Что такое потребность в маркетинге

Основные понятия маркетинга

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Здравствуйте, друзья. Продолжаем изучать тему маркетинга. С определениями маркетинга разобрались, начинаем разбираться с основными понятиями маркетинга. Как говорится, начинаем с азов и подробно остановимся на каждом из понятий маркетинга.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Сущность системы маркетинга можно раскрыть через совокупность девяти социально-экономических категорий. Мы в следующих статьях будем часто о них говорить, поэтому предлагаю рассмотреть основные их особенности.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Нужда

Нужда – это чувство нехватки человеком чего-либо, необходимости чего-то.

Нужды людей весьма разнообразны и могут быть разделены на три вида:

Нужда в чем-либо вызывает у человека чувство неудовлетворенности, дискомфорта. Нуждающийся в чем-то человек чувствует себя несчастным, неудовлетворенным. И чем важнее для него та или иная нужда, тем глубже он переживает.

Из подобной ситуации может быть два выхода – найти средство, удовлетворяющее нужду, или подавить ее.

Нужды, в отличие от потребностей, не создаются маркетологами. Они обусловлены человеческой натурой и природой социальных отношений.

Потребности

Потребность (Want) — это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню, личности человека, который ее испытывает, стереотипами его поведения и восприятия.

Например, житель России утоляет жажду водой, морсом или квасом, житель Германии – пивом, житель тропических островов – кокосовым молоком.

Одному человеку, чтобы утолить голод, нужна котлета с гарниром, другому – салат, третий предпочитает блюда итальянской кухни.

Один и тот же человек, в зависимости от ситуации, может просто захотеть съесть шоколадный батончик, или заказать комплексный обед.

Потребность – это исходное понятие маркетинга. Потребностью можно считать любое состояние неудовлетворенности, которое человек хочет прервать, либо состояние удовлетворенности, которое он хочет продлить.

Отдельные потребности людей становятся настолько актуальными, что побуждают (мотивируют) людей искать пути и способы их удовлетворения. Существует несколько теорий мотивации потребностей. О наиболее известной из них – теории Маслоу – можно прочитать в этой статье.

Конечно, любая, даже самая лучшая теория, не всегда полностью соответствует практике. Скорее стоит предполагать, что человек обычно хочет одновременно удовлетворить потребности разного уровня, например, поесть и получить образование.

В этом и заключается задача маркетологов – создать условия, при которых разные нужды и потребности людей удовлетворяются полностью.

Потребности и желания потребителей не всегда бывают очевидными, поэтому прежде чем начать производство тех или иных товаров нужно выяснить, для какой группы покупателей они предназначены и какие именно потребности могут удовлетворить.

Потребности потребителей нужно постоянно изучать, учитывая при этом разницу между потребностями и желаниями. Понимание потребностей и желаний клиентов очень важно для долгосрочной и успешной работы компании в условиях конкурентного рынка.

Желания покупателей постоянно развиваются, меняются под влиянием моды, возраста, окружения, новых технологий. Коммерческие компании также создают новые требования, и этот процесс непрерывный.

Например, в середине XX века компании не испытывали потребности в закупке компьютерной техники. В 80-е – 90-е годы XX века эту потребность ощутили абсолютно все компании.

Вместе с тем, потребитель выбирает те товары и услуги, которые приносят ему максимальное удовлетворение при определенных финансовых возможностях. Это значит, что для рынка имеет значение не любая, а именно платежеспособная потребность человека, то есть потребительский спрос.

Запрос

Запрос (Demand) — это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Запрос всегда направлен на конкретный товар, то есть на то, что может удовлетворить потребность, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Совокупность запросов образует спрос.

Потребительский спрос – количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене в течение определенного времени на определенном рынке.

Факторы, определяющие потребительский спрос:

Объектом, на который направлен потребительский спрос, является товар.

