что делать с остатками сигарет без маркировки с 1 июля 2020
Продажа табачных изделий с 1 июля: что изменится?
В соответствии с постановлением Правительства № 224, с 1 июля 2019 года начинается маркировка табачных изделий. Вводиться она будет поэтапно. Уже через год все сигареты и папиросы в обороте должны быть промаркированы. А к июлю 2021 года это требование распространится на всю табачную продукцию.
Суть и назначение маркировки
Маркировка преследует две цели:
Маркировка вводится в соответствии с распоряжением Правительства. В настоящий момент уже маркируются все изделия из меха. С 1 июля 2019 года начинается поэтапная маркировка табака и обуви. К концу года начнут помечать кодами шины, парфюмерию, фототехнику, постельное белье и кухонные принадлежности, а также отдельные предметы одежды. С 1 января 2020 года обязательной маркировке подлежат все лекарственные препараты.
Как будут маркировать табак
С 1 июля 2019 года производители или импортеры табака обязаны наносить на каждую пачку сигарет или папирос специальную марку. У каждой марки будет уникальный код, который следует передавать в систему мониторинга оборота табака. Выдавать коды будет оператор системы маркировки — компания «Оператор-ЦРПТ», дочернее предприятие Центра развития перспективных технологий. Стоимость одного кода – 50 коп. без НДС.
Далее товар поступает дистрибьютору или оптовой компании, которая при получении передает в систему информацию о кодах. То же самое происходит, когда товар поступает в розничный магазин. Передача информации реализуется посредством электронного документооборота. С 1 июля 2020 года магазины смогут принимать универсальный передаточный документ (УПД) — накладную в электронном виде. Через него можно будет передавать в систему маркировки данные о приемке табачной продукции.
При продаже пачки сигарет в рознице продавец считывает 2D-сканером уникальный код. Эта информация вместе с данными чека поступает оператору фискальных данных (ОФД), который передает ее в систему маркировки «Честный знак». Реализованный через кассу товар считается выведенным от оборота.
Как будет вводиться маркировка
Внедрение маркировки разделено на этапы. В первую очередь начнут маркировать сигареты и папиросы, чуть позже — прочую продукцию, например, табак для кальянов.
Для производителей и импортеров этапы такие:
Для магазинов маркировка будет вводить в такие сроки:
Что делать, если магазин не обязан продавать товар через онлайн-кассу или может применять ее в автономном режиме? Такие преференции есть у тех, кто что находится в отдаленных от сетей связи и труднодоступных местностях. К сожалению, это не избавляет от необходимости направлять информацию в систему маркировки «Честный знак». Однако как это должно происходить, пока неизвестно. Возможно, в скором времени оператор системы даст какие-то разъяснения.
Что нужно магазину для продажи сигарет
Чтобы участвовать в обороте табака, магазину понадобится:
Какие действия нужно предпринять до 1 июля 2019 года
В первую очередь необходимо зарегистрироваться в информационной системе «Честный знак». Сделать это необходимо до 30 июня текущего года. Требование распространяется на всех участников оборота табачной продукции.
Далее нужно убедиться, что ОФД, с которым вы заключили договор, поддерживает работу с маркировкой. Магазинам, которые пока еще не установили онлайн-кассы, нужно учитывать этот момент при выборе оператора.
Кроме того, нужно убедиться, что сама касса может работать с маркированной продукцией. Возможно, потребуется обновление прошивки. Проверьте, печатает ли ваша касса в чеке НДС 20%. Если да, то она готова и для работы с маркированными табачными изделиями.
И, наконец, нужно приобрести 2D-сканер. Если такое оборудование имеется, следует убедиться, что он считает D ata M atrix коды. Для этого рекомендуется пройти тест.
Что меняется в продаже табака с 1 июля
Для розничных продавцов табачной продукции с 1 июля начнут действовать новые правила работы с товаром. Для приемки потребуется электронный документооборот, а продажа немаркированных сигарет и папирос будет запрещена.
