Что такое пост в религии

Посты и их духовный смысл

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

Пост (особенно Великий) святые отцы называли весной души, это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли углубиться, посмотреть внутрь себя. Постом православные христиане говеют и причащаются Святых Таин. Прекращаются развлечения, увеселения. В старой России во время Великого поста прекращались балы, закрывались театры и другие зрелищные заведения.

Пост — время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не насыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Это — одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее.

Второе значение пощения — жертва Богу и воспитание своей воли. Пост — установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост — первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать ото всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост — это послушание Божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы. Ему нужно сердце сокрушенное и смиренное (см.: Пс 50, 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, утесняем нашу волю.

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

Для детей пост — замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравственному здоровью. Позже они проливают немало слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими, неуправляемыми желаниями.

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

Надо всегда помнить, что телесный пост — средство. А цель — стяжать духовные плоды: благодарное чувство к Богу, ровное, доброжелательное отношение к людям, чистоту помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Человек, который за все дни Великого поста ни разу не впадет в раздражение и не укорит никого, больше достигнет, чем тот, кто будет есть одни сухари.

Об этом говорят святые отцы: «Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. Насладимся же Господеви (Пс 36, 4) в поучении словесам Духа, в восприятии спасительных узаконений, и во всех учениях, служащих к исправлению душ наших» (святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).

В Православной Церкви есть многодневные и однодневные посты.

Многодневные посты

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

Великий пост, предпасхальный, в общей сложности (вместе со Страстной неделей) продолжается семь недель. Разговение (вкушение скоромной пищи) происходит только в день Пасхи после праздничной литургии. Великий пост в разные годы приходится на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост — перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он после дня Всех святых (воскресенье после дня Святой Троицы) и продолжается до 29 июня (12 июля по новому стилю). Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи.

Успенский пост — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда продолжается с 14 августа до 28 августа (нов. ст.).

Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: с 28 ноября до 7 января (нов. ст.).

Однодневные посты

Что такое пост в религии. Смотреть фото Что такое пост в религии. Смотреть картинку Что такое пост в религии. Картинка про Что такое пост в религии. Фото Что такое пост в религии

Среда и пятница — в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель) и Святок. В среду и пятницу мы постимся в память страданий Христовых: в среду Иуда Искариот предал Спасителя, а в пятницу Господь был распят на кресте.

Крещенский сочельник — 18 января по новому стилю.

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября по новому стилю.

Воздвижение Креста Господня — 27 сентября по новому стилю.

Источник

Пост и его значение

Древ­не­хри­сти­ан­ский апо­ло­гет Афи­на­гор на вопрос своего оппо­нента-языч­ника о том, как телес­ная болезнь может отра­жаться на дея­тель­но­сти бес­те­лес­ной души, при­во­дит такой пример. Душа – музы­кант, а тело – инстру­мент. Если инстру­мент повре­жден, музы­кант не в силах извлечь из него гар­мо­нич­ных звуков. С другой сто­роны, если болен музы­кант, то инстру­мент без­молв­ствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неиз­ме­римо больше. Тело и душа состав­ляют единую чело­ве­че­скую лич­ность.

Бла­го­даря посту тело ста­но­вится утон­чен­ным инстру­мен­том, спо­соб­ным улав­ли­вать каждое дви­же­ние музы­канта – души. Образно говоря, тело из афри­кан­ского бара­бана пре­вра­ща­ется в скрипку Стра­ди­вари. Пост помо­гает вос­ста­но­вить иерар­хию душев­ных сил, под­чи­нить слож­ную пси­хи­че­скую орга­ни­за­цию чело­века высшим духов­ным целям. Пост помо­гает душе побеж­дать стра­сти, извле­кает душу, как жем­чу­жину из рако­вины, из плена всего грубо чув­ствен­ного и пороч­ного. Пост осво­бож­дает дух чело­века от влюб­лен­ной при­вя­зан­но­сти к веще­ствен­ному, от посто­ян­ной обра­щен­но­сти к зем­ному.

Иерар­хия пси­хо­фи­зи­че­ской при­роды чело­века похожа на пира­миду, опро­ки­ну­тую вер­ши­ной вниз, где тело давит на душу, а душа погло­щает дух. Пост поко­ряет тело душе, а душу под­чи­няет духу. Пост явля­ется важным фак­то­ром сохра­не­ния и вос­ста­нов­ле­ния един­ства души и тела.

Созна­тель­ное само­огра­ни­че­ние служит сред­ством дости­же­ния духов­ной сво­боды, об этом учили еще древ­ние фило­софы: «Чело­век должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», – гово­рил Сократ. Пост уве­ли­чи­вает духов­ный потен­циал сво­боды: делает чело­века более неза­ви­си­мым от внеш­него и спо­соб­ствует све­де­нию к мини­муму его низших потреб­но­стей. При этом осво­бож­да­ется энер­гия, воз­мож­ность и время для жизни духа.

Пост пред­став­ляет собой воле­вое дей­ствие, а рели­гия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет огра­ни­чить себя в пище, не сможет побе­дить и более силь­ные и утон­чен­ные стра­сти. Рас­пу­щен­ность в еде ведет к рас­пу­щен­но­сти и в других обла­стях чело­ве­че­ской жизни.

Хри­стос сказал: Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его ( Мф. 11:12 ). Без посто­ян­ного напря­же­ния и подвига воли Еван­гель­ские запо­веди оста­нутся только иде­а­лами, сия­ю­щими в недо­ся­га­е­мой высоте, как дале­кие звезды, а не реаль­ным содер­жа­нием жизни чело­века.

Хри­сти­ан­ская любовь – это особая, жерт­вен­ная любовь. Пост учит жерт­во­вать сна­чала малым, но «вели­кое начи­на­ется с малого». Эгоист же тре­бует жертв от других – для себя, причем чаще всего отож­деств­ляет себя со своим телом.

Древ­ние хри­сти­ане соеди­няли запо­ведь поста с запо­ве­дью мило­сер­дия. У них был обычай: деньги, сбе­ре­жен­ные на пище, откла­ды­вать в особую копилку и по празд­ни­кам раз­да­вать нищим.

Мы кос­ну­лись лич­ност­ного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – цер­ков­ный. Посред­ством поста чело­век вклю­ча­ется в ритмы хра­мо­вого бого­слу­же­ния, ста­но­вится спо­соб­ным реально пере­жи­вать через свя­щен­ные сим­волы и образы собы­тия биб­лей­ской исто­рии.

Цер­ковь – это духов­ный живой орга­низм, и, как всякий орга­низм, она не может суще­ство­вать вне опре­де­лен­ных ритмов.

Посты пред­ше­ствуют вели­ким хри­сти­ан­ским празд­ни­кам. Пост – одно из усло­вий пока­я­ния. Без пока­я­ния и очи­ще­ния чело­веку невоз­можно пере­жить радость празд­ника. Вернее, он может испы­тать эсте­ти­че­ское удо­вле­тво­ре­ние, подъем сил, экзаль­та­цию и т. д. Но это – только сур­ро­гат духов­но­сти. Истин­ная, обнов­ля­ю­щая радость, как дей­ствие бла­го­дати в сердце, оста­нется для него недо­ступ­ной.

Хри­сти­ан­ство тре­бует от нас бес­пре­рыв­ного совер­шен­ство­ва­ния. Еван­ге­лие откры­вает чело­веку бездну его паде­ния, как вспышка света – мрач­ную про­пасть, раз­верз­шу­юся под ногами, и в то же время Еван­ге­лие откры­вает чело­веку бес­ко­неч­ное, как небо, Боже­ствен­ное мило­сер­дие. Пока­я­ние – это вИде­ние ада в своей душе и любви Божией, вопло­щен­ной в лице Христа Спа­си­теля. Между двумя полю­сами – печали и надежды – про­хо­дит путь духов­ного воз­рож­де­ния.

Святые гово­рят: «Отдай кровь, прими дух». Покори свое тело духу – это будет благо и для самого тела, как для коня – под­чи­няться наезд­нику, иначе оба поле­тят в про­пасть. Чре­во­угод­ник меняет дух на чрево и при­об­ре­тает жир.

Пост – уни­вер­саль­ное явле­ние, суще­ство­вав­шее у всех наро­дов и во все вре­мена. Но хри­сти­ан­ский пост нельзя срав­нить с постом буд­ди­ста или мани­хея. Хри­сти­ан­ский пост осно­ван на других рели­ги­оз­ных прин­ци­пах и идеях. Для буд­ди­ста нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между чело­ве­ком и насе­ко­мым. Поэтому упо­треб­ле­ние мяса для него – тру­по­яде­ние, близ­кое к кан­ни­баль­ству. В неко­то­рых язы­че­ских рели­ги­оз­ных школах упо­треб­ле­ние мяса было запре­щено, так как теория пере­во­пло­ще­ния душ (метам­пси­хоза) застав­ляла опа­саться, что в гусе или козле заклю­чена душа предка, попав­шего туда по закону кармы (воз­мез­дия).

По учению же зоро­астрий­цев, мани­хеев и других рели­ги­оз­ных дуа­ли­стов, в сотво­ре­нии мира при­ни­мала уча­стие демо­ни­че­ская сила. Поэтому неко­то­рые суще­ства счи­та­лись порож­де­нием злого начала. В ряде рели­гий пост был осно­ван на ложном пред­став­ле­нии о чело­ве­че­ском теле как тем­нице души и сре­до­то­чии вся­кого зла. Это порож­дало само­ис­тя­за­ния и изу­вер­ства. Хри­сти­ан­ство счи­тает, что такой пост при­во­дит к еще боль­шему рас­строй­ству и рас­паду «три­ме­рии чело­века» – духа, души и тела.

По какому прин­ципу отби­ра­ется пища для хри­сти­ан­ского поста? Для хри­сти­а­нина нет чистой и нечи­стой пищи. Здесь учтен опыт воз­дей­ствия пищи на орга­низм чело­века, поэтому такие суще­ства, как рыбы и мор­ские живот­ные, явля­ются пост­ной пищей. В то же время к ско­ром­ной пище, кроме мяса, отно­сятся также яйца и молоч­ные про­дукты. Всякая рас­ти­тель­ная пища счи­та­ется пост­ной.

Хри­сти­ан­ский пост имеет несколько видов – в зави­си­мо­сти от сте­пени стро­го­сти. К посту отно­сятся:

Кроме того, во время поста реко­мен­ду­ется огра­ни­чить число при­е­мов пищи (напри­мер, до двух раз в день); сокра­тить коли­че­ство пищи (при­бли­зи­тельно до двух третей от обыч­ной нормы). Пища должна быть про­стая, не изыс­кан­ная. Во время поста сле­дует при­ни­мать еду позже, чем в обыч­ное время – после полу­дня, если, конечно, поз­во­ляют обсто­я­тель­ства жизни и работы.

Надо иметь в виду, что к нару­ше­нию хри­сти­ан­ского поста отно­сится не только вку­ше­ние ско­ром­ного, но также поспеш­ность в еде, пустые раз­го­воры и шутки за столом и т. п. Пост должен быть строго сораз­ме­рен со здо­ро­вьем и силами чело­века. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий пишет, что неспра­вед­ливо для креп­кого и для сла­бого телом назна­чать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других – соломе».

При неко­то­рых тяже­лых желу­доч­ных забо­ле­ва­ниях в диету постя­ще­гося может быть вклю­чен опре­де­лен­ный вид ско­ром­ной пищи, необ­хо­ди­мой при этой болезни, но лучше всего пред­ва­ри­тельно обсу­дить это с духов­ни­ком.

В прессе и других сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции против поста нередко высту­пали медики – с устра­ша­ю­щими заяв­ле­ни­ями. Они рисо­вали, в духе Гоф­мана и Эдгара По, мрач­ную кар­тину мало­кро­вия, ави­та­ми­ноза и дис­тро­фии, кото­рые, как при­зраки мщения, ожи­дают тех, кто дове­ряет Цер­ков­ному Уставу больше, чем руко­вод­ству по «Гиги­ене пита­ния» Певзнера. Чаще всего эти медики путали пост с так назы­ва­е­мым «старым веге­та­ри­ан­ством», кото­рое исклю­чало из пищи все про­дукты живот­ного про­ис­хож­де­ния. Они не давали себе труда разо­браться в эле­мен­тар­ных вопро­сах хри­сти­ан­ского поста. Многие из них даже не знали, что рыба – пост­ная пища. Они игно­ри­ро­вали факты, зафик­си­ро­ван­ные ста­ти­сти­кой: многие народы и пле­мена, пита­ю­щи­еся пре­иму­ще­ственно рас­ти­тель­ной пищей, отли­ча­ются вынос­ли­во­стью и дол­го­ле­тием, первые места по про­дол­жи­тель­но­сти жизни зани­мают пче­ло­воды и монахи.

При этом, пуб­лично отвер­гая рели­ги­оз­ный пост, офи­ци­аль­ная меди­цина вво­дила его в лечеб­ную прак­тику под назва­нием «раз­гру­зоч­ных дней» и веге­та­ри­ан­ских диет. Веге­та­ри­ан­скими днями в сана­то­риях и армии были поне­дель­ник и чет­верг. Исклю­ча­лось все, что могло напом­нить о хри­сти­ан­стве. По-види­мому, идео­логи ате­изма не знали, что поне­дель­ник и чет­верг – это дни поста древ­них фари­сеев.

В боль­шин­стве про­те­стант­ских кон­фес­сий кален­дар­ных постов не суще­ствует. Вопросы о посте реша­ются инди­ви­ду­ально.

В совре­мен­ном като­ли­че­стве пост сведен до мини­мума; яйца и молоко счи­та­ются пост­ной пищей. Раз­ре­ша­ется прием пищи за один-два часа до при­ча­ще­ния.

У моно­фи­зи­тов и несто­риан – ере­ти­ков – пост отли­ча­ется про­дол­жи­тель­но­стью и стро­го­стью. Может быть, здесь ска­зы­ва­ются общие восточно-реги­о­наль­ные тра­ди­ции.

Важ­ней­шим постом вет­хо­за­вет­ной Церкви был день «Очи­ще­ния» (в сен­тябре месяце). Кроме того, суще­ство­вали тра­ди­ци­он­ные посты в память раз­ру­ше­ния Иеру­са­лима и сожже­ния храма. Свое­об­раз­ным видом поста слу­жили пище­вые запреты, кото­рые имели вос­пи­та­тельно-педа­го­ги­че­ский харак­тер. Нечи­стые живот­ные оли­це­тво­ряли собой грехи и пороки, кото­рых сле­до­вало избе­гать (заяц – бояз­ли­вость, вер­блюд – зло­па­мят­ство, мед­ведь – ярость и т. д.). Эти запреты, при­ня­тые в иуда­изме, пере­шли отча­сти и в ислам, где нечи­стые живот­ные вос­при­ни­ма­ются как носи­тели физи­че­ской скверны.

В Грузии народ тща­тельно соблю­дал посты, что зафик­си­ро­вано в агио­гра­фи­че­ской лите­ра­туре. Евфи­мий Мтац­мин­дели (Свя­то­го­рец) соста­вил ценное руко­вод­ство о постах. А в «Опи­са­нии Кол­хиды» доми­ни­кан­ского монаха А. Лам­берти сооб­ща­ется, в част­но­сти, что «мин­грельцы сле­дуют гре­че­скому обычаю (то есть Пра­во­сла­вию – Авт. ) – Вели­кий пост соблю­дают очень строго, даже рыбы не едят! И вообще едят только раз в день при закате солнца. Они так твердо соблю­дают обряд поста, что, как бы больны или стары, или рас­слаб­лены ни были, ника­ким обра­зом в это время мяса не станут есть. Неко­то­рые по пят­ни­цам вовсе воз­дер­жи­ва­ются от еды: на послед­ней неделе не пьют вина, а в послед­ние три дня ника­кой пищи не при­ни­мают».

Вера – это непо­сред­ствен­ное сви­де­тель­ство души о суще­ство­ва­нии Бога и духов­ного мира. Говоря образно, сердце веру­ю­щего чело­века похоже на особый лока­тор, кото­рый вос­при­ни­мает инфор­ма­цию, идущую из духов­ных сфер. Пост спо­соб­ствует более тон­кому и чут­кому вос­при­я­тию этой инфор­ма­ции, этих волн духов­ного света. Пост должен быть соеди­нен с молит­вой. Молитва – обра­щен­ность души к Богу, мисти­че­ская беседа тво­ре­ния со своим Созда­те­лем. Пост и молитва – два крыла, под­ни­ма­ю­щие душу к небу.

Если срав­нить хри­сти­ан­скую жизнь со стро­я­щимся храмом, то его кра­е­уголь­ными кам­нями будут борьба со стра­стями и пост, а вер­ши­ной, венцом – духов­ная любовь, кото­рая отра­жает в себе свет любви Боже­ствен­ной, как золото цер­ков­ных купо­лов – лучи вос­хо­дя­щего солнца.

Источник

Что такое пост и как правильно поститься

Сущность и значение поста

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Когда вы постились… Для меня ли постились?

Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности — мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории — на исцеление тела.

Время поста — это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6, 2).

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.

Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу…

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».

Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни.

По словам еп. Германа: «Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них — изгнание из души своей лукавого духа — древнего змия. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»,- сказал Господь Своим ученикам.

Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда «возвратился в силе Духа» (Лк. 4, 14).

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений — хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Пост — период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов — усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами».

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: «Всему свое время и время всякой вещи под небом. …время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать… время молчать и время говорить» и т.д, (Еккл. 3, 1-7).

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 степеней физического поста:

2) Отказ от молочного.

5) Лишение себя пищи вообще на какие-то сроки.

Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. И естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие и свою алчность к ней.

Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка.

Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста.

«Почему мы постимся, а Ты не видишь?»- взывает пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост — это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного — словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста — не случайные дни.

Среда — это предание Спасителя — наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия.

Великий пост — это путь Богочеловека к Голгофской жертве.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней — знаменательных вех во времени.

Как она дерзнет потом — на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь — Земная и Небесная — вспоминает их.

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

В настоящее время — время ослабления и падения веры — нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина.

По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы.

Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день — хлеб, овощи, горох — без масла и воды.

Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба — лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю — в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни — схимонах Вассиан, живший там в середине XIX столетия. Этот схимник, между прочим, так же как и прп. Серафим, в значительной мере питался травою «снытью». Он прожил до 90 лет.

37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме одного причастия) инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, «голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего».

Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней.

Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: «Милости хочу, а не жертвы»,- говорит Господь (Мф. 9, 13). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. «Когда вы постились… для Меня ли вы постились?»- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

Есть и еще одна сторона у поста. Вот кончилось, его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост.

Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти «не в брачной одежде», т.е. не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.

Хотя бы человек по привычке и пошел на праздничное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь беспокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И душа его будет «брошена во тьму внешнюю», т.е. останется во власти уныния и печали, в атмосфере духовного голода — «плача и скрежета зубов».

Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуждается и бегает от поста.

Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей — сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души.

Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова «узкий и тесный путь», о спасительности которого говорил Господь.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: «пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя» и т.п.

Мягкие вначале, уговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через близких, приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом.

Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточенность в молитве.

Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: «служи мне, и потом ешь и пей сам»,- говорится в притче рабу (Лк. 17, 8). Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста молитвы и притуплении интереса к духовному чтению.

Пост — это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого — мира, радости и любви.

По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.

Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения.

Так, в Деяниях Апостолов описывается, как антиохийские христиане, перед отправлением на проповедь свв. апп. Павла и Варнавы «совершили пост и молитву» (Деян. 13, 3).

Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму (см. книгу «Пастырь Ерма»).

Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой, или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия.

Ангел дал такое указание Ерму: «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прошлых дней, оставшиеся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу».

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению сердца. И пост того, кто стремится к этой цели и не исполняет заповедей Божиих — не может быть угодным Богу и является бесплодным.

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю — ко Христу.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «…В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы — пост открывает истинную сущность человека».

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам прот. Валентина Свенцицкого:

«Едят все — и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба Распятого Сына в день Его погребения.

Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?»

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: «Держи и соблюдай пост, как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, — ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни».

Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сириянина:

«Пост — ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел…

От поста и воздержания рождается в душе плод — ведение тайн Божиих».

Рассудительность в посте

Милости хочу, а не жертвы.

Покажите… в добродетели рассудительность.

Все доброе в нас имеет некую черту,

перейдя которую незаметно обращается во зло.

(Прот. Валентин Свенцицкий)

Все вышеизложенное о посте относится, однако, повторяем, лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность.

Как пишет прп. Кассиан Римлянин: «Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста и пресыщение чрева, Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.

Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, что каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения — забывать обиды, отрезать печаль, ни во что ставить скорби — как могущий умереть каждый день».

Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился — «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2, 23).

Вместе с тем пост — не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других.

Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние — молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.

Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Прп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание.

Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им: «Если он будет пить у вас вино, то знайте — вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды».

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптинской пустыни.

Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.

Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими, более немощными братьями, он не должен, по указанию святых отцов, своим воздержанием делать им укор.

Так святой Авва Исайя пишет: «Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего».

Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста.

Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т.п. — и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: «не мечите бисера вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6).

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих вас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом.

Про Московского митрополита Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный.

Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).

Как пишет митрополит Иннокентий Московский: «Были примеры, что даже монахи, как, например, святой Иоанн Лествичник, употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым…

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Цель поста — облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Потому церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том — какую употребляешь ты пищу? — сколько о том, для чего ты употребляешь ее?

Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть «хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним» (Мф. 12, 4).

Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте делать послабления и исключения во время поста.

Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23).

Прп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: «Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: «когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10).

А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста — ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего.

Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.

Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».

О правильности нормы поста прп. Варсонофий и Иоанн дают и такое указание: «Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный».

Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого «Граждане неба»: «Господь требует не голода, а подвига. Подвиг — это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное — по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует.

Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь — нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу».

Здесь пример неправильного поста.

Еп. Герман пишет: «Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать».

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы.

«Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста», — говорил один пастырь своим духовным детям.

Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. Пахомия Великого. В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братий за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия — игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: «Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости».

Однако, нарушающим пост по болезни или иной немощи, все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания.

Поэтому, когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: «Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост», и не думать, что это как будто так и нужно.

Говоря о посте как о скудости и изменении состава пищи, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженного служения ближним, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

Об этом с исчерпывающей ясностью говорится уже в книге пророка Исайи. Иудеи взывают к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Господь устами пророка отвечает им: «Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»» (Ис. 58, 3-9).

Это замечательное место из книги пророка Исайи обличает многих — как простых христиан, так и пастырей стада Христова. Обличает тех, кто думает спастись, лишь соблюдая букву поста и забывая о заповедях милосердия, любви к ближнему и служения им. Обличает тех пастырей, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям» (Мф. 23, 4). Это те пастыри, которые требуют от своих духовных детей строго соблюдения «правила» поста, не учитывая их преклонного возраста, ни их болезненного состояния. Ведь Господь говорил: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *