Что такое посад кто проживал в посадах
Значение слова «посад»
1. Торгово-ремесленная часть города вне городской стены в древней Руси.
2. Пригород, предместье, а также вообще поселок городского типа в дореволюционной России. Трактир Алмазова был в городе, а мы с мамой жили за рекой, в посаде Замостье. Каверин, Открытая книга.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Во время нашествий или войн укрепления монастырей, крепостей служили убежищем для населения посадов (слобод), и, по мере увеличения территорий посадов, уже посады (слободы) окружались укреплениями (рвами, валами или стенами (деревянными, каменными и так далее), образуя круги укреплений вокруг укреплений, то есть, стали появляться города-крепости. Например, у московского кремля возникли посады, обратившиеся в укреплённые города: Китай, Белый и Земляной. В посаде проживало особое сословие жителей — посадские, позднее ставшее городскими сословиями — ремесленники, купцы, мещане, цеховые. По Уложению царя Алексея Михайловича посадские были прикреплены к своим посадам, как и крестьяне к своим пахотным землям, хотя первоначально на Руси посадские, подобно крестьянам, имели свободу перехода в иные сословия.
ПОСА’Д, а, м. 1. Поселок городского типа (дореволюц.). 2. В древней Руси — торгово-промышленная часть города, расположенная вне городской крепостной стены (истор.). Торг на посаде. || Предместье, окраина города (устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
поса́д
1. торгово-промышленная часть города, вне городской стены (на Руси IX–XIII вв.)
3. ряд домов, образующих в деревне улицу или одну сторону улицы; порядок
Посадские люди
В этой статьи поговорим про то кто такие посадские люди, что они из себя представляли и где искать о них информацию.
Белая и черная слобода
В средневековом русской городе существовала торгово-ремесленная часть. Она называлась посадом. Жители посада и именовались посадские люди. Иногда частью посада владел князь или боярин, но обычно земля принадлежала общине. Поскольку вероятность, что посад может быть подвергнут нападению, исключить было нельзя, он имел укрепления. Чаще всего в качестве строительного материала использовалось дерево, но при возможности стены возводились из камня.
Посадские люди занимались торговлей и ремеслом. Они были свободными людьми, на которых был возложен определенные обязанностей. Это оплата податей, в натуральном виде и деньгами, а также целый ряд повинностей. Посадские объединялись по профессиональному признаку. Исследователь Древней Руси Б.А.Рыбаков отмечал, что в городах X—XVIII веков насчитывалось 64 различные специальности. По его мнению, ремесленники, живущие в посадах, объединялись по цеховому принципу. Подати, которые были обязаны платить посадские люди, называли также тяглом.
Нередко происходило деление жителей посадов на две категории. Первая именовалась черной слободой, вторая – черной сотней. Черную слободу составляли люди, поставлявшие к царскому двору натуральные подати. Люди сотни занимались ремеслами и торговлей. Они сами выбирали себе старост и сотников, то есть, эта категория характеризовалась самоуправлением. В тех и других выплата повинностей производилась не с учетом числа людей в конкретном дворе, а просто со двора. При этом распределение выплат производила община. При выходе из нее посадского человека, его доля подати распределялась между остальными членами общины.
Кроме двух названых существовала еще белая слобода. Исчезла она в середине XVII века. В отличие от двух вышеназванных, посадские, населявшие ее, государственные подати не платили. Дело в том, что земля, на которой располагалась такая слобода, принадлежала князю или монастырю.
Посадские люди. Права и обязанности
Хотя посадские люди были свободными людьми, государством предпринимались меры для их закрепления к конкретным территориям. Это было необходимо для гарантированного получения податей. Удерживали людей за счет угрозы довольно серьезных наказаний. Так, если человек покидал посад или девушка, на которой он женился, была из другого посада, его могли казнить. Постепенно посадских ограничивали в правах. К примеру, с 1949 года они не имели право продать или заложить свой двор, амбар, погреб и прочее имущество.
Российское государство было сословным. Посадские входили в одно из них. Но внутри своего сословия они подразделялись на части: лучшую, середнюю и молодшею. Деление обеспечивал имущественный признак. Большими правами обладали лучшая и средняя. Так, посадские могли получить разрешение на держание «безвыемочного» питья. Однако, обладая определенными правами, посадские люди, имели и ограничения. Они не могли стать собственниками участка земли, принадлежащей общине. Не имели они права в одиночку подавать челобитную. Это могла сделать только община. Однако все ограничения, ущемлявшие личную свободу, обеспечивали и плюс. В случае, если посадскому была нанесена обида, признавалось, что обидели всю общину.