Откуда новые требования
Новые требования к продаже табака связаны с поэтапным внедрением маркировки. С 1 июля 2019 года производители обязаны выпускать только маркированные сигареты и папиросы, то есть наносить код маркировки на каждую единицу товара. С этого момента продавцы должны были продавать старый табак как обычно, а табак с кодами маркировки, если такой пришел в розничную точку, — через онлайн-кассу с передачей данных о продаже в систему маркировки Честный ЗНАК (ЦРПТ).
Вот какие нормативные акты регулируют маркировку табака:
Что нового с 1 июля
1 июля 2020 года — день вступления второй части требований к маркировке табака. С этого момента оборот немаркированных сигарет и папирос будет запрещен, то есть товар без кода маркировки отпускать нельзя.
Принимать маркированные сигареты и папиросы тоже нужно будет по-новому: с помощью электронного документооборота через УПД с кодами маркировки. Для подтверждения приемки потребуется КЭП.
Для производителей с этого момента запрещено производство немаркированных сигарет и папирос.
А вот с 1 июля 2021 года оборот любой немаркированной табачной продукции будет запрещен. Все должно выпускаться или импортироваться с кодом маркировки и продаваться через онлайн-кассу с передачей данных в Честный ЗНАК.
Что будет, если не соблюдать требования
Представители Честного ЗНАКа анонсировали разработку новых статей КоАП РФ за нарушение правил работы с маркированным товаром. Пока можно ориентироваться на ч.4 ст.14.5 КоАП РФ — это работа на кассе с нарушениями. В этом случае ИП оштрафуют на 1 500-3 000 ₽, ООО на 5 000-10 000 ₽.
Если продаете товар без маркировки — п.2 ст.15.12 КоАП РФ. ИП оштрафуют на 5 000-10 000 ₽, ООО на 50 000-300 000 ₽.
Как подготовиться
Ваша кассовая программа должна поддерживать маркировку и уметь добавлять нужный тег (1162) в чек. Ваш ОФД тоже должен поддерживать маркировку и отправлять данные о продаже в Честный ЗНАК. Для считывания кода маркировки потребуется 2D-сканер. Для приемки — ЭДО и КЭП.
Что делать с немаркированными остатками табака
С 1 июля 2020 года действует новая редакция правил маркировки табака. Эксперты сервиса Контур.Маркет рассказали, как изменился перечень подлежащих маркировке изделий и как быть с остатками, на которых нет кодов.
Что изменилось
Власти дополнили список продукции, которая подлежит маркировке. Сроки внедрения маркировки остались прежними. Появилась новая дата — 1 декабря 2020 года. Это срок, до которого должен решиться вопрос продажи немаркированных папирос и сигарет, оставшихся у оптовиков и розничных магазинов.
Новые требования из постановления правительства № 953 от 30 июня 2020 года касаются обязательной маркировки табачных изделий, изложенных в постановлении № 224 от 28.02.2019.
Какого табака касается маркировка
Дополненный перечень подконтрольных табачных изделий теперь есть в приложении к правилам.
Вид продукции | ТН ВЭД ЕАЭС | ОКПД2 |
---|---|---|
С июля 2019 производят только с маркировкой. | ||
С июля 2020 продают только маркированные, запрещено продавать без маркировки | ||
Сигареты | 2402 20 900 0 | 12.00.11.130 |
Папиросы | 2402 20 900 0 | 12.00.11.140 |
С июля 2020 производят только с маркировкой, розница может продавать без нее. | ||
С июля 2021 продают только маркированные, запрещено продавать без маркировки. | ||
Табак для кальяна | 2403 11 000 0 | 12.00.19.130 |
Сигары, в том числе с обрезанными концами (черуты) | 2402 10 000 0 | 12.00.11.110 |
Сигариллы (сигары тонкие) | 2402 10 000 0 | 12.00.11.120 |
Биди | 2402 20 900 0 | 12.00.11.150 |
Кретек | 2402 20 100 0 | 12.00.11.160 |
Курительный табак | 2403 19 100 0 | 12.00.19.110 |
Трубочный табак | 2403 19 100 0 | 12.00.19.120 |
Жевательный табак | 2403 99 100 0 | 12.00.19.140 |
Что делать с немаркированными остатками
В пункте 10 (1) постановления говорится, что до 1 декабря 2020 остатки без кодов можно хранить, перевозить и маркировать для последующей продажи.
