что такое русская лень
Русская лень бессмысленная и беспощадная
Как говорили наши далекие предки: «Лень мужика не кормит». Так почему же нам не передалась их мудрость? Почему опыт, накопленный за века истории государства Российского, не находит отражения в наших поступках? Ответ очень прост. Русский человек патологически ленив. Великое число пословиц и поговорок посвящено прокрастинации славянского народа. «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется»… и многие другие. Это один из наиболее серьезных факторов, сдерживающих развитие человека.
Испокон веков крестьянский люд сидел на печи, задумчиво почесывая пузо. А что ему нужно было? Чтобы скотина была напоена-накормлена, чтобы дети были сыты-обуты, да и самому жить припеваючи. Пока не пришел Рюрик-варяг, так и были лежачими камнями, под которые и вода не течет. Ох, как поднял тихое болотце этот викинг! Своей сильной рукой он связал воедино все разрозненные славянские племена. И, понемногу, потянулся простой люд к Киеву да Новгороду. Ремесло появилось. Теперь предприимчивый рукастый крестьянин мог, не выходя в поле, жить в довольстве. Но простой люд, понимая всю выгоду такой деятельности, редко стремился познавать и пробовать нечто новое.
А затем от Рюриковичей пошли русские князья, в чьих жилах текла угорская кровь более горячая и подвижная, чем русская. Несли просвещение, пытались объяснить несведущему простонародью все ценность благ «цивилизации»… Потом пришли Романовы, следом царский режим сменился социалистическим, а теперь и капиталистическим.
Так продолжается уже более тысячи лет…
Давайте же взглянем на то, что произошло с русским народом за эти годы. Общество первобытно-общинного строя развилось до капиталистического федеративного государства. Но менталитет человека не изменился. Все так же русский Иван лежит на печи, плюя в потолок и размышляя о «вечном».
Но неужели не было среди нас тех, кто пытался вырваться их этого замкнутого круга лени? Да, несомненно, были. Вон там, в Перми, Попов изобретает радио. В Нижегородском уезде Кулибин конструировал часы и станки. Но таких людей единицы. Их можно назвать алмазами в куче стекляруса. Горными пиками на пустынной равнине.
Но не от легкой жизни занимался этим русский человек. Крайняя нищета зачастую заставляет человека судорожно искать выход из этой ловушки. Но и это не всегда «работает». Оказавшись на самом дне, далеко не все решаются оттолкнуться от него и выплывать к свету. Кому-то удается неплохо обустроиться и там…
Мы до последнего терпим тяготы и лишения, потому что бороться за свои права – это менять привычный уклад жизни. А именно так и строится новое общество, более совершенное и организованное. Через революции. Переступившая через саму себя, личность способна на многое.
Будь современный русский человек не таким нерешительным и ленивым, Россия была бы величайшей страной мира. А до тех пор, пока рубильник в голове каждого человека не будет переключен на режим «думать и работать», нам остается только верить в светлое будущее.
Новое в блогах
Русская лень – правда или вымысел?
Сегодня здесь в ГП гайдпаркер Сергей Ефимов выступил со следующим заявлением:
«НАША БЕДА ЭТО НАШ МЕНТАЛИТЕТ, А ОН СФОРМИРОВАН НАШИМ ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ПОЛОЖЕНИЕМ и всем тем, что дал Бог Русскому народу, а дал он ему очень много, а когда у человека всего много у него развивается болезнь под названием лень. Лень и безразличие ко всему и определяют все беды русского народа. У японцев почти ничего нет на их голых островах и это заставило их шевелить мозгами и руками, поэтому они отдыхают в отпуске всего 14 дней в горду, а мы пьём только на Новый год целых 10 дней, из 365 дне в году Россияне работают всего 100 дней ».
В ответ на это заявление предлагаю ознакомиться со следующим материалом:
А. Горянин Великая Русь. Правда и вымысел
Мифы и заблуждения об образе жизни русского народа.
