Что такое пое игра

Path of Exile

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое играЧто такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Такая игра, как Path of Exile, просто не могла появиться на свет. Чем больше о ней узнаешь, тем труднее поверить в ее существование. Началось все в ноябре 2006 года в городе Окленд, что в Новой Зеландии, где была создана студия Grinding Gear Games. В ее составе не было известных разработчиков, хотя люди подобрались серьезные — выпускники известных университетов, обладатели ученых степеней, авторы книг.

Но самое важное, что они любили ролевые экшены и хотели создать Игру Своей Мечты. Под такую идею издателя найти сложно, но у студии нашлись богатые друзья (глава проекта Крис Уилсон, в частности, сам весьма не бедный человек), которые решили профинансировать эту безумную затею.

План был примерно такой: сделать командой в двадцать человек проект ААА-класса, суперхардкорный, круче Diablo и… бесплатный. То есть не так, чтобы «вроде бесплатно, но без ста баксов в месяц лучше не соваться», а полностью бесплатный. Чтобы игроки платили только тогда, когда действительно хотят поддержать проект, не получая при этом никаких игровых преимуществ. Как вам такая бизнес-идея? Успех и баснословная прибыль видны за версту, не так ли? Вот и нам нет. Тем не менее с тех пор минуло шесть лет…

Хит сезона

Более года назад на просторах Сети начали появляться товарищи с выпученными глазами, которые, захлебываясь слюной, рассказывали, что «в тыщу раз круче, чем «Дьябла», после чего пропадали в неизвестном направлении. В январе 2013 года сервера Path of Exile наконец открыли свои двери для всех желающих. Слухи сделали свое дело. Несмотря на почти полное отсутствие рекламы, желающих оказалось слишком много, так что при онлайне порядка 70 000 человек сервера благополучно издохли.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Что привлекло игроков? Все просто. «Таким должен был быть Diablo 3» — именно так звучит самое распространенное описание Path of Exile. Точнее и не скажешь. Разработчики выполнили обещание и создали игру, в которую хотели бы поиграть сами, — мрачного, хардкорного наследника Diablo 2. Они сохранили все, что нужно было сохранить, добавив от себя грандиозную систему прокачки из 1350 пассивных способностей и уникальную систему активных навыков на базе магических камней.

Древо пассивных способностей действительно огромно. Это даже не древо, а настоящая карта с десятками тропинок, переплетающихся в причудливый лабиринт. Здесь есть мелкие навыки в духе «плюс 10 к силе», «плюс 6% к скорости атаки», но есть и крупные, которые могут полностью поменять геймплей. Например, Blood Magic убирает ману, но позволяет кастовать заклинания за счет здоровья — полезно для танков, так как маны у них мало, зато жизни полный вагон. А для тех, кто не качает полоску здоровья и полагается на энергетический щит, будет полезен Chaos Inoculation — он уменьшает жизнь до одного хитпойнта, но зато делает персонажа невосприимчивым к урону Хаоса.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Лабиринт умений един для всех шести классов, различается лишь стартовая точка. Мародер, скажем, может стать лучником, дуэлист может стать заправским мародером, а ведьма может вообще быть кем угодно, но предпочитает оставаться ведьмой.

Встречают по одежке

Какой бы крутой ни была начинка игры, встречают всегда по одежке. Многих отпугивает приставка «инди». Мол, раз инди, значит — малобюджетный трэш. В случае с Path of Exile беспокоиться не о чем. Если с технической точки зрения графика всего лишь хорошая, то с точки зрения дизайна — просто великолепная. Никакой мультяшности, только суровый реализм. Кровь, кишки, повозки, заполненные трупами, грязные и ничуть не величественные руины, клетки и пыточные инструменты.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Начало игры уныло-мрачное. В качестве узника мы прибываем на корабле в Рекласт — землю, куда ссылают всех изгоев. Корабль терпит крушение, и мы приходим в себя у границы прибоя. Впереди ждут безрадостные места: дождливое побережье, мертвые песчаные пляжи, туманные болота, темные подземелья. Но чем глубже мы забираемся, тем более разнообразной становится игра. Выясняется, что мы прибыли в Рекласт прямо посреди большой заварушки. Предстоит продраться сквозь буйные джунгли, зачистить древние руины, пройти с боем через осажденный город, выжить в покинутых торговых кварталах, залить кровью ковры и мрамор шикарных дворцов.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Скромный бюджет проекта выдает разве что отсутствие роликов и кат-сцен. Весь сюжет подается в виде рассказов NPC (к слову — отлично озвученных). Но отказ от пафосных роликов не мешает, даже скорее дополняет особую атмосферу игры. Вы не чувствуете себя героем-одиночкой. Города заполнены игроками, и на пути часто встречаются трупы таких же искателей приключений, как и вы. «Через эти места прошло много изгнанных. Ты, похоже, чем-то отличаешься от них. В лучшую или худшую сторону — пока не могу сказать».

Вас не достают просьбами о спасении мира, а после очередной разборки сдержано похвалят, а то еще и посочувствуют тому, кого вы убили. «Задумайся, во что ты превращаешься, если тебя начинают бояться даже ночные кошмары».

