Что такое последовательное мышление
Как и зачем учиться системному мышлению?
Мы живем в мире систем – начиная от человеческого организма и заканчивая социально-экономическим устройством общества. Все, что существует в форме процесса, является системой, потому что ни один процесс не может происходить хаотично, он должен подчиняться определенным закономерностям, сохраняя баланс соотношения производительности и отдачи внутренних элементов.
Если мы подумаем, что такое системность, то на ум придут следующие синонимы: «дисциплинированность», «планирование», «продуманность», «слаженность» и т.д. Данное понятие не стоит путать с систематичностью, которая предполагает повторение какого-то действия с определенным промежутком времени. Но что же получится, если мы обратимся к более комплексному понятию «системное мышление»? Для этого введем еще один термин – «мышление».
Мышление – понятие, неразрывно связанное с сознанием, которое функционирует с целью познания окружающего мира, выявления образов и построения связей между ними, представления, обозначения, определения их возможностей, их измерения и применения [В. Кемеров, В. Мацкевич]. Указанный термин подвергается классификации по множеству критериев, многие из которых вы можете увидеть в нашей статье «Мышление: что это такое и каким оно бывает». Одной из важнейших разновидностей мышления является как раз-таки системное мышление.
В своем выступлении перед аудиторией менеджеров руководитель «Сбера» Герман Греф высказывал мнение о том, что отсутствие системного мышления (лично для него) является «катастрофой по жизни». При этом, руководитель крупнейшего банка России указывает на две ключевые составляющие данного понятия: способность к анализу (погружение в детали, структурирование изучаемой проблемы) и способность к синтезу (абстрагирование от мелочей, переключение на более крупный масштаб) [Г. Греф, 2018].
Конечно, трудно не согласиться с тем, что системное мышление – действительно важный навык, желательно присутствующий в сознании человека, выученный им и применяемый в повседневной практике. Однако не стоит печалиться, если вы им не обладаете, ведь этому можно научиться. Один из отличнейших способов это сделать – пройти нашу онлайн-программу «Когнитивистика», уделяя которой около 15-25 минут в день, вы за два месяца разовьете свои когнитивные способности, прокачаете различные виды мышления (в том числе и системное) при помощи нескучных тренировок для мозга.
Возвращаясь к определению, указанному Г. Грефом, сделаем небольшую поправку – конечно, системное мышление гораздо шире и объемнее и включает в себя не только две указанные компоненты. Ниже мы раскроем этот термин более широко, расскажем, как тренировать данный вид мышления и стоит ли вообще этим заниматься.
Что значит мыслить системно?
Первоначально необходимо указать, что системное мышление – это навык, который понадобится в абсолютно любой ситуации, и вот почему:
Теперь остановимся на сущности системного мышления, в частности на его первой части – определении «системное».
Некорректно будет проигнорировать пионера в области системного мышления, уже упомянутого Барри Ричмонда, предложившего следующее определение: «Искусство и наука формирования надежных связей в поведении с помощью глубокого погружения в понимание внутренних структур явления». В дополнение автор приводит также выражение «умение видеть как отдельное дерево, так и лес, сохраняя визуальный контакт с обеими частями одновременно» [B. Richmond, 1994].
И действительно, самое главное, что мы можем выделить в системном мышлении – это умение разглядывать как подробности, детали, мелочи объекта или явления (метод индукции), так и сохранять целостную его картину, не терять ощущение масштабности (метод дедукции).
В научной работе американских ученых из частного Технологического института Стивенса анализируется ряд определений с целью достижения наиболее правильного и полного. Авторы приходят к следующему терминологическому объяснению системного мышления: «это набор синергетических аналитических навыков, используемых для улучшения возможности идентификации и понимания систем, предсказания их поведения, а также возможности их изменений с целью достижения желаемых результатов. Все данные навыки работают, как система».
Авторы также указывают на три обязательные составляющие любой системы:
Теперь давайте рассмотрим любую систему, к примеру, палисадник:
Еще раз глядя на второй пункт, мы можем сделать вывод, что системное мышление действенно как раз из-за того, что оно учит видеть те связи, которые раньше вы, казалось, не замечали, но значимость которых не менее важна, чем тех, что очевидны и явны. Конечно, влияние на существующие и возникающие системы – ключевое свойство для человека. Но чтобы правильно (т.е. в рамках поставленной цели) повлиять, недостаточно просто взять и изучить структуру, нужно понимать, какой реальный синергетический эффект возникает при отношениях между элементами системы [Ц. Церенов].