Самоуправление в посадах
Порядок в посадах поддерживался на высоком уровне. Для этого людей делили на малые и большие группы. Первые называли десятками, вторые – сотнями. Надзор осуществлялся выбранными сотскими, пятидесятскими и десятскими. Во время правления Ивана Четвертого (Грозного) в посадах выбирались суды и управления. Позже, в XVII веке вместо них были созданы земские избы. Такая изба возглавлялась земским старостой. Вся необходимая работа выполнялась ларечным целовальником и земскими целовальниками.
Должность земского старосты была выборной. Чаще всего к работе он приступал 1 сентября, и сдавал свои полномочия ровно через год. В некоторых случаях в Посаде выбирали и излюбленного судью. Пожалуй, можно отметить, что он занимался тем, чем в настоящее время занимается мировой судья – рассмотрением имущественных дел между жителями посада. Уголовные дела не относились к его ведению.
Сбором доходов занимались избранные таможенные головы и целовальники. Случалось, что таможенного голову посадские люди не выбирали, а он назначался Москвой.
Конец истории посадских людей
Разрушение посадских общин началось в начале XVII века, практически сразу, как позади осталось смутное время. Тогда у посадского человека будущее могло пойти по одному из путей. Его могли записать крестьянином или холопом. Но был вариант и попасть в гулящие люди. Такие открывали торговые лавки, строили или выкупали большие склады, именуемые амбарами, становились владельцами погребов. При этом подати (тягло) они не платили. Однако такое раздолье продолжалось не особо долго. 1649 год стал временем, власти потребовали от всех посадских (в том числе и не живущих там постоянно) записаться в тягло. Тех, кто ударился в бега, возвращали назад.
Постепенно жизнь посадских людей менялась. В середине XVII века царь Алексей Михайлович ликвидировал белые слободы. Причиной стало то, что посадские люди в черных слободах выражали недовольство, поскольку подати платили только они.
Шли годы. Посадские люди приобретали все то, чем в России характеризовались сословия. В конце XVIII века их лишь изредка называли посадскими, поскольку в это время уже укоренилось новое название мещане, просуществовавшее вплоть до начала прошлого века, когда сословия в Российской империи были отменены.
Прочитать статью про мещан можно здесь
Где искать сведения о посадских людях
Сведения о посадских людях можно найти в архиве РГАДА в следующих фондах
Посад — это что такое? Значение слова
Посад – это что такое? Как правило, толкование слова вызывает затруднение. Связано это с тем, что в современной речи эта языковая единица употребляется нечасто. Подробно о том, что это – посад, будет рассказано в статье.
Слово в словаре
О значении «посада» там сказано следующее.
Вам будет интересно: Манатки — это что такое? Толкование и синонимы
Далее о значениях этого слова будет рассказано подробнее.
Под защитой крепостных стен
Первоначально посад, который также называли подолом, представлял собой территорию, населенную посадскими людьми. Она находилась за пределами княжеского, церковного, боярского поселения, каковыми были, например, кремль, монастырь, детинец, центральное укрепление, и защищалась стенами последних. А также это была та часть города, к которой он прирастал. Там находились ремесленные слободки и торжище. В более поздний период «посад» означает уже рядовой город, не являющийся уездным.
В литературе можно встретить и другие его наименования. Например, «посад» – это и «предместье», и устаревшее ныне «предградье». Когда случались нашествия или войны, укрепления крепостей и монастырей использовались населением предместий в качестве убежища. По мере того как территория их увеличивалась, уже их самих стали окружать укреплениями. Это были рвы, валы, деревянные или каменные стены. Таким образом стали появляться города-крепости.
Примерами посадов, превратившихся в укрепленные города у московского кремля, являются Китай-город, Земляной и Белый. «Посадские» – так называлось особое сословие жителей посада. Позднее оно трансформировалось в купцов, ремесленников, цеховых, мещан. В соответствии с Уложением царя Алексея Михайловича 1649 г., их прикрепили к посадам, как и крестьян к их пахотным землям. Первоначально они имели свободу – могли перейти в другие сословия.
Павловский Посад
Это город в Московской области, расположенный при слиянии Клязьмы и Вохны, с населением около шестидесяти пяти тысяч человек. Во всем мире восхищаются произведенными здесь павловопосадскими платками и шалями. Со времени основания фабрики и до семидесятых годов прошлого века для нанесения рисунка на ткань использовались деревянные резные формы. Чтобы создать платок, нужно было сделать около четырехсот наложений.
Затем стали применяться не деревянные, а шелковые и капроновые сетчатые шаблоны. Это позволило увеличить изящность рисунка, количество цветов и повысить качество производства. Рисунок платков развивался, начиная от стандартных образцов, присущих тканям московского региона и тяготеющих к восточным шалям с так называемым турецким узором.
С семидесятых годов девятнадцатого века возникает тенденция к расширению ассортимента с присутствием натуралистических цветочных мотивов. Предпочтение отдается садовым цветам, в первую очередь, георгинам и розам.
В конце 19 – начале 20 века стиль платков оформляется окончательно. Это объемное изображение собранных в букеты цветков на красном или черном фоне. Они выполняются из шерстяной плотной или полупрозрачной ткани. В 1937 г. Павловопосадская мануфактура приняла участие во Всемирной выставке промышленно-художественных изделий в Париже. А в 1958 г. в Брюсселе, на Всемирной выставке, ее платки получили Большую золотую медаль.
В заключение будет рассмотрено еще одно значение слова «посад».
Свадебный обычай
Он состоит в следующем. Перед началом церемонии невесту с ее подружками торжественно усаживают в передний угол. Болгары помещают невесту с подругами в правый угол в избе, который у них называется «бучка», накануне свадьбы, в субботу.
Очень похожие обычаи есть у аварцев. Это один из коренных кавказских народов, который исторически проживает в Нагорном Дагестане, а также встречается на севере Азербайджана и на востоке Грузии. В современном Дагестане он является самым многочисленным. Еще свадебный обычай «посад» встречается у других народов Кавказа.
Русский историк XIX века Н. И. Костомаров усматривал в нем отражение древнего обычая, когда князя при вступлении его в должность сажали на стол. Но существует и другая версия, согласно которой, в основе «посада» лежит древний религиозный обряд.
В этой статье разберем значение слова «посад».
Этимология и история возникновения
Значения термина
Российский город
Данное слово сохранилось и в названиях некоторых населенных пунктов. Например, Сергиев Посад. Это город, расположенный в Московской области, который включен в Золотое кольцо России в 60-х годах двадцатого века. Здесь находится мужской монастырь, относящийся к Русской православной церкви. А также Троице-Сергиева Лавра.
Это крупнейший мужской монастырь, который является объектом Всемирного культурного наследия. Был заложен Сергием Радонежским. Именно вокруг него и построен Сергиев Посад. Само название города связано с основателем Лавры.
В начале двадцатого века название изменили на Сергиев, а чуть позже город стал называться Загорском. И лишь в 1991 году городу вернули его первоначальное название.
Город имеет свой герб, на котором изображена возникающая из-за стены башня с церковным куполом. В цветовой палитре герба присутствуют золотой, серебряный, синий и черный цвета.
Город отличается тем, что в нем много православных храмов и монастырей. Это и всем известная Троице-Сергиева Лавра, в которой Андрей Рублев написал свою «Троицу», и Спасо-Вифанский монастырь (сейчас он восстанавливается после разрушений), и Черниговский скит (часть Лавры, где жили монахи).
Важной достопримечательностью считается также «Русская матрешка». Считается, что знаменитый сувенир появился именно в этом городе. Матрешечный промысел и сегодня здесь довольно развит.
Город станет прекрасным местом посещения для туристов и православных верующих.
ПОСАД
Смотреть что такое «ПОСАД» в других словарях:
посад — предместье, подол, слобода, поселок, пригород Словарь русских синонимов. посад сущ., кол во синонимов: 6 • подол (8) • по … Словарь синонимов
ПОСАД — в Русском государстве XV XVIII вв. предместье, торгово ремесленная, первоначально не укрепленная часть городов. В XV XVII вв. торгово ремесленное население П. посадские люди относилось к тяглым сословиям, земля на П. считалась в верховной… … Юридический словарь
ПОСАД — 1) в русских княжествах 10 16 вв. торгово промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города; иногда посады делились на слободы и сотни.2) В Российской империи небольшой поселок городского типа … Большой Энциклопедический словарь
ПОСАД — ПОСАД, посада, муж. 1. Поселок городского типа (дорев.). 2. В древней Руси торгово промышленная часть города, расположенная вне городской крепостной стены (ист.). Торг на посаде. || Предместье, окраина города (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д … Толковый словарь Ушакова
ПОСАД — ПОСАД, а, муж. 1. В Древней и средневековой Руси: торгово промышленная часть города, обычно вне городской стены. 2. Пригород, предместье (устар.). | прил. посадский, ая, ое. Посадские люди и посадские (сущ.; жители посада в 1 знач.). Толковый… … Толковый словарь Ожегова
посад. — посад. посадочная Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
Посад — У этого термина существуют и другие значения, см. Посад (значения). Посад (подол) первоначально населённая область за пределами кремля или детинца; та часть, которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы. Во время… … Википедия
посад — а; м. 1. В древней Руси: торгово ремесленная часть города вне городской стены. 2. Устар. Пригород, предместье или посёлок городского типа. 3. Нар. разг. Ряд домов, образующих в деревне улицу или одну сторону улицы; порядок. Посады поредели. ◁… … Энциклопедический словарь
посад — пос ад, а; но: Гавр илов Пос ад, Мари инский Посад, П авловский Пос ад, С ергиев Пос ад (города) … Русский орфографический словарь