Товар

Товар (Product) — результат человеческой деятельности, который удовлетворяет определенную потребность и предназначенный для обмена (продажи) с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Основные формы товаров:

Между потребностью и товаром могут быть разные степени соответствия, товар может приносить потенциальному потребителю различную степень удовлетворения.

Ассортимент (Assortment, range) — состав продаваемой фирмой продукции по группам, видам, типам, сортам, размерам и маркам. Различается широтой (количеством товарных групп) и глубиной (количеством моделей, видов марки в каждой группе).

Бренд (Brand) — знак, символ, слова или их сочетание, помогающие потребителям отличить товары или услуги одной компании от другой. Бренд воспринимается как широко известная торговая марка или компания, занимающая в сознании и психологии потребительских сегментов особое место из массы себе подобных.

Все товары, удовлетворяющие ту или иную нужду, называются товарным ассортиментом выбора. В приведенном выше примере удовлетворения голода и жажды тот или иной продукт или напиток и будет ассортиментным выбором.

При посещении магазина мы сталкиваемся с самыми разными вариантами товарного ассортиментного выбора. Выбрав определенные товары, мы совершаем обмен.

Обмен

Обмен (Exchange) — получение какого-либо желаемого объекта с предложением чего-то взамен. С развитием рынка товары и услуги стали обменивать на деньги или другие услуги.

Обмен – самый цивилизованный способ удовлетворения нужды, в отличие от воровства, попрошайничества, собирательства и других способов натурального обеспечения.

У каждого человека есть свои критерии обмена в зависимости от поставленных целей. Например, что получает донор за сданную кровь? Деньги, чувство облегчения, радость за спасенную жизнь?

Взаимовыгодный обмен между продавцом и покупателем предполагает, что покупатель получает нужный ему товар (услугу, ценность, удовлетворение), а продавец в тоже время добивается поставленных целей – получает прибыль. Поэтому маркетологи всегда должны искать ответ на вопрос: «Какие ключевые выгоды хотят получить потребители от покупки товара вашей компании?»

Взаимовыгодный обмен требует обеспечения следующих условий:

Если все эти условия соблюдены, то обмен становится реальным действием и приобретает характер сделки.

Сделка

Сделка (Transaction) — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Она может быть классической (товар в обмен на деньги) или бартерной (обмен товарами и услугами в натуральной форме).

Для совершения сделки необходимо соблюдение следующих условий:

Местом совершения сделок является рынок, который прошел длинный путь эволюционного развития от момента осознания человеком неэффективности полного обеспечения себя необходимыми продуктами питания и домашнего обихода к цивилизованному рынку, который существует сейчас.

Рынок

Рынок (Market) — это совокупность существующих (реальных) и возможных (потенциальных) покупателей товара.

Рынок с точки зрения маркетинга всегда конкретный и имеет определенные характеристики – географическое положение, покупательские потребности, порождающие соответствующий спрос, и емкость.

По мере увеличения количества предназначенных для обмена продуктов, числа лиц – участников обмена и совершающихся сделок, растет и число рынков. В зависимости от того, какие потребности определили спрос на соответствующий товар, выделяют несколько видов рынка.

Участники рынка

Сегмент рынка (Market segment) — это крупная, четко определенная группа покупателей внутри рынка со сходными потребностями и характеристиками, в отличие от других групп целевого рынка.

Поставщики (Suppliers) — субъекты маркетинговой системы, в функцию которых входит обеспечение организаций-партнёров и других компаний необходимыми материальными ресурсами.

Конкуренты (Competitors) — юридические или физические лица, соперничающие, то есть выступающие в качестве соперника по отношению к другим предпринимательским структурам или предпринимателям на всех этапах организации и осуществления предпринимательской деятельности.

Посредники (Distributors) — юридические или отдельные физические лица, которые помогают организациям-производителям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты.

Потребители (Consumers) — юридические, отдельные физические лица или их потенциальные группы, готовые приобрести товары или услуги, находящиеся на рынке, и обладающие правами выбирать товар, продавца, предъявлять свои условия в процессе купли-продажи.