Тематике системного мышления посвящена довольно обширная литература. Перечислим наиболее яркие и популярные из них:
Возможно, вы уже знакомы с какой-либо из данных книг либо читали что-то другое по системному мышлению. Будем рады увидеть ваши отзывы в комментариях.
Заострить же ваше внимание нам хотелось в большей степени на последней книге. Остановимся на ней чуть более подробно, т.к. именно она считается классикой в освоении рассматриваемого навыка.
Что подскажет Джозеф О’Коннор?
Коротко опишем основы системного мышления, изложенные в книге О’Коннора и Макдермотта.
Любую систему можно представить, как составную из ее дробных частей (анализ), что позволит познать ее несколько проще, а воссоединение их вновь (синтез) даст понимание того, как они между собой взаимодействуют. При этом размер для каждой системы должен быть свой – «больше, не значит лучше». Это особенно полезно понимать при построении организационной системы, выбирая оптимальное количество участников коллектива.
Сложность системы – один из ее важных показателей. Сложность бывает детальная (когда слишком много компонентов; пример – мозаика) либо динамическая (когда слишком много связей между компонентами; пример – шахматы). При этом, последние системы чаще всего более стабильны в силу сложности взаимозависимости между элементами, однако и они подвергаются изменениям за счет эффекта рычага.
Эффект заключается в том, что необходимо найти самый слабый элемент системы, точку ее развития и направить изменения конкретно на нее, что приведет к усовершенствованию всей системы. Так, наблюдая неэффективность какого-сотрудника, руководитель стремится к повышению его квалификации, дополнительному отпуску либо замене.
Какие же изменения системы могут претерпевать? О’Коннор приводит такое понятие как «петли обратной связи» (при воздействии на систему, мы возвращаемся в исходную точку, но уже в модифицированном виде) или, иначе, способы воздействия на систему:
Все указанные виды изменений не могут признаваться эффективными, если делать акцент на одном из компонентов системы. Всегда нужно помнить об их устойчивом соотношении, о балансе, приводящем к эффективности.
Вторая часть книги посвящается ментальным моделям – убеждениям, ценностям, идеалам (они в совокупности также являются системой), в которые верит тот или иной человек и которые определяют ориентацию системного мышления. Сначала автор рассматривает способы их образования, в частности:
Если вы хотите достичь рациональности системного мышления, помните об указанных способах построения ментальных моделей, старайтесь быть объективными и нивелировать те из них, что искажают реальность, запоминайте и анализируйте все исходы событий без привязки к конкретным эмоциональным реакциям.
В книге рассматривается также проблема причинно-следственных связей, где автор указывает, что нужно в большей мере оперировать не причинами, а факторами. На данном пути тоже выделяется три ошибочных суждения системного мышления в контексте причинно-следственных связей, в частности:
Эти и многие другие темы, аспекты и навыки системного мышления (к примеру, эффект бабочки, формальная логика, рекурсия, ограничивающие ментальные модели и т.д.) раскрыты далее в «Искусстве системного мышления…» Советуем вам обратиться к книге, чтобы узнать побольше нового и интересного. А мы бы хотели поделиться тем, как все-таки развивать системное мышление, если вы чувствуете, что вам не его не хватает.
Развитие системного мышления
Перед тем как приступить к тренировке системного мышления, советуем пройти тест, который покажет, стоит ли вообще это делать – возможно, ваше системное мышление и так развито отлично (хотя дополнительная, так сказать, профилактическая тренировка лишней не будет). Среди рекомендаций предлагаем вам тест от платформы «Россия – страна возможностей», где вы можете авторизоваться с помощью социальной сети или регистрации, и от другой платформы по трудоустройству TestOnJob, где прохождение теста свободно.
Итак, существует несколько способов раскрытия потенциала и формирования системного мышления:
Расширение кругозора и эрудиции
Не случайно данный метод мы поставили на первое место. Чем больше образовательного, коммуникативного, эмпирического опыта вы получаете, тем шире вы раздвигаете рамки своего сознания. Знакомьтесь с интересными людьми, путешествуйте, читайте правильную качественную литературу, приобретайте новые навыки, увлекайтесь дополнительным хобби, учите языки – совершайте больше нового!
Зачем? Ответ прост: это все опыт, позволяющий вам понять многообразие мира, закономерности его функционирования. Системное мышление сродни междисциплинарности, смежности предметных областей, и чем больше профильных и непрофильных компетенций вы наберете, тем легче вам будет ориентироваться в мире систем.
Крушение стереотипов
Об этом также пишут Дж. О’Коннор и И. Макдермотт. Все мы, так или иначе, окутаны совокупностью стереотипов, мешающих нам жить. Стереотип представляет собой устоявшееся убеждение относительно какого-то явления, выработанное на основе предыдущего опыта.
Проблема со стереотипами заключается в том, что они не позволят вам быть эффективными в трудных ситуациях, порой требующих риска, потому что стереотипы – это форма ригидного и консервативного мышления. Новаторство, креативность даются людям со стереотипным мышлением с трудом, что и становится препятствием на пути формирования системного мышления.
Изучение успешных кейсов
Наверняка вам в голову приходила мысль посмотреть фильм о какой-то личности или прочитать биографическую книгу. Вряд ли эта идея была связана с неудачником или проблемным проектом с печальным результатом, и это совершенно правильно.
Обращая внимание на показательные случаи из практики, вы волей-неволей учитесь хорошему опыту, запоминаете, как правильно, изучаете положительные факторы, приведшие к успеху, и сопоставляете их с негативными, которые могли повлиять отрицательно и привести к плачевным последствиям. Поэтому учитесь на хороших примерах, читайте истории успеха – как отдельных людей, так и их совместной работы.
Развитие креативности
Незаменимое средство для развития системного мышления – это умение мыслить нестандартно, искать разные подходы к разбору объекта на составные части и последующему синтезу. О том, как развивать креативное мышление, указано в нашей статье «Приемы развития креативности». Рекомендуем ознакомиться с техниками и приступить к интересной и увлекательной тренировке головного мозга [Е. Зиброва, 2020].
Вводя в свою ежедневную практику указанные рекомендации, вы безоговорочно придете к развитому системному мышлению. Также помните, что вы можете знать очень много приемов повышения эффективности, таких как SWOT-анализ, AGILE-подход, матрица Эйзенхауэра, бизнес-модель Остервальдера и т.д., но бесконечно метаться от одного к другому далеко не выход и уж тем более не показатель развитого системного мышления. Главное – это уметь выбирать нужный инструмент в конкретной ситуации, распознав проблемные факторы, как симптомы, требующие правильного подхода в лечении.
Однако не все ученые соглашаются с неоспоримой эффективностью системного подхода. Посмотрим, какие минусы можно увидеть в данном виде мышления.
Критика системного мышления
Действительно ли системное мышление настолько универсально и неоспоримо полезно? Как правило, да, ведь в структурировании и приведении к порядку и системности нет ничего плохого. Тем не менее китайский экономист Вей-Бин Занг в своей монографии о синергетической экономике размышляет на тему системного анализа и приходит к выводу, что данный тип анализа «заведомо предполагает устойчивость. В этом отношении он все еще находится в рамках традиционной экономики» [W.-B. Zhang, 1999].
Данные слова можно трактовать следующим образом: чтобы анализировать какое-то явление с точки зрения системного мышления (системного анализа), оно должно быть относительно стабильным и устойчивым. И действительно, сложно подвергать разбору на части постоянно меняющуюся структуру и уж тем более делать выводы о том, какие факторы на нее влияют. Однако все дело в том, что в жизни нет ничего устойчивого, и в еще большей степени это доказывает современный мир.
Что же делать? Ответ на поверхности – подстраиваться. Не в наших силах остановить поток перемен, происходящих буквально каждую секунду. И даже в таких условиях системное мышление может быть отличным методом по проведению качественного анализа с правильными выводами. Согласны?
И перед тем, как перейти к заключению, предлагаем пройти проверочный тест, чтобы закрепить знания:
Теперь же давайте подведем итог.
Заключение
Надеемся, нам удалось погрузить вас в тематику системного мышления, и вы поняли его ценность или даже приступили к его развитию. Помните, что, безусловно, обретение данного навыка поможет вам при трудоустройстве, в ежедневной рутине, но самое главное – вы обретете системность, попрощаетесь с деструктивным влиянием хаоса и познаете прелесть взвешенного и рационального подхода к процессам своей жизни.
Логическое мышление: понятие, суть, схема действия, правила развития
Чтобы иметь положительную успеваемость в колледже или вузе, добиваться успехов в любом начинании (будь то обучение, работа или научная, творческая деятельность), важно обладать особым навыком – логическим мышлением.
Чтобы иметь положительную успеваемость в колледже или вузе, добиваться успехов в любом начинании (будь то обучение, работа или научная, творческая деятельность), важно обладать особым навыком – логическим мышлением.
Что это такое?
Логическое мышление представляет собой мыслительный процесс, способствующий грамотному расставлению приоритетов, погружению в определённую тему/задание и выработку обоснованного решения. Также данный процесс можно расценивать, как некое генетическое явление, которое нуждается в постоянной тренировке и развитии.
Основными составляющими компонентами логического мышления выступают:
Логическое мышление позволяет разобраться в ситуации и выработать достойный план мероприятий с учетом возможностей и потребностей объекта исследования, намерений и мотивации автора.
Миссия данного навыка заключается в следующем:
Логическое мышление позволяет студентам грамотно пользоваться полученными знаниями, определять уместность применения тех или иных методик и действий.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Виды логического мышления
Логическое мышление – это не единая схема действий или траекторию познания. У каждого человека она индивидуальна и учитывает его способности, уровень подготовки и знаний, воображение и восприятие.
На практике выделяют 3 основных вида логического мышления:
Каждый вид мышления применим в различных ситуациях. Первые два рассмотренные нами вида уместны в проведении практических и аналитических НИР, а последний – на защите НИР, научных конференциях и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какие операции свойственны логическому мышлению?
Проведение исследования на базе логического исследования предполагает соблюдение конкретных правил: построение плана НИР, определение приоритетов и последовательности действий.
Логическое мышление основывается на таких операциях, как:
Логическое мышление не обходится без указанных операций. Притом чаще всего они используются в единой связке, способствуя сбору доказательной базы, ее анализу и грамотной интерпретации.
Данные схемы успешно применяются студентами и авторами НИР во всех научных областях, помогая реализовать основной научно-аргументационный принцип «тезис – аргумент – вывод».
Техника развития логического мышления
Логическое мышление – это особый процесс, который может иметь генетическую природу, но также его развить может каждый желающий. Притом обретение и совершенствование мыслительной деятельности происходит постоянно: во время обучения в школе, колледже или вузе, на работе, в повседневной жизни и пр. Принятие любого решения будет основано на тщательном обдумывании и анализе ситуации, выборе подходящего сценария с помощью логики.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Развить логическое мышление можно разными способами:
Как студентам колледжей и вузов пользоваться логическим мышлением: что, где, когда?
Логическое мышление – очень важный навык для каждого индивида, но ведущую роль он играет в процессе обучения на всех уровнях образования.
Сегодня мы расскажем, зачем, как и когда нужно пользоваться логикой и мышлением студентам колледжей и вузов.
Сфера применения логического мышления
При изучении дисциплины: независимо от формата (занятия лекция или семинар, домашнее задание) важно разобраться в каждой теме и задании, выделив в нем: тему, проблему, ключевые термины и механизмы (концепции, методы, ограничения, особенности). Важно понять, как пользоваться информацией, как и где она применима и пр.
При выполнении студенческих и научно-исследовательских проектов: для начала следует определиться с темой исследования и констатировать изучаемую проблему, а затем грамотно разработать научный аппарат, отталкиваясь от которого можно спланировать ход работы: что рассматривать, в какой последовательности, какие методы и приемы использовать и пр.
На защите студенческих проектов и НИР, дипломных проектов и диссертаций важно грамотно преподнести весь материал и полученные результаты с учетом заявленных правил и требований, порядка проведения данного аттестационного этапа. В этом деле поможет логическое мышление, которое будет способствовать построению корректной профессиональной и аргументированной речи, выражению мыслей в определенной последовательности с учетом принципов четкости и ясности.
Таким образом, логическое мышление – это особый и обязательный навык для каждого индивида, который развивается с ним на протяжении всей жизни. Недаром говорят: «Век живи – век учись». Именно эта черта позволяет человеку выбирать индивидуальный путь развития, делать научные открытия, совершенствовать мир и окружающую среду. Данная способность сочетает в себе основные черты исследователя (принцип научной аргументации) и позволяет принимать решения более обоснованно, грамотно преподносить полученные результаты и достойно отстаивать собственную позицию.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Мышление
Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.
Что такое мышление
Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.
То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.
Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.
Виды мышления в психологии
Выделяется несколько видов мышления в психологии.
Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:
Функции и процессы мышления
Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:
При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.
По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.
Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.
Типы мышления
Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:
В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.
Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.
Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.