Эксперты рекомендуют дождаться разъяснений от ЦРПТ, как именно нужно маркировать остатки. Вероятно, делать это будут не производители, а сами оптовики и розничные магазины. В пользу этого говорят следующие новшества:
Если у вас есть остатки немаркированных сигарет и папирос, не продавайте их. Дождитесь, когда ЦРПТ сообщит, как правильно оформить остатки для законной продажи.
Напомним, что за реализацию табака без кодов грозит конфискация товара и штраф. Для должностных лиц размер штрафа составляет 10 000-15 000 руб., для юрлиц 200 000-300 000 руб. (п. 4 ст. 15.12 КоАП РФ). Уточним, что под должностными лицами следует понимать ИП, то есть «лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» (ст. 2.4 КоАП РФ).
Как правильно продавать табак с 1 июля? Отвечаем на вопросы о маркировке
Эксперт сервиса Контур.Маркет рассказал на апрельском вебинаре, как подготовиться к торговле сигаретами и папиросами по новым правилам. Если пропустили мероприятие, ответ на свой вопрос вы найдете здесь.
Выберите тему вопроса и перейдите в нужный раздел по ссылке:
Когда вступают в силу требования к маркированному табаку
Регистрация в государственной информационной системе (ГИС) мониторинга
Подскажите ссылку для регистрации в ГИС мониторинга.
— Зайдите на сайт системы «Честный ЗНАК».
Результат регистрации в системе мониторинга — это код ID?
— Да, вам будет присвоен код ID, но он пока не фигурирует в описании требований к работе с маркировкой. Можно сказать, что результатом регистрации будет предоставление вам личного кабинета (п. 28 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 № 224).
Сдаем декларацию ЕГАИС через Контур. Можно ли будет воспользоваться ЭЦП при регистрации и реализации табака? Или нам покупать новую ЭЦП?
— Да, будет такая возможность. Необязательно покупать новую электронную цифровую подпись. Сейчас на стороне разработчика системы мониторинга идут доработки, чтобы подпись для ЕГАИС подходила также и для работы с маркировкой.
Прием продукции
Расскажите про процесс движения маркированной продукции от регистрации и заказа кодов для маркировки остатков. Как и где нужно фиксировать факт передачи товара физлицу в рознице (столовое белье).
— Ответим по порядку. 1. Между участниками рынка и разработчиком системы мониторинга есть предварительные договоренности о том, как наносить маркировку:
Производитель сообщает в ИС мониторинга все сведения об упаковках с маркировкой. ГИС будет получать данные в виде УПД или иного электронного документа, формат которого еще обсуждается. Так система зафиксирует право собственности на товар. Далее о переходе права собственности ГИС узнает из УПД участников цепочки перемещения товара. Описанная схема будет актуальной к запуску ЭДО с 1 июля 2020 года
2. Заказ кодов для маркировки остатков нужен, если к 1 июля 2020 года у вас остался немаркированный табак или вам пришел возврат с утраченным или поврежденным кодом Data Matrix.
Сейчас заказ кодов детально не описан, но есть понимание общего процесса. В личном кабинете на портале «Честный ЗНАК» можно будет отправить заявку для выпуска контрольно-идентификационных знаков (КИЗ). Коды сгенерируются в виде строки, вам нужно будет его превратить в квадратный код. Нанесите его на упаковку и про продаже отсканируйте.
3. Столовое белье относится к товарам, мониторинг которых запланирован на декабрь 2019 года. Вероятно, этот срок передвинется на более позднее время, как это произошло с табаком.
При приемке маркированного табака нужно ли будет применять ТСД, чтобы считать марки как при приеме алкоголя?
— Вы не обязаны применять ТСД или сканер при приеме алкоголя, но вы это делаете по соображениям вашей же безопасности, чтобы избежать пересортицы. Нет обязанности сканировать на приемке и маркированный товар, но как вы еще убедитесь, что поставщик внес в УПД именно те КИЗ, которые фактически присутствуют в партии товара? Когда обнаружится пересортица, вам нужно будет решать этот вопрос. Как именно в таких случаях поступать, пока нет прописанного алгоритма.
Принимать для безопасности нужно каждую пачку или блоком? И при продаже надо будет считывать каждую пачку или весь блок?
— Если торгуете только блоками, то принимать можно блоками. Если принимаете блок, но продаете по пачке, то рекомендуем принимать тоже пачки. Из-за несовершенства оборудования на производстве могут возникнуть ошибки при нанесении кода Data Matrix на упаковку. Есть риск, что вы получите пачку с одним кодом, а в УПД будет указан другой. Несоответствие между документом и фактом невозможно выявить, если не сканировать пачки во время приема товара от поставщика.
Перемещение и возврат
Возможно ли будет внутреннее перемещение товара с одной торговой точки на другую? Это делать по внутренним документам?
— Движение табака через ЭДО система мониторинга будет фиксировать по ИНН, а не по связке ИНН-КПП. То есть система будет знать, какие маркированные товары есть у вашей организации, но не будет знать, в каких именно торговых точках они находятся. Поэтому для перемещения товара между точками в рамках одной организации специальные документы создавать не придется. Оформляйте перемещение так же, как делаете сейчас. Возможно, в мониторинге других товарных групп (обувь, одежда и т.д.) будет фигурировать КПП, это пока неизвестно.
Как узнать, какие марки были проданы? Если я хочу вернуть товар поставщику, нужно ли будет сканировать товар?
— С 1 июля 2020 года вам так или иначе нужно, чтобы в УПД указывались КИЗ с упаковок табака. Как они там появятся — не важно.
Если будете возвращать всю партию, создайте возвратный документ. Его можно сформировать на основе исходного УПД.
Если возвращаете какую-то часть партии, есть варианты:
Розничная продажа
ИП на ЕНВД маркированные сигареты по свободной продаже без наименования в чеке можно продавать?
— Табак относится к подакцизному товару, поэтому печатать в чеке названия продукции нужно. Отсрочка касается ИП на спецрежимах без подакцизных товаров, они могут не печатать в чеке названия и количество товаров или услуг до 1 февраля 2021 года (п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ). Вести каталог товаров и работать с маркировкой вы можете в сервисе Контур.Маркет.
ИП на ЕНВД маркированные сигареты по свободной продаже без наименования в чеке можно продавать?
— Минфин предлагает запретить применять ЕНВД и ПСН продавцам маркированных товаров. За судьбой проекта постановления можно следить на ф портале нормативных актов.
Нужно ли будет сдавать отчеты по движению табака?
— Нет, отдельные отчеты пока не предусмотрены. Отчитываться в систему мониторинга нужно пока только в двух случаях:
Сервис Контур.Маркет помогает выполнить требования к обороту табака. Подключите модификатор «Маркировка» и продавайте табак по новым правилам.
Пачки, упаковки, паки, как мы будем их различать? Если я продал блок, как узнаю, какие марки в блоке (паке, коробке)?
— Скоро заработает API системы мониторинга, это позволит вам запросить у системы, какие пачки находятся в блоке (блоки в коробке и т.д.). Запрос КИЗ нужен не всегда. Если получаете блоки и продаете тоже блоки, вам совершенно незачем знать, какие именно пачки были внутри. Если получаете блоки, но продаете пачки по отдельности, то вы сможете сделать запрос через API.
У нас очень часто выключают свет на 2-3 часа. Что делать в этом случае, ведь код на каждой пачке индивидуален, а значит нужно прекращать продажи?
— Да, нужно останавливать продажу. Если вы не выдаете чек покупателю, то это является нарушением независимо от того, маркированный табак продаете или любой другой товар.
В ЕГАИС есть алкокод. Будет ли что-то подобное при маркировке табачной продукции?
— Нет, аналога алкокода не будет.
У маркированных пачек остается обычный штрихкод (EAN)? В рамках теста его убирали одно время.
— Да, линейный штрихкод останется, но он будет отличаться на маркированных и немаркированных упаковках.
Остатки
Нужно ли сверять остатки в магазине с остатками ГИС мониторинга?
— Ведение остатков предполагает, что вы отчитываетесь об изменении баланса. Однако пока понятие «баланс» не фигурирует в контроле за оборотом табака. Регулятор будет наблюдать только за перемещением товара (ЭДО) и выводом из оборота (сканирование на кассе).
Нужно ли будет ставить остатки табачных изделий на баланс ГИС, которые были до 01.07.2019?
— Нет, ставить на баланс не обязательно. Это станет актуально к 1 июля 2020 года. С этой даты нельзя будет продавать немаркированные сигареты и папиросы, а еще нужно будет работать с УПД.
Объясним, почему это будет важно именно тогда. Вам уже сейчас может приходить маркированный табак, с 1 июля 2019 года вам нужно будет его сканировать при продаже на кассе. Вплоть до 1 июля 2020 года движение табака не обязательно фиксировать в системе мониторинга. Очевидно, что к 1 июля 2020 года у вас будет некий остаток маркированного табака, о котором ИС мониторинга знать не будет. А с 1 июля 2020 года продажа таких остатков будет нарушением. Чтобы этого не произошло, сделайте инвентаризацию, когда будете внедрять у себя систему ЭДО для работы с УПД, то есть до 1 июля 2020 года. В результате инвентаризации вы сможете зафиксировать остатки в системе маркировки, а значит сможете их законно продавать после 1 июля 2020 года.
Универсальные передаточные документы (УПД) и электронный документооборот (ЭДО)
Будут ли маркированные сигареты в накладной отмечены отдельно от немаркированных? Как бухгалтеру понять, какие сигареты были проданы: с маркировкой или без?
— В бумажной накладной и те, и другие сигареты указываются одинаково, маркированную не отличить. Когда наступит требование по передаче УПД, начнет действовать требование указывать контрольно-идентификационных знаки (КИЗ) с упаковок. В УПД предусмотрено отдельное поле для КИЗ. Если оно заполнено, значит продукция маркированная, если поля пустые, то продукция должна быть немаркированная. Если вам пришел маркированный табак, но в УПД нет КИЗ, то регулятор это расценит как продажу продукции, которая не принята по УПД.
Перейдем ко второй части вопроса. Не очень понятно, зачем бухгалтеру понимать, маркированные сигареты реализованы или нет. Процесс работы на кассе конечно отличается — при продаже маркированных сигарет нужно сканировать КИЗ на упаковке. Но за это отвечает кассовое программное обеспечение, а не бухгалтер. Работа с УПД также сложно отнести к обязанностям бухгалтера, но если даже принимать УПД будете вы, то этот процесс не связан с продажей.
Передача УПД еще не определена, так как еще не выработан формат документа, верно?
— Формат УПД для табака выработан и обязателен к применению с 1 июля 2020 года. Для остальных товаров, подлежащих маркировке (обувь, одежда и т.д.), возможно, появится специальный формат.
Как в 1С: Розница получить накладную от поставщика? Если у нас нестандартная конфигурация 1С, есть ли описание протоколов передачи данных?
— В СКБ Контур есть модуль электронного документооборота с 1С в Диадоке. При установке и настройке этого модуля 1С можно работать с любыми электронными документами, в том числе с УПД для маркированного табака. Пожалуйста, уточните у менеджера, совместима ли с модулем ваша конфигурация 1С, для этого отправьте заявку.
Отправка сведений оператору фискальных данных (ОФД)
Как работать с системой мониторинга, если касса работает в автономном режиме без передачи данных ОФД?
— Не отправлять данные ОФД онлайн имеют право те, кто применяет кассу в автономном режиме. Таким категориям налогоплательщиков нужно самостоятельно отправлять данные о продажах маркированного табака в ИС мониторинга (п. 72 в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2019 № 224). Как именно подавать сведения, пока не ясно. Ожидаем, что на этот счет регулятор выпустит разъяснения.
Если мы продаем товар без передачи данных в ОФД и соответственно приемки товара по ЭДО не ведется, каким образом мы должны самостоятельно передавать данные о продаже табака? Технически его у нас на остатках нет.
— Тех, кто не обязан передавать данные ОФД (применяют кассу в автономном режиме), все равно должны будут отчитаться о продажах маркированного табака в ИС мониторинга (п. 72 в Постановлении Правительства РФ от 28.02.2019 № 224). Каким образом это делать —, ожидаем разъяснений.
В нормативных актах не говорится, что применение кассы в автономном режиме дает право не использовать ЭДО. Должна появится некая форма отчетности и для таких случаев. Возможно, ЭДО станет для вас необязательным, но как-то документировать приемку продукции будет все-таки необходимо.
Если мы работаем с ОФД по алкоголю, дополнительно нужно ли подключать еще какие-либо услуги от ОФД?
— Да, нужно. ОФД не распознает алкогольную продукцию, для оператора это обычный товар. А маркированную продукцию ОФД должен распознавать, чтобы сведения о ее продаже отправлять в систему мониторинга. Это совсем другой процесс, поэтому в сервисе Контур.ОФД выделен тариф «Маркировка», который приобретается дополнительно к основному тарифу.
А ОФД, который отправляет сведения с касс в налоговую, можно использовать для табака или это другая история и другой оператор?
— Можно использовать одного оператора фискальных и для передачи сведений в налоговую, и для работы с ИС мониторинга. Главное, чтобы у вашего ОФД была такая техническая возможность. К примеру, сервис Контур.ОФД поддерживает обе возможности: и работу с ФНС, и работу с маркировкой.
Оптовые организации
Требуются ли какие-то действия для оптовых организаций до июля 2020?
— Если занимаетесь только оптовой торговлей, зарегистрируйтесь в системе мониторинга до 30 июня 2019 года включительно, больше ничего делать не нужно. Обязанность работать с УПД наступит для вас только 1 июля 2020 года. Возможно, что сама ситуация на рынке потребует перейти на ЭДО раньше этого срока, Например, если крупнейшие игроки табачного рынка скажут, что будут отправлять документы на маркированный табак только в электронном виде.
Поставщик передает мне товар по ЭДО, он у меня на балансе. А покупатель до 2020 года не использует ЭДО, получается остатки зависают у нас? Будет ли какое-либо списание кроме розничной реализации? Не можем же мы заставить клиентов использовать ЭДО.
— Да, какие-то требования к списанию появятся. Выровнять остатки можно будет с помощью служебных документов, формат которых еще не утвержден. Если появится требование о ведении актуальных остатков, то вы будете обязаны проводить инвентаризацию, сейчас она добровольная.
Действительно, не все розничные компании пока осознают преимущества ЭДО и не все готовы перейти на него прямо сейчас чисто технически.
Подключите модуль «Маркировка» в Контур.Маркете. Вы получите кассовую программу для продаж табака и возможность получать и отправлять УПД в систему мониторинга.
Маркировка табака
В России ввели маркировку табака. Сейчас производители обязаны наносить коды на каждую пачку сигарет и всю альтернативную табачную продукцию.
До 1 июля 2021 года еще можно было продавать АТП, которая была закуплена еще до старта обязательной маркировки. А вот продавать сигареты без кодов уже нельзя.
Если не хотите нарушать правила, регистрируйтесь в системе маркировки табака и используйте МойСклад. В нем можно вести учет маркированных товаров, продавать их и сообщать о выбытии. Попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.
В статье мы разберем, как работает маркировка табака. Чтобы понять, как продавать сигареты в МоемСкладе, посмотрите это видео:
Зачем маркировать табачные изделия
Маркировка табака и сигарет нужна, чтобы отслеживать движение товаров. Находить подделки проще, когда цифровые коды есть на каждой упаковке. Так бизнес защищен от конкуренции с дешевым контрафактом.
В 2021 году маркировка охватывает все этапы производства и продажи сигарет и папирос. Цифровые коды с пачек проверяют на каждом шаге и выводят из оборота после того, как товар купили или списали.
Любой незаконно произведенный или ввезенный товар исключается из оборота: поддельная пачка просто не может попасть в цепочку. Продать табак без маркировки не получится. Его нельзя даже перевозить и хранить на складе — за это штрафуют.
Как маркировка табака изменила работу розницы
Требование наносить цифровые коды на табачную продукцию не меняют общие правила работы розницы. Но есть два момента, на которые нужно обратить внимание.
Торговая точка должна пересмотреть работу с документами. После старта обязательной маркировки табака накладные нужно передавать и подтверждать через ЭДО. Когда магазин принимает партии от поставщика, он обязан сканировать цифровые коды и сверять их с указанными кодами маркировки табака в УПД.
Если информация не совпадает, принимать товар нельзя.
У МоегоСклада есть готовое решение для розницы. Мы с самого начала участвовали в проекте по маркировке табака и сигарет, наши пользователи давно работают по новым правилам. В МоемСкладе можно:
Регистрация в сервисе бесплатная. Подключитесь прямо сейчас и работайте без нарушений правил маркировки.
Закон о маркировке табака
С момента начала проекта по маркировке табака власти приняли несколько нормативных актов. Каждый регламентировал маркировку и вносил изменения в предыдущие документы.
Три самых важных документа:
Скачайте и изучите их, чтобы узнать о сроках и правилах маркировки табака и сигарет.
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе МойСклад, где вы сможете:
Систему маркировки табака, которая называется Честный Знак, курирует оператор проекта — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). За движением маркированного табака следит информационная система мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП), которая входит в Честный Знак.
Подробнее о том, как устроена обязательная маркировка табака, рассказал на семинаре МоегоСклада эксперт Центра Александр Кривоносов.
До того как требование наносить коды на пачки сигарет стало обязательным, в России проходил эксперимент. Его участниками стали производители, дистрибьюторы, ОФД и операторы ЭДО. МойСклад участвовал в эксперименте как производитель ПО. Поэтому наш сервис готов к работе с маркированными сигаретами с 2018 года.
Сроки маркировки табака
Сроки маркировки табака для интернет-магазинов
С 28 января 2021 в России ужесточили правила продажи табака и альтернативной табачной продукции. В частности, в интернете запретили торговать стиками и смесями для кальяна. До этого ограничение касалось только продажи сигарет.
Продавцам нельзя рекламировать табачную продукцию, но можно информировать покупателей о продукте. Например, писать статьи и посты в тематических группах, не навязывая конкретный товар.
Сроки маркировки остатков табака
Какой код используют для маркировки табака в 2021 году
Для маркировки табака нужен цифровой код DataMatrix. Его выдает Честный Знак. Код размещают на упаковке. По нему отслеживают движение товара к конечному потребителю. Код невозможно подделать или использовать дважды.
DataMatrix наносят на пачку, блок или транспортную упаковку — короб или даже контейнер. Ограничений по объему тары нет. Маркировка табачной продукции должна содержать:
Методические рекомендации по маркировке табака
Подробности об устройстве кода DataMatrix есть в Методических рекомендациях для проведения эксперимента по маркировке табачной продукции. Это основной документ по проекту, утвержденный Минпромторгом.
В Методических рекомендациях можно найти требования к оборудованию, чтобы наносить и сканировать коды и инструкцию по настройке маркировки табака. Правила утверждены постановлением № 224.
Как работает маркировка табака
Чтобы считать DataMatrix на кассе, нужен обычный сканер двухмерных штрихкодов. Даже если произойдет сбой интернета — онлайн-ККТ сохранит данные в фискальном накопителе и передаст в ОФД, когда сеть снова появится.
Как начать работу в системе маркировки табака
Маркировка альтернативной табачной продукции
К альтернативной табачной продукции (АТП) относятся сигары, черуты, сигариллы, биди, кретек, курительный табак, трубочный табак, табак для кальяна, а также жевательный и нюхательный табак. Внедрить обязательную маркировку для этих товаров планируют с 1 июля 2021 года. Срок установлен постановлением Правительства РФ № 224.
До этой даты импортеры, оптовики и розница должны успеть нанести коды на остатки. При этом выпуск альтернативной табачной продукции без маркировки запрещен с 1 июля 2020 года.
Как устроена маркировка альтернативного табака
Для маркировки АТП используют обычный штрихкод формата GS1. Код наносят на пачку или блок из нескольких упаковок.
Код маркировки АТП состоит из:
Подробнее о маркировке АТП читайте в нашей статье.
Ответственность за нарушения правил маркировки табака
Ответственность за нарушение правил маркировки может быть как административной, так и уголовной.
Организацию или должностных лиц, которые контролируют выпуск продукции, могут оштрафовать за:
Нарушителей ждет не только штраф, но и конфискация товара. Вернуть продукцию не получится.
В апреле 2021 года Госдума утвердила штрафы за перевозку табачной продукции без маркировки. Допустимый вес таких товаров, как сигареты сигары и табак, если их одновременно перевозит один человек, ограничен 750 граммами.
По отдельности разрешено транспортировать не более 600 сигарет, или 150 сигар, или 750 граммов табака без маркировки. В остальных случаях нарушителей ждут штрафы до 50 000 рублей и конфискация.
При крупном и особо крупном ущербе от нарушения правил маркировки против продавцов или тех, кто хранит такой товар, возбуждают уголовное дело. Так, например, произошло в Наро-Фоминском городском округе, где в апреле 2021 года нашли склад с 2,5 млн пачек табачной продукции без маркировки на сумму 96 млн рублей.
Подробнее о штрафах за нарушения закона и случаях, когда наступает уголовная ответственность, читайте в нашей статье.
Последние новости о маркировке табака с 2021 года
Подпишитесь на рассылку МоегоСклада, чтобы не пропустить последние новости о маркировке табака в 2021 году. Это бесплатно.
Вопросы по маркировке табака
Как выглядит упаковка табака с маркировкой и без нее?
Код DataMatrix наносится на нижнюю или боковую сторону упаковки.
Маркировка табака: фото
Что если на пачке сигарет не хватит места для кода?
Код маркировки для табака не занимает много места, ее легко нанести даже на самую тонкую пачку. Еще во время эксперимента коды DataMatrix тестировали на пачке формата super slim, и проблем с нехваткой места не возникло.
Другие вопросы о маркировке ищите в этой статье. Отвечаем вместе с ЦРПТ.
Если на пачке нет кода DataMatrix или его невозможно считать, это считается нарушением. Производить, хранить, перевозить и продавать табак без маркировки.