Виды рынков

Потребительский рынок (рынок товаров народного потребления) – совокупность отдельных лиц и домохозяйств, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.

Рынок производителей (рынок товаров производственного назначения) – совокупность физических лиц, организаций и предприятий, которые приобретают товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства других товаров и услуг.

Рынок посредников (промежуточных продавцов) – предприятия, организации и физические лица, которые приобретают товары, и услуги для их перепродажи с целью получения прибыли.

Рынок государственных учреждений – государственные организации и учреждения, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций.

Международный рынок – потребители товаров и услуг (физические лица, производители, промежуточные продавцы и государственные учреждения), которые находятся за пределами страны.

Классификация рынков с точки зрения географического положения

Важной характеристикой рынка является соотношение между предложением и спросом на данный товар. С учетом этого фактора говорят о рынке продавца и рынке покупателя.

На рынке продавца условия диктует продавец. Это возможно, когда существующий спрос превышает имеющееся предложение. При таких условиях продавцу нет смысла заниматься исследованиями рынка – его продукция все равно найдет сбыт.

На рынке покупателя свои условия диктует покупатель. Это заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих факторов реализации концепции маркетинга.

Маркетинг

Теперь мы можем дать более полное определение понятию «маркетинг». Маркетинг подразумевает управление рынком, направленное на осуществление обмена и создание отношений с целью предоставления потребительской ценности и удовлетворения нужд и запросов потребителей.

Маркетинг – это процесс, в ходе которого отдельные лица и группы лиц получают необходимое и желаемое с помощью создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом. Маркетинг появляется тогда, когда кто-либо решает удовлетворить свои потребности или запросы, используя обмен. По сути, обмен – это один из способов, позволяющих человеку получить то, к чему он стремится.

Процессы обмена не происходят сами по себе. Продавцы должны искать покупателей, выяснять их потребности, создавать товары и услуги, определять их стоимость, рекламировать, хранить, доставлять, то есть осуществлять основные виды маркетинговой деятельности.

Многие считают, что маркетингом занимаются в основном продавцы. На самом деле покупатели принимают в нем активное участие, когда ищут нужные товары по доступным ценам.

Современный маркетинг подразумевает обслуживание рынка конечных потребителей в условиях конкуренции. Компания и ее конкуренты отправляют произведенную продукцию и информацию о ней конечным потребителям, напрямую или через посредников.

На всех участников системы маркетинга влияют одни и те же факторы – демографические, экономические, экологические, научно0-технические, политические, правовые, социальные, культурные.

Конкурентные преимущества (Competitive benefits) — факторы, определяющие превосходство компании над конкурентами, измеряемые экономическими показателями такими как: дополнительная прибыль, более высокая рентабельность, рыночная доля, объем продаж.

Макросреда (Macroenvironment) — факторы, оказывающие влияние на микросреду компании. К ним относятся: демографические, экономические, природные, научно-технические, политические и культурного характера.

Микросреда компании (Microenvironment) — факторы, тесно связанные с компанией и воздействующие на ее способность обслуживать целевых клиентов. Она включает: саму компанию, посредников, поставщиков, конкурентов, целевых потребителей и контактные аудитории.

Мы с вами рассмотрели основные понятия маркетинга, каждое из которых вносит свой вклад в создание потребительской ценности. Можно сделать вывод, что успех любой компании зависит не только от ее собственных действий, но и от того, насколько хорошо все нужды конечного потребителя удовлетворяются всеми звеньями цепи.

Источник

Классификация потребностей потребителя

В статье мы подробно расскажем о трех основных группах потребностей покупателя (клиента) в маркетинге, которые влияют на мотивацию к покупке, а также рассмотрим подробно практическое использование теории потребностей потребителя на практике. В результате изучения материала статьи вы научитесь определять, какой тип потребности является определяющим для вашей целевой аудитории, и сможете разработать идеальный продукт и рекламное сообщение, максимально отвечающее ключевым потребностям рынка.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Разбираем понятие

Под потребностью потребителя (consumer needs) понимается разница между текущим и идеальным (= желаемым) состоянием потребителя. Чем больше данная разница, тем выше мотивация потребителя купить товар для удовлетворения своей потребности.

Например, когда мы испытываем жажду, существует разница между идеальным нашим состоянием «не испытывать жажду» и текущим состоянием. В этот момент мы мотивированы приобрести напиток для удовлетворения своей потребности. При этом, чем больше наше желание в утолении жажды, тем сильнее мы сконцентрированы на удовлетворении данной потребности и для нас приоритетны становятся не эмоциональные и имиджевые характеристики товара, а функциональные.

Другие примеры возникновения потребностей: если мы не удовлетворены формой своей прически — мы идем в парикмахерскую; если мы не удовлетворены своей работой – мы заходим на сайт вакансий и ищем новые предложения по трудоустройству.

Если примерять данное понятие на рынок b2b и говорить о потребности клиента (как юр.лица), то здесь мы будем также говорить о разнице между желаемым и фактическим состоянием клиента. С клиентами на деловом рынке все достаточно проще, чем с обычными потребителями, так как спектр их потребностей намного уже и концентрируется вокруг роста продаж и повышения прибыльности компании.

Классификация потребностей

Все потребности покупателя можно разделить на 2 большие группы: функциональные потребности и эмоциональные потребности. Эмоциональные потребности могут носить как психологический, так и социальный характер. Рассмотрим каждую потребность покупателя подробнее на знакомых примерах.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Функциональные потребности

Данные потребности являются первичными, базовыми, фундаментальными. Функциональные потребности также можно охарактеризовать как желание покупателя улучшить свое физиологическое состояние. Примерами функциональных потребностей могут являться:

Функциональные потребности потребителя очень часто являются ключевыми драйверами к покупке продукта, т.к. представляют фундамент мотивации потребления товара. Но при этом функциональные потребности являются универсальными, типовыми, легко повторимыми, что затрудняет дифференциацию от конкурентов на уровне удовлетворения функциональных потребностей.

Бренд в исключительных случаях может дифференцироваться на уровне удовлетворения функциональных потребностей: когда он является first-mover категории (никто до него не удовлетворял данную потребность потребителя) или имеет охраноспособную уникальную технологию, позволяющую удовлетворять функциональную потребность лучше других.

Удовлетворение только функциональных потребностей не позволяет построить долгосрочную связь с потребителем и развивать лояльность к продукту.

Эмоциональные потребности

Потребности не всегда бывают только функциональными. Потребитель при покупке товара часто ищет возможность самовыражения. Некоторые товары ассоциируются с определенным типом потребителей, которые имеют четкий набор ценностей, характер, признание в обществе. Покупая товары, наделенные особым имиджем, потребитель как бы определяет себя в обществе и сообщает это окружающим.

Внутренние эмоциональные потребности

Или психологические потребности. Данный вид потребностей связан с внутренними переживаниями и страхами потребителя. Примеры психологических потребностей потребителя:

Внешние эмоциональные потребности

Или социальные потребности. Данный вид потребностей связан с желанием потребителя получить признание в обществе, стать частью определённой социальной группы, сформировать свой имидж. Примеры социальных потребностей:

Основные эмоциональные потребности потребителей

Функциональных потребностей покупателя может быть бесконечно много, так как они все связаны непосредственно с базовыми функциями конкретных продуктов. Но список базовых эмоциональных потребностей является достаточно определенным. Приведем основные из них (словами потребителя):

Практическое применение

Разработку своего товара всегда начинайте с изучения и выявления ключевых потребностей клиентов рынка. Выявить основные потребности покупателя можно с помощью различных маркетинговых исследований и опросов целевого рынка. Важно понимать, что только когда существует потребность — может существовать товар для ее удовлетворения. Иначе вы создадите «пустой» продукт, который не будет пользоваться спросом. Конечно, возможен другой вариант в случае, если потребность отсутствует – можно ее сформировать. Но для этого требуется время и большие инвестиции в продвижение товара.