Часть первая. Миф о лени
Время от времени мы слышим слова о том, что русские не умеют работать, им чуждо ответственное отношение к труду. Но это совсем не так. Миф о лени русского народа – один из самых несправедливых. Русским приписывают беспробудную лень, утверждая, что это подтверждается даже на уровне народного творчества. Намекая на Емелю из сказки «По щучьему веленью», говорят, что даже в русских народных сказках герои, ничего не делая, получают все мыслимые блага. При этом всем известна сказка французского писателя Шарля Перро «Кот в сапогах», где кот всё делает за своего хозяина, а тот лишь пользуется полученным. Можно вспомнить и другую сказку – «Волшебная лампа Алладина», где все желания героя выполняет Джин. Всем людям свойственно мечтать об исполнении желаний с помощью волшебства, но лень и желание всё получить за чужой счёт совершенно несправедливо приписывают только нам. Справедливости ради надо сказать, что и Емеля, и Иванушка, и Сивки-бурки, и Иван-царевич, все сначала сделали доброе дело, пожалели и помогли слабому или попавшему в беду и за это были вознаграждены.
Утверждая, что на западе исторически сложился образ жизни, связанный с трудолюбием, часто приводят в пример сочинение выдающегося западного мыслителя Макса Вебера «Протестантская этика». В нём говорится, что западноевропейская религиозная традиция предписывает людям жить в постоянном труде, чтобы считаться примерными христианами. Данному документу можно противопоставить русский «Домострой», написанный ещё в начале XVI века. В нём говорится, как жить праведно всем русским людям, и немалое место в нём занимают наставления о трудолюбии и честной работе. В «Домострое» говорится: «Благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку. И, видя добрые дела ваши, и милосердие, и любовь сердечную ко всем, и таковую праведность, обратит на вас Бог свои милости и преумножит урожай плодами и всякое изобилие».
При этом трудно найти другую такую страну, где бы в столь неблагоприятных исторических и природных условиях были созданы столь великое государство и столь великая культура. Вот что пишет И.Солоневич в «Народной монархии»: «…Ядро русской государственности к концу пятнадцатого столетия имело около двух миллионов населения и около 50 000 кв. километров территории. Оно было расположено в самом углу тогдашнего мира, было изолировано от всех культурных центров, но открытое всем нашествиям с севера (шведы), с запада (поляки), с востока и юга (татары и турки). Эти нашествия систематически, в среднем приблизительно раз в 50 лет, сжигали на своём пути всё, в том числе и столицу. Оно не имело никаких сырьевых ресурсов, кроме леса и мехов, даже и хлеба своего не хватало. Оно владело истоками рек, которые никуда не вели, не имело доступа ни к одному морю – если не считать Белого, и по всем геополитическим предпосылкам – не имело никаких шансов сохранить своё государственное бытие. В течение приблизительно 400 лет это «ядро» расширило свою территорию приблизительно в четыреста раз – от 50 000 до 20 000 000 кв. километров».
Многие твердят о лени русского народа, но никто не вспоминает о том, что наш рабочий день, независимо от погоды, продолжается с утра и до вечера. Мало кто вспоминает о том, что, например, в Испании люди работают только до 13 часов дня, после чего все закрывается, и жители уходят на «сиесту», дневной отдых, который продолжается до 4 часов вечера, ну а там и до конца рабочего дня не далеко… Этот перерыв объясняется невозможностью работать при якобы очень жаркой погоде, но этот дневной отдых не зависит от времени года! И это при том, что в настоящее время практически во всех помещениях стоят кондиционеры, которые регулируют температуру воздуха!
Русские всегда трудились, и никто не жаловался на тяжелые условия работы, никто не уходил с поля на сиесту во время жары, поскольку тогда урожай не был бы собран. В России народ в самое напряжённое в работе время объединялся и старался воспринимать долгий и тяжелый труд не как трагедию, а как нечто необходимое, и в завершении определенного вида работ обязательно устраивал праздник.
