Что такое эпо в психологии

Экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ)

Экспериментально-психологическое исследование — это метод, позволяющий выявить особенности психики путем применения специальных тестов или создания специальных контролируемых условий. ЭПИ проводит психолог или врач, имеющий специальную подготовку в области медицинской психологии. Цель такого исследования — выявить нарушения психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, интеллекта и др.) и вообще личности.

Если речь идет о пациенте с психическим расстройством, то особое внимание уделяется маловыраженным, «замаскированным» нарушениям, которые могут не проявляться при клиническом обследовании. Например, с помощью специальных приемов удается установить характерные для шизофрении искажения процесса обобщения, когда заболевание еще в самом начале и общее нарушение мышления еще не проявилось. Или при начинающемся слабоумии: тонкие нарушения памяти и внимания также могут быть установлены только с помощью специальных психологических методик. У больных с дефектами психики ЭПИ позволяет оценить наиболее сохранные стороны личности, навыки и умения. Кроме того, специальные приемы помогают обнаружить те болезненные переживания, которые пациент не раскрывает (скрытую депрессию, психотравмирующие ситуации и т.п.).

Если же ЭПИ проводится в отношении здорового человека, оно может быть направлено на более глубинное исследование личности, определение индивидуальных особенностей психики с тем, чтобы получить возможность более детально разобраться в психологической проблеме, с которой обратился пациент; помочь ему разрешить конфликты в семье или в коллективе; решить проблему профориентации или поиска других жизненных ориентиров.

В целом, ЭПИ позволяет получить более развернутую и объективную информацию о состоянии различных психических сфер личности, а это может быть очень полезно для постановки основного диагноза, выяснения глубины и характера поражений и оценки эффективности проводимого лечения. Кроме того, данное исследование помогает в решении вопросов о профессиональной пригодности, трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертизы.

Направляя больного на психологическое обследование, врач-психиатр должен четко сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. Например, необходимо выяснить уровень интеллекта, наличие нарушений мышления, характерных для шизофрении; изменений памяти и внимания, присущих органическому поражению мозга; личностных особенностей при неврозах и психопатиях и т.д.

Медицинский психолог представляет врачу полученные результаты обследования больного и их толкование. Для клинического диагноза эти данные служат только вспомогательным материалом, их окончательная оценка остается за врачом.

Методик проведения ЭПИ довольно много. Самые распространённые из них направлены на решение следующих задач:

Запись на консультации производится круглосуточно
по телефону в Н.Новгороде (831) 429-05-83.

Источник

Роль психологического тестирования в оценке функциональных нарушений у больных при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.

Что такое эпо в психологии. Смотреть фото Что такое эпо в психологии. Смотреть картинку Что такое эпо в психологии. Картинка про Что такое эпо в психологии. Фото Что такое эпо в психологии

Читайте в новом номере

При оценке состояния здоровья гражданина в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) важно исследование медицинским психологом состояния психических процессов, наличия их изменений с указанием типа этих изменений. Для определения психологической составляющей реабилитационного потенциала, а также установления факта и степени выраженности ограничений жизнедеятельности человека психологу важно определить стойкость и степень выраженности нарушений психологического статуса, нередко сопровождающих соматическую патологию.
В процессе медико-психологического исследования важное значение имеет оценка состояния личности освидетельствуемого: является ли он психически здоровой личностью или нет, страдающей умственной отсталостью (олигофренией различной степени выраженности, различными девиациями или патологиями). Оценка реабилитационного потенциала освидетельствуемого лица и формирование психологического аспекта индивидуальной программы реабилитации или абилитации − важная составляющая комплексной программы реабилитации или абилитации. Для психологического обследования в бюро МСЭ направляются больные с разными заболеваниями, но чаще всего с неврологическими нарушениями различного генеза.

Ключевые слова: психические процессы, личность, экспериментально-психологическое обследование.

