Что такое портрет в живописи
Жанр портрета в искусстве
Портрет (от французского portrait) – это один из жанров изобразительного искусства, центром которого является человек. Появился он несколько тысяч лет назад в античном искусстве, где чрезвычайно ценилась красота человеческого лица и тела. Подавляющее большинство художников разных эпох обращались к этому жанру: мы можем найти портреты в живописи Леонардо да Винчи, Тициана, А. Дюрера, Э.Дега, П.Пикассо, и, конечно же, у русских художников. Величайшими представителями жанра портрета в России стали В. Боровиковский, В. Перов, И.Крамской, П. Брюллов, В. Серов, М. Врубель, И. Репин и др.
Портреты бывают разными в зависимости от назначения, характера изображения и от эпохи.
Парадные портреты подразделяются на коронационные, тронные, придворные, военные.
Отдельный жанр портрета – миниатюра. Изготавливается на круглой или овальной основе.
Виды жанров портрета
В зависимости от эпохи жанры портрета могут делиться на:
—Костюмированный. Модель переодевается в маскарадный, бальный или охотничий костюм, преображается в литературного, исторического или театрального персонажа.
—Исторический. Жанр исторического портрета представляет собой изображение человека в историческом антураже. Иногда в толковании термина «исторический» случаются разночтения – в некоторых источниках данный вид портрета подразумевает собой изображение известной личности, написанное современниками.
—Ретроспективный. Портрет человека, написанный после его смерти. Может называться историческим из-за разницы в применении терминологии.
—Религиозный. На нём реально живший человек изображён рядом с Мадонной или на алтарной створке. В таком антураже писались портреты религиозных благотворителей.
—Групповой. Особенностью жанра «групповой портрет» является изображение двух и более людей.
—Семейный. На нём герои являются родственниками.
—Парный. В отличие от парной картины, это две отдельные картины, дополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов.
—Портрет-картина. Модель вписана в пейзаж, жанровую или сюжетную картину. Окружающая среда представляет собой не просто «подложку», а является неотъемлемой частью всей композиции.
—Портрет-прогулка. Подраздел предыдущего жанра. Описываемая личность прогуливается на фоне природы.
—Портрет-тип (сословный). Представляет собой собирательный образ. Крестьянин, военнослужащий, купец – в портрете отображаются характерные черты того или иного сословия.
—Автопортрет. Изображение художником самого себя. Часто в каком-либо образе.
История жанра портрет
Портретное искусство началось, как ни странно, со скульптуры. В Средневековье жанр сошёл на нет, а на Ренессанс – во времена смены жёстких духовных ограничений на светские ценности – пришёлся его расцвет.
Портреты писались в профиль, позднее пришло разнообразие – лица изображались в анфас и в три четверти. Абсолютная монархия принесла с собой моду на парадные портреты: их заказывали короли и приближенные к ним особы, аристократия и влиятельные церковники. В тот период появилась должность придворного живописца, который писал портреты правящей семьи в течение всего периода их царствования.
С развитием стилей живописи развивались и менялись портретные стили. В эпоху барокко художники от классического, сдержанного изображения перешли к более глубокому, где преобладала эмоциональность и драматизм. Само же изображение стало более цветным и контрастным.
Рококо внёс свою лепту посредством теплоты, интимности, камерности изображения.
Художники романтизма старались внести одухотворённость в образ модели.
В конце XVIII века художники снова обратились в реализм, а позднее – в эпоху развития импрессионизма, портретисты, как и пейзажники, устремились к изображению настроения и чувств зачастую в ущерб реалистичности.
Экспрессионисты, кубисты, сюрреалисты экспериментировали с цветом, формой, пропорциями, выражали на портретах нестандартные эмоции.
Современные художники используют различные концептуальные подходы, используют современные техники и технологии.
Известные русские художники жанра портрет и их знаменитые шедевры.
К самым знаменитым портретам кисти русских художников можно отнести:
В.Г. Перов. «Портрет Достоевского Федора Михайловича» является образцом классического портрета конца XVIII века. Фёдор Михайлович изображён на нём глубоко погружённым в свои мысли. Художник сумел отобразить его внутреннее состояние – знаменитый писатель был очень закрытым и глубоко задумчивым человеком.
И.Е. Репин. «Портрет С. И. Мамонтова» – известного железнодорожного магната и мецената. С.И. Мамонтов изображён в расслабленной позе. Врубель же написал миллионера в своем легко узнаваемом жанре.
Знаменитый «Портрет Марии Лопухиной» В. Л. Боровиковского отображает не сколько социальный статус графини, сколько её личные качества: образ получился нежным и загадочным, портрет и пейзаж на заднем плане искусно переплетаются, создавая эффект гармонии человека и природы.
Невозможно обойти вниманием портрет «Неизвестной» И.Крамского, которую часто называли русской Джокондой. Хорошо одетая юная особа сидит в экипаже одна, что было немыслимо для тех времён. Историки и критики до сих пор не нашли достоверной информации, кто изображён на этом портрете – по одной из версий это была Екатерина Долгорукова, любовница Александра II.
В. Серов и «Девочка с персиками». Мы снова возвращаемся в усадьбу С.Мамонтова, и на этот раз художник пишет его дочь Веру.
М. Врубель. При упоминании имени художника перед глазами сразу же встаёт его знаменитый «Демон сидящий». Сюжет картины навеян одноимённой поэмой М. Лермонтова. Портрет несуществующего персонажа, духа, олицетворяющего образ борьбы, силы и сомнений в правильности своих поступков.
Картины современных художников, работающих в жанре портрет, вы можете найти на нашем сайте. Добро пожаловать!
Что такое портрет в живописи
Портрет – жанр изобразительного искусства, показывающий индивидуальные черты конкретного человека. Портрет отражает внешность человека, его внутренний мир, передает социальный статус и принадлежность к эпохе. Техника рисования портрета отличалось в разные времена.
Первым появлением портрета можно считать женские лики, изображенные на фресках 16 века до н.э., найденные археологами на острове Крит. Искусство портрета в Древнем Риме и Древней Греции оставило большой след только в скульптуре. Мастерами были воссозданы идеализированные пластические образы элиты — политиков, военачальников, философов и поэтов.
Живописные портреты Древнего Египта служили для выполнения магических ритуалов. Изображения людей выполнялись на холсте или деревянных досках и отправлялись вместе в гробницу. Римляне-завоеватели принесли свои обычаи хранить в домах портреты хозяев. Портретная живопись в Древнем Египте была в технике темперы или энкаустики — живописи красками с использованием воска.
Искусство средневековья под влиянием церкви создавало религиозные образы.
Портрет в живописи осмеливались делать немногие художники. Профиль дарителя часто изображали, обращенного к святому, Мадонне или Богу, с оформлением картины по церковным канонам, но образ дарителя имел второстепенное значение в композиции.
Расцвет жанра живописи портрет начался в эпоху Возрождения, когда активная и сильная личность являлась важнейшим элементом эпохи. Художники создавали портреты, на которых люди и общий фон были отделены друг от друга. Только в 16 веке возникает гармония в живописи лица. Художники начинают использовать в живописи портреты маслом на холсте.
Взгляд живописи в эпоху Возрождения разделил портретный жанр на разные формы. Появились портреты в полный рост, по грудь, по пояс и по колени. Знать заказывала не только одиночные, но и парные супружеские портреты. Появляется много групповых портретов. Популярен парадный портрет, который прославляет царственных особ, членов их семей, придворную знать или церковников, занимающих высокие посты.
На мужском портрете живописи изображали модель с шикарным мундиром, обязательно расшитым золотом, женский образ был в роскошных платьях и драгоценностях. В качестве фона выбирали красивые пейзажи, пышные драпировки, арки или колонны.
Первооткрывателем портретного искусства считается парсуна – произведение портретной живописи, выполненное по традициям иконописи.
Настоящий портрет, передающий сходство с изображаемым, появился в 18 веке. В советский период портрет-тип получил дальнейшее развитие, отражая народный характер в образах крестьян. В современной России в портретном жанре проявили себя Н. Сафронов и И.С. Глазунов.
Портрет — жанр живописи: суть, виды, история жанра, знаменитые портреты и портретисты
Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.
Портрет в живописи — это всегда изображение реального человека. Недаром в старину на Руси портреты назывались парсунами — от латинского слова persona, что означает «личность». Как видим, парсуна и персона — родственные слова. Что же касается современного термина для обозначения данного жанра живописи, то в его основе лежит старофранцузское слово portraire. Оно означает воспроизведение чего-либо очень точно, «черта в черту». Но, что интересно, портретный жанр стал самостоятельным раньше, чем у него появилось отдельное название.
Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.
Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.
Классификация — какими бывают портреты?
По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.
Камерные портреты более лиричны, интимны.
Среди парадных выделяют:
Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.
Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.
Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.
Виды портрета (поджанры)
Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:
Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.
Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.
А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.
Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.
История портретного жанра
В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.
Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.
Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.
Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.
Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.
Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.
С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.
Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.
Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.
Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…
Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.
Известные портретисты
В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.
Великолепные образцы жанра созданы:
Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.
Некоторых художников прославили именно портреты — например, загадочная «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского или скандальная «Мадам X» Джона Сингера Сарджента (John Singer Sargent).
Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:
Знакомство с шедеврами мировой живописи побуждает поклонников прекрасного создавать и свои собственные коллекции. На сайте Very Important Lot вы сможете поучаствовать в аукционах или приобрести картины у современных художников, которые не только будут