Сенокос – очень тяжёлое время на деревне, но русский народ принимал его как праздник, как венец всего трудового сезона. Сколько нужно внимания, трудолюбия, заинтересованного и добросовестного отношения, чтобы скосить бескрайние поля и превратить это действо в праздник! Вот что пишет современник о сенокосе в Вологодской губернии: «При благоприятных условиях, уборка сена считается одной из приятнейших сельских работ. Время года, теплые ночи, купанье после утомительного зноя. Мужчины на покос одевали ситцевые рубахи, а женщины – ситцевые сарафаны; и то и другое из покупной ткани красного цвета. Для обеда объединялись по несколько семей. После обеда старики отдыхали, а молодежь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружок». По окончанию сенокоса устраивали большой праздник».
Исследователь русской деревни Щапов подчеркивает: «Находясь в деревнях в самый разгар жнитва, я во всех неустанных хлопотах крестьян замечал полнейшую, в высшей степени серьёзную, вседушевную озабоченность полевыми работами. Рано утром, часа в 3-4, отец семьи, старик 70-80 лет, будит свою семейную рабочую артель. Начинается общая рабочая суматоха. Каждый член семьи занят своим делом и так до глубокого вечера».
В 1811 году министр финансов Гурьев писал о широком размахе крестьянской предприимчивости: «Они занимаются всякого рода торгами во всем государстве, вступают под именем и по кредиту купцов или по доверенности дворян в частные и казенные подряды, поставки и откупа, содержат трактиры, заводы и фабрики, имеют речные суда и производят рукоделия и ремесла наемными людьми». В 1812 году крестьянам официально было разрешено вести самостоятельную крупную и мелкую торговлю различными товарами.
Вот как характеризовал крестьян Пошехонского уезда священник Архангельский: «Здешний народ весьма деятелен и трудолюбив, так что без какого-нибудь дела не может пробыть даже в воскресные дни. Поэтому после каждого праздника он очень скучает о том, что несколько дней сряду был в праздности и бездействии».
Крестьяне резко осуждали лень, неумелое и недобросовестное отношение к труду. Вот что писал в 1852 году житель Пермской губернии Андрей Третьяков: «Похвальная черта в характере жителей – общественность и соревнование к своевременному отправлению полевых работ. Господствующие добродетели суть: трудолюбие и воздержание от хмельных напитков. Гласно и колко смеются все над тем, кто по своей лености затянул пар, то есть в надлежащее время не вспахал, или кто зимой порой не успел окончить молотьбу до талицы».
На Руси даже детей с малолетства учили трудолюбию. В давние времена мальчиков начинали обучать простейшим сельским работам с 9 лет, а до этого времени дети играли в игры, имитирующие домашние и полевые работы взрослых. Девочек обучали рукоделию, сложной и кропотливой работе. Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренившееся в крестьянской среде христианское представление о том, что труд благословлен Богом. В повседневности оно проявлялось в пожеланиях, которые адресовали работавшему: «Бог в помощь!», «Помогай Господь!» Подойдя к сеющему в поле зерно, говорили: «Здорово! Зароди Бог на всякие души!» В ответ раздавалось: «Спасибо! Дай Бог!»
Русские всегда были энергичными исследователями и путешественниками. Походом Ермака в конце 16 столетия началась великая эпопея исследования и покорения северной Азии. При царе Борисе Годунове на севере Сибири возникает крупный торговый пункт Мангазея, центр пушной торговли русских с сибирскими племенами. А ведь изначально колонизация Сибири русскими была очень трудна. Непривычные погодно-климатические условия вынуждали переселенцев много трудиться и перенимать опыт жизни в Сибири у местного населения.
Лев Николаевич Толстой, критикуя в 1870 году «Историю» С.М.Соловьева, написал следующее: «Читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом речь в «Истории», невольно приходишь к вопросу:… Кто делал парчи, сукна, платья, камки, в которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил чёрных лисиц и соболей, которыми дарили послов, кто добывал золото и железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворы, церкви, кто перевозил товары? Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня?»
В конце 90-х годов 20 века в Лондоне вышла книга Джима Хейнза, названная «Пролетарии всех стран соединяйтесь и перестаньте работать». За эту книгу автор получил премию «За лучшие идеи и проекты года». А суть ее состоит в том, что автор предлагает всем, кто не хочет работать, перестать работать, так как общество и так не даст умереть с голода.
Вот слова Бакмистера Фуллера, одного из представителей западного общества: «Современная молодежь совершенно права, утверждая, что необходимость зарабатывать на жизнь – абсолютная чепуха. Мы постоянно придумываем всё новые места приложения труда из-за этой вздорной идеи, что каждый должен исполнять какую-то нудную и тяжёлую работу потому, что по мальтузианско-дарвинистской теории он должен оправдать право на существование».
В США и многих других странах Запада широко распространены сети закусочных, а также большим спросом в магазинах пользуются полуфабрикаты, которые остаётся только подогреть. Это является свидетельством того, что многие просто ленятся приготовить хороший обед или ужин, предпочитая вкусной и полезной еде быстрые и, не требующие никаких усилий в приготовлении полуфабрикаты и, тем более, закусочные.
Есть много примеров русского трудолюбия и упорства в работе, особенно в период невзгод. До сих пор в нашей памяти жив трудовой подвиг русского народа в годы Великой Отечественной Войны. Факты говорят о том, что разговоры о русской лени не имеют основания и нужны лишь тем, кто не заинтересован в возрождении России. Этот миф, порочащий нацию, опровергает вся многовековая история страны.
Что такое русская лень и каков, вообще, национальный характер?
День русской лени отмечается 15 июля. В нашей культуре отношение к бездельникам неоднозначное. Говорят: труд человека кормит, а лень портит. Одновременно с этим самый знаменитый сказочный лентяй Емеля-дурачок, буквально не слезая с печи, становится царским зятем. Есть, правда, и гончаровский Обломов…
Интересную тему продолжаем с медицинским психологом Областного центра реабилитации инвалидов А.А. Цереней. Ранее мы выяснили, что является, а что не является ленью.
– А что подразумевают под русской ленью? Вообще, справедливо ли лень считают национальной русской чертой?
– Совершенно несправедливо! Это стереотип, созданный невежеством, неспособностью понять наш менталитет. Давайте рассуждать вместе.
Прежде всего, обратимся к школьному курсу географии. Россия – одна из самых холодных стран мира. По суровости климата мы занимаем 2-е место после Монголии. Эта характеристика определяется резкостью перепада температур. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните последние недели! Например, перед грозой температура воздуха снижалась на 15 градусов всего за 20 минут (с 35 до 20 градусов). Для сравнения: подобные температурные изменения в Великобритании происходят в течение года! Так неужели мы, привыкшие выходить из дома в теплом пальто, а возвращаться вечером в майке, будем похожи по характеру на европейцев, подстригающих свои газончики круглый год? Национальный характер в первую очередь зависит именно от природных условий, в которых живет тот или иной народ. На 2-м месте – исторические, религиозные и другие факторы.
Суровые природные условия, как следствие – короткий сельскохозяйственный период выработали у нас особую трудовую психологию. Она заключается в концентрации ударных усилий в короткий период и следующим за ней длительным расслаблением. Нужно успеть сделать все полевые работы в горячую пору, пока не пришло ненастье, не ударили морозы.
Такую «стихийную» работу на Западе не понимают и называют русской ленью. Но это, конечно, ни в коем случае не лень, а особый трудовой ритм, определяющий поведение нашего человека не только в мирном труде, но и в бою. История знает немало примеров, когда Россия проигрывала сражение за сражением, а в решающей битве неожиданно для врага одерживала громкую победу.
Пусть иностранцы поглядят прямо сейчас на дачные участки читателей «Пенсионера», героически хлопочущих над грядками. Это они-то работать не умеют? Они-то лентяйничают?
– Значит, русская лень – своего рода здоровый пофигизм?
– Не совсем так. Историческая судьба россиян такая же непредсказуемая, как и климат. Наш человек попросту не может строить далеко идущие планы – это бессмысленно. Одновременно он готов смиренно положиться на высшую силу и подстроиться под естественное течение жизни, контролировать которое невозможно. Устойчивые выражения «как бог даст», «пока гром не грянет – мужик не перекрестится» как раз транслируют готовность, но не лень и не равнодушие к своей судьбе.
А уж если удастся нашему Емеле, ленившемуся до поры до времени, выловить волшебную щуку, то, загадывая желания, он проявит исключительную смекалку и изобретательность, где нужно – такие титанические усилия приложит, так подстроится под меняющуюся реальность, что с лихвой получит. Вот какой у нас характер!
Почему русских считали ленивыми
Что писали иностранцы о Руси
Европейцы, американцы, а также трудолюбивые азиаты уверены, что русские склонны к безделью и лени, потому что они по природе — созерцатели. Дескать, такой менталитет: лежать и смотреть в окно, как там, что-то само собой происходит.
Это же отражено и в национальном фольклоре; в сказке «По-щучьему велению» Емеля наблюдает за делами, не слезая с печи, в «Курочке Рябе», в «Царевне-лягушке» и в «Сказке о рыбаке и золотой рыбке» видны устремления главных героев получить богатство не работая, чтобы оно само упало к ним в руки.
Немцы, приезжавшие в Россию, отмечали, что русские во всех делах все перекладывают на авось: «. Если ты сегодня можешь что-то не делать, не делай – авось само собой уладится. »
Англичане долгое время имели представление о русских исключительно из книги Джилса Флетчера «О Государстве Русском», изданной в Лондоне в 1591 году. Посланник английской королевы Елизаветы I к царю Фёдору Ивановичу посетил нашу страну в 1588 году и затем написал: «. Народ, хотя вообще способный переносить всякие труды, предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем более, кроме дневного пропитания. »
Французы, на протяжении веков, даже в парижских академических кругах при разговоре о России использовали цитаты из труда «Состояние Русской Державы и великого княжества Московского», написанного Якобом Маржеретом в первой четверти XVII века. Этот французский офицер с 1600 по 1606 год служил вольнонаемным телохранителем при дворе царя Бориса Годунова и тоже весьма нелестно высказался о характере русских: «. Невзирая на изобилие и дешевизну съестных припасов простой народ довольствуется очень немногим: (…) ибо не знает никакой промышленности, весьма ленив, работы не любит и так предан пьянству, как нельзя боле. »
Неужели действительно лень и беспробудное пьянство — давняя характерная черта нашей нации? И поэтому все всегда так плохо в государстве Российском?
Различия западного и восточного менталитета
Немецкий социолог XX века, философ, историк и политический экономист, профессор Эмиль Максимилиан Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» объясняет различие между западным (протестантским) и восточным (православным) мировоззрениями. Суть заключается в том, что трудолюбие и получение выгоды в протестантизме имеет весомое одобрение. Бог любит тружеников, которые своими руками добиваются лучшей жизни. Потому западные народы – ориентированы на обогащение и трудолюбивы.
Христианская ортодоксальная церковь, которая в России называется православной, исповедует, что главное — страдание: «Христос терпел и нам велел». Поэтому любой труд бесперспективен, ведь вознаграждение за свою добродетель христианин получит в только в загробной жизни. А если мотивации к труду нет, значит и обогащения не будет.
Вебер считал, что славянская этика больна, поскольку нет ни в православной религии, ни в народном сознании тяги к ответственному созидательному труду. Поэтому в России веками и процветает повальная нищета и пьянство. Вот только эта доктрина идет вразрез с некоторыми фактами.
О русском труде и богатстве
Знаменитый русский литературный памятник «Домострой» датируется XVI веком, при этом его автор повествует, что составил сей канон православной жизни, позаимствовав поучения из более ранних славянских источников: «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь» и другие.
И всегда в русской жизни правильным было: «…И стару и малу всякое дело начати или рукоделничати, или ести или пити или ества варити или печи што и всякие приспехи дела-ти и всякое рукоделие и всякое мастерьство (. ) да молитву Исусову проговоря (…) тому Божия милость поспешествует. Ангели невидимо помогают. (…) А людей (. ) держати чтобы были рукоделны, кто чему достоин и какому рукоделию учен. »
То есть в православии с древних времен проповедуется, что труд всегда награждается милостью Божьей.
А вот ещё одно наблюдение о русской жизни, которое датировано XVII веком и принадлежит хорватскому просветителю Юрию Крижаничу, состоявшему, в то же время на русской службе: «. Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы, а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом? (. ) Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь. »
Однако если русские повально подвержены лени и не работают, то откуда в стране и у народа богатства?
«Экстремальный» русский труд
При внимательном отношении к русскому мировоззрению, иностранцы не учли и не увидели массу факторов, из-за чего миф о русской лени до сих пор на Западе считается аксиомой. Суровые природные условия жизни и история, насыщенная частыми событиями, приучила русский народ, трудолюбивый по своей сути, к «стихийной» работе. Отсюда известная русская пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». У славянских народов во все века существует «горячая пора»: уборка урожая, сенокос, посев озимых, которые нужно осуществить как можно скорее, пока не ударил мороз.
У русских не бывает распланированных задач и даже если их назначить, такой запрограммированный труд все равно будет неэффективен, потому что в России все всегда происходит по «воле Божьей». И сегодня каждый русский знает, что «хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Но в стране и ранее и сейчас производятся колоссальные богатства, создаются культурные ценности, и все потому, что «русские медленно запрягают, но быстро ездят».
Что такое русская лень
Задумывались ли вы когда нибудь над тем, ленивый ли вы человек? И вообще, почему именно русских людей, считают достаточно ленивыми? Это просто в нашем менталитете? Или особенность характера? А может это и не лень вовсе, а защитная реакция? Сколько поговорок, пословиц и цитат есть на эту тему!
Лень-матушка прежде нас родилась;
Ты меня, работушка, не бойся, – я тебя не трону;
Или ты, батя, в лес иди, а я дома побуду, или я дома побуду, а ты в лес иди;
Отчего кот гладок? – поел да и на бок…
Труд облагораживает человека, а безделье делает его счастливым.
Не вижу смысла выходить из дома. Мы все равно каждый раз возвращаемся обратно.
Иногда я лежу в постели и думаю, что ничто не заставит меня встать. А потом чувствую, как подо мной становится мокро, и понимаю, что ошибался.
Если отложить на после завтра то,что можно сделать сегодня,то появится 2 свободных дня.
Не могу стоять, когда другие работают, пойду полежу.
Терпенье и труд, мне не идут
День пропал не зря.
Смотрю пыль лежит,думаю дай и я прилягу..
Я настолько ленива,что встаю пораньше,чтоб побольше не фига не делать)))
Даже анекдоты и демотиваторы:
Ситуация: водитель обнаружил, что на его пыльной машине кто-то написал «менты козлы»
0 уровень: моет всю машину
1 уровень: берёт мокрую тряпку и вытирает надпись
2 уровень: Плюёт на кулак и стирает только первое слово
3 уровень: зачёркивает надпись (пальцем)
4 уровень: вписывает «не» между «менты» и «козлы»
Я вот лично себя не считаю особо ленивым человеком. Но и то, периодически лень убираться, готовить, мыть посуду. А вот у моего МЧ лень принимает вообще катастрофические масштабы! И расшевелить его можно только как «Орел птица гордая, пока не пнешь. «. В общем, замучалась я совсем. Может лень закреплена за человеком генетически, что бы сдерживать повышенную амбициозность? И если бы не лень, мы бы столько дров наломали. С другой стороны, ехать в ресторан и вкусно покушать мне не лень, а вот сесть за отчет- лень. Очень избирательно! Как же её преодолеть?
Как боретесь вы уважаемые дневниковцы с ленью, и одолевает ли она вас?