Для цитирования: Косенкова Т.В., Куприна Н.П., Хабарова Т.Ю. Роль психологического тестирования в оценке функциональных нарушений у больных при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации. РМЖ. 2016;24:1630-1633.

The role of psychological testing for the assessment of functional disorders in medical social examination and rehabilitation
Kosenkova T.V., Kuprinа N.P., Khabarova T.Yu.

N.N. Burdenko Voronezh State Medical University

The examination of mental processes, the identification of mental disorders and their types by medical psychologist are important for health assessment by Medical and Social Examination Service. Psychologist should determine the stability and severity of psychological disorders which often accompany somatic conditions to assess psychological component of rehabilitation potential, to reveal disability, and to evaluate its severity.
Personality assessment (psychological health and mental retardation, i.e., oligophrenia, deviations, or other disorders) is important for medical psychological examination. The evaluation of rehabilitation potential and the development of personalized rehabilitation strategy are of crucial importance for complex rehabilitation. Patients with various (including neurological) disorders are referred to the Medical and Social Examination Service for psychological examination.

Key words: mental processes, personality, experimental psychological examination.

For citation: Kosenkova T.V., Kuprina N.P., Khabarova T.Yu. The role of psychological testing for the assessment of functional disorders in medical social examination and rehabilitation // RMJ. 2016. № 24. P. 1630–1633.

В статье представлена роль психологического тестирования в оценке функциональных нарушений у больных при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации

Исследование психических процессов

Анализ личности

Роль психолога в формировании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида

Собственный опыт применения метода

Вывод

Таким образом, определение психологического статуса у больных и инвалидов с применением метода психологического тестирования при осуществлении МСЭ, особенно у больных неврологического профиля, необходимо для выявления степени выраженности функциональных нарушений, ограничения жизнедеятельности и нуждаемости в мерах комплексной реабилитации или абилитации.

Источник

Экспериментально-психологическое, обследование (психологическое тестирование)

Экспериментально-психологическое обследование позволяет получить более подробную и объективизированную информацию о состоянии различных психических сфер и личности пациента, что может быть весьма полезным для решения диагностических и дифференциально-диагностических вопросов, уточнения глубины и характера поражений, индивидуализации и оценки эффективности проводимого лечения, а в ряде случаев и для решения вопросов профессиональной пригодности, трудовой, военной и судебно-психиатрической экспертизы. В то же время необходимо отметить, что эти исследования никак не заменяют собой клинические данные и полезны только в том случае, если их цель заранее сформулирована клиницистом. Направляя больного на психологическое обследование, необходимо сформулировать вопросы, в первую очередь интересующие врача, позволяющие, например, выяснить уровень интеллекта, наличие нарушений мышления, характерных для шизофрении; изменений памяти и внимания, присущих органическому поражению мозга; личностных особенностей при неврозах и психопатиях и т.д.

Медицинский психолог представляет врачу-психиатру полученные результаты психологического обследования больного и их толкование. Эти данные для клинического диагноза служат только вспомогательным материалом, их окончательная оценка остается за врачом.

Наиболее распространенные методики экспериментально-психологического исследования

Внимание и умственная работоспособность оцениваются с помощью сдедуюших методик.

1. Корректурная проба. Данная методика впервые предложена Б.Бурдоном в 1895 г. Она используется для исследования устойчивости вниманя и способности к его концентрации. Корректурная проба очень проста и не требует специальных приспособлений, кроме бланков и секундомера. Бланки представляют собой ряды букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв по выбору исследующего. Можно каждые 30-60 секунд отмечать положение карандаша больного. Исследующий обращает внимание на количество ошибок, темп выполнения, распределение ошибож в течение опыта, характер ошибок (пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других букв и т.д.).