Особое внимание следует уделить поиску скрытых (не очевидных) потребностей клиентов, существование которых потребители не могут выразить самостоятельно. Данный вид потребностей клиента еще не воплощен на рынке, а значит построение идеи продукта на сильной скрытой потребности может дать компании долгосрочное преимущество.

Важно знать, что потребность потребитель может удовлетворять разными способами, поэтому ваш продукт может быть не единственным решением проблемы потребителя. Всегда необходимо подробно изучать конкурентные товары по удовлетворению потребности, и не только из вашей товарной категории.

Всегда необходимо строить образ товара, начиная с базовых характеристик, удовлетворяющих основные потребности. Но не заканчивать построение образа на функциональных характеристиках, дополняя его эмоциональными преимуществами. Эмоциональных преимуществ может быть несколько или одно ключевое, все зависит от категории и целевой аудитории товара.

Товары повседневного спроса (питание, зубная паста, а особенно экономичные товары масс-маркета) в большей степени направлены на удовлетворение базовых функциональных потребностей. Но их необходимо также наделять эмоциональными выгодами, ключевые из которых являются – защита от риска неправильного выбора, желание в безопасности для всей семьи, удовлетворение от совершения выгодной покупки и экономии семейного бюджета, уверенность и комфорт.

Имиджевые товары, в особенности luxury –сегмент, в основном построены на эмоциональных выгодах. Ключевые из которых – успешность, приобщение к определенной социальной группе, привлечение внимания, экономия времени и сил и т.п. При разработке данных товаров или услуг все же нельзя забывать о функциональных характеристиках, без которых все имиджевые составляющие могут стать бесполезными.

Для каждого товара или услуги кампании рекомендуется составление карты потребностей потребителя. Данная карта потребностей будет служить ядром каждого нового продукта, по данной карте можно будет быстро проверить соответствие новых идей требованиям целевого потребителя.

Источник

Как выявить потребности целевой аудитории в digital: где взять информацию, как ее анализировать и применять

Большая часть коммуникации между бизнесом и клиентом происходит в интернете: общение с чат-ботами на сайтах, электронные каталоги, онлайн-заказы. Теперь выявление потребностей клиентов происходит, когда они не посещают магазин лично, а занимаются своими делами: едут в метро, играют в мобильные игры, смотрят сериалы.

Для этого у маркетинговых специалистов есть целый арсенал инструментов: от анализа рекламных кабинетов до личного интервью. В статье на основе экспертного мнения мы рассказываем о видах потребностей, источниках информации о них и способах выявить желания клиентов. Материал будет полезен всем digital-специалистам, как фрилансерам, так и на стороне компании: копирайтерам, таргетологам, smm-менеджерам и другим.

Что такое «потребность»

Обычно мотивация человека лежит глубже, чем может показаться на первый взгляд. Потребность как раз помогает выявить источник этой мотивации.

Например, вы продаете кухонный гарнитур и рассказываете потенциальным покупателям о его износостойкости и легкости в уходе. Лишь изучив ключевую потребность клиента, вы узнаете, что у него на первом плане — эстетика. Он хочет, чтобы гарнитур органично вписывался в интерьер и выглядел дорого. Если вы не знаете, чего именно хочет человек, то, скорее всего, не совершите продажу. При этом учитывайте, что желания зачастую стихийны и зависят от ситуации. Человек, в прямом смысле, может хотеть сегодня — одно, а завтра — другое.

Какими бывают потребности клиента

Есть много классификаций потребностей клиентов: внешние и внутренние, явные и неявные, рациональные и эмоциональные, потребности по пирамиде Маслоу и другие. В статье мы остановимся на классических вариантах классификации.

Копирайтер Евгения Чупина советует выявлять потребность и ее вид для того, чтобы верно построить текст — надавить на эмоции человека, логику или страхи.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Рациональные и эмоциональные

В классических учебниках по маркетингу можно встретить деление потребностей на рациональные и эмоциональные.

