Первая каменная церковь посада (после двух церквей на Подоле) была поставлена в 1736 году жителями Верхней Служней слободы на месте сгоревшего деревянного храма во имя Рождества Христова, упоминаемого в документах еще в 1623 году. Как и все другие посадские церкви, она повторяла схему Пятницкого храма на Подоле — церковь с трапезной палатой и примыкавшей к ней колокольней.
Церковь Рождества Христова. 1736. Фотография 1920-х гг
Вид центра города от Келарского пруда
Теперь каменная церковь Рождества Христова очень сильно искажена: ее алтарная часть включена в объем жилого дома, а колокольня почти полностью разобрана. Сохранившиеся фотографии свидетельствуют, что это был стройный храм с необычными трехгранными нишами и плоскими лопатками-пилястрами на всю высоту стен. Церковь перекрывала купольная кровля со своеобразными люкарнами в виде фронтонов, ориентированными по странам света. С востока к церкви примыкал низкий объем алтаря, а с запада — такой же высоты обширная трапезная и изящная четырехъярусная колокольня. Ярусы колокольни были оформлены трехчетвертными колоннами без баз, с абаками и без капителей; венчала ее глава в форме сильно вытянутой капли воды. Вплотную к колокольне в 1866 году было пристроено трехэтажное здание женской богадельни на двадцать стариц.
С центральной площади от монастыря хорошо видна также каменная Вознесенская церковь (1779), поставленная на месте деревянного храма 1653 года бывшей Иконной слободы. Она удачно расположена на холме Волкуша у Московской дороги, где при перепланировке Посада в конце XVIII века была сделана попытка организовать административно-торговую площадь с присутственными местами и магазинами (теперь здесь городской стадион).
Церковь Казанской Богоматери. 1752. Макет-Реконструкция В. И. Балдина
В отличие от церкви Рождества Христова Вознесенская церковь полностью сохранилась. Бесстолпный одноапсидный храм с трапезной, своды которой опираются на два столба, вблизи выглядит несколько приземистым и даже грузным. Это впечатление усиливают широкие спаренные пилястры по фасадам на углах церкви и трапезной, а также упрощенные формы оконных обрамлений. Все три яруса колокольни равновелики в плане, вследствие чего ее силуэт лишен традиционного сужения кверху; это делает тяжеловесным все сооружение. С западной стороны колокольню фланкируют два флигеля церковного притча, выходящие на красную линию улицы.
В расположенном рядом сквере можно видеть памятник В. М. Загорскому работы скульптора А. Ефременко. С холма от Вознесенской церкви и особенно с другой стороны дороги — от ресторана «Золотое кольцо» (архитекторы И, Д. Метт и Т. Т. Шорникова, 1969) и здания Музея игрушки (1893) — раскрывается один из лучших видов на всю панораму монастырского ансамбля.
Несколько западнее, в центре древнейшего села Клементьева, стоит Успенская (Никольская) церковь. После очередного пожара жители села в 1769 году «челобитьем» добились разрешения поставить эту каменную церковь, ссылаясь на то, что за «многослучающимися пожарами» только за последние пятьдесят лет в их селе сгорело уже семь деревянных храмов вместе с церковным украшением. К сожалению, Успенская церковь сохранилась лишь частично — давно нет ее высокой трехъярусной колокольни, трапезная обстроена пристройками, и лишь один двухсветный храм с низкой апсидой и сложной сферической кровлей, увенчанной двухъярусным барабаном с луковичной главкой, возвышается над окружающими его домами. Архитектура церкви выдержана в формах позднего барокко: здесь и рельефный руст, и парные пилястры, и развитые лепные украшения вокруг окон, и необычный скос стен по двум углам четверика. Трапезная имеет в плане сложную форму трехконечного креста, также со скосами на всех шести углах. Интерьер трапезной выглядит необычно из-за причудливой игры линий пересекающихся сводов, поддерживаемых восемью свободно расположенными опорами. У западного фасада трапезной можно видеть основания четырех пилонов, состоящих из мощных пучков парных пилястр,— это все, что осталось от бывшей здесь прежде колокольни.