2 Счет по Крепелину. Методика предложена Э.Крепелином в 1895 г. применяется для исследования переключения внимания, а также работоспособности. На специальных бланках расположены столбцы цифр которые испытуемый должен складывать или вычитать в уме, а на бланке записывать результат. После выполнения задания исследующий обращает внимание на количество ошибок, их распределение, объем выполненного задания, темп, способность переключаться, т.е.делает вывод о работоспособности (истощаемости, врабатываемости), ройствах внимания.

3 Отыскивание чисел на таблицах Шульте. Исследование проводят с помощью специальных таблиц, где хаотично расположены числа от 1 25. Испытуемый указкой показывает числа по порядку, называя их при этом фиксируется время выполнения задания. Таким образом. исследуют темп сенсомоторных реакций, особенности переключения внимания, объем внимания, сосредоточенность (отвлекаемость), повышенную истощаемость по гиперстеническому или гипостеническому типу, врабатываемость.

4. Для исследования переключения внимания, инертности психических процессов, истощаемости можно использовать модифицированную таблицу Шульте. Это красно-черная таблица содержит 49 чисел, из них 5 черных (1-25) и 24 красных (1-24). Испытуемый попеременно должен показывать черные и красные цифры. Причем черные в порядке воззрастания, а красные в порядке убывания. Методика используется впервую очередь для исследования динамики мышления, способности переключать внимание.

5. Отсчитывание. Методика предложена Э.Крепелином. Испытуемый отсчитывает от 100 одно и то же число (обычно 17, 13, 7, 3). Экспериментатором отмечаются паузы. Исследуется характер ошибок, следование инструкции, переключение, сосредоточенность, истощаемость внимания.

Нарушения памяти можно оценить с помощью таких простых приемов, как запоминание 10 слов, не связанных по смыслу. Возможность их воспроизведения проверяется сразу (кратковременная память, в норме воспроизводят больше 6 слов) и через несколько часов (долговременная память). Строится кривая запоминания. Другими приемами проверяется воспроизведение коротких рассказов (смысловая память) или показанных картинок (зрительная память) и др. Опосредованное запоминание, наряду с ассоциативным процессом, проверяется с помощью метода пиктограмм, предложенных А.Р.Лурия. Для запоминания 10-12 слов или смысловых словосочетаний предлагается сделать рисуночные наброски.

Нарушения мышления проверяются с помощью методик «Классификация предметов», «Сравнение понятий», понимания переносного смысла пословиц и метафорических выражений.

Источник

ЭПО в комплексной МСЭ у лиц пожилого возраста

astra71Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 15:34 | Сообщение # 1
Что такое эпо в психологии. Смотреть фото Что такое эпо в психологии. Смотреть картинку Что такое эпо в психологии. Картинка про Что такое эпо в психологии. Фото Что такое эпо в психологии

Что такое эпо в психологии. Смотреть фото Что такое эпо в психологии. Смотреть картинку Что такое эпо в психологии. Картинка про Что такое эпо в психологии. Фото Что такое эпо в психологии

С.М. Милютин, В.Г. Саковская

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРИ НЕПСИХОТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЯХ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Как известно, медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется для определения потребности болеющего человека в мерах социальной защиты, включая инвалидность и мероприятия реабилитации [1]. В последнее время значительно повысилась комплексность такой экспертизы [2], к ее осуществлению широко привлекаются психологи и другие специалисты. Вместе с тем, в последние годы в числе актуальных рассматриваются проблемы МСЭ при непсихотических нервно-психических нарушениях церебрального сосудистого и органического генеза, зачастую встречающихся у пожилых людей [3]. Увеличение числа пожилых пациентов в популяции обостряет вопросы своевременного оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-экспертной помощи страдающим указанной патологией [4–11]. Только по данным наблюдений в психоневрологическом диспансере, не менее чем у 23% обратившихся выявляется нервно-психическая патология сосудистого генеза, преимущественно непсихотического уровня [4, 5].

Однако результаты обследования не учтенных диспансером лиц пожилого возраста из общей популяции указывают на то, что неглубокие («непсихотические») психические нарушения сосудистого происхождения в действительности встречаются у них значительно чаще [4, 5]. Такие больные, как правило, пользуются поликлинической помощью общего профиля, и редко попадают в поле зрения психиатра. Малое число обращений пожилых психически больных за необходимой психиатрической помощью, как и недостаток ориентированных на оказание помощи пожилым пациентам специализированных психиатрических служб, обусловливают недостаточную выявляемость непсихотической нервно-психической патологии у пожилых людей, несвоевременность ее диагностики и прогностической оценки, недостатки в лечении и реабилитации, неоправданно высокий процент ухудшения состояния при отсутствии своевременной и достаточной помощи, рост нарушений социального функционирования, развитие инвалидности [5, 7, 8, 11, 12]. В этой связи значительно возрастает актуальность вопросов своевременного распознавания, а также повышения эффективности диагностики и экспертной оценки при рассматриваемых нарушениях у пожилых пациентов. Представляется важным использование при этом комплексного характера современной МСЭ, с психологом в составе экспертной комиссии.

Данная работа предпринята с целью определения пути повышения точности диагностики и медико-социальной экспертизы при непсихотических нарушениях различного генеза в пожилом возрасте на основе комплексного обследования, включающего экспериментально-психологическую оценку.

На кафедре социальной психиатрии и психологии Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов обследованы 36 больных (27 мужчин и 9 женщин), в работе с которыми возникли диагностические и экспертные сложности при освидетельствовании в бюро МСЭ. Возраст обследованных составил от 50 до 73 лет, в среднем — 55,1 года.

По результатам обследования, в отношении 35-ти из 36-ти пациентов было рекомендовано определение третьей либо второй группы инвалидности. Социальная недостаточность и ограничения жизнедеятельности, приведшие к необходимости определения инвалидности, у обследованных были связаны с непсихотическими нервно-психическими нарушениями церебрально-органического и сосудистого генеза, в числе которых были неврозо- и психопатоподобные расстройства, а также психоорганический синдром. У 1-го обнаружен посттравматический генез непсихотических нарушений, у 5-ти — сосудистый генез. У 23-х выявлен смешанный (включая сосудистую патологию) церебрально-органический генез нарушений, еще у 4-х при смешанном церебрально-органическом генезе нарушений церебральная сосудистая патология не диагностирована. В 3-х случаях диагностирован иной и неуточненный генез нарушений церебрально-органической природы.

В этой связи следует отметить существенные отличия имевшихся этиологических подгрупп, в том числе, по представленности и роли сосудистой патологии. Эти различия использованы нами для исследования значимости различных диагностических методик, применявшихся в работе с обследованными больными. В частности, пациенты были обследованы клинически, экспериментально-психологически, а также с помощью психобиографической методики. При обследовании использовались данные, полученные ранее при помощи лабораторно-инструментальных методик — электроэнцефалографии (ЭЭГ) и др.
Была исследована диагностическая значимость клинических, параклинических (ЭЭГ) показателей и данных экспериментально-психологического обследования (ЭПО) о состоянии психических процессов для диагностики наличия непсихотических нарушений, а также их особенностей и генеза. Статистические корреляции между показателями оценивались на основе однофакторного дисперсионного анализа, по F-критерию Фишера. Статистическая обработка данных производилась с помощью компьютерной программы SPSS 13.0.

Среди клинических показателей изучены данные о клинических вариантах психоорганического синдрома (ПОС), имевшегося у 34-х из 36-ти обследованных. Астенический вариант ПОС имелся у 4-х обследованных, амнестический вариант — у 22-х, идеаторный — у 11-х, эксплозивный — у 2-х, эйфорический — у 1-го, апатический — у 6-ти. Психоорганический синдром, брадифренический по темпу, имелся у 2-х обследованных. Следует отметить, что у ряда больных ПОС диагностирован с двумя компонентами клинического варианта: идеаторно-амнестическим и астено-апатическим.

Установлена статистически значимая зависимость встречаемости амнестического и идеаторного вариантов ПОС от различий в этиологии: значения критерия Фишера, соответственно, 32,4 и 4,6.
Из параклинических показателей исследованы показатели ЭЭГ. Статистически значимым оказалось распределение различных показателей ЭЭГ в зависимости от той или иной этиологии. Корреляция распределения диффузных нарушений ЭЭГ отразилась в значении критерия Фишера F = 5,7; корреляция распределения очаговых нарушений отражена в значении F = 4,7. Для нарушений ЭЭГ стволовой, диэнцефальной и корковой локализации показатели F, соответственно, равнялись 2,8; 3,4; 5,7, что отражало достаточную значимость статистических корреляций.
Исследованы также показатели ЭПО психических процессов — внимания, памяти, мышления. С различиями в этиологии статистически значимо коррелировала встречаемость стойкого отклонения от нормы, снижения внимания (F = 4,6). Встречаемость обратимой истощаемости внимания мало зависела от этиологических различий (F = 1,8). Статистически значимо зависела от этиологических различий встречаемость изменений памяти по астеническому типу, ее истощаемость (F = 2,9). Статистически не зависела от этиологии встречаемость таких показателей как изменения памяти по органическому типу (F = 1,3), истощаемость мышления (F = 0,55), изменения мышления по органическому типу (F = 1,2). Вместе с тем, не только наличие церебральной органической патологии выявлялось по экспериментально-психологическим данным о состоянии психических процессов, что отражалось в их ослаблении, снижении. Экспериментально-психологические показатели особенностей такого снижения позволяли также уточнить этиологию поражения, это подтверждалось статистически.

Таким образом, в настоящем исследовании определены возможности дальнейшего повышения эффективности диагностики и медико-социальной экспертизы при непсихотических расстройствах церебрального сосудистого и органического генеза в пожилом возрасте. Полученные данные свидетельствуют в пользу дальнейшей оптимизации медико-социальной экспертизы таких больных при условии комплексного подхода к ней и дополнения методами традиционной клинической и лабораторно-инструментальной диагностики, экспериментально-психологическим обследованием состояния когнитивных психических процессов.

Источник

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологическая диагностика (экспериментально-психологическое исследование) – это один из видов обследования. В ходе работы оценивается профиль работоспособности и возможных нарушений, работа познавательных функций, таких как внимание, мышление, память, ассоциативные процессы, проводится оценка интеллектуальных возможностей и уровня достижений, а также волевые и личностные особенности, актуальное состояние ребенка.

Что такое эпо в психологии. Смотреть фото Что такое эпо в психологии. Смотреть картинку Что такое эпо в психологии. Картинка про Что такое эпо в психологии. Фото Что такое эпо в психологии

Патопсихологическая диагностика детей

С помощью специальных методов сбора и анализа данных медицинский психолог помогает врачу-психиатру установить причины трудностей адаптации, особенностей поведения, общения со сверстниками и в семье, сложностей в учебе, выявляет потенциально сильные стороны ребенка, которые могут стать подспорьем в коррекционных занятиях.

Патопсихологическую диагностику проводит медицинский психолог – специалист с высшим психологическим образованием со специализацией в области клинической психологии.

Направление на экспериментально-психологическое исследование дает лечащий врач-психиатр или врач-психиатр КДО (консультативно-диагностического отделения). Это одна из основных форм обследования, которая назначается большинству тех, кто обратился за помощью. Она предлагается, когда врачу-психиатру нужно более детальное изучение психологического профиля ребенка, и обычно используется, чтобы проверить гипотезы врача о наличии или отсутствии специфических особенностей в работе познавательных функций, в проявлениях личности ребенка и (или), чтобы получить более полное представление о психологической составляющей клинической картины. Прохождение патопсихологической диагностики обязательно для подготовки к ряду комиссий, например, по решению вопросов инвалидности и мерах социальной поддержки.

Патопсихологическая диагностика: формы и задачи

Патопсихологическое обследование может проводиться в нескольких формах с учетом решаемых задач:

Как проходит патопсихологическое обследование?

Патопсихологическое обследование длится от 30 минут до 2,5 часов в условиях стационара, при амбулаторном приеме до 1,5 часов. Время рассчитывается с учетом состояния, возраста, особенностей контакта ребенка, запроса врачей и целей психолога. Иногда может потребоваться несколько встреч с ребенком.

Сама встреча обычно состоит из нескольких основных шагов: беседа и выполнение методик.

Патопсихологическое обследование отличается от других форм диагностики тем, что большую часть времени ребенок и специалист сидят за столом. В первую очередь, психолог устанавливает доверительный контакт. Ребенку во время беседы предоставляется возможность высказать то, что его беспокоит, поделиться своими интересами и возникающими трудностями. Если ребенок не говорит, предлагаются простые, а по возможности чуть усложненные инструкции, исследуется понимание речи.

Затем, предлагается выполнение заданий доступного уровня сложности, подобранные индивидуально в зависимости от диагностических предположений врача, запроса родителей, гипотез специалистов и с учетом актуального состояния ребенка, его возрастных возможностей.

Если школьные задания еще недоступны ребенку, то инструкции предлагаются в игровой форме для оценки уровня развития бытовых навыков, а также простые задания на выявление возможных достижений, способности к усвоению новых знаний, готовности к контакту со взрослым. В качестве диагностики с ребенком может проводиться игра, во время которой оценивается способность к сотрудничеству, качество доступной сюжетной игры со специалистом и без него, готовность использовать игровые предметы, понимание их назначения.

Для детей более старшего возраста используются задания, которые скорее напоминают школьные, например, нарисовать дом или дерево. Если ребенок не понимает инструкцию, психолог его направляет, таким образом исследуя обучаемость.

В арсенале медицинского психолога присутствуют методики разных форм и видов подачи:

В процессе выполнения заданий психолог наблюдает за поведением ребенка, его эмоциональным состоянием, подбирая методики и инструкции. Так, с одной стороны, выявляется готовность ребенка к принятию неудач, умение справляться с трудностями, потребность в игровых формах подачи, в дополнительном поощрении, а, с другой, сохраняется нацеленность на выполнение заданий.

Родители и законные представители могут присутствовать при патодиагностике. Это часто имеет достаточно важную диагностическую информацию, когда психолог видит, как ребенок обращается к родителям, как реагирует на их слова.

Стоит отметить, что во время беседы психолога с ребенком и выполнения им диагностических заданий активное участие родителей нежелательно. На некоторое время специалист может попросить взрослых выйти. Это важный момент для оценки сформированного типа привязанностии поведения ребенка в контакте с другим взрослым. Также, возможно, есть ситуации или проявления, о которых ребенок/подросток готов рассказать специалисту только наедине.

Патодиагностика. Подводим итоги

После патопсихологического обследования специалист пишет в структурированной форме с использованием специальных терминов заключение для врача-психиатра, в котором отражены психологические особенности ребенка, причины возможных нарушений, даются рекомендации. Это заключение законные представители ребенка могут получить по запросу. Итоговые выводы также содержаться в выписке (выписном эпикризе). Полученная информация строго конфиденциальна, на неё распространяется закон о врачебной тайне, то есть данные могут быть переданы третьим лицам только в случаях, определенных действующим законодательством РФ.

Родители могут узнать результат патопсихологической диагностики и дальнейшие возможности лечения и коррекции. Не стесняйтесь задавать вопросы! Психологи и врачи-психиатры Центра им. Г.Е.Сухаревой в простой, доступной и понятной форме расскажут о полученных результатах и подскажут, как действовать дальше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *