Что такое практикум по обществознанию
Практикум и его роль на уроках обществознания
Практикум через призму деятельностного подхода в современных условиях работы педагога в школе выступает одной из самых важных форм учебных занятий. Не будем затрагивать профильные классы с углублённым изучением предмета и целевой подготовкой к экзамену – остановимся на том, как может помочь практическая работа во всех её видах в классах, работающих по базовой программе. Во-первых, таких классов большинство, во-вторых, учащиеся из таких классов не имеют никаких послаблений и скидок на экзамене, который сдают на общих основаниях с теми, кто изначально получил больше. Другими словами, выпускники обычных школ находятся под более жёстким экзаменационным прессингом – о равноправии условий речи даже не идёт. Что можно сделать учителю в рамках минимального количества часов базовой программы? В условиях низкой первоначальной учебной мотивации уровень знаний к 11 классу очень редко может стать средним, ещё реже – высоким. Дети чаще всего «вспоминают» про экзамен в самом конце обучения, когда необходимо сделать выбор экзамена и будущего места учёбы – хотя виновата не только детская инфантильность, но и бесконечное изменение условий поступления, иногда за несколько месяцев до приёма документов. Кроме того необходимо учитывать массово низкий уровень эрудиции, неприязнь к любому чтению многих подростков и молодых людей, отторжение при принудительном прочтении содержания текста. Лекционная форма работы и беседа в данных условиях явно окажется мало эффективной: надо спровоцировать детей на такую организацию самостоятельной деятельности с текстом, когда они будут работать с его содержанием сознательно, а не механически. Вот здесь мы и выходим на такую форму, как практикум. Предварительные затраты труда педагога полностью оправдываются дальнейшей эффективностью этого варианта организации учебного процесса. Практикум универсален ещё и потому, что его можно организовать в классах любого возраста как через индивидуальную, так и групповую работу; как в классе, так и дома; как с использованием учебных пособий, так и Интернета! На основе практикума всегда можно выйти на следующую ступень – семинарское занятие.
Практикумы могут быть самыми разными – от обыкновенных тестов до работы по написанию своих проектов: каждый учитель выбирает для себя наиболее комфортные виды или придумывает что-то своё. В своих поисках я перепробовала самые разные вариации: тексты с пропусками, нестандартные тесты, тесты-головоломки и так далее, но пришла к выводу, что наиболее эффективным является практикум инструкционно-справочного типа (придумала и опробовала сама, выставляю составленные практикумы на своём сайте в рамках проекта «Инфоурок» и «Метод-копилка» – убедилась в их активном использовании другими учителями). Что необходимо для проведения занятия в рамках такого типа практикума? Первым делом необходимо составить максимально короткую по объёму и максимально полную по содержанию справку по тому материалу, который выносится на разбор. Справка должна быть достаточной для выполнения учебных задач практикума. Единственным исключением являются постоянные источники – например, тексты Конституции Российской Федерации. Следующей частью карты индивидуального опроса (КИО) – это моё собственное обозначение – становится инструкция с учебными, чётко поставленными, задачами и – если необходимо – порядок их разбора, ключи к поиску решения, критерии оценивания при выполнении того или иного объёма. Последней, заключительной, частью оказываются собственно сами задачи с их содержанием. Порядок выполнения заданий – свободный, условия работы на занятии – максимально демократичные: есть возможность обсудить проблему с одноклассниками, с учителем, пролистать в поисках ответа учебник, выяснить, что можно найти по данному вопросу в Интернете или конкретных первоисточниках. Проведение данного вида практических занятий показало, что эффективность их на порядок выше. Не стоит проблема списывания – в нём у детей просто нет необходимости. Присутствует определённый дух соперничества. Радует сознательное чтение и активный поиск решений. Кроме того, данный вид практикумов более всего тяготеет к заданиям, близким по структуре к заданиям той группы заданий экзаменационного теста, которая до текущего учебного года шла как часть В, а это означает, что в непринуждённой и рабочей атмосфере отрабатываются именно те умения и навыки, которые необходимы для успешной сдачи экзамена. Использование учителем в работе на занятиях по обществознанию (а также по истории или по другим предметам) практических заданий данной разновидности повышает детскую конкурентоспособность даже в условиях ограничений базовой программы.
На протяжении нескольких лет самый востребованный и массовый экзамен по выбору – обществознание. Это объясняется широким выбором специальностей в различных Вузах, принимающих результаты ЕГЭ по данному предмету, а также престижностью этих специальностей.
С первого года введения ЕГЭ до 90 % выпускников нашей школы выбирают обществознание и затем поступают в вузы Воронежа и других городов страны.
Главная задача современной российской школы – сформировать мировоззрение обучающихся, воспитать людей гражданского общества. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
1. анализировать свои действия;
2. самостоятельно принимать решения;
4. способны к сотрудничеству;
5. обладать чувством ответственности за судьбу Родины.
Моей задачей как педагога является развитие у обучающихся внутренней, положительной мотивации учения для эффективности образовательного процесса.
На протяжении нескольких лет, как учитель обществознания, на своих уроках я использую разнообразные методики и технологии обучения. Среди них можно выделить:
1. Технологии личностно-ориентированного образования;
2. Технологии проблемного обучения;
3. Проектные технологии;
4. Технологии критического мышления;
5. Информационно-коммуникационные технологии;
6. Здоровьесберегающие технологии.
На уроках обществознания мною используются активные формы обучения:
1. Групповая и индивидуальная практическая работа;
4. командные развивающие игры;
Одним из важнейших направлений моей работы в школе – это работа в рамках научной деятельности обучающихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества. Участие в работе научного общества дает ученикам возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
1. Формирует аналитическое и критическое мышление;
2. дает возможность проверить свои способности, профессиональную ориентацию;
3. воспитывает целеустремленность и системность в учебной деятельности;
4. благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует самоутверждению.
Кроме того, обучающиеся получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении школьной программы и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Подготовка учеников к ОГЭ и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Важным на этом этапе является работа по подбору заданий к уроку для наиболее полного учета психолого-возрастных особенностей учащихся. Правильный подбор заданий позволяет детям активно работать на уроке; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию).
В 5-7 классах необходимо вызвать и закрепить интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, одноклассников, родителей. Формы проявления интереса разнообразны: яркие ответы, систематическое выполнение домашнего задания, изучение дополнительной литературы. В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент.
В 8-9 классах ситуация усложняется. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Мотив достижения успеха в учебе, познавательный интерес, к сожалению, не у всех. В 8-9 классах наиболее актуальны деловые игры.
В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении высшего образования. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности.
Выпускники 9 и 11 классов часто допускают ошибки в операциях с понятиями. Поэтому очень важно вести работу по формированию ведущих понятий курса обществознания с 5 класса. Для этого учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные работы и устные опросы на каждом уроке. Таким образом происходит закрепление понятийного материала.
Одним из эффективных методов является индивидуальная практическая работа разных уровней сложности. Ее необходимо выполнять письменно, особенно в старших классах. Это способствует развитию письменной речи и готовит к экзамену. Данный вид работы наиболее целесообразен на уроках закрепления нового материала и развития умений и навыков, в качестве домашнего задания. Кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям.
Опыт последних лет проведения ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию показал, что высок уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме. Задания требуют найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Поэтому, важнейшим моментом подготовки к экзамену по обществознанию является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, целью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа.
Отдельно следует остановиться на заданиях по составлению плана. Задание 21 ОГЭ по обществознанию: составление плана по тексту и задание 26 ЕГЭ по обществознанию: составление плана по заданной теме. Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по предмету, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний по обществознанию, получаемых из СМИ.
Таким образом, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, необходимо использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к экзамену. Такая подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.
Памятка. Алгоритм действий самостоятельной подготовки для выпускников при подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по обществознания.
1.Познакомься с демоверсией (www. ege.edu.ru ).
2. Выполни задания демоверсии, сверяя собственные ответы с ответами, представленными в демоверсии.
3. Выяви пробелы в своих знаниях – это могут быть разделы, темы, отдельные вопросы.
4.Начни подготовку к экзамену. Подготовка должна быть систематической. Она проходит на уроках, дополнительных занятиях: например выбрав элективный курс для дополнительной подготовки к экзамену, или в режиме самостоятельной работе.
5.Познакомься со спецификацией экзаменационной работы (www. ege.edu.ru ). В ней определена структура и содержание работы, виден формат работы: количество частей, заданий, уровень сложности заданий, проверяемые умения, общее количество баллов, время, отводимое на выполнение работы и т.д.
6.Подбери литературу: учебники, справочники, пособия – варианты типовых тестовых заданий (разработанные специалистами ФИПИ).
7. Проанализируй кодификатор (www. ege.edu.ru ). Повторяй основное содержание курса, ключевые понятия, ориентируясь на элементы содержания, представленные в кодификаторе.
8. Используй опорные конспекты, схемы, таблицы. Они помогут привести твои знания в систему и повторить содержание курса.
9. Повторив материал, познакомься сначала с примерами заданий. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).
10. Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий.
11. Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.
12. Повторив содержание, исправь свои ошибки, пробелы.
13. Используй памятки, которые помогут понять назначение каждого задания, выявить модели условий, выработать алгоритм решения.
14. Перед экзаменом еще раз просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины. Если есть необходимость, дополнительно потренируйся в решении всех заданий работы.
15. Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к преподавателю.
Открытый банк заданий ОГЭ –http://fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
Брандт М. Ю. Обществознание: понятия и термины: толковый словарь. – М.: Экзамен, 2016. – 125 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Учебное пособие практикум по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова задания на анализ текста
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
практикум по обществознанию для 9 класса
к учебнику Л.Н. Боголюбова
задания на анализ текста
Соколова Мария Николаевна,
В соответствии со спецификацией контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по обществознанию, подготовленной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений», часть КИМ с развернутым ответом включает шесть заданий на анализ предложенного текста. Правильное выполнение этих заданий позволяет получить 13 баллов, что составляет 33,3 % возможных баллов. Задания включают в себя проверку навыков смыслового чтения, умения интерпретировать, структурировать текст и определять его основные смысловые фрагменты; применять полученную из текста информацию в более широком контексте; понимать представленную авторскую позицию, формулировать собственные оценочные суждения и корректно их аргументировать, приводить примеры, основанные на аккумулировании знаний по предмету и собственном социальном опыте и т.д.
Данное учебное пособие носит практико-ориентированный характер и разработано с целью развития письменной коммуникативной компетенции учащихся и подготовки их к ГИА. Практикум является дополнением к УМК Л.Н. Боголюбова и соответствует темам учебника 9 класса. Подобранные тексты начинаются со среднего уровня сложности и постепенно усложняются, что позволяет постепенно развивать соответствующие навыки учащихся. Однако учитывая, что работа с текстом является заданиями повышенного уровня, необходимо исходить из общего уровень подготовки учащихся класса. Целесообразно применять их в условиях дифференцированного подхода к проверке знаний, использовать данный вид работы для учащихся, показывающих достаточно высокий уровень подготовки, либо в качестве дополнительных заданий для желающих, а также на элективных занятиях по подготовке к ГИА. Принимая во внимание, что ответы на некоторые вопросы требуют знаний материала параграфов, лучше всего применять данное учебное пособие при проверке знаний после изучения темы, но при высоком уровне подготовки учащихся допустимо в качестве опережающих заданий.
Параграф 1. Политика и власть
Основой властных отношений, как известно, выступает неравенство. Целесообразно определить типологию неравенства в зависимости от сфер его проявления в обществе (политическое, имущественное, национальное и другие виды социального неравенства). Однако неравенство, взятое в качестве базового условия власти, не исчерпывает его природы. Другим условием является страх, заставляющий человека осуществлять поиск источников разнообразных форм власти. Страх в этом случае являет собой биологическую предпосылку власти. Ещё один компонент, определяющий участие человека в освоении власти, – это стремление к обретению блага, комфортного душевно-эмоционального состояния. Социальной причиной власти можно признать неравное и неравномерное распределение общественного богатства, элементов вещной среды. Власть выступает средством упорядочения отношений между людьми и представляет собой стабилизирующий фактор. В таком качестве она выступает до определенного предела, до того момента, пока выдерживается соотношение между принуждением и исполнением властной воли. Воля же – необходимый компонент власти. В демократических обществах политика включает интересы различных сообществ посредством избирательного процесса и других форм воздействия граждан на её содержание. Следовательно, политика представляет концентрацию различных интересов и потребностей. Она приводит их в определённую систему. Сами политики ориентируются в своей деятельности на те группы, которые обеспечивают им поддержку на выборах. Политика актуальна для различных сфер деятельности человека.
/Д.Григорян, текст адаптирован/
Составьте план теста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какие четыре условия называет автор как основу возникновения власти? Проиллюстрируйте примером любое из них.
Какие три вида неравенства выделяет автор? Привлекая знания обществоведческого курса, назовите еще один вид.
Чем, по мнению автора, характеризуется политика в демократических обществах? Приведите два примера, подтверждающих это мнение.
Автор пишет, что «..политика представляет концентрацию различных интересов и потребностей. Она приводит их в определенную систему». Найдите в тексте объяснение, как политики выражают эти интересы и потребности. Назовите три фактора, определяющие предпочтения избирателей во время выборов.
В тексте указано, что «политика актуальна для различных сфер деятельности человека». Выскажите согласие/несогласие с мнением автора и приведите два аргумента в защиту своей позиции.
Рабочая программа «Практикум по обществознанию» 9 класс
I . Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умении выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе.
II . Содержание курса внеурочной деятельности.
Курс состоит из введения и 6 разделов, включающих в себя теорию и практику:
Раздел 1. «Личность и общество» (6 часов):
Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как динамичная система. Как стать личностью. Межличностные отношения (практический тренинг, решение ситуативных задач по теме).
Раздел 2. «Духовная сфера» (5 часов):
Понятие «Духовная культура». Личность и мораль, образование. Долг и совесть. Практический тренинг. Решение ситуативных задач по разделу.
Раздел 3. «Экономическая сфера» (6 часов):
Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс (4 часа)
Девиантное поведение: предпосылки и причины. Регулирование отклоняющегося поведения уголовным кодексом. Практический тренинг по содержательной линии.
Раздел 5. Право в жизни подростка (5 часов)
Правоотношения. Обязанности граждан. Права подростка и их защита. Практический тренинг по содержательной линии в виде построения интеллект-карты. Решение ситуативных задач по содержательной части курса.
Раздел 6. Интеллект-карта как выходной продукт курса (6 часов)
Повторительно-обобщающий урок по курсу. Разработка индивидуальной интеллект-карты. Корректирование интеллект-карт. Публичное представление своей мыслительной карты.
Практическая работа по обществознанию 10 класс по главе 1 «Человек в обществе»
Содержимое разработки
Практикум по главе 1 «Человек в обществе» 10 класс
Дать объяснение понятию общество и его взаимосвязи с природой.
Молодой студент является активным сторонником организации «Грин Пис», в свободное время посещает секцию по изучению наследия восточных народов, на каникулах подрабатывает в кафе быстрого обслуживания.
Вопрос — в какие сферы общества он входит через свою деятельность?
Дать определение понятию «индивид», «»индивидуальность», «личность».
1.Леонардо да Винчи современники описывали как очень красивого мужчину, с благородными манерами и темпераментным характером.
2.Он отличался ещё обширными знаниями в различных областях, активно участвовал в политической жизни, был прекрасным учёным и изобретателем.
Вопрос – что в этом описании характеризует его как индивидуальность, а что как личность?
Дать определение понятию «деятельность» «объект деятельности» и «субъект деятельности».
Укажите субъект объект деятельности в каждом случае.
а) крестьянская реформа 1861 года по отмене крепостного права
б) сбор урожая зерновых в Краснодарском крае
в) первое кругосветное путешествие
Назовите мотивы деятельности.
Определите мотивы деятельности в каждом случае.
а) человек по утрам чистит зубы
б) выступление рабочих в ходе революции 1905 года
в) учащиеся выполняют задание на уроке
Назовите основные виды деятельности человека.
Определите в каждом случае вид деятельности человека.
а) художник нарисовал картину
б) ученики решают задачу на уроке
в) в воскресенье провели соревнование по баскетболу
г) состоялось совещание по вопросам обмена культурными традициями
д) работники цементного завода досрочно выполнили план
Ключ к заданиям практическая работа №1
Политическая – сторонник организации «Грин Пис»
в) субъект – путешественники; объект – новые земли и моря