Путь хардкорщика

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Качали бойца ближнего боя? С Ваалом такие штуки не пройдут, так что придется раскопать в сундуке что-то дальнобойное. Раскачали замораживающее заклинание? А вот вам босс с иммунитетом к холоду. Полагаетесь на броню и живучесть? Лучше ставьте возле босса портал, чтобы после смерти не пришлось бежать до него через все подземелья заново.

При всем при этом сложность игры настроена очень грамотно. Первое прохождение на уровне Normal вы закончите с героем примерно 35-го уровня из 120 возможных. На этом этапе игроку не понадобится ни крафтинг, ни сложные билды персонажа, он не повстречает крутых врагов и не успеет найти супершмотки, которые смогут связать больше двух-трех камней, да и самих камней у него будет чуть. Поэтому случайно зашедший сюда казуал, скорее всего, освоит игровой процесс без особого труда.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

И только если по-настоящему заинтересоваться игрой и начать прохождение в режиме Cruel или Merciless, раскачивая топ-персонажа, Path of Exile наконец раскроет свое истинное лицо. Правда, к тому времени вы уже наверняка начнете понимать, что к чему, определитесь с билдом, отыщете или выменяете приличное снаряжение, а может, и друзей заведете. В хорошей компании и умирать не так страшно.

Эндгейм

Хотя Path of Exile требует постоянного онлайна, по своей сути она такая же офлайновая, как Diablo. Есть PvP, есть кооператив на восемь человек, но главное здесь — все-таки сюжетная кампания, которая, как известно, рано или поздно заканчивается. Три уровня сложности продлевают удовольствие, но ненадолго. К счастью, разработчики предоставили опытным игрокам немало развлечений.

Основной высокоуровневый контент представлен картами, которые можно выбить из монстров на уровне сложности Merciless. Карта указывает путь к сокровищнице — это сложный инстанс с суровыми боссами, но очень щедрой наградой. Так что в ожидании выхода продолжения сюжетной линии можно продолжать фармить снаряжение и качать персонажа.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

В этом году вышло начало третьего акта кампании, к сентябрю обещают добавить его окончание. Разработчики планируют выпускать по новому акту примерно раз в год.

В игре регулярно проводятся соревнования по прохождению разных этапов на скорость — на час, на два и т.д., вплоть до недели. Для участия надо создать отдельного персонажа. Каждая гонка имеет ограничения. Например, запрещена торговля и кооператив, разрешен PvP. Или запрещена вся магия. Победители и наиболее активные участники получают призы в виде уникальных предметов.

Высокоуровневый контент также открывает грандиозную систему крафтинга. В каждом городе есть торговец, который принимает найденное вами барахло. Вещи можно сдавать как попало, но за определенные наборы награда может быть куда выше. Такие комбинации по привычке называют «рецептами», разработчики их не разглашают, но списки актуальных рецептов можно найти на фанатских сайтах или игровой Wiki (наберите в Google «Path of Exile Vendor Recipes»).

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Формально крафтингом можно пользоваться когда угодно, но свой истинный размах он раскрывает только при создании топового снаряжения. Не стоит чересчур увлекаться улучшением низкоуровневых вещей — через пяток левелов вы, скорее всего, смените их на что-то получше, в то время как материалов на эксперименты уходит много.

К слову, в Path of Exile нет денег. Вообще. Только бартер. А роль игровой валюты играют магические артефакты, необходимые для крафтинга. Одни позволяют превратить обычную вещь в магическую, редкую или уникальную. Другие меняют количество слотов. Третьи — связи между слотами. Четвертые меняют их цвета. Пятые улучшают качество камней. Всего имеется более двадцати артефактов.

Подходи, не скупись

Играя в Path of Exile, ощущаешь небольшой дискомфорт. Дело не в плохом интерфейсе или каких-нибудь тормозах, вовсе нет. Просто то и дело кажется, что студия вот-вот обанкротится, а разработчиков увезут в дурку с диагнозом «тяжелая форма бескорыстного идеализма». Ибо кто, кроме сумасшедших, мог отдать такое сокровище бесплатно?

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Множество игр позиционируют себя как бесплатные, но все так или иначе врут. Все, кроме создателей PoE. Казуалы, которые придут за сюжетной кампанией, даже не узнают, что в игре можно на что-то потратить деньги.

На официальном сайте есть небольшой магазинчик, но возникает вопрос: а что там покупать? Да, есть ассортимент украшений, но почти все они уродливые. Есть мнение, что они просто создавались под определенный тип топового снаряжения (например, маска Феникса очень круто смотрится с броней черного цвета), но это не сильно помогает — мало что хочется приобрести. Есть также ассортимент петов, и тут-то уже никаких сомнений нет — все без исключения страшные как смертный грех. Один гигантский таракан чего стоит. При этом петы совершенно бесполезные. В бою не помогают, груз не таскают, даже красивой анимацией глаз не радуют.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Что еще можно купить? Дополнительный слот для персонажа. Такая покупка имела бы смысл, если бы не 24 дармовых слота, которых хватит и вам, и вашим детям, и даже вашим внукам.