Сопряженные и не сопряженные

Сопряженные потребности можно представить, как цепочку: покупателю нужен один продукт, следовательно, нужен и другой, дополняющий его. При покупке фена для укладки волос клиенту может понадобиться также набор расчесок для укладки и средства для стайлинга.

Не сопряженные потребности, напротив, иллюстрируют разовые желания. Например, человек покупает в одном отделе: новогоднюю елку, игрушки для нее. Больше ему ничего не нужно из новогодней тематики, а подарки близким он уже будет искать в других магазинах.

Скрытые и явные

Скрытые потребности покупатель, обычно, осознает, но не чувствует явного неудобства. Самый яркий пример — человек начал работать из дома, но не оборудовал свое рабочее место. Он по восемь часов лежит с ноутбуком на диване или сидит на твердом стуле. Пока это не причиняет явных неудобств, и проблема не стоит остро.

Как только у клиента начнутся боли в спине или шее, то потребность станет явной. Человек придет в магазин за компьютерным стулом и напрямую озвучит проблему.

Иерархия потребностей по пирамиде Маслоу

Все потребности пирамиды относятся к пяти уровням: от низшего к высшему. Причем нужды высшего уровня будут актуальны только после удовлетворения нужд низшего уровня.

Что такое потребность в маркетинге. Смотреть фото Что такое потребность в маркетинге. Смотреть картинку Что такое потребность в маркетинге. Картинка про Что такое потребность в маркетинге. Фото Что такое потребность в маркетинге

Каждому специалисту важно выявить: во-первых, к какой категории потребностей относится товар бренда, во-вторых, на какой ступени находится клиент.

Важно понимать, что такая нужда, как утоление голода не всегда будет стоять только на первой ступени. Все люди регулярно испытывают чувство голода, но одни стремятся сэкономить на еде и купить ее по акции, другие — покупают только здоровую еду в фермерских магазинах, а третьи — едут ужинать в ресторан с высоким чеком.

Мы составили таблицу, в которой подробно описали все части пирамиды Маслоу и то, какие вопросы задает человек, находясь на каждом из них.

Группа потребностейКак ведет себя клиентВопросы клиента
ФизиологияСтремится к экономии, интересуется соотношением цены и качества.Сколько стоит товар? Какая скидка?
БезопасностьИнтересуется репутацией производителя, обращает пристальное внимание на качество.Какая страна-производитель у товара? Не слышал об этой марке, она надежная?
ПричастностьИнтересуется мнением других, читает отзывы и слушает рекомендации.Это популярный товар? Что вы бы мне порекомендовали?
ПризнаниеВажен бренд и статус, на этом этапе цена отходит на второй план.Это лимитированная коллекция? Это ручная работа?
СамовыражениеСтремится к самореализации и удовлетворению амбиций.В номерах этой категории есть панорамные окна с видом?

Зачем выявлять потребности клиента

У выявления потребностей есть много преимуществ:

Где взять информацию для анализа

Сотрудники маркетинговых отделов изучают внутренние данные и собирают информацию из внешних источников, проводят исследования. Фрилансеры или сотрудники агентств, которые выступают маркетинговыми подрядчиками для брендов, сначала знакомятся с брифом и всеми необходимыми материалами, а затем самостоятельно собирают статистику в интернете. Интернет-маркетолог Татьяна Давыдова поделилась источниками для сбора, как можно большего количества информации о клиентах бренда.

Бриф от компании

Если вы digital-специалист вне бренда, например, фрилансер или сотрудник агентства, то для выявления потребностей целевой аудитории вам потребуется бриф. Бриф — это список вопросов, на которые отвечает представитель бизнеса. Они позволяют агентству или фрилансеру получить полное представление о бренде и его аудитории. Копирайтер Евгения Чупина советует на этом этапе дополнительно стимулировать представителя бренда на голосовое общение, потому что в письменном виде часто упускают значимые детали.

Пример общих вопросов для брифа таргетолога:

Дополнительно к заполненному брифу у представителя бренда запрашивают: количественные данные о целевой аудитории, результаты прошлых активаций или запусков, графические материалы по продукту, брендбук, гайдлайн, отчеты из рекламных кабинетов.

Но даже если бриф от бренда подробный и точный — необходимо лично «познакомиться» с целевыми клиентами, провести собственный анализ.

Данные отдела продаж

Помогут узнать, как проходят сделки по продажам: какие сегменты покупают чаще и почему. Также выявить потребности помогает прослушивание записанных звонков от клиентов.

Веб-камеры офлайн-точек

Команда эксперта Татьяны Давыдовой использовала и метод офлайн-наблюдения. Так можно напрямую посмотреть на поведение клиента: направляется сразу к нужной полке, долго ходит или сразу забирает интернет-заказ на кассе.

Сбор аналитики в сервисах

Wordstat Yandex поможет выявить частоту и точную формулировку запросов по нужной теме, а также их распределение в зависимости от геолокации пользователей. С помощью вебвизора в Яндекс.Метрике можно увидеть полный путь пользователя на сайте: какие разделы и в какой последовательности он смотрел. Так вы получаете представление о пользовательском пути в интернете, а также проводите юзабилити-оценку сайту. Например, плохо, если юзер положит товар корзину, а потом пять минут будет искать значок корзины — это явно препятствует покупке. Значит нужно обсудить с дизайнером изменения в интерфейсе.

Социальные сети бренда

Вся информация в социальных сетях бренда дает полное представление о том, как текущие подписчики реагируют на контент, а потенциальные клиенты — на таргетированную рекламу. Проверяйте результаты в рекламных кабинетах, выгружайте отчеты из сервисов аналитики и смотрите внутреннюю статистику соцсетей.

Отзывы и мнения

Часто в негативных отзывах покупатели напрямую говорят о своей боли или неудовлетворенности. Источники клиентских мнений: комментарии в социальных сетях, сайты-отзовики, комментарии на маркетплейсах о ваших или схожих товарах.

Помните, что на данном этапе вы собираете не мнения о своем продукте, а составляете портрет целевой аудитории и выявляете ее потребности. Поэтому учитывайте даже комментарии на тематических форумах, под тематическими статьями и видео. Например, если вы продаете пылесосы, то прочтите комментарии под видео на YouTube с лайфхаками по уборке или обзором пылесоса — там пользователи могут высказать конкретную жалобу на их текущий пылесос.

Анализ конкурентов

У прямых конкурентов идентичные целевые клиенты, поэтому на страницах со схожими бизнесами тоже можно найти полезную информацию. Например, ваш конкурент регулярно проводит рубрику FAQ с вопросами в своих сториз, а затем закрепляет истории. Можно проанализировать, какие вопросы задают клиенты и выявить их потребности. Также для анализа подойдут комментарии в социальных сетях конкурентов, официальный сайт, отзывы в интернете.

Опросы, анкеты, интервью

Проводить маркетинговое исследование — затратно. Но если есть такая возможность, то стоит ее использовать. Эксперты сходятся во мнении об эффективности интервью с клиентами для выявления нужд. Можно использовать анкетирование или рассылку опросов. Для более точечного исследования подойдут глубинные интервью фокус-групп или тематических экспертов.

Команда интернет-маркетолога Татьяны Давыдовой проводила проблемные интервью. При составлении вопросов делали упор на формулировку, чтобы человек рассказал о своих нуждах. Спрашивали, что покупателям важно при выборе продукта, на что в первую очередь обращают внимание, учитывают ли при покупке чье-то мнение.

Методы выявления потребностей

Анализ данных из источников

Копирайтер Евгения Чупина для выявления потребностей клиентов советует собрать данные из всех источников и проанализировать:

Эксперт при работе с бизнесом по производству диванов и матрасов проводила интервью с клиентами и изучала форумы, социальные сети и тематические статьи. Благодаря этому, удалось выявить, что при перевозке корпусной мебели с производства в магазины фура заполнена только на 40%. Это происходит из-за больших объемов и особой конфигурации мебели. Таким образом, клиенты фактически оплачивали доставку воздуха, их главным желанием была оптимизация этих затрат.

Потребности клиентов в programmatic

Иначе выявляют нужды людей в алгоритмической закупке рекламы или по-другому — programmatic. Михаил Щеткин, digital-директор Red Digital, говорит о том, что поведенческие факторы определяют потребность аудитории в programmatic. Это те самые «цифровые следы», которые оставляет каждый юзер при просмотре информации в интернете. После сбора данных и сегментирования выделяют группы таргетов. Как правило, они разделены по общим критериям, например: предметы для интерьера, благоустройство дома, мебель и другое.

Довольно часто выявленные на этапе брифа потребности клиентов отличаются от реальных интересов людей, которые совершают заказы. Так, например, в рекламе интернет-магазина одежды, представления об интересах покупателей могут быть вполне логичными: спортивная одежда, спортивная обувь, покупатели футболок. Но подробный анализ групп покупателей, которые делают заказы, показал другие приоритетные группы: спортивная одежда, аренда жилья, уходовая косметика.

Поэтому важно устанавливать на сайт пиксель — специальный код, который собирает информацию о пользователях сайта и отслеживает их действия. Другой сервис, например Яндекс.Метрика, собирает данные в подробные отчеты. Это помогает корректировать информацию, собранную на этапе брифа, для повышения результатов рекламной кампании.

Ошибки при выявлении потребностей

Если вы используете метод интервью или другим способом общаетесь напрямую с клиентами, то важно избегать ряда ошибок.

Ошибка 1: Задавать много закрытых вопросов. Важно узнать о клиенте как можно больше, поэтому сфокусируйтесь на открытых вопросах и больше слушайте. Помните, что первый ответ человека чаще не раскрывает его истинную мотивацию. Всегда задавайте дополнительные вопросы: «Как именно? Почему так? Можете привести пример?»

Ошибка 2: Ограничиваться парой стандартных вопросов. Любой человек индивидуален, как и подход к нему. Адаптируйте вопросы под конкретного человека, задавайте наводящие. Уделяйте время на small talk в начале беседы — он поможет снять напряжение и изучить манеру речи, близкую человеку.

Ошибка 3: Прерывать рассказ клиента. Даже если человек дал всю основную информацию и повторяется в разговоре, все равно дослушайте его до конца. Иногда покупателям важно выговориться.

Ошибка 4: Позволять разговору уходить в сторону. Следите за логикой разговора, повторите вопрос, если клиент на него не ответил. И также, возвращайте покупателя к цели вашего разговора, если он «ушел» в воспоминания и рассуждения.

Ошибка 5: Одновременно выявлять потребности и рассказывать о товаре. Это два разных направления продаж: во время рекламных кампаний или по прямому запросу от человека вы рассказываете о преимуществах продукта. Интервью же несет в себе цель узнать больше о нуждах аудитории, поэтому стоит сконцентрироваться именно на этом.

Заключение

Анализ и выявление потребностей целевой аудитории — основа, без которой невозможна дальнейшая работа. Для digital-специалистов важно правильно сформулировать бриф для бизнеса и провести личный дебрифинг, если он нужен.

Дополнить ответы представителя бизнеса поможет собственная аналитика: сбор данных из онлайн-сервисов и рекламных кабинетов, анализ социальных сетей и конкурентов, поиск отзывов и мнений в интернете. Обязательно изучите все исходные данные, которые есть у бизнеса: записи разговоров с отделом продаж, отчеты по рекламным кампаниям. Если есть возможность, то проведите полноценное маркетинговое исследование с анкетами и интервью.

С помощью полученных данных можно улучшить продуктовую линейку, провести инструктаж для отдела продаж, повысить показатели в социальных сетях и рекламных кабинетах, а главное — увеличить продажи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *