Что такое практические методы
Практические методы
Метод упражнений является, пожалуй, самым распространенным, наиболее эффективным и приоритетным среди практических методов по закреплению знаний, выработке умений и навыков.
Сущность его заключается в систематической отработке умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обобщающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.
Содержание Свернуть
Классификация упражнений
Таким образом, все виды упражнений условно можно разделить на три большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие.
Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:
— прочное усвоение теоретического материала учащимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до учащихся требований в последовательности действий, применение отдельных приемов и т.п. в целях правильного выполнения упражнения;
— демонстрация учителем образцов правильного, творческого подхода к выполняемым упражнениям;
— соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями процесса обучения;
— разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения учащимся;
— построение системы упражнений с нарастанием степени сложности;
-разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся (отстающие, со слабой познавательной активностью, успевающие, особо одаренные, и др.);
— связь упражнений с другими темами курса, выполнение упражнений меж предметно го характера;
— оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков;
— обсуждение, анализ и коррекция выполненной работы при активной позиции учителя и учащихся.
Лабораторные работы (лабораторный метод)
Применяется Для проведения учащимися опытов, экспериментов, наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов и с применением технических средств.
Метод лабораторных работ используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы «добывания» знаний, ранее полученных наукой. Но лабораторный метод предусматривает и проведение работ творческого характера с получением совершенно новых результатов в науке и практике, что доказано практикой лабораторных работ, проводимых в школе (например, в Беларуси, Польше, России).
Этот метод стимулирует активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Он дает учащимся возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого опыта, эксперимента, исследования; гармонизировать свои отношения к учебному предмету, сформировать диалектические представления об изучаемых явлениях, подойти к их рассмотрению анализу с разных точек зрения, определять иные, возможно, нетрадиционные пути проведения исследований.
Метод лабораторных работ применяется преимущественно при изучении предметов точных наук: математики, физики, химии, географии, астрономии, а также биологии, трудового обучения. На отдельные темы лабораторные работы можно успешно проводить и по другим предметам: истории, языкам, на уроках изобразительного искусства и других.
Практические работы
Углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией. В школьной практике они проводятся после изучения больших по содержанию тем и разделов.
Базируясь на опыте проведения лабораторных работ, полученных знаниях, навыках и умениях, — метод практических работ обеспечивает углубление, закрепление и конкретизацию приобретенных знаний. Формируя способы научного анализа теоретических положений, укрепляет связь теории и практики в учебном процессе и жизни. Он вооружает школьников комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, а также для выполнения различных трудовых заданий в учебных мастерских, ученических бригадах, производственной деятельности.
Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных (отработка умений работы с инструментами, конкретными материалами, приборами, станками, оборудованием, животными, растениями и т.п.). Быть опытно-конструктор с ко го характера, например, изготовление действующих моделей учебных пособий, разработка радиосхем и изготовление радиоприборов, разработка проектов конструкций, компьютерных программ, совершенствование технологических процессов, стимулирующих познавательную деятельность учащегося. Опыт подобной работы присущ специализированным классам.
В воспитательном плане практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности, приучают к дисциплинированности и аккуратности, рациональности действий, экономности, самоконтролю и самокоррекции, саморазвитию во всех видах учебной и практической.
Эффективность метода практических работ вытекает из возможностей учителя адекватно целям и задачам темы урока рационально «вписать» в его структуру практические задания, организовать учащихся для выполнения работ (распределение заданий при выполнении работы группами). Учтя предварительную подготовленность учащихся, постановить цели и задачи выполняемых работ, объяснив текущую и перспективную значимость работ, помочь в творческом осмыслении учащимися всего объема предстоящей работы; правильности и последовательности выполняемых действий и технологических операций. Эффективность метода заложена и в квалифицированности учителя при проведении инструктажа, умения контролировать и корректировать выполняемую учащимися работу на всех ее этапах.
Метод практических работ применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В этом случае они как бы выполняют подготовительную работу: разъясняющие объяснения, показ иллюстраций, демонстрация действий, словесная оценка результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы на перспективу.
Обзор по практическому методу обучения хотелось бы заключить словами польского дидакта В. Оконя. «Изменяя действительность разумным способом, используя имеющиеся знания и руководствуясь значимыми целями, человек одновременно изменяется сам, формирует свое сознание, убеждение и поведение, свое отношение к работе; одновременно он формирует в себе потребность полезной деятельности и потребность совершенствования собственной компетенции в течение всей жизни. Эти ценности практической деятельности превращают ее в неотъемлемый фактор формирования индивидуальности учащихся в школе»1.
Метод игры
Игра в истории и развитии человечества сравнима по возрасту со временем появления самого человека. Имеет важное значение в его жизни, развитии, воспитании. Ф. Шиллер, оценивая значение игры, сказал так: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет»2.
Игре как специфической разновидности человеческих действий посвящено много исследований, создано много теорий игр. Одну из первых создал Ф- Врубель, рассматривая игру как проявление потребности самовыражения ребенка. Игре посвящены работы М. Лазаруса, Т. Спенсера, К. Круса, С. Л. Рубинштейна, К. Гросса, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Й. Хэйзинга, С. А. Шмакова.
Игра занимала внимание и Ж. Пиаже. Однажды поделившись мыслями с Эйнштейном об исследовании детских игр в ответ из его уст он услышал следующее: «Тайна атомного ядра — детская игра по сравнению с тайной детской игры».
В науке существует особое направление — теория игр. Создано множество классификаций игр. В соответствии с одной из них можно выделить игры функциональные, тематические, конструктивные, дидактические, спортивные, военные и получившие широкое распространение деловые игры.
Теорию игры, ее социальную природу, внутреннюю структуру, а также ее значение в развитии ребенка изучали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие.
В индивидуальном развитии ребенка игра формирует потребность ребенка воздействовать на мир, познавать мир, создавать мир и создавать себя. Игра создает личность. Через игру и в процессе игры ребенок упражняется, развивает себя (психически и физически). Происходит развитие мотивационной сферы, всех видов готовности к более сложной социальной жизни. Происходит становление волевых качеств, перестройка психических процессов, осознанность действий. Развивается интеллект. Изменяются процессы мышления: от наглядно-действенного до словесно-логического, и абстрактно-логического.
В игровой деятельности осуществляется процесс воображения, представляющий высокую творческую форму мышления, обеспечивающую в будущем возможность личностной реализации в различных сферах человеческой деятельности.
В игре зарождается творческое начало человека, основы трудовых действий, в игре начинается учение в форме усвоения социального опыта взрослых. На всех этапах человеческой жизни игра, как метод обучения, занимает достойное место.
В педагогической практике применяются познавательные дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности, стимулирующие познавательный процесс, интерес к процессу учения. Такие игры обеспечивают развитие коллективных отношений, снимают эмоциональную напряженность, создают атмосферу заинтересованного непринужденного выполнения учебных действий.
Игру следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений. К.Д. Ушинский писал, что в игре «формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорить, что игры подсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на его будущую судьбу».
Учебные игры можно успешно использовать почти по всем предметам школьного цикла. Значимое место в учебном процессе занимают ролевые, деловые и ситуативные игры.
Типы игровых методик
В настоящее время получают достаточную популярность различные старые и новые игры.
— Симулятивные игры — копирующие, дублирующие воспроизводство действий, качеств, просчет стратегических действий (применяются в обучении военных), проигрывании возможных ситуаций.
— Игры-инсценировки — основаны на проигрывании ролей в смоделированных ситуациях.
— Метод инсценизаций — за счет него, например, осуществляется театрализованное воспроизводство событий и т.д.
— Метод генерализации идей — метод «мозговой атаки», «мозгового штурма» характеризуется резкой активизацией мыслительной деятельности нескольких человек или группы с целью за очень короткий отрезок времени выработать максимальное число идей (в том числе и совершенно нетрадиционных) для разрешения проблемы. Это достигается психологической настройкой участвующих в разрешении проблемы через введение их в роли персонажей из реальной жизни, как бы реально существующих персонажей. Излагается суть поставленной проблемы, условия ее решения, ограничения, связанные с ее решением. И дается установка в сжатые сроки выработать решения.