Единственным более-менее полезным приобретением может стать увеличенный общий сундук, хотя и тот понадобится лишь тем, кто прошел игру два-три раза, завел несколько твинков и серьезно занялся крафтингом и коллекционированием вещей. Но даже в этом случае есть уловки: можно завести новый аккаунт (запускаем два клиента и передаем вещи сами себе) или наплодить кучу персонажей, скинув часть вещей в личный инвентарь бойцов.

В общем, реальная сила, которая способна вынудить потратить деньги на игру, — это ваша совесть и желание поддержать авторов. По словам продюсера и главного дизайнера Path of Exile Криса Уилсона, 90% игроков не тратят ни копейки. Абсолютное большинство остальных ограничивается пожертвованием в 10 долларов. Эти доходы помогают студии оплачивать счета и продолжать развивать игру, однако инвесторы до сих пор не вернули потраченные за шесть лет разработки деньги, не говоря уж о получении прибыли.

Тем не менее разработчики довольны и признаются, что популярность Path of Exile превзошла все их ожидания. Первой цели они уже добились, создав игру своей мечты. Теперь студия поставила перед собой новую задачу: поддерживать проект на протяжении последующих 5-10 лет. Вполне возможно, что у них это получится. Во всяком случае, мы очень на это надеемся.

Курс молодого бойца

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Пара советов для тех, кто пожелает присоединиться к стройным рядам изгнанников Рекласта.

Это же правило действует и для камней умений, но качественные камни выпадают слишком редко, так что можно попробовать продать их другим игрокам или использовать самому. Если не хватает свитков опознавания — продавайте Blacksmith’s Whetstone или же не мучайтесь и сдавайте синие вещи неопознанными, благо чем дальше, тем больше их будет встречаться.

Внимательно следите за вещами со связанными синим, зеленым и красным слотами — за них дают Chromatic Orb. Можно даже купить их у торговца (если недорого, конечно) и продать обратно.

Вот и все премудрости фарма на начальном этапе. Собирать коллекции вещей ради малоценного Orb of Augmentation не стоит — выгоднее продать по частям ради кусочков более дорогого Orb of Alteration. Сбор пяти синих или желтых однотипных вещей также не имеет смысла. Рецепт на получение Orb of Chance интересен, но новичкам он не светит из-за недостатка бижутерии и поясов.

Вообще, вплоть до середины игры не стоит захламлять свой сундук ненужными желтыми и тем более синими вещами. Оставляйте только желтые кольца-амулеты и пояса да самое лучшее на случай, если захотите прокачать еще одного персонажа.

Источник

Path of Exile

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое играЧто такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Diablo 3 уже в чем только ни винили. В пряничной стилистике, в излишней простоте, в железной привязке к онлайну, в аукционе за «реал». А теперь она еще на консолях выходит. Представляете? Diablo на консолях!

Но спасение от диавольского ига (для тех, кому захотелось от него спасаться) нашлось. Одни бежали к Torchlight 2, которую мы отрецензировали давным-давно, другие нашли убежище в Path of Exile. Она целый год томилась в ЗБТ и совсем недавно все-таки вышла на люди. Пора и ее разобрать.

Нелегкая судьба изгоя

Рэкласт — богом забытый континент, населенный мерзкими чудищами, чудовищной мерзостью и древним злом, которое дремлет. По веселому стечению обстоятельств этот же континент цивилизованное человечество назначило тюрьмой: сюда с давних пор ссылают грабителей, воров, убийц и просто изгоев. Изгои в данном случае — игроки. Попадают на Рэкласт вместе с очередным тюремным судном и тут же оказываются в гуще событий.

Как и Diablo 3, Path of Exile требует подключения к интернету. Но не потому, что так надо, а потому что это почти полноценная онлайновая ролевка. Мир устроен в духе первой Guild Wars и Vindictus: вот деревушка, где герои встречаются, общаются и торгуют, а вот персональные боевые локации, куда можно отправиться в одиночку или с группой. Правда, сообщение с соратниками пока налажено так себе: переместиться к ним напрямую нельзя — приходится самому разыскивать товарищей по лесам и полям. Более того, если игрок заходит в подземелье, остальную группу об этом не уведомляют: есть риск, что какой-нибудь резвый ниндзя пробежит локацию на опережение и соберет все причитающиеся команде артефакты. Единственный способ обезопасить себя от жуликов — рубиться в одиночку или в компании хорошо знакомых изгоев.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое играЧто такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра
► Аукциона в игре нет, но с помощью торгового канала всегда можно найти интересующий предмет или сбыть что-нибудь ненужное.► Обитатели Рэкласта идеально вписываются в хмурую атмосферу континента. А монстры в здешних подземельях — чуть ли не самые скользкие и противные на свете. Лепота!

Не дерево. Лес!

