Что такое пост и что такое мета
Почему мемы стали непонятными: как работают постирония и метаюмор
Когда-то в двухтысячных мы кидали друг другу простые и прямолинейные демотиваторы. В десятых они стали сложнее, обросли сюжетом и превратились в мемы. К началу двадцатых произошла еще одна трансформация: трендом стали постирония и метаирония. Новые течения настолько отличаются от обычного юмора, что вызывают неприятие у старших поколений – они их просто не понимают.
Я помогу разобраться в юморе эпохи метамодерна, но начать придется с общего принципа работы шуток. Обещаю быть кратким.
Самая краткая теория юмора
Классическая шутка состоит из двух частей: сетап и панчлайн.
Проще говоря, мы смеемся потому, что в панчлайне натыкаемся на абсурдность, бессмысленность и несоответствие ожиданий. В шутке есть две разные системы координат, которые противоречат друг другу. Читателя смешит то, что утверждение из второй системы координат не имеет смысла в контексте первой системы.
Вот простой пример:
Бородатый анекдот: «Купил как-то раз мужик шляпу… А она ему как раз!».
В первой части используется система координат анекдота: слушатели ожидают в продолжении услышать что-то нелепое и комичное. Во второй – история завершается утверждением, нормальным с точки зрения системы координат повседневной жизни. Но в системе координат анекдота оно бессмысленно. Это и вызывает смех (вернее, вызывало, когда анекдот не был бородатым).
Как работают ирония и сарказм
В иронии в роли панча, если можно так выразиться, выступает скрытый смысл. Несмотря на буквальное значение сказанного, слова несут в себе полностью противоположный подтекст.
Герой нашей передачи – чрезвычайно честный, но проворный помощник обездоленных Сергей Мавроди.
Сарказм – более жесткий вариант иронии, сочетающийся с открытым нападением. Он сочетает слова с противоположным скрытым смыслом и агрессивное продолжение мысли открытым текстом.
Кто может быть честнее Сергея Мавроди? Только полковник Захарченко, засыпавший свою квартиру долларами.
Как работает постирония
Для постиронии сетап – это мнимая серьезность заявления и его автора. Шутка преподносится так, словно это вовсе не шутка, а реальные факты, мысли или убеждения. Панчлайном служит противоречие с имеющейся у слушателей системой координат, в которой известно, что автор не придерживается таких взглядов (или слушателям так кажется). Грань между серьезностью и глумлением оказывается размытой настолько, что вызывает вопрос: «А это он просто стебется или нет?».
К примеру, если во время президентства Трампа экс-президент Барак Обама скажет в интервью что-нибудь вроде «Я передумал. Нам нужна стена. Ее следует построить из самих мексиканцев!» и не рассмеется, это можно считать постироничным.
Яркие примеры постиронии можно найти в «Твиттере»
Как работает метаирония
Если постирония заигрывает с серьезностью, то метаирония деконструирует сложившиеся форматы. Сетапом в ней служат имеющиеся у читателей представления о жанре, событии или явлении, а панчем – противопоставление или иной способ создать несоответствие ожиданий.
Эта абсурдистская картинка, несмотря на отсутствие видимого смысла, высмеивает не только структуру обычных мемов, о создании которых у нашего пикчера есть целое руководство, но и формат других – метаироничных. Она берет за основу мемы, обыгрывающие картинки с черно-белыми фотографиями и «глубокомысленными» надписями.
Мем использует сложившиеся метаироничные штампы вроде разделения слов на части, но доводит формат до полной нелепицы: надпись бессмысленна с точки зрения нормальной логики и почти не связана с изображениями. Таким образом и создается несоответствие ожиданий – возникает противоречие с системами координат обычных и метаироничных мемов.
Для понимания метаюмора крайне важен контекст. Так вы поймете, что и чему противопоставляется. Если показать что-нибудь метаироничное моей бабушке, она просто покрутит пальцем у виска: как человек вне контекста она понятия не имеет, о чем речь и почему это должно быть смешно.
Например, на первой фотографии мем разрушает «четвертую стену» (границу, которая отделяет вымышленный мир произведения от реального мира зрителя). Кот знает, что находится в меме, знает каноны жанра – и иронизирует над ними. Человек, который далек от интернет-юмора и никогда не слышал про жанр абстрактных мемов с котами и шрифтом Lobster, сочтет картинку странной. На самом деле картинка переносит взаимодействие с самым распространенным шрифтом для мемов в контекст самого мема. Это и создает комический эффект.
Второй мем тоже не имеет никакой юмористической и смысловой ценности, если раньше вы не сталкивались с мемами про политический спектр. Обычно на них изображают представителей политических течений или отсылки к ним в юмористическом ключе. Левый верхний квадрат отвечает за «злых советских комиссаров», правый верхний – за «самодержавных империалистов», левый нижний – за «беспечных анархистов», правый нижний – за «жадных капиталистов». Сам формат мема переносится в новый контекст, что создает противоречие со сложившейся структурой.
Зритель ожидает увидеть смешные утверждения от лица разных политических сил (или карикатуры на их представителей), но встречает лишь одинаковые конфорки. И нет разницы, на какой варить.
Как видите, в пост- и метаюморе нет ничего сверхстранного или сложного. Это лишь эволюционировавший юмор иронии и мемов, который жертвует смыслом ради комизма, не собирается объяснять контекст и ориентирован на тех, кто его уже знает.
«Пост-пост» против «мета-мета»: в чем различие двух модернизмов
Оказывается, Монеточка поет не о бессмысленных приставках, а о крупных культурных и философских феноменах — по крайней мере, так мы хотим думать. Рассказываем, в чем разница постмодернизма и метамодернизма.
Время возникновения
Постмодернизм зародился в конце XX века — в самый расцвет массовой культуры, а метамодернизм в начале XXI века. И потому, что он появился позже, его иногда называют пост-постмодернизмом.
Основные положения
Постмодернизм — о том, что всё вторично. Из-за этого ничего нельзя воспринимать серьезно, можно прекратить искать истину и называть искусством огрызок, если он лежит в музее. Метамодернизм говорит о том, что не всё потеряно — искать правду можно и нужно, а для этого, будьте добры, воспринимать мир серьезно. Но и не стоит забывать посмеиваться над излишним пафосом.
Отношения с модернизмом
Двоице, постмодернизму и метамодернизму, очень одиноко без их старшего брата — модернизма. Постмодернизм — полная противоположность модернизма. Метамодернизм признает необходимость колебаться между этими двумя полюсами.
Chris Ofili, The Holy Virgin Mary, 1996 © Chris Ofili
Поясним на примере из ежедневной жизни: если вы услышите, как кто-то в компании делится своими планами по завоеванию карьерной лестницы и мира — скорее всего, вы выдадите пару иронических шуток в его счет. Однако это не означает, что вы не поддерживаете друга. Наоборот, если он попросит вашей помощи с отчетом, а у вас будет свободная минутка, вы поможете ему справиться с задачей.
С иронией или без
Таким образом, отношение с юмором у двух течений следующее: постмодернизм предлагает смеяться над «все и вся», а метамодернизм — убавить количество иронии на квадратный сантиметр. В общем, следовать формуле «делу время, а потехе час».
Когда хочется быть «пост-пост» и «мета-мета»
«А что ты думаешь про певицу Монеточку?» – внезапно спросила меня Ира, которая редактирует статьи про потребительский рынок, недвижимость и прочие серьезные вещи. А потом то же самое спросил и главный редактор. Я ничего про Монеточку не думал, но тут уже, конечно, пришлось.
Почесал затылок, налил кофе, полез в YouTube и «Википедию». Наслушался, насмотрелся, начитался. Узнал, что Монеточку зовут Лизой. Что у нее только что вышел альбом «Раскраски для взрослых» – уже, между прочим, третий! – и все от него без ума. Что Монеточку даже позвали в телевизор, в передачу «Вечерний Ургант». Что она читает классическую русскую литературу и вышивает крестиком.