Церковь Воскресения Христа. 1820. фотография 1920-х гг.
Церковь Благовещения близ Троице-Сергиевой лавры. Середина XVII в. Макет-Реконструкция В. И. Балдина
Успенская церковь была самой богатой и самой большой в Сергиевском Посаде. И даже теперь, лишенная высокой колокольни, она хорошо заметна в общей панораме города. До тех пор, пока Московская дорога не была отведена от села Клементьева, эта церковь была первой, которую посещали паломники из Москвы перед тем, как они направлялись в монастырь; на площади вокруг церкви постоянно шумели базары, на которые съезжались купцы из многих городов и даже других стран. И не случайно местные жители до сих пор продолжают находить на своих огородах старинные русские и иностранные монеты, а иногда и целые клады.
Вознесенская церковь. 1779. Фотография 1900-х гг. План
Главная улица этой части города и сейчас сохраняет название Клементьевской; от Успенской церкви она ориентирована на север и переходит на дамбу Келарского пруда. На противоположном берегу пруда, как бы взбираясь по крутому холму и громоздясь друг на друга, видны низкие деревянные дома, которые и теперь чем-то напоминают те слободы стрельцов и пушкарей, которые начали строиться здесь еще в XVII веке. А над этими домами, на самой вершине холма, там, где в 1645 году была срублена деревянная церковь во имя Ильи Пророка, среди высоких деревьев виднеются купола сменившей ее каменной церкви (1773). Повторяя все ту же традиционную схему бесстолпного храма с трапезной и колокольней, Ильинская церковь выгодно отличается от других посадских церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов и наличников окон, ярко выделяющихся на темно-красном фоне ее стен, а также выразительным силуэтом кровли и стройного шатра колокольни. В 1876 году по проекту архитектора И.А.Малышева квадратная трапезная была расширена на запад, включив в свой объем нижний ярус звонницы. Пристройка была произведена весьма тактично — на новых фасадах точно повторен изначальный декор Трапезной.
Рядом с Ильинской церковью до 1958 года стояла летняя деревянная церковь Казанской Богоматери, возведенная в 1752 году. Силуэты обеих церквей сливались в одну группу и особенно эффектно выглядели с высокого берега пруда от села Клементьева, откуда открывается широкая панорама монастырского ансамбля и всего центра города. Казанская церковь была единственным примером деревянного храма ярусного типа во всем Подмосковье. Она состояла из высокого прямоугольного сруба с прирубленными пятистенным алтарем и трапезной, над которыми возвышались три убывающих кверху восьмерика. С северной стороны церкви располагалась галерея («нищевник»), опирающаяся на выносные консольные бревна. В архитектуре Казанской церкви сочетались элементы украинского и русского зодчества. Так, внутреннее пространство церкви было открыто на всю высоту, что характерно для украинских храмов (в условиях долгой и нередко суровой зимы в средней полосе России обычно устраивались подвесные потолки), переход от прямоугольного к восьмигранному срубу в интерьере осуществлялся при помощи подшивных криволинейных парусов украинского типа, а уширенные верхние венцы всех восьмериков и алтаря образовывали так называемый повал — плавную линию силуэта сооружения, характерную только для русского зодчества.
Ильинская церковь. План. 1773
К северу от монастыря, там, где Каличья слобода соединялась с деревней Кокуево, на месте деревянной церкви, поставленной монастырем в 1654 году, находится частично разобранная теперь каменная церковь Воскресения (по приделу более известная как Петропавловская. Построенная в 1820 году, она повторяла все ту же схему приходского храма с трапезной и колокольней, дополненную двумя приделами. Храм и колокольню окружала ограда с двухъярусными башенками на углах и въездными воротами с парными колоннами и псевдоготическими деталями, отдаленно напоминающими некоторые элементы декора Уточьей башни.
За широким полем, в 2 км на северо-запад от города, расположено древнее село Благовещенское. Оно упоминается еще в документах XV века как вотчина Троицкого монастыря. Примечательно, что это село на протяжении пяти веков сохраняет свои первоначальные размеры: как в XV веке, здесь и сейчас всего 29 дворов. Благодаря этому исключительному обстоятельству оно не изменило своей первоначальной планировки: все избы расположены по сторонам прямоугольной площади, в центре которой между двух небольших прудов стояла приземистая деревянная церквушка под крутой двускатной кровлей, с граненым алтарем, трапезной и добавленными позднее притвором и «колокольницей». Трудно объяснить, как здесь, в непосредственной близости от Троицкого монастыря, где происходили события, тесно связанные с судьбами страны, могло остановиться в своем развитии и как бы «законсервироваться» на века это село. Кажется, будто не только Московская дорога, но сама история обошла его стороной. Но тем удивительнее эта неожиданная встреча с древним русским поселением, так напоминающим своей «четверообразной» планировкой деревянный Троицкий монастырь времен Сергия.
Успенская церковь. 1769. фотография 1920-х гг. План
Благовещенская церковь была поставлена здесь на месте более древней, вероятнее всего, в середине XVII века, когда село отстраивалось после «осадного разорения». Если мысленно убрать позднюю колокольню, то можно представить первоначальный объем церкви — это был храм клетского типа с небольшой главкой на коньке кровли и с обширной галереей-папертью на выпускных консольных бревнах с северной и западной стороны. Может быть, так же выглядела и сгоревшая церковь Сергия Радонежского, сооруженная в соседнем селе Деулине вскоре после состоявшегося там в 1618 году подписания договора о перемирии с Польшей.
Еще более далекий вид на окрестности открывался прежде отсюда и на восток, вдоль уходящей за горизонт глубокой лощины по пойме реки Кончуры; теперь эту перспективу закрывают здания Института игрушки (1935, архитектор П. Голосов) и типового кинотеатра (1960), расположенных на месте сожженных в 1920 году низких торговых рядов.
Несмотря на существование специального торга в селе Клементьеве, на этой площади перед монастырем издавна велась бойкая торговля. Еще Опись 1641 года отмечала «против Святых ворот лавки и шалаши», которые со временем загромоздили все ее пространство «. Это привело к тому, что ров перед монастырем со временем превратился в настоящую свалку; монастырские власти писали, что он «сверх непристойности и безобразия по причине бросания в него всякой нечистоты, издает дурной запах, потому приходящие богомольцы большею частию и ходят в ездные, а не Святые ворота». Когда ров был засыпан, стали строить магазины, лавки и ларьки вплотную к стенам крепости. Торговые сооружения окружали Белый пруд, занимали всю Красногорскую площадь, спускались по склону холма к Пятницкой и Введенской церквам; у часовни Пятницкого колодца по обоим берегам реки Кончуры располагались блинные ряды.
На северной стороне Красногорской площади стоит «Старая» монастырская гостиница, построенная по проекту архитектора А. Ф. Элькинского в 1823 году. Выполненная в строгих формах классицизма, она образована из двух корпусов, сходящихся под тупым углом и увенчанных треугольными фронтонами; фасад одного из корпусов выходит на площадь, а другого — на главную улицу города. Частично перестроенное после пожара 1838 года, это здание закрыло собою Белый пруд, который прежде можно было видеть с площади, непосредственно от входа в монастырь.
На углу улиц Московской (ныне проспект Красной Армии) и Верхней Служней слободы (ныне ул. Карла Маркса) в 1863 году монастырем была построена еще одна гостиница — «Новая». Первоначально здание имело два этажа, а затем надстроен третий. Нижний этаж со стороны Московской улицы выделен высокой аркадой «ресторации» и магазинов, на двух верхних проходят ленты прямоугольных с лучковыми перемычками окон гостиничных номеров. Юго-западная часть здания, ориентированная на вход в монастырь, несколько спрямлена и отмечена металлическим балконом с ажурной решеткой. За «Новой» гостиницей, в глубине квартала, частично сохранились здания бывшего здесь лаврского Дома призрения с домовой церковью (XIX в.).
Конный двор на берегу Белого пруда. 1790. фотография 1986 г.
Конный двор. Чертеж XIX в.
На северном берегу Белого пруда, против старой монастырской гостиницы, видна ничем не примечательная на первый взгляд низкая двухэтажная постройка с открытой аркой проезда посередине: это сильно перестроенный монастырский Конный двор; он был поставлен здесь в 1790 году взамен хозяйственных служб, занимавших обширную территорию за оврагами против Каличьей башни. Чертеж XIX века помогает представить первоначальный вид этого своеобразного сооружения: квадратный двор образован сплошной линией одноэтажных построек, где размещались конюшни, каретные и фуражные сараи, закрепленные по углам круглыми башнями; еще одна башня, несколько больших размеров и прямоугольной формы, располагалась над въездом во двор со стороны пруда. В первой половине XIX века Конный двор получил обширные пристройки, сперва с востока, затем и с запада, а в 1904 году надстроен вторым этажом и расширен в северном направлении. (От первоначального здания сохранилась только южная сторона с проездом в центре и двумя башнями по углам.) Нетрудно представить, каким романтическим замком выглядел прежде Конный двор рядом с мощными крепостными стенами и Уточьей башней.
Как уже говорилось, после Октябрьской революции в зданиях старой монастырской гостиницы и в торговых рядах на площади перед монастырем разместились административные учреждения города, а сама площадь стала называться Советской. В 1926 году здесь был торжественно открыт памятник В. И. Ленину.
В настоящее время проведена частичная реконструкция площади перед монастырем. Каменные лавки XIX века, спускавшиеся по склону горы на Подол, разобраны, а на их месте разбит луговой газон, который особенно эффектно выглядит летом, оттеняя своим зеленым ковром белизну стен крепости.
Деревянный храм в Благовещенье. Нетуристический Сергиев-Посад.
Из Гефсиманского скита под проливным дождем поехали по окружной дороге в село Благовещенье. Уж очень хотелось увидеть одну из самых старых деревянных церквей в Подмосковье.
Всего в трех километрах от Троице-Сергиевой Лавры на холме расположилось одно из самых древних сел Благовещенье.
Первое поселение в этих местах появилось в годы правления великого князя Московского Ивана Красного (1353 – 1359) и называлось село Княже. Уже в это время в селе стояла Благовещенская церковь – один из самых ранних в Подмосковье образцов деревянной церкви клетского типа. Храм вполне мог быть построен или освящен при участии самого преподобного Сергия.
В начале 15 века село Княже досталось в наследство Андрею Владимировичу Радонежскому. Щедрый благотворитель Троицкого монастыря пожаловал село обители.
За столетия храм не раз перестраивался, но по исследованиям 1970-х годов, когда церковь была уже в аварийном состоянии, выявлено, что древнейшие части храма (абсиду, четверики храма и трапезной, сложенные из массивных стесанных изнутри бревен) можно отнести к середине – второй половине XVII века. Это приводит к выводу, что Благовещенская церковь – один из самых ранних в Подмосковье образцов деревянной церкви клетского типа.
В 1978–1980 годах была разобрана для возобновления фундамента и для замены сгнивших и изъеденных жучком бревен в срубах, да так и не собрали обратно. Восстановили уже в 2000-ые. С 2007 года здесь снова проходят богослужения.
Даже несмотря на то, что церковь отстроена заново, но впечатляет сильно.
Дождь потихоньку успокаивался и храм в лучах заходящего солнца смотрелся сказочно.
Само село довольно современное, тут и коттеджи и поскромнее дома, но явно живут круглый год. Рядом с храмом мое внимание привлек вот такой старый дом с резными наличниками на окнах.
Промочила ноги, удивила рыбаков, но прошла на другую сторону пруда ради этого вида.
Говорят раньше с колокольни был вид на Лавру, сейчас же ее отлично видно с подъездной дороги к селу.
В следующий раз посмотрим еще один храм в Сергиевом-Посаде и прогуляемся вокруг Лавры.
Все посты про Нетуристический Сергиев-Посад можно по тегу Сергиев-Посад 2020
Лучшее, что есть в Костроме, — писал в изданной в 1913 году книге „Культурные сокровища России» Е.А. Белов, — наиболее стильный и сохранившийся из ее памятников — прелестная церковь Воскресения на Дебре, построенная в 1652 году.
Очень простая по массам, ничем не отступающая от обычного типа храмов XVII века, церковь Воскресения производит на редкость нарядное и праздничное впечатление оригинальной отделкой входов, идущей вокруг церкви галереи, оконных наличников и самих стен. Очень хороши ведущие в церковь врата с кирпичной орнаментацией, увенчанные тремя шатрами; интересна оригинально скомбинированная из кубышек аркада галереи входа… Ни в чем не отступая от традиционных форм церковного строительства — разве только шатры над входами являются некоторым вольнодумством — мастер, работавший или, вероятнее, мастера, работавшие над церковью Воскресения на Дебре, сумели создать нечто своеобразно красивое и не похожее ни на одну из других костромских церквей…»
Сегодня эти слова звучат, пожалуй, еще более актуально, нежели сто лет назад. Ведь за эти сто лет Кострома стараниями советской власти лишилась многих памятников архитектуры, в том числе кремля с кафедральным Успенским собором. И если даже в окружении старой застройки начала XX столетия Воскресенский храм, как бы контрастируя с ней, смотрелся необыкновенно «весело» и «живо», то что говорить о его нынешнем архитектурном контексте, порожденном типовым советским строительством!
Особенная «нарядность» посадских храмов (а Воскресенская церковь — единственный уцелевший в Костроме посадский храм) была концептуальной; они тем самым как бы противопоставлялись монастырским соборам с их строгой монументальностью и официальной «непререкаемостью». В случае с храмом Воскресения на Дебре это противопоставление вышло очень удачным — он, подобно роскошному цветку, расцветает на берегу Волги, привлекая и радуя взгляд. Поднятый на высокий подклет основной объем четверика, задавая движение ввысь, зрительно «облегчает» мощную весомость пяти тяжелых куполов. Купол Трехсвятительского придела и декоративные главки шатровых завершений крылец и Святых ворот, звучащих нежным эхом более ранней деревянной храмовой архитектуры, разрушают слишком уж «правильную» симметрию ансамбля. Богато — но в меру! — декорированные стены лишь добавляют изящества Воскресенскому собору.
Обзорная площадка церкви Воскресения на Дебре
Оформление барабанов
Мощные барабаны, поддерживающие главы, выполнены, как и весь Воскресенский храм, в стилистике «русского узорочья». Полуколонками с дыньками, оканчивающимися полукруглыми завершениями, они разделены на своеобразные арки; в некоторых из них прорезаны окна. Западные и центральный барабаны — световые, восточные — глухие.
Крыльца
На галерею, окружающую храм с трех сторон, ведут три крыльца, устроенные на разной высоте (такие крыльца называют «ползучими»). Над основными объемами крылец возвышаются ряды кокошников (у южного и западного крылец —два ряда, у северного — один) и граненые шатры с декоративными главками. Западное крыльцо, представленное на фотографии, соединено крытым переходом со Святыми вратами, стены его декорированы ширинками и кубышками.
Алтарные апсиды
У храма имеется пять апсид в виде пониженных полукружий: три — главного алтаря; две — в приделах Трех святителей и великомученицы Екатерины. В каждой апсиде прорублено окно, все окна снабжены наличниками с полуколонками, а также фронтонами — килевидными (кокошниками) у центральных апсид и треугольными у «придельных». Апсиды украшены «бриллиантовым рустом» (когда-то этот «руст» покрывал все стены храма).
Стены четверика
Стены четверика делятся на прясла (три — на западной и восточной стенах; четыре — на южной и северной стенах) не привычными лопатками, а спаренными полуколонками. Верхние части стен, имевших первоначально позакомарное завершение, отделены от основного фасада карнизом с поясом ширинок, в которых сделаны каплевидные нишки. Окна в стенах оформлены так же, как и окна апсид, но с добавлением дынек.
Сергиево-Посадский Воскресенский (Петропавловский) храм
Храм в честь Воскресения словущего в г. Сергиевом Посаде, часто именуемый храмом перховерховных апостолов Петра и Павла, Воскресенское подворье Троице-Сергиевой Лавры
Первоначальный храм на этом месте был возведён по указу царя Алексея Михайловича и благословению патриарха Никон на средства Троицкого Сергиева монастыря в память о тысячах защитников обители погибших в ходе осады Лавры польско-литовским войском в Смутное время (1608-1610 гг.). Деревянный храм Воскресения словущего освятили в 1654 году.
В 1775 году обветшавшее деревянное здание заменили новым. Кроме того, в слободе построили второй храм, также деревянный, освящённый во имя апостолов Петра и Павла.
К концу XIX века храм был окружён сделанной из кирпича оградой с восьмигранными угловыми башенками, а в 1902 году к церкви пристроили западную крытую кирпичную паперть.
В 1935 году храм был захвачен обновленцами.
В 1939 году по решению властей церковь закрыли. На следующий год полностью разобрали ограду и использовали уцелевшие кирпичи для работ по благоустройству расположенного неподалеку рынка. В 1952 году разобрали два верхних яруса колокольни. Помещения храма в эти годы эксплуатировали под различные производства. При этом иконостас и всё внутреннее убранство храма были полностью утрачены.
В начале 1990-х годов церковь вернули православным верующим. Сразу же началась её реставрация. На прихрамовом участке в 1995 году была установлена часовня в память о погибших воинах. С 1999 до 2014 года при церкви действовали трёхгодичные Троице-Сергиевские богословско-катехизаторские курсы. На исходе 2010-х годов при храме были открыты гостиница для паломников, детский учебный центр «Пересвет» и воскресная школа. Возрождённый храм сделался подворьем Троице-Сергиевой Лавры.
На начало XXI века храм являлся единственным в Сергиевом Посаде возведённым по канонам классицизма в начале XIX века и числился объектом культурного наследия регионального значения. Рядом с храмом в 2017 году силами города была благоустроена живописная парковая зона.
Статистика
Архитектура
Композиция Воскресенского храма типична для городских культовых зданий, строившихся в российской провинции в XVIII-XIX веках. Она состоит из трех частей: одноглавой церкви, небольшой трапезной и высокой колокольни, вытянутых в одну линию по направлению с востока на запад. Отличительными элементами храма являются черты эпохи классицизма. Он имеет характерные для этого стиля чёткие, геометрически правильные формы.
К высокому двухсветному бесстолпному четверику основного храма пристроены три низких полукруглых апсидных выступа. Фасады вверху завершаются лаконичными треугольными фронтонами. Церковь покрывает полукруглый свод, завершенный круглым в сечении барабаном. Небольшая луковичная главка на небольшой изящной шейке венчает храм. К основному объёму примыкает небольшая квадратная трапезная, входы в которую со стороны четверика оформлены как арочные пролёты. Колокольня выстроена в три яруса, убывающие снизу вверх.
Утраченная кирпичная ограда, окружавшая храм к концу XIX века, была украшена восьмигранными угловыми двухъярусными башенками, чьи формы и длинные шпили напоминали архитектурные решения Уточьей башни Лавры.
Настоятели
Икона царя страстотерпца Николая II в часовне при Сергиево-Посадском Воскресенском храме