Спасает ситуацию ролевая система. Классов тут шесть, но разделение весьма условное. Вместо отдельных веток умений для каждого класса тут есть здоровенное древо, одно на всех. И умений в нем порядка полутора тысяч — правда, все пассивные, активные изучаются в другом месте. Большинство из них дает небольшие прибавки вроде «+4% к урону мечами» или «+6% к скорости атаки», так что, прокачиваясь прицельно, эффект почувствовать удастся уровню к двадцатому-тридцатому.

В долговременной перспективе мы вольны лепить из персонажа кого угодно. Хотите дуболома-пироманта? Пожалуйста. Всю жизнь мечтали сыграть следопытом с двуручным топором? Сколько угодно. Только сперва предстоит прорубиться сквозь гряду «профильных» талантов. Например, ведьма всегда начинает развитие с колдовских умений — до ловкости дуэлиста топать не близко, и по пути, вероятно, придется подобрать пару совсем ненужных «перков».

Кроме обычных пассивных талантов есть таланты элитные. Они рассеяны по краям древа умений, поэтому добраться до них бывает непросто. Но зачастую оно того стоит. Например, можно пожертвовать возможностью уклоняться от ударов, а взамен получить иммунитет к оглушению. Для PvP, где контролем пользуются все и вся, навык просто загляденье. С другой стороны, станет на порядок сложнее крошить монстров — там жизнь может спасти даже небольшой шанс избежать атаки.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

С пассивными навыками определились. А что с заклинаниями, спецприемами и разными боевыми финтами? Они все заключены в особые самоцветы, которые по старой дьябловской традиции вставляются в экипировку.

Принцип действия прост до безобразия: вставили камень в экипировку — на панели появилась способность. Добыть самоцветы нетрудно: они и с монстров иногда падают, и за квесты их порой выдают. Сложнее найти в предметах свободную ячейку, причем она обязательно должна быть того же цвета, что и камень. Инкрустировать что попало не стоит, на панель помещается только восемь способностей. Нужно думать и планировать.

Кроме обычных камней с умениями есть вспомогательные. По сути, аналог рун из Diablo 3, только сочетаний не в пример больше. К одной способности можно прицепить целых два улучшения. Скажем, заурядный огненный шар можно модифицировать так, чтобы он наносил урон холодом и производил на свет три шара вместо одного. Подобных комбинаций уйма, измышлять хитрые связки и испытывать их в бою — занятнее некуда.

Полет фантазии ограничивается только числом и цветом ячеек в экипировке. Недостаточно просто вставить вспомогательный самоцвет — нужно, чтобы его ячейка была соединена с ячейкой активного умения, иначе эффекта не будет. Бывает, найдешь отличную рапиру, а в ней то цвета ячеек не те, то соединения неудачные. Так и приходится бродить со старым обмундированием, пока не найдется что-то подходящее.

Случайный отбор

По закону жанра все локации, кроме деревушек и жилищ боссов, генерируются автоматически. Получается хорошо — генератор выдает вполне правдоподобные и симпатичные территории. Правда, иногда алгоритм задумывается, и приходится лишние десять-двадцать минут обшаривать карту в поисках ключевого прохода или квестового предмета.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Когда речь идет о фэнтезийной валюте, на ум сразу приходит золото. Но на проклятом Рэкласте условия, прямо скажем, не фонтан, так что золотые кругляши местным задаром не нужны. Зато камушки, тряпочки и странного вида сферы расходятся на ура.

Используется местная меновая единица не столько для покупки обмундирования у торговцев — у них одно барахло, — сколько для торговли с игроками, и одновременно расходуется на улучшение предметов. Сферами, например, можно менять параметры вещей. Все преобразования случайны и могут как быть потрясающе удачными, так и свести пользу от одежки к нулю. Стабильный результат дают только точильные камни и заплатки: они всегда увеличивают конкретный параметр на конкретное число, хотя и совсем небольшое.

Вот что можно сделать при помощи расходников.

И так, потратив несколько сфер, можно получить из слабенькой «белой» вещицы ценный артефакт с ворохом полезных свойств.

На высоких уровнях нам предлагают развлечься в персональных инстансах с кучей монстров, боссом в финале и большей вероятностью найти что-нибудь сверхценное. Привычный процесс разбавляют особые условия. Например, отсутствие регенерации маны и здоровья. Или монстры, бьющие в полтора раза сильнее, да еще и с шансом поджечь при каждой атаке.

А кроме «хардкорных» и соревновательных разработчики обещают лиги с еще более суровыми, по-настоящему рэкластскими правилами. Представьте, например, что любой желающий может завалиться в ваше подземелье и прикончить вас на месте. Как в Dark Souls, только насовсем.

Что такое пое игра. Смотреть фото Что такое пое игра. Смотреть картинку Что такое пое игра. Картинка про Что такое пое игра. Фото Что такое пое игра

Картонная боевка — главная и в общем-то единственная проблема Path of Exile. Но поскольку вся игра построена вокруг нее, это большая проблема. С другой стороны, интересная ролевая система, нестандартный подход к экономике и нетипичная атмосфера этот недостаток с грехом пополам искупают.

Источник

Обзор Path of Exile. Как из клона Diablo стать лучшей игрой жанра

Един закон мироздания, и все имеет начало и конец. Правление Diablo завершается. Успех её в свое время был ошеломляющ. Многочисленные клоны раз за разом пытались перехватить пальму первенства, но терпели неудачу. Но годы шли, и Blizzard изменилась. Вышла Diablo III, которая многими фанатами были принята в штыки. Часть проблем третей части исправила Reaper of Souls, но поддержка игры после дополнения была крайне малой. Выход Rise of the Necromancer смотрелся скорее насмешкой, чем попыткой воскресить игру.

Но негоже трону пустовать. Эта статья посвящена Path of Exile (PoE), разработанной Grinding Gear Games (GGG). Это игра, которая выглядит самым главным претендентом на звание нового лидера жанра – по моему скромному мнению. Об ней и пойдет рассказ, в ходе которого я отвечу на пять самых важных вопросов:

Не стоит пугаться, если в Diablo вы не играли, а просто решили узнать об этой игре. Некоторые части этой статьи специально рассчитаны на новичков, незнакомых с основами жанра. Если же вы игрок опытный, и разжевывать вам ничего не нужно, не стесняйтесь пропускать абзацы с очевидными вещами.

Что это за жанр?

Вопрос, ответ на который не столь очевиден, как кажется. Формально PoE, как и его конкуренты в лице Grim Dawn, Torchlight и самого Diablo, характеризуются как «Hack&Slash action-RPG». Впрочем, жанр это весьма широкий – к нему же, например, относят Dark Souls и Ведьмака. Вся прелесть Diablo в свое время была как раз в том, что он выделил свой поджанр – изометрическая RPG с упором на прокачку персонажа, сбор случайно генерирующихся предметов и построение билдов. В то же время управление персонажем в бою, сюжет и отыгрыш роли в диалогах отошли на второй план. Предвидя термоядерную реакцию в комментариях, отмечу – не исчезли, но роль их в диаблоклонах свелась к минимуму.

Из-за своей специфики, игровой процесс в таких играх может показаться достаточно однообразным. Обычно все сводится к тому, что вы равномерно зачищаете бесконечные пространства от монстров, используя 2-3 самых эффективных умения. Некоторые бы даже назвали это «дрочильней» — и были бы не столь уж неправы. Любой из диаблоклонов достаточно репетативен и однообразен.

Все это скатывалось бы в квинтэссенцию гринда, если бы не одно но – билдостроение. Уже во второй части Diablo зарекомендовал себя не просто как игру, которую интересно пройти. Он стал игрой, которую интересно перепроходить. Интересно создавать второго персонажа, пятого, иногда даже десятого-двадцатого. И казалось бы, ты ходишь по тем же самым картам, бьешь тех же самых монстров, но в твоей голове мысли отнюдь другого плана.

Подробнее про Diablo II и его особенности – важные и не очень

Незнакомого с жанром читателя может смутит тот факт, что он прочитал уже страницу текста, но речь про игру из названия статьи так и не зашла. Но такова специфика жанра – все игры в нем так или иначе в первую очередь копируют Diablo II. Большинство вещей, которые я расскажу или уже рассказал про Diablo, полностью применимы и в PoE.

Если описанное в прошлом пункте вещи применимы к любому нормальному клону Diablo, то дальше речь пойдет о деталях более мелких. Все они есть и в PoE, но не все они есть в других играх жанра. В том числе, не все нижеперечисленное есть в Diablo III – что в свое время вызвало немалую волну нелюбви в сторону Blizzard.

Первое, что отличает Diablo от многих игр – это достаточно суровый антураж. Как несложно догадаться по названию, сюжет игры вертится вокруг демонических сил, что находит отклик и в визуальной составляющей игры. Мы видим здесь приглушенные тона, серые коридоры, много крови, странных алтарей и прочего «темного фэнтези». Не отстает и сюжет – здесь у нас предательство, сумасшествие, массовые жертвоприношения и прочие последствия демонического вторжения. До настоящей чернухи Diablo далеко, но это не в последнюю очередь история про эпическое противостояние сил Света и Тьмы, а не про миленьких девочек, которые максимально бескровно убивают миленьких монстриков.

Немаловажным является то, что корни Diablo растут из рогаликов (Rogue-like игр). Это проявляется в случайно-генерируемых картах, а также режиме с одной жизнью. Впрочем, немногие готовы рискнуть и принять такие правила, поэтому именно вариант с воскрешением персонажа стал основным для большинства игроков. Да и случайная генерация была достаточно спорной. Да, карты были каждый раз разными, но при этом совершенно одинаковыми в плане их исследования. Игра умела генерировать локации, но не умела генерировать уникальные ситуации. Контекст скорее формировали монстры и дроп, а не форма и размер уровня.

Одним из ключевых особенностей как жанра, так и PoE (да-да, я про него не забыл), стала случайная генерация предметов. Как этой работает? Предметы генерируются случайно за счет комбинации «баз» и набора возможных характеристик.

Возьмем, например, шлем как понятие. У шлема может быть несколько десятков «базовых вариантов», которые отличаются между собой требованиями к уровню и характеристикам. Вот например есть шлем для магов малых уровней, а вот шлем для танков среднего звена. Но кроме этого, у каждого шлема может быть набор случайных свойств – дополнительное здоровье, мана, сопротивления стихиям, броня, бонус к умениям и так далее в зависимости от игры. Все это позволяет из небольшого (в пределах пары сотен) количества «баз» создавать невероятное количество потенциальных предметов (обычно речь идет о миллионах).

Чем PoE выделяется на фоне конкурентов?

Первое, что заинтересует любого фаната жанра в PoE – это практически бесконечный эндгейм. Пройдя десятиактовую сюжетную кампанию, вы с удивлением обнаружите, что по сути прошли обучение – длинной часов 50. И впереди вас ждет Атлас миров. Атлас — это набор локаций-пресетов. В них заранее определены приблизительная форма карты, декорации и босс, но конкретное расположение границ, врагов, лута и прочего каждый раз разное. Локации Атласа открываются постепенно, от более простых к сложным.

Но просто проходить одни и те же уровни было бы скучно, пусть даже они бы генерировались случайно. Но здесь разработчики пришли к гениальному решению, совместив эндгейм-локации и систему генерации предметов. Да-да, в PoE локации – это … предметы. Они называются «картами» и могут быть выбиты, как и любой другой лут. Прелесть же в том, что они тоже бывают разной редкости и могут иметь кучу разных случайных характеристик. Два босса? Монстры наносят урон холодом? Карта населена скелетами? А может, монстры на карте отражают часть урона (Словами не описать, сколько людей умерло потому, что забыли проверить карту на наличие этого мода)? Не нравится карта – продайте, нравится – открываете портал на неё и отправляетесь фармить.

Второе, что вы заметите почти сразу после входа в игру – здесь нет денег. Ну, то есть про обычное золото, которое так и сыпет из врагов, можно забыть. Вместо этого в игре используется бартерная экономика. Местным аналогом валюты выступают сферы, которые необходимы для крафта. Есть несколько «золотых стандартов» — это сферы хаоса (chaos, c) и вознесения (exalted, ex). Все более или менее полезные предметы будут продаваться именно за них – если вы будете покупать у других игроков. Торговцы из игры обычно довольствуются более мелкой валютой, но и шанс найти у них нужную вещь равен примерно нулю.

Третий слон, на котором стоит PoE – это билдостроение. Сказать, что простор для создания своих персонажей широк – ничего не сказать. Миллионы предметов, более сотни заклинаний, тысячи перков в дереве пасивок. Да, как и в любой игре, в PoE есть мета. Если говорить о самых последних боссах, то их стабильно могут закрывать с десяток билдов. В то же время, даже для фарма Атласа их можно набрать с полсотни, а закрыть сюжетную компанию могут тысячи. И в этом настоящая прелесть игры – она никогда не бьет тебя по рукам. PoE не говорит тебе – «вот, мы тут придумали для тебя 5 билдов, играй ими». Ты волен использовать что угодно и как угодно. Несомненно, не все сработает, но даже самую тупую идею можно отполировать до приемлемого состояния. Одно время разработчики даже вели на ютубе рубрику, где публиковали самые интересные билды сообщества.

Отмечу, что про билды в PoE можно говорить очень долго. Это самая мякотка игры, наиболее проработанная и разнообразная. Но тут же кроется и некий минус — она слишком обширна, чтобы полностью описать её в одной статье, тем более обзоре игры. И такое объем многих людей поначалу пугает. Впрочем, если вы хотите узнать об этом аспекте игры подробнее, не расстраивайтесь — к этому обзору прикреплена ещё одна статья с более глубоким разбором этих деталей. Ссылка на неё будет в конце.

Почему PoE лучше Diablo III и как она смогла обогнать конкурента.

Если очень кратко, то причина крайне проста – Blizzard зазнались. Они решили, что раз они всемирно известный бренд, то на игру можно забить. Выпуск Diablo III был крайне противоречивым, и только аддон смог поправить дело. После этого на игру по сути забили – апдейты были редкими и мелкими. Самым важным событием за шесть лет стал выпуск Некроманта в 2017 году – за деньги.

В то же время, PoE с самого начала была построена как игра-сервис. Сравнить эти две игры лет 5 назад – вопрос о первенстве был бы крайне спорным. Возможно, я бы даже отметил перевес Diablo. Но, пока Blizzard отдыхали, ребята из GGG работали не покладая рук. Приблизительно раз в год-полтора игра получает крупный апдейт, приносящий новые механики, локации, предметы и так далее по списку. Так, 6 лет назад в игре было 3 акта – и 3 уровня сложности. Затем в игре добавили четвертый акт. А три года назад уровни сложности убрали, а сюжет продлили до 10 актов. Но что по-настоящему двигает PoE вперед, так это Лиги.

Каждые 3 месяца в PoE стартует новая лига. Что это такое? Это своего рода сезоны, некие игровые события, которые длятся фиксированное время. Каждая Лига вводит свою уникальную механику. И размах растет с каждым годом – чем дальше, тем больше контента добавляют за раз. В конце же Лиги разработчики оценивают, насколько она понравилась игрокам. Если людям зашло – механика встраивается в основную игру и остается в ней навсегда. Если нет – от неё отказываются.