— Метод случайности — основан на рассмотрении какого-либо случая группой учащихся, сопоставлении решений, предлагаемых отдельными учениками, с правильным решением.
— Ситуативный метод — основан на введении ученика в какую-то сложную ситуацию.
— Микро-преподавание — метод творческого обучения сложной практической деятельности.
Эффективность игровых методов зависит в первую очередь от методики их организации и проведения учителем, требует значительных умственных и физических усилий, времени на подготовку, значительного объема справочной, монографической, учебной, методической литературы, технических средств.
Контроль успешности (результативности) обучения
Прочие методы
Обозначить все имеющееся количество методов в их количественном выражении и функциональной ориентации просто невозможно. Но мы попытаемся объединить в более или менее логические группы основные методы, обеспечивающие познавательную, теоретическую, практическую и творческую деятельность, контроль и коррекцию знаний учащихся по источники передачи и характеру восприятия информации. Отметим, что есть методы, обеспечивающие целевое назначение основных.
Методы технологического контроля и коррекции обучения.
Метод проблемного обучения — всякий метод обучения может быть связан с формированием проблемных ситуаций.
Метод самостоятельных работ как метод усвоения учебного материала может присутствовать при использовании всех методов обучения.
Метод программированного обучения — предусматривает разумное сочетание всех методов обучения преобладающей или определяющей роли самостоятельного обучения.
Ситуационный метод — комбинация многих методов для достижения целей в конкретных условиях.
— Методы эмоционального стимулирования учения.
— Методы формирования познавательных интересов у учащихся (познавательные игры, анализ жизненной ситуации, создание ситуации и успеха).
— Методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности.
— Индуктивные и дедуктивные методы обучения.
— Методы стимулирования учебной деятельности (все методы выполняют эту функцию):
а) разъяснение общественной значимости учения;
б) разъяснение личностной значимости учения;
в) предъявление учебных требований;
г) поощрение и порицание в учении.
Практические методы обучения и особенности их использованияв процессе изучения обществознания в начальной школе
Практические методы обучения и особенности их использованияв процессе изучения обществознания в начальной школе
Слайд 1. Тема моего доклада: «Практические методы обучения и особенности их использования в процессе изучения обществознания в начальной школе»
Слайд 2. Практический метод обучения – это способ приобретения знаний учащимися самостоятельно, по определенному плану, заданному учителем, а также формирование практических умений и навыков.
Эффект практического метода обучения проявляется в трансформации усвоенных знаний в навыки и умения учащихся; в развитии их творческого потенциала, познавательной активности, инициативы и самостоятельности; в формировании разнообразных способностей.
К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы, дидактические игры, тренинги, конкурсы и мастерские. На уроках обществознания основным практическим методом является упражнение.
Слайд 3. Упражнению всегда предшествуют усвоение учащимися теоретического материала и четкая инструкция учителя. Первоначально учитель поясняет, как выполнять упражнение, показывает образец действия. Затем ученики самостоятельно выполняют задания. По завершении работы учитель и ученики обсуждают, анализируют полученный результат, исправляют свои ошибки.
Инструктируя учеников перед выполнением упражнения, учитель должен определить:
— с какой целью оно будет проводиться;
— с каким теоретическим материалом оно связано;
— каким образом будет выполняться;
— как будет осуществляться проверка задания;
— по каким параметрам будет выставляться оценка за проделанную работу.
Эти вопросы позволят ученикам осознанно подойти к выполнению упражнения, а учителю избежать методических ошибок.
Упражнения по своему характеру делятся на устные, письменные, графические. На уроках обществознания в начальной школе могут использоваться все виды упражнений.
Слайд 4. Примеры устных упражнений:
Примеры письменных упражнений:
Логические схемы используются при изучении социальной структуры общества, управления государством, направлений политики, экономического развития страны.
Слайд 5. К творческим заданиям относятся:
— рисование иллюстраций к пункту параграфа;
— составление кроссворда по датам или понятиям;
— подготовка короткого сообщения;
— изготовление макета или другого предмета по исторической тематике (доспехи рыцаря, герб города, бытовые или сельскохозяйственные предметы славян и т.д.).
Задания по подготовке сообщения на определенную тему сначала даются более подготовленным ученикам по их желанию, а затем постепенно охватывается весь класс. Эта работа очень важна как первый шаг к умению готовить доклад и реферат в средней и старшей школе.
Иллюстрации к изученной теме учащиеся делают охотно, но это задание тоже дается по желанию. Уместно устраивать выставки работ.
Составлению кроссворда предшествует большая словарная работа. Это задание дается по завершению раздела, объемной темы или нескольких тем.
Макеты также изготавливаются детьми по желанию. В дальнейшем работа становится оснащением кабинета, что делает ее значимой для ребят.
На уроках обществознания практические методы имеют свою специфику и время проведения. Поскольку кроме знаний приобретается социальный опыт, опыт гуманных отношений, сочувствия, взаимопонимания, корректного решения конфликтных ситуаций, то и практические методы здесь требуются особенные. Это игры, психологические упражнения, тренинги, ситуативные задачи, мастерские, конкурсы, экскурсии, встречи с интересными людьми, инсценировки.
Слайд 6. Игра — это самый понятный и близкий вид деятельности для детей. На уроках обществознания она имеет свои особенности:
Одна и та же игра может использоваться для:
— диагностики, с целью узнать о позиции школьников по какому-либо вопросу, о взаимоотношениях между ними, о наличии знаний и опыта по изучаемой теме;
— контроля, с целью выяснить степень усвоения нового материала учениками;
— накопления опыта совместной деятельности, с целью развития коммуникативных качеств у учащихся;
— приобретения новых эмоций и ощущений, с целью развития или расширения психологических свойств у школьников;
— развлечения, с целью повлиять на эмоциональное настроение детей.
Слайд 7. Любая игра на уроках обществознания обязательно имеет ведущего. Эту сложную роль выполняет учитель, поскольку он одновременно является организатором, помощником (для тех, у кого возникли проблемы) и, возможно, соучастником игрового действия. Однако, направляя ход игры и даже участвуя в ней, ведущий должен свести к минимуму свое вмешательство как авторитетного лица.
Игра имеет этапы развития: инструктаж, ход игры, подведение итогов (коллективное обсуждение). При инструктировании учитель выделяет основные правила игры, так как дети быстрее улавливают дополнительные детали игры по ходу развития событий. При подведении итогов ведущий игры только ставит вопросы, а отвечают дети, поскольку они сами должны сделать «открытие».
Организовывая игру, учителю необходимо соблюдать несколько принципов. Участие в игре должно быть добровольным, несмотря на то, что все происходит на уроке. Дети, оставшиеся в роли наблюдателей, так или иначе будут не только смотреть, как развивается игра, но и сопереживать, «примеривать» на себя какую-либо роль. И это тоже важно для накопления социального и эмоционального опыта.
При проведении игры необходимо создать доверительную, доброжелательную и радостную атмосферу. Психологический комфорт должен испытывать каждый ребенок.
В игре обязательно присутствие трудностей, иначе она станет неинтересной через несколько минут. Преграды — это двигатель игры. Они подогревают игровой азарт, усиливают увлеченность, вносят новизну.
Элементы игры: ведущий, участники, правила, роли, атрибуты, игровые действия.
Виды игр: ролевые, творческие, игры-соревнования.
Слайд 8. Пример игры-соревнования. Игра «Пословицы». На столе перед каждой командой лежат перемешанные части пословиц.
Команда, быстрее всех собравшая свои пословицы, побеждает.
Ведущий подчеркивает слаженность действий команд, ведь только совместными усилиями они смогли дойти до цели. Класс — это тоже команда, которая должна быть дружной.
Слайд 9. Тренинг — форма интерактивного обучения, направленная на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для общения.
Использование тренинговых занятий позволяет эффективно решать вопросы личностного становления школьников, успешно развивать их коммуникативные навыки, эмоции и чувства. Тренинг состоит из ряда психологических упражнений, которые подчинены одной цели и связаны определенной логикой.
Слайд 10. Психологические упражнения длятся не более 5 — 7 мин и решают конкретную задачу. Однако на уроках обществознания они могут использоваться самостоятельно на любом этапе урока.
Примеры. Упражнение «Доброе слово». Общение осуществляется в парах сменного состава. Учитель предлагает детям шепотом сказать друг другу что-то доброе, затем происходит смена пар. Варианты предложений: Мне нравится в тебе. ; Меня радует, что ты. ; Я желаю тебе.
Одно и то же задание может повторяться несколько раз, но с обязательной сменой состава. Упражнение приучает детей видеть в людях доброе, хорошее, способствует доброжелательному отношению друг к другу. Это упражнение можно использовать в начале урока. После такого упражнения у детей повышается работоспособность, улучшается настроение, снимается умственное напряжение. Эти упражнения могут быть составной частью уроков но темам «Индивидуальность человека», «Человек среди людей», «Любовь, дружба, милосердие, доброта».
Слайд 11. Следующий практический метод ситуационная задача. Это совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем в педагогическом процессе. Такая задача позволяет в «лабораторных условиях» рассмотреть реальную жизненную ситуацию и совместными усилиями найти оптимальное решение, благодаря чему у учеников постепенно создается собственный арсенал социального опыта.
Примеры. Занятие «Учись говорить “Нет!”».
Цель: научить отказываться от предложений, представляющих опасность для здоровья человека.
Ситуационная задача: Вы вышли во двор гулять. Там ребята, которых вы не очень хорошо знаете, собрались играть в футбол, им не хватало игроков, они пригласили вас. После игры ребята сели отдохнуть, поболтать и покурить. Предложили и вам. Как отказаться? А у вас были ситуации, когда вы не знали, как поступить? (Обсуждение ситуаций, предложенных учениками.)
Слайд 12. Еще одним практическим методом на уроках обществознания в начальной школе может быть конкурс. Конкурс подразумевает состязательность между командами или отдельными учениками в знаниях, умениях, сообразительности, находчивости; жюри; балльную систему оценивания выполнения участником заданий; подведение итогов; награждение. К конкурсам относятся: конкурс плакатов, рисунков, стихов, сочинений; викторина; рыцарский турнир; несерьезный экзамен и т.д. Например: конкурс «Пропуск в страну вежливости»; викторина «Знай и люби свой город»; конкурс антивоенных плакатов; конкурс стихов, рисунков о природе; конкурс на лучший рассказ и рисунок на тему «Мой четвероногий друг»; конкурс коллективных плакатов в защиту животных и т.д.
Такие конкурсы связанны с «пробуждением» и развитием эмоциональной сферы. Условия состязательности помогают активизировать психологические процессы. Ощущения и чувства в такой ситуации обостряются.
Слайд 13. Мастерская — на таком занятии ребята делают что-либо своими руками. Но это не урок труда, поскольку педагог здесь ставит этическую цель: научить школьника получать удовольствие от того, что он своей деятельностью доставил радость другому человеку. Это может быть не только изготовление традиционных подарков своим родным к праздникам, но и ремонт библиотечных книг, шефство над первоклассниками, помощь им при подготовке праздников, передача своих игрушек и книг ребятам из детского дома или приюта, уборка пришкольного участка или оформление школьных коридоров и т.д.
Мастерскую в контексте обществознания следует понимать как мастерскую воспитания и обучения души ученика. Девизом для учителя при работе в такой мастерской будет: «Учите детей делать добро».
Различные виды практических методов применяются учителем в течение учебного года неравномерно. На уроке часто проводятся игры, психологические упражнения, ситуативные задачи, конкурсы; реже — тренинги и мастерские; еще реже — экскурсии, встречи с интересными людьми.