Первая мысль была про то, что эта 20-летняя девушка из Екатеринбурга – голос старшеклассниц и первокурсниц, таких начитанных и дерзких, но таких смущающихся. Она же почти демонстративно обыкновенная. Голосочек слабый, тоненький, срывается. Внешность – тоже вроде бы пройдешь и не заметишь. Не запомнишь, не узнаешь. То есть легкость самоидентификации необыкновенная: она как все, все как она. Живет во «В контакте». «Неучтенная девочка». Это мило, но ведь этого мало.
Читаю-слушаю дальше. Ого! Какие старшеклассницы-первокурсницы: «Википедия» сообщает, что «80% аудитории Монеточки – это мужчины от восемнадцати до тридцати». А на «Кинотавре» под песни Монеточки радостно отплясывают сами Федор Сергеевич Бондарчук с невестою. И с ними рядом – бывшая жена Бондарчука Светлана с новым бойфрендом. И светские обозреватели отмечают это как поистине удивительный факт. То есть Монеточка что-то нашла такое общепримиряющее. Какую-то новую, да простит меня Александр Исаевич, скрепочку.
Баттлом по голове
Тексты с нового альбома Монеточки «Раскраски для взрослых» местами напоминают о ранней Земфире, но только местами. Земфира была и резче, и отчаянней, и вообще – ну что тут сравнивать, совсем они разные. Монеточка вкрадчивая. Монеточка насквозь самоироничная. Назвала себя почти как сеть бюджетных супермаркетов, но предложила слушателям не только привычный ассортимент повседневности, подростковую непосредственность или подростковый протест. У нее ведь, с одной стороны, «берегись, государственность, сокрушайтесь, правители». А с другой и тут же – «извините, родители». Но главное вот что: «Я такая пост-пост, я такая мета-мета».
И так еще действительно никто не напевал. Тут вам разом и гражданская позиция, и лингвистика с философией, и конец истории в одном привязчивом мотивчике, доступном каждому встречному, а не только читателям Сартра (который, впрочем, тоже «не всерьез»).
Под этим уже не только школьницы-студентки и мужчины от восемнадцати до тридцати подпишутся, но и более-менее все остальные. Все, кому хочется такой же легкости. Кто устал и одурел от всего происходящего и тоже предпочел бы просто постоять в сторонке в иронической позе «пост-пост и мета-мета». Поза, может, и не новая, но уж очень удачно ее Монеточка сформулировала. Вот что, Ира, я про это думаю.
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Пост сдал, пост принял. Чем ирония отличается от постиронии
В последнее время термин «постирония» активно приживается в разговорном языке. Но что это такое на самом деле? «Футурист» разобрался и объясняет.
Дитя заката
Давайте сразу и без прелюдий уясним следующее: постирония – это сложно. И вместе с тем очень просто. Вы понимаете спектр возникших проблем, да? Оперируя такими абстрактными категориями, всегда рискуешь порезаться собственным скальпелем и риск далек от минимального. Но давайте все же попробуем запрыгнуть на подножку этого поезда и вкатиться вместе с остальными, пока не поздно. А то звоночков уже много – от Дружко на ютубе до Гнойного на СТС.
Что такое ирония знают все, при этом пользоваться умеют единицы. На всякий случай – это иносказание, при котором смысл высказывания меняется на противоположный. Но это не точно. А вот последняя фраза уже пример – достаточно, надо сказать, омерзительный – постиронии. Но давайте начнем с истоков.
Постирония, как и розовый фламинго, дитя заката. В нашем случае – заката постмодерна. О том, что такое постмодерн и его –изм, чем они отличаются и как начать в этом разбираться написаны буквально сотни книг, чаще всего сложных и французских. Лезть туда без какой-либо гуманитарной подготовки следует на свой страх и риск, потому как вы обязательно напоритесь еще и на всякие ризомы, симулякры и лысую голову Мишеля Фуко.
Слава богу, одной известной стране и КПСС, что Умберто Эко дал нам более вменяемую трактовку. Постмодернизм проще всего понять через два его качества: отказ от метанарративов и модернистских иерархий. Первое – это любая система ценностей, претендующая на истину в последней инстанции, будь то любовь, религия или политическое течение. А модернистские иерархии – это культурные градации от «высокого» к «низкому».
Постмодернисты, соответственно, отвергают такое разделение, заявляя, что любой культурный пласт имеет ценность и все зависит от восприятия и – внимание – контекстов. Тот же Эко говорил, что в современном мире уже нельзя просто признаться человеку в любви, правильнее сказать что-то вроде «Как говорится, я тебя люблю». То есть, каждое высказывание несет на себе печать предыдущих культурных контекстов и подразумевает различные трактовки. Вы еще со мной, да?
Пост, мета и все вот это
Ирония всегда была одним из ключевых понятий постмодернизма. В кино, литературе, во всем. И мы тоже Generation П в том смысле, что миллениалы сильно травмированы чтением Пелевина и Сорокина. А тут еще в этих ваших xxx-дцатых годах этого века два голландца и Шайя ЛаБаф придумали метамодернизм. Тут просто: все то же самое, но едкая ирония постмодерна смешивается в непредсказуемых пропорциях с наивной искренностью модернистов. А ко всем пост-тезисам добавляется раздражающее до колик «но не совсем». Автор умер? Да, но не совсем. Нет деления на высокое и низкое? Не совсем. И все это хорошо работает, но все-таки не совсем, потому что постмодерн предлагает бесконечную вариативность трактовок. А метамодерн, таким образом, одна из них, ведь так? Не задумывайтесь об этом надолго. Сейчас это не наша война. Мы как раз подбираемся к главному.
Постирония – как ни странно – идеально вписывается в метамодернистскую повестку дня. Если ирония предполагает смысловой реверс, то постирония максимально размывает границы между искренностью и сарказмом.
Один из авторов термина «метамодернизм» Робин ван ден Аккер видит это так: находясь в обществе и совместно реализуя какой-нибудь бытовой проект, вы не можете постоянно вести себя иронично, иначе никому не понравитесь. Чтобы оставаться частью вменяемого социума, вы прибегаете к двоемыслию и притворяетесь, что вам нравится ваше занятие, даже если на самом деле вам не. Окей, это бытовой уровень. А что же культурный?
Комедия – лучший показатель
Для иронии нет лучшей проверки, чем юмор. Поэтому примеры следует искать именно в комедии. Великий комик Энди Кауфман преуспел в постиронии как никто другой. В 1980-м году он пришел на шоу Леттермана в образе комика неудачника и делал все, чтобы зритель не мог понять, следует ему посочувствовать или посмеяться. В какой-то мере это соответствовало действительности – можете посмотреть лучшую актерскую работу Джима Керри «Человек на Луне», где он передает трагикомедию жизни Кауфмана. Но с другой, он использует свои настоящие переживания как почву для комедии и иронии над самим понятием иронии. Вот вам и первый важный тезис: постирония – это когда затруднительно установить долю шутки.
Кроме того, Кауфмана всегда восхищал рестлинг. С одной стороны, это чистой воды мистификация и театр идиотизма для реднеков, с другой – эмоции этих самых недалеких зрителей вполне себе настоящие. В качестве издевки над жанром он на одном выступлении объявил о том, что собирается бороться с женщинами и провел более сотни боев. И вот опять – это определенно деконструкция, но вещи действительно происходили и Энди Кауфман бил женщин на ринге.
Сегодня ответственный за постиронию в британской комедии, конечно, стенд-ап комик Стюарт Ли. Посмотрите. Он чудовищно хорош. А подкованная публика с удовольствием смеется над занудными формулировками, намеренно плохими строчками и объяснением шуток по нескольку минут. Так это и работает. Чтобы получить удовольствие, вам нужно сделать интеллектуальное усилие. Вот вам, кстати, второй ключевой тезис.
Ирония ради искренности
И давайте свежайший пример для закрепления – «Тор: Рагнарек». Не удивляйтесь. Виной всему режиссер Тайка Вайтити, до того снявший самый смешной фильм последних лет – «Что мы делаем в тени?». И «Тор», как вы знаете, тоже получился смешным. И тоже самым – в рамках киновселенной Marvel. Но приглядитесь получше к своим эмоциям во время просмотра. Моменты с [HEAVY SPOILER ALERT] самопожертвованием персонажа Карла Урбана, покинутым Асгардом и в целом финальная сцена – настоящие. И персонажам в них сопереживаешь без дополнительных ремарок. Несмотря на то, что весь остальной фильм мы вместе с Тайкой весело смеялись над нелепым пафосом прошлых «Торов».
Статья по теме
Вот эти пограничные эмоции, когда в целом комедийный фильм не кажется одной большой шуткой, означают, что автор удачно размыл границы, не нарушив идейной целостности. А это можно сделать неправильно – возьмите хотя бы все триста пятьдесят шесть фильмов с Джимом Керри. Ну, тех самых, где в конце на нас вываливают мораль в духе «не забывайте о своих близких» или «думать нужно не только о себе». Или «Доктора Стрэнджа» от тех же Marvel, куда завезли тупой гэг с костюмом сразу после смерти Тильды Суинтон. Чтобы точно убедиться, что зритель ничего не почувствует.
Как это часто бывает, отвечая на вопрос «Что?» мы родили вопрос «Зачем?». Постирония нужна культуре, чтобы залечить рваную рану цинизма, оставленную постмодерном. Она дает возможность говорить о серьезном, не выпадая из современности в наивный опыт модерна. Возможность наслаждаться плохим искусством без издевки и использовать комедию, иносказание и игру со смыслами в качестве нового культурного языка. В эпоху показательной отрешенности это способ снова добиться от реципиента эмоциональной вовлеченности и при этом не ходить по кругу. И здесь мы находим финальный тезис: двоемыслие – новая искренность. А старик Оруэлл и подумать не мог.
Если уж мы вспомнили Оруэлла, то давайте обратимся к нашей подборке антиутопий. Они вгоняют в экзистенциальную тоску, правда, о них мало кто знает. А любителям аналитических лонгридов, вот идеальный вариант: размышление о том, почему год идет против часовой стрелки.
Что такое пост и что такое мета
Утрата имени – это утрата жизни. Господство «пост» – без расшифровки, что именно пришло после – означает, что завершился очень большой культурный цикл, все возможные вопросы поставлены и все возможные ответы (и не-ответы) получены. Колоссальный всплеск энергии, сопровождавший сознательную борьбу с Традицией, закончился ничем. Традиционные формы разрушены, а новые не созданы. И наблюдая кривляния, заместившие искусства, политику, превратившуюся в клоунаду, оккультное слабоумие вместо высокой эзотерики, невольно задаешься вопросом: был ли какой-то смысл в этой борьбе против «деспотизма культурных форм»? Разве что – странное стремление то ли культуры к самоубийству, то ли кучки дегенератов к убийству духовной составляющей человеческой жизни.
Было ли нечто позитивное в этом контртрадиционном движении? Вопрос кажется несколько кощунственным, когда видишь секуляризацию, разорвавшую для большинства людей связь с Богом, утрату героических ценностей, легитимизацию извращений, тотальную дебилизацию населения, превращение жизни в обслуживание экономических процессов. Результаты налицо. Недаром мы характеризуем все то, что создается сейчас словом пост. Кажется, что только извращенное крыло интеллигенции – инвалидов умственного труда, стремящихся идти «в ногу со временем» – может приветствовать (и приветствует) этот процесс. Но в этой западне находимся все мы и нужно либо смириться с неизбежной гибелью нашего мира и печально созерцать «закат звезды его кровавый», либо найти нетривиальнй ответ, подобно тому, как сильный ход противника в шахматной партии используется для изменения всей ситуации в свою пользу. Применить принцип джиу-джитсу «Ты меня тянешь – я тебя толкаю, ты меня толкаешь – я тебя тяну»: толкнуть противника, тянущего нас в пропасть так, чтобы в бездну полетел он, а не мы, а мы начали бы новый путь.
Сильный ход противника – постмодерн. «Все, что случилось в истории, достойно внимания» – справедливая часть постмодернистского тезиса. «Все, что случилось в истории, равноценно» – его лживое дополнение. Ответ должен быть несимметричным, не контр-тезисом, а мета-тезисом. Нужно найти такую систему координат, в которой разрушающие культуру утверждения стали бы точками опоры для броска противника через плечо.