Такой циклический подход позволяет PoE постоянно наращивать массу. Вы можете поиграть в неё, получить удовольствие и уйти. А через год зайти и увидеть массу новых аспектов, скилов, локаций, боссов и прочего. На данный момент контента в игре столько, что новичок без поддержки гайда или опытного игрока будет осваивать его месяцами.

И упомянутый раньше подход с картами и торговля между игроками открывает возможность вам играть только в то, что вам нравится, и игнорировать остальное. Например, вам зашла механика «Спуска» (местный dungeon-crawler). Для того, чтобы постоянно играть только с ней, вам нужен специальный ресурс – «сульфит», который можно встретить на картах. Понятное дело, рано или поздно он заканчивается, и вам нужно опять идти фармить. Но это не обязательно – вы можете просто купить у других игроков возможность взять сульфит на их картах, таким образом почти не отвлекаясь от «Спуска». Или наоборот – если этот контент вам не нравится, попавшийся на картах сульфит можно продавать другим за валюту – а потом покупать за неё то, что нужно именно вам.

Больше, чем singleplayer

Впрочем, нельзя промолчать и про то, что в этом плане есть ряд типичных проблем. Аукциона в игре нет, вся покупка-продажа ручная. Как итог – большое количество ботов и спекулянтов. Немало и просто кидал. Да и сообщество далеко не самое дружелюбное. На любой вопрос по игре в чате можно спокойно получить ушат помоев в ответ. Найдутся и люди, которые пояснят-расскажут, но мамкиных шутников будет заметно больше. Я не хочу однозначно красить все сообщество PoE в черные цвета – там есть много хороших и интересных людей, а в чате регулярно происходят веселые и интересные события вроде традиционного забрасывания тукана. Но и негатива в нем слишком много, чтобы просто об этом промолчать. Издержки бесплатного проекта.

Внешний вид и техническая составляющая

Графика

Здесь мы сделаем разделение на графику и стилистику, потому что в данном аспекте PoE показывает диаметрально противоположные результаты.

Графика с технической стороны достаточно неплохая. Эффекты есть, их много – местами даже слишком. Текстуры тоже не подкачали. Есть поддержка как DX12, так и Vulkan. Разработчики вообще неплохо справляются с внедрением в игру новых технологий – это при том, что движку уже более десяти лет.

А вот в стилистическом плане у PoE большие проблемы. Она … никакая. Самое обыкновенное темное фэнтези. В ней нет ничего уникального. Я не могу сказать, что это что-то плохое. Вырвиглазного в игре ничего нет, локации и враги выполнены в приглушенных тонах. Но какой-либо изюминки вы здесь не найдете. Можно отметить разве что заметное влияние культуры маори, которые стали прообразом для местных варваров.

Саундтрек

В игре достаточно неплохой звук – жаль, треки раскиданы достаточно неравномерно. Первые три акта вас не ждет ничего особенного, максимум пару хороших композиций вроде этой. Затем идет просто отличный четвертый акт, где три четверти всех треков я бы назвал отличными (пример, пример). А затем – ещё 6 актов, в которых опять музыка достаточно посредственная. Зато неплохо постарались с мелодиями для эндгейма. Опять же, многие Лиги имеют свои треки вроде этого – треки вполне годные. Как результат – хорошо, но только от места к месту.

Оптимизация

Если вы уже устали искать место, где я сказал бы про игру что-то плохое, то возрадуйтесь – вот оно. На самом деле оптимизацию в PoE можно описать достаточно коротко и емко, но я не хочу скатываться в нецензурную брань, а посему разберем детальнее.

Вы уже купили себе SSD? Боюсь, с этого вопроса стоило начать всю статью. Потому что если у вас его нет, то ваш интерес к этой игре напрасен. Утверждаю это как человек, наигравший свою первую тысячу часов в PoE без него. Ну, как наигравший – из это тысячи более сотни была потрачена на загрузки. Которые, кстати, не всегда удачны – если загрузка слишком длинная, вас может выкинуть в главное меню. Особенно это весело на картах, ведь у вас ограниченное количество порталов на них – 6 штук. А исчезают они как только вы в него заходите, а не когда появляетесь по ту сторону. Эта игра просто бессовестно требовательна к скорости работы с диском, что превращает игру на HDD в настоящий ад.

Сверх того, оптимизация графики тоже хромает на обе ноги. Разрабы постоянно накручивают эффекты на игру, но старый движок дает о себе знать. По некой таинственной причине разработчики не только вкручивают в игру новые графические возможности (все как один работающие через задницу). Нет, они ещё и откручивают старые. В чем проблема? Ну вот я, допустим, признаю – это игра про гринд, и мне не нужна крутая графика. Дайте мне самую простую, что только можно, лишь бы 60 фпс и без просадок. Но не тут-то было – старые текстуры и тени из игры вырезаны безвозвратно, как и поддержка DX9. Зачем такое делать в бесплатной игре-сервисе – мне непонятно.

Но даже если у вас самый топовый компьютер, не думайте, что вас все обойдет стороной. Да, игра будет идти плавно – пока вы не заденете какой-то триггер, из ниоткуда выскочит сотня монстров и у вас случится фриз. Или сервер игры будут ДДоСить и у вас начнет скакать пинг. Здесь всегда найдется проблема, которая подкосит ваш компьютер хотя бы на полсекунды – а в такой игре это вполне достаточно для отправки вас в лучший мир. И хоть разработчики и поработали над решением таких проблем в последние несколько лет, но результат все ещё плох. Раньше было ещё хуже – не показатель того, что сейчас все хорошо.

Подводя краткий итог – оптимизирована PoE крайней плохо. Особенно это касается ощущений игроков на слабых сборках. Впрочем, обладателям средних компьютеров тоже не стоит расслабляться.

Подводя итоги

Плюсы:

Невероятная вариативность во всем. Билды – на любой вкус. Заклинания, атаки, ловушки, мины, урон по одной цели или на весь экран сразу – здесь есть все. Куча уникальных вещей, многие из которых могут стать основой вашего билда (мусора правда тоже полно).

Множество разнообразных механик. С годами игра дополнялась новым контентом, и сейчас его количество реально поражает. Да, не каждая из них гениальна и заставит вас забыть про свою жизнь, но скучать тут не придется.

Бесплатно и без критического доната. Доступно в стиме, на всех консолях и на маках. Да-да, полный free-to-play, а все микротранзакции на игру не влияют. На самом деле есть пару моментов, где вас поджимают, но это станет заметно лишь после того, как вы наиграете не одну сотню часов. Купить же прямое преимущество в игре невозможно – лишь скины и вкладки для сундука.

Спорные моменты:

Система торговли. Аукциона в игре нет, а торговля ведется напрямую между игроками. Это означает, что для покупки чего-бы то ни было вы добавляете второго игрока в команду, телепортируетесь к нему в убежище, вручную торгуете. Долго, неудобно.

Обучение. Достаточно спорный вопрос. Оно в игре есть, и в нем вроде бы все расписано – но по итогам людям все равно многое непонятно. В игре на данный момент местами уже даже слишком много всего – новичку очень легко просто потеряться в обилие механик, вещей, скилов.

Совместная игра и сообщество. В PoE можно играть самому, не общаясь и не торгуя с другими. Для этого даже есть отдельный режим, а также ряд механик, облегчающих жизнь. Но это все равно не столь эффективно, быстро и интересно. Вот только отнюдь не всегда вам попадутся хорошие напарники и собеседники. И вроде бы это не вина разработчиков, но все же сообщество – неотъемлемая часть игры.

Минусы

Оптимизация. Как уже было упомянуто – она здесь отсутствует от слова совсем. Рандомные проседания фпс, неудачные загрузки, невозможность нормально играть без SSD – это все здесь есть и даже больше.

Вывод

Path of Exile – это ученик, превзошедший мастера. Разработчики уловили то, что так нравилось людям в Diablo II, и повторили это. А на грамотно построенном геймплейном скелете со временем наращивали новые мышцы-механики. Итог – добротно сделанная игра, в которой можно провести уйму времени.

В сути своей PoE – это песочница, в которой ты сам ставишь цели, сам выбираешь средства и сам добиваешься задуманного. Игра всегда подсовывает что-то новое – ещё одну карту, миссию, босса. Редко когда вас посетит вопрос «А чем же заняться?» — потому что на него всегда есть ответ. Вы строите свои планы на 3-4 забега вперед, если даже не дня. Это неимоверно затягивает – впрочем, из этого дурмана гринда бывает сложно выбраться.

Особенно жаль, что в такой игре все же есть проблемы, и достаточно банальные. Плохая оптимизация, недружелюбное сообщество (по крайней мере русское), местами специально подкрученные вещи, стимулирующие раскошеливаться. Впрочем, идеальных игр не бывает. Чем ждать идеальную игру, уж лучше прямо сейчас начать играть в хорошую.

И ключевой вопрос каждого обзора – а стоит ли вам играть в PoE? Если вы давний фанат диаблоидов, или же просто когда-то получали удовольствие от игры в Titan Quest или Torchlight – обязательно. Это вершина жанра во всех своих аспектах. Стоит ли в неё играть новичку? Вопрос достаточно спорный. В игре не самое лучший туториал, а кривая обучения с ходу стартует вверх. Если вы не уверены – начните лучше с Grim Dawn или Torchlight II. Но если у вас есть время, терпение и вы ищете настоящее темное фэнтези – добро пожаловать в PoE.

С пожеланием всем изгнанникам остаться в своем уме,

Виктор Полуянов

Дополнительные материалы

PoE — слишком большая игра, чтобы описать её в одной статьей. Есть ещё многие вещи, на которых я хотел остановится детальнее — но был вынужден вырезать для сокращения размеров обзора. Но если вы игрой реально заинтересованы и подумываете о том, чтобы стартовать, то милости прошу. В дополнительных материалах я рассмотрел такие аспекты игры:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *