные в основных документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и Европейского Сообщества о доступе к информации, Окинавской хартии глобального информационного сообщества, преодолеть существующий в обществе так называемый «цифровой разрыв», Республика Беларусь предприняла реальные шаги в направлении внедрения информационных технологий в право.
В стране создана уникальная государственная межведомственная автоматизированная система управления правовым ресурсом, которая реально внедрена на всех уровнях управления республикой и которая позволила сформировать и постоянно поддерживать в актуальном состоянии единый в стране официальный и полный государственный нормативно-правовой информационный ресурс.
При этом характерной особенностью белорусской модели государственной системы правовой информации является то, что государство практически взяло на себя ответственность за создание системы самого широкого доступа населения к правовой информации, возложив эти функции, прежде всего, на созданный Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) как на центральное государственное научно-практическое учреждение в области правовой информатизации и создания государственной системы правовой информации, придав ему функции реального идеолога и координатора этих процессов.
Правовой основой для развития правовой информатизации, формирования ГСПИ и создания ее реально функционирующей модели явились Указы Президента Республики Беларусь:
На сегодняшний день ГСПИ позволяет пользоваться официальной и актуальной правовой информацией всем категориям граждан – работающим и неработающим, государственным служащим и предпринимателям, пенсионерам и школьникам, обладающим и не обладающим компьютерной техникой. т.е. реально создана система доступа широких слоев населения к правовой информации, что является свидетельством открытости нашего государства.
Нормативная правовая информация (законодательство) составляет часть исторического и культурного наследия, достояние народа Республики Беларусь, его документальную память.
Общая характеристика
«…Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества.
На любом этапе информатизации особое значение приобретают процессы правовой информированности граждан, что является одним из приоритетных факторов динамичного развития цивилизованного государства.
Внедрение в правовую сферу современных информационных технологий требует активного международного сотрудничества. Проводимый под эгидой ЮНЕСКО форум будет способствовать решению этих задач, станет значительной вехой в подготовке к Тунисскому этапу Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу…»
Из приветствия Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко участникам II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и право (Правовая информатизация-2004)»
«Информационное общество … должно основываться на принципах, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека, и характеризоваться универсальным доступом к информации и ее использованием в целях создания, накопления и распространения знаний…» (Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», Женева, 2003)
Республика Беларусь, будучи государством-учредителем Организации Объединенных Наций, членом ЮНЕСКО с 1954 года, закрепила право человека на свободу искать, получать и распространять информацию, прежде всего, на уровне Основного Закона. Статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Для того чтобы правовая информация была доступной для всех заинтересованных, государство и общество постоянно вырабатывают определенный (и адекватный) механизм доведения ее до их сведения. Конец ХХ века предоставил для этого возможности информатизации и, в частности, – правовой информатизации. Информатизация ставит еще один вопрос – сохранение цифрового наследия. Так, в соответствии с Хартией о сохранении цифрового наследия целью его сохранения (а к нему относится и информация правового характера) является обеспечение доступности информации для населения.
В связи с этим одной из приоритетных задач государственного строительства на современном этапе развития белорусского общества является создание адекватной информационной среды и в ней – устойчивой обратной связи между государством, его официальными органами и обществом. В этих условиях информационно-правовая политика государства должна быть последовательно направлена на создание условий для эффективного и качественного обеспечения правовой информацией заинтересованных на самых разных уровнях – от государственных органов до каждого гражданина.
Отличительной особенностью правовой информатизации (под которой понимается правовой, организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей государственных органов, юридических лиц и граждан в получении правовой информации на базе информационных технологий, систем и сетей, позволяющих осуществлять создание, формирование, накопление, обработку, организацию (систематизацию) и выдачу пользователю правовой информации) от процессов внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в другие сферы жизнедеятельности общества является то, что формирование и использование правовой информации осуществляются на всех стадиях процесса правового регулирования и охватывают весь спектр общественных отношений.
Впервые в Республике Беларусь научно-практическая проблема «Правовая информатизация» была обозначена в Концепции судебно-правовой реформы в 1992 году. Однако новый и существенный импульс развитию процессов правовой информатизации придало создание Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 Национального центра правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ), на который были возложены:
В соответствии с решением Координационного научно-технического совета по информатизации правоохранительных органов Республики Беларусь (КНТС по ИПО) от 31 августа 1995 г. НЦПИ в 1997–1998 г.г. разработал Концепцию правовой информатизации, которая была согласована с:
В настоящее время многие приоритетные направления в области правовой информатизации, изначально предусмотренные Концепцией и получившие правовое обеспечение в ряде декретов и указов Президента Республики Беларусь, нашли свою практическую реализацию.
Так, НЦПИ создана и развивается государственная система правовой информации (ГСПИ), предназначенная прежде всего для информационно-правового обеспечения принятия решений на основе процессов сбора, учета, систематизации и распространения правовой информации. ГСПИ основывается на:
Созданная НЦПИ системно-комплексная парадигма формирования информационно-правовых ресурсов и соответствующих технологий позволяет в настоящее время оперативно обеспечивать все государственные органы Республики Беларусь актуальной и официальной правовой информацией.
Это нашло отражение в итоговых документах Международной научно-практической конференции «Современные компьютерные технологии в системах правовой информации» (Правовая информатизация-2002), а также II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и право (Правовая информатизация-2004)», проведенной под эгидой ЮНЕСКО.
В сфере нормотворческой деятельности государственных органов НЦПИ в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376 «О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь» разработал и внедрил в деятельность нормотворческих государственных органов КБДПЗ. Указанный банк данных создан с целью информирования субъектов права законодательной инициативы (и иных заинтересованных) о законотворческой деятельности и совершенствования процесса законотворческой деятельности. КБДПЗ представляет собой автоматизированную систему централизованного учета, накопления и доведения до сведения субъектов права законодательной инициативы и иных заинтересованных информации о законотворческой деятельности в Республике Беларусь.
Кроме этого, на основе результатов научных исследований, проведенных НЦПИ в области информатизации нормотворческой деятельности и подготовки проектов нормативных правовых актов, Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь была разработана и распространяется среди государственных органов компьютерная программа «Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь». Данная компьютерная программа в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» предназначена для внедрения во всех государственных органах, осуществляющих подготовку проектов нормативных правовых актов.
В рамках информатизации правоприменительной деятельности судебных органов НЦПИ создана, внедрена и функционирует автоматизированная информационно-телекоммуникационная система правовой информации для обеспечения ею Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов (АСПИ «Суд»). Данная разработка предназначена для максимально полного удовлетворения запросов судебной системы по обеспечению правовой информацией.
С целью развития данной автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы в 2003 году НЦПИ создан и внедрен в деятельность Конституционного Суда, Министерства юстиции, систем общих и хозяйственных судов интегрированный банк данных правовой информации «Судебная практика», призванный обеспечить указанные органы актуальной и достоверной информацией о правоприменительной практике органов судебной власти в Республике Беларусь.
Разрабатываются или уже внедрены в судах Республики Беларусь системы, позволяющие автоматизировать правоприменительную деятельность судов. Так, в системе хозяйственных судов в 2000–2001 годах внедрена автоматизированная информационная система (ИАСУ – СХС), позволяющая автоматизировать судопроизводство системы хозяйственных судов Республики Беларусь. В системе общих судов Республики Беларусь осуществляются работы по созданию автоматизированной системы Верховного Суда Республики Беларусь (АИС Верховный Суд). Действует ряд решений в сфере применения ИКТ при реализации задач судебной статистики и др.
Кроме указанных сфер правовой информатизации, в которых тем или иным образом достаточно широкое распространение получили современные ИКТ, следует особо выделить вопрос, связанный с обеспечением доступа граждан к правовой информации и, прежде всего, к законодательству. По своей сути данная задача является задачей не только развития правовой информатизации, а выступает в рамках организации всеобщего правового просвещения и образования в Республике Беларусь. Так, НЦПИ создана и развивается сеть публичных центров правовой информации.
Вместе с тем формирование в Республике Беларусь гражданского общества и создание на этой основе демократического правового государства объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Это нашло отражение в выступлении Президента Республики Беларусь на церемонии подписания Решения, принятого во время республиканского референдума, состоявшегося 17 октября 2004 года. Доступ граждан ко всему массиву правовой информации, как правило, ограничивается их возможностями. Не решена проблема доступа к территориально удаленным и региональным правовым информационно-правовым ресурсам. Большинство населения получает информацию в традиционном виде – печатные издания, радио, телевидение. В этих условиях необходимость оперативного и эффективного правового урегулирования постоянно усложняющихся и изменяющихся общественных отношений, установления правопорядка, соответствующего степени развития правового государства и формирования гражданского общества в Республике Беларусь, предполагает еще более активное внедрение в юридическую практику (практику нормотворчества, систематизации законодательства, правоприменения, реализации правоотношений) современных технологий создания, обработки и анализа правовой информации.
Кроме того, с учетом трансграничного характера информационных отношений международный обмен информацией сегодня приобретает особое значение. В этом отношении существует необходимость дальнейшей интеграции информационных ресурсов Республики Беларусь, в том числе и правовых, в международное информационное пространство как в рамках Союзного государства и Содружества Независимых Государств (СНГ), так и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), других международных и межгосударственных образований, участником которых выступает Республика Беларусь. Интеграция указанных информационных ресурсов Республики Беларусь может быть с успехом реализована только при наличии согласованного с международными нормами, модельными нормативными правовыми актами указанных международных и межгосударственных объединений национального законодательства в сфере информатизации.
Немаловажное значение в условиях развития правовой информатизации в Республике Беларусь приобретает подготовка высококвалифицированных кадров в этой сфере, а также обучение юристов, государственных служащих, управленческих кадров всестороннему и эффективному использованию достижений современных информационных технологий в юридической практике.
Создана и действует кафедра ЮНЕСКО по информационным технологиям и праву НЦПИ. Основные ее цели:
Таким образом, основной целью дальнейшего поступательного развития правовой информатизации является создание единой системы информационно-правовых ресурсов государственных органов, научных учреждений, иных субъектов правоотношений, основанной на единой технологии создания, предоставления, обработки, организации и доступа к открытой правовой информации на всех стадиях процесса правового регулирования общественных отношений.
В конечном итоге именно единое информационно-правовое пространство на основе комплексного внедрения и использования ИКТ в юридической практике (нормотворческой, правоприменительной деятельности и практике реализации правовых норм) позволит оптимизировать социальные процессы создания, систематизации, накопления и распространения актуальной, полной и достоверной правовой информации. Это в свою очередь не просто приближает существующую национальную правовую систему к современному состоянию развития информационного общества в Республике Беларусь, но и выводит ее на передовые рубежи.